Научная статья на тему 'Регионализация и ее формирование на юге Европы'

Регионализация и ее формирование на юге Европы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
584
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / КООПЕРАЦИЯ / СИНЕРГИЯ / РЕГИОН / СУБРЕГИОН / МИКРОРЕГИОНАЛИЗМ / СУБРЕГИОНАЛИЗМ / ОЧЭС / ЕВРОПА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шевченко И.В., Алексеева Е.А.

Организация черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) является одним из очагов интеграции и регионализации и состоит из 12 стран, расположенных на Юге Европы. Проведено аналитическое исследование роли ОЧЭС в европейской интеграции и определено ее место в экспансивно расширяющейся модели ЕС. Для изучения ключевых вопросов темы также синтезирован краткий литературный обзор. В заключении представлены факторы, осложняющие теоретическое осмысление интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регионализация и ее формирование на юге Европы»

9 (144) - 2010

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ

НА ЮГЕ ЕВРОПЫ

И. В. ШЕВЧЕНКО, доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета, заведующий кафедрой мировой экономики E-mail: decan@econ.kubsu.ru

Е. А. АЛЕКСЕЕВА, аспирант кафедры мировой экономики E-mail: depec@mail.ru Кубанский государственный университет

Организация черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) является одним из центров интеграции и регионализации и состоит из 12 стран, расположенных на юге Европы. Проведено аналитическое исследование роли ОЧЭС в европейской интеграции и определено ее место в экспансивно расширяющейся модели ЕС. Для изучения ключевых вопросов темы также синтезирован краткий литературный обзор. В заключение представлены факторы, осложняющие теоретическое осмысление интеграции.

Ключевые слова: международная экономическая интеграция, регионализация, кооперация, синергия, регион, субрегион, микрорегионализм, субрегионализм, ОЧЭС, Европа.

Мировая экономика переживает противоречивый этап развития: с одной стороны, мир охвачен процессами глобализации, с другой стороны — страны предпочитают формировать локальные группировки, происходит непрекращающееся «дробление» мира на региональные экономические блоки. Все это вызывает некую неопределенность в понимании происходящего и многочисленные дебаты среди теоретиков интеграции и регионализации. По сути, все эти процессы (глобализация, интеграция и региональная экономическая интеграция) имеют общую цель — создание единства в рамках определенной системы.

Казус мирового развития заключается в стремлении разных, а зачастую и диаметрально противо-

положных культур объединиться для достижения экономического, а в дальнейшем и политического союза. При этом страны настаивают на соблюдении собственных интересов и приоритетов. Так, стремясь к объединению, государства чаще всего преследуют собственные цели, несмотря на то, что построение интеграционного блока подразумевает создание единой системы и достижение синергии. Следовательно, создаваемые союзы стран должны не только реализовывать общие программы развития, но также ставить и реализовывать общие задачи, отсутствие чего, по мнению авторов, и ведет к негативным последствиям международной экономической интеграции и тормозит ее развитие.

Глубокие различия в историко-культурном, экономическом и политическом развитии государств не позволяют создать устройства мирового хозяйствования по единой модели. Поэтому современная мировая экономическая архитектура представляет собой сложнейшую систему, состоящую из региональных объединений стран, блоков и союзов, переплетенных между собой различными связующими звеньями.

Начиная с 1950-хгг. мировая экономика переживает новый этап развития — интеграцию. Союз Франции и Германии в угольной отрасли дал толчок к общеевропейской интеграции и созданию нового политического союза с единой экономической и валютной политикой. Полная интеграция (или

достижение политического союза) является сложным, комплексным и динамичным процессом, требующим длительного периода времени. Вот почему данный вид взаимодействия под силу лишь немногим идентичным или близким по уровню развития государствам с наличием целого ряда общих факторов.

Учитывая разнополярность мирового устройства и его глубокую диверсификацию, на сегодняшний день самой приемлемой формой сотрудничества стран остается региональная экономическая интеграция, которая наиболее эффективным образом позволяет создать единое экономическое пространство.

По мнению авторов, следует четко отличать понятия региональной интеграции и регионализации. Оба вида межстранового сотрудничества относятся к особым формам взаимодействия государств. Региональная интеграция — это специфическая разновидность международной интеграции соседствующих или близлежащих земель, расположенных в одной географической плоскости (между странами или их регионами), основанная на идее равноправного партнерства, в рамках которого каждый участник полноценно реализует свои национальные интересы.

В данном контексте возможен вопрос о различии региональной интеграции и региональной кооперации. На практике региональная интеграция — глубинный процесс, затрагивающий все сферы деятельности, тогда как кооперация может происходить в какой-то конкретной области взаимодействия или сотрудничества. Поэтому региональную интеграцию мы подразделяем по видам на политическую (образование транснациональной политической системы), экономическую (создание транснациональной системы хозяйствования, часто соотносится с негативной интеграцией) и социальную (воплощение идеи транснационального общества). В то время как региональная кооперация подразделяется в зависимости от сфер взаимодействия (например, транспортная, сельскохозяйственная или же в более узком значении или отрасли).

Отличительная черт&регионализации заключается в ее тенденции нивелирования международных разногласий, развертывании политического диалога и взаимовыгодного сотрудничества между участниками. В результате страны стремятся к созданию стабильного политического климата, росту благосостояния каждого из участников и формированию новой среды стабильности и процветания.

Как и определение интеграции, термин «регионализация» до сих пор не имеет единой формулировки. Впрочем, как и его составляющие: регион и субрегион. Регион может рассматриваться и как методологическая категория [2], и как собирательное понятие без четкого определения [5]. Опустим многочисленные географические, философские и прочие трактовки, выходящие за рамки экономической составляющей понятия, и остановимся лишь на узком его значении. Так, международный регион авторы предлагают определять согласно трактовке Дж. Ние [6], рассматривающим его как «лимитированное количество государств, связанных вместе по географическому признаку и определенной степенью совместной зависимости». На взгляд авторов, также заслуживает внимания исследование Томсона, систематизировавшего признаки международного региона по двадцати признакам. Среди главных условий и отличительных черт автор выделил близость расположения и регулярность взаимодействия. Наряду с этим также важными являются внешняя и внутренняя узнаваемость региона и его признание как отдельной территории [8].

Наш вариант определения «регионализации» в трактовке контекста международной экономической интеграции подразумевает процесс формирования и эффективного совместного функционирования исторически сложившейся общности народов соседствующих территорий, расположенных в определенной географической плоскости, со схожими социально-экономическими и политическими характеристиками.

Как сознательную политику государств по координации различных направлений деятельности и договоренности в рамках расширенного региона определяетрегионализм Ватт-Вальтер [1]. Исходя из сказанного, регионализация подразумевает межгосударственное сотрудничество, описываемое Кеохане как процесс «координации политики, в которой участники подстраивают свое поведение, или нивелируют преференции других участников». Таким образом, регионализация имеет место, если политика, реализуемая одним государством, рассматривается его партнерами как упрощенная реализация собственныхцелей [4].

В теории регионализации подразумевается равноправное сотрудничеств, однако на практике государство с более высоким уровнем развития посредством налаживания торговых связей интегрируется с близлежащими территориями, чаще всего с менее развитой экономикой. Иными словами,

государство—доминант устанавливает «правила», а зависимые от него страны, состоящие в блоке, строят свою деятельность в установленных рамках. На рис. 1 показан простейший пример притяжения менее развитых государств к доминирующему. Известно, что интеграционные процессы лучше всего происходят между странами одного уровня развития. В данном случае уникальность регионализации заключается в том, что ее процессы могут происходить и между странами с различным уровнем развития.

В современном мире процессы региональной интеграции и глобализации происходят одновременно, причем региональная интеграция для ряда стран стала заменой некоторых глобализационных процессов. Например, региональная интеграция оказывает влияние на рост производства в менее развитых странах и открывает им доступ на мировые рынки. Существует теория о регионализации как промежуточном звене глобализации. Однако практическое применение моделей регионализации стран выявляет ряд особенностей и противоречий международной экономической интеграции.

На международном уровне регионализация подразумевает сотрудничество соседствующих стран. На уровне отдельных территорий — сотрудничество административных единиц различных государств или более мелких регионов (субрегион), относящихся к государствам в единой географи-

Государство -последователь тт

(Государство -последователь пп

шиударшьи-диминаш (в регионе)

Государство -последователь п

Рис. 1. Пример «интеграционного» притяжения стран с неравномерным уровнем развития

ческой плоскости. Опять же, среди исследователей пока не сформирован единый подход к определению различий регионализации и субрегионализации.

По мнению авторов, оба процесса протекают на межгосударственном уровне. Хотя и субрегионализм имеет место между регионами различных стран, в юридическом смысле соглашения о сотрудничестве должны в любом случае заключаться на правительственном уровне. В Европе, например, деятельность юридически узаконенных межгосударственных группировок, не входящих в рамки существующих европейских региональных объединений, относится к субрегионализму.

Основное отличие в том, что целью субрегионализма является реализация странами совместных региональных проектов, тогда как регионализм ставит задачей общую координацию политик участвующих стран. Не являясь независимым процессом, субрегионализм находит место в более широких региональных формах сотрудничества для того, чтобы вовлечь участвующие стороны в более активные интеграционные процессы, однако достижение союза не является итоговым результатом деятельности (как, например, в классической теории интеграции). В целом субрегионализм является интровертной формой процесса регионального сотрудничества.

Учитывая все сказанное, субрегионализм — это регулируемый процесс значительного политического и экономического взаимодействия среди группы соседствующих государств на уровне правительств, местных (региональных) властей, бизнеса и общественных организаций в широком спектре вопросов [7].

Наибольшее распространение регионализация и ее подвиды получили в Европейском Союзе, непосредственном родоначальнике этого процесса. Следовательно, и большая часть теорий, а также практические модели основаны на примерах европейской интеграции. В наши дни регионализация представляет собой один из важнейших элементов новой европейской архитектуры. Достаточно вспомнить внедренную политику на территории Европейского Союза под названием «Европа регионов». Данный проект охватывает не только страны Сообщества, но и граничащие с ними территории.

В Европе также активно развиваются процессы микрорегионализма. В данной работе мы не ставим задачи исследовать все формы межгосударственного сотрудничества, но определенную их взаимосвязь необходимо отразить. На рис. 2 представлена схема взаимодействия трех понятий

Государство -последователь т

Микрорегионализация

Рис. 2. Взаимосвязь регионализации, микрорегионализма и субрегионализма

процессов регионализации, протекающих в современной Европе.

По мнению авторов, нет единого теоретического подхода в изучении регионализации, субрегионализма, региональной и субрегиональной коопераций. Возвращаясь к вопросам различия региональной интеграции и региональной кооперации, отметим, что аналогичный вопрос возникает и в случае субрегионализма. Субрегионализм и субрегиональная кооперация взаимозаменяют друг друга, если речь идет о процессе координации политик на межправительственном уровне. Исходя из изложенного, формирование субрегионализма межправительственного типа происходит в четырех отдельных категориях: формирование транснационального спроса, стабильное экономическое развитие, наличие стран — лидеров в развитии, а также устойчивая система безопасности.

Все рассмотренные ранее направления относятся к теории «нового регионализма». Данный вид науки только зарождается, и на сегодняшний день нет общепризнанной теоретической базы, которая сможет полностью объяснить все ее разновидности.

По мнению авторов, одним из ярчайших примеров «нового регионализма» является Организация черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). Территория Причерноморья (стран, граничащих по водам Черного моря и прилегающих территорий)

¡Три страны ЕС: | Румыния, ¡Греция и Болгария

является на сегодняшний день одним из развивающихся центров регионализации. В состав ОЧЭС входят Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдова, Россия, Румыния, Сербия, Турция и Украина. Организация появилась как политическая инициатива, однако ее деятельность направлена по большей части в экономическую сферу. Постепенно ОЧЭС трансформировалась в торгово-экономическое объединение стран Черного моря.

Учитывая сложность протекающих интеграционных явлений в регионе, данная территория остается одной из наиболее интересных для исследователей как международной экономической интеграции, так и регионализации. Большинство научных работ посвящено изучению роли и места ОЧЭС в европейской интеграции.

Учитывая тот факт, что современные европейские модели дифференцированной интеграции (например, «Европа концентрических кругов», «Ядра Европы» и «Гибкая Европа») имеют целью расширение Европейского Союза на Восток, в перспективе возможна адаптация одной из них для усовершенствования интеграционных процессов и на юге Европы, в Черноморском регионе. Все три модели имеют примерно одинаковую графическую структуру, несмотря на принципиальные различия в вопросах конфедерализма и роли доминирующих стран. На взгляд авторов, место и роль ОЧЭС при расширении Европейского Союза будет выглядеть следующим образом (рис. 3).

В состав блока входят два государства Европейского Союза, но в целом большинство участников ОЧЭС не задействованы полностью в европейс-

ссия и ее

1

рационные | [ентры 1

Рис. 3. Роль и место стран ОЧЭС в процессах европейской интеграции

кой интеграции. В будущем, в рамках реализации концепции сближения с Европейским Союзом, возможно, что больше стран станет участницами блока. Остальные же будут ассоциированы с Европейским Союзом, за исключением Российской Федерации, которая, в свою очередь, сама представляет мощнейший интеграционный и региональный центр.

По мнению авторов, данная модель наиболее близка для ОЧЭС. Принцип Европы «концентрических кругов», основан на создании определенного центра интеграции, состоящего из наиболее развитых государств (в модели «Ядра Европы» эти государства не меняются), которые «притягивают» менее развитые, с менее развитыми интеграционными процессами. Существуют также модели присутствия нескольких «доминантов», представляющих собой региональную олигополию, а также модель создания множества интеграционных центров для их дальнейшего объединения в единую структуру (integration mapping).

В данном случае регионализация представляется как часть общего европейского процесса интеграции. По сути, регионализация имеет доминирующий характер развития, значит, чем больше степень взаимодействия стран, тем больше степень вовлеченности соседствующих территорий в ее процессы.

Большинство западных ученых определяют ОЧЭС чаще всего как географический торговый блок, т. е. ассоциации стран, в рамках которой нивелируются возможные торговые барьеры:

1) для роста благосостояния, эффективности и «создания условий торговли»;

2) усиления переговорных процессов с третьими сторонами;

3) продвижения региональной политической кооперации.

Рассматривать ОЧЭС вне процесса расширения Европейского Союза предлагают Хук и Киме [8]. В их исследованиях ОЧЭС представляется как субрегиональное явление, а понятие «субрегион» используется как «межправительственная группировка».

Однако в уставных документах ОЧЭС принято рассматривать все страны-участницы как элементы единого региона Черного моря (ОЧЭС и Черноморский регион являются в данном случае синонимами).

Например, в ст. 1 Устава ОЧЭС определяется как «региональная экономическая организация», а ст. 6 говорит об открытости ОЧЭС для вступления

любого государства, которое пожелает стать членом Организации и которое в состоянии и готово претворять в жизнь принципы и цели ОЧЭС [7]. Следует отметить, что географическое измерение является неотъемлемым признаком региональной интеграции, но не единственным. Поэтому блок ОЧЭС смело объединяет ряд государств, находящихся в близости друг от друга, расположенных в единой географической плоскости, на юге Европы и связанных между собой различными уровнями интеграционных связей. В целом, интеграционные процессы, протекающие в регионе, служат ярким примером попытки создания модели взаимодействия разнородных элементов в единой общности.

Российская научная мысль, посвященная анализу деятельности ОЧЭС, в основном рассматривает экономическую деятельность блока. Западная в большинстве случаев посвящена анализу политических мотивов его создания, рассмотрению вопросов «демократизации» бывших советских республик, формированию нового геополитического центра в противовес Российской Федерации. Существует явное различие отечественного подхода к изучению ОЧЭС, который заключается в анализе эффективности торгово-экономических связей между странами, и зарубежного, который, в свою очередь, видит в ОЧЭС политический инструментарий подавления влияния России на юге Европы. И все же, если отмечать побудительные мотивы интеграционного процесса, то, несомненно, главным можно считать политический, хотя, по своей сути, интеграция опирается на экономическую основу.

В целом в мировой научной мысли ОЧЭС остается практически неизученным явлением. Концепция блока до конца неясна и лишена явных научных обоснований. Вопросами изучения блока заинтересовано относительно небольшое количество ученых, преимущественно из Турции, Греции и России. Существуют также единичные труды в Румынии, Канаде и Великобритании.

Интеграция сама по себе явление емкое, трудноизмеримое и противоречивое. На сегодняшний день не существует единой теории в осмыслении международной экономической интеграции. Различные исследования и статистические анализы то определяют ее положительное влияние, то опровергают его. Кроме того, на сегодняшний день в мире существуют более 100 интеграционных блоков, однако почти все они стремятся или уже достигли состояния единого рынка. Европейский Союз остается единственным валютным и политическим союзом. И здесь взгляды экономистов

сильно разнятся: например, Сцитовски подчеркивал неизбежность внедрения программ государственной поддержки стимулирования инвестиций и занятости при невозможности блока развиваться экстенсивно. Именно это сейчас наблюдается, особенно в связи с протекающими кризисными явлениями в мировом масштабе.

Главная сложность в теоретическом осмыслении интеграционных процессов, по мнению авторов, заключается в следующем:

1) имеет место неточность в понимании (в определении) конкурентных преимуществ интегрированного государства в сравнении с «неинтегрированным»;

2) отсутствуют единые мотивировки для вступления в интеграционный союз. Каждая страна сама выбирает для себя между политическими и экономическими мотивами, действуя согласно выбранной стратегии в блоке;

3) отсутствует унифицированное целеполагание стран в блоке. Каждое государство преследует свою собственную выгоду от вступления в союз (или набор выгод). В результате блоку сложно, а порой и практически невозможно, достичь синергетического эффекта;

4) отсутствует четко определенный понятийный аппарат процессов, протекающих в рамках или одновременно с интеграцией и ее подвидами. Наряду с происходящими глобальными изменениями в мировой экономике и системными сдвигами в некоторых ее секторах (как, например, в банковской сфере) актуальность исследований стран ОЧЭС возрастает. Еще одним стимулирующим фактом являются попытки проведения геополитической трансформации на юге Европы. По мнению авторов, именно сейчас, в момент формирования новых экономических условий, региональная интеграция становится важнейшим звеном выхода развивающихся стран из кризисного состояния. Интегри-руясь, объединяя экономики, создавая и реализуя совместные региональные проекты, государства тем самым оказывают положительное влияние на общее

экономическое развитие, стимулируют производственные процессы, столь жизненно необходимые в наши дни, а значит, и растут торговые возможности. Какрезультат, интеграция, регионализация и прочие виды сотрудничества стран между собой выступают необходимым, «спасительным» звеном в мировом хозяйствовании, как для развитых, так и для развивающихся стран, особенно на юге Европы.

Список литературы

1. Ватт-Вальтер Холли. Европейское Сообщество и проблема безопасности 1979—1992. Лондон: Макмиллан пресс, 1995. С. 77.

2. Гайдук В. П. Черноморско-Средиземноморс-кий регион: «столкновение культур» или циви-лизационная общность. Безопасность России. Черноморскийрегион. М., 1997. С. 280.

3. Дван Р., Павлюк О. Построение безопасности в новых странах Евразии, Субрегиональная кооперация на бывшем Советском пространстве. Нью-Йорк: ИстВест Институт, 2000.

4. Кеохане Роберт. После господства Кооперации и разногласий в мировой политической экономике. Принстон: Принстон Юниверсити Пресс, 1984. С. 51-52.

5. Ковальский H.A. Реструктуризация геополитического пространства от Гибралтара до Каспия в 90-егг. Европа и Россия: проблемы южного направления. Средиземноморье-Черномо-рье—Каспий. М., 1999. С. 21.

6. Hue Джозеф. Международный регионализм. Бостон: Литтл Броун Р. Ко, 1968. С. XII.

7. ОЧЭС. Свод документов. Стамбул: ПЕРМИС, т. 4, 2000. С. 4.

8. Томпсон Вильям. Региональные субсистемы: концептуальное объяснение и внедрение, ежеквартальное издание «Международные исследования», т. 17, № 1, март, 1973. С. 93-94, 101.

9. Хук Гленн, Кирнс Ян. Субрегионализм и мировой порядок. Лондон: Макмиллан, 1999. С. 6-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.