10. Papok K.K., Baron I.G. Jadovitost' topliv, masel i tehnicheskih zhidkostej (Toxicity of fuels, oils and technical liquids). Moscow: Izd-vo min. Oborony SSSR, 1960. 79 p.
11. Proizvodstvo smazochnyh materialov v Rossii: fakt i prognoz (Production of lubricants in Russia: actual and forecast World oil) // Mir nefteproduktov. 1999. No 1, pp. 9-11.
12. Sobolev B.A. Proizvodstvo smazochnyh masel predprijatijami Rossii (Production of lubricating oils by enterprises in Russia) // Mir nefteproduktov. 2000. No 2, pp. 1-2.
13. Surin S.A. Otrabotannye masla: vtoraja zhizn' (Waste oil: second life) // Mir nefteproduktov. 2000. No 2. pp.22-24.
14. Stadnickij G.V., Rodionov A.I. Jekologija (Ecology). Moscow: Vysshaja shkola. 1988. pp.272.
15. Fuks I.G., Evdokimov A.Ju., Lashhi V.L., Samojhmedov Sh.M. Jekologicheskie prob-lemy racional'nogo ispol'zovanija smazochnyh materialov (Ecological problems of rational use of lubricants). Moscow: Izdatel'stvo «Neft' i gaz», 1993. 352 p.
16. Shennon I., Shej R. Smazochnye materialy: snizhenie vrednogo vozdejstvija na okruz-hajushhuju sredu (Lubricants: reducing the harmful effects on the environment) // Mir neftepro-duktov. 2000. No 3. pp.30-33.
17. Juzefovich V.I. Organizacija sbora otrabotannyh masel (Organization of the collection of waste oils) // Mir nefteproduktov. 2001. No 3. pp.28-30.
УДК 621.899 © В.В.Тарасов, 2014
РЕГЕНЕРАЦИЯ ОТРАБОТАННЫХ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ОПТИМАЛЬНЫЙ СПОСОБ ИХ ЭКОНОМИИ ЗА СЧЕТ ПОВТОРНОГО ПРИМЕНЕНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТЕ
Рассмотрены пути экономии смазочных материалов на предприятиях морского транспорта, в судостроительной и судоремонтной промышленности за счет регенерации отработанных смазочных материалов (ОСМ), показаны пути их повторного применения.
Ключевые слова: топливные ресурсы, транспорт, промышленность.
Распространение интенсивных технологий в условиях энергетического кризиса предопределяет увеличение потребления энергии, что приводит к истощению природных топливных ресурсов. В этой связи в мировой практике усилились поиски новых конструкций, технологических решений, альтернативных видов топлив, смазоч-
ных материалов и т.д. То есть важность проблемы экономии топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) остается неизменной.
Морской транспорт — одна из наиболее энергоемких отраслей народного хозяйства России, в которой экономное использование нефтепродуктов является признаком умелого хозяйствования. В странах с развитой инфраструктурой морского флота и обслуживающих его предприятий судостроительной и судоремонтной промышленности используются энергосберегающие технологии, рациональное применение горюче-смазочных материалов, умелое маневрирование техническими ресурсами в процессе эксплуатации флота и его ремонта. Энергетические средства отличаются высокой производительностью и топливной экономичностью благодаря улучшенной конструкции ДВС, различных деталей и узлов, наличию электронных средств автоматического регулирования работой судовых силовых установок.
Основные направления воздействия на энергетическую ситуацию и снижение расхода топлива и смазочных материалов (ТСМ) на предприятиях судостроительной и судоремонтной отраслей являются:
1. Регулирование цен на отдельные виды энергоносителей;
2. Применение налогов и кредитов;
3. Приоритетное финансирование научных исследований, направленных на экономию нефтепродуктов;
4. Сбор и распространение информации о способах экономного потребления энергии, пропаганда результатов научных исследований.
Основные затраты энергетических ресурсов в судоремонтной промышленности приходятся на энергопотребление, поэтому экономия нефтепродуктов в этой отрасли является важнейшим резервом повышения эффективности работы предприятий морского флота.
Общие тенденции развития мировой энергетики и значительный опыт развитых стран по рациональному использованию ТЭР дают возможность определить основные направления рационального потребления нефтепродуктов в различных отраслях промышленности:
1. Повышение топливной экономичности судовой техники;
2. Совершенствование организации хранения и учета нефтепродуктов;
3. Внедрение энергосберегающих технологий;
4. Использование альтернативных видов топлива и возобновляемых источников энергии.
Вышеперечисленные направления экономии нефтепродуктов возможно осуществить, реализуя конструктивные, химмотологиче-ские, эксплуатационные и утилизационные мероприятия (рис. 1). Причём, экономия смазочных масел осуществляется как при создании техники, масел, присадок, так и при эксплуатации техники и использовании смазочных материалов, а также их регенерации.
Рис. 1. Пути экономии смазочных масел
В настоящее время при разработке судовых энергетических установок учитывается фактор экономии энергоносителей. Совершенствование судовой техники ведется в двух направлениях:
1. Разработка конструкций энергетических установок с повышенной топливной экономичностью;
2. Создание судовых машин и механизмов, потребляющих меньше энергии при эксплуатации.
При совершенствовании судовых энергетических установок актуальным остается вопрос создания экономичных двигателей и механизмов передачи энергии на движители.
Посредством реализации конструктивных мероприятий экономия СМ осуществляется на стадии совершенствования конструкции двигателей, машин и агрегатов; при разработке новых видов испытаний двигателей и других агрегатов; путём сокращения времени приработки и обкатки; также за счёт создания необходимого (оптимального) теплового режима при пуске и в условиях эксплуатации [1].
Внедрение конструктивных мероприятий даёт экономию смазочных масел от 6 до 15%.
Химмотологические мероприятия, направленные на экономию смазочных материалов.
Правильное решение вопросов рационального и экономного использования моторных масел непосредственно связано с характером и глубиной изменения первоначальных свойств масла при работе двигателя. Изменения физико-химических и эксплуатационных показателей моторных масел в дизелях показывают, что характер изменений принципиально одинаков, однако глубина различна. Это объясняется многими причинами: условиями работы, свойствами применяемого масла, различной тепловой напряженности двигателей, неодинаковой вместимостью смазочной системы, кратностью циркуляции масла и т.д. Основным фактором является тепловая и динамическая напряжённость деталей ЦПГ двигателя. Зная закономерности поведения и изменения свойств масла в двигателях, можно более объективно обосновывать требования по повышению качества выпускаемых и разработке новых унифицированных сортов моторных масел и композиций присадок к ним [2]. Кроме того, можно прогнозировать поведение масла [3], изменять его в нужном направлении и даже управлять им [3]. Выявление этих закономерностей позволяет находить пути сокращения расхода масла [3].
В условиях преимущественного использования высококачественных масел с высокоэффективными композициями присадок большое значение в их совершенствовании приобретает проблема унификации моторных и других видов смазочных масел [4,5]. Наличие широкого ассортимента смазочных масел создает значительные трудности не только при производстве, транспортировании и хранении, но главным образом при их применении, особенно в тех случаях, когда на судах применяются СДВС различных типов. Перспективной в этой области является работа по сокращению ассортимента и унификации смазочных масел [5], заменив низшие группы моторных масел высшими и существенно повысить качество циркуляционных, цилиндровых, индустриальных, трансмиссионных и гидравлических масел. Также осуществляется более широкое использование маловязких всесезонных и универсальных масел, а также продуктов с рабочими консервационными свойствами, что позволит также сократить ассортимент используемых масел. Увеличено промышленное производство низкозастывающих моторных масел (ММ) для высокофорсированных двигателей, всесезонного универсального дол-гоработающего моторного масла [6]. В судоходных компаниях на судах со среднеоборотными дизелями наметился переход на высокоэффективные энергосберегающие масло. Основная концепция создания и совершенствования энергосберегающих моторных масел для СДВС — масло должно способствовать экономии топлива в течение всего срока его службы.
Для обеспечения нормальной работы современных высокофорсированных двигателей необходимо высококачественное смазочное масло, качество которого определяется вводимыми в масла присадками [7]. Постоянно возрастающие требования к качеству моторных масел привели к необходимости создания композиций многофункциональных присадок, которые при введении в масло повышают многие его свойства [7]. При составлении композиций присадки химически взаимодействуют, в результате чего усиливаются старые или проявляются новые качества. Присадки делятся на улучшающие свойства базовых масел, получаемых в результате технологического процесса, и придающие смазочным маслам свойства, которых они не имеют [5].
При оценке качества смазочных масел используются многочисленные физико-химические показатели. Однако в результате добавле-
ния к смазочным маслам присадок значения одних показателей изменились, а другие практически утратили свой смысл. Выяснено [5], что добавление присадок к маслу ухудшает ряд физико-химических показателей, однако эксплуатационные свойства этих масел оказываются очень высокими. Отсюда следует, что некоторые физико-химические показатели современного масла отражают не его эксплуатационные качества, а сырье, из которого оно изготавливается, и технологию производства. Для более объективной и правильной оценки качества масел с присадками следует применять другие показатели, которые характеризуют эксплуатационные свойства масла: антиокислительные, противокоррозионные, антинагарные и др. Для решения этого вопроса разработаны методы определения показателей качества масел [8], созданы специальные лабораторные приборы, имитирующие работу масла в реальных условиях [8, 9], действующие модельные установки, одноцилиндровые и полноразмерные двигатели.
Важным новым направлением в экономии смазочных масел является разработка и использование альтернативных видов смазочных масел, обладающих высокими эксплуатационными качествами, повышающими срок их службы в 3,0...3,5 раза [10]. Современные двигатели часто эксплуатируются в экстремальных условиях, создавая проблемы смазки, которые не могут быть решены только с помощью углеводородных масел. Дефицит низкозастывающих масел различного назначения и повышенные требования, предъявляемые к качеству смазочных масел, побудили промышленность к разработке синтетических смазочных масел [11]. Для синтетических масел характерна универсальность и сложное сочетание взаимоисключающих свойств. В сочетании со специально подобранными присадками их можно применять не только в бензиновых двигателях и дизелях, но и в гидравлических системах и гидромеханических трансмиссиях. Применение синтетических смазочных масел позволит повысить надёжность работы машин и механизмов и продолжить унификацию масел, что значительно упростит эксплуатацию двигателей. Синтетические масла не всегда обеспечивают идеальное решение всех проблем, поэтому нередко приходится искать компромиссные решения. Вместе с тем достаточно широкое применение находят нетоксичные, полностью биоразлагаемые синтетические продукты, легко подвергающиеся утилизации после отработки. Важным моментом, который необходимо учитывать, является более высокая стоимость синтетических масел по сравнению с минеральными.
В качестве альтернативных видов смазочных материалов используются масла органического происхождения — растительные и животные жиры, как более дешёвое, экологически безопасное и возобновляемое сырьё. Наиболее широко в технике применяются касторовое, горчичное, рапсовое и сурепное масла. Органические масла по сравнению с нефтяными обладают более высокими смазывающими свойствами, но более низкой термической устойчивостью. В этой связи их чаще используют в смеси с нефтяными маслами.
При проведении химмотологических мероприятий экономия смазочных масел составляет от 3 до 40%.
Значительной экономии СМ можно добиться, проводя эксплуатационные мероприятия. Важным фактором экономии является разработка и внедрение организационно-технологических мероприятий по совершенствованию хранения и учёта нефтепродуктов и оптимизация процессов применения смазочных масел в судовых условиях. Большие резервы экономии ТЭР, в частности СМ, скрыты в сфере эксплуатации СДВС. При эксплуатации судовой техники с использованием энергосберегающих технологий многое зависит от своевременного и качественного проведения технического обслуживания. Увеличение срока работы масел в двигателе — это наиболее эффективный вариант сокращения его потребления. Многие исследователи доказывают возможность значительного увеличения сроков работы моторных масел [12]. На практике это действительно происходит, хотя сравнительно медленно [13].
При эксплуатации судовых двигателей возникают многочисленные проблемы, связанные с рациональным сроком работы моторных масел ММ [13]. Отсутствие оптимальных браковочных показателей качества масел при работе в двигателях приводит к необоснованному уменьшению сроков службы масел (перерасход), или к использованию ММ с неудовлетворительными функциональными свойствами [13]. В этой связи исследуются возможности подержания работоспособности СМ в двигателях и механизмах в процессе эксплуатации [3].
За счёт реализации эксплуатационных мероприятий возможно получить экономию 7—25% смазочных масел. В качестве перспективного направления в комплексе мероприятий, связанных с экономией СМ, являются утилизационные мероприятия. Утилизационные мероприятия предполагают сбор и повторное использование ОСМ после соответствующей обработки [14]. При этом повторное исполь-
зование возможно по прямому назначению, по косвенному назначению и не по назначению. Известны пути рационального использования отработанных смазочных масел (табл. 1). ОСМ обрабатываются путём очистки, регенерации и вторичной переработки [15]. Очистка предполагает удаление из ОСМ одного из загрязнителей, например механических примесей или воды. Методов очистки разработано достаточно большое количество, причём эти методы проработаны конструктивно и аппаратно.
Вторичная переработка предполагает глубокую переработку преимущественно смесей ОСМ с получением масляных дистиллятов и использует при этом промышленные методы [16]. Такая переработка возможна только при централизованном сборе ОСМ, очистка и регенерация которых на местах потребления нереальна или нецелесообразна. При этом возникает проблема ликвидации неутилизируемых отходов, зачастую более экологически опасных, чем сами ОСМ. Вторичная переработка находит применение в промышленных районах с высокой концентрацией производств — потребителей смазочных материалов. Регенерация предполагает переработку ОСМ с получением товарных продуктов определенного назначения [17]. В современных экономических условиях пути рационального использования ОСМ имеют эколого-экономический антагонизм.
С одной стороны, очистка, регенерация, вторичная переработка являются затратными мероприятиями, включающими сбор, хранение, переработку ОСМ со всеми вытекающими энергетическими и прочими затратами. На первый взгляд эти мероприятия экономически не выгодны. Однако с другой стороны, промышленное использование или сжигание ОСМ вроде бы менее затратно, но зато более экологически вредно. В таких случаях исходят из целесообразности. С экономической и практической точек зрения регенерация более интересна, чем утилизация, так как в этом случае из ОСМ получаются компоненты базовых масел, цена которых получается в 2—3 раза ниже цены свежих базовых минеральных масел получаемых из нефти при ее перегонке на нефтеперерабатывающих заводах [18].
Процессы регенерации позволяют экономить ценное нефтяное сырьё и снижают загрязнение окружающей среды. При проведении регенерации возможно использование как известных методов и их комбинаций, так и разработка и применение более современных и эффективных технологий. Регенерация позволяет осуществлять
Таблица 1
Пути рационального использования отработанных смазочных масел
1. Очистка (до 50 % от общего сбора) — П, К.
2. Регенерация (до 80% от общего сбора) — П, К.
- повторное применение в качестве циркуляционного
- смазочного масла в судовых дизелях;
3. Вторичная переработка (до 60 % от общего сбора) — П.
4. Промышленное использование (до 10 % от общего сбора) — К, Н/Н:
- приготовление пластичных смазок;
- консервация оборудования, пропитка изделий, антикоррозионная обработка;
- смазка грубых узлов трения (ходовой части землеройной техники, бульдозеров, шарнирных соединений экскаваторов, бурового самоходного оборудования, тихоходных редукторов, ленточных и цепных конвейеров и иного оборудования;
- использование для холодной прокатки металлов;
- добавка в сырьевую смесь при коксовании угля;
- использование при флотационной очистке руды на обогатительной фабрике;
- использование при закалке металлоизделий;
- использование в качестве масляной основы смазочно-охлаждающих и технологических составов;
- приготовление асфальта и битумов;
- отверждение ОСМ, получение покрытий, наполнителей, изоляционных материалов, отвердителей;
- получение твердых топлив (отверждение и брикетирование);
- использование в качестве пылесвязывающего средства при строительстве дорог;
- использование в производстве масляных препаратов химических средств защиты растений в агросекторе.
5. Сжигание в качестве топлива для получения тепловой энергии (до 20%
от общего сбора) — Н/Н._
где Н - применение по прямому назначению, К - применение по косвенному назначению; Н/Н - применение не по назначению._
переработку небольших объёмов ОСМ, собранных по сортам и маркам непосредственно у потребителей с использованием малогабаритных, стационарных, передвижных или мобильных установок. Промышленное использование ОСМ для получения тепловой энергии сжиганием является вынужденной мерой утилизации.
С одной стороны, получают дешёвые продукты применения, которые позволяют экономить аналогичные продукты из свежего
нефтяного сырья. С другой стороны, подобное использование требует первичной очистки ОСМ и добавление присадок и ингредиентов, позволяющих применять продукт по целевому назначению. Кроме того, некоторые процессы промышленного использования сопровождаются выделением канцерогенных газов. При сжигании ОСМ являются котельным топливом. Преимущество этого вида утилизации заключается в высокой теплотворной способности и низкой температуре застывания. Однако, ОСМ содержат большое количество топлива, воды, тяжёлых металлов (особенно свинца), хлора и других вредных примесей. При их сжигании выделяется большое количество трудно удаляемых золы и агрессивных дымовых газов. Самым неэффективным и экологически опасным является сжигание ОСМ в качестве топлива.
Анализ путей экономии ОСМ показал, что наиболее эффективными являются утилизационные мероприятия. Среди утилизационных мероприятий — регенерация является одним из лучших способов утилизации, так как регенерация снижает объём конечных отходов, связывает и нейтрализует их экологически вредные компоненты, вместе с тем обеспечивает возможность многократного использования сырья, что приводит к увеличению местных ресурсов получения смазочных материалов. Использование регенерированных масел даёт большой экономический эффект, обеспечивает экономию нефтепродуктов, уменьшает количество отходов, загрязняющих окружающую среду. При правильной организации сбора, хранения и регенерации ОСМ повторно можно использовать до 75% от их первоначального количества. В современных экономических условиях наиболее целесообразна малотоннажная регенерация ОСМ. Однако на сегодня на предприятиях морского транспорта и судоремонтной промышленности не решаются вопросы реализации утилизационных мероприятий посредством регенерации, несмотря на то, что этот аспект экономии нефтепродуктов чрезвычайно важен и позволяет решать как экономические, так и экологические проблемы, возникающие от антропогенной деятельности человечества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Григорьев М.А. Качество моторного масла и надежность двигателей / М.А. Григорьев, Б.М. Бунаков, В. А. Долецкий. — М.: Изд-во стандартов, 1981. -232 с.
2. Меджибовский А.С. Новое поколение отечественных присадок [Текст] / А.С. Меджибовский, С.Б. Борщевский, И.С. Левитина, и др. Мир нефтепродуктов, 2000. — № 2 - С.6-8.
3. Кича Г.П. Научное и практическое решение проблемы высокоэффективной очистки моторного масла в судовых дизелях [Текст]: автореферат дис. ... докт. техн. наук: 05.08.05: защищена 00.00.00: утв. 00.00.00 / Кича Геннадий Петрович. — М., 1991. - 512 с.
4. Данилов А.М. Присадки и добавки [Текст] / А.М. Данилов; Справочник — М.: Химия, 2000. - 230 с.
5. Школьников В.М. Унификация ассортимента и оптимизация эксплуатационных свойств моторных масел [Текст] / В.М. Школьников, Н.А. Кузнецов, В. Д. Резников // Сб. науч. Трудов - М.: Ганг - 1986. — № 204 -С.128-139.
6. Соболев Б.А. Производство смазочных масел предприятиями России // Мир нефтепродуктов. - 2000. — № 2 - С. 1-2.
7. Остриков В.В. Повышение эффективности использования смазочных масел путем разработки и совершенствования методов, технологий и технических средств: автореф. дис. д-ра. тех. наук. - Сарастов: 2000 - 49 с.
8. Павлов А.Г. Новые требования к моторным маслам за рубежом [Текст] / А. Г. Павлов, В. Д. Резников // Химия и технология топлив и масел. -1994. — № 7 - С.33-37.
9. Зеркалов Д.В. Экономия нефтепродуктов. Справочник пособие. -М.: Недра, 1990. - 191 с.
10. Школьников В.М. Исследование вязкостно-температурных свойств синтетических масел с применением математического моделирования [Текст] / В.М. Школьников, Г.А. Трофимов и др. // Нефтепеработка и нефтехимия. - 1985. - С.10-11.
11. Беляев Ю.Н. Способ создания постоянно действующего трибоме-ханического режима в смазочных системах механизмов [Текст] / Ю.Н. Беляев, В. А. Чкалов, А. А. Рыженков // Сб. научн. тр. СПГАУ - СПб, 2000. - С. 176-186.
12. Арабян С.Г. Смена моторных масел по их фактическому состоянию - важнейший резерв экономии нефтепродуктов и увеличения ресурса двигателя [Текст] / С.Г. Арабян, Е.Г. Минин / Двигателестроение. - 1986. — № 1 - С. 60.
13. Азаркин Н.Н. Отработанным нефтепродуктам - вторую жизнь // Механизация и электрификация сельского хозяйства. № 12. 1987. С.64.
14. Ленивцев Г.А. Обоснование режимов регенерации моторных масел с целью их повторного использования [Текст] / Г.А. Ленивцев, В.Р. Глазков, В.Е. Мартьянов. / Химмотология. - М.: МДНПТ. - 1990. - С. 85-88.
15. Шашкин П.И. Регенерация отработанных масел [Текст] / П.И. Шашкин, И.В. Брай. / — М.: Химия, 1970. - 304с.
16. Пиковская Е.В. Регенерация отработанных масел в США / Е.В. Пи-ковская, С.А. Сурин. / Мир нефтепродуктов. - 2000. — № 4. - С. 23-25.
17. Фукс И.Г. Экологические проблемы рационального использования смазочных материалов [Текст] / И.Г. Фукс, А.Ю. Евдокимов, Ш.М. Са-мойхмедов. — М.: Издательство Нефть и газ, 1993. — 16 с.
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ
Тарасов В.В. - Дальневосточный федеральный университет.
UDC 621.899
REGENERATION OF WASTE LUBRICANTS THE BEST WAY TO COST SAVINGS THROUGH RE-USE IN INDUSTRY AND TRANSPORT.
Tarasov V.V., Far Eastern Federal University.
Considered ways of saving lubricants at the enterprises of Maritime transport, shipbuilding and ship repair industry at the expense of the regeneration of used lubricants (row), shows the way of their re-application.
Key words: fuel resources, transport, industry.
REFERENCES
1. Grigor'ev M.A. Kachestvo motornogo masla i nadezhnost' dvigatelej (Quality motor oils and reliability of engines)/ M.A. Grigor'ev, B.M. Bunakov, V.A. Doleckij. Moscow: Izd-vo standartov, 1981. 232 p.
2. Medzhibovskij A.S. Novoe pokolenie otechestvennyh prisadok (New generation of domestic additives) / A.S. Medzhibovskij, S.B. Borshhevskij, I.S. Levitina, i dr. Mir neftepro-duktov, 2000. No 2, pp.6-8.
3. Kicha G.P. Nauchnoe i prakticheskoe reshenie problemy vysokojeffektivnoj ochistki motornogo masla v sudovyh dizeljah (Scientific and practical solutions for highly efficient cleaning of engine oils in marine diesel engines): avtoreferat dis. ... dokt. tehn. nauk: 05.08.05: zash-hishhena 00.00.00: utv. 00.00.00 / Kicha Gennadij Petrovich. Moscow, 1991. 512 p.
4. Danilov A.M. Prisadki i dobavki (Additives and additives) / A.M. Danilov; Spravoch-nik. Moscow: Himija, 2000. 230 p.
5. Shkol'nikov V.M. Unifikacija assortimenta i optimizacija jekspluatacionnyh svojstv motornyh masel (Unification of assortment and optimization of operational properties of motor oils) / V.M. Shkol'nikov, N.A. Kuznecov, V.D. Reznikov // Cb. nauch. Trudov. Moscow: Gang. 1986. No 204. pp.128-139.
6. Sobolev B.A. Proizvodstvo smazochnyh masel predprijatijami Rossii (Production of lubricating oils by enterprises in Russia) // Mir nefteproduktov. 2000. No 2. pp. 1-2.
7. Ostrikov V.V. Povyshenie jeffektivnosti ispol'zovanija smazochnyh masel putem raz-rabotki i sovershenstvovanija metodov, tehnologij i tehnicheskih sredstv (Improving the efficiency of lubricating oils by the development and improvement of methods, technologies and technical means): avtoref. dis. d-ra. teh. nauk. Sarastov: 2000, 49 p.
8. Pavlov A.G. Novye trebovanija k motornym maslam za rubezhom (New requirements for motor oils abroad) / A.G. Pavlov, V.D. Reznikov // Himija i tehnologija topliv i masel. 1994. No 7. pp.33-37.
9. Zerkalov D.V. Jekonomija nefteproduktov (Saving of petroleum products). Spravoch-nik posobie. Moscow: Nedra, 1990. 191 p.
10. Shkol'nikov V.M. Issledovanie vjazkostno-temperaturnyh svojstv sinteticheskih masel s primeneniem matematicheskogo modelirovanija (Study of the viscosity-temperature properties of synthetic oils with the use of mathematical modeling) / V.M. Shkol'nikov, G.A. Trofimov i dr. // Nefteperabotka i neftehimija. 1985. pp.10-11.
11. Beljaev Ju.N. Sposob sozdanija postojanno dejstvujushhego tribomehanicheskogo rezhima v smazochnyh sistemah mehanizmov (Method of creating a permanent tribomechanical mode in the lubricating systems of machinery)/ Ju.N. Beljaev, V.A. Chkalov, A.A. Ryzhenkov // Cb. nauchn. tr. SPGAU. SPb, 2000. pp. 176-186.
12. Arabjan S.G. Smena motornyh masel po ih fakticheskomu sostojaniju — vazhnejshij rezerv jekonomii nefteproduktov i uvelichenija resursa dvigatelja (Shift motor oils according to their actual condition - the most important reserve saving of petroleum products and increase engine life) / S.G. Arabjan, E.G. Minin / Dvigatelestroenie. 1986. No 1. p. 60.
13. Azarkin N.N. Otrabotannym nefteproduktam — vtoruju zhizn' (Waste petroleum products - second life) // Mehanizacija i jelektrifikacija sel'skogo hozjajstva. No 12. 1987. p.64.
14. Lenivcev G.A. Obosnovanie rezhimov regeneracii motornyh masel s celju ih povtor-nogo ispol'zovanija (Justification of the mode of regeneration of motor oils for the purpose of their reuse) / G.A. Lenivcev, V.R. Glazkov, V.E. Mart'janov. / Himmotologija. Moscow: MDNPT. 1990. pp. 85-88.
15. Shashkin P.I. Regeneracija otrabotannyh masel (Regeneration of waste oils) / P.I. Shashkin, I.V. Braj. Moscow: Himija, 1970. 304 p.
16. Pikovskaja E.V. Regeneracija otrabotannyh masel v SShA (Regeneration of waste oils in the U.S.) / E.V. Pikovskaja, S.A. Surin / Mir nefteproduktov. 2000. No 4. pp. 23-25.
17. Fuks I.G. Jekologicheskie problemy racional'nogo ispol'zovanija smazochnyh materi-alov (Environmental problems of rational use of lubricants) / I.G. Fuks, A.Ju. Evdokimov, Sh.M. Samojhmedov. Moscow: Izdatel'stvo Neft' i gaz, 1993. 16 p.