Научная статья на тему 'Влияние приработки поверхностей трения на оценку фрикционных свойств смазочных масел'

Влияние приработки поверхностей трения на оценку фрикционных свойств смазочных масел Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
393
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Ключевые слова
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЭТАПА / КОЭФФИЦИЕНТ ТРЕНИЯ / НОРМАЛЬНАЯ НАГРУЗКА / ПОВЕРХНОСТЬ ТРЕНИЯ / ПРИРАБОТКА / ПРОФИЛОГРАММА ШЕРОХОВАТОСТИ ПОВЕРХНОСТИ / СМАЗОЧНЫЕ МАСЛА ДЛЯ АКП / СТАЛЬ ШХ-15 / СХОДИМОСТЬ / ТРИБОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ФРИКЦИОННЫЕ СВОЙСТВА / DURATION OF THE STAGE / FRICTION COEFFICIENT / NORMAL LOAD / SURFACE FRICTION / BREAK-IN PERIOD / PROFILOGRAM SURFACE ROUGHNESS / LUBRICATING OIL FOR AUTOMATIC GEARBOX / STEEL SH-15 / CONVERGENCE / TRIBOLOGICAL CHARACTERISTICS / FRICTION PROPERTIES

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Селезнев Максим Витальевич

Введение. Трибологические характеристики, оценивающие противоизносные, противозадирные, фрикционные и антифрикционные свойства смазочных масел, определяют эффективность их работы в трибосопряжениях современной техники и оборудования. Лабораторная оценка указанных характеристик проводится с применением машин трения различных конструкций и методов, регламентированных рядом стандартов, позволяющих получать данные о потере массы трущейся пары, размере следа трения, объемном износе и комплексных показателях. Одной из наиболее важных проблем при оценке трибологических характеристик масел является низкая сходимость результатов измерений, обусловленная рядом обстоятельств и, в частности, отсутствием этапа предварительной приработки пар трения. Приработка поверхностей трения приводит к изнашиванию гребешков микровыступов шероховатостей и заполнению продуктами их износа микровпадин поверхности или пластической деформации с получением в обоих случаях выравнивания поверхности, что способствует увеличению площади фактического контактного взаимодействия. Поскольку к настоящему времени накоплено недостаточно экспериментальных данных, позволяющих обосновать основные режимы приработки поверхностей трения при оценке трибологических характеристик смазочных масел, дальнейшие исследования в этой области приобретают особую актуальность. Материалы и методы. В качестве испытательного оборудования для оценки трибологических характеристик (фрикционных свойств) смазочных масел использован универсальный вибротрибометр UMT-3MT. Методика исследований включала в себя серию экспериментов по оценке стабильности коэффициента трения ( COF ) в основном этапе испытаний масла при различных режимах приработки. Результаты. В работе представлены результаты исследования влияния приработки на оценку фрикционных свойств смазочного масла для АКП, профилограммы шероховатости поверхностей, а также их обсуждение. Экспериментально обоснованы основные режимы приработки и предложен показатель стабильности коэффициента трения ( Кст ), характеризующий приработанность используемых пар трения. Обсуждение. Установлено, что наилучшая приработка контактирующих поверхностей трения достигается через 20 минут после начала этапа. Нормальную нагрузку на этапе приработки следует задавать с учетом максимальной нагрузки основного этапа испытаний. Заключение. Предложенные режимы приработки поверхностей трения обеспечивают высокую сходимость результатов исследований при оценке фрикционных свойств смазочных масел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Селезнев Максим Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF RUNNING IN OF FRICTION SURFACES FOR ASSESSMENT OF FRICTION PROPERTIES OF LUBRICATING OILS

Introduction. Tribological characteristics for evaluation of anti wear, extreme pressure, friction and antifriction properties of lubricating oils to determine their effectiveness in friction units of modern machinery and equipment. Laboratory evaluation of the characteristics is carried out using the friction machines of various designs and methods that are regulated by a variety of standards, allowing us to obtain information about the weight loss of the friction pair, the amount of track friction, wear volume and comprehensive indexes. One of the most important issues in the evaluation of the tribological characteristics of oils is the low precision of the measurements caused by several factors and, in particular, the absence of a preliminary running-in of friction pairs. Run-in of friction surfaces leads to wear of the scallops Microsystem rough edges and filled with the products of their wear microwave surface or plastic deformation, obtaining in both cases the leveling surface, which contributes to increasing the area of actual contact interaction. Because to date might not have enough experimental data to justify the main modes of running-in of friction surfaces in the evaluation of tribological characteristics of lubricating oils, further studies in this area are of particular relevance. Materials and methods. As a test equipment for evaluating the tribological characteristics (friction properties) of the lubricating oils used universal vibrationer UMT-3MT. The research methodology consisted of a series of experiments to assess the stability of coefficient of friction (COF) in the main phase of the test oil with different modes of running. Results. The paper presents the results of a study of the influence of burnishing on the evaluation of the friction properties of lubricating oil for the automatic transmission, the profilograms of roughness of surfaces and their discussion. Experimentally proved the main modes of running-in and offered a measure of stability of the friction coefficient (KST) characterizing para botanist used friction pairs. Discussion. It is found that the best earnings of the contacting friction surfaces is achieved in 20 minutes after the start of the stage. The normal load at the stage of running-in should be set taking into account the maximum load of the main phase of testing Conclusion. It is proposed modes of running-in of friction surfaces ensure high convergence of the results of research in the evaluation of the friction properties of lubricating oils.

Текст научной работы на тему «Влияние приработки поверхностей трения на оценку фрикционных свойств смазочных масел»

location algorithm utilizing two-end unsynchronized measurements, IEEE Transactions on Power Delivery, 2010, Vol. 25, No. 1, pp. 72-80.

11. Ajzenfel'd A. I., Shalyt G. M. Opredelenie mest korotkogo zamykaniya na liniyah s otvetvleniyami (Fault location on power lines with taps), M. : «Ener-giya», 1977.

12. Abe M., Otsuzuki N., Emura T. and Takeuchi M. Development of a new fault location system for multi-terminal single transmission lines, IEEE Trans. Power Del., Jan. 1995. Vol. 10, No. 1, pp. 159-168.

13. Brahma S. M. Fault location scheme for a multi-terminal transmission line using synchronized voltage measurements, IEEE Trans. Power Del., Apr. 2005. Vol. 20, No. 2, pt. 2, pp. 1325-1331.

14. Kulikov A. L., Lachugin V. F., Anan'-ev V. V., Vukolov V. Y., Platonov P. S. Modelirovanie volnovyh processov na liniyah elektroperedachi dlya povysheniya tochnosti opredeleniya mesta pov-rezhdeniya (Modeling of wave processes on power lines to improve the accuracy of fault location) , Elektriches-kie stancii. 2015. No. 7 (1008). pp. 45-53.

15. Kulikov A. L., Anan'ev V. V., Vuko-lov V. Y. Metody radionavigacii v zadache volnovogo opredeleniya mesta povrezhdeniya linii elektropere-dachi (Radio navigation methods in the task of wave fault location on power lines), Naukoemkie tekhnologii, 2016. T. 17. No. 11. pp. 9-18.

16. Shuin V. A., Gusenkov A. V. Zashchity ot zamykanij na zemlyu v elektricheskih setyah 6-10 kV (Ground faults protection in power networks). M. : NTF «Energoprogress», Prilozhenie k zhurnalu, «Energetik», Vypusk 11 (35), 2001.

17. Papkov B. V., Vukolov V. Y. Voprosy povy-sheniya effektivnosti funkcionirovaniya territorial'nyh setevyh organizacij (The issues of increasing of efficiency of territorial network organizations functioning), Promyshlennaya energetika, 2012, No. 5. pp. 18-21.

18. Vukolov V. Y., Kulikov A. L., Papkov B. V. Povyshenie effektivnosti peredachi elektroenergii v raspredelitel'nyh setyah. CH. 1 (Increasing the efficiency of power transmission in distribution networks), Bib-liotechka elektrotekhnika. 2013. No. 11. 72 p.

19. Kulikov A. L., Obalin M. D., Koloba-nov P. A. Kompleksnye algoritmy OMP LEP na baze statisticheskih metodov (Complex algorithms of fault location based on statistic methods), Energetik, 2012. No. 1. pp. 7-9.

20. Kulikov A. L., Obalin M. D. Razvitie pro-grammnogo obespecheniya dlya podderzhki prinyatiya resheniya pri likvidacii povrezhdeniya na LEP (Develo p ment software for making decision to eliminate the fault on power line), Izvestiya vuzov. Elektromekhanika. 2015. No. 2. pp. 70-75.

Дата поступления статьи в редакцию 21.06.2017, принята к публикации 18.08.2017.

05.20.03 УДК 621

ВЛИЯНИЕ ПРИРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ НА ОЦЕНКУ ФРИКЦИОННЫХ СВОЙСТВ СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ

© 2017

Селезнев Максим Витальевич, кандидат технических наук, старший научный сотрудник отдела смазочных масел ФАУ «25 ГосНИИхиммотологии Минобороны России», Москва (Россия)

Аннотация

Введение. Трибологические характеристики, оценивающие противоизносные, противозадирные, фрикционные и антифрикционные свойства смазочных масел, определяют эффективность их работы в трибосо-пряжениях современной техники и оборудования. Лабораторная оценка указанных характеристик проводится с применением машин трения различных конструкций и методов, регламентированных рядом стандартов, позволяющих получать данные о потере массы трущейся пары, размере следа трения, объемном износе и комплексных показателях. Одной из наиболее важных проблем при оценке трибологических характеристик масел является низкая сходимость результатов измерений, обусловленная рядом обстоятельств и, в частности, отсутствием этапа предварительной приработки пар трения. Приработка поверхностей трения приводит к изнашиванию гребешков микровыступов шероховатостей и заполнению продуктами их износа микровпадин поверхности или пластической деформации с получением в обоих случаях выравнивания поверхности, что способствует увеличению площади фактического контактного взаимодействия.

Поскольку к настоящему времени накоплено недостаточно экспериментальных данных, позволяющих обосновать основные режимы приработки поверхностей трения при оценке трибологических характеристик смазочных масел, дальнейшие исследования в этой области приобретают особую актуальность.

Материалы и методы. В качестве испытательного оборудования для оценки трибологических характеристик (фрикционных свойств) смазочных масел использован универсальный вибротрибометр UMT-3MT. Методика исследований включала в себя серию экспериментов по оценке стабильности коэффициента трения (COF) в основном этапе испытаний масла при различных режимах приработки.

Результаты. В работе представлены результаты исследования влияния приработки на оценку фрикционных свойств смазочного масла для АКП, профилограммы шероховатости поверхностей, а также их обсуждение. Экспериментально обоснованы основные режимы приработки и предложен показатель стабильности коэффициента трения (Кст), характеризующий приработанность используемых пар трения.

Обсуждение. Установлено, что наилучшая приработка контактирующих поверхностей трения достигается через 20 минут после начала этапа. Нормальную нагрузку на этапе приработки следует задавать с учетом максимальной нагрузки основного этапа испытаний.

Заключение. Предложенные режимы приработки поверхностей трения обеспечивают высокую сходимость результатов исследований при оценке фрикционных свойств смазочных масел.

Ключевые слова: длительность этапа, коэффициент трения, нормальная нагрузка, поверхность трения, приработка, профилограмма шероховатости поверхности, смазочные масла для АКП, сталь ШХ-15, сходимость, трибологические характеристики, фрикционные свойства.

Для цитирования: Селезнев М. В. Влияние приработки поверхностей трения на оценку фрикционных свойств смазочных масел // Вестник НГИЭИ. 2017. № 9 (76). С. 38-46.

THE INFLUENCE OF RUNNING IN OF FRICTION SURFACES FOR ASSESSMENT OF FRICTION PROPERTIES OF LUBRICATING OILS

© 2017

Seleznev Maxim Vitalyevich, the candidate of technical sciences, The senior researcher of the Department of lubricating oils

FAU «25 State Research and Development Institute of a himmotologiya of the Ministry of Defense of the Russian Federation», Moscow (Russia)

Abstract

Introduction. Tribological characteristics for evaluation of anti wear, extreme pressure, friction and antifriction properties of lubricating oils to determine their effectiveness in friction units of modern machinery and equipment. Laboratory evaluation of the characteristics is carried out using the friction machines of various designs and methods that are regulated by a variety of standards, allowing us to obtain information about the weight loss of the friction pair, the amount of track friction, wear volume and comprehensive indexes. One of the most important issues in the evaluation of the tribological characteristics of oils is the low precision of the measurements caused by several factors and, in particular, the absence of a preliminary running-in of friction pairs. Run-in of friction surfaces leads to wear of the scallops Microsystem rough edges and filled with the products of their wear microwave surface or plastic deformation, obtaining in both cases the leveling surface, which contributes to increasing the area of actual contact interaction.

Because to date might not have enough experimental data to justify the main modes of running-in of friction surfaces in the evaluation of tribological characteristics of lubricating oils, further studies in this area are of particular relevance.

Materials and methods. As a test equipment for evaluating the tribological characteristics (friction properties) of the lubricating oils used universal vibrationer UMT-3MT. The research methodology consisted of a series of experiments to assess the stability of coefficient of friction (COF) in the main phase of the test oil with different modes of running.

Results. The paper presents the results of a study of the influence of burnishing on the evaluation of the friction properties of lubricating oil for the automatic transmission, the profilograms of roughness of surfaces and their discussion. Experimentally proved the main modes of running-in and offered a measure of stability of the friction coefficient (KST) characterizing para botanist used friction pairs.

Discussion. It is found that the best earnings of the contacting friction surfaces is achieved in 20 minutes after the start of the stage. The normal load at the stage of running-in should be set taking into account the maximum load of the main phase of testing

Conclusion. It is proposed modes of running-in of friction surfaces ensure high convergence of the results of research in the evaluation of the friction properties of lubricating oils.

Keywords: duration of the stage, friction coefficient, normal load, surface friction, break-in period, profilogram surface roughness, lubricating oil for automatic gearbox, steel SH-15, convergence, tribological characteristics, friction properties.

Введение

Трибологические характеристики, оценивающие противоизносные, противозадирные, фрикционные и антифрикционные свойства смазочных масел, определяют эффективность их работы в три-босопряжениях современной техники и оборудования. Для оценки указанных характеристик применяют различные методы, регламентированные рядом стандартов, и машины трения, позволяющие получать данные о потере массы трущейся пары, размере следа трения, объемном износе и комплексных показателях. Однако многими авторами [1; 2] отмечается, что результаты испытаний масел

зачастую имеют низкую сходимость. Одним из вариантов решения указанной проблемы является применение этапа предварительной приработки пар трения перед началом проведения основных испытаний смазочных материалов [3].

Согласно работам [4; 5; 6] контактирование трущихся поверхностей, не подвергаемых предварительному процессу приработки, происходит на незначительной части номинальной площади контакта вследствие их волнистости, микро- и макроотклонений формы и т. д. Поэтому площадь, на которой осуществляется контакт деталей, определяется контурной площадью Ас (рисунок 1).

Рисунок 1 - Схема контактного взаимодействия поверхности трения: Аг - фактическая площадь контакта; Ас - контурная; Аа - номинальная

При дальнейшем взаимодействии поверхностей происходит процесс приработки, сопровождающийся изменениями микрогеометрии, в результате которого устанавливается некоторая постоянная шероховатость, характерная для данных условий трения. В работах [1; 7] указывается, что процесс приработки реализуется путем изнашивания гребешков микровыступов шероховатостей и заполнения продуктами их износа микровпадин поверхности или благодаря пластической деформации с получением в обоих случаях выравнивания поверхности. При этом формируется большая поверхность фактического контактного взаимодействия и снижается удельная нагрузка. По данным работы [8] выявлено, что приработка вызывает устранение волнистости трущейся пары и обеспечивает необходимую толщину смазочной пленки масла, разделяющей поверхности, а также создает

условия для эластогидродинамического режима смазки.

Однако к настоящему времени накоплено недостаточно экспериментальных данных, позволяющих обосновать основные режимы приработки поверхностей трения при оценке трибологических характеристик смазочных масел. Поэтому дальнейшие исследования в этой области приобретают особую актуальность.

Цель работы - экспериментально обосновать основные режимы приработки поверхностей трения при оценке фрикционных свойств смазочных масел для автоматических коробок передач (АКП) на виб-ротрибометре UMT-3MT.

Материалы и методы

В качестве испытательного оборудования для оценки трибологических характеристик (фрикционных свойств) смазочных масел использован универ-

сальный вибротрибометр UMT-3MT производства CETR (США). Прибор позволяет моделировать геометрию фрикционного контакта «плоскость по плоскости» и реализовать схему контактного взаимодействия «цилиндр-пластина», а также оснащен термокамерой, обеспечивающей нагрев пары трения и исследуемых смазочных масел до температуры 150 °С. В конструкции вибротрибометра UMT-3M цилиндр (d4 = 0,0054 м2) является неподвижным образцом, а пластина совершает возвратно-поступательное движение относительно прижатого к ней цилиндра. Исследования могут проводиться в диапазоне скоростей скольжения от 0,001 до 0,3 м/с, которые задаются посредством изменения частоты осцилляций от 1 до 60 Гц, и нормальных нагрузок от 2 до 2 000 Н. Измерительная система прибора оснащена функцией непрерывной регистрации коэффициента трения в процессе испытаний смазочных масел [9-11]. Материалом пары трения являлась сталь ШХ-15 (параметр шероховатости по Ra = 0,14-0,16 мкм). Шероховатость пластины определялась на приборе MAHR perthometer S8P (Германия). В качестве смазочного материала использовалась полусинтетическая жидкость ATF, соответствующая спецификациям Dexron III и Mercon.

Основными критериями завершения процесса приработки являются следующие параметры: шероховатость, стабилизация температуры, коэффициента трения и содержания продуктов износа

(железа) в масле, площадь поверхности трения. Указанные критерии позволяют с высокой точностью провести оценку приработанности пар трения [12; 13; 14; 15; 16; 17]. Однако оценка фрикционных свойств смазочных масел предусматривает измерение коэффициента трения (COF) при различных скоростях скольжения, поэтому в качестве критерия приработанности поверхностей трения предлагается использовать показатель стабильности коэффициента трения (Кст), который вычисляется по формуле:

К =

ст

ß

~ 71

ß

< 71

(1)

ß

< 71

где ¡хв мин и ¡хв макс - значения коэффициента трения при минимальной и максимальной скоростях скольжения.

Оценку значений коэффициента трения (динамического) следует проводить при частотах 2 Гц ( 0 , 0 1 м/с) в начале опыта и 60 Гц (0,3 м/с) в конце эксперимента, что будет характеризовать минимальную и максимальную скорости скольжения (рисунок 2). Величину СОЕ рассчитывают по методу среднего квадратичного отклонения на всем пути трения при установившемся режиме относительного скольжения взаимодействующих поверхностей [18; 19].

Рисунок 2 - Пример определения коэффициента трения при минимальной и максимальной скоростях скольжения

Показатель Кст будет характеризовать прира-ботанность используемых пар трения, а также максимальную (установившуюся) площадь контактного взаимодействия.

Методика исследований включала в себя серию экспериментов по оценке стабильности коэффициента трения (СОЕ) в основном этапе испытаний масла при различных режимах приработки.

Перед проведением основного этапа испытаний масла проводилась предварительная приработка поверхностей трения с различными параметрами. Для изучения влияния нормальной нагрузки на процесс приработки было выбрано три значения нагрузки - 35, 69 и 140 Н, а оптимальное время устанавливалось при длительности этапа от 10 до 30 мин.

Режимы основного этапа испытаний масла были следующими: нормальная нагрузка - 69 Н, максимальная частота - 60 Гц, температура - 90 °С, время нагрева масла - 2 ч. В течение 60 минут скорость скольжения пластины постепенно увеличивалась от 0 до 0,3 м/с (шаг частоты осцилляций - 2 Гц, длительность шага - 2 мин). Длина хода пластины составляла 1,5 мм. Для каждого режима приработки проводили два параллельных испытания. Полученные результаты измерений приводились к среднему

значению и устанавливалась их сходимость. После проведения опыта стальные образцы последовательно промывались нефрасом и спиртом при помощи ультразвуковой ванны.

Результаты Результаты проведенного исследования по оценке стабильности коэффициента трения от величины нормальной нагрузки приработки представлены на рисунке 3. Длительность приработки составляла 25 минут.

Рисунок 3 - Зависимость изменения коэффициента трения (СОР) от нормальной нагрузки приработки: 1 - 35 Н; 2 - 69 Н; 3 - 140 Н

На основании полученных данных по оптимальной величине нагрузки, задаваемой при приработке трущихся поверхностей, были проведены исследования по определению продолжительности указанного этапа (рисунки 4, 5).

На основании полученных результатов измерений коэффициента трения на основном этапе испытаний масла, при различных режимах предварительной приработки пар трения, проведен расчет показателя Кст (таблица 1).

Рисунок 4 - Зависимость изменения коэффициента трения (СОР) от длительности этапа предварительной приработки: 1 - 10 мин.; 2 - 20 мин.; 3 - 30 мин.

Рисунок 5 - Зависимость изменения коэффициента трения (СОЕ) от длительности этапа предварительной приработки: 1 - 15 мин.; 2 - 20 мин.; 3 - 25 мин.

Таблица 1 - Значения показателя стабильности коэффициента трения (Кст) при различных режимах приработки

Наименование показателя Наименование режимов приработки

Нормальная нагрузка, Н Длительность этапа, мин

35 69 140 10 15 20 25 30

Показатель стабильности коэффициента трения (Кст) 0,67 0,6 0,74 0,66 0,64 0,57 0,6 0,61

Для подтверждения целесообразности применения показателя Кст, характеризующего прирабо-танность используемых пар трения, проведена оценка шероховатости поверхности пластины перед началом

этапа предварительной приработки и после его завершения. Приработку проводили в течение 20 мин. при нагрузках 35 и 69 Н. Профилограммы шероховатости пластины представлены на рисунках 6-8.

Рисунок 6 - Профилограмма шероховатости поверхности пластины перед началом этапа предварительной приработки

Рисунок 7 - Профилограмма шероховатости поверхности пластины после завершения этапа предварительной приработки при нормальной нагрузке 35 Н

Рисунок 8 - Профилограмма шероховатости поверхности пластины после завершения этапа предварительной приработки при нормальной нагрузке 69 Н

В результате проведенных измерений выявлено, что шероховатость стальной пластины при нагрузке 69 Н снизилась с 0,14-0,16 мкм до 0,1 мкм, а при нагрузке 35 Н до 0,12 мкм. Нагрузка приработки, соответствующая максимальной нагрузке основного этапа испытаний масла, обеспечивает изнашивание гребешков микровыступов шероховатостей стальной пластины и способствует увеличению площади фактического контактного взаимодействия.

Результаты испытаний масла для АКП с применением оптимальных режимов приработки пары трения (нагрузка - максимальная нагрузка основного этапа испытаний, длительность - 20 мин.) показали, что допускаемые расхождения между параллельными определениями не превышают 10 %.

Обсуждение Анализ результатов исследований показывает, что наилучшая приработка контактирующих поверхностей трения достигается через 20 минут после начала этапа. Нормальную нагрузку на этапе приработки следует задавать с учетом максимальной нагрузки основного этапа испытаний (рисунок 8). Уменьшение нагрузки приводит к недостаточному изнашиванию микровыступов шероховатостей поверхностей трения [20], а ее повышение вызывает, по-видимому, интенсивную адсорбцию поверхностно-активных веществ фрикционной присадки, входящей в состав масла для АКП [21], на контактирующих поверхностях, что способствует увеличению значений коэффициента трения в начале опыта на основном этапе испытаний масла (рисунки 3, 6, 7). Приработка длительностью 10 и 15 мин. не обеспечивает высокую сходимость результатов измерений коэффициента трения в ходе основных испытаний масла, а увеличение времени до 25 и 30 мин. также вызывает образование фрикционного слоя на трущихся поверхностях (рисунки 4, 5). Необходимо отметить, что полученные результаты исследований характерны для стали ШХ-15.

Заключение В результате проведенных исследований экспериментально обоснованы основные режимы при-

работки поверхностей трения (нормальная нагрузка - максимальная нагрузка основного этапа испытаний, длительность этапа - 20 мин.) и предложен показатель стабильности коэффициента трения (Кст), характеризующий приработанность используемых пар трения. Предложенные режимы предварительной приработки обеспечивают высокую сходимость (90 %) результатов исследований при оценке фрикционных свойств смазочных масел для АКП.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Заславский Ю. С., Артемьева В. П. Новое в трибологии смазочных материалов : Монография. М. : ГУП Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2001. 480 с.

2. Петин С. В. Повышение ресурса гидромеханических коробок передач улучшением триболо-гических параметров работы фрикционов : диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук : 05.20.03. Самара, 2004. 190 с.

3. Порохов В. С. Трибологические методы испытания масел и присадок. Москва : Машиностроение, 1983. 183 с.

4. Белый И. Ф., А. Ф. Меркулов, Белый В. И., Голубев И. Г. Эффективное использование антифрикционных добавок к трансмиссионным и моторным маслам : науч. Издание. Москва : ФГНУ «Росинформагротех», 2011. 52 с.

5. Воинов Н. П. Подбор смазочных масел для обкатки двигателей и механизмов. М. : Гостопте-хиздат, 1950. 86 с.

6. Исследование смазочных материалов при трении / Под редакцией Р. М. Матвеевского; Москва : «Наука», 1981. 144 с.

7. Матвеевский Р. М., Лашхи В. Л., Буянов-ский И. А., Фукс И. Г., Бадыштова К. М. Смазочные материалы: Антифрикционные и противоизносные свойства. Методы испытаний : Справочник. Москва : Машиностроение, 1989. 224 с.

8. Ishibashi A., Hoyashita S. Analyses of surface topography for evaluating running in of heavily loaded contact surfaces // Ibid. V. 2. P. 341-346.

9. Золотов В. А., Селезнев М. В., Морозов А. В. Трибологическая активность беззольных дитиофосфатов в композиции с детергентами в среде углеводородного масла // В книге: Трибология -Машиностроению. Труды XI Международной научно-технической конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения выдающегося учёного проф. Р. М. Матвеевского: сборник тезисов докладов. Институт машиноведения им. А. А. Благонравова.

2016. С. 95-97.

10. Золотов В. А., Селезнев М. В., Маранды-кина С. О. Трибологическая активность беззольных дитиофосфатов в среде синтетического смазочного масла // Нефтепереработка и нефтехимия. 2017. № 8. С. 38-41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Горячева И. Г., Маховская Ю. Ю., Морозов А. В., Степанов Ф. И. Трение эластомеров. Моделирование и эксперимент. М., Ижевск : Институт компьютерных исследований, 2017. 204 с.

12. Орешенков А. В., Гришин Н. Н., Степанова С. Е. Трибологические характеристики горючесмазочных материалов // Мир нефтепродуктов. Вестник нефтяных компаний. 2017. № 2. С. 23-25.

13. Цветков О. Н., Черемискин А. А. Триболо-гическая оценка свойств смазочных масел // Мир нефтепродуктов. Вестник нефтяных компаний.

2017. № 2. С. 25-27.

14. Правоторова Е. А., Буяновский И. А. Метод минимизации количества трибологических испытаний // Трение и смазка в машинах и механизмах. 2009. № 3. С. 15-20.

15. Яхьяев Н. Я., Бегов Ж. Б., Батырмурза-ев Ш. Д., Батырмурзаев А. Ш. Смазочная композиция для улучшения трибологических характеристик смазочного материала // Трение и смазка в машинах и механизмах. 2010. № 7. С. 29-32.

16. Кисилев Б. Р., Егоров С. А., Березин К. Г. Исследование износостойкости стальной пары трения в смазочной композиции, содержащей стеараты металлов // Трение и смазка в машинах и механизмах. 2010. № 7. С. 25-28.

17. Гришин Н. Н., Середа В. В. Энциклопедия химмотологии. М. : Издательство «Перо», 2016. 960 с.

18. Морозов А. В. Экспериментальное определение статического и динамического коэффициентов трения скольжения эпиламированных материалов // Трение и износ. 2014. Т. 35. № 2. С. 114-120.

19. Пучков В. Н., Заскалько П. П. Исследования влияния добавок наноструктурированных материалов на трибологические свойства смазочных масел // Трение и смазка в машинах и механизмах. 2010. № 11. С. 25-30.

20. Трибология - машиностроению : Труды десятой юбилейной Всероссийской научно-технической конференции с участием иностранных специалистов. М. : Перо, 2014. 170 с.

21. Рудник Л. Р. Присадки к смазочным материалам. Свойства и применение : пер. с анг. яз. 2-го изд. Под ред. А. М. Данилова. СПб. : ЦОП «Профессия», 2013. 928 с.

REFERENCES

1. Zaslavskij YU. S., Artem'eva V. P. Novoe v tribologii smazochnyh materialov (New in tribology lubricants), Monografiya, M., GUP Izd-vo Neft' i gaz RGU nefti i gaza im. I. M. Gubkina, 2001, 480 р.

2. Petin S. V. Povyshenie resursa gidromekha-nicheskih korobok peredach uluchsheniem tribolo-gicheskih parametrov raboty frikcionov (Improving resource hydromechanical transmission to improve the tribological parameters of friction clutches), dissertaci-ya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata tekhnich-eskih nauk, 05.20.03, Samara, 2004, 190 р.

3. Porohov V. S. Tribologicheskie metody ispytaniya masel i prisadok (The tribological test methods of oils and additives), Moskva, Mashinostroenie, 1983,183 р.

4. Belyj I. F., Merkulov A. F., Belyj V. I., Golu-bev I. G. Effektivnoe ispol'zovanie antifrikcionnyh do-bavok k transmissionnym i motornym maslam (Effective use of antifriction additives for the transmission and engine oils), nauch. izdanie. Moskva, FGNU Rosinformagrotekh, 2011, 52 р.

5. Voinov N. P. Podbor smazochnyh masel dlya obkatki dvigatelej i mekhanizmov (Selection of lubricants for running-in of engines and machinery), M, Gostoptekhizdat, 1950, 86 р.

6. Issledovanie smazochnyh materialov pri trenii (The study of lubricants at friction), pod redakciej R. M. Matveevskogo, Moskva, Nauka, 1981, 144 р.

7. Matveevskij R. M., Lashkhi V. L., Buya-novskij I. A., Fuks I. G., Badyshtova K. M. Smazochnye materialy: Antifrikcionnye i protivoiznosnye svojstva. Metody ispytanij (Lubricants: anti-Friction and anti-wear properties. Test methods), Spravochnik. Moskva, Mashinostroenie, 1989, 224 р.

8. Ishibashi A., Hoyashita S. Analyses of surface topography for evaluating running in of heavily loaded contact surfaces, Ibid, V. 2. рр. 341-346.

9. Zolotov V. A., Seleznev M. V., Morozov A. V. Tribologicheskaya aktivnost' bezzol'nyh ditiofosfatov v kompozicii s detergentami v srede uglevodorodnogo masla (Tribological activity of ashless dithiophosphates in composition with a detergent in the medium of hydrocarbon oil), V knige: Tribologiya - Mashinostroe-

niyu trudy XI Mezhdunarodnoj nauchno-tekhnicheskoj konferencii, posvyashchyonnoj 100-letiyu so dnya rozh-deniya vydayushchegosya uchyonogo prof. R. M. Mat-veevskogo: sbornik tezisov dokladov, Institut mashi-novedeniya im. A. A. Blagonravova, 2016. pp. 95-97.

10. Zolotov V. A., Seleznev M. V., Marandyki-na S. O. Tribologicheskaya aktivnost' bezzol'nyh ditio-fosfatov v srede sinteticheskogo smazochnogo masla (Tribological activity of ashless dithiophosphates in the environment of synthetic lubricating oil), Neftepere-rabotka i neftekhimiya, 2017, No. 8, pp. 38-41.

11. Goryacheva I. G., Mahovskaya YU. YU., Morozov A. V., Stepanov F. I. Trenie ehlastomerov. Modelirovanie i ehksperiment (The friction of elastomers. Simulation and experiment), M, Izhevsk, Institut komp'yuternyh issledovanij, 2017, 204 p.

12. Oreshenkov A. V., Grishin N. N., Stepano-va S. E. Tribologicheskie harakteristiki goryuche-smazochnyh materialov (Tribological characteristics of lubricants), Mir nefteproduktov, Vestnik neftyanyh kom-panij, 2017, No. 2, pp. 23-25.

13. Cvetkov O. N., CHeremiskin A. A. Tribologicheskaya ocenka svojstv smazochnyh masel (Evaluation of tribological properties of lubricating oils), Mir nefteproduktov, Vestnik neftyanyh kompanij, 2017, No. 2, pp. 25-27.

14. Pravotorova E. A., Buyanovskij I. A. Metod minimizacii kolichestva tribologicheskih ispytanij (Minimizing the number of tribological tests), Trenie i smazka v mashinah i mekhanizmah. 2009. No. 3. pp. 15-20.

15. YAh'yaev N. Ya., Begov Zh. B., Batyrmur-zaev Sh. D., Batyrmurzaev A. Sh. Smazochnaya kompoziciya dlya uluchsheniya tribologicheskih harak-teristik smazochnogo materiala (The lubricant composition for improving the tribological characteristics of the lubricant), Trenie i smazka v mashinah i mekhanizmah, 2010, No. 7, pp. 29-32.

16. Kisilev B. R., Egorov S. A., Berezin K. G. Is-sledovanie iznosostojkosti stal'noj pary treniya v sma-zochnoj kompozicii, soderzhashchej stearaty metal-lov (Study of wear resistance of steel friction pair in a lubricating composition containing metallic stearates), Trenie i smazka v mashinah i mekhanizmah, 2010, No. 7, рр. 25-28.

17. Grishin N. N., Sereda V. V. Enciklopediya himmotologii (Encyclopedia of chemical), M, Izda-tel'stvo Pero, 2016. 960 р.

18. Morozov A. V. EHksperimental'noe oprede-lenie staticheskogo i dinamicheskogo koehfficientov treniya skol'zheniya ehpilamirovannyh materialov (Experimental determination of the static and dynamic coefficients of sliding friction materials epidemiogenic), Trenie i iznos, 2014, T. 35, No. 2, рр. 114-120.

19. Puchkov V. N., Zaskal'ko P. P. Issledovaniya vliyaniya dobavok nanostrukturirovannyh materialov na tribologicheskie svojstva smazochnyh masel (Research of influence of additives of nanostructured materials on the tribological properties of lubricating oils), Trenie i smazka v mashinah i mekhanizmah, 2010, No. 11, рр.25-30.

20. Tribologiya - mashinostroeniyu : Trudy desyatoj yubilejnoj Vserossijskoj nauchno-tekhnicheskoj konferencii s uchastiem inostrannyh specialistov (Tribol-ogy - engineering : proceedings of the tenth anniversary all-Russian scientific-technical conference with participation of foreign experts), M, Pero, 2014, 170 р.

21. Rudnik L. R. Prisadki k smazochnym materi-alam. Svojstva i primenenie (Additive in lubricants. Properties and applications), per. s ang. yaz. 2-go izd. Pod red. A.M. Danilova, SPb, COP Professiya, 2013, 928 р.

Дата поступления статьи в редакцию 14.06.2017, принята к публикации 17.08.2017.

05.20.02

УДК 631.53.027.34:621.384.2

РАЗРАБОТКА МИКРОПРОЦЕССОРНОЙ СИСТЕМЫ ДОЗИРОВАНИЯ ФОТОСИНТЕТИЧЕСКИ АКТИВНОЙ РАДИАЦИИ

© 2017

Большин Роман Геннадьевич, кандидат технических наук Ильясов Ильнур Рависович, магистр кафедры «Автоматизированный электропривод» Кондратьева Надежда Петровна, д.т.н., профессор, зав. кафедрой «Автоматизированный электропривод» Корепанов Роман Игоревич, аспирант кафедры «Автоматизированный электропривод» Краснолуцкая Мария Геннадьевна, исследователь, преподаватель-исследователь Литвинова Вера Михайловна, к.филол.н., доцент, доцент кафедры «Иностранные языки» Филатова Ольга Михайловна, к.филол.н., доцент, доцент кафедры «Иностранные языки» ФГБОУ ВО Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, Ижевск (Россия)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.