Научная статья на тему 'РЕФРЕЙМИНГ И АУТОРЕФРЕЙМИНГ КАК ИНСТРУМЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ'

РЕФРЕЙМИНГ И АУТОРЕФРЕЙМИНГ КАК ИНСТРУМЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
198
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФРЕЙМИНГ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / СПОРТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гайдамашко Gajdamashko@mirea Ru, Бабичев Игорь Витальевич

В статье рассматривается возможность использования методологии рефрейминга и ауторефрейминга в процессе психологической подготовки спортсменов. Основная часть исследования посвящена анализу содержания методики, обоснованию и аспектам практического применения рефрейминга и ауторефрейминга в спорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гайдамашко Gajdamashko@mirea Ru, Бабичев Игорь Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFRAMING AND AUTOREFRAMING AS TOOLS PSYCHOLOGICAL TRAINING OF ATHLETES

The article considers the possibility of using the methodology of reframing and autoreframing in the process of psychological preparation of athletes. The main content is devoted to the justification of the use of reframing and autoreframing in sports, the content of the methodology and the aspects of its practical application.

Текст научной работы на тему «РЕФРЕЙМИНГ И АУТОРЕФРЕЙМИНГ КАК ИНСТРУМЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ»

СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

РЕФРЕЙМИНГ И АУТОРЕФРЕЙМИНГ КАК ИНСТРУМЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

СПОРТСМЕНОВ

И.В. ГАЙДАМАШКО, И.В. БАБИЧЕВ, СГУ, г. Сочи, Россия

Аннотация

В статье рассматривается возможность использования методологии рефрейминга и ауторефрейминга в процессе психологической подготовки спортсменов. Основная часть исследования посвящена анализу содержания методики, обоснованию и аспектам практического применения рефрейминга и ауторефрейминга в спорте.

Ключевые слова: рефрейминг, психологическая подготовка, саморегуляция, спорт.

REFRAMING AND AUTOREFRAMING AS TOOLS PSYCHOLOGICAL TRAINING OF ATHLETES

I.V. GAYDAMASHKO, I.V. BABICHEV, SSU, Sochi city, Russia

Abstract

The article considers the possibility of using the methodology of reframing and autoreframing in the process of psychological preparation of athletes. The main content is devoted to the justification of the use of reframing and autoreframing in sports, the content of the methodology and the aspects of its practical application.

Keywords: reframing, psychological preparation, self-regulation, sports.

Введение

Вопросы психологической подготовки спортсменов к соревновательной деятельности являются наиболее значимыми в современной психологии спорта. Исследования таких отечественных ученых, как А.В. Алексеева, А.А. Горелова, Е.П. Ильина, А.Ц. Пуни и многих других, внесли серьезный вклад в разработку этой проблемы. Вместе с тем, несмотря на созданную базу теоретических знаний и накопленный практический опыт использования различных методик психологической подготовки в спорте, на сегодняшний день эта проблема остается актуальной, а уровень психологической подготовленности многих спортсменов, в том числе и в спорте высших достижений, не позволяет им полностью реализовывать свой спортивный потенциал.

Проблема эта, безусловно, носит комплексный характер, включающий организационные, компетентностные и другие значимые аспекты. Одновременно, по нашему мнению, необходимо расширять и инструментарий психологической подготовки, используя для этого знания и методики других отраслей современной психологической науки. Соответственно, разработка и внедрение новых методик, связанных с повышением уровня психологической подготовленности спортсменов, являются одними

из наиболее актуальных и практически значимых задач современной психологии спорта.

Цель исследования - теоретически обосновать возможность использования таких методов практической психологии, как рефрейминг и ауторефрейминг в процессе психологической подготовки спортсменов, а также структурно представить механизм ауторефрейминга для использования на практике.

Методика рефрейминга

На начальном этапе исследования необходимо рассмотреть, что представляет собой методика рефрейминга в современной психологии и психотерапии.

Рефрейминг - термин, пришедший из практической психологии и подразумевающий переосмысление человеком тех или иных явлений, событий, поведенческих актов других людей, рассмотрение их под другим, как правило, более позитивным углом зрения с помощью специалиста, оказывающего психологическую помощь. Это своего рода коррекция некоторых убеждений индивида, изменение его отношения к чему или кому-либо в целях улучшения его психоэмоционального благополучия, повышения эффективности деятельности и т.п.

В целом рефрейминг можно рассматривать как механизм формирования у человека более позитивного миро-

восприятия. Чаще всего он как метод упоминается в таких областях помогающей психологии, как поведенческая и позитивная психотерапия, а также нейролингвистиче-ское программирование (далее - НЛП).

Методология рефрейминга была разработана Р. Бенд-лером и Д. Гриндером на основе систематического наблюдения за работой М. Эриксона и других психотерапевтов [8]. Рефрейминг можно представить как принцип, заключающийся в том, что в любой ситуации есть определенный позитивный ресурс, который необходимо определить и использовать. В самом общем виде рефрейминг - это изменение контекста или ценности рассматриваемого явления, события или действия.

Соответственно, под ауторефреймингом (саморефрей-мингом) мы понимаем самостоятельное переосмысление человеком своего отношения к чему или кому-либо, своеобразное переформатирование мышления с помощью специальных методик, позволяющее рационально и конструктивно рассматривать те или иные жизненные ситуации (проблемы, события, объекты), потенциально угрожающие его психологическому благополучию.

В контексте настоящего исследования мы рассматриваем рефрейминг в первую очередь как инструмент повышения позитивизации мышления спортсмена, которая приводит к повышению уровня его психических ресурсов. Это может быть важно, так как позитивное мышление (восприятие, отношение) спортсмена существенно и положительно влияет на процесс формирования и поддержания у него оптимального боевого состояния, такого психофизиологического состояния, в котором он способен добиваться наибольших результатов спортивной деятельности [13].

По мнению Г.Д. Бабушкина, формирование позитивного мышления у спортсменов позволяет существенно повысить результативность соревновательной деятельности [6]. Проведенное им специальное исследование показало, что в общей структуре мыслительной деятельности спортсменов преобладает позитивный характер мышления, оказывающий положительное влияние на результативность соревновательной деятельности, при этом в содержании мыслительной деятельности высококвалифицированных спортсменов имеют место и мысли неопределенного и негативного характера, снижающие результативность соревновательной деятельности [7].

Важным является то, что позитивное мышление выступает значимым ресурсом для формирования оптимального психического состояния спортсмена на всех этапах его деятельности. В контексте реализации комплексной системы психологического сопровождения спортивной деятельности мы рассматриваем рефрейминг прежде всего как метод психологической коррекции, которая в свою очередь является неотъемлемой частью психологической помощи спортсменам, имеющим определенные проблемы с точки зрения уровня их психологической подготовленности.

Исследования различных ученых свидетельствуют о высокой значимости психокоррекционной работы в процессе подготовки спортсменов [1, 9, 14]. К методам психологической коррекции в спорте различные исследователи относят аутогенную тренировку [16], социально-психологический тренинг [17], гештальт-подход [12], а также

различные методы психологического консультирования и психотерапии, в том числе бихевиоральную (когнитивно-поведенческую) психотерапию [9], которая активно использует методы рефрейминга.

Кроме того, некоторые специалисты говорят о возможности эффективного использования методов НЛП в рамках психологической подготовки спортсменов [15], а как уже было сказано выше, рефрейминг является важным инструментом НЛП.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведенный анализ показал, что, несмотря на недостаточную разработанность проблемы применения реф-рейминга в практике психологического сопровождения спортсменов, для использования этой методики в спорте существуют вполне объективные теоретические предпосылки.

В свою очередь ауторефрейминг (саморефрейминг) для отечественной психологии понятие относительно новое и упоминается в основном в популярной психологии [11, 18]. Авторы, предлагающие данный метод, разделяют его на внутренний (субъективных проблем) и внешний саморефрейминг (проблем объективных). В первом случае он используется в основном как средство регуляции самооценки, а во втором - как способ изменения видения проблем или ситуаций на более благоприятное.

Субъективный (внутренний) саморефрейминг осуществляется по формуле: «Я... (условно негативная характеристика личности), зато. (положительная характеристика личности)». Например: «Ябоязливый, зато не склонен к неоправданному риску с возможными негативными последствиями». Подобный саморефрейминг можно проводить как в целом для имеющихся или кажущихся недостатков личности (и тогда он становится самостоятельным психотерапевтическим приемом), так и во всех тех случаях, когда некая ситуация вызывает у человека недовольство собой, ощущение собственной ущербности и заметно снижает общую самооценку.

Объективный (внешний) рефрейминг может осуществляться по следующей формуле: сначала что-то утверждается, а затем: «Но это и хорошо. Потому что.». Например: «Погода сегодня неважная. Но это и хорошо. Потому что можно будет сосредоточиться на важных делах» [18].

По нашему мнению, подобная методика позитивиза-ции мышления вполне применима в спортивной деятельности, особенно в условиях повышения ее напряженности, усиления психологического давления на спортсмена, например, в рамках наиболее ответственных и важных соревнований, когда цена неудачного выступления особенно высока, что может отражаться в первую очередь на повышении уровня тревожности спортсмена, снижении уверенности в своих возможностях.

При этом представляется, что саморефрейминг не обязательно должен осуществляться по какой-то определенной (стандартной) формуле и может касаться, например, оценки возможности других людей - соперников или партнеров по команде (для командных видов спорта). Например: «Мой соперник слишком силен, у него длинная победная серия, в то же время любая победная серия когда-нибудь заканчивается, у меня есть хоро-

Спортивная психология

ший шанс, если я приложу для этого все усилия». Или: «С одной стороны, у нас недостаточно опытная молодая команда, с другой - у многих игроков высокий уровень мотивации, заряженность на борьбу и хорошая физическая подготовка».

Важно отметить, что саморефрейминг мы относим к методам саморегуляции человека, на что в психологии спорта делается особый акцент. При этом обращает на себя внимание достаточно большой арсенал различных методов, приемов и техник саморегуляции, предлагаемых для психологической подготовки спортсменов [2, 3]. Кроме того, достаточно подробно рассмотрены механизмы психической саморегуляции [4], а также условия и факторы ее развития [5].

Важным отличием саморефрейминга от других методов саморегуляции, по нашему мнению, является то, что обретение и поддержание наиболее оптимального психического состояния осуществляются посредством разрешения возможных внутренних психологических проблем индивида, возникающих в результате тех или иных индивидуальных особенностей его восприятия действительности. В результате использования саморефрей-минга человек переосмысливает ситуацию и осознанно принимает новую, более конструктивную точку зрения,

г

ОЦЕНКА

своего актуального психического состояния

и выявление его возможных негативных изменений: повышение уровня тревожности, апатия, повышенное напряжение и т.п.

ВЫЯВЛЕНИЕ

когнитивных искажений своего восприятия и мышления, приводящих к снижению психоэмоционального благополучия. Например: генерализация, катастрофизация, социально обусловленные искажения и т.п.

КРИТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

своего восприятия травмирующей ситуации, рассмотрение ее с других, более позитивных

и конструктивных точек зрения. Выбор наиболее приемлемой и оптимальной формулы для рефрейминга

ПРИНЯТИЕ

новой конструктивной формулы восприятия травмирующей ситуации

ОЦЕНКА

изменений своего психического состояния

Рис. 1. Этапы осуществления ауторефрейминга и их содержание

вследствие чего может меняться и его текущее психическое состояние.

Использование большинства других методов саморегуляции (аутогенная тренировка, самогипноз, дыхательные техники и пр.) может ситуативно менять психическое состояние человека в лучшую сторону, но не решает его внутренних психологических проблем, соответственно их негативное влияние может проявляться в дальнейшем. В этом смысле ауторефрейминг можно рассматривать как некую психологическую самопомощь.

В контексте настоящего исследования важным является вопрос о необходимых условиях эффективного использования ауторефрейминга в спортивной деятельности. В первую очередь таким условием является специальная подготовка, которую может осуществлять квалифицированный спортивный психолог в рамках индивидуальных или групповых психологических тренингов. Кроме того, непосредственно осуществление психологом-консультантом процедуры рефрейминга в рамках психологической помощи спортсменам также может способствовать овладению ими этой методикой в той или иной степени.

По нашему мнению, наиболее сложной задачей в овладении саморефреймингом является научение спортсменов выявлению у себя тех или иных особенностей восприятия (когнитивных искажений), нарушающих психоэмоциональное благополучие индивида и вызывающих снижение психической готовности к спортивной деятельности. В свою очередь подбор конкретных формул (формирование альтернативного взгляда на ситуацию) для саморефрейминга осуществляется индивидуально с учетом всех возможных условий и обстоятельств в спортивной деятельности на актуальном этапе и личностных особенностей спортсмена.

Возможный механизм осуществления саморефрей-минга может быть структурно представлен в виде рисунка 1.

Например, спортсмен, занимающийся единоборствами, на этапе подготовки к ответственным соревнованиям фиксирует у себя негативные изменения психоэмоционального фона: повышение тревожных ожиданий, беспокойство, неуверенность, общее ухудшение настроения, недостаточную психическую активность и т.п. Возможно, такое состояние возникало неоднократно. Далее он замечает, что это может быть связано со следующей мыслью: «Я не имею права проиграть, потому что мой соперник слабее меня» (достаточно часто встречающееся в нашей практике когнитивное искажение по типу катастрофиза-ции). Затем происходит критическое осмысление своего восприятия этой ситуации: с одной стороны - «Почему я решил, что он слабее меня?» (предыдущий опыт, место в рейтинге, анализ соревновательных результатов и пр.), с другой - «Почему я обязан? Кому? Для чего?». Рассмотрение ее с других точек зрения позволяет понять, что у любого соперника есть свои преимущества, позволяющие воспринимать его как достойного победы, а вменённая себе обязанность положительного результата заменяется обязанностью высокой самоотдачи и проявлением всех своих возможностей в ходе состязания.

В процессе саморефрейминга внутренняя установка может быть изменена на следующую: «Я не имею права

С*)

некачественно отработать на соревнованиях (а это зависит только от меня в отличие от конечного результата соревнований), так как у меня достойный соперник», или: «Я приложу все силы и возможности для достойного выступления в противоборстве с сильным соперником». В результате изменения спортсменом своего восприятия наступающего события на более позитивное его психическое состояние также может меняться в лучшую сторону.

По нашему мнению, саморефрейминг может использоваться спортсменами как для регуляции предстартового состояния, так и на других этапах спортивной деятельности, например, для повышения эффективности тренировочного процесса. Кроме того, саморефрейминг может быть средством разрешения экзистенциальных кризисов, связанных с сомнениями в необходимости продолжения спортивной карьеры на этапе снижения результатов соревновательной деятельности. В этом смысле это достаточно универсальное средство, которое может использоваться и в ситуациях, не связанных непосредственно со спортом.

Заключение

Возвращаясь к условиям эффективного использования саморефрейминга, необходимо выделить прежде всего уровень функциональной грамотности индивида, включающий развитую рефлексию и способность к саморегуляции [10], а также другие значимые характеристики - интеллект, волевую сферу и пр. Здесь стоит отметить, что развитие необходимых для спорта личностных качеств (спортивно значимых качеств) является одной из основных задач психологического сопровождения в спорте [2].

Таким образом, проведенное исследование показало, что рефрейминг как метод психокоррекции и аутореф-рейминг (саморефрейминг) как метод саморегуляции могут использоваться в рамках комплексного психологического сопровождения процесса подготовки спортсменов. Кроме того, нами предложен механизм осуществления саморефрейминга в практике спортивной деятельности.

Литература

1. Абрамова, В.В. Пути преодоления стресса спортсменами в спортивной соревновательной деятельности /

B.В. Абрамова, Ю.А. Иванькова // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2016. - Т. 2. -№ 4.

2. Бабичев, И.В. Психологическая подготовка теннисистов / И.В. Бабичев, О.И. Жихарева. - Казань, 2017. - 88 с.

3. Бабичев, И.В. Развитие навыков психической саморегуляции у юных теннисистов: учебно-методическое пособие / И.В. Бабичев, О.И. Жихарева, И.Б. Ильченко; печатается по рекомендации учебно-научного методического совета ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма». -Казань, 2020. - 92 с.

4. Бабичев, И.В. Механизмы психической саморегуляции человека. В сборнике: Олимпийский спорт и спорт для всех / И.В. Бабичев, И.Б. Ильченко, О.И. Жихарева // Сборник научных трудов, представленных на XXIV международный научный конгресс. - Казань, 2020. -

C. 599-602.

5. Бабичев, И.В. Педагогические условия как средства формирования саморегуляции теннисисток 12-14 лет / И.В. Бабичев, О.А. Калимуллина, И.Б. Ильченко // Заметки ученого. - 2020. - № 11. - С. 83-86.

6. Бабушкин, Т.Д. Методика формирования позитивного мышления спортсмена / Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 3 (ч. 3). - С. 455-458.

7. Бабушкин, Г.Д. Позитивное мышление спортсмена как фактор конкурентоспособности / Г.Д. Бабушкин // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. - 2019. - № 1. - С. 37-40.

8. Бендлер, Р. Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий / Р. Бендлер, Д. Грин-дер; пер. с англ. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -256 с.

9. Высочина, Н.Л. Система психологической коррекции личности спортсмена в олимпийском спорте / Н.Л. Высочина // Наука в олимпийском спорте. - № 4. -2017. - С. 36-44.

10. Гайдамашко, И.В. Условия и механизмы формирования функциональной грамотности в подростковом и юношеском возрасте / И.В. Гайдамашко, И.В. Бабичев, А.Н. Вечерина // Человеческий капитал. - 2022. - № 1 (157). - С. 190-195.

11. Ковалев, С.В. Основы нейротрансформинга или психотехнологии управления реальностью / С.В. Ковалев. - М.: Твои книги, 2014. - 224 с.

12. Кузнецова, Ю.Н. Психолого-педагогические методы коррекции поведения спортсменов (гештальт-терапев-тический подход) / Ю.Н. Кузнецова, И.Б. Ильченко, А.Н. Забиров, В.А. Сивков // Казанский педагогический журнал. - № 6. - 2020. - С. 280-285.

13. Лапин, А.Ю. Особенности оптимального боевого состояния в теннисе и способы его формирования / А.Ю. Лапин, И.В. Бабичев, О.И. Жихарева // Вестник спортивной науки. - 2016. - № 1. - С. 16-18.

14. Ловягина, А.Е. Теоретические и прикладные проблемы психологического сопровождения спортсмена / А.Е. Ловягина // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2013. - Сер. 16. - Вып. 1. - С. 29-39.

15. Малкин, В.Р. Психотехнологии в спорте: учебное пособие / В.Р. Малкин, Л.Н. Рогалева; науч. ред. В.Н. Лю-берцев. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2013. - 96 с.

16. Решетников, М.М. Аутогенная тренировка: практическое пособие / М.М. Решетников. -

2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2022. -238 с.

17. Сытник, Г.В. Особенности психологических кризисов и способы их преодоления спортсменами различных специализаций: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 13.00.04 / Г.В. Сытник; НГУФК. - Санкт-Петербург, 2020. - 26 с.

18. Шейнов, В.П. НЛП - это просто. Приемы скрытого управления людьми / В.П. Шейнов. - Москва, 2016. - 280 с.

References

1. Abramova, V.V. and Ivannikova, Yu.A. (2016), Ways of overcoming stress by athletes in sports competitive activity, Scientific result. Pedagogy and Psychology of Education, vol. 2, no. 4.

2. Babichev, I.V. and Zhikhareva, O.I. (2017), Psychological training of tennis players, Kazan, 88 p.

3. Babichev, I.V., Zhikhareva, O.I. and Ilchenko, I.B. (2020), Development of mental self-regulation skills in young tennis players. Educational and methodical manual, is published on the recommendation of the Educational and Scientific Methodological Council of the Volga State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, 92 p.

4. Babichev, I.V., Ilchenko, I.B. and Zhikhareva, O.I. (2020), Mechanisms of human mental self-regulation. In the collection: Olympic sports and sports for everyone. Collection of scientific papers presented at the XXIV International Scientific Congress, Kazan, pp. 599-602.

5. Babichev, I.V., Kalimullina, O.A. and Ilchenko, I.B. (2020), Pedagogical conditions as a means of forming self-regulation of tennis players aged 12-14, Notes of the scientist, no. 11, pp. 83-86.

6. Babushkin, G.D. and Babushkin, E.G. (2016), Methods of forming positive thinking of an athlete, International Journal of Applied and Fundamental Research, no. 3 (part 3), pp. 455-458.

7. Babushkin, G.D. (2019), Positive thinking of an athlete as a factor of competitiveness, Resources of athletes' competitiveness: theory and practice of implementation, no. 1, pp. 37-40.

8. Bandler, R. and Grinder, D. (1995), Reframing: orientation of personality using speech strategies, perev. from english, Voronezh: NGO "MODEK", 256 p.

9. Vysochina, N.L. (2017), The system of psychological correction of the athlete's personality in Olympic sports, Science in Olympic Sports, no. 4, pp. 36-44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Gaydamashko, I.V., Babichev, I.V. and Party, A.N. (2022), Conditions and mechanisms of formation of functional literacy in adolescence and adolescence, Human Capital Magazine, no. 1 (157), pp. 190-195.

11. Kovalev, S.V. (2014), Fundamentals of neurotransform-ing or psychotechnology of reality management, Moscow: Your books, 224 p.

12. Kuznetsova, Yu.N., Ilchenko, I.B., Zabirov, A.N. and Sivkov, V.A. (2020), Psychological and pedagogical methods of correction of athletes' behavior (gestalt-therapeutic approach), Kazan Pedagogical Journal, no. 6, pp. 280-285.

13. Lapin, A.Yu., Babichev, I.V. and Zhikhareva O.I. (2016), Features of optimal combat state in tennis and ways of its formation, Bulletin of Sports Science, no. 1, pp. 16-18.

14. Lovyagina, A.E. (2013), Theoretical and applied problems of psychological support of an athlete, Bulletin of St. Petersburg University, ser. 16, issue 1, pp. 29-39.

15. Malkin, V.R. and Rogaleva, L.N. (2013), Psychotechnologies in sports, studies, Yekaterinburg: Ural Publishing House of University, 96 p.

16. Reshetnikov, M.M. (2022), Autogenic training: a practical guide, 2nd ed., reprint. and add., Moscow: Yurayt Publishing House, 238 p.

17. Sytnik, G.V. (2020), Features of psychological crises and ways of overcoming them by athletes of various specializations, autoref. Dis. ... Candidate of Ps. Sciences: 13.00.04, NGUFK, Saint Petersburg, 26 p.

18. Sheynov, V.P. (2016), NLP is simple, Techniques of covert management of people, Moscow, 280 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.