Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
142
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гайдамашко Игорь Вячеславович, Бабичев Игорь Витальевич

В статье раскрывается сущность просветительской работы в рамках психологического сопровождения в детско-юношеском спорте. Основное содержание статьи посвящено определению задач и форм этого направления психологического сопровождения подготовки спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гайдамашко Игорь Вячеславович, Бабичев Игорь Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL EDUCATION IN THE SYSTEM OF CHILDREN AND YOUTH SPORTS

The article reveals the essence of educational work within the framework of psychological support in children’s and youth sports. The main content of the article is devoted to the definition of tasks and forms of this direction of psychological support of athletes’ training.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА

И.В. ГАЙДАМАШКО, РТУ МИРЭА, г. Москва; И.В. БАБИЧЕВ, «Теннис Парк», г. Москва

Аннотация

В статье раскрывается сущность просветительской работы в рамках психологического сопровождения в детско-юношеском спорте. Основное содержание статьи посвящено определению задач и форм этого направления

психологического сопровождения подготовки спортсменов.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, просветительская работа, детско-юношеский спорт.

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL EDUCATION IN THE SYSTEM OF CHILDREN AND YOUTH SPORTS

I.V. GAYDAMASHKO, RTU MIREA, Moscow city;

I.V. BABICHEV, "Tennis-Park", Moscow city

Abstract

The article reveals the essence of educational work within the framework of psychological support in children's and youth sports. The main content of the article is devoted to the definition of tasks and forms of this direction of psychological support

of athletes' training.

Keywords: psychological support, educational work, youth sports.

Многочисленные исследования в области психологии спорта наполняют категорию «психологическое сопровождение» несколько различным содержанием, но в целом сходятся в том, что касается его основного предназначения - оно должно оказывать всестороннее содействие спортсменам в достижении максимальных для них результатов соревновательной деятельности [1, 10]. Кроме того, мы всецело разделяем мнение группы авторов о том, что психологическое сопровождение должно включать мониторинг и поддержание психологического благополучия спортсменов [11].

К основным направлениям (функциям) психологического сопровождения в спорте, наряду с психологической диагностикой, развитием спортивно значимых качеств, психопрофилактикой, психокоррекцией и т.п., относят и психологическое просвещение [5, 11]. Несмотря на то что психологическое просвещение как составляющая психологического сопровождения в спорте иногда упоминается в различных исследованиях, сущность и содержание

этой работы, по нашему мнению, раскрыта недостаточно, особенно это касается детско-юношеского спорта, что обуславливает актуальность темы настоящего исследования.

Цель исследования - определить особенности психологического просвещения в детско-юношеском спорте, конкретизировать его содержание и выделить основные формы его осуществления.

Психологическое просвещение является, в той или иной степени, важной составляющей работы психологов, осуществляющих свою деятельность в различных социальных сферах, например, в системе общего образования, здравоохранении, правоохранительных органах и многих других.

Л.Ф. Чупров определил категорию «психологическое просвещение» как раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у различных представителей социума положительных установок в отношении психологической помощи,

деятельности психологов, а также расширения кругозора в области психологического знания [12]. Кроме того, он полагает, что психологическое просвещение является одновременно и основным способом, и одной из активных форм реализации задач психопрофилактической работы в деятельности практического психолога, независимо от того, в какой из систем он работает.

По нашему мнению, вопрос о задачах психологического просвещения среди различных социальных и профессиональных групп можно рассматривать несколько шире, не ограничиваясь рамками психологической профилактики. Так, психологическое просвещение может стать важным фактором развития и личностного развития подрастающего поколения, например, с точки зрения формирования его функциональной грамотности [3].

В контексте темы настоящего исследования мы определяем психологическое просвещение как неотъемлемую составляющую психологического сопровождения, направленную на формирование психологической грамотности всех участников процесса подготовки спортсменов на всех этапах спортивной деятельности, в целях повышения его общей эффективности и обеспечения наиболее благоприятных условий для личностно-профессионального развития спортсменов и тренеров, а также сохранения их психического здоровья и благополучия.

Мы намеренно говорим об общем повышении эффективности процесса подготовки спортсменов, а не только об аспекте психологической подготовки, так как высокий уровень психологической грамотности спортивных специалистов позволяет решать ряд других задач, например, способствует максимальной индивидуализации процесса подготовки спортсменов с учетом их индивидуальных отличий [4].

Особенность детско-юношеского спорта заключается в том, что важное влияние на процесс подготовки, особенно в его психологическом аспекте, оказывают родители спортсменов [2, 9]. Позитивный или деструктивный характер родительского влияния во многом определяется установками и отношениями, сформированными на основании знаний и представлений родителей в области психологии и педагогики. Соответственно, родители являются объектом психологического просвещения наряду со спортсменами и тренерами, традиционно относимыми к этой категории в психологии спорта.

Кроме того, по нашему мнению, в этом качестве важно упомянуть других участников процесса подготовки спортсменов, роль которых обычно мало учитывается в научных исследованиях, - различных спортивных функционеров, так или иначе организующих спортивную деятельность команд и клубов, работу тренерских коллективов и пр., например, руководство спортивных школ, директора команд и т.п.

Важно отметить, что во многом от психологической компетентности спортивных руководителей в системе детско-юношеского спорта зависит обеспечение благоприятных условий для развития и личностного становления юных спортсменов, позитивного психологического

климата в спортивных организациях, профилактики различных конфликтных ситуаций и пр. Кроме того, руководство во многом определяет необходимость повышения квалификации тренерского состава, в том числе и в аспекте его психологической компетентности. Для решения этих задач спортивные функционеры должны обладать необходимым уровнем знаний в области психологии, что на практике встречается далеко не всегда.

Таким образом, в качестве объектов психологического просвещения в рамках сопровождения подготовки спортсменов в системе детско-юношеского спорта мы выделяем спортсменов, тренеров, родителей и спортивных функционеров, организующих этот процесс.

Соответственно, для каждой из этих категорий содержание программ психологического просвещения будет иметь свой особый характер. Остановимся на этом более подробно.

Очевидно, что наибольший уровень психологической грамотности во всех ее аспектах требуется от тренера как педагога, основного организатора и участника процесса подготовки спортсменов. Для эффективного осуществления своих профессиональных функций он априорно должен обладать высоким уровнем психолого-педагогических компетенций. Кроме того, по нашему мнению, именно тренер является главным звеном в системе психологического сопровождения [6, 7].

В связи с этим справедливым будет утверждение о том, что тренер в системе психологического сопровождения в детско-юношеском спорте должен быть не только объектом просвещения со стороны специалиста-психолога, но и источником, «транслятором» психологических знаний для юных спортсменов и их родителей, что существенным образом дополняет представление о требованиях к профессии детского тренера.

Содержание психологической компетентности детского тренера подробно раскрыто нами в ранее проведенных исследованиях [7]. Здесь необходимо отметить, что соотношение во многом родственных категорий «грамотность» и «компетентность», по нашему мнению, заключается в том, что грамотность в какой-либо сфере выступает неотъемлемой составляющей компетентности, которая, являясь более широким понятием, включает также значимый опыт и отработанные навыки в этой сфере.

Таким образом, просвещение, направленное на повышение психологической грамотности тренеров, является значимым фактором формирования их психологической компетентности, которая в свою очередь является важной составляющей их профессионализма [13].

К основным составляющим психологической грамотности детского тренера мы относим определенные знания в области психологии индивидуальных различий, психодиагностики, психофизиологии, возрастной психологии и психологии развития, психологии саморегуляции, психологии малых групп (что особенно актуально для командных видов спорта) и умения проводить психологические тренинги и специальные занятия в контексте

психологической подготовки спортсменов. Кроме того, он должен иметь вполне четкие представления об основах детско-родительских отношений, основных формах и стилях семейного воспитания, а также развитые коммуникативные навыки и умение убеждать.

Предполагается, что на этапе высшего образования тренеры получают необходимый уровень знаний в области психологии. Наш многолетний опыт работы в системе детско-юношеского спорта показывает, что даже опытные специалисты в большинстве случаев не обладают в полной мере необходимым уровнем психологической грамотности. Соответственно, задача психологического просвещения детских тренеров является крайне актуальной для современного отечественного спорта.

В контексте нашего исследования важным является вопрос о возможных формах психологического просвещения в отношении тренеров.

Если речь идет о комплексной и непрерывной системе психологического сопровождения в детско-юношеской спортивной школе, можно говорить о том, что эффективной формой психологического просвещения является постоянное и конструктивное взаимодействие психолога и тренера, в ходе которого последний получает информацию об индивидуальных особенностях своих учеников, их сильных и слабых личностных сторонах и т.п., а также наблюдает за процессом их психологической подготовки, осуществляемой специалистом-психологом.

Таким образом, само по себе активное профессиональное общение тренера и психолога, на наш взгляд, является вполне самостоятельной формой психологического просвещения в системе сопровождения подготовки спортсменов.

Другой формой психологического просвещения тренеров могут быть групповые семинары и индивидуальные консультации по различным психологическим аспектам спортивной деятельности. Данная форма может использоваться не только в системе непрерывного психологического сопровождения, но и как единовременное мероприятие, направленное на повышение психологической грамотности тренерского состава.

Наиболее эффективной и в определенном смысле радикальной формой повышения психологической грамотности и компетентности тренеров является полноценный курс повышения квалификации по направлению «Спортивная психология». При этом открытым остается вопрос о том, насколько повышение квалификации тренеров непосредственно встраивается в рамки системы психологического сопровождения.

В нашей практике дополнительная программа повышения квалификации «Психологическая подготовка в детско-юношеском спорте» осуществлялась в том числе в рамках проводимого нами комплексного психологического сопровождения в некоторых детско-юношеских спортивных школах. Необходимо отметить, что с организационной точки зрения формат проведения курсов для тренеров, плавно встроенный в график их деятельности - «без отрыва от производства» - в существующих реалиях иногда является единственно возможным.

Важно следующее - необходимый уровень психологической компетентности (грамотности) тренеров является одновременно и условием эффективной реализации системы психологического сопровождения в целом и его одной из основных задач. Соответственно, повышение квалификации тренерского состава спортивной организации в области психологии должно быть одним из первоочередных мероприятий, обеспечивающих успешную реализацию всей системы психологического сопровождения в дальнейшем.

Необходимо отметить, что специалист-психолог, осуществляющий психологическое сопровождение в спорте, каким бы уровнем компетентности не обладал, не может полностью реализовать потенциал исполняемой программы без эффективного взаимодействия с тренерами, что в свою очередь затруднительно, если тренеры не до конца осознают значимость психологических аспектов подготовки спортсменов.

Это позволяет сделать важный вывод о том, что любая программа психологического просвещения в спорте должна для объектов просвещения начинаться с актуализации значимости вопросов психологии.

Наиболее сложно этот вопрос решается в отношении самих юных спортсменов в силу их возраста. По нашим наблюдениям, они начинают воспринимать первые знания в области психологии спорта в возрасте старше 9 лет. Одновременно с этим, имея некоторый опыт соревновательной деятельности, сталкиваясь с ситуациями стресса, излишнего волнения, давления со стороны соперников и т.п., впервые осознают, что результат соревнований может определяться не только уровнем технической и физической подготовки.

К наиболее важной составляющей психологической грамотности юных спортсменов мы относим прежде всего начальные знания в области психологии саморегуляции. По сути, весь процесс психологической подготовки сводится к формированию у спортсмена умения управлять своим психологическим состоянием, позволяющим выступать на соревнованиях в оптимальных психических кондициях.

Соответственно, возможность объективной оценки своего текущего психоэмоционального состояния, владение наиболее доступными приемами саморегуляции и т.п. являются неотъемлемой составляющей психологической грамотности спортсмена.

Кроме того, важным для спортсмена может быть знание своих индивидуальных психологических особенностей, проявляющихся в спортивной деятельности. А для некоторых видов спорта актуальным является понимание психологических отличий соперников, что в свою очередь может найти отражение в различных тактических решениях по ходу состязания.

С точки зрения определения наиболее эффективных форм психологического просвещения юных спортсменов, необходимо отметить, что достаточно сложно отделить просвещение от других мероприятий психологического сопровождения, так как все они в той или иной степени расширяют психологические знания сопровождаемых.

Формирование психологической грамотности юных спортсменов возможно как в ходе групповых занятий (семинаров, тренингов), так и индивидуальных консультаций и тренингов.

Как уже говорилось выше, существенной особенностью психологического просвещения в детско-юношеском спорте является то, что объектом психологического просвещения должны быть и родители спортсменов.

По мнению отечественных и зарубежных спортивных психологов, родители играют крайне важную роль в формировании психологической готовности юного спортсмена к соревновательной деятельности [2, 9].

Так, например, родители спортсмена могут влиять на формирование у него конструктивного отношения к спорту, акцентируя внимание, прежде всего, на необходимости повышения спортивного мастерства и личностного потенциала, оставляя немного в тени атрибуты спортивного успеха - медали, кубки, положение в рейтинге и пр. На них ложится сложная задача по поддержанию позитивной окружающей среды, в которой их ребенок развивается и как спортсмен, и как личность. Целенаправленное повышение уровня развития определенных, значимых для спорта качеств также в большей степени должно осуществляться родителями [2].

Сложность здесь заключается в том, что если тренер, исходя из требований профессии, должен обладать некоторым уровнем психологической грамотности, родители спортсменов зачастую не имеют представлений не только о психологических аспектах спортивной деятельности, но и минимальных знаний, необходимых для эффективного воспитания своих детей, создания для них благоприятных условий развития.

По мнению И.В. Дубровиной: «Одна из существенных причин неблагополучия семейных отношений - психологическая неграмотность взрослых, неразвитость общей и психологической культуры личности родителей, несмотря на то, что все они имеют, по крайней мере, общее среднее образование» [8]. Она полагает, что решение этой проблемы является задачей для школьных психологов, которые должны приобщать родителей к психологическим знаниям о ребенке, рассказывать о закономерностях развития детской психики, возрастных особенностях и психолого-педагогических и социальных условиях, необходимых для позитивного развития детей и т.п.

По нашему мнению, все это в определенной степени является задачей и для специалистов-психологов, осуществляющих психологическое сопровождение в системе детско-юношеского спорта.

Кроме того, они могут формировать психологическую грамотность родителей по следующим компонентам:

♦ знание психологических особенностей спортивной деятельности в целом и в избранном виде спорта, в частности;

♦ осведомленность об основных требованиях к личности спортсмена, предъявляемых избранным видом спорта, условиях и способах развития спортивно значимых качеств;

♦ умение правильно настраивать на тренировочную и соревновательную деятельность, а также содействовать преодолению стрессовых воздействий;

♦ знание основ психологии индивидуальных различий, позволяющее выбирать методы и создавать условия развития, наиболее эффективные для конкретного ребенка.

Таким образом, психологическая грамотность родителей юных спортсменов включает достаточно широкий спектр знаний в различных областях психологии.

Формирование психологической грамотности родителей возможно в формате беседы, консультации, мастер-классов и других мероприятий психологического сопровождения [8].

Наш многолетний опыт в области психологического сопровождения в системе детско-юношеского спорта показывает, что наиболее эффективной формой психологического просвещения в отношении родителей спортсменов являются семинарские занятия, основная задача которых - акцентировать внимание участников на важности психологических аспектов спортивной деятельности, от которых зависят не только спортивные успехи детей, но и их психологическое благополучие. Важной составляющей таких семинаров являются рекомендации по чтению специальной литературы - очевидно, что без самообразования получить необходимый объем психологических знаний для родителей будет крайне затруднительно.

Кроме того, эффективной формой просвещения родителей являются консультации психолога по вопросам, касающимся как спортивной деятельности, так и других аспектов жизни ребенка.

В качестве объектов просвещения мы также упомянули спортивных функционеров (спортивное руководство школ, клубов, команд). Необходимо отметить, что все они, чаще всего, - бывшие высококвалифицированные тренеры, имеющие организаторские навыки и большой жизненный опыт, но при этом далеко не всегда уделяющие должное внимание психологическим аспектам подготовки и организации деятельности спортивного учреждения.

Специалист-психолог в рамках профессионального взаимодействия со спортивным руководством школы (команды, клуба) может существенно дополнить его психологические знания, прежде всего, в области психологии индивидуальных различий и психологии малых групп и заострить внимание на практической значимости вопросов психологии, в том числе - в организационных аспектах. Формами психологического просвещения в данном случае могут быть беседы и консультации [4].

Выводы

1. В результате проведенного теоретического исследования мы определили, что объектами психологического просвещения в системе детско-юношеского спорта являются тренеры, юные спортсмены, их родители и спортивные функционеры (руководство школ, клубов, команд).

2. Основным содержанием психологического просвещения в системе детско-юношеского спорта может быть ознакомление с основами возрастной психологии и психологии развития, психологии индивидуальных различий, психодиагностики, психологии саморегуляции, психологии малых групп, а также основы детско-роди-тельских отношений и семейного воспитания. Данный перечень может быть несколько шире и, по сути, ограничивается только временными и профессиональными воз-

можностями спортивного психолога, осуществляющего психологическое сопровождение.

3. Основными формами психологического просвещения являются индивидуальные (беседы, консультации, тренинги) и групповые (семинары, лекции, мастер-классы, курсы повышения квалификации) занятия.

Структурно модель психологического просвещения в системе детско-юношеского спорта в самом общем виде представлена на рис. 1.

Рис. 1. Психологическое просвещение в детско-юношеском спорте

4. Один из наиболее важных выводов нашего теоретического исследования заключается в том, что существенной особенностью психологического просвещения в детско-юношеском спорте является его неотделимость от других составляющих психологического сопровождения. С одной стороны, практически любое мероприятие психологического сопровождения в той или иной сте-

пени способствует формированию психологической грамотности участников процесса подготовки спортсменов, с другой - осуществляя психологическое просвещение, специалист-психолог способствует реализации ряда других функций сопровождения, например, развитию спортивно значимых качеств юниоров, психопрофилактике и т.д.

Литература

1. Бабичев, И.В., Жихарева, О.И., Ильченко, И.Б. Развитие навыков психической саморегуляции у юных теннисистов. Учебно-методическое пособие. - Казань: ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», 2020. - 92 с.

2. Бабичев, И.В. Психологическая подготовка юных теннисистов. - Москва, 2018. - 123 с.

3. Бабичев, И.В., Жихарева, О.И. Индивидуальный подход при подготовке теннисистов с учетом их индивидуальных особенностей. Учебно-методическое пособие. -Казань: ООО «Олитех», 2017. - 60 с.

4. Бабичев, И.В., Лапин, А.Ю., Поляев, Б.А., Жихарева, О.И. Особенности психологического консультирования в спорте // Лечебная физкультура и спортивная медицина. - 2017. - № 4 (142). - С. 49-53.

5. Багадирова, С.К. Организация психологического сопровождения деятельности спортсмена // Достижения вузовской науки: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск, 2013. - С. 74-78.

6. Гайдамашко, И.В., Бабичев, И.В. Организационно-педагогические условия применения психодиагностики в работе тренеров в детско-юношеском спорте // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2021. - № 2 (55). -С. 60-65.

7. Гайдамашко, И.В., Бабичев, И.В. Содержание психологической компетентности тренера в детско-юно-

шеском спорте в аспекте психологическом подготовки спортсменов // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - 2021. -№ 4. - С. 33-41.

8. Дубровина, И.В. Психологическая культура родителей как участников образовательного процесса. - Журнал «Гумманизация образования». - 2014. - № 1. - С. 6-15.

9. Лоер, Дж, Кан, Е. Книга для родителей, чьи дети играют в теннис. - Сэнтэ, 2008. - 63 с.

10. Смирнова, В.В. Соотношение компонентов психологического сопровождения спортивной деятельности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. -№ 10. - С. 89-90.

11. Солдатова, Г.В., Смирнова, Н.В. К проблеме психологического сопровождения спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 1. -С. 56-58.

12. Чупров, Л.Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: основы теории и методика. - Журнал PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2013. - № 1-2. -C. 164-241.

13. Gaydamashko I.V., Babichev I.V., Zhikhareva O.I. The main conditions for the development of the teacher's professionalism in modern conditions. - In the collection: E3S Web of Conferences. - Rostov-on-Don, 2021. - Pp. 121131.

References

1. Babichev, I.V., Zhikhareva, O.I. and Ilchenko, I.B. (2020), Development of mental self-regulation skills in young tennis players. Educational and methodological manual, Kazan: Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, 92 p.

2. Babichev, I.V. (2018), Psychological preparation of young tennis players, Moscow, 123 p.

3. Babichev, I.V. and Zhikhareva, O.I. (2017), Individual approach in the preparation of tennis players, taking into account their individual characteristics: Educational and methodologicalguide, Kazan: Politeh LLC, 60 p.

4. Babichev, I.V., Lapin, A.Yu., Polyaev, B.A. and Zhikhareva, O.I. (2017), Peculiarities of psychological counseling in sports, Lechebnaya fizkul'tura i sportivnaya meditsina, no. 4 (142), pp. 49-53.

5. Bagadirova, S.K. (2013), Organization of psychological support of an athlete's activity, In: Achievements of high school science: materials of the V Intern. scientific-practical. Conference, Novosibirsk, pp. 74-78.

6. Gaydamashko, I.V. and Babichev, I.V. (2021), Organizational and pedagogical conditions for the use of psychodiagnostics in the work of coaches in children's and youth sports, Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya, no. 2 (55), pp. 60-65.

7. Gaydamashko, I.V. and Babichev, I.V. (2021), The content of the psychological competence of a coach in children's and youth sports in the aspect of the psychological preparation of athletes, Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo univer-siteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya, no. 4, pp. 33-41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Dubrovina, I.V. (2014), Psychological culture of parents as participants in the educational process, Zhurnal Gummanizatsiya obrazovaniya, no. 1, pp. 6-15.

9. Loer, J. and Kan, E. (2008), A book for parents whose children play tennis, Sente, 63 p.

10. Smirnova, V.V. (2009), Correlation of the components of psychological support of sports activities, Uchyonye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, no. 10, pp. 89-90.

11. Soldatova, G.V. and Smirnova, N.V. (2016), To the problem of psychological support of athletes, Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, no. 1, pp. 56-58.

12. Chuprov, L.F. (2013), Psychological education in the system of psychoprophylactic work of a practical psychologist: fundamentals of theory and methodology, Journal PEM: Psychology, education, medicine, no. 1-2, pp. 164-241.

13. Gaydamashko, I.V., Babichev, I.V. and Zhikhareva, O.I. (2021), The main conditions for the development of the teacher's professionalism in modern conditions, In the collection: E3S Web of Conferences, Rostov-on-Don, pp. 121-131.

e*)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.