Научная статья на тему 'Реформы в системе школьного образования СССР в 30-е гг. Xx в'

Реформы в системе школьного образования СССР в 30-е гг. Xx в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5720
593
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧИТЕЛЬ / УЧЕБНИК / SCHOOL EDUCATION / TEACHER / TEXTBOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шваб М.М.

В статье исследуются основные изменения в системе советского школьного образования в 1930-е гг.: установление единых типов общеобразовательной школы; новые учебные планы и предметные программы; сильные стороны реформ и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформы в системе школьного образования СССР в 30-е гг. Xx в»

Шваб М.М.

Кандидат исторических наук, МАОУ СОШ № 5 г. Тюмени

РЕФОРМЫ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СССР

В 30-е гг. XX в.

Аннотация

В статье исследуются основные изменения в системе советского школьного образования в 1930-е гг.: установление единых типов общеобразовательной школы; новые учебные планы и предметные программы; сильные стороны реформ и недостатки.

Ключевые слова: школьное образование, учитель, учебник. Keywords: school education, the teacher, the textbook.

30-е годы XX века являются важнейшим этапом строительства социализма в СССР. Крупные изменения происходят в школьном образовании. Коммунистическая партия и Советское правительство принимают ряд постановлений о школе, которые определили ход ее дальнейшего развития, направления в перестройке ее учебно-воспитательной работы, а также новые теоретические достижения советской педагогической науки[12].

В 1930 году постановлением Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров СССР было введено всеобщее обязательное начальное обучение детей (мальчиков и девочек). Всеобщее начальное обучение было признано важнейшей политической задачей ближайшего времени[1].

В 1931 году ЦК ВКП(б) принял постановление «О начальной и средней школе». В постановлении указывалось, что школа далеко не отвечает требованиям, какие предъявляет к ней новый этап развернутого социалистического строительства. Коренной недостаток школы состоит в том, что она не дает достаточного объема систематических общеобразовательных знаний и неудовлетворительно готовит для техникумов и для высшей школы вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами наук. ЦК ВКП(б) потребовал осуществить решительную перестройку учебно-воспитательной работы школы[12].

В период с 1931 по 1936 гг., в соответствии с партийно-правительственными постановлениями, школьная система изменилась.

Все прежние типы школы (девятилетка, ШКМ, ФЗС и т.п.) отменялись[13, 524]. Для всей страны были установлены единые типы общеобразовательной школы: начальная (с 1 по 4 классы включительно); неполная средняя (с 1 по 7 классы включительно); средняя (с 1 по 10 классы включительно). Существующие в школах группы были переименованы в классы и установлен их порядковый счет от 1 до 10. Данным постановлением вводился запрет на назначение лиц, имеющих специальное педагогическое образование, на другую (не по специальности) работу[6].

Были утверждены новые учебные планы, построенные на основе предметного преподавания, составлены и во втором полугодии 1931/32 учебного года введены в действие новые программы по основным учебным предметам. В новых учебных планах наибольшее число часов отводилось на русский и родной языки и математику.

Предметные программы, введенные в действие с января 1932 года, были большим шагом вперед в определении содержания образования, но имели и серьезные недостатки. В течение весны и лета 1932 года опыт преподавания по этим программам был тщательно изучен. В этом изучении приняли широкое участие учителя, отделы народного образования, научные работники педагогических институтов. Обобщив результаты этого изучения, ЦК ВКП(б) принял 25 августа 1932 года постановление «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе». В этом постановлении отмечалось, что новые программы стали лучше, однако они имеют

значительные недостатки. Главнейшими недостатками являются перегрузка учебным материалом, вследствие чего ряд учебных предметов проходится поверхностно, без достаточного усвоения и закрепления знаний, недостаточность и даже отсутствие увязки между программами по отдельным предметам, особенно по математике, физике и химии, упрощенчество и наличие методологических и научных ошибок в некоторых программах, недостаточность историзма в программах по обществоведческим предметам. В постановлении содержались важные указания, относящиеся к организации и методам учебной работы.

ЦК ВКП(б) определил, что основной организационной формой учебной работы является урок с твердым составом учащихся и определенным расписанием; при обучении должны применяться систематическое изложение учителем учебного материала, самостоятельная работа учащихся над книгой и учебником, письменные и графические работы учащихся, лабораторные работы, демонстрация опытов и приборов, экскурсии. В постановлении содержались принципиальные указания о системе учета знаний учащихся: было рекомендовано проводить индивидуальный систематический учет их знаний[12].

Осуществление решения ЦК ВКП(б) о начальной и средней школе от 05.09.1931 года требовало упорядочения организации учебно-производственной и общественной работы школьников. В связи с этим 15.02.1932 г. Советом народным комиссаров РСФСР было принято постановление «Об упорядочении внутреннего распорядка в массовой школе», в котором указывалось на недостатки школьного режима, а именно:

- недостаточное регулирование учебной нагрузке в школе и дома;

-неправильная организация производственного обучения (противоречит

требованиям охраны здоровья школьников);

- неудовлетворительное физическое воспитание учащихся;

- неудовлетворительная организация общественно-полезной работы учащихся.

Совет народных комиссаров РСФСР постановил ввести в школах расписание и

распорядок (с учетом учебно-производственной и общественной работы), не использовать детей на непосильных для них работах (при прохождении производственного обучения), пересмотреть характер и содержание общественной работы[3].

В феврале 1933 года было опубликовано постановление ЦК ВКП(б) «Об учебниках для начальной и средней школы». Этим постановлением ЦК осудил стремление создать какой-то «динамичный» учебник, постоянно обновляющий свой материал. Было предложено создать новые, стабильные учебники, рассчитанные на использование их в течение ряда лет.

Во исполнение этой директивы Наркомпросом был составлен план издания учебников, привлечены к их составлению ученые, методисты различных специальностей, а также опытные учителя, которые составили в соответствии с новыми программами 1933 года учебники по всем предметам курса советской школы. В 1933 году только в РСФСР было издано более 100 учебников по различным учебным предметам советской школы общим тиражом свыше 50 миллионов экземпляров. В последующие годы тиражи издаваемых учебников ежегодно увеличивались[12].

Особое внимание в школе следовало уделять преподаванию гуманитарных дисциплин, которым предписывалась задача формирования коммунистического мировоззрения учащихся[13, 524]. В середине 30-х годов происходила серьезная перестройка исторического и географического образования. 15 мая 1934 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли два постановления: «О преподавании гражданской истории в школах СССР» и «О преподавании географии в начальной и средней школе СССР»[12].

Улучшению учебно-воспитательной работы советской школы препятствовали педологи[12]. Распоряжениями Наркомпросов на педологов были возложены обязанности комплектования классов, организации школьного режима, направление всего учебного процесса «с точки зрения педологизации школы и педагога», определение причин

неуспеваемости школьников, контроль за политическими воззрениями, определение профессии оканчивающих школы, удаление из школ неуспевающих[7].

Вследствие порочности применявшихся приемов исследования педологи нередко зачисляли нормальных детей в категорию «отсталых», «дефективных», «трудных» и направляли их в специальные и вспомогательные школы, создавая у детей неверие в свои силы и способности.

ЦК ВКП(б) в постановлении от 4 июля 1936 года «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» разоблачил педологию и вредную деятельность педологов, указал, что они базируются на лженаучных, антимарксистских положениях. К ним прежде всего относится главный «закон» педологии — «закон» фаталистической обусловленности судьбы детей биологическими и социальными факторами, влиянием наследственности и какой-то неизменной среды[12].

Осудив педологические извращения, ЦК ВКП(б) в своем постановлении потребовал:

- восстановить полностью в правах педагогику и педагогов;

- ликвидировать звено педологов в школах и изъять педологические учебники;

-пересмотреть школы для трудновоспитуемых детей и перевести основную массу

детей в нормальные школы;

-упразднить преподавание педологии как особой науки в педагогических институтах и техникумах[7].

Однако из этого постановления некоторыми педагогами были сделаны неправильные выводы, ведущие к отказу от изучения возрастных и индивидуальных особенностей детей вообще[12].

Сильные стороны реформ 1930-х гг. - появление стройной структуры преемственных подсистем (от начальной до высшей), регулярное предметное обучение, единый режим занятий, введение стандартных программ и учебников. Однако новая система таила изъяны, которые в дальнейшем отрицательно повлияли на школу: безальтернативность и чрезмерная унификация принципов, содержания и организации учебного процесса, отказ от дифференциации в обучении[8, 175].

Сосредоточив внимание на разработке новых методов и форм обучения, педагогика 20-х гг. XX века при этом недооценивала усвоение учащимися прочных знаний. В результате это привело к поиску новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса в школе[10, 259].

В 30-е гг. XX века происходит постепенное возвращение школы и педагогической науки к проблемам отвергавшейся ранее классно-урочной организации обучения. В советской школе постепенно, к концу 1930-х гг., становится базой школьного обучения классно-урочная система, где закрепляются ведущая роль учителя, постоянный состав учащихся класса, твердое расписание предметных занятий. Значительные изменения вводятся в систему учета знаний учащихся: учитель по результатам своего наблюдения за работой учащихся в конце каждой четверти должен был составлять характеристику на каждого ученика по своему предмету. В конце учебного года были введены проверочные испытания для всех учеников. После долгого перерыва была признана целесообразной дифференцированная система оценки знаний учащихся и восстановлена пятибалльная система отметок[14].

Литература:

1. Постановление ЦИК СССР и Совета народных комиссаров СССР от 14.08.1930 г. №№ 43/308 «О всеобщем обязательном начальном обучении»//СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru/

2. Постановление ЦК ВКП(б) от 25.08.1931 г. «О начальной и средней школе»//СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru/

3. Постановление Совета народных комиссаров РСФСР от 15.02.1932 г. «Об упорядочении внутреннего распорядка в массовой школе»//СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru/

4. Постановление ЦК ВКП(б) от 25.08.1932 г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе»//СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru/

5. Постановление ЦК ВКП(б) от 12.02.1933 г. «Об учебниках для начальной и средней школы»//СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru/

6. Постановление Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) от 15.05.1934 г. «О структуре начальной и средней школы в СССР»//СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru/

7. Постановление ЦК ВКП(б) от 04.07.1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов»//СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru/

8. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.

9. История образования и педагогической мысли. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/ist_obraz/

10. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 512 с.

11. История педагогики и образования: учебник для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 531 с.

12. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.detskiysad.ru/ped/ped 13 5.html

13. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 603 с.

14. Мазалова М.А., Уракова Т.В. История педагогики и образования. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

www.modernlib.ru/books/mazalova_marina/istoriya_pedagogiki_i_obrazovaniya/read

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.