Научная статья на тему 'РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ОБЛАСТИ ПРЕДВЫЕЗДНОЙ ПОДГОТОВКИ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА РУБЕЖОМ'

РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ОБЛАСТИ ПРЕДВЫЕЗДНОЙ ПОДГОТОВКИ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
28
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
понятие трудовой миграции / мигрант / внешняя миграция / предвыездная подготовка / миграционная политика государства / миграционные процессы / concept of labor migration / migrant / external migration / pre-departure preparation / state migration policy / migration processes

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хакимова Римма Наримановна

в настоящее время миграция трудовых ресурсов представляет собой значительный социально-экономический феномен, который влияет на различные аспекты общества. Республика Узбекистан, будучи одним из участников мирового рынка труда, осуществляет ряд реформ в области предвыездной подготовки трудовых мигрантов с целью обеспечения их успешной адаптации и защиты их прав за рубежом. Настоящая научная статья посвящена анализу этих реформ, их влияния на процесс подготовки мигрантов и результатам их деятельности в странах трудового назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хакимова Римма Наримановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORM IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN IMPLEMENTED IN THE FIELD OF PRE-DEPARTURE PREPARATION OF LABOR MIGRANTS FOR EMPLOYMENT ACTIVITIES ABROAD

currently, labor migration is a significant socio-economic phenomenon that affects various aspects of society. The Republic of Uzbekistan, being one of the participants in the global labor market, is implementing a number of reforms in the field of pre-departure training of labor migrants in order to ensure their successful adaptation and protection of their rights abroad. This scientific article is devoted to the analysis of these reforms, their impact on the process of training migrants and the results of their activities in countries of labor destination.

Текст научной работы на тему «РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ОБЛАСТИ ПРЕДВЫЕЗДНОЙ ПОДГОТОВКИ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА РУБЕЖОМ»

9. Юдина, Т.Н. Миграция: словарь основных терминов: учебное пособие. - М.: Издательство РГСУ; Академический Проект, 2007. - С. 282. (472 с.)

10. Билсборроу, Р.Е., Хьюго Г., Обераи А.С., Злотник Х. Статистика международной миграции: рекомендации по совершенствованию системы сбора данных. - М.: Academia, 1999. - С. 1 - 3. (419 с.)

11. Базылева С.П. Современные миграционные процессы в контексте региональных противоречий на примере Узбекистана // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2018. VOL. 5. (1). - С. 108.

12. Ильин А.Д. Конституционно-правовые основы государственной политики Российской Федерации в сфере внешней миграции населения: автореф. дис... канд. юрид. наук. -Тюмень, 2011. - С.8.

13. Рашидов К. Узбекистан впервые создает инструменты правовой, финансовой и материальной поддержки трудовых мигрантов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sv.zarnews.uz/post/uzbekistan-vperve-sozdaet-instrument-pravovoy-finansovoy-i-materialnoy-poddeijki-trudovx-migrantov (дата обращения 21.12.2020 г.).

14. Бардовский В.П., Звягинцева Ю.А. Регулирование региональной трудовой миграции // Вестник ОрелГИЭТ. 2017. № 4 (42). - С. 142-145.

REFORM IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN IMPLEMENTED IN THE FIELD OF PRE-DEPARTURE PREPARATION OF LABOR MIGRANTS FOR EMPLOYMENT ACTIVITIES ABROAD Khakimova R.N. (Russian Federation)

Khakimova Rimma Narimanovna - Master's student, PETER THE GREAT ST. PETERSBURG POLYTECHNIC UNIVERSITY, SAINT PETERSBURG

Abstract: currently, labor migration is a significant socio-economic phenomenon that affects various aspects of society. The Republic of Uzbekistan, being one of the participants in the global labor market, is implementing a number of reforms in the field of pre-departure training of labor migrants in order to ensure their successful adaptation and protection of their rights abroad. This scientific article is devoted to the analysis of these reforms, their impact on the process of training migrants and the results of their activities in countries of labor destination.

Keywords: concept of labor migration, migrant, external migration, pre-departure preparation, state migration policy, migration processes.

РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ОБЛАСТИ ПРЕДВЫЕЗДНОЙ ПОДГОТОВКИ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА РУБЕЖОМ Хакимова Р.Н. (Российская Федерация)

Хакимова Римма Наримановна - магистрант, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в настоящее время миграция трудовых ресурсов представляет собой значительный социально-экономический феномен, который влияет на различные аспекты общества. Республика Узбекистан, будучи одним из участников мирового рынка труда,

осуществляет ряд реформ в области предвыездной подготовки трудовых мигрантов с целью обеспечения их успешной адаптации и защиты их прав за рубежом. Настоящая научная статья посвящена анализу этих реформ, их влияния на процесс подготовки мигрантов и результатам их деятельности в странах трудового назначения. Ключевые слова: понятие трудовой миграции, мигрант, внешняя миграция, предвыездная подготовка, миграционная политика государства, миграционные процессы.

DOI10.24411/2542-0798-2024-19403

Проблема трудовой миграции является очень актуальной в мировом контексте по ряду причин: Экономический рост и развитие: В некоторых странах, особенно развивающихся, трудовая миграция является одним из ключевых источников экономического роста и развития. Многие страны привлекают мигрантов для работы в различных отраслях, таких как сельское хозяйство, строительство, здравоохранение и туризм. Они играют важную роль в заполнении дефицита рабочей силы и способствуют увеличению производства и валютных поступлений.

Несмотря на актуальность проблемы трудовой миграции, она также сопряжена с рядом вызовов и проблем, таких как эксплуатация, нарушение прав человека, незащищенность мигрантов и социальная и культурная интеграция. Поэтому активные меры регулирования и защиты прав мигрантов являются неотъемлемой частью ответов на эту проблему как на международном, так и на национальном уровне.

Сегодня, во многих странах мира «государственная миграционная политика выполняется как необходимая, самостоятельная объективно обусловленная деятельность» [4, С. 15]. Не менее важно это и для Узбекистана.

Тот факт, что более 55 процентов населения страны составляет молодежь, а также около 600 тысяч рабочей силы, выходящей на рынок труда ежегодно, свидетельствует о важности этой проблемы. Органы государственной власти Узбекистана проводят широкомасштабную работу в данном направлении. Проведенный анализ позволяет констатировать, что государством проделана большая работа по формированию политики в сфере трудовой миграции, её правового и институционального обеспечения. Выработаны основные принципы государственной политики в данной сфере, начал складываться комплекс законодательства для ее эффективного регулирования.

Качественное улучшение взаимодействия Узбекистана со странами, принимающими наших трудовых мигрантов возможно только при условии отказа от стихийного характера трудовой миграции в пользу цивилизованного регулируемого процесса, соответствующего приоритетам устойчивого развития Нового Узбекистана [1]. Такое регулирование возможно лишь в условиях использования возможностей государства. Деятельность государства в указанной сфере не должна носить форму жесткого контроля, ее следует осуществлять посредством организации и помощи потокам внешней трудовой миграции, защиты и поддержки наших граждан, выезжающих на заработки за рубеж.

Будучи де-факто одной из стран-доноров в области внешней трудовой миграции, Узбекистан предпринимает активные шаги по определению приоритетов государственной политики в указанной сфере, разрабатывает государственные программы по упорядочению процессов трудовой миграции своих граждан. Однако несмотря на осуществляемые меры, в т.ч. заключение соглашений по организованному набору граждан для осуществления трудовой деятельности за рубежом, создание благоприятных условий по обеспечению их безопасной доставки до мест работы, в данной области имеется много нерешенных проблем. Например, еще сохраняются большие потоки нелегальной трудовой миграции, продолжают оставаться низкими показатели организованного трудоустройства граждан за рубежом, а также обеспечения занятости лиц, вернувшихся из трудовой миграции [3].

Для улучшения управления процессами трудовой миграции в структуре Министерства занятости и сокращения бедности сформированы специализированные формирования: Агентство по внешней трудовой миграции, его региональные филиалы по трудоустройству

граждан за рубежом, Центры предвыездной адаптации граждан, выезжающих за рубеж, Представительства Агентства за рубежом, а также Фонд поддержки и защиты прав, интересов граждан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом. Это в определенной мере способствовало повышению качества и эффективности государственного управления данной сферой и усилению охраны прав трудовых мигрантов.

Вступивший в силу 21 января 2021 года Закон Республики Узбекистан «О занятости населения» (ст. 4) определил, что занятыми считаются «граждане, осуществляющие временную трудовую деятельность за пределами Республики Узбекистан» [2]. Таким образом, любой гражданин Узбекистана, занимающийся трудовой деятельностью за пределами страны, является не только трудовым мигрантом, но и занятым лицом. Республика Узбекистан в соответствии с указанным документом имеет статус «государства происхождения», что означает государство, гражданином которого является трудовой мигрант.

Статья 6 Закона Республики Узбекистан «О занятости населения» содержит исчерпывающий перечень основных направлений государственной политики, который, в частности, включает содействие гражданам в трудоустройстве за пределами Узбекистана, обеспечение их правовой и социальной защиты в период осуществления временной трудовой деятельности [2]. При этом обеспечение реализации единой государственной политики в области занятости (в том числе и трудовой миграции) населения закон возлагает на Кабинет Министров Республики Узбекистан, а непосредственное осуществление данной политики - на уполномоченный государственный орган в этой сфере, т.е. Министерство занятости и сокращения бедности.

Государственная политика в сфере внешней трудовой миграции представляет собой, по нашему мнению, отдельное направление деятельности государства, охватывающее систему целей, задач, принципов и мер политического, организационно-правового, социально-экономического, информационного, кадрового и иного характера в области внешней трудовой миграции, а также практическую работу по обеспечению прав, свобод, интересов и потребностей трудовых мигрантов.

В рамках государственной политики разработан и реализуется комплекс мер, направленных на повышение доходов и уровня жизни находящихся в Узбекистане семей трудовых мигрантов путем содействия в решении социально-бытовых вопросов, улучшения жилищных условий, обеспечения занятости и социальной поддержки членов семей трудовых мигрантов. Например, внедрена практика предоставления трудовым мигрантам микрозаймов сроком на один год, с ускоренным оформлением его выдачи в течение одного банковского дня, с минимальным пакетом запрашиваемых документов, на оплату расходов, связанных с трудоустройством за рубежом, в размере 2 миллионов сумов, в 2019 году — по ставке в размере 10 процентов, включая маржу коммерческого банка в размере 50 процентов от процентной ставки выданного кредита, с 1 января 2020 года - по ставке рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан, с 1 января 2021 года - по ставкам, устанавливаемым коммерческими банками самостоятельно на основе рыночных принципов. Также поручено предоставить в 2020 году трудовым мигрантам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, 3 462 квартир в многоквартирных домах [5].

На системной основе налажено ведение эффективного мониторинга и контроля за процессами предварительной профессиональной подготовки, проведения адаптационных мероприятий, трудоустройства трудовых мигрантов за рубежом, оказания им правовой и социальной помощи, в том числе после возвращения на Родину.

Главам органов исполнительной власти на местах поручено установить на постоянной основе тесные партнерские отношения с руководителями местных органов власти зарубежных стран по вопросам оформления разрешительных документов на осуществление трудовой деятельности и проживания трудовых мигрантов, соблюдения их трудовых прав при найме на работу, создания достойных жилищных и бытовых условий, пользования услугами учреждений здравоохранения и образования, а также решения иных проблем, связанных с пребыванием трудовых мигрантов за рубежом.

39

C 2021 года введен порядок обязательного профессионального обучения лиц, выезжающих за границу для трудовой миграции, для чего созданы 17 моноцентров «Ишга мархамат», 30 центров профподготовки, 21 краткосрочных курсов профобучения и 136 пунктов профессионального обучения населения в махалях. Кроме того, на сегодняшний день легальные мигранты будут приравниваются к самозанятым, к ним применяется уплата социального налога и исчисление последующей пенсии. С рамках реализации программы организованного трудоустройства граждан у зарубежных работодателей в 2023 году 56,7 тыс. граждан прошли курсы профессиональной переподготовки и 1,5 тыс. курсы языковой подготовки. Также в течении 2023 году совместно с 10 зарубежными партнерами были организованы, а регионах Республики Узбекистан 48 курсов профессиональной переподготовки где прошли обучение более 2 тыс. граждан Республики Узбекистан.

Таким образом, анализ текущего состояния государственной политики Узбекистана в области внешней трудовой миграции выявляет следующие тенденции:

• Происходит радикальное изменение приоритетов государственной политики в сфере внешней трудовой миграции с целью создания системы безопасной легальной трудовой миграции.

• Начато организованное проведение внешней трудовой миграции с предоставлением государственной поддержки семьям трудовых мигрантов на местах.

• Внедрено системное обучение граждан профессиям и иностранным языкам перед выездом на работу за границу, включая выдачу сертификатов, подтверждающих их профессиональную квалификацию за рубежом.

• Создается система финансовой и социальной поддержки трудовых мигрантов в трудных ситуациях, включая страхование их жизни и здоровья, а также проведение культурно -просветительских мероприятий.

• Развивается система реинтеграции трудовых мигрантов при их возвращении, обеспечивая занятость, финансовую и организационную помощь в повышении профессиональной квалификации и предпринимательской деятельности.

Список литературы /References

1. Выступление вновь избранного Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на торжественной церемонии вступления в должность на совместном заседании палат Олий Мажлиса 6 ноября 2021 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://president.uz/ru/lists/view/4743.

2. Закон Республики Узбекистан «О занятости населения» // НБДЗ: 03/20/642/1396 от 20.10.2020 г.

3. Постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-3839 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы внешней трудовой миграции Республики Узбекистан» от 05.07.2018 года // «Собрание законодательства Республики Узбекистан», 9 июля 2018 г., N 27, ст. 552.

4. Семенова А.В. Государственное управление в сфере реализации миграционной политики Российской Федерации: автореф. дисс.....канд. юрид. наук. - Саратов, 2011. - С. 15.

5. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему усилению гарантий защиты граждан Республики Узбекистан, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом, и членов их семей» от 20 августа 2019 года № УП-5785 / Национальная база данных законодательства, 21.08.2019 г., № 06/19/5785/3605; 13.12.2019 г., № 06/19/5893/4150; 11.01.2020 г., № 06/20/5903/0039; 17.03.2021 г., № 06/21/6188/0216.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.