Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ: ПРАКТИКА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ: ПРАКТИКА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
78
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ / СОКРАЩЕНИЕ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ / ЗАЩИТЫ ПРАВ МИГРАНТОВ / ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ / СИСТЕМА ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ / ОРГАНИЗОВАННОЕ ТРУДОУСТРОЙСТВО ГРАЖДАН ЗА РУБЕЖОМ / ОКАЗАНИЯ СОДЕЙСТВИЯ В ПОЛУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ / ОКАЗАНИЕ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ГРАЖДАНАМ / ОРГАНИЗОВАННЫЙ НАБОР / ДЕПОРТИРОВАННЫЕ / ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ САМОЗАНЯТОСТИ / СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС / СЕМЕЙНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / PROBLEMS OF POPULATION MIGRATION / STATE MIGRATION POLICY / LEGISLATIVE SUPPORT OF MIGRATION POLICY / REDUCING ILLEGAL MIGRATION / PROTECTING MIGRANTS' RIGHTS / ENSURING NATIONAL SECURITY / IMPROVING THE SYSTEM OF EXTERNAL LABOR MIGRATION / THE SYSTEM OF EXTERNAL LABOR MIGRATION / ORGANIZED EMPLOYMENT OF CITIZENS ABROAD / ASSISTING IN OBTAINING INFORMATION / PROVIDING LEGAL AND SOCIAL PROTECTION / MATERIAL ASSISTANCE TO CITIZENS / ORGANIZED RECRUITMENT / DEPORTED / EFFECTIVE FORMS OF SELF-EMPLOYMENT AND / FAMILY BUSINESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рахимова Уаттара Абдусаттаровна

В Узбекистане за последние три года с момента принятия Стратегии по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в Узбекистане начата масштабная работа по созданию инструментов правовой, финансовой и материальной поддержки трудовых мигрантов. В настоящее время трудоустройство граждан Узбекистана за пределами страны осуществляется Агентством по внешней трудовой миграции и частными агентствами при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан. Принятые нормативно-правовые акты расширяют охват мерами социальной и правовой защиты граждан Узбекистана, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом, определяют пути эффективного управления и контроля за процессами организованного набора, подготовки, проведения адаптационных мероприятий и трудоустройства наших граждан за рубежом и на Родине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF LABOUR MIGRATION: PRACTICE OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

A large-scale work on the creation of instruments of legal, financial and material support for labor migrants has begun in Uzbekistan over the past three years since the adoption of the Strategy in five priority areas of the development of the Republic of Uzbekistan in 2017-2021. The Agency for External Labor Migration and private agencies under the Ministry of Employment and Labor Relations of the Republic of Uzbekistan provides employment for citizens of Uzbekistan outside the country. These regulatory legal acts expand the scope of social and legal protection measures for citizens of Uzbekistan engaged in temporary labor activities abroad, determine ways to effectively manage and monitor the processes of organized recruitment, preparation, implementation of adaptation measures and the employment of our citizens abroad and at home

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ: ПРАКТИКА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ И РЫНОК ТРУДА

DOI 10.38085/2308829X-2020-1-47-55 УДК 374.7

Рахимова М.А.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ: ПРАКТИКА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Рахимова Муаттара Абдусаттаровна, кандидат юридических наук, доцент, Университет мировой экономики и дипломатии (Ташкент, Узбекистан)

Аннотация. В Узбекистане за последние три года с момента принятия Стратегии по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в Узбекистане начата масштабная работа по созданию инструментов правовой, финансовой и материальной поддержки трудовых мигрантов.

В настоящее время трудоустройство граждан Узбекистана за пределами страны осуществляется Агентством по внешней трудовой миграции и частными агентствами при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.

Принятые нормативно-правовые акты расширяют охват мерами социальной и правовой защиты граждан Узбекистана, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом, определяют пути эффективного управления и контроля за процессами организованного набора, подготовки, проведения адаптационных мероприятий и трудоустройства наших граждан за рубежом и на Родине.

Ключевые слова: проблемы миграции населения, миграционная политика государства, законодательное обеспечение миграционной политики, сокращение нелегальной миграции, защиты прав мигрантов, обеспечения национальной безопасности, совершенствование системы внешней трудовой миграции, система внешней трудовой миграции, организованное трудоустройство граждан за рубежом, оказания содействия в получении информации, оказание правовой и социальной защиты, материальная помощь гражданам, организованный набор, депортированные, эффективные формы самозанятости, семейный бизнес, семейное предпринимательство.

LEGAL REGULATION OF LABOUR MIGRATION: PRACTICE OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Muattara A. Rahimova, PhD (law), associate Professor, University of World Economy and Diplomacy (Tashkent, Uzbekistan)

Abstract. A large-scale work on the creation of instruments of legal, financial and material support for labor migrants has begun in Uzbekistan over the past three years since the adoption of the Strategy in five priority areas of the development of the Republic of Uzbekistan in 2017-2021.

The Agency for External Labor Migration and private agencies under the Ministry of Employment and Labor Relations of the Republic of Uzbekistan provides employment for citizens of Uzbekistan outside the country. These regulatory legal acts expand the scope of social and legal protection measures for citizens of Uzbekistan engaged in temporary labor activities abroad, determine ways to effectively manage and monitor the processes of orga-

nized recruitment, preparation, implementation of adaptation measures and the employment of our citizens abroad and at home

Keywords: problems of population migration, state migration policy, legislative support of migration policy, reducing illegal migration, protecting migrants' rights, ensuring national security, improving the system of external labor migration, the system of external labor migration, organized employment of citizens abroad, assisting in obtaining information, providing legal and social protection, material assistance to citizens, organized recruitment, deported, effective forms of self-employment and, family business, family business.

Цитирование: Рахимова М.А. правовое регулирование трудовой миграции: практика Республики Узбекистан // Наука. Культура. Общество. 2020. № 1. С. 47-55

В современном мире особую актуальность приобретают проблемы миграции населения. Общемировой тенденцией является возрастание масштабов как внешней, так и внутренней миграции.

В связи с этим определение концептуальных основ миграционной политики государства и ее законодательное обеспечение имеет чрезвычайно важное значение. Это необходимо для сокращения нелегальной миграции, защиты прав мигрантов, обеспечения национальной безопасности.

Ратификация Узбекистаном основополагающих международных актов в области прав человека и их имплементация в национальное законодательство определяет необходимость разработки национальной базы в данной области.

В целях дальнейшего совершенствования системы внешней трудовой миграции, кардинального расширения ее организованных форм, обеспечения защиты трудовых и социальных прав граждан, выезжающих на работу за пределы республики, расширения вовлечения в предпринимательскую и трудовую деятельность вернувшихся из-за рубежа трудовых мигрантов, а также последовательной реализации задач, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан

в 2017-2021 годах1 в Узбекистане принят ряд нормативно-правовых актов в области трудовой миграции. К их числу следует отнести: Трудовой кодекс;2 Постановление Президента Республики Узбекистан от 5 июля 2019 года № ПП-3839 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы внешней трудовой миграции Республики Узбекистан»;3

Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25 марта 2019 года № 244 «Об утверждении Положения о порядке привлечения и использования иностранной рабочей силы в Республике Узбекистан»;4

Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 сентября 2018 года № 725

1 Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года №УП-4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистана/Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 6, ст. 70, № 20, ст. 354, № 23, ст. 448, № 29, ст. 683, ст. 685, № 34, ст. 874, № 37, ст. 982

2 Трудовой кодекс Республики Узбекистан (Утвержден Законом Республики Узбекистан от 21 декабря 1995 года) // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г., N 1, Приложение

3 Постановление Президента Республики, Узбекистан от 5 июля 2019 года № ПП-3839 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы внешней трудовой миграции Республики Узбекистан» // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 9 июля 2018 г., N 27, ст. 552

4 Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25 марта 2019 года № 244 «Об утвержде-

нии Положения о порядке привлечения и использования иностранной рабочей силы в Республике Узбекистан» // Национальная база данных законодательства, 26 марта 2019 г. -www.lex.uz

«О мерах по дальнейшему совершенствованию и коренному пересмотру системы организованного трудоустройства граждан Республики Узбекистан за рубежом»5 и некоторые другие.

Узбекистан меняет свое отношение к проблеме трудовой миграции - осуществляются процессы по легализации трудовой миграции и обеспечении лучшего контроля над ней. Принимаются меры по безопасности и спокойствию граждан республики, работающих за пределами страны.

С нашей точки зрения, необходимо коротко остановиться на практических мерах современного этапа реформ в Узбекистане в области государственной миграционной политики.

Во-первых, в начале 2017 года по инициативе Президента Республики Узбекистан принята Стратегия действий по пяти направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах.

В Стратегии действий в качестве одного из основных направлений определено дальнейшее развитие социальной сферы, направленное на последовательное повышение занятости и реальных доходов населения, совершенствование системы социальной защиты и охраны здоровья граждан.

Во-вторых, в целях усовершенствования государственного управления в этой сфере был принят Указ Президента Республики Узбекистан от 24 мая 2017 года № УП 5052 «О мерах по дальнейшему совершенствованию государственной политики в сфере занятости и коренному

5 Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 сентября 2018 года № 725 «О мерах по дальнейшему совершенствованию и коренному пересмотру системы организованного трудоустройства граждан Республики Узбекистан за рубежом» // Собрание Постановлений Правительства Республики Узбекистан, 2018 г., N 9, ст. 227

повышению эффективности деятельности органов по труду»,6 который был направлен на внедрение новых подходов к реализации государственной политики в сфере занятости, развитие инфраструктуры рынка труда, в том числе на основе государственно-частного партнерства, осуществление эффективных мер по трудоустройству незанятого населения, особенно молодежи.

В соответствии с Указом Министерство труда преобразовано в Министерство занятости и трудовых отношений, определены основные задачи и направления его деятельности, включая разработку государственного заказа на создание новых рабочих мест, координацию реализации территориальных и отраслевых программ занятости населения, мер по обеспечению трудоустройства выпускников высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений, проведение мониторинга за своевременной выплатой пособий и материальной помощи малообеспеченным семьям и другие.

В соответствии с вышеназванным Указом Министерство труда Республики Узбекистан было преобразовано в Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан. При этом определены основные задачи и направления деятельности Министерства занятости и трудовых отношений, включая разработку государственного заказа на создание новых рабочих мест, координацию реализации территориальных и отраслевых программ занятости населения, мер по обеспечению

6 Указ Президента Республики Узбекистан от 24 мая

2017 года № УП 5052 «О мерах по дальнейшему совершенствованию государственной политики в сфере занятости и коренному повышению эффективности деятельности органов по труду» / газета «Народное слово» от 25 мая 2017 года № 103 (6767).

трудоустройства выпускников высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений, проведение мониторинга за своевременной выплатой пособий и материальной помощи малообеспеченным семьям и др.

Во-третьих, в целях реализации Указа Президента Республики Узбекистан от 24 мая 2017 года № УП-5052 в сфере занятости и коренному повышению эффективности деятельности органов по труду, а также с целью усиления ответственности органов по труду за обеспечение занятости населения, прежде всего молодежи, и рациональное использование трудовых ресурсов было принято Постановление Президента Республики Узбекистан от 24 мая 2017 года № ПП-3001 «О мерах по организации деятельности Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан»7. Данным Постановлением были утверждены «Программа комплексных мер по дальнейшему совершенствованию деятельности органов по труду и обеспечению занятости населения», а также Перечень опорных профессиональных колледжей, осуществляющих профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации незанятых лиц в трудоизбыточных районах Республики Узбекистан

Во-четвертых, В Узбекистане за три года, после принятия Стратегии начата масштабная работа по созданию инструментов правовой, финансовой и материальной поддержки трудовых мигрантов.

7 Постановление Президента Республики Узбекистан от 24 мая 2017 года № ПП-3001 «О мерах по организации деятельности Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан» // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 22, ст. 420, № 37, ст. 982

Так, на сегодняшний день трудоустройством граждан Узбекистана за пределами страны занимается Агентством по внешней трудовой миграции и частными агентствами при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан. Оно определено рабочим органом Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан, выполняющим функции по рассмотрению заявлений о выдаче лицензии и аккредитации, подготовке необходимых документов согласно Постановлению Президента Республики, Узбекистан от 5 июля 2019 года № ПП-3839 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы внешней трудовой миграции Республики Узбекистан».8

Представители Агентства помогают гражданам, попавшим в беду в зарубежных странах. А именно, в случае, если граждане Узбекистана уезжали за рубеж на осуществление трудовой деятельности по линии Агентства, то Агентство будет контактировать с принимающей организацией (работодателем) с запросом об оказании содействия в получении более детальной информации о том гражданине, который попал в беду, и в случае необходимости будет оказывать помощь в решении случившегося вопроса совместно с компетентными правоохранительными органами страны, а также с консульствами и посольствами Республики Узбекистан в этих странах.

Если граждане Узбекистан уезжали за рубеж на осуществление

8 Постановление Президента Республики, Узбекистан от 5 июля 2019 года № ПП-3839 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы внешней трудовой миграции Республики Узбекистан» // Собрание законодательства Республики Узбекистан,

9 июля 2018 г., N 27, ст. 552

трудовой деятельности, не пользуясь услугами Агентства, то вопросами данных граждан будет заниматься Посольство Республики Узбекистан в зарубежных странах.

В-пятых, далее согласно Постановлению Президента Республики, Узбекистан от 5 июля 2019 года № ПП-3839 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы внешней трудовой миграции Республики Узбекистан»9 при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан был создан Фонд по поддержке и защите прав и интересов граждан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом.

При этом основными задачами Фонда по финансирование расходов определены:

оказание правовой и социальной защиты, а также материальной помощи гражданам, подвергшимся насилию, принудительному труду и дискриминации, нарушению трудовых и иных прав, попавших в сложное финансовое положение и оставшихся без документов, устанавливающих личность, средств к существованию в период осуществления трудовой деятельности за рубежом;

медицинское обслуживание граждан, которым в период нахождения в трудовой миграции потребовалась медицинская помощь по причине травмы, несчастного случая, в случае невозможности оплатить стоимость оказанных медицинских услуг за счет средств трудового мигранта с последующим возмещением оплаченных средств указанными гражданами;

9 Постановление Президента Республики, Узбекистан от 5 июля 2019 года № ПП-3839 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы внешней трудовой миграции Республики Узбекистан» // Собрание законодательства Республики Узбекистан,

9 июля 2018 г., N 27, ст. 552

перевозка тел граждан, умерших в период нахождения в трудовой миграции за пределами республики, а также граждан, получивших увечье или тяжелые травмы во время трудовой деятельности за рубежом, приведшие к потере трудоспособности;

возвращение граждан, ранее направленных на работу за рубеж в рамках организованного набора и выдворенных (депортированных) вследствие нарушения законодательства страны пребывания, с последующим возмещением оплаченных средств за счет указанных граждан, а также возвращение граждан, которым иностранные работодатели не обеспечили оговоренные условия трудоустройства;

создание в республике на местах центров предвыездной адаптации, профессиональной подготовки, обучения и тестирования по знанию иностранных языков, подтверждения профессиональной компетенции граждан, выезжающих для осуществления трудовой деятельности за рубеж;

проведение информационно-просветительских мероприятий по вопросам совершенствования системы организованного трудоустройства граждан за рубежом, направленных на предотвращение нелегальной трудовой миграции.

В-шестых, кроме этого, следует обратить внимание на два важных документа в этой сфере, принятых в августе 2019 года в целях оказания содействия и поддержки гражданам страны в реализации их прав на трудовую деятельность за рубежом:

• Указ Президента от 20 августа 2019 года № УП-5785 «О мерах по дальнейшему усилению гарантий защиты граждан Республики Узбекистан, осуществляющих временную

трудовую деятельность за рубежом, и членов их семей»;10

• Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 августа 2019 года № 713 «О дополнительных мерах по защите прав и законных интересов граждан Республики Узбекистан, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом».11

Данные нормативно-правовые акты расширяют охват комплексными мерами для создания надежных механизмов социальной поддержки трудовых мигрантов и членов их семей, в том числе в вопросах улучшения жилищных и бытовых условий, финансовой помощи, защиты жизни и здоровья.

Эти два акта были направлены на эффективное взаимодействие между уполномоченными органами и руководителями местных органов власти республики и зарубежных стран в создании достойных условий для проживания и трудовой деятельности трудовых мигрантов и членов их семей, а также по обеспечению скоординированной деятельности в социальной и правовой защите граждан Узбекистана, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом, определяют пути эффективного управления и контроля за процессами организованного набора, подготовки, проведения адаптационных мероприятий и трудоустройства наших граждан за рубежом и на Родине.

10 Указ Президента от 20 августа 2019 года № УП-5785 «О мерах по дальнейшему усилению гарантий защиты граждан Республики Узбекистан, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом, и членов их семей» // Национальная база данных законодательства, 21.08.2019 г., № 06/19/5785/3605- http://lex. uz/ru/docs/ 4482657?query

11 Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 августа 2019 г. N 713 «О дополнительных мерах по защите прав и законных интересов граждан

Республики Узбекистан, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом» // Национальная база данных законодательства, 24 августа 2019 г.-http://lex.uz/ru/docs

Вышеназванные акты - своего рода мощный импульс по реализации международных обязательств республики по поддержке наших граждан по трудоустройству за пределами страны, а также их реинтеграции по возвращении домой, осуществлению комплексных мер, направленных на повышение доходов и уровня жизни находящихся в Узбекистане семей трудовых мигрантов путем содействия в решении социально-бытовых вопросов, улучшения жилищных условий, обеспечения занятости трудоспособных членов семей. Для реализации вышеперечисленного определены меры поддержки трудовых мигрантов - это и предоставление им кредитов, микрозаймов и субсидий на покрытие суммы страховой премии по страхованию жизни и здоровья граждан.

В-седьмых, у нас в республике разработали проект закона «О внешней трудовой миграции». Проект закона опубликован на сайте СОВАЗ.12

Данный закон будет распространяться на граждан Республики Узбекистана, которые работают за рубежом, а также физических и юридических лиц всех форм собственности, участвующих в процессах внешней трудовой миграции.

Согласно вышеупомянутому документу, трудоустройством граждан Узбекистана за рубежом займутся Агентство по внешней трудовой миграции при Минтруде и структурные подразделения Агентства, а также ре-крутинговые организации.

Они будут осуществлять организованный набор граждан, изъявивших желание работать за рубежом, по заявкам иностранных хозсубъек-тов. Основанием для направления

12 regulation.gov.uz.

граждан на работу за рубеж станут договоры по трудоустройству, заключаемые направляющей организацией с иностранным работодателем и гражданином Узбекистана, намеревающимся уехать на заработки.

Законом будут определены права трудовых мигрантов на надлежащие условия труда и социальную защиту; установлены государственные гарантии по предоставлению социальных услуг и помощи трудовым мигрантам; установлен государственный контроль и ответственность за нарушение требований законодательства о трудовой миграции.

В-восьмых, в ноябре прошлого года Узбекистан стал полноправным членом Международной организации по миграции (МОМ). Это произошло на 109-ой сессии Совета Агентства ООН по миграции, которая проголосовала за поддержку заявки республики на вступление в МОМ в качестве страны-члена. В результате, после вступления Узбекистана в организацию, общее количество стран-членов достигло 173.

Надо отметить, наша республика является наиболее густонаселенной страной в Центральной Азии и замыкающей членство в МОМ из региона. И партнерство Узбекистана с МОМ началось еще в 2003 году, когда МОМ начала оказывать прямую помощь жертвам торговли людьми и уязвимым мигрантам из Узбекистана и других стран Центральной Азии.

В-девятых, с марта 2017 года для граждан Узбекистана, проживающих и работающих за рубежом, МИД запустил специальный модуль под названием «Онлайн маслахдт» на сайте consul.mfa.uz, который обеспечивает граждан страны, выехавших за рубеж для работы, учебы или на ПМЖ соответствующим сервисом консуль-

тирования по предоставлению, регистрации, пересылке и оформлению документов.

А кроме этого, на сайте самого МИДа mfa.uz работают «Интерактивные услуги», которые включают в себя «Перечень услуг, оказываемых консульско-правовыми Департаментами МИД и консульскими учреждениями Республики Узбекистан за рубежом»

В-десятых, важную роль в предупреждении проблемы миграции играет решение вопросов занятости в стране. В целях совершенствования механизмов трудоустройства на вакантные и квотируемые рабочие места, развития эффективных форм самозанятости в Узбекистане ежегодно разрабатываются специальные государственные проекты и программы.

При содействии партнерских организаций, коммерческих банков, местных органов власти, Министерством занятости и трудовых отношений реализуется масштабная работа по поддержке семейного предпринимательства в рамках программы «Каждая семья - предприниматель».

Данная программа призвана обеспечить населению страны улучшение материальных условий, а также повысить уровень жизни людей. На текущий момент программа реализуется во всех городах и районах республики. В этой связи, для привлечения населения к семейному бизнесу в регионах созданы Центры по поддержке семейного предпринимательства.

В-одиннадцатых, для усиления мер безопасности соотечественников выстраивается надежная защита наших граждан, выезжающих за рубеж в поисках работы, совершенствуется сотрудничество Узбекистана с зарубежными странами в области трудовой миграции. В частности:

в начале апреля 2017 г. правительства РФ и Узбекистана подписали «Соглашение между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Российской Федерации об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федераци-и»13, и в данное время идет работа по реализации данного соглашения;

- или, например, по итогам визита делегации Агентства по вопросам внешней трудовой миграции Узбекистана в Польшу были подписаны меморандумы о сотрудничестве с девятью польскими компаниями, работающими в сфере строительства, текстильной, аграрной и пищевой промышленностях. Трудовым мигрантам из Узбекистана будут гарантированы все условия, необходимые для достойной жизнедеятельности в Польше, своевременная и стабильная заработная плата, а также гибкий график труда. Кроме того, организованы спецкурсы по начальному обучению польскому языку для скорейшей адаптации, открыты курсы по повышению профессионального мастерства специалистов.

В-двенадцатых, в июле 2017 года с участием министра, а также руководителей всех загранучреждений Узбекистана и региональных представительств МИДа состоялся «Прямой диалог». В адрес министерства, диппредставительств и консульских учреждений поступили десятки обращений - проблемы, связанные с гражданством, восстановлением уте-

13 Соглашение между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Российской Федерации об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации от 5 апреля 2017 года - http://docs.cntd.ru/ document/542614408

рянных документов, поиском родных и близких, оказанием помощи при сложных жизненных ситуациях.

12 сентября 2017 года Распоряжением Президента Республики № Р-5055 «Об образовании Межведомственной рабочей группы по реализации итогов «Прямого диалога Министерства иностранных дел с соотечественниками» была образована постоянно действующая Межведомственная рабочая группа по реализации итогов «прямого диалога»14 МИД с гражданами, находящимися за пределами Узбекистана, которая призвана наладить всестороннее изучение обращений по консульско-правовым вопросам вовлеченными министерствами и ведомствами, а также принятие по ним объективных и своевременных решений, направленных на восстановление и защиту нарушенных прав и законных интересов граждан, осуществление системного мониторинга и контроля за приемом, обработкой, рассмотрением и принятием решений по обращениям, поступающим в МИД и его загранучреждения и направляемым по принадлежности в государственные органы, широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в работу с обращениями граждан путем расширения применения интерактивных государственных услуг в деятельности консульских учреждений за рубежом.

Словом, государство прилагает огромные усилия в улучшение материальных условий граждан, позитивных изменений в уровне и качестве жизни населения, чтобы каждая семья имела комфортные условия проживания и стабильный источник дохода.

14 Распоряжение Президента Республики Узбекистан от 12 сентября 2017 года № Р-5055 «Об образовании Межведомственной рабочей группы по реализации итогов «Прямого диалога Министерства иностранных дел с соотечественниками» - https://president.uz/ru/ lists/view/1027

Библиографический список

1. Трудовой кодекс Республики Узбекистан (Утвержден Законом Республики Узбекистан от 21 декабря 1995 года) // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г., N 1, Приложение;

2. Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года №УП-4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 6, ст. 70, № 20, ст. 354, № 23, ст. 448, № 29, ст. 683, ст. 685, № 34, ст. 874, № 37, ст. 982;

3. Указ Президента Республики Узбекистан от 24 мая 2017 года № УП 5052 «О мерах по дальнейшему совершенствованию государственной политики в сфере занятости и коренному повышению эффективности деятельности органов по труду»/газета «Народное слово» от 25 мая 2017 года № 103 (6767);

4. Указ Президента от 20 августа 2019 года № УП-5785 «О мерах по дальнейшему усилению гарантий защиты граждан Республики Узбекистан, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом, и членов их семей» // Национальная база данных законодательства, 21.08.2019 г., № 06/19/5785/3605- http://lex.uz/ru/docs;

5. Постановление Президента Республики Узбекистан от 24 мая 2017 года № ПП-3001 «О мерах по организации деятельности Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан» // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 22, ст. 420, № 37, ст. 982;

6. Постановление Президента Республики, Узбекистан от 5 июля 2019 года № ПП -3839 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы внешней трудовой миграции Республики Узбекистан»//Собрание законодательства Республики Узбекистан, 9 июля 2018 г., N 27, ст. 552;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Распоряжение Президента Республики Узбекистан от 12 сентября 2017 года № Р-5055 «Об образовании Межведомственной рабочей группы по реализации итогов «Прямого диалога Министерства иностранных дел с соотечественниками» - https:// president.uz/ru/lists/view/1027;

8. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 сентября

2018 года № 725 «О мерах по дальнейшему совершенствованию и коренному пересмотру системы организованного трудоустройства граждан Республики Узбекистан за рубежом» // Собрание Постановлений Правительства Республики Узбекистан, 2018 г., N 9, ст. 227;

9. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25 марта

2019 года № 244 «Об утверждении Положения о порядке привлечения и использования иностранной рабочей силы в Республике Узбекистан» // Национальная база данных законодательства, 26 марта 2019 г. -www.lex.uz;

10. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 августа 2019 г. N 713 «О дополнительных мерах по защите прав и законных интересов граждан Республики Узбекистан, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом»// Национальная база данных законодательства, 24 августа 2019 г.- http://lex.uz/ ru/docs;

11. Соглашение между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Российской Федерации об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации от 5 апреля 2017 года - http://docs.cntd.ru/document/542614408

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.