Научная статья на тему 'Реформы в области военного строительства в Грузии и стабильность на Южном Кавказе'

Реформы в области военного строительства в Грузии и стабильность на Южном Кавказе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
372
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗИЯ / ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ГРУЗИИ / М. СААКАШВИЛИ / МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ (МО) ГРУЗИИ / НАТОВСКАЯ ПРОГРАММА "ОБУЧИ И ОСНАСТИ" / УРОКИ АВГУСТА 2008 ГОДА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Меликян Джони

После распада СССР во всех постсоветских странах начались процессы демократизации и либерализации, которые в большинстве случаев стимулировались извне и, кроме того, поддерживались местными властными элитами. Среди государств Южного Кавказа, вставших на путь демократизации и либерализации, выделяется Республика Грузия. Важная роль Грузии в регионе обусловлена как транзитными возможностями республики в качестве транспортного коридора энергоресурсов и прочих грузов в обход России, так и противоречивостью ее внутриполитического развития, способной в определенной мере повлиять на соседние государства. Грузия, как и другие государства региона, благодаря важному с геополитической точки зрения положению, может играть роль моста и посредника между Востоком и Западом. Можно также с уверенностью сказать, что ситуация, сложившаяся в регионе после российско-грузинской войны августа 2008 года, вызвала к жизни определенные процессы, которые имеют дуалистический характер; они либо помогут восстановить мир и стабильность, либо вызовут гонку вооружений и приведут к новой, более ожесточенной войне. Следует отметить, что происходящие вокруг Грузии события оставляют в тени процессы, протекающие в самой стране, то есть внутриполитическая динамика оказывается вне фокуса должного внимания. Особый интерес с этой точки зрения представляют собой реформирование грузинской армии, создание системы национальной безопасности, а также процесс демократизации, происходящий в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформы в области военного строительства в Грузии и стабильность на Южном Кавказе»

РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ВОЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ГРУЗИИ И СТАБИЛЬНОСТЬ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ

Джони МЕЛИКЯН

эксперт Центра по кавказоведению и проблемам Ближнего Востока при Российско-Армянском (Славянском) университете (Ереван, Армения)

В в е д

После распада СССР во всех постсоветских странах начались процессы демократизации и либерализации, которые в большинстве случаев стимулировались извне и, кроме того, поддерживались местными властными элитами. Среди государств Южного Кавказа, вставших на путь демократизации и либерализации, выделяется Республика Грузия.

Важная роль Грузии в регионе обусловлена как транзитными возможностями республики в качестве транспортного коридора энергоресурсов и прочих грузов в обход России, так и противоречивостью ее внутриполитического развития, способной в определенной мере повлиять на соседние государства. Грузия, как и другие государства региона, благодаря важному с геополитической точки зрения положению, может играть роль моста и посредни-

е ни е

ка между Востоком и Западом. Можно также с уверенностью сказать, что ситуация, сложившаяся в регионе после российско-грузинской войны августа 2008 года, вызвала к жизни определенные процессы, которые имеют дуалистический характер; они либо помогут восстановить мир и стабильность, либо вызовут гонку вооружений и приведут к новой, более ожесточенной войне.

Следует отметить, что происходящие вокруг Грузии события оставляют в тени процессы, протекающие в самой стране, то есть внутриполитическая динамика оказывается вне фокуса должного внимания.

Особый интерес с этой точки зрения представляют собой реформирование грузинской армии, создание системы национальной безопасности, а также процесс демократизации, происходящий в стране.

1. Военное строительство в Грузии (1991—2008 гг.)

Вопрос о том, как поражение в войне отразилось на экономике Грузии, ее внутренней политике и процессе реформ в оборонной сфере по сей день остается одним из наиболее актуальных.

Еще задолго до прихода к власти М. Саакашвили военное строительство и укрепление армии и спецслужб рассматривались как одна из основных задач грузинских властей. Чтобы правильно понять происходящие в республике процессы, следует обратиться к истории создания Вооруженных сил (ВС) Грузии.

Современная грузинская армия берет свое начало от Национальной гвардии Грузии, созданной 20 декабря 1990 года1. 30 апреля 1991 года был объявлен призыв в Национальную гвардию; эта дата празднуется как День Вооруженных сил Грузии.

Министерство обороны (МО) Грузии было создано в 1992 году; весной того же года в его составе была сформирована 11 бригада (1-я бригада 1-го корпуса)2. Поначалу вооруженные формирования состояли из добровольческих отрядов; со временем, особенно после поражения в войне с Абхазией и в связи с постепенной интеграцией Национальной гвардии в структуру МО, они централизовались и институционализировались.

Военное строительство затруднялось слабым финансированием МО: в 2002 году оно составляло 36 млн лари3, а в 2003 году — 60,9 млн лари4. Следствием нехватки денежных средств были низкий уровень заработной платы военных и гражданских служащих МО, недостаточные размеры денежного довольствия военнослужащих, техническая отсталость грузинской армии и низкий уровень ее боеготовности.

Однако наблюдались и позитивные сдвиги, связанные с усилением военной помощи западных стран правительству Э. Шеварднадзе: грузинские военнослужащие прошли переподготовку по натовской программе «Обучи и оснасти», которая реализовывалась в 2002—2004 годах и на которую было затрачено около 64 млн долл.5

Помимо помощи в подготовке и обучении грузинских военнослужащих, иностранные государства поставляли в Грузию вооружение и военное снаряжение. Например, США передали республике автотранспорт и 10 вертолетов Ве11 иН-1Н (4 из них — в качестве резерва запчастей); 2 таких же вертолета предоставила Турция. Кроме того, из Украины было получено 10 учебно-тренировочных самолетов L-29 и ракетный катер «Тбилиси» (проекта 206 МР).

Качественный рост грузинской армии периода Шеварднадзе продолжился после «революции роз» и прихода к власти М. Саакашвили; он и его команда, как представляется, довели этот процесс до явной милитаризации. К этому периоду (2005—2007 гг.) относится принятие ряда концептуальных документов, среди которых можно выделить следующие: Концепция национальной безопасности Грузии6, «Анализ угроз»7, Национальная военная стратегия8, «Стратегический обзор обороны»9 и «Видение министра 2008—2011»10.

Многие эксперты отмечают, что в данных документах прослеживается определенная эволюция взглядов на цели и задачи грузинских ВС, равно как и на угрозы со стороны государственных и негосударственных субъектов; по мере изменения политической ситуации в них вносились определенные поправки.

1 См.: Rusadze N. National Guard’s Day // Defense Today, 2007, No. 6. P. 1.

2 См.: Дарчиашвили Д. Грузия: заложница оружия [www.abkhaziya.org/books/kavkaz_lsw/georgia.html].

3 Там же.

4 См.: Strategic Defense Review. Tbilisi: Ministry Defense of Georgia, 2007. P. 98.

5 См.: Целуйко В. Реформирование грузинской армии при Саакашвили до Пятидневной войны 2008 года. В кн.: Танки августа / Под ред. М.С. Барабанова. М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2009. С. 21.

6 [http://www.mod.gov.ge/index.php?page=-10&id=9&lang=1].

7 См.: Strategic Defense Review. P. 66—67.

8 [http://www.mod.gov.ge/index.php?page=-10&id=2&lang=3].

9 См.: Strategic Defense Review.

10 [http://www.mod.gov.ge/?1=E&m=3&sm=2].

Остановимся на самом первом, основном документе — Концепции национальной безопасности Грузии, в котором в числе основных интересов государства декларируется следующее:

■ обеспечение территориальной целостности Грузии;

■ поддержание региональной стабильности на Кавказе и бассейне Черного моря;

■ укрепление роли Грузии в качестве транзитного государства.

Концепция, конкретизируя задачи, стоящие перед ВС Грузии, определяла основные угрозы национальной безопасности:

■ нарушение территориальной целостности Грузии, под которой понималось существование неподконтрольных Тбилиси квазигосударственных образований (Абхазия и Южная Осетия);

■ распространение на территорию Грузии конфликта из соседних государств, в первую очередь с российского Северного Кавказа;

■ военная агрессия со стороны иностранных государств (авторами концепции считалась маловероятной. — Д-М.) или негосударственных субъектов (считалась более вероятной. — Д-М.) и т.д.

В данном документе отмечалось, что интеграция в военные структуры НАТО — это единственный, безальтернативный путь обеспечения национальной безопасности Республики Грузия; тем самым ускорилось бы решение многих финансовых проблем (затраты на оборону) и появилась бы некая защита от внешней угрозы (со стороны России).

В период с 2004 по 2008 год силовые структуры и органы внутренних дел ускоренно реформировались. Неимоверно выросли расходы: ассигнования на армию, составлявшие до прихода Саакашвили к власти порядка 30 млн долл. в год, выросли примерно в 30 раз и к 2008 году достигли 1 млрд долл. (табл. 1)11.

Примерно вдвое меньшая сумма была потрачена на укрепление госбезопасности и обеспечение внутреннего порядка; расходы на социальные нужды, образование и здравоохранение росли гораздо медленнее12.

Кроме того, в рамках процесса демократизации и централизации ВС Грузия перешла к новой модели, предусматривающей назначение на пост министра обороны гражданских лиц и принятие их на службу в аппарат МО; управление структурами ВС Грузии было возложено на Генеральный штаб, а в дальнейшем — на Объединенный штаб (ОШ) с разделением функций МО и ОШ.

В подчинении ОШ находились: командование ВС (сухопутные войска, ВВС и ВМС), департаменты (Национальной гвардии13, тылового обеспечения, образования, разведки и военной полиции)14, а также некоторые другие структуры.

В рамках Плана действий по индивидуальному партнерству с НАТО15 система высшего военного управления страны была унифицирована со структурами стран НАТО.

Численность личного состава ВС Грузии выросла примерно в 3 раза и достигла

36,5 тыс.; постановлением парламента Грузии от 14 сентября 2007 года численный состав

11 См.: Georgian Statistical Yearbook. Tbilisi, 2008. P. 247.

12 Так, суммарные расходы на оборону, МВД и госбезопасность в 2003 году составляли 10,9% всей расходной части бюджета; в 2007 году они составили 36,6% всех расходов.

13 Согласно рекомендациям НАТО Национальная гвардия преобразовывалась в альтернативную сухопутным войскам структуру, которая отвечает за подготовку резервистов, обеспечение мобилизации и территориальную оборону.

14 См.: Strategic Defense Review . P. 86.

15 [http://www.mod.gov.ge/?l=E&m=4&sm=1].

Таблица 1

Экономический рост, доходы и расходы госбюджета Грузии

У Экономический рост Доходы бюджета Грузии, млн долл. Расходы на оборону, млн долл. D Л Расходы на соц. защиту, млн долл.

2003 +11.1% 617,3 28,6 160

2004 +5.9% 1 189,1 83,5 250,6

2005 +9.6% 1 799,5 218,8 345,4

2006 +9.4% 2 488,8 405,7 037,7

2007 +12.3% 3 548,5 884 376,5

2008 2008 +2.3% 1 052,4 І

ВС был увеличен с 28 до 32 тыс. чел., а постановлением от 15 июля 2008 года — почти до 37 тыс. Кроме того, увеличивались силы ПВО и ВМС.

Затраты на военную сферу и закупку вооружений (особенно для артиллерии), бронетехники и средств ПВО росли год от года.

Как отмечают эксперты Стокгольмского института проблем войны и мира (SIPRI), импорт Грузией вооружений и военной техники в 2004—2008 годах примерно в 4 раза превысил показатель 1999—2004 годов, причем около 65% составили поставки из Украины16.

Помимо Украины, вооружения и военную технику в Грузию поставляли Узбекистан и Казахстан (член ОДКБ).

Кроме того, прямое военное содействие грузинской армии оказывали Соединенные Штаты, ряд стран НАТО (Польша, Чехия, Румыния и Болгария), а также Турция и Израиль.

США, в рамках программ по обучению и тренировке ^ТЕР, GSSOP-1, GSOOP-2)17, за несколько лет подготовили и экипировали личный состав почти 4 пехотных бригад сухопутных сил Грузии, а также ряд спецподразделений и спецслужб республики.

Об успешном проведении военных реформ в Грузии (до войны) свидетельствует следующее:

■ повышение качества ВС благодаря переходу на контрактный способ комплектования;

■ реформирование системы военного образования и подготовки кадров;

■ иностранная помощь.

Одновременно с реформами в оборонной отрасли и укреплением военного потенциала усиливалась военная риторика в заявлениях руководства республики по поводу скорого возврата автономий в состав Грузии.

16 См.: Bromley M., Haulton P., Wezeman P.D., Wezeman S.T. SIPRI Arms Transfer Data, 2008 // SIPRI Fact Sheet, April 2009. P. 4.

17 См.: Данные Государственного департамента США [www.state.gov/t/pm64766/htm].

2. Уроки августа 2008 года. Продолжение процесса военных реформ и новые тенденции (2009—2010 гг.)

Грузия сделала серьезные выводы из событий августа 2008 года; в настоящее время она активно восстанавливает свою боеспособность. Командование ВС, консультируемое иностранными специалистами, реформирует армию с учетом новых реалий, а предполагаемым противником выступают уже не Абхазия и Южная Осетия, а Россия.

До войны почти все концептуальные документы Грузии носили сугубо оборонительный характер; в связи с событиями августа 2008 года они, как и Стратегия внешней политики Грузии (2006—2009 гг.), потеряли свою актуальность. Дело в том, что в этих документах не предусматривалась возможность полномасштабной войны с таким большим государством, как Россия.

Уже в сентябре 2008 года МО Грузии заявило, что начаты работы над изменением Военной доктрины и Концепции национальной безопасности страны; замминистра обороны Б. Кутелия заявил, что «Грузия намерена синхронизировать эти изменения с теми изменениями, которые вносят в свои концепции безопасности страны НАТО, так как новые реалии заставляют всех искать подходы к угрозам, исходящим от России»18.

Некоторые эксперты полагают, что война повлияла на ситуацию в стране главным образом в 3 сферах19, это

1) национальная безопасность;

2) политическая система;

3) экономика.

Уже в январе 2009 года между США и Грузией была подписана хартия о стратегическом партнерстве, предусматривающая сотрудничество в области безопасности. Предполагалось, что США частично возьмут на себя расходы по модернизации грузинской армии и повышению обороноспособности страны.

С 2009 года в республике сменилось руководства МО; новый министр Б. Ахалайя продолжил процесс реформирования ВС. Так, к 2009 году численность ВС Грузии составила около 39 тыс. чел., что на 7 тыс. больше, чем в 2008 году.

Что касается финансового обеспечения, то в 2009 году МО было выделено 897 млн лари (527 млн долл.), а в2010 году эта сумма должна составить 750 млн (441 млн долл.)20.

Однако не бюджет МО является главным источником финансирования военной реформы: значительная часть средств выделяется странами Запада. Так, после российско-грузинской войны на восстановление военной инфраструктуры Грузии было выделено

4,5 млрд долл.

Согласно данным грузинских СМИ, ссылающихся на результаты обсуждения бюджета США в конгрессе (раздел иностранной помощи), в 2009 году американская военная помощь Грузии составила 11,8 млн долл.; в 2010 году планируется выделить еще 14 млн долл.

18 [http://ru.trend.az/news/po1itics/foreign/1303672.htm1].

19 См.: Нодиа Г. Грузия в 2008 г.: испытание на прочность. В кн.: Сб. статей «Кавказ 2008». Ереван, 2010. С. 43—44.

20 См.: Министерство обороны Грузии [http://www.mod.gov.ge].

Таблица 2

Американская прямая военная помощь Грузии в 2007/2010 финансовом году (млн долл.)21

Финансовый год 2007 2008 2009

Международное военное финансирование 9,7 9 11 16

Международное военное учебное и образовательное финансирование 1,16 0,761 1,15 2

Другие программы (антитеррористические и пр.) 5,15 3,21 2,2 Нет данных

< ,( Всего V* 16,01 12,982 14,2 Более 18 ^

Вопросы безопасности и проведения военных реформ изложены во внутриведомственных документах МО Грузии («Видение министра обороны 2009—2010 гг.»)22 и в скором будущем войдут в новую Национальную военную стратегию и Концепцию национальной безопасности.

Основными направлениями развития оборонного ведомства, подвергшимся институциональным реформам в 2009—2010 годах, являются:

1) военное образование;

2) система управления личным составом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) система управления ресурсами.

Еще одним итогом войны было расформирование ВМС (вернее, того, что от них осталось) и включение их в состав сил береговой охраны пограничной полиции Грузии; при МО формируются следующие виды и рода войск:

а) сухопутные войска;

б) военно-воздушные войска;

в) Национальная гвардия.

Что касается преобразования сухопутных сил, то с осени 2008 года на базе Хонийс-кой группы Горийской артиллерийской бригады началось формирование новой, получившей 2-й номер (1-й номер остался за Горийской артиллерийской бригадой).

В период войны ВВС Грузии потеряли 4 вертолета — 3 Ми-24 и 1 Ми-14БТ, 1 самолет Ан-2 и пр.

У Грузии до сих пор имеются проблемы с обеспечением противовоздушной обороны (ПВО); ситуация в этой сфере вряд ли изменится, так как республика не располагает истребительной авиацией, что лишает ее систему ПВО маневренного компонента. Если же Грузия сумеет заполучить несколько истребителей четвертого поколения, то они все

21 См.: Государственный департамент США [http://www.state.gov].

22 [http://www.mod.gov.ge/?1=E&m=3&sm=2].

равно не смогут сыграть существенной роли, что связано с недостаточной подготовленностью летного состава и количественным превосходством авиации России.

Одной из первых мер, принятых после конфликта, стало увеличение числа рекрутов и преобразование системы резерва. Грузинское командование осознало, что помимо новой техники важно иметь большой штат высококвалифицированных командиров; в 2009 году Крцанисским учебным центром было подготовлено 832 военнослужащих, тогда как в 2008 году там единовременно обучалось в среднем лишь 500—600 рекрутов23.

В грузинской армии резерв формируется на основе Национальной гвардии. После войны грузинские резервы приобрели новую структуру, состоящую из двух компонентов: резервистов первого класса (две бригады, укомплектованные бывшими военными, чей контракт закончился в течение последних нескольких лет) и сил территориальной обороны, которые формируются из состава прежнего активного резерва. Их главной задачей является охрана государственных и военных объектов; подобный резерв разгружает основные боевые части, самостоятельно решая второстепенные задачи.

По сути, Грузия пытается воплотить в жизнь «концепцию вооруженного народа»24. В конце 2009 года на открытии нового здания Управления Национальной гвардии М. Саакашвили заявил: «Мы должны подготовить любого гражданина страны, в том числе и женщин, чтобы они были подготовлены и вооружены для оказания сопротивления врагу».

Кроме того, МО определило 3 важнейших приоритета в своей дальнейшей деятельности:

1. Управление и контроль.

Война показала, что как в управлении войсками, так и в поддержании боевого духа войск существуют значительные пробелы, поэтому особое внимание в процессе проведения реформ уделено морально-психологической подготовке войск.

2. Система воздушной обороны.

Война показала слабость систем воздушной обороны; с 2009 года Грузия начала их реформировать и закупать новые виды вооружений и техники.

3. Развитие возможностей в ВС Грузии по борьбе с бронетехникой противника.

Началась реорганизация бронетанковых войск; продолжаются закупки новых видов бронетехники (в Украине и др. странах).

Вместо заключения

Можно с уверенностью говорить, что возникшая после «пятидневной войны» 2008 года на Кавказе реальность в плане региональной безопасности отличается большой неопределенностью: с одной стороны, новый региональный баланс сил, как и ожидалось, должен был минимизировать риски новых войн, с другой — сохраняется напряженность в отношениях между Москвой и Тбилиси, что создает условия для гонки вооружений со всеми вытекающими из нее проблемами и угрозами для региональной безопасности.

Реформирование оборонной отрасли Грузии, начавшееся с 2009 года (оно продолжится до 2012 г.) вызывает определенные опасения, так как оно может повлечь за собой новый виток гонки вооружений и эскалации напряженности в регионе (за время, прошед-

23 См.: The History of Krtsanisi National Training Center [www.mod.gov.ge/?1=E&m=5&sm=12&ssm=1].

24 Целуйко В. Указ. соч. С. 32.

шее после войны августа 2008 года, Грузия не только восстановила свою военную мощь, но и значительно увеличила ее). В то же время интеграция Грузии в структуры НАТО как следствие этих же реформ может послужить и сдерживающим фактором для возникновения конфликтов и возобновления военных действий в уже существующих очагах конфликтности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.