Научная статья на тему 'Реформы в Китае: проблемы и дискуссии'

Реформы в Китае: проблемы и дискуссии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1124
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Синь Ли, Попова Людмила Валерьевна

The paper deals with the challenges and contradictions of the reforming process in China. The general direction of the reforms is still being supported by the majority of population, however, rising income differentiation, social insecurity, corruption and violations during privatization of SOEs are becoming of a growing concern of Chinese people. There are those who believe the difficulties that China encountered during the transformation result from the strategy of reforms itself and should be resolved by partial revitalization of the former social system, while the others explain the problems by inconsistency of the reforms, which could be solved by acceleration of the reforming process. Anyway, the authorities in China have to adjust to the prevailing public opinion and make some modifications in the development strategy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Reforms in China: Problems and Challenges

The paper deals with the challenges and contradictions of the reforming process in China. The general direction of the reforms is still being supported by the majority of population, however, rising income differentiation, social insecurity, corruption and violations during privatization of SOEs are becoming of a growing concern of Chinese people. There are those who believe the difficulties that China encountered during the transformation result from the strategy of reforms itself and should be resolved by partial revitalization of the former social system, while the others explain the problems by inconsistency of the reforms, which could be solved by acceleration of the reforming process. Anyway, the authorities in China have to adjust to the prevailing public opinion and make some modifications in the development strategy.

Текст научной работы на тему «Реформы в Китае: проблемы и дискуссии»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В КИТАЕ

Ли Синь, Л. В. Попова

РЕФОРМЫ В КИТАЕ: ПРОБЛЕМЫ И ДИСКУССИИ

В марте 2006 г. на очередной сессии Всекитайского Собрания народных представителей Генеральный секретарь ЦК КПК Ху Цзиньтао и премьер-министр Вэнь Цзя-бао, подтвердив неизменность экономического курса страны1, вынуждены были признать наличие ряда трудностей, проявившихся в ходе реформирования. Предметом широкой дискуссии, возникшей в 2004 г. одновременно с началом реформирования прав собственности и проводившейся в Интернете и на страницах многих СМИ, оказался вопрос о направленности процесса реформирования госпредприятий, системы образования, здравоохранения и других сфер экономики. В ходе дискуссии горячо обсуждались проблемы роста социальной дифференциации, обострения противоречий между городом и деревней, необходимости создания системы социальной защиты, особенно в отношении безработных, а также перспектив развития сельского хозяйства и выплаты адекватной компенсации крестьянам за изымаемые из сельхозобо-рота земли.

Ли СИНЬ — д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой мировой экономики Шанхайского университета финансов и экономики. Окончил экономический факультет Уханьского университета (1983), аспирантуру экономического факультета Белорусского государственного университета (1994), докторантуру экономического факультета Фуданьского университета (1997). С 1997 г. преподает на экономическом факультете Шанхайского университета финансов и экономики, с 2000 является заведующим кафедрой мировой экономики. Сфера научных интересов - переходная экономика, экономика России. Автор более 100 научных работ, в том числе 7 монографий. Вице-президент Шанхайской ассоциации исследований России, Восточной Европы и Центральной Азии.

Людмила Валерьевна ПОПОВА — канд. экон. наук, доцент кафедры мировой экономики СПбГУ. Окончила восточный факультет Университета. В 1995/96 г. стажировалась на экономическом факультете Китайского народного университета (г. Пекин). С 1998 г. работает в СПбГУ. В 2001/02 г. находилась на научной стажировке в Центре Азиатских исследований Университета Тохоку (Япония). Принимала участие в ряде международных конференций, проводившихся в КНР и Японии. Сфера научных интересов - экономика стран Восточной и Юго-Восточной Азии, интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Автор 30 научных публикаций.

© Ли Синь, Л. В. Попова, 2007

Ловушка экономических реформ в Китае

Проведение в Китае экономических реформ обусловило быстрые темпы экономического роста страны (рис. 1), привело к усилению позиций Китая на мировой арене (по величине ВВП Китай занимает 4-е место в мире, по величине валютных резервов — вышел на 1-е место). По объему внешнеторгового оборота (1422 млрд долл. США) в 2005 г.

I I ВВП(м лрп юаней) ♦ Рост ВВП в %

Рис. 1. Динамика ВВП КНР.

Китай также находится на 3-м месте в мире. Сумма использованных иностранных инвестиций в КНР на конец июля 2005 г. составляла 600 млрд долл. США (1-е место в мире). По расчетам Дж. Стиглица, на протяжении 20 лет рост китайской экономики обеспечивал почти половину совокупного экономического роста всех развивающихся стран2 . По оценке Всемирного банка, на начальном этапе индустриализации для удвоения доходов на душу населения Великобритании потребовалось 58 лет (1780-1838), США — 47 лет (1839-1883), Японии — 34 года (1885-1919), Бразилии — 18 лет (1961-1979), Р. Корея — 11 лет (1966-1977)3. Китай же удвоил этот показатель за 10 лет (1977-1987 гг.), что является свидетельством более высоких темпов роста китайской экономики по сравнению с вышеупомянутыми странами. На сегодняшний день по показателю темпов экономического роста Китай занимает позиции одного из мировых лидеров.

Одновременно с быстрыми темпами экономического роста в Китае углублялась социальная дифференциация. С одной стороны, с начала реформ и открытости уровень доходов определенной части населения и уровень жизни в отдельных регионах КНР существенно повысились, примерно 100 млн человек избавились от бедности. С другой стороны, на 2005 г. более 23,5 млн жителей имели ежегодный доход в 85 долл. США, а ежедневный доход еще примерно 200 млн человек составлял менее 1 долл. США. По данным Мирового банка, индекс Джини в начале процесса реформирования был равен только 0,16, а к 2004 г. он вырос уже до 0,465 и продолжает увеличиваться в настоящее время.

Неблагоприятная перспектива развития Китая по латиноамериканскому сценарию предсказывалась в свое время многими учеными. Похоже, что их прогнозы в определенной степени оправдались. Так, на современном этапе, по данным статистики, сто-

имость имущества 10% наиболее зажиточной части населения КНР эквивалентна половине стоимости имущества всего городского населения, тогда как стоимость имущества 10% наиболее бедной части населения страны составляет только 1% от стоимости имущества городских жителей. Доходы зажиточной части населения возрастают более высокими темпами, чем менее обеспеченных жителей страны. Ускоренными темпами увеличивается имущественная дифференциация между городом и сельской местностью. В период 1978-1985 гг. эта разница сократилась с 2,57:1 до 1,86:1, а с 1984 г. она вновь стала возрастать — с 1,82:1 в 1983 г. до 2,86:1 в 1994 г. и далее до 3,53:1 в 2004 г. С учетом различий в масштабах социальной поддержки городских и сельских жителей, взыскания дополнительных налогов в сельской местности фактическая разница в доходах, возможно, достигает 5:1 — 6:1 (рис. 2), что является самым высоким уровнем социального расслоения в мире. Еще более заметны эти различия по отдельным регионам Китая и отраслям.

Обострение социальных проблем породило острую полемику в академических кругах Китая и вынудило китайское руководство предпринять ряд мер для исправления сложившейся ситуации. К числу таких мер можно отнести наращивание инвестиций в старую промышленную базу Северо-Востока, увеличение финансовых вливаний в экономику западного Китая и сельских районов, отмену сельскохозяйственного налога, взимавшегося в стране на протяжении двух тысяч лет, платы за начальное образование, а также действия, направленные на сокращение социальной дифференциации общества.

А Среднедушевые располагаемые доходы в городах ♦ Среднедушевые чистые доходы в деревнях

Л Среднедушевые денежные заработные платы работников в городах Рис. 2. Разница в доходах городских и сельских жителей КНР (в юанях КНР).

Реформирование государственных предприятий: переоценка результатов

9 августа 2004 г. профессор из Гонконга Лан Сяньпин выступил с резкой критикой политики реформирования государственной собственности, допущения больших злоупотреблений в этом процессе. Выразив позицию широких слоев населения, он быстро приобрел большую популярность, а его критика породила горячую дискуссию в обществе по вопросам реформирования госпредприятий, коррупции, социальной дифференциации и другим проблемам. Мишенью для нападок со стороны общественности стали экономисты либерального толка.

Часть ученых-экономистов, прежде всего экономисты марксистского направления, приняли сторону Лан Сяньпина (в их числе Цзуо Дапэй, Дин Бин, Чэн Эньфу, опубликовавшие заявление «Политика реформирования прав собственности не должна быть ошибочной»4 ), другие не поддержали его выступления.

В конце сентября того же года Комитет по госимуществу был вынужден признать, что выкуп госпредприятий и контрольного пакета акций менеджерами предприятий не отвечает задаче создания современной системы предприятий и основным принципам политики акционирования госсектора. Это заявление очень обеспокоило президента Китайского общества по исследованию реформы экономической системы Гао Шанцюаня, выступающего за продолжение реформ. Критика со стороны Лан Сяньпина также сильно затронула интересы эко-номистов-либералов5. Они стали говорить о том, что новая левая интеллигенция выступает против реформ, и настояли на том, чтобы 2005 г. был объявлен годом реформ, а сами реформы продолжались бы любой ценой. В октябре ЦК КПК отреагировал на это заявлением, в котором утверждалось, что продолжение реформ и совершенствование социалистической рыночной системы являются важнейшими задачами современного этапа.

На самом деле 2005 г. можно считать годом переосмысления реформ. Генеральное направление реформ поддерживается большинством населения страны. Вместе с тем растущее имущественное расслоение требует корректировки экономического курса, уделения большего внимания задачам обеспечения справедливости и безопасности. Некоторые ученые предупреждают, что при сохранении нынешнего положения дел Китай ожидает серьезный кризис.

В I полугодии 2005 г. получили распространение взгляды экономистов-марксистов относительно переосмысления курса реформ. 29 августа 2005 г. на пресс-конференции Министерства образования заместитель министра Чжан Баоцин резко обвинил местных руководителей и руководство школ и вузов в самовольном взимании платы за обучение. Отвечая на вопросы в Интернете, он высказался против превращения образования в коммерцию: «Такой подход противоречит основной цели образования и интересам народных масс»6. Это выступление вызвало бурный отклик у населения. Реформы, способствующие росту безработицы вследствие преобразования госпредприятий или делающие недоступным образование из-за его высокой стоимости, не могут не вызывать отторжения у населения. Перевод системы образования на рыночные принципы привел к различным отрицательным последствиям, в частности к снижению качества обучения и вследствие этого к проблеме с трудоустройством выпускников вузов. В июле 2005 г. был опубликован доклад Центра исследований развития при Госсовете, в котором говорилось также о необходимости изменения подходов к реформированию системы здравоохранения и утверждалось, что причиной поражения реформы в этой сфере является попытка ее маркетизации7.

После ареста в августе 2005 г. президента компании Glinkol Гу Чуцзюна из-за финансовых злоупотреблений общественность выступила с резкой критикой либеральных экономистов, настаивающих на необходимости реформирования прав собственности. Их

подверг критике также бывший вице-президент Китайской академии общественных наук Лю Гогуан и другие известные ученые. В результате этого экономисты, проводившие в Китае на протяжении 10 лет реформы в русле неолиберальной идеологии, были вынуждены признать допущенные в ходе реформ ошибки. По словам профессора Юй Цюаньюя, распродажа и передача госпредприятий в частные руки определяет судьбу китайской государственности. Таким образом, профессор Лан, вернувшийся в Китай после продолжительного пребывания в США и не знавший ситуации в стране, случайно приоткрыл крышку ящика «Пандоры», сделав многие проблемы предметом открытой дискуссии. Жаль, что это произошло слишком поздно8.

Арест Гу Чуцзюна, по мнению некоторых, явился признанием поражения политики реформирования госпредприятий. Накануне этого события ЦК объявил запрет на выкуп акций менеджерами крупных госпредприятий. В целом процесс реформирования госпредприятий не только не приостановился, но даже был ускорен. Однако проблемы в реформировании прав собственности были полностью раскрыты, а законность целого ряда мер была подвергнута сомнению.

Статья Лю Гогуана и общественная реакция на нее

В марте 2005 г. после получения высшей премии по экономике в своем интервью Лю Гогуан сказал, что «многие полагают, что теперь уже можно расставить точки над “Г, поскольку рынок доминирует и план не в моде. Я же считаю, что это не совсем так. Плановое хозяйство сыграло в бывшем СССР и Китае крайне положительную роль»9 .

15 июля 2005 г. по Интернету был опубликован разговор 82-летнего Лю Гогуана с молодым коллегой из Центра общественных наук при Министерстве образования, в котором известный ученый резко критиковал доминирование в Китае западной экономической науки. В 10-м номере ведущего экономического журнала КНР «Цзинцзи яньцзю» за 2005 г. была опубликована его статья «Некоторые проблемы преподавания и изучения экономической науки». Ее основные положения следующие: 1) в сфере экономического образования и экономических исследований на современном этапе происходит усиление позиций западной экономической школы и ослабление влияния марксистской политэкономии; 2) внутренние причины этой ситуации связаны с неясностью курса в сфере экономического образования в высшей школе, быстрым переходом на иностранные пособия по экономике, односторонней подготовкой преподавательских кадров и кадров ганьбу10, проблемой руководства вузов; 3) не следует бездумно преклоняться ни перед марксизмом, ни перед экономиксом, слепо воспринимать догмы как марксизма, так и экономикса; 4) необходимо обеспечить правильный баланс сил между марксистской политэкономией и западным экономиксом, при этом основной экономической теорией должна выступать только политэкономия марксизма; 5) необходимо выработать правильный подход к западной экономической теории и неолиберальной экономике; 6) нужно определиться в том, представляет ли собой экономическое образование элемент идеологии либо носит прикладной характер; 7) необходимо принимать во внимание процесс интернационализации экономического образования и одновременно приспосабливать систему образования к национальным условиям; 8) при проведении экономических преобразований в Китае следует руководствоваться принципами марксистской политэкономии; 9) пассивное отношение и попустительство по отношению к процессам, происходящим в сфере экономического образования и исследований, недопустимы11.

28 сентября 2005 г. в Шанхае была проведена конференция «Связь между политэкономией марксизма и западным экономиксом», многие участники которой высказались в поддержку Лю Гогуана. Например, профессор Чэн Эньфу настаивает на синтезе марксистской

политэкономии с экономиксом. Другие ученые считают, что надо положительно воспринимать концепцию «экономического человека», которую проповедует экономикс. По их мнению, высокий уровень экономического развития западных стран дает им право определять основное течение в экономической науке и оказывать влияние на развивающиеся страны.

3 октября 2005 г. в газете «Цзинцзи гуаньча бао» Гао Шанцюань опубликовал статью «Оценка китайских реформ на основе исторического материализма», в которой были отмечены негативное восприятие некоторых реформ в обществе и отсутствие их широкой поддержки. Основная его мысль заключается в том, что нельзя под лозунгом критики неолиберализма отрицать реформы12. В ноябре в журнале «Цэцзин» была опубликована речь Гао Шанцюаня «Стрельба по богатым приведет к серьезным социальным послед-ствиям»13. Одновременно с этими публикациями в журнале «Шанъу чжоукань» была напечатана статья Лю Гогуана под названием «Если реформы порождают социальное неравенство, то они терпят поражение»14. В другой статье, опубликованной несколько позже в газете «Цзинцзи гуаньча бао», Лю Гогуан заявил, что движение в сторону чистой рыночной экономики не является направлением китайской реформы15.

В октябре и ноябре 2005 г. в Пекине были проведены три заседания конференции «Новая теория Лю Гогуана по экономическим наукам», где в ее поддержку выступили профессора партшколы при ЦК КПК, Китайской академии общественных наук, Пекинского и Народного университетов, редакции «Жэньминь жибао». На 3-м заседании выступил Лю Гогуан с докладом «Отстаивание марксистской политэкономии — это длительная борьба». Он отметил, что марксизм стал второстепенным учением, а на первый план вышла западная экономическая идеология, приобретшая влияние в вузах, в экономической и даже в политической жизни. Лю Гогуан считает, что для решения этой серьезной проблемы необходима полемика, но она не должна ограничиваться только общественными кругами16.

В ноябре 2005 г. на конференции «Лю Гогуан о проблемах в сфере экономического образования и исследований» первый заместитель главного редактора журнала «Чжунлю» Сунь Жуйлинь в своем докладе отметил, что статья Лю Гогуана является лучшей из публикаций, отстаивающей ведущие позиции марксизма, которые, по его убеждению, непоколебимы. Классовая борьба с неолиберализмом, приватизацией, антимарксизмом и империализмом должна воспрепятствовать попыткам мирной эволюции Китая в сторону империализма.

26 декабря 2005 г. в Пекине состоялось открытие Института исследований марксизма при Китайской академии общественных наук, на котором присутствовал и выступил с речью член Политбюро, начальник отдела пропаганды и агитации ЦК КПК Лю Юйшань. 27 декабря в «Гуанмин жибао» были опубликованы выступления на семинаре «Связь между политэкономией марксизма и западным экономиксом» профессоров Китайского народного университета Гао Хунъе, Пекинского университета Ху Дайгуана, Шанхайского университета финансов и экономики Чэн Эньфу и др. Они отметили, что Лю Гогуан является крупным ученым, что политэкономия марксизма и экономикс должны быть объединены под руководством марксизма, что политэкономию марксизма нельзя целиком заменить экономиксом.

В начале апреля 2006 г. в Интернете появилось интервью с Лю Гогуаном, в котором он выразил поддержку заявлению Ху Цзиньтао на очередной сессии Всекитайского Собрания народных представителей в марте 2006 г. о неизменности курса реформ. Он сказал, что при всей расплывчатости формулировки этого курса мы видим попытку совершенствования социализма, что обеспечит процветание государства и благосостояние народа17.

Экономические реформы позволили Китаю продемонстрировать большие успехи и достижения, но одновременно за годы преобразований накопилось много проблем и противоречий. Те люди, которых обвиняют в выступлении против реформ, на самом деле не

подвергают сомнению необходимость реформирования страны, а лишь пытаются переосмыслить курс реформ для успешного решения возникших в ходе их проведения проблем. Эти проблемы и противоречия связаны с изменением имущественных отношений и переменами в сфере идеологии. Начиная с 1990-х годов одни социальные группы стали быстро обогащаться, благосостояние других практически не изменилось, некоторые пострадали в результате этих реформ, а кто-то оказался на пороге бедности. Эти обедневшие слои изначально представляли собой социальную основу КПК18.

Что касается изменений в сфере идеологии в процессе реформ, то здесь можно выделить два подхода. Есть те, которые под флагом реформ и открытости ведут Китай к капитализму, изменяют сущность нашего общества. Неолиберальные ценности получили распространение в социально-экономической сфере, сфере культуры и других областях, что оказало влияние на курс и направленность экономических реформ и привело к обострению многих проблем в ходе реформирования образования, здравоохранения, жилья и т. д. Некоторые полагают, что критика неолиберализма означает выступление против реформ. Да, китайский народ действительно негативно относится к реформам, прокладывающим путь капитализму, и поддерживает реформы, предполагающие совершенствование социалистической системы.

Многие ученые считают, что главные положения марксистской политэкономии можно взять за основу и подвергнуть переработке. По вопросу взаимосвязи между политэкономией марксизма и западным экономиксом некоторые полагают, что изменение в соответствии с учением марксизма первоначальной системы капитализма в пользу развития производительных сил соответствует интересам народных масс, поэтому марксизм представляет интересы широких слоев населения. Вместе с тем они убеждены, что, к примеру, теории ценообразования, полезности, производственной функции, экономического роста, которые исследуются в экономиксе, вполне можно вместить в теоретическую систему марксистской политэкономии. Однако основная позиция и ценности экономикса коренным образом противоположны марксизму и поэтому слепо копировать их нельзя.

Другие рассматривают экономикс как единственно правильную экономическую теорию. Точка зрения противников марксизма главным образом заключается в следующем:

1) политэкономия марксизма не в состоянии объяснить большинство современных экономических явлений, поскольку после К. Маркса экономисты в бывших социалистических странах не сумели ее конкретизировать с учетом достижений теоретической математики, статистики, теории игр и др., не принимали во внимание изменения реального мира;

2) многие проблемы, с которыми мы столкнулись, также существовали и в западных странах на заре капитализма; в этих странах были разработаны неплохие подходы для решения этих проблем, которые можно использовать в интересах народа также и в социалистических странах; 3) западная экономическая теория не сводится к проведению приватизации и либерализации, а включает также теории о несовершенстве рынка, асимметричности информации, правительственном регулировании.

Реформы продолжаются

Когда дискуссия об экономических реформах заходит в идеологическую плоскость, вопрос об их справедливости трансформируется в вопрос о необходимости проведения реформ вообще, что беспокоит многих в сегодняшнем Китае.

11 февраля 2006 г. У. Цзинлян в своем докладе отметил, что сейчас реформы столкнулись с сопротивлением и непониманием. 4 марта во время очередной сессии Всекитайского Собрания народных представителей в Пекине Китайским обществом по исследова-

нию реформы экономической системы была проведена закрытая конференция «Тенденции макроэкономики и реформ Китая», в которой приняли участие либеральные экономисты. Краткая запись выступлений, сделанных на этой конференции, появилась в начале апреля в Интернете19. Президент Общества Гао Шанцюань следующим образом обобщил рассуждения о результатах реформ, существующие в обществе. По мнению одних, результаты реформ можно оценивать положительно, поскольку они содействовали развитию производительных сил, улучшили жизнь населения, повысили потенциал государства и международные позиции Китая. В то же время они допускают, что действительно существует много проблем, к примеру, социальная дифференциация, несправедливость в распределении доходов, коррупция и т. д., решить которые возможно только на основе углубления реформ. Вместе с тем, продолжает Гао Шанцюань, есть и другая точка зрения относительно результатов реформ. В частности, существует мнение, что реформы отрицают основы социализма и противоречат Конституции, не отвечают интересам народа, ухудшают его социальное положение.

Резюмируя вышесказанное, Гао Шанцюань делает вывод, что в современном китайском обществе нет единой оценки результатов реформ, существуют сомнения в правильности проводимых мероприятий и юридической законности некоторых сделок, и в целом сегодняшний Китай находится на перепутье. Публикации, в которых отстаивается идея правильности выбранного Китаем пути и необходимости дальнейшего углубления реформ, подвергаются жесткой критике20 , а те, в которых отмечаются негативные последствия реформ, напротив, получают поддержку общественности21 .

По убеждению самого Гао Шанцюаня, критика реформ провокационна, недовольство курсом реформ получает широкую огласку через Интернет. В конце своего доклада Гао Шанцюань предложил, чтобы руководство ЦК выступило с призывом объединения партии и народа, сторонников консервативных и либеральных взглядов под знаменем реформ, поскольку полемика не обеспечивает социальной гармонии, не отвечает интересам реформ и открытости. Он также подчеркнул необходимость уделять больше внимания малоимущим для того, чтобы они также смогли ощутить на себе положительные результаты реформ.

Что касается проблемы обеспечения равномерного распределения доходов, то на этот счет профессор Пекинского университета Чжан Вэйин, к примеру, считает, что социальная гармония должна наступить по мере развития. В регионах страны, где наблюдаются высокие темпы экономического роста, индекс Джини является небольшим. Госпредприятия не в состоянии обеспечить равномерность в распределении доходов и решить проблему бедности. Он не согласен с тем, что индекс Джини в Китае является высоким. Поддерживая Чжан Вэйина, экономист Всемирного банка Чжан Чюньлинь считает, что недовольство социальной дифференциацией, социальной несправедливостью существовало сотни лет, так что это нормальное социальное явление. Профессор Китайского политико-юридического университета Ли Шугуан отмечает, что реформы из экономической сферы зашли уже в юридическую и политическую плоскость, поэтому необходимо снова определить курс и направленность реформ.

Выступления многих специалистов касались необходимости реформы Правительства. Они выступают за открытость и прозрачность системы принятия политических решений, за внедрение института общественного контроля и возможность участия в этом процессе всего населения. По мнению некоторых ученых, Китаю подошла бы тайваньская модель политического устройства со свободой СМИ и многопартийной системой. На их взгляд, Китай движется именно в этом направлении, однако официально такая цель не ставится, а недосказанность и неопределенность только тормозят ход реформы.

Полемика является следствием несовпадения интересов различных социальных групп. В центре разгоревшейся дискуссии оказались проблемы рыночного механизма и частной собственности. Различие в высказываемых точках зрения и предлагаемых способах решения накопившихся проблем состоит в том, что, по мнению одних, проблемы являются следствием рыночных реформ и их следует решить раз и навсегда, пусть даже и за счет некоторого возвращения к прежней системе, другие усматривают корень проблем в непоследовательном и некомплексном характере реформ и предлагают их решение на основе ускорения процесса преобразований.

Опубликовав в июне 2006 г. в газете «Жэньминь жибао» передовую статью «Курс реформы неизменен», китайское руководство надеялось тем самым положить конец развернувшейся в обществе полемике. Однако она продолжается и в настоящее время ведется по вопросу об общем направлении курса реформ.

1 Подтверждением незыблемости позиции китайского руководства по вопросу о курсе реформ является опубликованная 5 июня 2006 г. в газете «Жэньминь жибао» статья под названием «Курс реформ остается неизменным».

2 Стиглиц Дж. Сравнение китайской и зарубежной трансформации экономических систем // Цзинцзисюэ дунтай. 2GG1. № 5. С. 45-48.

3 Доклад Всемирного банка о развитии - 1991. Пекин, 1992. С. 83.

4 http://tucea.com/innovate/innovate13.htm

5 Ли Лян, Сюй Тунхуэй. Продолжение полемики о реформах // Цзяннянь шибао. 2GG6. 17 марта. С. 13.

6 Бывший заместитель министра образования Чжан Баоцин: «Образование не разрешает проблемы воспитания человека» // Шаньси ваньбао. 2GG6. 23 янв.

7 Чжан Хунцин. Что показывает «поражение китайского реформирования здравоохранения? // Гуанмин жибао. 2005. 12 авг.

8 Ли Лян, Сюй Тунхуэй. Указ. соч. С. 13.

9 http://www.8888aaa.com/zjbbs/G525GGG1.asp

10 Ганьбу - чиновники государственно-административного аппарата, номенклатура.

11 Лю Гогуан. Некоторые проблемы преподавания и изучения экономической науки // Цзинцзи яньцзю. 2GG5. № 1G. С. 3.

12 Гао Шанцюань. Оценка китайских реформ на основе исторического материализма // Цзинцзи гуаньча бао. 2GG5. 3 окт.

13 Гао Шанцюань. Стрельба по богатым приведет к серьезным социальным последствиям // Цэцзин. 2GG5. № 11. С. 13.

14 Лю Гогуан. Если реформы порождают социальное неравенство, то они терпят поражение // Шанъу чжо-укань. 2GG5. № 11. С. 21.

15 Лю Гогуан. Движение в сторону чистой рыночной экономики не является направлением китайской реформы // Цзинцзи гуаньча бао. 2GG5. 11 дек.

16 Ли Лян, Сюй Тунхуэй. Указ. соч. С. 13.

17 Лю Гогуан. Чем является и не является правильное направление реформ нашей страны? (http:// www.hp1995.com/ShowArticle.asp?ArticleID=72).

18 Ли Лян, Сюй Тунхуэй. Указ. соч. С. 13.

19 Полную краткую запись этой конференции см.: http://zhjunju.spaces.live.com/blog/ cns!51DA84DE6AE1BBB6!113.entry?_c=BlogPart

20 Здесь речь идет о реакции общественности на статью Хуан Фупина, комментатора «Цзефан жибао», бывшего заместителя главного редактора «Жэньминь жибао», «Реформы непоколебимы», опубликованную в январе 2GG6 г. В начале 1990-х годов им была опубликована целая серия статей в поддержку экономического курса Дэн Сяопина.

21 Имеются в виду, прежде всего, статьи Лю Гогуана.

Статья поступила в редакцию 2 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.