Научная статья на тему 'Реформы системы управления сельским хозяйством в первой половине 1980-х годов (по материалам Мордовской и Чувашской АССР)'

Реформы системы управления сельским хозяйством в первой половине 1980-х годов (по материалам Мордовской и Чувашской АССР) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
92
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЕ КОМИТЕТЫ / AGRICULTURE / AGRICULTURAL SECTOR / REFORMING OF THE MANAGEMENT SYSTEM / AGRICULTURAL ASSOCIATIONS / AGRICULTURAL COMMITTEES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бикейкин Евгений Николаевич

В статье анализируются основные направления реформирования системы управ-ления сельским хозяйством в первой половине 1980-х гг., рассматриваются структура и основные функции органов государственного управления аграрным производством, соз-данных в ходе реформы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Бикейкин Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORMS OF THE MANAGEMENT SYSTEM OF AGRICULTURE IN FIRST HALF OF THE 1980s (Based on Materials of the Mordovian and Chuvash ASSR)

The main directions of reforming of the management system of agriculture in the first half of the 1980s are analyzed in this article. The author considers the structure and basic functions of the bodies of agricultural management, formed in the course of the reform.

Текст научной работы на тему «Реформы системы управления сельским хозяйством в первой половине 1980-х годов (по материалам Мордовской и Чувашской АССР)»

УДК 94(470.40/.43):631.1 ББК Т3(2)6

Е. Н. Бикейкин

РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-х годов (по материалам Мордовской и Чувашской АССР)

Ключевые слова: сельское хозяйство, агропромьпшленный комплекс, реформирование системы управления, агропромышленные объединения, агропромышленные комитеты.

E. N. Bikeykin

REFORMS OF THE MANAGEMENT SYSTEM OF AGRICULTURE IN FIRST HALF OF THE 1980s (Based on Materials of the Mordovian and Chuvash ASSR)

Keywords: agriculture, agricultural sector, reforming of the management system, agricultural associations, agricultural committees.

В начале 1980-х гг. наблюдалась недостаточная результативность больших капиталовложений в сельское хозяйство, объяснявшаяся во многом несовершенством аппарата управления и недостаточной ответственностью его за положение дел в аграрном секторе. Поэтому майский (1982 г.) Пленум ЦК КПСС решил провести коренную перестройку структуры управления сельским хозяйством.

В связи с этим партийные и государственные органы республик связывали с Продовольственной программой, принятой на пленуме, большие надежды. Например, Председатель Совета Министров МАССР В. С. Учайкин заявлял: «Продовольственная программа - принципиально новый шаг в системе нашего планирования, управления экономикой. Впервые в практике нашего народного хозяйства агропромышленный комплекс выделен в самостоятельный объект планирования и управления. Это позволяет лучше, эффективнее сочетать территориальное и отраслевое - программное целевое планирование. В основу последнего кладется конечный результат - бесперебойное снабжение страны продовольственными товарами. Именно этому результату, этой цели подчиняется увязанная в единое целое система управления сельским хозяйством и связанными с ним отраслями как в центре, так и на местах» [17, с. 14]. Им же было отмечено,

что фактически целью программы выступает замена административных методов управления экономическими [16, с. 6].

Действительно, в области управления сельским хозяйством накопилось много проблем. В 1970-х гг. несовершенной была и структура управления сельским хозяйством, оказавшая отрицательное влияние на положение дел на местах. Этой большой и сложной отраслью народного хозяйства управляли многочисленные организации и предприятия которые не несли конкретной ответственности за положение дел в колхозах и совхозах. Они материально не были заинтересованы в конечных результатах производственной деятельности сельскохозяйственных предприятий. Например, райобъединения «Сельхозтехники» систематически срывали сроки проведения капитального ремонта тракторов, не соблюдали графики выполнения работ по техническому обслуживанию тракторов и других машин. Никакой ответственности за урожай не несли районные объединения «Сельхозхимия». Они выполняли лишь план внесения удобрений.

Функционирование в республиках многочисленных организаций и предприятий, обслуживающих колхозы и совхозы, и их ведомственная разобщенность привели к серьезным недостаткам в планировании, материально-техническом снабжении, проведении специализации и рационального

ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы „ .

размещения производства, усложнили решение задач комплексного развития села, породили параллелизм и дублирование в управлении.

Весьма показательно описывает ситуацию в управлении сельским хозяйством чувашский исследователь А. М. Шорников, знавший проблемы не понаслышке: «...возьмем к примеру - пишет автор, - структуру управления совхозами. В 1965-1970-х гг. в связи с организацией специализированных совхозов по производству хмеля, овощей, молока, мяса и т. д. в республике были созданы 7 различных трестов и объединений. Это, прежде всего, привело к раздуванию аппарата управления. В различных трестах, объединениях и конторах работали более 500 человек. Сильно раздут аппарат Министерства сельского хозяйства республики. Если в 1960 г. в его штате было 50 человек, в т. ч. 4 работника канцелярии, дворник, кочегар и 2 уборщицы, то в 1980 г. 114 человек. Создание многочисленных специализированных трестов с многочисленным штатом управленцев не оправдало себя из-за территориальной разобщенности подведомственных им хозяйств. Последние, как правило, находились в 10-12 районах, а откормсовхо-зы функционировали в 14 районах республики. Такое положение не могло не сказаться на оперативном и результативном управлении сельским хозяйством. Например, как мог руководить квалифицированно и результативно трест “Свинпром” совхозом “Шемур-шинский”, находившимся от г. Чебоксары в 150 км. Руководители и специалисты многих трестов вопросы организации производства в специализированных хозяйствах решали путем бумажных и телефонных указаний, поверхностно, наездами, в отрыве от земли. Кроме того, узкая специализация животноводческих совхозов привела в некоторых из них к сокращению производства картофеля, овощей и технических культур, кроме хмеля. В целом преобразование многих хозяйств в специализированные совхозы и создание по их руководству трестов и объединений не дали реальной эффективности. Наконец, узковедомственные интересы трестов и объединений мешали по-настоящему учесть интересы районов. Специализированные совхозы не подчинялись районным управлениям

сельского хозяйства и все организационнохозяйственные вопросы они решали в Чебоксарах. Например, хозяйства Цивильского района подчинялись 11 различным трестам, объединениям и ведомствам, расположенным в основном в Чебоксарах. Как ни парадоксально, но здесь в подчинении районного управления сельского хозяйства не было ни одного колхоза и совхоза. Районные управления сельского хозяйства выполняли лишь функции совещательного и статистического органов - собирали от колхозов и совхозов всевозможные сведения и составляли справки. Заметно была принижена роль Министерства сельского хозяйства республики в руководстве отраслью, особенно в управлении совхозами. Резко возросли параллелизм и дублирование функций управления колхозами и совхозами со стороны Министерства сельского хозяйства с одной стороны и объединений и трестов - с другой» [18, с. 85-86].

Именно поэтому первые шаги по реализации решений майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС были связаны с реорганизацией системы управления республиканским агропромышленным комплексом. ЦК КПСС и Совет Министров СССР признали целесообразным осуществить в центре и на местах систему мер по дальнейшему улучшению управления сельским хозяйством и другими отраслями агропромышленного комплекса. Эти меры предусматривали:

1) обеспечение четкого взаимодействия всех отраслей, связанных с производством сельскохозяйственной продукции, улучшение ее сохранности, транспортировки, переработки и доведения до потребителя;

2) повышение хозяйственной самостоятельности и инициативы колхозов и совхозов как главных звеньев социалистического сельского хозяйства, создание благоприятных экономических, социальных, организационных условий для их эффективной деятельности;

3) развитие творческой активности, повышение деловитости и ответственности руководителей и специалистов колхозов и совхозов за увеличение производства, укрепление экономики хозяйств и безусловное выполнение государственных планов;

4) последовательное применение экономических методов управления во всех отрас-

лях и сферах агропромышленного комплекса, создание условий для их рентабельной работы;

5) укрепление районного звена управления, рациональное сочетание территориального и отраслевого принципов управления, устранение ведомственной разобщенности, сокращение численности управленческого аппарата.

Конкретные меры были намечены по совершенствованию организационной структуры управления сельским хозяйством, призванной обеспечить тесную увязку действий между структурными подразделениями, четкое распределение ответственности и компетентности между различными уровнями руководства и эффективного проведения единой общегосударственной политической линии по всем вопросам хозяйствования [19, с. 182].

В докладе на майском (1982 г.) Пленуме ЦК КПСС Л. И. Брежнев подчеркнул: «Необходимо решительно избавляться от администрирования и мелочной опеки в отношении колхозов и совхозов, которые с полным правом можно назвать фундаментом всего сельскохозяйственного производства. Нужно запретить кому бы то ни было требовать от них выполнения каких-либо заданий, не предусмотренных государственным планом, запрашивать информацию, кроме установленной государственной отчетностью. Следует на всех уровнях строго придерживаться этого правила и не делать из него никаких исключений» [9, с. 18].

В Продовольственной программе декларировалась необходимость всемерно развивать хозяйственную инициативу и социалистическую предприимчивость колхозов, совхозов и межхозяйственных организаций, недопущение нарушения прав предприятий, мелочной опеки по отношению к их руководителям и специалистам, строгое соблюдение социалистической законности в хозяйственных отношениях. «.Решающее слово, чем занимать гектар, когда начинать те или иные работы, должно оставаться за самими колхозами и совхозами, принимающими на себя ответственность за результаты планирования и всю производственнохозяйственную и финансовую деятельность. Это обстоятельство не исключает, а предпо-

лагает необходимость проведения в центре и на местах системы мер по улучшению руководства сельским хозяйством, совершенствованию экономического механизма и системы управления агропромышленным комплексом в целом на основе более последовательного и творческого применения ленинских принципов аграрной политики. Особое значение придается районному звену, где формируется действительно полноправный и демократичный орган управления, способный в полной мере воздействовать на производство с учетом интересов колхозов и совхозов» [8].

В районах предусматривалось создание районного агропромышленного объединения, в состав которого включались колхозы, совхозы, межхозяйственные формирования, другие предприятия сельского хозяйства, а также предприятия и организации, обслуживающие их и связанные с сельскохозяйственным производством и переработкой продукции. Предприятия и организации, обслуживающие несколько районов, могли включаться в состав агропромышленного объединения по согласованию с соответствующими вышестоящими органами. Входящие в объединение предприятия и организации сохраняли хозяйственную самостоятельность, права юридического лица и ведомственную принадлежность. Высшим органом управления районного агропромышленного объединения становился Совет, образуемый районным Советом народных депутатов в составе начальника районного управления сельского хозяйства - председателя Совета объединения, председателей колхозов и директоров совхозов, а также руководителей предприятий и организаций других отраслей агропромышленного комплекса. Председатель Совета объединения одновременно являлся первым заместителем председателя райисполкома, а рабочим аппаратом Совета объединения должен был выступать аппарат районного управления сельского хозяйства, формировавшийся за счет общей численности действующих районных управлений сельского хозяйства, а также предприятий и организаций, обслуживавших колхозы и совхозы. Советы районных агропромышленных объединений вправе были определять на основе доведенных контрольных цифр плановые показатели по установленной номен-

ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы „ .

клатуре колхозам и совхозам и представлять проекты государственных планов закупок сельскохозяйственных продуктов на утверждение районного Совета народных депутатов, рассматривать проекты планов других предприятий и организаций, входящих в состав агропромышленных объединений, и вносить по ним; предложения в соответствующие вышестоящие органы. В результате экономические взаимоотношения колхозов и совхозов с партнерами - «Сельхозтехникой», мелиораторами, строительными трестами и другими специализированными организациями - должны были совершенствоваться уже на стадии разработки проектов годовых и перспективных планов, нацеливая участников агропромышленного комплекса на высокие конечные результаты.

Советы объединений распределяли выделенные для колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий лимиты капитальных вложений, бюджетные ассигнования и кредиты, а также материальнотехнические ресурсы: тракторы, комбайны, автомобили, сельскохозяйственные машины, оборудование, минеральные удобрения, строительные и другие материалы. Одновременно они наделялись правом утверждать на основе типовых нормативов расценки (тарифы) на оказываемые услуги и выполняемые работы предприятиями и организациями внутри объединения, независимо от их ведомственной принадлежности, а также устанавливать расчетные цены на скот, корма, материалы и другие ресурсы, поставляемые колхозами и совхозами друг другу. В результате планировалось создать устойчивые экономические условия для хозрасчетной деятельности каждого трудового коллектива, повышения ответственности за рентабельное ведение производства.

Советы районных агропромышленных объединений наделялись также правами создавать централизованные фонды материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, развития производства, утверждать на основе типовых положений условия премирования руководящих работников и специалистов совхозов и других предприятий и организаций, входящих в состав объединения, независимо от их ведомственной подчиненности [4, с. 9-10].

В конце 1982 г. в республиках были созданы новые органы управления сельским хозяйством - агропромышленные объединения, призванные по-новому строить управление сельским хозяйством и другими отраслями агропромышленного комплекса, с тем чтобы лучше организовать хозяйственно-правовое регулирование экономических связей сельскохозяйственных предприятий с промышленными предприятиями и организациями, обслуживающими сельское хозяйство. На них возлагалась координация деятельности республиканских и районных органов по управлению отраслями агропромышленного комплекса, направление их усилий на успешное выполнение продовольственной программы республик по увеличению объемов производства и закупок продукции и обеспечение высокой эффективности отраслей агропромышленного комплекса.

В каждом районе были созданы районные агропромышленные объединения, в состав которых входили колхозы и совхозы, межхозяйственные формирования, а также предприятия и организации, обслуживающие их и связанные с сельскохозяйственным производством и переработкой продукции. Например, в Мордовии в начале 1983 г. были созданы 22 районных агропромышленных объединения (РАПО) [11]. Было сформировано республиканское агропромышленное объединение, реорганизованное в 1985 г., и начал работу Совет Мордовского республиканского АПО в составе 41 чел. [13]. По словам уже упоминавшегося В. С. Учай-кина, «главной задачей его является координация деятельности республиканских органов управления отраслями агропромышленного комплекса, обеспечение пропорционального и сбалансированного развития его, выполнение государственных планов всеми предприятиями агропромышленного комплекса, повышения эффективности производства и качества работы, разрешения возникающих межотраслевых проблем выявления и использования дополнительных резервов для увеличения производства сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров и т. д.» [17, с 14-15]. РАПО обеспечивали рациональное использование капитальных вложений, материально-

технических, трудовых, финансовых и других ресурсов, исходя из необходимости концентрации их на решающих направлениях, преодоления имеющихся диспропорций, улучшения обслуживания колхозов, совхозов и укрепления их материально-технической базы [16, с. 6].

Таким образом, в агропромышленные объединения вошли практически все учреждения, организации и предприятия, имевшие непосредственное отношение к сельскому хозяйству. Например, в состав агропромышленного объединения Чувашской АССР были включены:

1) все районные агропромышленные объединения (РАПО);

2) Министерство сельского хозяйства;

3) производственные объединения «Чу-вашплодоовощхоз», крахмало-паточной промышленности, «Чувашсельхозхимия», «Чувашское» - по хмелеводству, «Чувашкомби-корм», «Чебоксарское» - по птицеводству;

4) Государственная инспекция по закупкам и качеству сельскохозяйственных продуктов;

5) производственные управления хлебопродуктов, мясной промышленности, молочной промышленности;

6) Государственный комитет Чувашской АССР по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства («Чуваш-сельхозтехника»);

7) министерства пищевой промышленности, мелиорации и водного хозяйства, лесного хозяйства;

8) объединения «Чувашмелиорация», «Сортсемовощ»;

9) тресты «Чувашсельстрой», «Птицепром», «Дорспецстрой», «Чувашколхоз-стройобъединение», «Чувашсельхозмон-таж»;

10) объединения «Госплемобъединение». «Чувашсельхозэнерго» и «Зооветснаб»;

11) объединенная дирекция «Чувашвод-строй»;

12) филиалы институтов «Мосгипровод-хоз», «Нечерноземсельхозпроект», «Волго-гипрозем»;

13) проектный институт «Чувашсельхоз-проект»;

14) Чувашская государственная сельскохозяйственная опытная станция;

15) совхозы-техникумы Алатырский, Вурнарский, Цивильский;

16) совхоз «Ольдеевский» Чебоксарского района, Новочебоксарская бройлерная фабрика [14].

При новой структуре управления сельским хозяйством в непосредственном подчинении Чувашского республиканского и районных агропромышленных объединений находились предприятия сельхозтехники и агрохимии, 6 мясокомбинатов, 10 предприятий по переработке молока, 5 крахмал-заводов и другие мелкие предприятия [19, с. 184]. В состав Чувашского республиканского и районных агропромышленных объединений входило в 1984 г. 657 предприятий и организаций, в том числе 288 колхозов и совхозов. Их основные фонды составляли 1 886 млн руб. Здесь было занято 228 тыс. чел., или 43 % от общей численности работников народного хозяйства республики [3. Л. 19].

В целом создание республиканских и районных агропромышленных объединений позволило упростить управление сельским хозяйством и смежными с ним отраслями, сократить промежуточные звенья и во многом устранить ведомственную разобщенность, полнее и оперативнее координировать работу предприятий и организаций различных министерств и ведомств, входящих в состав агропромышленных объединений. Однако новые органы управления на местах, в условиях сохранившейся жесткой системы планирования, высоких обязательных планов продажи продукции государству не стали в большинстве случаев подлинными объединениями хозяйств. Не изменилось положение обслуживающих предприятий, которых в первую очередь заботило получение максимальной прибыли и в меньшей мере - потребности хозяйств и качество выполняемых для них работ. По-прежнему серьезные нарекания вызывали ведомственная разобщенность сельскохозяйственных предприятий. Интеграционные процессы практически не развивались.

В этой обстановке возникла идея единого органа управления всем агропромышленным производством как в центре, так и на местах. В результате решениями директивных органов в 1985 г. на базе Минсель-

ГУмАнИТАРИй: актуальные проблемы

хозпрода СССР, Минмясомолпрома СССР, Минсельстроя СССР, Минпищепрома СССР и Госкомсельхозтехники СССР был создан союзно-республиканский Государственный агропромышленный комитет СССР. Одновременно была реорганизована и вся система управления АПК.

В конце 1985 - начале 1986 г. система управления сельским хозяйством была значительно скорректирована. Во исполнение Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 ноября 1985 г. № 1114 [7] и Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 ноября 1985 г. «Об изменениях в системе органов управления агропромышленным комплексом РСФСР» [15] Совет Министров РСФСР принимает Постановление от 26 ноября 1985 № 528 «О дальнейшем совершенствовании управления агропромышленным комплексом РСФСР» в котором устанавливалось, «.что Государственный агропромышленный комитет РСФСР (Госагропром РСФСР) является центральным органом государственного управления агропромышленным комплексом РСФСР и наряду с Советами Министров автономных республик, крайисполкомами и облисполкомами несет всю полноту ответственности за наращивание производства, выполнение планов закупок сельскохозяйственной продукции и обеспечение ее полной сохранности, качественную переработку и значительное расширение ассортимента продовольственных товаров. В этих целях Комитет наделяется соответствующими правами и полномочиями в области планирования, финансирования и обеспечения материально-техническими ресурсами агропромышленного комплекса. Решения Госагропрома РСФСР, принимаемые в пределах его компетенции, являются обязательными для исполнения всеми министерствами и ведомствами РСФСР, а также учреждениями, объединениями, предприятиями и организациями. Госагропром РСФСР осуществляет свою деятельность под руководством Совета Министров РСФСР, а агропромы автономных республик, краев и областей, районные (окружные) агропромышленные объединения - под руководством соответственно Советов Министров автономных республик, исполкомов краевых, областных, районных (окружных) Советов народных депутатов» [6].

Перед новыми структурами ставились следующие задачи.

1. Госагропром РСФСР, агропромышленные комитеты автономных республик, краев и областей полностью отвечают за максимальное использование местных возможностей увеличения производства продуктов питания и улучшение снабжения ими населения областей, краев и республик и обеспечивают:

а) выполнение планов производства и закупок сельскохозяйственных продуктов и поставки их в общесоюзный и республиканский фонды, взаимоувязанную деятельность всех предприятий по их переработке и хранению;

б) освоение научно обоснованных систем земледелия и животноводства, эффективное использование материально-технических, финансовых и трудовых ресурсов;

в) совершенствование территориальной структуры агропромышленного комплекса, развитие специализации и концентрации производства;

г) выравнивание экономических условий хозяйствования в колхозах, совхозах и на других предприятиях системы агропромышленного комплекса;

д) дальнейшее развитие подсобных хозяйств предприятий и организаций, личных подсобных хозяйств граждан, коллективного садоводства и огородничества как составных частей продовольственного комплекса;

е) осуществление мер по социальному переустройству села, создание стабильных трудовых коллективов в колхозах и совхозах, строительных организациях и на перерабатывающих предприятиях, подготовку и переподготовку кадров среднего звена и массовых профессий.

2. Госагропром РСФСР, агропромы автономных республик, краев и областей непосредственно отвечают за улучшение деятельности подведомственных научноисследовательских учреждений, научнопроизводственных объединений, усиление их влияния на развитие агропромышленного производства применительно к конкретным условиям, за ведение семеноводства, своевременную сортосмену и сортообновление, ветеринарное обслуживание животноводства, за работу племстанций и станций по искусственному осеменению, качественное

совершенствование породного состава скота и улучшение воспроизводства стада.

3. Районным агропромышленным объединениям (РАПО) как первичным звеньям в системе управления агропромышленным комплексом:

- сосредоточить внимание прежде всего на безусловном выполнении заказов государства на поставку продукции в установленном ассортименте, создании для этого оптимальных условий эффективной деятельности колхозов, совхозов, перерабатывающих, ремонтных, строительных и других предприятий и организаций;

- всемерно развивать хозяйственную инициативу трудовых коллективов на основе использования экономических рычагов в управлении, значительного повышения материальной заинтересованности всех работающих в конечных результатах труда, широкого внедрения коллективного подряда и хозрасчета во всех производственных звеньях, улучшения финансирования и кредитования.

4. Особую заботу руководители и специалисты районных агропромышленных объединений должны проявлять об организации работы единой инженерной службы, своевременном решении вопросов обеспечения колхозов и совхозов, других предприятий материально-техническими ресурсами, организации заготовок и сбыта продукции, развития в колхозах и совхозах базы переработки и хранения, дальнейшего совершенствования агрохимического, производственнотехнического и транспортного обслуживания, капитального строительства.

Важнейшей обязанностью районных агропромышленных объединений является эффективное использование созданного производственного потенциала, улучшение почвенного плодородия, увеличение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности скота, обеспечение роста производительности труда, сокращение затрат на единицу продукции, ускорение окупаемости вкладываемых средств и повышение рентабельности производства.

5. Госагропрому РСФСР, советам министров автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам не допускать мелочной опеки и администрирования, подмены хозяйственных руководителей и специали-

стов. В центре внимания советских органов и всех звеньев управления агропромышленным комплексом должна быть забота о стабильности руководящих кадров колхозов, совхозов и предприятий, создании им благоприятных условий для творческой деятельности, воспитании высокой ответственности за порученное дело [6].

В конце 1985 - начале 1986 г. в рамках исполнения вышеприведенных решений центральных органов власти в республиках началась реорганизация системы управления сельским хозяйством, а именно - были созданы агропромышленные комитеты. Например, Совет Министров Мордовской АССР упразднил Министерство сельского хозяйства республики, объединения «Плодовощ», «Мор-довмясо», «Мордовмолоко», «Госкомсельхоз-техника», Управление хлебопродуктов, Министерство мелиорации и водного хозяйства, лесного хозяйства, госохоты и инспекции, Мордпотребсоюз и на их основе образовал Агропромышленный комитет Мордовской АССР (Агропром) [12]. Исполнительным органом комитета стала коллегия в составе 15 чел. В составе Агропрома были созданы 22 отдела, 41 подотдела, 28 групп. При упразднении ряда министерств с составом работающих 486 чел. штат аппарата Агропромышленного комитета сократился на 37 % и составил 308 чел. Большинство высвободившихся кадров (54 %) перешли на предприятия и организации АПК, 9 % - на пенсию, 8 % - в аппарат РАПО и менее всего (7 %) изъявили желание переехать в колхозы и совхозы [10, с. 262-263].

Однако, учитывая изменения в системе управления сельскохозяйственным производством, следует подчеркнуть, что основополагающие решения в конечном счете принимали партийные органы. Вопреки неоднократным решениям о расширении хозяйственной самостоятельности колхозов и совхозов они до мелочей регламентировали деятельность хозяйств, подчиняли их своему диктату. А. Н. Поршаков вспоминал: «Стоял всеобщий шум и гвал. Шли «штурмы», «битвы», ставились «боевые задачи», объявлялись «чрезвычайные», «необычные» и «особые» меры, один за другим провозглашались «ударные дни», «вахты», «смотры», «рейды», вводилось «казарменное положение», газеты и радио были заполнены сводками с «фронтов» полевых ра-

ГУмАнИТАРИй: актуальные проблемы

бот, с «переднего края» борьбы за хлеб, молоко, мясо, за корма. Появлялись герои сева, пахоты, сенокоса, прополки, жатвы, «большого молока», привесов, пастьбы и т.п. Они рапортовали о рекордах, подписывали обращения, так называемые открытые письма в газеты, брали новые повышенные соцобязательства, взывали к достойной встрече очередного юбилея или праздника, поучали, как пахать, сеять, убирать, кормить скот. В горячую пору уборки обком в пару с Советом Министров еженедельно обращались ко всем труженикам городов и сел подняться на спасение урожая. Время от времени Березин (первый секретарь Мордовского обкома КПСС - Е. Б.) выступал лично, обрисовывал положение, разжевывал задачи. В затяжное уборочное ненастье Березин не находил себе места. Ни с чем к нему подойти было невозможно. Ни говорить, ни слушать, ни думать ни о чем, кроме «спасения урожая», он не мог. Звонил по районам, заваливал их графиками, заданиями, подлежащими «безусловному выполнению», наводнял районы мобилизованными на «спасение» из городов уполномоченными обкома. Сам метался из района в район, наводя страх на руководителей. Стихия на полях, стихия и в обкоме. Только и слышно было: положение чрезвычайное! Положение бедственное! Организовать! Мобилизовать! Взять! Обеспечить! Спасти! Никаких оправданий! Погода -погодой, а работа - работой!» [Цит. по: 1]. Сам А. И. Березин несколько по-иному оценивал стиль и результаты работы обкома КПСС: «Необходимо заметить, что и в те годы не было избаловано вниманием сельское хозяйство со стороны государства. И надо было хоть как-то компенсировать это разорительное невнимание, зачастую от нас нисколько не зависящее. Пусть зачастую провинциально выглядели эти праздники «первой борозды», «первого снопа», но как мне представляется, жители села не могли пожаловаться на отсутствие к ним внимания... Медленно, но республика двигалась вперед, росли урожайность полей и поголовье скота, его продуктивность» [2].

В ходе реализации Продовольственной программы произошли некоторые изменения в деятельности советских органов. По словам председателя Президиума Верховного Совета Мордовской АССР А. О. Пиксаева, «они усилили свое внимание к экономике, к узловым проблемам комплексного социально-экономического развития». Только в 1984 г. были проведены 2 803 сессии местных советов, на которых преимущественно рассматривались вопросы социально-экономического и культурно-бытового развития села. Причем наблюдалось усиление контроля советских структур за соблюдением принятых ими решений, за исполнением предложений и замечаний, высказанных депутатами на сессиях. По мнению того же А. О. Пиксаева, «Советы нашей республики теперь стали энергичнее, конкретнее решать вопросы комплексного экономического и социального развития на подведомственных территориях, теснее увязывать организаторскую работу с подъемом экономики, с обеспечением установленных плановых заданий и принятых социалистических обязательств» [5, с. 72-73].

Таким образом, период первой половины 1980-х гг. характеризуется неоднократной перетряской органов управления агропромышленного комплекса, попытками планирования и финансирования агропромышленным комплексом как единым целым, сокращением плановых показателей для предприятий, поисками новых форм организации сельскохозяйственного труда. Магистральным же направлением реформирования системы управления сельским хозяйством в 1980-е гг. стало резкое сокращение числа ведомств путем централизации в единую государственную систему управления АПК при сохранении в принятии решений ведущей роли партии. Во многом существование этого противоречия стало причиной дальнейшего развития сельского хозяйства по кризисному сценарию, приведшему к катастрофе.

Библиографический список

1. Алексеев П. Главный этаж / П. Алексеев // Мордовия. - 1992. - 31 янв.

2. Березин А. И. «Другой системы я не знал» / А. И. Березин // Мордовия. - 1992. - 7 февр.

3. гИа ЧР (Гос. ист. арх. Чувашской Республики). - Ф. Р-203. - Оп. 24. - Д. 3839.

4. Демьяненко В. Н. Правовое обеспечение Продовольственной программы / В. Н. Демьяненко // Правоведение. - 1982. - № 6. - С. 3-13.

5. Дружбой сильны : сб. - Саранск, 1985. - 256 с.

6. Постановление Совета Министров РСФСР от 26.11.1985 N° 528 «О дальнейшем совершенствовании управления агропромышленным комплексом РСФСР» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://www.bestpravo.ru/sssr/gn-pravila/u5o.htm. - Загл. с экрана.

7. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 ноября 1985 г № 1114 // СП СССР. - 1985. - № 34. - Ст. 160.

8. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 г. № 433 «Об улучшении управления сельским хозяйством и другими отраслями агропромышленного комплекса» // СП СССР. - 1982. - № 17. - Ст. 89.

9. Продовольственная программа СССР на период до 1990 года и меры по ее реализации // Материалы майского Пленума ЦК КПСС 1982 года. - М., 1982. - 64 с.

10. Реброва Т. П. Становление аграрно-промышленного комплекса Мордовской АССР на современном этапе / Т. П. Реброва // Крестьянское хозяйство и культура деревни Среднего Поволжья / Мар-НИИ. - Йошкар-Ола, 1990. - С. 259-266.

11. Советская Мордовия. - 1983. - 15 янв.

12. Советская Мордовия. - 1985. - 14 дек. ; 1986. - 2 марта.

13. Советская Мордовия. - 1985. - 17 марта.

14. Советская Чувашия. - 1982. - 10 дек. ; 1984. - 10 янв.

15. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 ноября 1985 г. «Об изменениях в системе органов управления агропромышленным комплексом РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР. -1985. - № 48. - Ст. 1649.

16. Учайкин В. С. Основные проблемы развития агропромышленного комплекса Мордовской АССР / В. С. Учайкин // Социально-экономическое развитие сельского хозяйства в системе агропромышленного комплекса Мордовской АССР : тр. НИИЯЛИЭ. - Саранск, 1984. -Вып. 79. - С. 3-51.

17. Учайкин В. С. Продовольственная программа - дело всех и каждого / В. С. Учайкин // Радуга. -Саранск, 1983. - С. 3-25.

18. Шорников А. М. Застойные явления в развитии сельского хозяйства Чувашии в 70-х годах / А. М. Шорников // Исследования по аграрной истории Чувашии. - Чебоксары, 1989. - С. 66-90.

19. Шорников А. М. Очерки истории сельского хозяйства и крестьянства Чувашской АССР : в 2 ч. / А. М. Шорников. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1990. - Ч. 2. - 254 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 15.10.2012.

Сведения об авторе

Бикейкин Евгений Николаевич - кандидат философских наук, доцент, главный научный сотрудник - заведующий отделом истории и археологии ГКУ РМ «НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ». Область научных интересов: социально-экономическое развитие автономных республик Среднего Поволжья во второй половине XX в., философия кризиса и антикризисного управления. Автор 88 научных и учебно-методических работ, в том числе 1 монографии и 3 учебных пособий (в соавторстве).

Тел.: 8 927 181-78-32;

E-mail: otdel_istorii@mail.ru

ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы „ .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.