ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2019 Математика. Механика. Информатика Вып. 3(46)
ИСТОРИЯ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАУК
УДК 532
Реформы российского образования и Академии в XIX веке
В. И. Яковлев
Пермский государственный национальный исследовательский университет Россия, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15 [email protected]; 8(342) 239 62 98
Краткий очерк реформирования системы российского образования и перемен в организации научной деятельности в России XIX века.
Ключевые слова: образование; министерство просвещения; учебные округа; университеты; институты; Академия наук.
DOI: 10.17072/1993-0550-2019-3-98-101
В начале XIX в. Россия значительно отставала от передовых европейских стран и США по количеству учебных заведений и учащихся. Фактически отсутствовала единая система государственного управления развитием образования и научных исследований. Значительные перемены в российском образовании и науке произошли по инициативе императора Александра I. В 1802 г. было организовано Министерство народного просвещения. Первым министром (с 1802 по 1810 г.) был граф П.В. Завадовский (1739-1812).
Петр Васильевич Завадовский был родом из бедной многодетной семьи казацкого старшины. Но, благодаря материальной помощи дяди, получил хорошее образование (в иезуитском училище в Орше, в Киевской духовной академии), позволившее талантливому юноше обратить на себя внимание графа П.А. Румянцева (главы Малороссии с 1765 г.) и далее
© Яковлев В. И., 2019
быстро продвигаться по военной и административной карьере. В 34 года он уже был полковником, а в 1775 г. граф П.А. Румянцев представил его императрице Екатерине II, которая далее неизменно оказывала ему покровительство и всяческие знаки внимания.
В 37 лет Завадовский получил чин генерал-майора, имение в Могилевской губернии, ордена Белого льва и Святого Станислава. Далее у него были новые карьерные передвижения, новые титулы (с 1793 г. - граф Римской империи, с 1795 - действительный тайный советник, с 1797 - граф Российской империи), звания, награды. В 1801 г. он вышел в отставку, однако вступивший на престол император Александр I в том же году вернул его на государственную службу. Сначала в роли сенатора (с 1801 г.), потом - председателя Комиссии составления законов (1801-1802), Министра народного просвещения (18021810), Председателя Департамента законов Государственного Совета (1810-1812).
В состав министерства просвещения входило Главное правление училищ. Членами совета при Правлении были знаменитые ученые, организаторы образования, в число которых входили уже известные ученики Л. Эйлера академики Н.И. Фусс и С.Я. Румовский. Впервые в России была сформирована четкая
система государственного (бесплатного) образования всех слоев населения и сформулированы правила ее функционирования. Как показали события следующих десятилетий, внедрение этой системы было осложнено многими трудностями ("хотели как лучше, а получилось как всегда").
Вся система российского образования делилась на четыре ступени: приходские училища, уездные училища, гимназии, университеты. В приходских училищах в течение года детей учили основам религии, чтению, письму и счету. В уездных училищах (для мелких торговцев, ремесленников, зажиточных крестьян) в течение двух лет осуществлялась подготовка к гимназии (закон Божий, арифметика, геометрия, грамматика, география, начальная физика и естествознание). В гимназиях, в основном, учились дети дворянских детей для подготовки их к службе или поступлению в университет (4 года). Трехлетняя учеба в университете позволяла получить высшее образование.
В соответствии с указом императора от 24.01.1803 года "Об учреждении учебных округов, ..." вся территория России делилась на шесть территориальных округов (Московский, Петербургский, Дерптский, Виленский, Казанский и Харьковский) под управлением существовавших и планируемых к открытию университетов. В губернских городах планировалось открытие университетов и гимназий, в уездных городах - уездных училищ. В Москве, Вильно (Вильнюс) и Дерпте (Тарту, Юрьев) уже были университеты, получившие в 1802 г. статус Императорских и солидные государственные субсидии (130 000 р. в год). В 1804 г. был открыт Императорский университет в Казани, в 1805 - в Харькове. В Петербурге в 1804 г. появился Педагогический институт, выросший из Учительской семинарии (с 1786 г.), Учительской гимназии (в 1803 г.), в 1819 г. ставший Петербургским Императорским университетом. Поначалу в его состав входили только три отделения: юридических и философских наук, исторических и словесных наук, математических и физических наук.
В 1835 г. управление системой образовательных заведений России было изменено. Количество образовательных округов было увеличено в два раза, а главой округа уже считался не попечитель из числа членов петербургского Правления училищ и не ректор университета, а назначаемый в центральной
губернии чиновник (попечитель), которому подчинялись все учебные заведения его территории (в нее входило несколько соседних губерний), включая университеты. К 1915 г. количество образовательных округов было увеличено до 15.
Первым попечителем Казанского учебного округа был назначен первый российский астроном, академик С.Я. Румов-ский. Степан Яковлевич родился в 1734 г. в сельской семье священника (недалеко от г. Владимира). После
окончания академической гимназии и университета он был оставлен в Академии в должности адъюнкта по классу астрономии. Представленная им работа ("задача Кеплера") получила высокую оценку Л. Эйлера, и с 1754 по 1756 г. Румовский, по направлению Академии, учился у Эйлера в Берлине и жил в его доме.
После возвращения в Петербург его деятельность была очень разнообразной. В качестве профессора он преподавал математику и астрономию (небесную механику) в академическом университете (1760-1767), выезжал в далекие астрономические экспедиции (1761-1769), заведовал географическим департаментом и астрономической обсерваторией Академии (1766-1803), был инспектором Греческого кадетского корпуса (1776-1783), занимался подготовкой учителей навигации Морского кадетского корпуса (с 1798 г.), в 1800-1803 гг. был вице-президентом Петербургской академии наук.
Как ученый С.Я. Румовский был автором около 50 статей и учебных пособий по математике ("Сокращения математики" (1760)), астрономии и небесной механике, был сторонником преподавания наук на русском языке и много внимания уделял переводам на русский язык сочинений Л. Эйлера и других ученых ("Естественная история" Ж.Л.Л. Бюффона (1707-1788), летописи ПК. Тацита (ок 55 - ок. 120)).
В 1803 г., когда Румовский был назначен попечителем Казанского учебного округа, в его состав входили Вятская, Казанская, Самарская, Саратовская, Симбирская, Астраханская губернии, Урал, вся Сибирь и Средняя Азия.
В. И. Яковлев
Главной заботой С.Я. Румовского в этот период было создание Казанского университета: подготовка его Устава, нахождения финансовых средств, помещений, создание материальной базы (включая библиотеку), подбор первых профессоров и преподавателей, организация приема студентов. Первыми студентами Казанского университета в 1805 г. стали выпускники Казанской гимназии (в их числе и братья Лобочевские), находившейся в ведении Московского университета. Гимназия вошла в состав нового университета, поэтому его первыми профессорами стали преподаватели гимназии.
Реформа образования коснулась и Московского университета. В 1804 г. был принят новый Устав, появилось отделение (факультет) физических и математических наук, была провозглашена выборность профессоров, а управление университетом доверялось Ученому совету (в него входили наиболее уважаемые профессора) во главе с ректором. Первым деканом нового факультета и профессором кафедры прикладной математики был М.И. Панкевич. В 1812-1832 гг. курс прикладной математики вел доктор прикладной математики, профессор Ф.И. Чумаков (17831837), а в 1832-1834 гг. - профессор (с 1836 по 1848 г. - декан, с 1848 по 1851 г. - ректор университета) Д.М. Перевощиков (17901880). В 1834 г. в Москву переехал Н.Д. Бра-шман (1796-1866), который через год был утвержден в должности профессора кафедры прикладной математики.
Первым попечителем Харьковского учебного округа и Харьковского университета, открытого императорским указом (одновременно с Казанским университетом) в 1804 г. был граф С.О. Потоцкий (1762-1829). Как член совета при Правлении училищ он был противником открытия в Петербурге, где уже было много учебных заведений, нового университета, и ратовал за открытие новых университетов на периферии империи. Первых профессоров для университета подбирал сам Потоцкий.
В соответствии с Уставом, в состав университета были включены отделения физических и математических наук, словесных наук, нравственных и политических наук, врачебных и медицинских наук и 25 кафедр. Одним из первых профессоров университета стал математик Т.Ф. Осиповский (1766-1832).
До 1813 г. Тимофей Федорович преподавал в Харьковском университете курсы математики и механики, позднее был известен как автор ряда трудов по математике и механике, в том числе, перевода "Небесной механики" П.С. Лапласа. С 1813 по 1820 гг. он был ректором Харьковского университета.
Виленский университет был одним из старейших в Европе. Как высшее учебное заведение он был узаконен в Вильне в 1579 г. В 1802 г. его структура была похожа на структуру других российских университетов, но это был самый богатый и многочисленный российский университет. Дерптский университет (с 1894 г. - Юрьевский) ведет свою историю с 1662 г. В 1802 г. в его состав входили богословское, философское, врачебное и юридическое отделения. Физико-математический факультет был в составе философского отделения. Устав Дерптского университета несколько отличался от остальных российских университетов. Он предполагал больше независимости от Министерства просвещения, но более жесткую внутреннюю дисциплину для студентов и преподавателей, разрешал преподавание на немецком языке (это был язык большинства преподавателей и студентов), присуждение ученых степеней и званий. В 1820-х гг. в нем был сильный преподавательский состав, что вскоре создало Дерптско-му университету славу кузницы преподавательских кадров для многих российских вузов.
Кроме названных, в XIX в. были открыты университеты: Александровский (Турку, 1827), Киевский (им. Св. Владимира, 1834), Варшавский (1863), Новороссийский (Одесса, 1864), Сибирский (Томск, 1878). В середине XIX в. в российских университетах обучалось более 3700 студентов. Еще в 1764 г. в Петербурге был учрежден пансионат для девочек из благородных семей (позднее - Смольный институт). Подобные институты благородных девиц далее появились во многих городах (Москве, Казани, Харькове, Астрахани, Нижнем Новгороде, Одессе, Саратове, Оренбурге, Тифлисе, Киеве и других). В конце века в России стали появляться Высшие женские курсы, в которых давалось хорошее, в том числе математическое, образование.
Специалистов технических, естественнонаучных, сельскохозяйственных отраслей, для нужд коммерции, образования, медицины готовили институты.
В 1809 г. в Петербурге был открыт Институт корпуса инженеров путей сообщения, в 1819 - Петербургское Главное инженерное училище (в 1855 г. стало Николаевской инженерной академией).
В 1830 г. открыто Архитектурное училище, в 1832 - Технологический институт и Училище гражданских инженеров, в 1734 -Институт корпуса горных инженеров, в 1735 -Межевой институт. В 1814 г. в Москве была открыта духовная академия, а в 1868 - Московское техническое училище. Военное образование давали кадетские корпуса и академии.
В 1803 г. император Александр 1 утвердил новый "Регламент Императорской Академии Наук". Академия была передана в ведение Министерства просвещения. Из ее состава были официально выведены уже не существовавшие университет и гимназия, все академики были распределены по двум классам: физико-математическому и историко-филологическому. У Академии появились новые печатные издания, был расширен штат академиков и членов-корреспондентов. В 1820-х гг. Академия переехала в новое здание, в 1830-х гг. в ее состав входили Ботанический, Зоологический, Этнографический, Минералогический, Азиатский, Египетский и
Нумизматический музеи (некоторые позднее стали отделами Эрмитажа).
В 1839 г. была открыта Пулковская астрономическая обсерватория.
Следующие регламенты (устав, штаты) Академии были утверждены императором Николаем I в 1830 и 1836 гг. Петербургская академия наук была одной из самых авторитетных европейских академий того времени.
Список литературы
1. Григорьян А.Т. Механика в России. М.: Наука, 1978. 192 с.
2. История механики с конца XVIII в. до середины XX в. М.: Наука, 1972. 413 с.
3. Механика в Московском университете. М.: Айрис-пресс, 2005. 350 с.
4. Веселовский И.В. Очерки по истории теоретической механики. М.: ЛКИ, 2010. 288 с.
5. Боголюбов А.Н. Математики, механики. Киев: Наукова думка, 1983. 640 с.
6. Яковлев В.И., Остапенко Е.Н. История и методология механики. Ч. 4. Развитие механики в XVIII - XIX веках. Пермь: Изд-во ПГНИУ, 2019. 310 с.
7. Тюлина И.А. История и методология механики. М: Изд-во МГУ, 1979. 282 с.
Reforms of Russian education and the Academy in the 19th century
V. I. Yakovlev
Perm State University; 15, Bukireva st., 614990, Perm, Russia [email protected]; 8(342) 239 62 98
The paper provides a brief outline of the reform of the Russian education system and changes in the organization of scientific work in Russia in the 19th century.
Keywords: education; Ministry of education; educational districts; universities; institutes; Academy of Sciences.