Научная статья на тему 'РЕФОРМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И АКАДЕМИИ В XIX ВЕКЕ'

РЕФОРМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И АКАДЕМИИ В XIX ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
157
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ / УЧЕБНЫЕ ОКРУГА / УНИВЕРСИТЕТЫ / ИНСТИТУТЫ / АКАДЕМИЯ НАУК / EDUCATION / MINISTRY OF EDUCATION / EDUCATIONAL DISTRICTS / UNIVERSITIES / INSTITUTES / ACADEMY OF SCIENCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Яковлев В.И.

Краткий очерк реформирования системы российского образования и перемен в организации научной деятельности в России XIX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORMS OF RUSSIAN EDUCATION AND THE ACADEMY IN THE 19TH CENTURY

The paper provides a brief outline of the reform of the Russian education system and changes in the organization of scientific work in Russia in the 19th century.

Текст научной работы на тему «РЕФОРМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И АКАДЕМИИ В XIX ВЕКЕ»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2019 Математика. Механика. Информатика Вып. 3(46)

ИСТОРИЯ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАУК

УДК 532

Реформы российского образования и Академии в XIX веке

В. И. Яковлев

Пермский государственный национальный исследовательский университет Россия, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15 iakovlev@psu.ru; 8(342) 239 62 98

Краткий очерк реформирования системы российского образования и перемен в организации научной деятельности в России XIX века.

Ключевые слова: образование; министерство просвещения; учебные округа; университеты; институты; Академия наук.

DOI: 10.17072/1993-0550-2019-3-98-101

В начале XIX в. Россия значительно отставала от передовых европейских стран и США по количеству учебных заведений и учащихся. Фактически отсутствовала единая система государственного управления развитием образования и научных исследований. Значительные перемены в российском образовании и науке произошли по инициативе императора Александра I. В 1802 г. было организовано Министерство народного просвещения. Первым министром (с 1802 по 1810 г.) был граф П.В. Завадовский (1739-1812).

Петр Васильевич Завадовский был родом из бедной многодетной семьи казацкого старшины. Но, благодаря материальной помощи дяди, получил хорошее образование (в иезуитском училище в Орше, в Киевской духовной академии), позволившее талантливому юноше обратить на себя внимание графа П.А. Румянцева (главы Малороссии с 1765 г.) и далее

© Яковлев В. И., 2019

быстро продвигаться по военной и административной карьере. В 34 года он уже был полковником, а в 1775 г. граф П.А. Румянцев представил его императрице Екатерине II, которая далее неизменно оказывала ему покровительство и всяческие знаки внимания.

В 37 лет Завадовский получил чин генерал-майора, имение в Могилевской губернии, ордена Белого льва и Святого Станислава. Далее у него были новые карьерные передвижения, новые титулы (с 1793 г. - граф Римской империи, с 1795 - действительный тайный советник, с 1797 - граф Российской империи), звания, награды. В 1801 г. он вышел в отставку, однако вступивший на престол император Александр I в том же году вернул его на государственную службу. Сначала в роли сенатора (с 1801 г.), потом - председателя Комиссии составления законов (1801-1802), Министра народного просвещения (18021810), Председателя Департамента законов Государственного Совета (1810-1812).

В состав министерства просвещения входило Главное правление училищ. Членами совета при Правлении были знаменитые ученые, организаторы образования, в число которых входили уже известные ученики Л. Эйлера академики Н.И. Фусс и С.Я. Румовский. Впервые в России была сформирована четкая

система государственного (бесплатного) образования всех слоев населения и сформулированы правила ее функционирования. Как показали события следующих десятилетий, внедрение этой системы было осложнено многими трудностями ("хотели как лучше, а получилось как всегда").

Вся система российского образования делилась на четыре ступени: приходские училища, уездные училища, гимназии, университеты. В приходских училищах в течение года детей учили основам религии, чтению, письму и счету. В уездных училищах (для мелких торговцев, ремесленников, зажиточных крестьян) в течение двух лет осуществлялась подготовка к гимназии (закон Божий, арифметика, геометрия, грамматика, география, начальная физика и естествознание). В гимназиях, в основном, учились дети дворянских детей для подготовки их к службе или поступлению в университет (4 года). Трехлетняя учеба в университете позволяла получить высшее образование.

В соответствии с указом императора от 24.01.1803 года "Об учреждении учебных округов, ..." вся территория России делилась на шесть территориальных округов (Московский, Петербургский, Дерптский, Виленский, Казанский и Харьковский) под управлением существовавших и планируемых к открытию университетов. В губернских городах планировалось открытие университетов и гимназий, в уездных городах - уездных училищ. В Москве, Вильно (Вильнюс) и Дерпте (Тарту, Юрьев) уже были университеты, получившие в 1802 г. статус Императорских и солидные государственные субсидии (130 000 р. в год). В 1804 г. был открыт Императорский университет в Казани, в 1805 - в Харькове. В Петербурге в 1804 г. появился Педагогический институт, выросший из Учительской семинарии (с 1786 г.), Учительской гимназии (в 1803 г.), в 1819 г. ставший Петербургским Императорским университетом. Поначалу в его состав входили только три отделения: юридических и философских наук, исторических и словесных наук, математических и физических наук.

В 1835 г. управление системой образовательных заведений России было изменено. Количество образовательных округов было увеличено в два раза, а главой округа уже считался не попечитель из числа членов петербургского Правления училищ и не ректор университета, а назначаемый в центральной

губернии чиновник (попечитель), которому подчинялись все учебные заведения его территории (в нее входило несколько соседних губерний), включая университеты. К 1915 г. количество образовательных округов было увеличено до 15.

Первым попечителем Казанского учебного округа был назначен первый российский астроном, академик С.Я. Румов-ский. Степан Яковлевич родился в 1734 г. в сельской семье священника (недалеко от г. Владимира). После

окончания академической гимназии и университета он был оставлен в Академии в должности адъюнкта по классу астрономии. Представленная им работа ("задача Кеплера") получила высокую оценку Л. Эйлера, и с 1754 по 1756 г. Румовский, по направлению Академии, учился у Эйлера в Берлине и жил в его доме.

После возвращения в Петербург его деятельность была очень разнообразной. В качестве профессора он преподавал математику и астрономию (небесную механику) в академическом университете (1760-1767), выезжал в далекие астрономические экспедиции (1761-1769), заведовал географическим департаментом и астрономической обсерваторией Академии (1766-1803), был инспектором Греческого кадетского корпуса (1776-1783), занимался подготовкой учителей навигации Морского кадетского корпуса (с 1798 г.), в 1800-1803 гг. был вице-президентом Петербургской академии наук.

Как ученый С.Я. Румовский был автором около 50 статей и учебных пособий по математике ("Сокращения математики" (1760)), астрономии и небесной механике, был сторонником преподавания наук на русском языке и много внимания уделял переводам на русский язык сочинений Л. Эйлера и других ученых ("Естественная история" Ж.Л.Л. Бюффона (1707-1788), летописи ПК. Тацита (ок 55 - ок. 120)).

В 1803 г., когда Румовский был назначен попечителем Казанского учебного округа, в его состав входили Вятская, Казанская, Самарская, Саратовская, Симбирская, Астраханская губернии, Урал, вся Сибирь и Средняя Азия.

В. И. Яковлев

Главной заботой С.Я. Румовского в этот период было создание Казанского университета: подготовка его Устава, нахождения финансовых средств, помещений, создание материальной базы (включая библиотеку), подбор первых профессоров и преподавателей, организация приема студентов. Первыми студентами Казанского университета в 1805 г. стали выпускники Казанской гимназии (в их числе и братья Лобочевские), находившейся в ведении Московского университета. Гимназия вошла в состав нового университета, поэтому его первыми профессорами стали преподаватели гимназии.

Реформа образования коснулась и Московского университета. В 1804 г. был принят новый Устав, появилось отделение (факультет) физических и математических наук, была провозглашена выборность профессоров, а управление университетом доверялось Ученому совету (в него входили наиболее уважаемые профессора) во главе с ректором. Первым деканом нового факультета и профессором кафедры прикладной математики был М.И. Панкевич. В 1812-1832 гг. курс прикладной математики вел доктор прикладной математики, профессор Ф.И. Чумаков (17831837), а в 1832-1834 гг. - профессор (с 1836 по 1848 г. - декан, с 1848 по 1851 г. - ректор университета) Д.М. Перевощиков (17901880). В 1834 г. в Москву переехал Н.Д. Бра-шман (1796-1866), который через год был утвержден в должности профессора кафедры прикладной математики.

Первым попечителем Харьковского учебного округа и Харьковского университета, открытого императорским указом (одновременно с Казанским университетом) в 1804 г. был граф С.О. Потоцкий (1762-1829). Как член совета при Правлении училищ он был противником открытия в Петербурге, где уже было много учебных заведений, нового университета, и ратовал за открытие новых университетов на периферии империи. Первых профессоров для университета подбирал сам Потоцкий.

В соответствии с Уставом, в состав университета были включены отделения физических и математических наук, словесных наук, нравственных и политических наук, врачебных и медицинских наук и 25 кафедр. Одним из первых профессоров университета стал математик Т.Ф. Осиповский (1766-1832).

До 1813 г. Тимофей Федорович преподавал в Харьковском университете курсы математики и механики, позднее был известен как автор ряда трудов по математике и механике, в том числе, перевода "Небесной механики" П.С. Лапласа. С 1813 по 1820 гг. он был ректором Харьковского университета.

Виленский университет был одним из старейших в Европе. Как высшее учебное заведение он был узаконен в Вильне в 1579 г. В 1802 г. его структура была похожа на структуру других российских университетов, но это был самый богатый и многочисленный российский университет. Дерптский университет (с 1894 г. - Юрьевский) ведет свою историю с 1662 г. В 1802 г. в его состав входили богословское, философское, врачебное и юридическое отделения. Физико-математический факультет был в составе философского отделения. Устав Дерптского университета несколько отличался от остальных российских университетов. Он предполагал больше независимости от Министерства просвещения, но более жесткую внутреннюю дисциплину для студентов и преподавателей, разрешал преподавание на немецком языке (это был язык большинства преподавателей и студентов), присуждение ученых степеней и званий. В 1820-х гг. в нем был сильный преподавательский состав, что вскоре создало Дерптско-му университету славу кузницы преподавательских кадров для многих российских вузов.

Кроме названных, в XIX в. были открыты университеты: Александровский (Турку, 1827), Киевский (им. Св. Владимира, 1834), Варшавский (1863), Новороссийский (Одесса, 1864), Сибирский (Томск, 1878). В середине XIX в. в российских университетах обучалось более 3700 студентов. Еще в 1764 г. в Петербурге был учрежден пансионат для девочек из благородных семей (позднее - Смольный институт). Подобные институты благородных девиц далее появились во многих городах (Москве, Казани, Харькове, Астрахани, Нижнем Новгороде, Одессе, Саратове, Оренбурге, Тифлисе, Киеве и других). В конце века в России стали появляться Высшие женские курсы, в которых давалось хорошее, в том числе математическое, образование.

Специалистов технических, естественнонаучных, сельскохозяйственных отраслей, для нужд коммерции, образования, медицины готовили институты.

В 1809 г. в Петербурге был открыт Институт корпуса инженеров путей сообщения, в 1819 - Петербургское Главное инженерное училище (в 1855 г. стало Николаевской инженерной академией).

В 1830 г. открыто Архитектурное училище, в 1832 - Технологический институт и Училище гражданских инженеров, в 1734 -Институт корпуса горных инженеров, в 1735 -Межевой институт. В 1814 г. в Москве была открыта духовная академия, а в 1868 - Московское техническое училище. Военное образование давали кадетские корпуса и академии.

В 1803 г. император Александр 1 утвердил новый "Регламент Императорской Академии Наук". Академия была передана в ведение Министерства просвещения. Из ее состава были официально выведены уже не существовавшие университет и гимназия, все академики были распределены по двум классам: физико-математическому и историко-филологическому. У Академии появились новые печатные издания, был расширен штат академиков и членов-корреспондентов. В 1820-х гг. Академия переехала в новое здание, в 1830-х гг. в ее состав входили Ботанический, Зоологический, Этнографический, Минералогический, Азиатский, Египетский и

Нумизматический музеи (некоторые позднее стали отделами Эрмитажа).

В 1839 г. была открыта Пулковская астрономическая обсерватория.

Следующие регламенты (устав, штаты) Академии были утверждены императором Николаем I в 1830 и 1836 гг. Петербургская академия наук была одной из самых авторитетных европейских академий того времени.

Список литературы

1. Григорьян А.Т. Механика в России. М.: Наука, 1978. 192 с.

2. История механики с конца XVIII в. до середины XX в. М.: Наука, 1972. 413 с.

3. Механика в Московском университете. М.: Айрис-пресс, 2005. 350 с.

4. Веселовский И.В. Очерки по истории теоретической механики. М.: ЛКИ, 2010. 288 с.

5. Боголюбов А.Н. Математики, механики. Киев: Наукова думка, 1983. 640 с.

6. Яковлев В.И., Остапенко Е.Н. История и методология механики. Ч. 4. Развитие механики в XVIII - XIX веках. Пермь: Изд-во ПГНИУ, 2019. 310 с.

7. Тюлина И.А. История и методология механики. М: Изд-во МГУ, 1979. 282 с.

Reforms of Russian education and the Academy in the 19th century

V. I. Yakovlev

Perm State University; 15, Bukireva st., 614990, Perm, Russia iakovlev@psu.ru; 8(342) 239 62 98

The paper provides a brief outline of the reform of the Russian education system and changes in the organization of scientific work in Russia in the 19th century.

Keywords: education; Ministry of education; educational districts; universities; institutes; Academy of Sciences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.