РЕФОРМЫ П.А. СТОЛЫПИНА И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
STOLYPIN'S REFORMS AND PROBLEMS OF MODERN RUSSIA
П.А. ПОЖИГАЙЛО
Вице-президент ВЭО России, Президент Фонда изучения наследия П.А. Столыпина, кандидат исторических наук
P.A. POZHIGAYLO
Vice-resident of VEO of Russia, President of Stolypin Fund, Cand. Sc. History
Аннотация
Использование опыта столыпинских реформ в условиях современной России.
Abstract
Using the experience of Stolypin's reforms in modern Russia.
Ключевые слова: П.А. Столыпин, реформы, личность, творчество.
Keywords: P.A. Stolypin, reforms, person, creativity.
Поиск решения сложных экономических проблем, в которых оказалась наша страна в середине второго десятилетия XXI века, заставляет нас еще раз обратить внимание на отечественный опыт выхода из такого рода кризисных ситуаций.
В истории России были гораздо более тяжелые исторические периоды. Достаточно вспомнить начало XX века - острейший политический кризис, крестьянские бунты, разрушенная экономика, терроризм, революция 1905-1907 гг. Тем не менее уже к 1913 году мы видим совсем другую страну - полностью оправившуюся от социальных потрясений, с быстрорастущей промышленностью и сельским хозяйством. Вот как описывает происходящее в России того периода французский экономист Э. Тэри, изучавший российский опыт по заданию французского правительства: «Экономическое и финансовое положение в России превосходно... Если у большинства европейских народов дела пойдут таким же образом между 1912 и 1950 годами, как они шли между 1900 и 1912, то к середине настоящего столетия Россия будет доминировать в Европе как в политическом, так и в экономическом отношении»1.
Такими результатами страна была обязана реформам, начатым премьер-министром Российской империи Петром Аркадьевичем Столыпиным и, к сожалению, оставшимся незавершенными после его гибели.
Мне представляется, что успех столыпинских реформ был обусловлен тем, что Петр Столыпин опирался в первую очередь на личность. В этом, кстати, причина его конфликта с Львом Толстым, в философии которого личности, как важной ячейке общества, места не было. Столыпин считал, что нужно в первую очередь опереться на «сильных и трезвых», а они уже, как локомотив, вытянут всю страну. «Дайте выход сильной личности в крестьянстве, освободите ее от воздействия невежества, лени и пьянства, и у вас будет прочная устойчивая опора для развития страны без всяких утопий и искусственных вредных скачков. Община, в ее настоящем виде, не помогает слабому, а давит и уничтожает сильного, губит народную энергию и мощь» - говорил П.А. Столыпин в беседе с журналистом П.А. Тверским в 1907 году.
Предлагавшиеся им законы и указы были направлены на освобождение творческого потенциала наиболее активной части на-
1 Тэри Э. Россия в 1914 г. Экономический обзор. Париж. 1986. С. 13, 157.
селения страны, причем с опорой не на элиты, а на низшие слои общества того времени. «Итак, на очереди главная наша задача -укрепить низы. В них вся сила страны. Их более 100 миллионов! Будут здоровые и крепкие корни у государства, поверьте - и слова русского правительства совсем иначе зазвучат перед Европой и перед целым миром. Дружная, общая, основанная на взаимном доверии работа - вот девиз для нас всех, русских. Дайте государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России!»2.
Вся система реформ была направлена на то, чтобы этот сильный талантливый человек, освободившись от прежних ограничений, мог проявить все свои способности. Более того, он получал поддержку государства в виде выгодного кредита под 5 процентов, которые списывались, если крестьянин успешно работал на земле. И, естественно, народ на это откликнулся. 3,5 миллиона крестьян переселилось в Сибирь, только на Алтае возникло 2000 новых населенных пунктов. Впечатляет демографическая ситуация того периода: в 1907-1913 гг. население Российской империи выросло со 149 до 171 млн человек3.
Известный русский писатель эмигрант Ф. Степун так описывает в своих воспоминаниях этот процесс освобождения творческого потенциала народа: «...в Московской губернии шло быстрое перераспределение земли между помещиками и крестьянством. Подмосковные помещики. беднели и разорялись с невероятною быстротою; умные же и работоспособные крестьяне, даже не выходя на отруба, быстро шли в гору, смекалисто сочетая сельское хозяйство со всяким промыслом: многие извозничали в Москве, многие жгли уголь, большинство же зимою подрабатывало на фабриках. Большой новый дом под железною крышею, две, а то и три хорошие лошади, две-три коровы становилось не редкостью. Заводились гуси, свиньи, кое-где даже и яблоневые сады. Дельно работала кооперация, снабжая маломочных крестьян всем необходимым, от гвоздя до сельскохозяйст-
2 П.А.Столыпин. Из интервью газете «Волга» 1 октября 1909 г.
3 Грегори П. 2003. Экономический рост Российской империи (конец XIX -начало XX в.). М. РОССПЭН С. 237.
венной машины. Под влиянием духа времени и помещики все реже разрешали себе отказывать крестьянам в пользовании своими молотилками и веялками. Ширилась земская деятельность. Начинала постепенно заменяться хорошею лошадью мелкая, малосильная лошаденка - главный строитель крестьянского хозяйства. Улучшались больницы и школы, налаживались кое-где губернские и уездные учительские курсы. Медленно, но упорно
4
росла грамотность» .
Если говорить о современной России, то одна из самых серьезных проблем в том, что потенциал народа, которому в реформах Столыпина отводилась столь важная роль, сегодня практически не востребован. С одной стороны он подавляется налоговой политикой, с другой - неэффективностью политической системы в целом. В итоге, назовем так, суммарный КПД населения страны остается очень низким.
Одна из ключевых проблем современного бизнеса и то, что заставляет его уходить в тень, - это наша налоговая система5. Средний бизнес не может успешно развиваться без прибыли хотя бы в 10 процентов. Но наша налоговая система не оставляет ему и этой минимальной прибыли. Представьте корову, которая дает 20 литров молока, а к ней приходят и говорят: «Давай 30. Нет 30? Ну тогда мы в счет этого заберем сено». В итоге ни коровы, ни молока. Предприниматель готов платить все налоги, но после этого у него должно остаться хотя бы 10% прибыли.
Если ее нет, возникает ситуация, когда одна часть предпринимателей закрывает свои предприятия, а другая, чтобы сохранить бизнес, уходит в тень. Возникают коррупционные схемы, с которыми пытается бороться государство. В итоге множество деловых, активных и талантливых предпринимателей оказывается в местах заключения. Тогда как эти пассионарные, сильные личности могли бы приносить реальную пользу, развивая экономику страны.
Поэтому я считаю, что нужно серьезно уменьшить налоговое давление. Тогда очень многие выйдут из тени. Как предпринима-
4 Степун Ф.А. 1991. Россия в канун Первой мировой войны. //Вестник Академии наук СССР. 1991. С. 115
5 Налоговый кодекс Российской Федерации. - М.: Статут.
тель могу сказать, бизнес готов платить подоходный налог, НДС, все сборы, но для развития ему необходимо оставить 10% прибыли. Решение этой проблемы вернет капиталы из-за границы и увеличит общую собираемость налогов. А главное, эти же 10% будут аккумулироваться на счетах предприятия и работать на нашу экономику. Инвестиции государства пойдут не через госкорпорации, а через средний и малый бизнес, который к тому же будет уверен в своем будущем, что повысит общую деловую активность. В дальнейшем, как в период столыпинских реформ, маленькие компании начнут кооперироваться, сливаться в корпорации. Все возможности для этого есть. Считаю, что это самый действенный путь вернуть капиталы из-за границы. Объявленная офшорная амнистия, на которую сейчас возлагают большие надежды, - это решение только для небольшой группы олигархов. Сомневаюсь, что она приведет к значительному увеличению потока инвестиций в экономику страны.
Наши экономические проблемы, конечно, лежат не только в плоскости налоговой политики. Когда царь спросил у Столыпина, какое действие привело бы к первому и большому эффекту, он попросил дать ему возможность выбирать губернаторов. К сожалению, это пожелание было удовлетворено лишь частично.
Если говорить о качестве наших управленческих кадров, то здесь проблема в том, что федеральный центр делает ставку на руководителей по политической, а не экономической целесообразности. Есть потрясающие люди, патриоты страны, десантники, шахтеры, но могут ли они эффективно управлять многомиллионным индустриальным регионом? Если это еще допустимо в стабильный период развития, то вряд ли можно себе позволить во время серьезных перемен в общественном и экономическом устройстве страны. Столыпин считал, что «для реального политика, занимающего ключевые государственные посты в переходную эпоху, крайне важно «ухватить» сущностные, характерные черты трансформационного процесса, понять его внутреннюю линейку и вектор развития»6.
6 Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия. Полное собрание речей в Государственной Думе и Государственном Совете. 1906-1911. М., 1991.
Для этого необходимы определенный уровень подготовки и жизненный опыт. Как бывший депутат Государственной думы, я лично знаком со многими главами регионов, среди них немало замечательных людей, но таким требованиям отвечают не всегда. В результате - масса управленческих ошибок и ухудшение социально-экономической ситуации в регионах, а значит, и по всей стране.
Еще одна серьезная проблема современной России - это постоянно меняющиеся «правила игры». Законы, указы, постановления правительства зачастую принимаются без тщательного анализа, не просчитывая все возможные последствия. Затем в них вносятся изменения, дополнения, корректировки. Это приводит к тому, что средний и малый бизнес не может строить долгосрочных планов, работать на перспективу. Современный предприниматель вынужден вести свой бизнес в «ситуационном» режиме -получить максимально большую прибыль в максимально короткий срок. В результате - вместо развития реального сектора экономики - производства и сельского хозяйства, у нас наибольшая активность наблюдается в сфере торговли. К тому же некоторые законодательные акты могут иметь двойное толкование, что приводит к судебным разбирательствам и издержкам.
Об этом говорил и Столыпин в свое время: «Правовые нормы должны покоиться на точном, ясно выраженном законе еще и потому, что иначе жизнь будет постоянно порождать столкновения между новыми основаниями общественности и государственности, получившими одобрение Монарха, и старыми установлениями и законами, находящимися с ним в противоречии или не обнимающими новых требований законодателя, а также произвольным пониманием новых начал со стороны частных и долж-
7
ностных лиц» .
Конечно, Российская Федерация и Российская империя - разные страны и ни о каком механическом переносе опыта столыпинских реформ на нашу почву не может быть и речи. Но я говорю о «духе», а не о «букве» законов, которые необходимо
7 Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия. Полное собрание речей в Государственной Думе и Государственном Совете. 1906-1911, М., 1991. С. 57.
принять для успешной модернизации страны. Этот дух у Столыпина выражен в освобождении личности для творчества, максимальной государственной поддержке активной части населения, способной дать импульс экономическому развитию страны. Столыпин, возможно, первый в истории России, поверил в творческую энергию простого народа, как тогда говорили - «низов». Он, можно сказать, настроил народ на развитие, дал надежду на лучшую жизнь. И эта основанная на народном потенциале политика привела к блестящим результатам.
К концу столыпинских реформ Россия почти сравнялась по уровню производства с такой мощной индустриальной державой того времени, как Британская империя, обогнала Францию, достигла 80% объема производства в Германии. Россия стала ведущим в Европе производителем сельскохозяйственной продук-8
ции .
Еще один очень важный аспект столыпинских реформ заключается в том, что, открывая дорогу свободному предпринимательству, он отнюдь не был сторонником «свободного рынка», подобно реформаторам начала 1990-х годов и нынешним приверженцам полного отказа государства от регулирования экономики. Напротив, он был убежден, что в переходный период необходимо наращивать присутствие государства в экономике, социальной сфере, образовании и культуре. Но вместе с тем он стремился максимально задействовать и ресурсы общества, найти оптимальное соотношение участия общества и государства в построении новой России. Сотворчество власти и общества, по замыслу Столыпина, должно было привести к решению главной глобальной задачи - формированию гражданского общества и
9
правового государства .
Столыпину приходилось решать те же задачи, которые приходится решать сегодня: во-первых, обеспечить эволюционный выход России из кризиса, сохранив при этом ее единство, террито-
8 Грегори П. 2003. Экономический рост Российской империи (конец XIX -начало XX в.). М. РОССПЭН. С. 223.
9 Пожигайло П.А. Столыпинская программа преобразования России (19061911). - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. С 237.
риальную целостность и политическую стабильность в стране, а во-вторых, провести системные реформы, которые должны создать условия и предпосылки для динамичного роста экономики и улучшения материального положения народа. Предложенная П.А. Столыпиным программа модернизации России представляет собой один из весьма поучительных вариантов разрешения острейших противоречий10.
Уверен, что, используя положительный опыт российских реформ начала XX века, мы сможем в короткие сроки преодолеть очередной сложный период нашей истории, провести модернизацию экономики страны, построить, наконец, современное развитое государство.
Библиографический список
1. Тэри Э. Россия в 1914 г. Экономический обзор. Париж. 1986.
2. П.А. Столыпин. Из интервью газете «Волга» 1 октября 1909 г.
3. Грегори П. Экономический рост Российской империи (конец XIX - начало XX в.). М: РОССПЭН, 2003.
4. Степун Ф.А. 1991. Россия в канун Первой мировой войны. // Вестник Академии наук СССР. 1991.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации. М.: Статут, 2011.
6. Пожигайло П.А. Столыпинская программа преобразования России (1906-1911). - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007.
7. П.А. Столыпин: Программа реформ. Документы и материалы. В 2 т./ Т.1. - М.: РОССПЭН, 2003.
8. Статистический ежегодник на 1914 год. Под редакцией В.И. Шараго, СПб, 1914.
9. П.А. Столыпин: Переписка. - М.: РОССПЭН, 2004
10. Пожигайло П.А., Шелохаев В.В. Петр Аркадьевич Столыпин. Интеллект и воля. - М: РОССПЭН, 2005.
11. П.А. Столыпин глазами современников. - М.: РОССПЭН, 2008.
10 Пожигайло П. А. Столыпинская программа преобразования России (19061911). - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. С. 6.
12. Законотворчество думских фракций. 1906-1917 гг.: Документы и материалы. - М.: РОССПЭН, 2006.
Bibliographical list
1. Teri E. Rossiya v 1914 g. Ekonomicheskii obzor. Parizh. 1986.
2. P.A. Stolypin. Iz interv'yu gazete «Volga» 1 oktyabrya 1909 g.
3. Gregori P. Ekonomicheskii rost Rossiiskoi imperii (konets XIX - nachalo XX v.). M: ROSSPEN, 2003.
4. Stepun F.A. 1991. Rossiya v kanun Pervoi mirovoi voiny. //Vestnik Akademii nauk SSSR. 1991.
5. Nalogovyi kodeks Rossiiskoi Federatsii. M.: Statut, 2011.
6. Pozhigailo P.A. Stolypinskaya programma preobrazovaniya Rossii (1906-1911). - M.: Rossiiskaya politicheskaya entsiklopediya (ROSSPEN), 2007.
7. P.A. Stolypin: Programma reform. Dokumenty i materialy. V 2 t. / T.1. - M.: ROSSPEN, 2003.
8. Statisticheskii ezhegodnik na 1914 god. Pod redaktsiei V.I. Sharago, SPb, 1914.
9. P. A. Stolypin: Perepiska. - M.: ROSSPEN, 2004.
10. Pozhigailo P.A., Shelokhaev V.V. Petr Arkad'evich Stolypin. Intellekt i volya. - M: ROSSPEN, 2005.
11. P.A. Stolypin glazami sovremennikov. - M.: ROSSPEN, 2008.
12. Zakonotvorchestvo dumskikh fraktsii. 1906-1917 gg.: Dokumenty i materialy. - M.: ROSSPEN, 2006.