Научная статья на тему 'Реформы электроэнергетики в Германии и перспективы развития отраслевого сотрудничества с Россией'

Реформы электроэнергетики в Германии и перспективы развития отраслевого сотрудничества с Россией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аверьянов А. Р.

В статье изложен опыт реформирования электроэнергетики в Германии и возможности его использования в России. Автор акцентирует внимание на перспективах экономического сотрудничества двух крупнейших европейских государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reforms in the German Power Industry and Prospects for Cooperation with Russia

The paper describes experience with reformation of the power industry in Germany and opportunities to use this experience in Russia. The author concentrates on prospects for economic cooperation of the two largest European countries.

Текст научной работы на тему «Реформы электроэнергетики в Германии и перспективы развития отраслевого сотрудничества с Россией»

олее половины электроэнергии в Германии производится работающими на угле электростанциями, около 30% — АЭС, и лишь около 20% — электростанциями, работающими на газе, мазуте или альтерна тивных источниках энергии (ветре, солнечной энергии и т. п.). В структуре топливного баланса немецких энергокомпаний доля угля превышает 50%, что является перспективной базой для сотрудничества с Россией. Более того, ФРГ пришлось приспосабливать к рыночной экономике электроэнергетику восточной Германии, функционировавшую в условиях централизованного планирования.

Реформы

электроэнергетики в Германии

и перспективы развития отраслевого сотрудничества с Россией

УДК 621.31(430)

Сегодня энергетика Германии является достаточно сложным сектором экономики, основанном на частной собственности. Поэтому, как и в России, успех реформ может быть достигнут только в случае достижения баланса интересов потребителей (государства) и акционеров компаний. Наряду с такими известными энергокомпаниями, как RWЕ, Preisen Elecktra, Steag, в ФРГ действуют около 950 электроснабжающих компаний и более 1500 блок-станций на промышленных предприятиях.

Электрические сети связывают Германию с различными странами Европы, что ужесточает внутреннюю конкуренцию и предъявляет высокие требования к уровню затрат. Необходимо учесть, что немецкие энергетики имели возможность несколько лет изучать зарубежный опыт отраслевых реформ. В ходе реформ электроэнергетики ФРГ (1996 г) резерв мощностей, полностью обеспеченных топливом, составил 30%. К тому же объем избыточных мощностей в других европейских странах, с которыми Германия соединена линиями электропередачи, составлял 50 млн кВт.

Социальная ориентация экономики ФРГ означает, что энергетике придается не только экономическое, но и социальное значение. С этим не могут не считаться энергокомпании страны. В России принцип социального значения энергетики должен, безусловно, соблюдаться, вне зависимости от коммерческих интересов бизнеса и правительства. Заметим, что при реформировании электроэнергетики Германии удалось избежать социально-политических потрясений. Все изменения проводились продуманно, с сохранением хозяйственных связей. Все энергокомпании, и вертикально-интегрированные, и распределительные сохранили свои организационные структуры.

В немецкой электроэнергетике выполнение требований по дерегулированию и разделению бизнесов не привело к дроблению капиталов и разделу, уменьшению их прибыльности и конкурентоспособности. Прибыль всех выделявшихся в самостоятельные организации дочерних компаний по транспортировке, генерации, сбыту электроэнергии объединялась в холдинге, что положительно отразилось на надежности и экономичности отрасли.

Показательно поведение германских компаний в условиях либерализации энергетического рынка, свободного доступа поставщиков на европейский, а следовательно, и на внутренний рынок электроэнергии ФРГ До проведения реформ семь крупнейших энергокомпаний Германии производили более 90% электроэнергии. После слияний и поглощений на рынке остались четыре компании, что соответствовало интересам как акционеров, так и потребителей (государства). Укрупнение компаний привело к повышению курса их акций и снижению стоимости электроэнергии, что, в свою очередь, положительно отразилось на конкурентоспособности немецкой экономики в целом. Кроме этого, сотни мелких энергокомпаний приобрели статус дочерних компаний, что привело к консолидации капитала. И наоборот, РАО «ЕЭС России» предложило крайне непопулярные меры по дроблению компании, что способно привести к разрыву отраслевых хозяйственных связей.

В число четырех основных энергокомпаний ФРГ входят RWE (объединившаяся с VEW, общая выработка 209 млрд кВт/ч), Preisen Electra (объ-

к ее

х с

CL I

О С

к 1 с '

0 С

1 CL

О

единившаяся с Bainwerck, общая выработка 196 млрд кВт/ч, ENBW (55 млрд кВт/ч) и VEAG (49 млрд кВт/ч) [1]. Средняя мощность энергокомпаний-лидеров в 12 раз превосходит среднюю мощность российских < ^ региональных компаний (АО-энерго). Крупнейшая рос-о 1 сийская энергокомпания «Мосэнерго» уступает мощ-=г 1= ности крупнейших германских компаний более чем в три раза. Очевидно, что реальные резервы наших °< реформ, лежат, буквально, на поверхности. о к Германия не остановилась на создании крупных энергокомпаний. Последовательно, шаг за шагом, ^ они превращаются в энергоугольные и энергогазо-5 вые корпорации. RWE, например, недавно приобрела о угольные разрезы в США и ЮАР мощностью в де-х сятки миллионов тонн, а компания EON объединилась с Рургазом [1]. При этом укрупнение бизнеса осуществляется в форме дружественных слияний и поглощений компаний (в отличие от преимущественно недружественных и даже враждебных поглощений в России и США). В условиях глобализации успех реформ электроэнергетики ФРГ во многом связан с продуманной социально-экономической политикой.

В Германии было продекларировано и подтверждено нормативными актами свободное ценообразование для генерации и для передачи электроэнергии. Однако это не означало полную свободу цен для производителей и бесправие потребителей. На первом этапе были либерализованы цены на электроэнергию для крупных потребителей. Рынок открывался постепенно. Например, первоочередное право выбора поставщика электроэнергии получили крупные предприятия. Сегодня рынок электроэнергии Германии открыт для всех потребителей, включая отдельные дома и квартиры. Регулируемого сектора рынка электроэнергии более не существует.

Уже в самом начале реформ тарифы на электроэнергию значительно снизились. Например, алюминиевым заводам она стала обходиться на 30-33% дешевле, чем раньше. Для мелких потребителей удешевление составило 10-12%. Лишь небольшая часть домашних хозяйств Германии воспользовалась правом смены поставщика электроэнергии (около 3%). Дело в том, что с началом либерализации цен на электроэнергию практически все ее производители значительно снизили цены, и ожидаемой ценовой конкуренции не получилось. Для контроля за ростом тарифов на услуги электрических сетей успешно применяется метод эталонного сравнения. При этом по каждой статье затрат в качестве образцов рассматриваются не только лучшие внутренние электросети, но и сетевые компании других европейских стран. Таким образом, в ФРГ ценообразование основывается на четких и прогрессивных методах и критериях управления, чего никак не скажешь о принятом в России государственном регулировании тарифов.

Во время реформ в Германии отказались от создания единой национальной сетевой компании. Очевидно, что любая монополия представляет собой достаточно закрытый бизнес, который без объективного сравнения или состязания с аналогами не имеет стимулов к снижению затрат. Например, в России затраты в сетях РАО «ЕЭС России» значительно выше, чем в независимых компаниях Иркутска, Татарии, Башкирии.

Социальная направленность немецкой экономики предопределила организацию контрольных функций в энергокомпаниях. Например, в ФРГ запрещено включение наемных менеджеров в состав совета директоров компаний. В крупнейших энергохолдингах EON и RWE в советы директоров входят представители профсоюзов, трудящихся, банков, страховых компа-

ний, министры и члены парламента земель и крупных городов [1]. Такая система корпоративного контроля снимает проблемы прозрачности деятельности менеджеров, вызывает доверие к тарифной политике, а акции компаний рассматриваются как надежный инвестиционный инструмент. Немцы понимают, что монополизм одной команды менеджеров — путь к стагнации. К сожалению, в России отсутствуют эти основополагающие условия. Одна менеджерская команда крайне неудовлетворительно решает вопросы текущей деятельности и реформ, а на рынке мощностей, так же как и на рынках топлива, работ и услуг, отсутствуют избыточные предложения.

При реформировании энергетики бывшей ГДР особое внимание уделялось повышению финансовой устойчивости коммунальных хозяйств, которые, как и в России, «утяжеляют» муниципальные бюджеты. Коммунальное хозяйство восточной Германии, представленное большей частью многоквартирными муниципальными домами, было основным сектором рынка, на котором пока не удалось достигнуть полной оплаты электроэнергии. Система тарифов на теплоэнергию была переведена на европейские методики распределения топливных затрат между тепло- и электроэнергией. В ГДР, как и в России, экономия топлива при комбинированной выработке энергии на ТЭЦ относилась на затраты по электроэнергии, а расход топлива на выработку теплоэнергии исчислялся так же, как и для котельных. Заметим, что для единой государственной собственности, когда ответственность за энергоснабжение лежит исключительно на государстве, это не имеет принципиального значения. Однако в рыночной экономике подобное распределение издержек приводит к ошибочным выводам, результатом которых становится форсированное строительство котельных и снижение загрузки ТЭЦ. Потери топлива здесь составляют миллионы тонн в год. В западноевропейских методиках экономия топлива комбинированных циклов относится на теплоэнергию, что, безусловно, повышает конкурентоспособность ТЭЦ. В результате в Германии за счет некоторого повышения тарифов на электроэнергию удалось почти на 25% снизить тарифы на получаемую от ТЭЦ тепловую энергию.

В течение последних 8-5 лет в ФРГ была проведена колоссальная работа по реконструкции домовых систем теплоснабжения. В каждой квартире установлены счетчики тепла и термостаты. Это гарантирует платежеспособность сектора потребления, позволяет форсировать реформы электроэнергетики.

Себестоимость производимой на электростанциях различных типов электроэнергии варьируется в широких пределах. Например, во Франции почти 80% всей электроэнергии производится на атомных электростанциях, что обусловливает ее относительную дешевизну. В Германии, напротив, было принято решение о постепенном отказе от атомной энергетики (прежде всего, из соображений экологии). В Европе существует единая сеть энергоснабжения, благодаря которой возможна продажа энергии из одной страны в другую, и такие поставки будут увеличиваться. Однако с развитием «экологического» сознания населения и ухудшением состояния окружающей среды при выборе поставщиков все больше европейских потребителей учитывают «зеленую» компоненту. В Германии считают, что себестоимость электроэнергии на разных станциях автоматически нивелируется.

Итак, на рынке электроэнергии Германии была успешно проведена либерализация. Каждый его участник имеет право свободного выбора поставщика электроэнергии. Следующим этапом национальной энергетической реформы станет либерализация газового

рынка [2]. К аналогичной цели стремится и ЕС. Пока право выбора поставщика газа и заключения договоров о поставках по рыночным ценам предоставлено только крупным промышленным потребителям. Но вскоре его получат и мелкие потребители. Тогда рынок всех энергоносителей, связанных с сетями передачи, в Европе будет полностью либерализован.

Опыт Германии чрезвычайно ценен для России. ФРГ готова помогать России проводить реформу энергетики. На российско-германском саммите в Екатеринбурге об этом заявил управляющий делами Германского энергетического агентства Штефан Колер [3]. Направленные на повышение энергоэффективности шаги имеют стратегическое значение. Если они будут сопровождаться структурной модернизацией предприятий и сферы ЖКХ, то Россия сможет экономить 40-47% от объема текущего энергопотребления. Эта экономия важна не только с финансовой, но и с экологической точки зрения.

В Екатеринбурге было подписано и соглашение о сотрудничестве между городом и немецкими энергетиками, которые будут участвовать в модернизации устаревших муниципальных котельных станций. Если проект окажется успешным, положительный опыт будет распространен и на другие российские города.

Итак, основными условиями успеха осуществлявшихся в Германии реформ были создание предварительных необходимых условий, экономическая эффективность реализуемых мер, забота о смежных отраслях, работающих на перспективу, сохранение и укрупнение сложившихся структур управления и хозяйственных связей. Проверенный экономической практикой опыт необходимо учесть, внедрять и следовать этим принципам в российских условиях(в концепции, разработанной РАО «ЕЭС России», он полностью игнорируется). Обобщая практический опыт реформ в электроэнергетике Германии для российских условий, необходимо констатировать:

• Разделение российских энергокомпаний на отдельные виды бизнеса недопустимо. Более того, необходима консолидация компаний, подобно идущим процессам слияний и поглощений в российском нефтяном бизнесе, что приведет к уменьшению затрат, увеличению прибыльности, повышению конкурентоспособности, снижению цен на продукцию и услуги, к стабилизации и надежности бизнеса. Этим процессам должны способствовать налоговая и финансово-кредитная политика, законы страны, меры по приватизации.

• Контроль цен на электроэнергию и механизмы влияния на их изменения со стороны государства должны быть усилены. Для повышения цены на электроэнергию, например, необходимо, чтобы выросла инфляция в промышленности или увеличились цены на рынке угля или других энергоносителей. А для изменения тарифа для населения необходим рост доходов. Подобными экономическими мерами правительство и государство обоснованно стабилизирует и цены и тарифы, устранит их разброс.

• Реформы в коммунальном хозяйстве должны предшествовать преобразованиям в электроэнергетике. Это необходимо для ухода от общей изначальной убыточности коммунальных хозяйств.

• Для любых радикальных реформ должны быть созданы предварительные правовые, технологические, балансовые условия. Данное требование диктуется принципами системного подхода к решению подобных задач и обусловлено взаимосвязанностью и взаимозависимостью объектов реформ и условий их проведения.

• Особое внимание при принятии решений необходимо уделять электроэнергетическому машиностроению и науке.

Еще один фактор успешности реформ в электроэнергетике Германии связан с участием малого и среднего бизнеса в процессах реформирования. Общепризнанно, что малый бизнес является основой социальной стабильности. В Германии сейчас функционируют около 2,1 млн фирм, в том числе 1,5 млн семейных (как правило, с численностью до 9 человек). Количество малых фирм с численностью работников до 50 человек достигает 0,5 млн [4].

Рассмотрим место малого бизнеса в структуре электроэнергетической отрасли. В структуре рынка и производства любой отрасли существуют три отличные друг от друга группы производителей. Первую из них составляют крупные и крупнейшие предприятия, транснациональные компании, выпускающие относительно дешевую массовую продукцию сравнительно высокого качества. Производителей этой группы называют «львами». Их задача заключается в том, чтобы наиболее эффективно реализовать все то, что сделали до них. Удельный вес «львов» в отрасли (например, Siemens и Bosch в электротехнике) составляет до 40-50% от всего объема производства [5].

Вторую группу образуют средние и крупные фирмы с количеством занятых от 1000 до 5000, которые, как правило, работают на определенную нишу рынка. Их называют «лисами». Доля таких фирм в промышленном производстве отрасли составляет порядка 15-20%. «Лисы» концентрируют свои усилия на разработке каких-либо отдельных направлений. Например, компания NIXDORP делала ставку на производство компьютеров для банков и обеспечивала ранее 15% их мирового производства.

В целом, в германской экономике ежегодно появляется около 45 тыс. малых инновационных компаний и каждый год разоряется приблизительно столько же. Малой фирме нужно продержаться первые 3-4 года, и потом она оказывается перед выбором. Либо малая фирма становится «лисой» (его делают 2-3%), либо она должна выгодно «подставиться», чтобы кто-нибудь из крупных «хищников» ее «съел». Предположим, малая фирма нашла свою жилу и успешно разрабатывает ее. Но по прошествии времени она понимает, что жила у нее есть, но чего-то (как правило, средств) не хватает. Следовательно, ей необходимо продать себя. Как правило, при продаже сохраняется и название фирмы, и возможность самостоятельного развития.

Многие успехи Германии связаны с тем, что ей удалось сохранить обширный слой малого и среднего предпринимательства, который увеличивается по мере роста общего объема производства. При проведении реформ в электроэнергетике и газовой отрасли немецкое малое и среднее предпринимательство воссоздавало рыночную конкурентную среду и помогло разрешить многие социально-экономические проблемы.

Одна из важнейших стратегических задач России состоит в сохранении и упрочении лидирующих позиций на международных энергетических рынках в условиях роста потребления энергоресурсов во всем мире, конкуренции со стороны других государств-поставщиков. Международное сотрудничество в области энергетики направлено, прежде всего, на решение данной важнейшей стратегической задачи, стоящей на сегодняшний день перед российским топливно-энергетическим комплексом. В экономическом диалоге Германии и России важное место занимает тема энергетического сотрудничества. Масштабная совместная деятельность российских и германских предприятий во всех областях энергетики будет способствовать более

к сс

х с

CL I

О С

^ сс

S гс

0 с

1 CL

О

^ X

CD i_

< CL

н

с

^ ^ тесной интеграции экономик России и ее партнеров. ^ □= Партнерство России и Германии осуществлялось в поставках природного газа, нефти, угля, в атомной ^ ш энергетике. С недавнего времени к этому добавилась < ^ проблема эффективного использования энергоносите-о 1 лей и внедрения возобновляемых источников энергии. =г ^ Реформы и процессы, начатые под воздействием меж-2 ™ дународной интеграции, либерализации в экономиках о < промышленно-развитых стран, позволяют успешно ре-о к шать указанные проблемы и задачи. т ^ Германия — важнейший импортер энергоресурсов ^ и поставщик технологий и оборудования в объеди-2 ненной Европе. Одновременно она является важ-о нейшим экономическим и политическим партнером х России. В последние годы энергетический диалог между Россией и Германией успешно развивался. Наши страны приняли решение о совместном строительстве Северо-Европейского газопровода, открывающего России прямой выход на европейский рынок, минуя территории Польши, Белоруссии и Украины. Немецкий бизнес вкладывает в его строительство около 2 млрд евро. Компания «Роснефть» получила в немецких банках самый крупный в истории кредит размером 7,5 млрд долл. Фактически Германия инвестирует в свою энергетическую безопасность.

Объем прямых германских капиталовложений в России на 1 января 2005 г. достиг 2,6 млрд долл., что

составляет 11% от общего объема всех иностранных инвестиций. По этому показателю Германия находится на четвертом месте после Кипра, Нидерландов и США. На территории России действует около 3,5 тыс. предприятий с участием немецкого капитала [6]. Масштабы инвестиционной деятельности российских предприятий на рынке ФРГ по различным оценкам составляют от 0,2 до 0,3 млрд евро. Несмотря на то, что доля германских инвестиций могла бы быть и выше, с точки зрения немецкого бизнеса, Россия остается одним из самых динамичных рынков мира. В перспективе германские капиталовложения в российскую экономику будут увеличиваться, прежде всего, в таких областях, как энергетика, железнодорожный транспорт и финансы.

Литература

1. Германский опыт реформ в электроэнергетике. Был ли он учтен реформаторами в России? // Мировая энергетическая политика. 2002. № 8.

2. Реформы электроэнергетики // Панорама, 24.05.2005.

3. Колер Ш. Германия будет помогать России реформировать энергетику. http://nne.elektra.ru/10.10.2003.

4. Mfp;//www.unctad.org/en/Press

5. Брюммер К. Германский опыт поддержки малого и среднего предпринимательства // АЛЬЯНС МЕДИА, 2002.

6. Агентство Бизнес Новостей ИА «Альянс Медиа» // www. investmarket.ru

Актуальная статистика

Нефтяная промышленность в экономике Российской Федерации

Несмотря на предпринимаемые усилия по приданию российской экономике инновационного характера, добыча и экспорт сырой нефти по-прежнему играют важную роль для нашей страны. По официальным данным статистических органов, в 2007 году, несмотря на некоторый рост добычи и внутреннего потребления, по-прежнему на экспорт направлялось свыше 1/2 всей добываемой нефти (табл. 1).

Удельный вес экспорта нефти в общем объеме российского экспорта в 2007 г. составил 34,4%, в экспорте топливно-энергетических товаров — 53,8% (в 2006 г. соответствующие показатели составляли 34,0% и 52,0%). Российская Федерация является одним из мировых лидеров по добыче нефти. Срав-

нительные данные о добыче нефти в России и ведущих странах-экспортерах нефти представлены в табл. 2.

Значительный резерв для повышения эффективности экспортоориентированной отечественной нефтяной отрасли кроется в совершенствовании ценообразования на продукцию отрасли. Так, в декабре 2007 г средняя фактическая экспортная цена на российскую нефть составила 609,0 долл. США за 1 т, при том, что цена мирового рынка на нефть марки Urals в декабре 2007 г составляла 643,5 долл. США за 1т. В течение 2007 г. происходил опережающий рост фактических экспортных цен на российскую нефть, по сравнению с биржевой ценой на нефть марки Urals.

Таблица 1

Основные показатели нефтяной отрасли РФ в 2007 году

Показатель млн т в % к 2006 г.

Добыча 490,7 102,1

Реализация (переработка) на внутреннем рынке 228,6 103,8

Импорт 2,7 116,1

Экспорт 258,4 104,0

Доля экспорта в добыче (в %) 52,7

Таблица 2

Добыча нефти ведущими производителями в 2007 г., тыс. барр. в день

Страна-производитель декабрь ноябрь октябрь

Россия 9763 9425 9806

Страны ОПЕК, всего 31986 31531 31573

в т. ч.: Ирак 2325 2323 2279

Саудовская Аравия 8982 8958 8795

Составитель: д. э. н., проф. В. А. Плотников по данным Росстата и Минпромэнерго России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.