5.5. РЕФОРМИРОВАНИЕ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ
Канталинская Лариса Викторовна, магистрант. Место учебы: Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье проводится анализ и оценка корректировок уголовного законодательства России, как фактор разработки современной концепции уголовной политики. Обосновывается необходимость разработки нового уголовного законодательства, учитывающего современную социально-политическую ситуацию.
Ключевые слова: уголовная политика, уголовное законодательство, трансформация, реформирование, концепция, борьба с преступностью, системный подход, план.
ADJUSTMENT OF CRIMINAL CODE RUSSIAN FEDERATION FACTOR OF DEVELOPMENT OF MODERN CRIMINAL POLITICS
Kantalinskaya Larisa Victorovna, undergraduate student. Place of study: Institute of International Law and Economy named after A.S. Griboyedov. E-mail: [email protected]
Annotation: The article analysis and estimation of adjustments of criminal statute of Russia, as a factor of development of modern conception of criminal politics, are conducted in the article. The necessity of development of new criminal statute taking into account a modern sociopolitical situation is grounded.
Keywords: criminal politics, criminal code, transformation, reformation, conception, fight against criminality, approach of the systems, plan.
В 90-е годы прошлого века была начата комплексная правовая реформа российского законодательства, в рамках которой осуществлялась и осуществляется в настоящее время реформа уголовного законодательства России.
Столь длительный процесс постоянного изменения (корректирования) уголовного законодательства не всегда связан с его совершенствованием и развитием в связи с политическими и экономическими процессами в обществе и изменяющейся криминальной ситуацией, и определяется, на наш взгляд, несколькими основными факторами.
Во-первых, историей реформирования. Здесь имеется ввиду факт принятия в 1996 году УК РФ путем практически механического объединения двух проектов -специально разработанного на основе концепции уголовного законодательства в новых исторических условиях проекта УК РФ1 и модернизированного варианта старого и апробированного на протяжении более 30 лет УК РСФСР. Во-вторых, отсутствием основополагающего системного подхода и логики реализации в уголовном законодательстве новых конкретных форм
1 См.: Концепция уголовного законодательства Российской Федерации // Государство и право. 1992. № 8. С. 39-46 (Концепция подготовлена: И.М. Гальпериным, д.ю.н.; А.Н. Игнатовым, д.ю.н.; С.Г. Келиной, д.ю.н.; Ю.А. Красиковым, д.ю.н.; Г.М. Миньковским, д.ю.н.; М.С. Палеевым; С.А. Пашиным, к.ю.н.; Э.С. Побегайло, д.ю.н.; О.Ф. Шишовым.)
проявления преступного поведения. В-третьих, отсутствием или несвоевременной корректировкой стратегических и тактических целей, средств и ресурсов противодействия различным (в том числе, новым) формам преступлений, иными словами, отсутствием актуальной уголовной политики. В-четвертых, неготовностью и законодателей и правоприменителей к адаптации законодательства и правоприменения к требованиям международного права и подходам к оценке тех или иных проявлений преступного поведения и, в том числе, внедрению и использованию системы заменяющих наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия.
В подтверждение сказанного уместно привести слова профессора В.П. Ревина: «Иногда изменения уголовного закона системностью не отличаются, не обусловлены переменами в общественных отношениях и складывающейся криминальной ситуацией»2.
Всего за период действия УК РФ принято более 130 федеральных законов, которыми внесены в УК РФ более 1900 изменений и дополнений в уголовное законодательство, исключено 28 статей и введено более 70 новых3.
Первые наиболее объемные и существенные изменения были внесены в УК РФ в 2003 году4. Принятый Федеральный закон содержал 257 статей, то есть по существу, корректировались почти все уголовно-правовые нормы. Но, в том числе и по изложенным нами выше причинам, этот закон имел существенные изъяны, требующие его немедленной корректировки. И уже через семь месяцев, в 2004 году был принят следующий Федеральный закон от 21.07.2004 № 73-Ф3, в котором была предпринята попытка исправить недостатки предыдущего закона.
Следующим, а по сути, первым комплексным, изменением уголовного законодательства, стало принятие Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ. Этим Законом, содержащим 239 пунктов, реформировались не только нормы УК РФ, но и нормы Уголовно-процессуального Кодекса РФ, Уголовно-исполнительного Кодекса РФ и Кодекса об Административных правонарушениях РФ. Эти изменения заслуживают, на наш взгляд, более подробной оценки, поскольку отражают тенденции (вектор) изменения уголовной политики государства, имеющей место быть в подходах к основному процессу реформирования уголовного законодательства и в настоящее время. Итак, изменения 2011 года сводились к следующему:
ряд деяний декриминализирован; например, исключены из Уголовного кодекса нормы об ответственности за клевету, оскорбление, так называемую товарную контрабанду и т.д.;
изменены критерии категорий (оценки) преступлений небольшой и средней тяжести; кроме того, суду пре-
2 Аналитическая справка о состоянии реформирования УК РФ // Рабочая программа учебной дисциплины «Основы уголовной политики России». Направление подготовки 030900 Юриспруденция. Квалификация (степень) выпускника - магистр / сост. В.П. Ревин. - М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2014. С. 10-16
3 В юридической литературе отмечается, что в УК РФ РСФСР 1960 года (действовал до 1997 года, то есть 35 лет) изменения и дополнения вносились лишь 87 раз. См., например: Чучаев А.И., Грачева Ю.В., Лошенкова Е.В., Палий В.В. Новое в уголовном законодательстве. Выпуск второй. Под ред. д.ю.н., проф. А.И. Чучаева. КОНТРАКТ, 2012.
4 Федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ «О внесении из-
менений и дополнений в уголовный кодекс Российской федера-
ции»
доставлено право изменить категорию преступления на менее тяжкую;
перечень наказаний, содержащийся в ст. 44 УК, дополнен новым видом - принудительными работами, применяемыми как альтернатива лишению свободы. Это, в свою очередь, повлекло системные изменения санкций статей Особенной части УК, а также соотношения видов наказаний при их замене, исчислении сроков наказания и зачете наказания;
определен испытательный срок при условном осуждении к наказанию в виде содержания в дисциплинарной воинской части;
уточнены правила назначения наказания при наличии смягчающих обстоятельств и по совокупности преступлений;
предусмотрен новый вид освобождения от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической безопасности; внесены уточнения в описание ряда преступлений; закреплен новый вид отсрочки от отбывания наказания больным наркоманией.
Третьим крупным этапом современного реформирования УК РФ, являются изменения, внесенные в 20132014гг., когда в УК РФ появилось огромное количество новелл. Вот некоторые.
С 2014 года в УК РФ действует новый состав преступления - новая статья 217.2. В соответствии с ней преступлением признается деяние в виде заведомо ложного заключения экспертизы по промышленной безопасности объектов. Причем, в рамках данной статьи, в дополнение к основному виду наказания (денежному штрафу) может быть назначено дополнительное в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься указанной в приговоре деятельностью5.
Введена уголовная ответственность за хулиганство с применением взрывчатых веществ или взрывных устройств; введены статьи «Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств» и «Незаконное изготовление взрывчатых веществ, незаконное изготовление, передача или ремонт взрывных устройств»6.
В 2014 году усилена уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ). Внесены изменения в порядок применения УДО (ч. 4 ст. 79 УК РФ) и замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ч. 4 ст. 80 УК РФ). Введена уголовная ответственность за неправомерное завладение государственным регистрационным знаком транспортного средства, совершенное из корыстной заинтересованности либо в целях совершения тяжкого или особо тяжкого преступления (ст. 325.1 УК РФ)7.
Особо отметим изменения, внесенные в целях усиления защиты гражданина и общества от терроризма. Речь идет о дополнении ст. 56 УК РФ «Лишение свободы на определенный срок» ч. 5 о назначении наказаний по совокупности преступлений (максимальный срок не может быть более 30 лет) и по совокупности приговоров. Причем совершение преступлений в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма отнесено к обстоятельствам, отягчающим наказание (п. «р» ч. 1 ст. 63 УК РФ). Изменен также порядок на-
5 Федеральный закон от 02 июля 2013 года № 186-ФЗ.
6 Федеральный закон от 24 ноября 2014 года № 370-ФЗ.
7 Федеральный закон от 05 мая 2014 года № 104-ФЗ.
значения наказания за преступления террористической направленности и введен новый состав - организация совершения преступлений террористической направленности, а равно организация финансового терроризма (ч. 4 ст. 205.1 УК РФ) - эти преступления наказываются лишением свободы на срок от 15 до 20 лет. Усилена ответственность за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности и т.д. и т.п. 8
Анализ и примеры реформирования УК РФ подтверждают сказанное выше - изменения носят бессистемный характер. Из наиболее существенных, если так можно сказать, являются изменения, связанные с санкциями за отдельные виды преступлений и уточнения некоторых оценочных признаков преступных последствий.
В.П. Ревин отмечает, что к настоящему времени в гл. 21 УК РФ «Преступления против собственности» не осталось без правки ни одной. Более того, все статьи этой главы УК РФ неоднократно изменялись, а в ст. 158 УК РФ «Кража» внесены десять изменений9. Особое «восхищение» вызывает введение в ст. 159 УК РФ «Мошенничество» дополнительно еще шесть квалифицирующих признаков, то есть шесть новых специальных составов преступлений10.
Следует отметить также тот факт, что желание «оснастить» правоприменителей как можно большим количеством заменяющих наказаний, ставит их иногда в затруднительное положение, так как отсутствует их организационное (и материальное) обеспечение применения таких наказаний. Речь, в частности, идет о принудительных работах, которые должны отбываться в специальных исправительных центрах в пределах региона, в котором проживали или осуждены преступники. До настоящего времени таких центров в большинстве субъектов РФ практически нет. А предписание ч. 2 ст. 60.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ о возможности создания таких центров при исправительных учреждениях противоречит, на наш взгляд, смыслу этого вида наказания - альтернативного лишению свободы.
Если говорить о содержании изменений в УК РФ (или, как сейчас говорят, реформировании УК), то следует отметить, что самое большое количество новелл связано с изменением (увеличением или понижением) сроков или размеров наказаний. В.П. Ревин исследовал, что сроки лишения свободы были подняты в санкциях 60 статей, а понижены - в 140. Ужесточена уголовная ответственность за насильственные преступления в отношении подростков; криминализированы экстремистские преступления против собственности и т.д. Усилена уголовная ответственность за преступления, связанные с наркотиками и психотропными веществами и т.п. В рамках проведения государственной политики защиты несовершеннолетних установлена уголовная ответственность за розничную продажу им алкогольной продукции.
Анализируя изменения, вносимые в УК РФ в последние несколько лет, прослеживаются направления либерализации11 и дифференциации ответственности, а
8 Федеральный закон от 05 мая 2014 года № 130-ФЗ.
9 Ревин В.П. Современное реформирование уголовного законодательства как отражение уголовной политики России // Пробелы в российском законодательстве. М.: Медиа-ВАК, 2013, № 2. С. 120-123.
10 Федеральный закон от 29 ноября 2012 года № 207-ФЗ.
11 См., например: Гайков В.Т., Кейдукова Е.Р. Либерализация уголовного законодательства как одно из основных направлений
также декриминализации некоторых видов преступных деяний. Например, «Заведомо ложная реклама» (ст. 182 УК РФ), «Клевета» (ст. 129 УК РФ) и т.д. (всего 9 видов преступлений).
Либерализация коснулась, в большей степени, системы наказаний. Так был снижен с шести месяцев до двух минимальный срок лишения свободы (ст. 56 УК РФ)12. Применение мер наказания, не связанных с изоляцией от общества, привело к сокращению числа лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. По имеющейся информации на 1 декабря 2014 года численность лиц, содержащихся в местах лишения свободы, составила 671 726 человек, в том числе 562 172 осужденных, за аналогичный период 2013 года - 680 210 человек, в том числе 571 269 осужденных. При этом, что крайне важно, какого-либо ухудшения криминогенной ситуации, роста преступности не произошло13.
Отметим, что попытки законодателя декриминализи-ровать (и депенализировать) некоторые категории преступлений иногда приводят к новым проблемам для правоприменителей. Например, когда речь идет о проблеме действия уголовного закона во времени (точнее об обратной силе закона)14.
Анализ качества и количества изменений, вносимых в УК РФ позволяет сделать вывод, что декреминали-зация не является устойчивым процессом постоянного реформирования уголовного законодательства. Более того, складывается впечатление, что, вопреки логике, наблюдается обратный процесс - процесс криминализации. В юридической литературе отмечается, что тенденция криминализации с момента введения УК РФ в действие преобладает над декриминализацией в соотношении 3:115 При этом отмечается, что больше всего изменений, касающихся криминализации деяний, было внесено в нормы об экономических преступлениях (главу 22 УК РФ), нормы о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (главу 19 УК РФ) и нормы о преступлениях против общественной безопасности и общественного порядка (главу 24 УК РФ)16.
Приведенные выше примеры постоянного реформирования уголовного законодательства наглядно иллюстрируют динамику качественных изменений УК РФ.
современной уголовной политики.// Наука и образование. Хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление, 2011, № 10.
12 Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ.
13 Сайт Министерства юстиции// http://minjust.ru/
14 Коробеев А.И. Современное состояние уголовно-правовой политики России и проблемы действия уголовного закона во времени.// Уголовное право. 2012. № 5; или Рарог А.И. Реформирование уголовного законодательства и применение норм об обратной силе.// Уголовное право, 2012. № 5; или Ибрагимов И.М. Обратная сила уголовного закона и отдельные вопросы применения положений уголовного законодательства о незаконном обороте наркотиков в связи с введением в действие Федерального закона от 01.03.2012 № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».// Пробелы в российском законодательстве. М.: Медиа-ВАК, 2013, № 2. С. 8488.
15 Лесников Г.Ю. Некоторые вопросы методологии уголовной политики.// Пробелы в российском законодательстве. М.: Медиа-ВАК, 2013, № 2. С. 124-126.
16 Аналитическая справка о состоянии реформирования УК РФ // Рабочая программа учебной дисциплины «Основы уголовной
политики России». Направление подготовки 030900 Юриспруденция. Квалификация (степень) выпускника - магистр / сост. В.П.
Ревин. - М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2014. С. 10-16.
Фундаментальный анализ этих изменений, сделанный В.П. Ревиным17 и подтвержденный данным исследованием, показывает, что большинство изменений УК РФ связаны с увеличением или понижением сроков или размеров наказаний, то есть корректируют количественные параметры сроков наказаний в российской системе наказаний. Некоторые изменения связаны с усилением уголовной ответственности за насильственные преступления в отношении несовершеннолетних и преступлений террористической направленности. Введены новые понятия и квалифицирующие составы некоторых статей УК РФ. Усилена ответственность за преступления в отношении несовершеннолетних (особенно за деяния, связанные с наркотическими средствами, психотропными веществами и алкогольной продукцией).
К числу наиболее значимых изменений УК РФ, в смысле свидетельства несовершенства современной уголовной политики, следует отнести, на наш взгляд, изменения, внесенные в нормы Общей части УК РФ. В частности, помимо упомянутого выше снижения минимального срока лишения свободы на определенный срок (основной вид наказания - ст. 56 УК РФ) с шести до двух месяцев, это и расширение оснований для назначения осужденным к лишению свободы колоний-поселений; и выделение нового вида исправительных учреждений - лечебного исправительного учреждения; и изменение такого вида наказания как исправительные работы (гражданам, имеющим постоянное место работы, они могут быть заменены штрафом).
Динамика принятия законов о внесении изменений в УК РФ свидетельствуют о нарастающем объеме и ускоряющихся темпах изменения уголовного закона. Причем явно видно, что этот процесс носит «точечный» характер и может в итоге привести не к реформированию, а к трансформации уголовного законода-18
тельства18.
Создается впечатление, что изменения УК РФ с одной стороны опережают реальные потребности общества и государства (что порождает некоторое число нерабочих или «мертвых» норм), а с другой - отстают от потребностей (и именно этот факт приводит к многократному изменению одних и тех же правовых норм, то есть их «подгонку» под меняющиеся социальные и правовые условия и требования).
Это свидетельствует, в первую очередь, на наш взгляд, о нестабильности правовой системы, частой смене ориентиров правомерного поведения, отсутствии представлений о границах возможного и допустимого и, как следствие, усложнению и нестабильности судебной практики в части накопленного опыта противодействия преступности.
Попытки автора данной статьи оценить и каким-то образом описать и охарактеризовать реформирование уголовного законодательства так и не позволили однозначно понять, ведут ли многочисленные изменения УК РФ назад к усилению роли наказания или наоборот, к поискам новых форм эффективного не карательного воздействия. Но вывод о необходимости нового подхода к современному уголовному законодательству, в том числе и процессуальному, в котором преувеличе-
17 Ревин В.П. Современное реформирование уголовного законодательства как отражение уголовной политики России.// Пробелы в российском законодательстве. М.: Медиа-ВАК, 2013, № 2. С. 120-123.
18 См., например: Бабаев М.М., Пудовочкин Ю.Е. Проблемы российской уголовной политики. Монография. М.: Проспект, 2014. С. 138-209.
нием возможностей и роли состязательности в судопроизводстве подменены поиск и реальное объективное судебное исследование факта преступного деяния, очевиден, и таким подходом могло бы стать создание нового современного уголовного законодател ьства.
Анализ юридической литературы показывает, что подавляющее большинство ученых и практиков считают, что возможности реформирования УК РФ, который изначально, при разработке концепции и содержательно, при принятии кодекса был не вполне совершенными, уже исчерпаны. Присоединяясь к этому мнению, мы, однако, считаем, что для того, чтобы преодолеть несовершенство уголовного законодательства, прежде всего, необходимо разработать и принять новый Закон - Основы государственной уголовной политики, а, возможно, и Закон об основах государственной политики в сфере Уголовного права и законодательства. Целесообразно, на наш взгляд, создание в этих целях некоммерческой организации (НКО), которая (возможно и с финансовой поддержкой государства) объединила бы и обобщила позиции ученых и практиков и разработала согласованный с профессиональным сообществом проект такого документа.
Изложенные оценки реформирования УК РФ и обстоятельств, сопровождающих этот процесс, взятые в совокупности, свидетельствуют о необходимости системного, комплексного подхода к совершенствованию уголовного законодательства на основе продуманного плана, который может быть разделом Концепции современной уголовной политики РФ, и являются фактором для ее формирования. Такую концепцию желательно подготовить правоохранительными органами и представить для утверждения Правительством РФ19.
Список литературы:
1. Аналитическая справка о состоянии реформирования УК РФ // Рабочая программа учебной дисциплины «Основы уголовной политики России». Направление подготовки 030900 Юриспруденция. Квалификация (степень) выпускника - магистр / сост. В.П. Ревин. - М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2014.
2. Бабаев М.М., Пудовочкин Ю.Е. Проблемы российской уголовной политики. Монография. М.: Проспект, 2014.
3. Гайков В.Т., Кейдукова Е.Р. Либерализация уголовного законодательства как одно из основных направлений современной уголовной политики.// Наука и образование. Хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление, 2011, № 10.
4. Ибрагимов И.М. Обратная сила уголовного закона и отдельные вопросы применения положений уголовного законодательства о незаконном обороте наркотиков в связи с введением в действие Федерального закона от 01.03.2012 № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».// Пробелы в российском законодательстве. М.: Медиа-ВАК, 2013, № 2.
5. Концепция уголовного законодательства Российской Федерации // Государство и право. 1992. № 8.
6. Коробеев А.И. Современное состояние уголовно-правовой политики России и проблемы действия уголовного закона во времени.// Уголовное право. 2012. № 5.
19 Ревин В.П. Современное реформирование уголовного законодательства как отражение уголовной политики России // Пробелы в российском законодательстве. М.: Медиа-ВАК, 2013, № 2. С. 120-123.
7. Лесников Г.Ю. Некоторые вопросы методологии уголовной политики.// Пробелы в российском законодательстве. М.: Медиа-ВАК, 2013, № 2.
8. Рарог А.И. Реформирование уголовного законодательства и применение норм об обратной силе.// Уголовное право, 2012. № 5.
9. Ревин В.П. Современное реформирование уголовного законодательства как отражение уголовной политики России // Пробелы в российском законодательстве. М.: Медиа-ВАК, 2013, № 2.
Рецензия
на статью Л.В. Канталинской на тему: «Реформирование уголовного кодекса РФ как фактор реализации современной уголовной политики»
Интенсивное реформирование Уголовного кодекса РФ, проводимое в последнее время, отчасти обусловлено объективными факторами, связано с ответом на появление новых негативно значимых процессов, требующих введение новых норм или выявленными пробелами в УК РФ, которые требуют их устранения.
Но также очевидно, что имеется желание «поучаствовать» в законодательном процессе используя определенные обстоятельства, которые не носят массового или типового общественно опасного характера, а некоторые не требуют уголовно-правового регулирования, поскольку имеется общая норма, которая может дополняться квалифицирующими обстоятельствами. Пример тому, шесть дополнительных норм о мошенничестве: ст.159.1 - ст. 159. 6 УК РФ или ст. 222.1УК РФ «Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств» и 223.1 УК РФ «Незаконное изготовление взрывчатых веществ, незаконное изготовление, передача или ремонт взрывных устройств»., или ст. 325.1 УК РФ «Неправомерное завладение государственным регистрационным знаком транспортного средства, совершенное из корыстной заинтересованности либо в целях совершения тяжкого или особо тяжкого преступления». Они, кроме частных обстоятельств в диспозиции, не имеют каких либо типичных общественно опасных деяний, имеющих достаточно массовый характер, которые надо было бы учитывать, как при обеспечении наказаний виновных, так и для профилактических целей.
Автор провел анализ реформирования уголовно-правовых норм, оценил проведенные изменений и считает, что ресурс реформирования исчерпан, и пора, на плановой основе системно готовить новую редакцию УК РФ.
Представленная статья представляет интерес и может быть опубликована.
Заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор В.П. Ревин