Научная статья на тему 'РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ'

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / реформирование / исследование реформ высшего образования / higher education / reform / study of higher education reforms

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.Л. Молокова

Статья посвящена анализу и систематизации научных исследований реформ высшего образования сквозь призму современных тенденций его развития. Исследование научных подходов к оценке динамических аспектов высшего образования позволяет идентифицировать вектор развития теории и методологии оценки эффективности реформ. Анализ существующей совокупности работ, посвященных анализу реформирования высшей школы обнаружил большой спектр направлений научной мысли расположившихся на оси «государство – рынок» и ведущих дискуссию о месте высшего образования в общественном устройстве. Отмечается, что направления научной мысли в исследованиях обусловлены историческими особенностями развития высшего образования. Ретроспективно в исследованиях все большее внимание уделяется проблеме сохранения высшей школой миссии передачи национальной культуры, нравственных и гуманитарных ценностей в условиях коммерциализации деятельности университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORMING THE HIGHER EDUCATION SYSTEM AS A RESEARCH SUBJECT

The article is devoted to the analysis and systematization of scientific research on reforms in higher education through the prism of modern trends in its development. The study of scientific approaches to the evaluation of the dynamic aspects of higher education allows to identify the vector of theory and methodology to assess the effectiveness of reforms. The analysis of the existing set of works devoted to the analysis of higher education reforms has revealed a wide range of directions of scientific thought located on the axis "state market" and leading the discussion about the place of higher education in the social system. It is noted that the directions of scientific thought in research are due to historical features of higher education development. In retrospect, research is increasingly focused on the problem of preserving the mission of higher education to transmit national culture, moral and human values in the conditions of commercialization of university activities.

Текст научной работы на тему «РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ»

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что многофункциональный центр как центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению расширяет свою популярность в обществе. Несмотря на имеющиеся проблемы и конкурента в лице информационного портала «Госуслуги», МФЦ продолжает развиваться, и открытие нового по структуре, современного офиса является тому доказательством. На данный момент, исследуемый в данной статье, офис МФЦ является единственным в Южном федеральном округе и считается наиболее успешным и эффективным. Для успешного развития многофункциональных центров в будущем все офисы необходимо приблизить к данному офису, причем не только в техническом плане, но и в плане профессионализма и компетентности сотрудников. Только в таком случае МФЦ сможет успешно развиваться и обеспечить эффективное предоставление государственных и муниципальных услуг населению.

Источники:

1. Департамент информатизации и связи Краснодарского края: официальный сайт. - Краснодар. -URL:https://dis.krasnodar.ru/management/subordinate_organizations/gau_kk_mfc_kk / (дата обращения: 13.11.2020). -Текст : электронный.

2. Единый портал многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных: официальный сайт. - Краснодар. - URL: https://e-mfc.ru (дата обращения: 13.11.2020). - Текст : электронный.

3. Мирошниченко, М.А. Пути повышения качества услуг, предоставляемых органами государственного управления и местного самоуправления / М.А. Мирошниченко, Т.С. Зотова. - Текст : электронный // Вестник академии знаний. -Краснодар : Академия знаний, 2018. - № 3(26). - С. 183-187. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35245878& (дата обращения: 13.11.2020).

4. Мирошниченко, М.А. Система управления знаниями как основа эффективной деятельности центра государственных и муниципальных услуг «Мои документы» / М.А. Мирошниченко, Т.С. Зотова, И.А. Леготин. - Текст : электронный // Вестник академии знаний. - Краснодар : Академия знаний, 2020. - № 1 (36). - С. 142-147. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42542000 (дата обращения: 12.11.2020).

5. 25 июня в Краснодаре открылся первый флагманский МФЦ в Южном федеральном округе. - Текст : электронный // e-mfc.ru [сайт]. - 25.06.2020. - URL: https://e-mfc.ru/news/282566/ (дата обращения: 13.11.2020).

References:

1. Departament informatizacii i svyazi Krasnodarskogo kraya: oficial'nyj sajt. - Krasnodar. - URL:https://dis.krasno-dar.ru/management/subordinate_organizations/gau_kk_mfc_kk/ (data obrashcheniya: 13.11.2020). - Tekst : elektronnyj.

2. Edinyj portal mnogofunkcional'nyh centrov predostavleniya gosudarstvennyh i municipal'nyh: oficial'nyj sajt. - Krasnodar. -URL: https://e-mfc.ru (data obrashcheniya: 13.11.2020). - Tekst : elektronnyj.

3. Miroshnichenko, M.A. Puti povysheniya kachestva uslug, predostavlyaemyh organami gosudarstvennogo upravleniya i mestnogo samoupravleniya / M.A. Miroshnichenko, T.S. Zotova. - Tekst : elektronnyj // Vestnik akademii znanij. - Krasnodar : Akademiya znanij, 2018. - № 3(26). - S. 183-187. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35245878& (data obrashcheniya: 13.11.2020).

4. Miroshnichenko, M.A. Sistema upravleniya znaniyami kak osnova effektivnoj deyatel'nosti centra gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug «Moi dokumenty» / M.A. Miroshnichenko, T.S. Zotova, I.A. Legotin. - Tekst : elektronnyj // Vestnik akademii znanij. - Krasnodar : Akademiya znanij, 2020. - № 1 (36). - S. 142-147. - URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=42542000 (data obrashcheniya: 12.11.2020).

5. 25 iyunya v Krasnodare otkrylsya pervyj flagmanskij MFC v YUzhnom federal'nom okruge. - Tekst : elektronnyj // e-mfc.ru [sajt]. - 25.06.2020. - URL: https://e-mfc.ru/news/282566/ (data obrashcheniya: 13.11.2020).

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10632

Е.Л. Молокова - старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО Уральский государственный экономический университет, elmo.sm@mail.ru,

E.L. Molokova - Senior Lecturer, Department of State and Municipal Management, Ural State Economic University.

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ39 REFORMING THE HIGHER EDUCATION SYSTEM AS A RESEARCH SUBJECT

Аннотация. Статья посвящена анализу и систематизации научных исследований реформ высшего образования сквозь призму современных тенденций его развития. Исследование научных подходов к оценке динамических аспектов высшего образования позволяет идентифицировать вектор развития теории и методологии оценки эффективности реформ. Анализ существующей совокупности работ, посвященных анализу реформирования высшей школы обнаружил большой спектр направлений научной мысли расположившихся на оси «государство - рынок» и ведущих дискуссию о месте высшего образования в общественном устройстве. Отмечается, что направления научной мысли в исследованиях обусловлены историческими особенностями развития высшего образования. Ретроспективно в исследованиях все большее внимание уделяется проблеме сохранения высшей школой миссии передачи национальной культуры, нравственных и гуманитарных ценностей в условиях коммерциализации деятельности университетов.

39 Статья является неопубликованной самостоятельной частью защищенной 25 сентября 2020 года диссертации автора

Abstract. The article is devoted to the analysis and systematization of scientific research on reforms in higher education through the prism of modern trends in its development. The study of scientific approaches to the evaluation of the dynamic aspects of higher education allows to identify the vector of theory and methodology to assess the effectiveness of reforms. The analysis of the existing set of works devoted to the analysis of higher education reforms has revealed a wide range of directions of scientific thought located on the axis "state - market" and leading the discussion about the place of higher education in the social system. It is noted that the directions of scientific thought in research are due to historical features of higher education development. In retrospect, research is increasingly focused on the problem of preserving the mission of higher education to transmit national culture, moral and human values in the conditions of commercialization of university activities.

Ключевые слова: высшее образование, реформирование, исследование реформ высшего образования.

Keywords: higher education, reform, study of higher education reforms.

Введение. Поскольку настоящее исследование во многом обусловлено проистекающими трансформациями институциональной среды высшего образования, синтезирующими институциональные угрозы развитию СВО, сконцентрируемся на исследованиях, посвященных изучению различных аспектов динамических изменений высшего образования в условиях реформирования, осуществляющегося систематически на протяжении всей истории развития.

Указанный анализ позволит идентифицировать ключевые подходы к пониманию значения реформ в развитии высшего образования в целом и особенностей координации ее участников в складывающихся условиях, в частности.

Краткий экскурс в историю развития высшего образования позволяет отметить нижеприведенные тенденции.

Период новейшей истории реформ высшего образования в России, начало которого можно датировать 1990-ми годами, связан с меняющейся государственной политикой в социально-экономической и политической сферах.

Одной из ключевых функций высшего образования всегда являлось формирование и поддержка общественной идеологии, обусловленной стремлением власти распространить на систему высшего образования сначала «самодержавно-бюрократические принципы», затем «государственную советскую идеологию» и в настоящее время процесс государственной монополизации высшего образования, призванный решить в первую очередь государственные интересы и ограничивающий автономию университетов.

Более того, реформы высшего образования реализовывались не ради самой системы ВО, а ради повышения ее эффективности как инфраструктуры развития государства, отдельных отраслей экономики.

Инициатором многочисленных реформ системы высшего образования конца XX - начала XXI века всегда выступало государство, следуя не интересам системы, а собственным интересам, в силу чего, зачастую у акторов высшего образования отсутствовала мотивация и понимание необходимости реформ, а соответственно, и желания их поддерживать.

Иерархически построенная (вертикальная, централизованная) система управления высшим образованием и образовательными организациями всегда была призвана обеспечивать реализацию прогосударственных задач. При этом, наблюдение состояния постреформенного высшего образования позволяет отметить, что систематическая смена правил в конкретные исторические периоды приводила к снижению общественной значимости высшего образования. И, наоборот, чем более стабильной являлась институциональная среда, тем большее доверие у общества вызывало высшее образование. Возложение на высшее образование обязанности формирования общественной идеологии (системы неформальных институтов общества) зачастую совмещается с отсутствием неформальных институтов акторов высшего образования, поддерживающих реформирование и другие государственные идеи.

Направления научной мысли в исследованиях реформирования высшего образования.

В контексте сказанного, можно отметить, что большинство исследований реформ высшего образования так или иначе обусловлено вышеперечисленными историческими трендами. Отмечая достаточно большой объем публикаций, посвященных отдельным аспектам реформирования высшего образования, осуществим попытку обобщить исследования в рамках условных проблемных направлений реформы высшего образования. Поскольку движение реформ высшего образования зачастую располагается на оси «государство - рынок» [21, с. 17], спектр исследований простирается от экономики общественного сектора до рынка образовательных услуг. В исследованиях высшего образования реформа рассматривается как общественное явление и организационный процесс. Отмечая всеобщую тенденцию к изменению политик государств в сфере образования в сторону повышения качества П. Салберг назвал данное явление «Глобальным движением образовательных реформ» [24, с. 17].

Целесообразно выделить отдельное направление исследований зарубежных авторов, посвященное изменениям или «восстановлению» высшего образования в странах, переживших различного рода кризисы. В частности, N. Arnhold и др. [29] создавая концептуальные рамки «реконструкции образования» выделяют пять процессов восстановления образования после кризисов: физическая реконструкция, идеологическая реконструкция, психологическая реконструкция, предоставление материалов и восстановление учебных программ, развитие людских ресурсов.

В ряду наиболее значимых теорий реформ высшего образования, отметим «новый государственный менеджмент», в рамках которого идет разработка научных подходов к измерению результатов деятельности научных и образовательных организаций посредством количественных показателей, которые постепенно становятся все более четкими, формальными и измеримыми. При этом ряд ученых отмечают, что такая методика оценки имеет существенные ограничения. В частности, В.В. Вольчик и др. указывают на наличие адаптивного поведения, как реакции на указанные измерения, связанной с искажением поведения стейкхолдеров, начинающих работать на показатель и прилагающим усилия для его искажения [12]. В.В. Громыко, еще в 2013 г. отметила тенденцию к формализации и бюрократизации учебно-научного процесса в ущерб профессионализации, автономии и ответственности преподавателей [8; 9]. В подтверждение сказанного приведем мнение Д. Кэмпбелла о прямой зависимости интенсивности искажений как социальных процессов, так и контролируемых субъектов от частоты применения количественного показателя [33, с. 85]. С существенными ограничениями связаны измерение и внешний контроль качества опытных благ (научных отчетов, статей, методик преподавания), которые создаются в высшем образовании [6].

Большой пласт исследований реформ высшего образования сосредоточен в рамках концепции зависимости от предшествующего пути развития. В рамках данного научного подхода изучаются причины устойчивости институтов, провоцирующих в том числе возникновение институциональных ловушек (В.М. Полтерович) [20], эффект блокировки и возрастающей отдачи (W.B. Arthur) [30], зависимость институционального развития от политических возможностей и силы влияния (В.В. Вольчик) [7]. Отдельно исследуется принятие акторами новых правил (Л. Грэхэм) [10].

Важным представляется изучение трансплантации новых институтов (E. Ostrom) [35]. Сфера высшего образования являясь инерционной, отрицательно и медленно воспринимает новые институты, инициируя отклоняющееся поведение. Чем медленнее реализуются реформы (эволюционно), тем более эффективными они являются с точки зрения восприятия стейкхолдерами (академическим сообществом, домохозяйствами, работодателями). При этом, отклоняющееся поведение и оппортунистическое, в частности, можно рассматривать как реакцию и адаптивное поведение в условиях реформ.

Эволюционный подход рассматривает обучение как драйвер, способствующий адаптации акторов к интенсивно меняющейся институциональной среде. Для приспосабливания к более сложным условиям субъекты должны постоянно развиваться, формируя новейший комплекс компетенций и когнитивных способностей, что невозможно без обучения.

В свою очередь, направления государственной политики в сфере высшего образования в условиях реформ изучены достаточно подробно. В частности, Б. Кларком разработана теория постоянных изменений [14]. Феномен гиперрегулирования в контексте реформ рассматривают Л.Е. Бляхер и М.Л. Бляхер [3]. Рациональность решений государственных органов в деле реформирования высшего образования были поставлены под сомнение М.М. Соколовым [25]. Е.В. Балацкий на исторических и современных данных формулирует две модели регулирования высшего образования: дерегулирование, приведшее к надуванию образовательного пузыря и гиперрегулирование - спровоцировавшее снижение значения нематериальной академической ренты, и, как результат, престижности профессии преподавателя высшей школы [2]. В.Л. Тамбовцев отмечает, что современные реформы образования связаны с задачей усиления конкуренции, что не является достаточно обоснованным [27].

При этом отдельно можно выделить научное направление, акцентирующее внимание на идентификации природы образования в целом, и высшего в частности в контексте реформирования системы. Здесь наиболее важным представляется дискуссия ученых об отнесении образования к категории услуг. В настоящее время большая часть ученых склоняется к тому, что интерпретация образования в качестве услуги снижает его потенциал, а вместе с ним и замедляет развитие человеческого и интеллектуального капиталов (например, М.В. Савинова [22] и др.). В частности, еще в 2011 г. ректором МГУ В.А. Садовничим было отмечено, что конституционно-государственная и рыночная концепции образования «не взаимодополняют, а взаимоисключают друг друга». При этом первая концепция призвана обеспечивать реализацию права граждан на образование, вторая сводит образование к услуге [23].

Следует отметить также в качестве отдельного направления исследований реформ высшего образования соотнесение эгалитарного и элитарного подходов к его развитию. Ряд работ в контексте указанного направления научной мысли посвящен проблемам равдоступности высшего образования, отмечается, что к элитарному образованию следует привлекать не социальные элиты, а наиболее способных индивидов [4]. Некоторые авторы отмечают негативные эффекты, возникающие в связи с массовизацией высшего образования и уходом от элитарности, в частности на это указывает Е.В. Балацкий отмечая институциональный конфликт между расширяющимся рынком образовательных услуг и необходимостью обеспечения качества [1]. Отмечается спорность использования образования в качестве «инструмента выравнивания» [4].

Изменение мотивирующей части контракта с академическим сообществом, снижающей творческую мотивацию, описаны Дж. Шустером и М. Финкельштейном [37], Н. Барнс и С. О'Харой [31]. А.К. Сониным, И.А. Хованской и М.М. Юдкевич изучена современная система найма профессорско-преподавательского состава, и ее адаптация в условиях реформ [26]. Институциональное проектирование взаимодействий преподавателей и вузов в рамках эффективного контракта подробно рассмотрено в трудах М.В. Курбатовой и С.Н. Левина [18]. В рамках данного направления исследований отмечается снижение эффективности координации стейкхолдеров

СВО, опосредуемой неоптимальной моделью координации, в частности, указывается на несовершенство контрактных отношений.

Организационные изменения, обусловленные идеологией реформ и связанные с меняющейся моделью координации стейкхолдеров [34], степенью автономии вузов [36] и развитием архитектуры управления [33] изучены в ряде исследований зарубежных авторов. Общая мысль указанных работ заключается в необходимости понимания и поддержки реформ всеми стейкхолдерами высшего образования от преподавателей и студентов до руководства вузов и государств.

Большое количество работ, изучающих реформирование высшего образования реализуется в контексте процессов цифровизации, где организации высшего образования являются драйверами перехода экономики в цифровую эпоху. Большинство ученых (Е.В. Устюжанина, С.Г. Евсюков [28], Й. Виссема [5], И.В. Ишина [13]), посвятивших исследования данному контексту, отмечая в целом положительные стороны данного процесса, указывают на некоторую совокупность угроз, главная из которых «оказаться на периферии глобальной образовательной среды» [28]. Значительная часть современных исследований посвящена изучению влияния системы высшего образования на экономику и социальные процессы в России в условиях реформирования. В частности, Я. Кузьминов и И. Фрумин в ряде своих работ рассматривают потенциал человеческого капитала как фактор формирования эффективных экономических институтов, а также идентифицируют возможности и предлагают конкретные решения для радикального усиления вклада сферы образования в экономический рост [11]. Т.Л. Клячко в своей работе предлагает методические подходы к оценке вклада образования в экономику [15; 16]. Отмечается поступательное увеличение влияния высшего образования на состояние экономики.

Оживленная дискуссия в науке ведется по поводу эффективности отдельных моделей высшего образования. Наиболее интенсивны споры о целесообразности и предпочтительности предпринимательских университетов, высказываются противоположные точки зрения [38]. Высказываются опасения о потере высшим образованием миссии передачи национальной культуры в условиях коммерциализации деятельности университетов.

В свою очередь, гуманистическое направление научной мысли изучает реформы высшего образования с точки зрения формирования гуманистических ценностей у студентов (Л.П. Костикова) [17]. Дальнейшее развитие в рамках концепции гуманистической экономики требует институционального оформления современной системы создания, распространения, использования и воспроизводства знаний с учетом выделенной выше функции. Обобщая проведенный анализ научных подходов к исследованию высшего образования в контексте реформ, отметим, что СВО постепенно меняет миссию, и интенсивно приобретает все новые важнейшие для общества задачи. В частности, идеологическая функция высшего образования ушла на задний план, актуализировав при этом задачу повышения эффективности национальной экономики. В ряду новейших появилась задача обеспечения общества цифровыми компетенциями.

Выводы. Отметим, что идентифицированные направления исследований реформирования высшего образования ретроспективно складывались под влиянием исторических трендов развития высшего образования. При всем разнообразии аспектов изучения реформ высшей школы, анализ обнаружил острую дискуссию о путях развития и перспективных моделях высшего образования. При этом, ключевым вопросом является сохранение системой высшего образования миссии передачи национальной культуры, нравственных и гуманитарных ценностей в условиях коммерциализации деятельности университетов.

Источники:

1. Балацкий, Е. Глобальные институциональные ловушки: сущность и специфика / Е. Балацкий // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - № 9. - С. 102-107.

2. Балацкий, Е. В. Институциональные конфликты в сфере высшего образования [Электронный ресурс] / Е. В. Балацкий // Свободная мысль - XXI. - 2005. - № 11. - Режим доступа : http://netreforme.org/news/obrazovame-institutsionalnyie-konfliktyi-v-sfere-vyisshego-obrazovamya/ (дата обращения: 01.06.2020).

3. Бляхер, Л. Е. Мифология управления. Политика министерства vs. политика вузов: динамика противостояния / Л.Е. Бляхер, М. Л. Бляхер // Российская полития. - 2014. - № 1(72). - С. 114-148.

4. Васильев, В. Болото эгалитаризма [Электронный ресурс] / В. Васильев // Троицкий вариант - наука. - 2012. - № 97. -Режим доступа : https://trv-science.ru/2012/02/14/boloto-ehgalitarizma/ (дата обращения: 01.06.2020).

5. Виссема, Й. Г. Университет третьего поколения: управление университетом в переходный период : пер. с англ. / Й. Г. Виссема. - М. : Сбербанк, 2016. - 422 с.

6. Вольчик, В. В. Ловушка метрик, или Почему недооценивается неявное знание в процессе регулирования сферы образования и науки / В. В. Вольчик, Е. В. Маслюкова // Journal of institutional studies (Журнал институциональных исследований). - 2018. - Т. 10, № 3. - С. 158-179.

7. Вольчик, В. В. Отбор и экзаптация институтов: роль групп специальных интересов / В. В. Вольчик, И. В. Бережной // Эволюционная и институциональная экономическая теория: дискуссии, методы и приложения / под ред. А. Ю. Ар-хипова, С. Г. Кирдина, Е. М. Мартишин. - СПб. : Алетейя, 2012. - С. 165-187.

8. Громыко, В. В. Организационно-управленческая модель университета в свете концепции устойчивого развития в условиях предела / В. В. Громыко // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. -2013. -№ 1(55). - С. 40-48.

9. Громыко, В. В. Формализация учебного процесса как форма псевдомодернизации / В. В. Громыко // Современная экономика: концепции и модели инновационного развития : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 т. - М., 2013. - Т. 1. - С. 56-60.

10. Грэхэм, Л. Сможет ли Россия конкурировать? История инноваций в царской, советской и современной России / Л. Грэхэм. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 377 с.

11. Двенадцать решений для нового образования : доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики / под ред. Я. И. Кузьминова, И. Д. Фрумина. - М. : Центр стратег. разработок, 2018. - 105 с.

12. Институциональные изменения структуры российской сферы образования и адаптивное экономическое поведение (на примере Ростовской области) / В. В. Вольчик, Е. В. Фурса, Ю. В. Филоненко и др. - Ростов н/Д : Изд-во ЮФУ, 2017. - 214 с.

13. Ишина, И. В. Роль цифровой среды в развитии социально-экономических отношений сферы высшего образования / И. В. Ишина // Цифровой кочевник как новая модель поведения человека в экономике. Ломоносовские чтения -2019. Секция экономических наук. Экономические отношения в условиях цифровой трансформации : сб. тез. выступлений. - М. : Экон. фак. МГУ им. М. В. Ломоносова, 2019. - 1046 с.

14. Кларк, Б. Р. Поддержание изменений в университетах. Преемственность кейсстади и концепций / Б. Р. Кларк ; пер. с англ. Е. Стёпкиной. - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. - 312 с.

15. Клячко, Т. А. Вклад образования в социально-экономическое развитие регионов России / Т. А. Клячко, Е. А. Семи-онова // Экономика региона. - 2018. - Т. 14, вып. 3. - С. 791-805.

16. Клячко, Т. Л. Методология оценки вклада образования в социально-экономическое развитие Российской Федерации и ее субъектов / Т. Л. Клячко, С. А. Беляков. - М. : Дело, 2015. - 60 с.

17. Костикова, Л. П. Формирование гуманистических ценностей студентов в условиях реформирования высшего образования в России / Л. П. Костикова // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. -2010. - № 29. - С. 5-12.

18. Курбатова, М. В. Эффективный контракт в системе высшего образования РФ: теоретические подходы и особенности институционального проектирования / М. В. Курбатова, С. Н. Левин // Журнал институциональных исследований. -2013. - Т. 5, № 1. -С. 53-78.

19. Ореховская, Н. А. Эгалитарность или элитарность университетского образования: каков тренд эпохи глобализации? / Н. А. Ореховская // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 1(132). - С. 200-204.

20. Полтерович, В. М. Институциональные ловушки и экономические реформы / В. М. Полтерович. - М. : Российская экон. школа, 1998. - 42 с.

21. Полтерович, В. М. Элементы теории реформ / В. М. Полтерович. - М. : Экономика, 2007. - 447 с.

22. Савинова, М. В. Падение интеллектуального потенциала России в результате реформы / М. В. Савинова // Вестник РЭУ. - 2013. - № 7. - С. 5-13.

23. Садовничий, В. А. Концепция и стратегия развития образовательного законодательства России : доклад Президента Рос. союза ректоров, академика В. А. Садовничего на заседании Комиссии для рассмотрения замечаний и предложений, поступивших в ходе обсуждения проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (г. Москва, 31.01.2011) / В. А. Садовничий // Вестник образования России. - 2011. - № 4. - С. 68-75.

24. Салберг, П. Образовательные реформы для повышения экономической конкурентоспособности / П. Салберг // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. - 2009. - № 1. - С. 15-33.

25. Соколов, М. Физиология рейтинга. Что измерил рейтинг Минобрнауки? Статистический анализ [Электронный ресурс] / М. Соколов // Полит.ру. - 2013. - 24 мая. - Режим доступа : https://polit.ru/article/2013/05/24/rossiyskie_reitingy/ (дата обращения: 01.05.2020).

26. Сонин, А. К. Построение исследовательского университета: структура финансирования и условия найма профессоров [Электронный ресурс] / А. К. Сонин, И. А. Хованская, М. М. Юдкевич // Экономика образования. - 2009. - № 3, ч. 1. - С. 69-77.

27. Тамбовцев, В. Л. Реформа российского образования и экономическая теория / В. Л. Тамбовцев // Вопросы экономики. - 2005. - № 3. - С. 4-19.

28. Устюжанина, Е. В. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы / Е. В. Устюжанина, С. Г. Евсю-ков // Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова. - 2018. - № 1(97). - С. 3-12.

29. Arnhold, N. Education for Reconstruction: The Regeneration of Educational Capacity Following National Upheaval / N. Arn-hold, J. Bekker, N. Kersh et al. - Wallingford, Oxfordshire : Symposium Books. - 1998. - 78 p.

30. Arthur, W. B. Competing technologies, increasing returns, and lock-in by historical events / W. B. Arthur // Economic Journal. - 1989. - Vol. 99(394). - Р. 116-131.

31. Barnes, N. Managing academics on short-term contracts / N. Barnes, S. O'Hara // Higher Education Quarterly. - 1999. -Vol. 53(3). - P. 229-239.

32. Campbell, D. T. Assessing the impact of planned social change / D. T. Campbell // Evaluation and Program Planning. -1979. - Vol. 2(1). - Р. 67-90.

33. Esson, J. Reforming a university during political transformation: a case study of Yangon University in Myanmar / J. Esson, K. Wang // Studies in Higher Education. - 2016. - Vol. 43. - Р. 1184-1195.

34. Marga, A. Reforming the postcommunist university / A. Marga // Journal of Democracy. - 1997. - Vol. 8(2). - Р. 159-167.

35. Ostrom, E. Understanding Institutional Diversity / E. Ostrom. - Princeton, NJ: Princeton University Press, 2006. - 376 р.

36. Reform of Higher Education in Europe [Electronic resource] / ed. by J. Enders et al. - Sense Publishers, 2011. - P. 159-172. - URL : https://www.sensepublishers.com/media/871-reform-of-higher-education-in-europe.pdf (last access 01.02.2020).

37. Schuster, J. The American faculty / J. Schuster, M. Finkelstein. - Baltimore, MD : John Hopkins University Press. - 2006. -600 p.

38. Valentinov, V. The meaning of nonprofit organization: insights from classical institutionalism / V. Valentinov // Journal of Economic Issues. - 2011. - Iss. 4. - P. 901-916.

References:

1. Balatsky, E. Global institutional traps: essence and specificity / E. Balatsky // World economy and international relations. -2006. - № 9. - С. 102-107.

2. Balatsky, E. V. Institutional conflicts in higher education [Electronic resource] / E. V. Balatsky // Free Thought - XXI. -2005. - № 11. - Access mode : http://netreforme.org/news/obrazovanie-institutsionalnyie-konfliktyi-v-sfere-vyisshego-obra-zovaniya/ (date of address : 01.06.2020).

3. Blyakher, L. E. Management mythology. Politics of the Ministry vs. university politics: dynamics of confrontation / L.E. Blyakher, M. L. Blyakher // Russian Politics. - 2014. - № 1(72). - C. 114-148.

4. Vasiliev, V. Bogo egalitarianism [Electron resource] / V. Vasiliev // Troitskiy variant - nauka. - 2012. - № 97. - Access mode: https://trv-science.ru/2012/02/14/boloto-ehgalitarizma/ (date of address: 01.06.2020).

5. Wissema, Y. G. University of the third generation: management of the university in the transition period : per. from English / Yu. G. Wissem. - M. : Sberbank, 2016. - 422 c.

6. Volchik, V.V. Trap of metrics, or Why the implicit knowledge in the process of regulation of education and science is underestimated (in Russian) / V.V. Volchik, E.V. Maslyukova // Journal of institutional studies. - 2018. - T. 10, № 3. -C. 158-179.

7. Volchik, V.V. Selection and exaptation of the institutes: the role of the special interest groups (in Russian) / V.V. Volchik, I.V. Berezhnoy (in Russian) // Evolutionary and institutional economic theory: discussions, methods and applications (in Russian) / edited by A.Y. Arkhipova, S.G. Kirdina, E.M. Martishin. - St. Petersburg. Aleteya, 2012. - C. 165-187.

8. Gromyko, V. V. Organizational and management model of the University in the light of the concept of sustainable development in the conditions of the limit / V. V. Gromyko // Bulletin of the Plekhanov Russian University of Economics. - - 2013. -№ 1(55). - C. 40-48.

9. Gromyko, V. V. Formalization of the educational process as a form of pseudo-modernization (in Russian) / V. V. Gromyko // Modern Economics: Concepts and Models of Innovative Development: Proceedings of V International Scientific and Practical Conf. : in 2 tons. - M., 2013. - T. 1. - C. 56-60.

10. Graham, L. Can Russia Compete? History of Innovations in Tsarist, Soviet and Modern Russia / L. Graham. - Moscow: Mann, Ivanov and Ferber, 2014. - 377 c.

11. Twelve Solutions for New Education : A Report by the Center for Strategic Research and the Higher School of Economics / edited by Ya. I. Kuzminov, I. D. Frumina. - Moscow: Center for Strategic Research, 2018. - 105 c.

12. Institutional changes in the structure of the Russian education sector and adaptive economic behavior (by the example of the Rostov region) / V. V. Volchik, E. V. Fursa, Yu. - Rostov n/a : SFU Publishing House, 2017. - 214 c.

13. Ishina, I. V. The role of digital environment in the development of social and economic relations of higher education / I.V. Ishina // Digital Nomad as a new model of human behavior in the economy. Lomonosov Readings - 2019. Section of Economic Sciences. Economic relations in conditions of digital transformation : a collection of theses of speeches. - M. : Econ. fact. Lomonosov Moscow State University, 2019. - 1046 c.

14. Clark, B.R. Maintenance of changes in universities. Succession of case studies and concepts / B. R. Clark; per. engl. e. Step-kina. - Moscow : Publishing House of the Higher School of Economics, 2011. - 312 c.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Klyachko, T. A. The contribution of education to the socio-economic development of regions of Russia / T. A. Klyachko, E. A. Semionova // Regional economics. - 2018. - T. 14, issue 3. - P. 791-805.

16. Klyachko, T. L. Methodology of education contribution estimation to socio-economic development of Russian Federation and its subjects (in Russian) / T. L. Klyachko, S. A. Belyakov. - Moscow: Case Study, 2015. - 60 c.

17. Kostikova, L. P. Formation of Humanistic Values of Students in the Conditions of Reform of Higher Education in Russia / L. P. Kostikova // Vestnik Ryazan State University named after S. A. Esenin. - 2010. - № 29. - C. 5-12.

18. Kurbatova, M. V. Effective contract in the system of higher education in Russia: theoretical approaches and features of institutional design / M. V. Kurbatova, S. N. Levin // Journal of institutional research. - 2013. - T. 5, № 1. - C. 53-78.

19. Orekhovskaya, N.A. Egalitarianity or Elitism of University Education: What is the trend of the globalization era? / N.A. Ore-khovskaya // Kazan pedagogical journal. - 2019. -- № 1(132). - C. 200 -204.

20. Polterovich, V.M. Institutional traps and economic reforms (in Russian) / V.M. Polterovich. - Moscow: Russian Econ School, 1998. - 42 c.

21. Polterovich, V.M. Elements of the Theory of Reforms / V.M. Polterovich. - M. : Ekonomika, 2007. - 447 c.

22. Savinova, M.V. Drop of the Russian intellectual potential as a result of the reform (in Russian) / M.V. Savinova // Vestnik REA. - 2013. - № 7. - C. 5-13.

23. Sadovnichy, V. A. Concept and strategy of development of the educational legislation of Russia : report of the President of the Russian Union of Rectors, Academician V. A. Sadovnichy at the meeting of the Commission for consideration of comments and suggestions received during the discussion of the draft federal law "On education in the Russian Federation" (Moscow, 31.01.2011) / V. A. Sadovnichy // Vestnik Obrazovanie Rossii. - 2011. - № 4. - C. 68-75.

24. Salberg, P. Educational reforms to improve economic competitiveness / P. Salberg // Bulletin of international organizations: education, science, new economy. - 2009. - № 1. - C. 15-33.

25. Sokolov, M. Physiology of the rating. What did the Ministry of Education and Science measure the rating? Statistical analysis [Electronic resource] / M. Sokolov // Polit.ru. - 2013. - May 24. - Access mode: https://polit.ru/article/2013/05/24/ros-siyskie_reitingy/ (date of address: 01.05.2020).

26. Sonin, A. K. Construction of a research university: financing structure and terms of employment of professors [Electronic resource] / A. K. Sonin, I. A. Khovanskaya, M. M. Yudkevich // Economics of education. - 2009. - № 3, h. 1. - C. 69-77.

27. Tambovtsev, V. L. Reform of Russian Education and Economic Theory / V. L. Tambovtsev // Voprosy Ekonomika Ekonomika. - 2005. - № 3. - C. 4-19.

28. Ustyuzhanina, E. V. Digitalization of the educational environment: opportunities and threats / E. V. Ustyuzhanina, S.G. Evsyukov // Vestnik REA named after Plekhanov. - 2018. - № 1(97). - C. 3-12.

29. Arnhold, N. Education for Reconstruction: The Regeneration of Educational Capacity Following National Upheaval / N. Arn-hold, J. Bekker, N. Kersh et al. - Wallingford, Oxfordshire : Symposium Books. - 1998. - 78 p.

30. Arthur, W. B. Competing technologies, increasing returns, and locking-in by historical events (in Russian). B. Arthur, W. B. Arthur // Economic Journal. - 1989. - Vol. 99(394). - P. 116-131.

31. Barnes, N. Managing academics on short-term contracts / N. Barnes, S. O'Hara // Higher Education Quarterly. - 1999. - Vol. 53(3). - P. 229-239.

32. Campbell, D. T. Assessing the impact of planned social change / D. T. Campbell, D. T. Assessing the impact of planned social change / D. T. Campbell // Evaluation and Program Planning. - 1979. - Vol. 2(1). - Р. 67-90.

33. Esson, J. Reforming a university during political transformation: a case study of Yangon University in Myanmar/J. Esson, K. Wang // Studies in Higher Education. -- 2016. - Vol. 43. - Р. 1184-1195.

34. Marga, A. Reforming the postcommunist university / A. Marga, A. Reforming the postcommunist university // Journal of Democracy. - 1997. - Vol. 8(2). - Р. 159-167.

35. Ostrom, E. Understanding Institutional Diversity / E. Ostrom. - Princeton, NJ: Princeton University Press, 2006. - 376 р.

36. Reform of Higher Education in Europe [Electronic resource] / ed. by J. Ostrom, NJ: Princeton University Press, 2006. Enders et al. - Sense Publishers, 2011. - P. 159-172. - URL : https://www.sensepublishers.com/media/871-reform-of-higher-edu-cation-in-europe.pdf (last access 01.02.2020).

37. Schuster, J. The American faculty / J. Schuster, M. Finkelstein. - Baltimore, MD : John Hopkins University Press. - 2006. -600 p.

38. Valentinov, V. The meaning of nonprofit organization: insights from classical institutionalism / V. Valentinov, V. The meaning of nonprofit organization: insights from classical institutionalism // Journal of Economic Issues. - 2011. -Iss. 4. - P. 901-916.

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10633

М.В. Маничкина - доцент кафедры «Экономика и финансы», к.э.н., Краснодарский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, MVManichkina@fa.ru,

M. V. Manichkina - Associate Professor of the Department of Economy and Financе, Cand. Ekon. Sci., Krasnodar branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation;

М.В. Кашукоев - д.с.-х.н., профессор, Кабардино-Балкарский аграрный университет, M.V. Kashukoev - Doctor of Agricultural Sciences, Professor, Kabardino-Balkarian Agrarian University;

А.Д. Гериева - заместитель директора библиотеки по вопросам автоматизации библиотечных процессов, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»,

A.D. Gerieva - Deputy Director of the Library for the Automation of Library Processes, "Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov".

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ

CREATION OF FAVORABLE CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN A CERTAIN TERRITORY

Аннотация. Роль малого бизнеса в рыночной экономике трудно переоценить, он играет не последнюю роль как в экономике страны, так и в экономике отдельно взятого региона, у данной формы ведения бизнеса имеется ряд преимуществ, качественно отличающих его от крупного бизнеса. Большинство показателей деятельности предприятий малого бизнеса в последние годы демонстрируют положительную динамику развития, однако в большинстве регионов Российской Федерации наблюдается наличии значительного числа проблем, сдерживающих его развитие. В настоящее время остро стоит вопрос повышения эффективности деятельности предприятий малого бизнеса.

В связи с наличием достаточного преимуществ малого бизнеса как для экономики региона, так и непосредственно для населения, а также с наличием значительного количества проблем в развитии данного сектора экономики, можно говорить о необходимости поддержки субъектов малого предпринимательства со стороны государства.

Abstract. The role of small business in a market economy can hardly be overestimated, it plays an important role both in the economy of the country and in the economy of a particular region; this form of doing business has a number of advantages that qualitatively distinguish it from large business. Most of the performance indicators of small businesses in recent years have shown a positive dynamics of development, however, in most regions of the Russian Federation, there is a significant number of problems hindering its development. Currently, there is an acute issue of increasing the efficiency of small businesses.

In connection with the presence of sufficient advantages of small business both for the regional economy and directly for the population, as well as with the presence of a significant number of problems in the development of this sector of the economy, we can talk about the need to support small businesses from the state.

Ключевые слова: малый бизнес, малое предпринимательство, предпринимательские структуры, государственная поддержка

Keywords: small business, small business, entrepreneurial structures, state support

Роль малого бизнеса в рыночной экономике трудно переоценить, он играет не последнюю роль как в экономике страны, так и в экономике отдельно взятого региона. Это обусловлено в первую очередь спецификой ведения малого бизнеса, его особенностями.

У данной формы ведения бизнеса имеется ряд преимуществ, качественно отличающих его от крупного бизнеса, о них уже неоднократно говорилось в трудах различных учетных, обобщим данную информацию на рисунке 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.