Научная статья
УДК 94(47):791.43
https://doi.org/10.24158/fik.2024.1.15
Реформирование системы силовых органов в СССР при Н.С. Хрущеве и его отражение советской интеллигенцией в киноискусстве
Маргарита Борисовна Зернина
Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия, zernina.margarita.b@gmail.com
Аннотация. Настоящая статья посвящена анализу итогов реформирования системы силовых органов СССР при Н.С. Хрущеве, а также осмыслению их образа советской интеллигенцией в киноискусстве. Исследование расширяет наши знания о том, каким образом осуществлялись демонтирование и модернизация ключевых институтов сталинского общественно-политического режима (органов безопасности и пра-воохраны, судебной и пенитенциарной систем, а также Вооруженных Сил) в 1953-1964 гг. и какой их образ конструировался советской творческой интеллигенцией в кинематографе, оказывавшем широкое воздействие на массовое сознание советских людей. Исследование методологически опирается на положения институциональной теории, теории бюрократии, теории гражданско-военных отношений и теории нового класса. Проведенный в работе анализ позволяет сделать вывод о том, что сохранение системы партийного руководства силовыми органами, механизмов номенклатурной расстановки управленческих кадров и командно-административной модели управления определили незавершенный характер модернизации системы обеспечения национальной безопасности и правоохраны при Н.С. Хрущеве. Противоречивый характер советских силовых институтов, в которых патриотизм и порядочность соседствовали с предательством и беззаконием, нашел свое отражение в киноискусстве.
Ключевые слова: силовые органы, КГБ, МВД, Вооруженные Силы СССР, Н.С. Хрущев, интеллигенция, советский кинематограф
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Зернина М.Б. Реформирование системы силовых органов в СССР при Н.С. Хрущеве и его отражение советской интеллигенцией в киноискусстве // Общество: философия, история, культура. 2024. № 1. С. 98-104. https://doi.org/10.24158/fik.2024.1.15.
Original article
Reforming the Law Enforcement System in the USSR under N.S. Khrushchev and Its Reflection by Soviet Intelligentsia in Film Art
Margarita B. Zernina
North-Western Institute of Management - Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, St. Petersburg, Russia, zernina.margarita.b@gmail.com
Abstract. This article is devoted to the analysis of the results of reforming the system of law enforcement agencies of the USSR under N. S. Khrushchev, as well as to the understanding of their image by the Soviet intelligentsia in film art. The study expands our knowledge of how the key institutions of the Stalinist socio-political regime (security and law enforcement agencies, judicial and penitentiary systems, as well as the Armed Forces) were dismantled and modernized in 1953-1964. and what kind of their image was constructed by the Soviet creative intelligentsia in cinema, which had a broad impact on the mass consciousness of Soviet people. The study is methodologically based on the provisions of institutional theory, the theory of bureaucracy, the theory of civil-military relations and the theory of the new class. The analysis carried out in the work allows us to conclude that the preservation of the system of party leadership of law enforcement agencies, mechanisms for the nomenklatura placement of management personnel and the command-administrative model of management determined the incomplete nature of the modernization of the system of ensuring national security and law enforcement under N. S. Khrushchev. The contradictory nature of Soviet security institutions, in which patriotism and decency coexisted with betrayal and lawlessness, is reflected in cinema.
Keywords: law enforcement agencies, KGB, Ministry of Internal Affairs, Armed Forces of the USSR, N.S. Khrushchev, intelligentsia, Soviet cinematography Funding: Independent work.
© Зернина М.Б., 2024
For citation: Zernina, M.B. (2024) Reforming the Law Enforcement System in the USSR under N.S. Khrushchev and Its Reflection by Soviet Intelligentsia in Film Art. Society: Philosophy, History, Culture. (1), 98-104. Available from: doi: 10.24158/fik.2024.1.15 (In Russian).
Введение. Исторические исследования проблемы реформирования советских силовых органов при Н.С. Хрущеве помогают расширить наши знания о трансформации ключевых институтов системы сталинизма в 1953-1964 гг.
Силовые органы (далее - СО) представляют собой особый социальный институт, посредством которого государство реализует свое монопольное право на защиту общества от внутренних и внешних угроз силовыми средствами, то есть с применением регламентированных правом инструментов прямого насилия. В рассматриваемый исторический период в СССР к СО относились Вооруженные Силы (далее - ВС СССР), органы внутренних дел (далее - МВД СССР) и государственной безопасности (далее - КГБ СССР). Возглавляющие их руководители (министры обороны и МВД, председатель КГБ СССР) могли быть выходцами как из среды самого СО, так и из гражданской среды, но при этом всегда выступали, в первую очередь, проводниками политики правящей политической партии внутри СО. Органами управления силовыми структурами, ответственными за их подготовку и непосредственное использование, являлись Генеральный штаб ВС СССР, а также главные управления МВД и КГБ СССР, отвечавшие за охрану общественного порядка, пенитенциарную систему, разведку, контрразведку, пограничные и внутренние войска, руководящий персонал которых формировался из профессионалов и обладал определенной степенью автономии по отношению к партийно-политическому руководству страны и своего ведомства.
Закрытый для общества характер деятельности советских СО накладывал отпечаток на объективность восприятия их деятельности интеллигенцией, которая конструировала их образ средствами литературы, изобразительного искусства и кинематографа. Целью данной статьи является анализ хода и итогов реформирования системы силовых органов СССР при Н.С. Хрущеве, а также осмысление их образа советской интеллигенцией в киноискусстве.
Методология исследования. Настоящее исследование концептуально опирается на основные положения институциональной теории, теории бюрократии, теории гражданско-военных отношений и теории нового класса, изложенные в работах Д. Норта, М. Вебера, С. Хантингтона, Д. Хиз-рича, М. Яновица, П.Д. Фивера, А.Г. Авторханова и М.С. Восленского (Норт, 1997; Вебер, 2018; Huntington, 1995; Herspring, 1999; Janowitz, 1960; Feaver, 2003; Авторханов, 1991; Восленский, 2005).
Существование СО рассматривается представителями институциональной теории как один из ключевых признаков государства, реализующего право на легитимное насилие, облеченное в форму внутриполитического принуждения или военных действий по защите суверенной территории. При этом масштабы развития СО в стране определяются величиной трансакцион-ных издержек публичного управления (Норт, 1997).
В теоретических разработках автора теории бюрократии немецкого социолога М. Вебера о профессиональном призвании и притязаниях на привилегии (Вебер, 2018) обосновывается тезис о социальной закрытости СО как статусных, солидарных групп с жестким контролем своих границ, при котором силовики выступают в роли профессионалов и монополистов экспертного знания по вопросам внешней и внутренней безопасности и манкируют внешним контролем за своей деятельностью.
Родоначальник концепции гражданско-военных отношений американский социолог С. Хантингтон в качестве основной проблемы взаимоотношения общества с СО называл обеспечение гражданского контроля над силовыми структурами, который способствует их профессионализации и одновременно служит эффективным инструментом обеспечения безопасности общества от захвата власти силовиками (Huntington, 1995: 3-4). Отталкиваясь от концепции силового профессионализма, военный социолог М. Яновиц выдвинул гипотезу о постепенном стирании грани между силовиками и гражданским обществом и формировании нового типа профессионала-силовика уже не как «бойца-героя», а как «менеджера» и технического специалиста (Janowitz, 1960). М. Яновиц обратил внимание на рост в среде СО специалистов, имеющих гражданскую специальность (юристы, инженеры, IT-специалисты, психологи, лингвисты и т. д.), а также на разрушение кастовости офицерского корпуса, что приводит к частичному воспроизводству ценностей гражданского общества в СО. Советник администраций президентов США Б. Клинтона и Дж. Буша профессор П.Д. Фивер использовал концепцию «принципал-агент» при рассмотрении проблемы обеспечения гражданского контроля за СО. По его мнению, решение силовиков - выполнить приказ политического руководства или уклониться от его исполнения - обусловлено тем, насколько отрицательно силовики относятся к тому, что требуют от них гражданские власти, а также вероятностью их наказания в случае, если их саботаж будет обнаружен. Мотивы «увили-
вания» силовиков не исчерпываются борьбой за ресурсы или бюрократическую самостоятельность. Предпочтения силовиков и гражданских властей могут не совпадать, а способы обеспечения национальной безопасности видятся им по-разному (Feaver, 2003: 57-58).
Один из родоначальников теории нового класса, советский историк-эмигрант А.Г. Авторха-нов считал, что взаимодействие партийных и силовых структур в СССР при И.В. Сталине привело к формированию уникальной политической системы «партократии», при которой Советским Союзом в действительности правила не КПСС и даже не её уставные органы, а внутренняя партийная канцелярия генерального секретаря, которая подготавливала государственные решения, используя для этого в том числе возможности органов государственной безопасности по агентурно-осведомительному контролю и превентивным репрессиям против общества и самой партии (Ав-торханов, 1991).
В отличие от А.Г. Авторханова, советский историк М.С. Восленский не противопоставлял руководящий состав советских СО гражданской партийно-советской номенклатуре. По его мнению, партийно-советская номенклатура, частью которой был генералитет ВС, КГБ и МВД СССР совместно осуществляла политическое руководство советским обществом, подстраивая под свои корпоративные интересы народное хозяйство СССР (Восленский, 1995).
Результаты. Смерть И.В. Сталина 5 марта 1953 г. открывает процесс модификации созданной им системы управления советским обществом. Важным элементом десталинизации становится реформирование силового аппарата.
1 сентября 1953 г. упраздняется Особое совещание при Министре внутренних дел СССР -внесудебный орган рассмотрения дел о государственных преступлениях. С принятием 25 декабря 1958 г. новых Основ уголовного законодательства Союза сСр и союзных республик и Закона СССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления» происходит существенная трансформация института уголовной ответственности - из составов преступлений исключается классовый признак, исчезает понятие «контрреволюционное преступление», а вместо, по сути, безальтернативных наказаний (расстрела), предусматривается альтернатива смертной казни - лишение свободы на срок до 15 лет (против 25 лет по прежнему закону) с конфискацией имущества (Красильников, 2023).
Из состава МВД СССР выделяются органы госбезопасности. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1954 г. создается Комитет государственной безопасности при Совете министров СССР. Первым председателем КГБ в марте 1954 г. становится генерал армии И.А. Серов - кадровый армейский офицер, переведенный в 1939 г. на руководящую работу в органы госбезопасности. Во главе КГБ И.А. Серов проведет существенное сокращение численности личного состава своего ведомства, а также чистку его от «людей Берии», которая в своей основе носила субъективный характер (Ковалев, Балашов, 2017). Несмотря на то, что И.А. Серов сыграет важнейшую роль в удержании власти Н.С. Хрущевым на июньском пленуме ЦК КПСС в 1957 г., его чекистское прошлое будет диссонировать с хрущевским курсом на десталинизацию. Поэтому в декабре 1958 г. его переведут из КГБ в военную разведку ГРУ.
Новым председателем КГБ Н.С. Хрущев назначает выходца из комсомола А.Н. Шелепина с задачей перестроить работу органов госбезопасности в соответствии с решениями XX съезда КПСС. Новый председатель проведет масштабную реорганизацию органов КГБ, перенацелит их на международные дела и сократит оперативные подразделения, занимавшиеся борьбой с внутренним антисоветским подпольем. Работа А.Н. Шелепина во главе КГБ будет сочтена Н.С. Хрущевым успешной и по итогам XXII съезда КПСС его изберут секретарем ЦК. Следующим председателем КГБ в октябре 1961 г. становится еще один выходец из комсомола - В.Е. Семичастный. На его период приходится разоблачение органами КГБ в 1963 г. в рядах ГРУ крупного агента американской и британской разведок О.В. Пеньковского. Побочным следствием разоблачения Пеньковского становится снятие с должности начальника ГРУ И. А. Серова (в ведомстве которого работал О.В. Пень-ковский), а также командующего ракетными войсками и артиллерией Сухопутных войск С.С. Варен-цова (адъютантом которого в годы Великой Отечественной войны был О.В. Пеньковский).
МВД СССР, в котором после создания КГБ СССР остаются подразделения милиции, пожарная охрана, а также исправительно-трудовые лагеря (далее - ИТЛ), до 1956 г. возглавлял генерал-полковник С.Н. Круглов, который в глазах нового партийного руководства был «подручным Берии». В начале 1956 г. его переместят на пост заместителя министра строительства электростанций, в 1958 г. уволят на пенсию и исключат из партии «за грубые нарушения социалистической законности». Новым министром МВД Н.С. Хрущев назначит заведующего отделом строительства ЦК КПСС Н.П. Дудорова. Направлениями реформирования органов правоохраны при новом министре становится повышение открытости работы милиции, расширение масштабов участия граждан в охране общественного порядка, а также смещение уклона с пресечения преступлений на их профилактику.
Нормативно-правовой основной реформирования милиции становятся совместные постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 25 октября 1956 г. «О мерах по улучшению
работы МВД СССР» и от 2 марта 1959 г. «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране». Органы милиции передаются в двойное подчинение - исполкомам местных Советов депутатов трудящихся и вышестоящим органам МВД. Вместо бригад содействия милиции, формировавшихся ранее при территориальных органах милиции, создаются добровольные народные дружины при предприятиях и учреждениях под контролем партийных органов. Постановлением Совмина СССР от 13 января 1960 г. общесоюзное МВД расформировывается, а его функции передаются республиканским МВД. Первым министром МВД РСФСР назначается бывший командующий пограничными войсками генерал-лейтенант Н.И. Стаханов, которого уже в июле 1961 г. заменят на выходца из комсомольско-партийных органов В.С. Тикунова. Для повышения авторитета милиции с 1962 г. устанавливается ежегодный профессиональный праздник -День советской милиции и вводится присяга для сотрудников органов внутренних дел. В то же время, в декабре 1962 г., республиканские МВД переименовываются в министерства охраны общественного порядка (далее - МООП), что символизирует ограничение влияния правоохранительного ведомства на внутреннюю политику в стране1.
Реформируется система мест заключения. ИТЛ ликвидируются, а вместо них создаются исправительно-трудовые колонии общего, усиленного, строгого и особого режима, позволяющие устранить основной недостаток прежней системы - практику совместного содержания впервые осужденных с рецидивистами и лицами, осужденными за тяжкие преступления. В 1963 г. создаются колонии-поселения, а в 1964 г. вводится институт условного освобождения из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду на стройках народного хозяйства2.
Реформирование ВС СССР при Н.С. Хрущеве преследовало цель привести их в соответствие с экономическими возможностями страны, а также новыми ракетно-ядерными реалиями. 15 марта 1953 г. происходит объединение Военного и Военно-морского министерств в единое Министерство обороны СССР (далее - МО СССР). Министром становится член Президиума ЦК КПСС маршал Н.А. Булганин, а после его избрания 8 февраля 1955 г. председателем Совмина СССР министром обороны становится маршал Г.К. Жуков, придерживавшийся идеи предоставления военному ведомству самостоятельности в решении сугубо профессиональных вопросов. Обвинив Г.К. Жукова в попытке установления личной военной диктатуры («бонапартизме») и создании в армии своего культа личности, партийное руководство 25-29 октября 1957 г. освободит его от должности министра обороны и выведет из состава высших партийных органов3. Новым министром обороны назначается более лояльный к ЦК КПСС маршал Р.Я. Малиновский.
Реформирование ВС СССР проходит при Н.С. Хрущеве в два этапа.
На первом этапе, в 1953-1959 гг., прекращается строительство устаревших артиллерий-ско-торпедных кораблей и принимается новая программа развития ВМФ с приоритетом подводных лодок, в том числе с атомными энергетическими установками (далее - АПЛ), а также военно-морской ракетоносной авиации. В 1955 г. происходят первые масштабные сокращения численности ВС СССР, затронувшие Силы общего назначения (далее - СОН), предназначенные для ведения военных действий без применения ядерного оружия (далее - ЯО). К 1957 г. численность ВС СССР сократится до 3,9 млн чел., к концу 1959 г. - до 3,623 млн, а к 1964 г. - до 3,3 млн чел. (вместо почти 5,4 млн в 1953 г.)4. Сокращая СОН, советское руководство делает ставку на развитие ракетного вооружения, а также АПЛ, оснащенных ракетным вооружением, которые становятся основными носителями ЯО. 17 декабря 1959 г. создается новый вид ВС - Ракетные войска стратегического назначения (далее - РВСН), объединивший ракетные части Сухопутных войск и ВВС межконтинентальной и средней дальности. Первым главкомом РВСН становится главный маршал артиллерии М.И. Неделин, который погибнет в октябре 1960 г. на Байконуре при испытании межконтинентальной баллистической ракеты Р-16.
Второй этап реформирования ВС СССР приходится на 1960-1964 гг. и знаменуется массовым поступлением в войска новейших образцов вооружения, подготовкой к изменению системы комплектования войск, реформированием военного образования и подготовки военнослужащих. Наряду с наращиванием подводного флота начинается строительство надводных кораблей с ракетным вооружением, а также ракетных катеров. Для ВВС разрабатываются новые образцы авиационной техники (вертолеты, транспортные самолеты, десантные экранопланы, са-
1 Грошев С.Н. Реформирование системы органов внутренних дел СССР в 1956-1968 гг. : автореферат ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 8.
2 Кошко А.Р. Судопроизводство по преступлениями против государства в период «оттепели» (19531964 гг.) : автореферат ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2009. С. 19-20.
3 Абрамова Ю.А. Взаимоотношения руководства КПСС и Советской Армии в период хрущевской «оттепели» (1953-1964 гг.) : автореферат ... канд. ист. наук. М., 2000. С. 22.
4 Абрамова Ю.А. Указ. соч. С. 15-16.
молеты дальнего радиолокационного обнаружения и др.). Стрелковые соединения переформировываются в мотострелковые и оснащаются бронетехникой. Упрощается система управления Сухопутными войсками путем отказа от корпусного звена. Общевойсковая армия состоит теперь из мотострелковых и танковых дивизий, а также артиллерийских, инженерно-саперных и других специальных частей. Создается организационная структура ВС СССР, соответствующая характеру современных военных операций1.
Сокращая армию, Н.С. Хрущев готовит условия для перехода к новому принципу комплектования ВС СССР - замену массовой мобилизационной армии на небольшие высокопрофессиональные РВСН и милиционные СОН с территориальной системой комплектования2. Для удешевления подготовки офицерских кадров выдвигается предложение об их подготовке в гражданских вузах с дальнейшей допподготовкой в военных академиях (Соловьев, 2020). Поспешная ликвидация десятков военных училищ и ошибки в планировании необходимого числа офицеров приводят к тому, что в ВС СССР начинает ощущаться нехватка офицерского состава3. Отстранение политическим руководством от реформирования ВС военных профессионалов, как было показано в (Балашов, 2015), в любых социально-экономических условиях неизбежно влечет за собой снижение эффективности военного института.
Несмотря на десталинизацию, реформированные Н.С. Хрущевым СО сохранили прежние приоритеты своей деятельности. МВД, КГБ, суды и прокуратура жестко контролируются аппаратом партии - Отделом административных органов ЦК КПСС. Контроль ВС СССР со стороны партии осуществляется через Главное политическое управление ВС СССР, функционирующее на правах военного отдела ЦК партии. В качестве главной цели правосудия по-прежнему выступает охрана общественно-политического строя. Судебные приговоры, как и раньше, остаются предрешенными - политические дела обсуждаются в партийных инстанциях, которые определяют общую установку, а следователям и судьям остается лишь облечь ее в необходимую правовую форму, создавая при необходимости искусственные доказательства4.
Обсуждение. Итоги реформирования СО при Н.С. Хрущеве находят свое отражение в конструировании их образа советской интеллигенцией в произведениях литературы, изобразительного искусства и кинематографа. Наиболее широкое воздействие на массовое сознание советских людей в условиях развития телевидения оказывает образ СО, создаваемый в 1953-1964 гг. в кинофильмах.
Так, проблема взаимоотношения советского человека с СО была поднята в фильме «Дело Румянцева» (1955 г., режиссер - И.Е. Хейфиц) с А.В. Баталовым в главной роли. Несмотря на удачный конец киноистории (оправдание невинно арестованного шофера Румянцева) в фильме были затронуты важные социальные проблемы - хозяйственные махинации в системе советской торговли, недоверие милиции к советским людям, отчуждение трудового коллектива от человека, попавшего в жернова правоохранительной системы.
В фильме «Жестокость» (1959 г., режиссер - В.Н. Скуйбин) показана противоречивая палитра мотивов действий сотрудников СО - от доверия к отступившимся согражданам к бездушной жестокости в борьбе с классовым врагом. Ликвидируя в сибирской тайге вооруженную банду, сотрудники уголовного розыска захватывают Лазаря Баукина - бывшего красного партизана, присоединившегося на фоне эксцессов коллективизации к белобандитам. Убедившись в том, что Баукин не будет помогать милиционерам, начальник уголовного розыска (актер Н.А. Крючков) принимает решение расстрелять врага, но его останавливает его заместитель - комсомолец Венька Малышев (актер Г.А. Юматов), считающий, что оступившегося человека можно перевоспитать. Баукин идет на сотрудничество с Малышевым и сдает милиционерам банду, но начальник уголовного розыска нарушает данное его заместителем бандиту слово и расстреливает Баукина вместе с остальными членами банды. Не выдержав контраста между революционными идеалами и повседневной жестокостью силовой системы, Венька Малышев совершает самоубийство.
Тяжелый путь ресоциализации вышедших из заключения невинно осужденных людей показан в кинофильме «Верьте мне, люди» (1964 г., режиссеры - В.Б. Беренштейн и И.Я. Гурин) с К.Ю. Лавровым в главной роли. В этом фильме полковнику милиции Анохину (актер В.Я. Самойлов), поверившему в желание вора-рецидивиста Лапина (сына невинно репрессированного ком-кора) встать на путь исправления противостоит полковник Раскатов (актер В.А. Кузнецов), приложивший в свое время руку к первому аресту сына «врага народа», которого система превратила в вора-рецидивиста.
1 Соловьев Р.А. Реформа Вооруженных Сил СССР в 1953-1964 гг.: основные направления и противоречия реализации : автореферат ... канд. ист. наук. Брянск, 2018. С. 18.
2 Абрамова Ю.А. Указ. соч. С. 17.
3 Соловьев Р. А. Указ. соч. С. 22.
4 Кошко А.Р. Указ. соч. С. 8-10.
Популяризации образа чекиста «нового типа» - молодого, вдумчивого, «с чистыми руками и горячим сердцем» способствует выход на советский киноэкран в 1964 г. кинофильмов «Сотрудник ЧК» и «Государственный преступник» режиссеров Б.И. Волчека и Н.В. Розанцева с актером А.С. Демьяненко в главной роли. При этом в фильме «Сотрудник ЧК» показан и чекист «старой формации», действующий методом массовых арестов (роль актера О.Н. Ефремова).
Едкая сатира на реформированную при Н.С. Хрущеве советскую милицию заметна в кинофильме «Операция "Ы" и другие приключения Шурика» (1965 г., режиссер - Л.И. Гайдай). В этой кинокартине хулигану Феде (актер - А.М. Смирнов), приговоренному к исправительным работам на стройке, капитан милиции (актер - В.П. Басов) лично привозит обеды, при этом Федя откровенно игнорирует попытки советской системы перевоспитать его и встает на путь исправления только под воздействием нестандартных методов воспитания добровольного помощника милиции студента Шурика (актер А.С. Демьяненко). Человечный образ советского милиционера -младшего лейтенанта Глазычева - удается создать в кинокартине «Ко мне, Мухтар!» (1965 г.) исполнителю главной роли Ю.В. Никулину. Финал фильма - задержание вооруженного рецидивиста, который тяжело ранит служебную собаку Мухтара - иллюстрирует достаточно сложную криминогенную ситуацию в советском обществе в середине 1960-х гг.
Советские фильмы, посвященные ВС СССР в 1950-е гг., представлены шпионско-игро-выми картинами «Застава в горах» (1953 г.), «Над Тиссой» (1958 г.) и «Голубая стрела» (1958 г.) режиссеров К.К. Юдина, Д.И. Васильева и Л.С. Эстрина. В них советским гражданам демонстрируется мощная авиационная и военно-морская техника, бесстрашные и натренированные советские пограничники, авиаторы и моряки, рассудительные офицеры и контрразведчики, надежно охраняющие Отечество от козней иностранных разведок. Внутренняя жизнь ВС СССР (боевая учеба, освоение новых видов техники, престижность для сельской молодежи срочной службы) показывают вышедшие в 1955 г. фильмы «Максим Перепелица» и «Солдат Иван Бровкин» режиссеров А.М. Граника и И.В. Лукинского.
Более широкий пласт взаимоотношений человека и власти на фоне войны поднимается в ведущих «оттепельных» фильмах «Сорок первый» (1956 г.), «Летят журавли» (1957 г.), «Судьба человека» (1959 г.) и «Живые и мертвые» (1964 г.) режиссеров Г.Н. Чухрая, М.К. Калатозова, С.Ф. Бондарчука и А.Б. Столпера.
В фильме «Сорок первый» показаны человеческие чувства мужчины и женщины, которых развела по разным сторонам Гражданская война. Выполняя приказ комиссара не допустить освобождения попавшего в плен к красным офицера Говоруху-Отрока (актер О.А. Стриженов), красная партизанка Марютка (актриса И.В. Извицкая) застрелит своего возлюбленного, который станет ее сорок первой жертвой в этой братоубийственной войне.
В фильме «Летят журавли» показаны поломанные войной человеческие судьбы и горе потерь советских людей, а также звучит надежда на то, что люди должны сделать все, чтобы не допустить больше новой войны.
Страдания шофера Андрея Соколова (роль С.Ф. Бондарчука), потерявшего в войну всю семью, пережившего плен, фашистский лагерь, угрозу расстрела и побег, но нашедшего в себе смысл жить дальше ради маленького беспризорника, также потерявшего в войну всех родных, показаны в фильме «Судьба человека».
В фильме «Живые и мертвые» война показана как переплетение героизма и глубокой порядочности большинства советских людей (старшего политрука Синцова, военврача Овсянниковой, батальонного комиссара Шмакова, шофера Золотарева, политрука коммунистического батальона Малинина и др.), трагедии предвоенных репрессий, ослабивших боеспособность ВС СССР (комбриг Серпилин - актер А.Д. Папанов), трусости и мелкого шкурничества (полковник Баранов и младший политрук Люсин), чрезмерной бдительности (майор-пограничник Данилов), самодурства и неверия людям (старший лейтенант Крутиков - роль О.П. Табакова).
Заключение. Реформирование силовых органов в 1953-1964 гг. преследовало цель приспособить их деятельность к условиям ограниченной либерализации советской общественно-политической системы, сделать их безопасными для самой партийно-советской элиты внутри страны и для окружающего мира. Сохранение старой системы партийного руководства страной, механизмов номенклатурной расстановки управленческих кадров во всех сферах, включая СО, а также командно-административной модели управления определили незавершенный характер модернизации системы обеспечения национальной безопасности и правоохраны при Н.С. Хрущеве. Противоречивый характер советских силовых институтов, в которых патриотизм и порядочность соседствовали с предательством и беззаконием, нашел свое отражение в киноискусстве.
Список источников:
Авторханов А.Г. Технология власти. М., 1991. 638 с.
Балашов А.И. Военный потенциал и экономические ограничения российской армии // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. T. 11, № 34 (319). С. 46-55.
Вебер М. Политика как призвание и профессия / пер. с нем. и вступ. ст. А.Ф. Филиппова. М., 2018. 288 с. Восленский М.С. Номенклатура. М., 2005. 640 с.
Ковалев А.А., Балашов А.И. Роль советской элиты в обеспечении безопасности государства: историко-политический аспект // Управленческое консультирование. 2017. № 7. С. 20-24. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2017-7-20-24.
Красильников Т.С. Доклад «О культе личности» и реформа советской судебной системы во второй половине 1950 -х годов // Современный ученый. 2023. № 1. С. 279-290.
Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики : монография. М., 1997. 180 с. Соловьев Р.А. Сокращение Вооруженных Сил 1953-1964 годов в воспоминаниях Н. С. Хрущева // ХХ век и Россия: общество, реформы, революции. 2020. № 8. С. 108-115. https://d0i.org/10.34830/S0UNB.2020.95.56.001. Feaver P.D. Armed Servants: Agency, Oversight and Civil-Military Relations. Cambridge, 2003. 400 p. Herspring D. Samuel Huntington and Communist Civil-Military Relation // Armed Forces and Society. 1999. Vol. 25, no 4. Pp. 557-577.
Huntington S.P. Armed Forces and Democracy: Reforming Civil-Military Relations // Journal of Democracy. 1995. Vol. 6, iss. 4. Pp. 9-17.
Janowitz M. The Professional Soldier: A Social and Political Portrait. New York, 1960. 464 p.
References:
Avtorkhanov, A.G. (1991) Tekhnologiya vlasti [Technology of power]. Moscow. 638 p. (In Russian).
Balashov, A.I. (2015) Military capabilities and economic constraints of the Russian army. National Interests: Priorities and Security. 11 (34 (319)), 46-55. (In Russian).
Feaver, P.D. (2003) Armed Servants: Agency, Oversight and Civil-Military Relations. Cambridge. 400 p. Herspring, D. (1999) Samuel Huntington and Communist Civil-Military Relation. Armed Forces and Society. 25 (4), 557-577. Huntington, S.P. (1995) Armed Forces and Democracy: Reforming Civil-Military Relations. Journal of Democracy. 6 (4), 9-17. Janowitz, M. (1960) The Professional Soldier: A Social and Political Portrait. New York. 464 p.
Kovalev, A.A. & Balashov, A.I. (2017) Role of the Soviet Elite in Safety of the State: Historical and Political Aspect. Administrative Consulting. (7), 20-24. Available from: doi:10.22394/1726-1139-2017-7-20-24. (In Russian).
Krasilnikov, T.S. (2023) The report "on the cult of personality" and the reform of the soviet judicial system in the second half of the 1950s. Modern Scientist. 1, 279-290. (In Russian).
North, D. (1997) Instituty, institutsional'nye izmeneniya i funktsionirovanie ekonomiki [Institutions, institutional changes and the functioning of the economy]. Moscow. 180 p. (In Russian).
Solovyev, R.A. (2020) Sokrashcheniye Vooruzhennykh Sil 1953-1964 godov v vospominaniyakh N.S. Khrushcheva [Reduction of the Armed Forces of 1953-1964 in the memoirs of N.S. Khrushchev]. XX vek i Rossiya: obshchestvo, reformy, revolyutsii. (8), 108-115. Available from: doi:10.34830/S0UNB.2020.95.56.001. (In Russian).
Voslensky, M. (2005) Nomenklatura [Nomenclature]. Moscow. 640 p. (In Russian).
Weber, M. (2018) Politika kak prizvanie i professiya [Politics as a calling and profession]. Moscow. 288 p. (In Russian).
Информация об авторе М.Б. Зернина - аспирант кафедры общественных наук, Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия.
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author M.B. Zernina - PhD student, Department of Social Sciences, North-West Institute of Management - Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, St. Petersburg, Russia.
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 29.11.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 27.12.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 23.01.2024.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.