Научная статья на тему 'РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ'

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА / PENSION REFORM / ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / PENSION SYSTEM / СТРАХОВАЯ ЧАСТЬ ПЕНСИИ / THE INSURANCE PART OF THE PENSION / НАКОПИТЕЛЬ-НАЯ ЧАСТЬ ПЕНСИИ / FUNDED PART OF THE PENSION / ТРУДОВАЯ ПЕНСИЯ / RETIREMENT PENSION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демко Анна Анатольевна

Статья посвящена анализу происходящей в стране пенсионной реформы. Рассмотрены этапы ее проведения, ключевые моменты, подведены промежуточные итоги, определены перспективы развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pension system reforming: interim results and prospects of the pension system development

This article analyzes the ongoing pension reform in the country. The stages of its implementation, the key points, intermediate results and further prospects are described in it

Текст научной работы на тему «РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ»

Алешкова Н.П. Участие институтов гражданского общества в противодействии коррупции

УДК 349.3:364

Демко А.А.

Demko A.A.

Реформирование системы пенсионного обеспечения: промежуточные итоги и перспективы развития пенсионной системы

Pension system reforming: interim results and prospects of the pension system development

Статья посвящена анализу происходящей в стране пенсионной реформы. Рассмотрены этапы ее проведения, ключевые моменты, подведены промежуточные итоги, определены перспективы развития.

This article analyzes the ongoing pension reform in the country. The stages of its implementation, the key points, intermediate results and further prospects are described in it.

Ключевые слова: пенсионная реформа, пенсионная система, страховая часть пенсии, накопительная часть пенсии, трудовая пенсия.

Key words: pension reform, the pension system, the insurance part of the pension, funded part of the pension, retirement pension.

О необходимости реформирования пенсионной системы впервые заговорили в 1995 году. Проблемы, с которыми столкнулась государственная пенсионная система в 90-х годах, вызвали необходимость проведения сложной социально-экономической реформы. Для предотвращения кризиса пенсионной системы был осуществлен переход от всеобщей распределительной системы к смешанной системе пенсионного обеспечения, в которой значительную роль должен был сыграть накопительный элемент. Согласно Программе пенсионной реформы [1; 8], принятой Правительством РФ в 2008 году, формирование пенсионных накоплений должно было позволить снизить финансовую зависимость пенсионной системы от соотношения численности между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами, повысить ее устойчивость перед неблагоприятными демографическими изменениями.

Программой было предусмотрено создание трехуровневой пенсионной системы, ведущим элементом которой должно было стать государственное пенсионной страхование, в соответствии с которым выплата пенсий осуществляется в зависимости от страхового стажа и суммы уплаченных взносов в Пенсионный фонд РФ (далее ПФР). Вторым и третьим элементом пенсионной системы были обозначены государственное пенсионное обеспечение и дополнительное пенсионное страхование (обеспечение). Следует отметить, что формирование этих уровней было осуществлено в 2002 году посредством принятия важнейших федеральных законов [2; 7; 4].

В настоящее время трехуровневая пенсионная система полностью сформирована и, безусловно, основным ее элементом стали трудовые

пенсии. Трудовая пенсия имеет свою структуру. Так, изначально трудовая пенсия по старости состояла из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Однако с 1 января 2010 года в связи с отменой единого социального налога и введением страховых взносов, уплачиваемых непосредственно в ПФР, изменилась и ее структура. С тех пор в составе трудовой пенсии выделяются 2 части: страховая и накопительная.

Страховая часть формируется за счет обязательных страховых взносов, поступающих в ПФР за каждое застрахованное лицо, а также за счет доходов ПФР, получаемых им из других источников, в частности, в результате инвестирования пенсионных резервов.

Накопительная часть формируется гражданами с 1 января 2002 года, и именно на нее государством возлагались немалые надежды в части повышения размера трудовой пенсии по старости. Накопительная часть, также как и страховая, формируется в первую очередь за счет обязательных страховых платежей в ПФР.

Позже у государства появилась объективная необходимость установить возможность формирования накопительной части за счет добровольных поступлений граждан и работодателей. Так, начиная с 2008 года, гражданам разрешено добровольно вступать в правоотношения по обязательному социальному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Такая возможность была предусмотрена Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» [3].

Те лица, которые добровольно вступили в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в период с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года, получили право на государственную поддержку формирования пенсионных накоплений, которая выражалась в возможности увеличить средства дополнительных страховых взносов за счет государственного бюджета. Так, если гражданин самостоятельно отчислял в Пенсионный фонд сумму от 2 до 12 тысяч рублей, государство за счет собственных средств увеличивало этот взнос вдвое. Для граждан, которые вступили в эти правоотношения до 1 октября 2013 года, программа «Государственной поддержки формирования пенсионных накоплений» продолжает действовать и в настоящее время.

Застрахованным лицам была также предоставлена возможность самостоятельно управлять накопительной частью будущей пенсии. Граждане РФ вправе выбрать один из трех альтернативных вариантов: оставить пенсионные накопления в ПФР, который затем осуществляет их перевод под управление государственной управляющей компании (ГУК) «Внешэкономбанк» (ВЭБ); передать под управление частной управляющей компании; перевести в один из негосударственных пенсионных фондов (НПФ).

Для того, чтобы формирование накопительной части осуществлялось в ПФР, достаточно было не реализовать свое право на перевод в негосударственный пенсионный фонд, либо на передачу в частную управляющую компанию. В этом случае средства пенсионных накоплений переводились на отдельный банковский счет ГУК, с которой у ПФР заключен договор доверительного управления.

В 2014-2015 годах гражданин может отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии. В случае отказа гражданина от формирования пенсионных накоплений, страховые взносы в ПФР будут направляться на формирование исключительно страховой части его трудовой пенсии.

Для граждан, которые еще не подали заявление о выборе управляющей компании, законодатель установил возможность реализовать право на формирование пенсионных накоплений. Они должны подать заявление о выборе управляющей компании, либо негосударственного пенсионного фонда до 31 декабря 2015 года.

Таким образом, накопительная составляющая трудовой пенсии с 2014 года начинает формироваться по желанию самого застрахованного лица. Предстоящие изменения позволяют сделать вывод о скором существовании самостоятельной пенсии - накопительной.

В процессе проведения реформы неоднократно пересматривался и тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование. Так, в 2010 году он составил 20 %, в 2011 году -26 %. В 2012 году размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование составил 22 % от годового заработка работника в пределах 512 тысяч рублей по каждому месту работы. В 2014 году тариф составляет 22 % от годового заработка работника в пределах 624 тысяч рублей по каждому месту работы. Также установлен тариф страхового взноса свыше предельной величины базы для начисления страховых взносов в размере 10 %.

В отношении лиц 1966 года рождения и старше взносы полностью перечисляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, а по лицам 1967 года рождения и младше они распределяются следующим образом: 14 % на страховую и 6 % на накопительную часть трудовой пенсии (с 2011 года 20 и 6 %).

Подводя итоги пенсионной реформы на настоящий период времени можно отметить неэффективность ее проведения, непоследовательность законодательных шагов. Следует говорить о том, что изначальные цели реформы не были достигнуты. Необходимость изменения направления реформы обусловлена в первую очередь тем, что в рамках действующей пенсионной системы так и не достигнуты долгосрочная финансовая устойчивость и сбалансированность бюджета ПФР.

В 2012 году распоряжением Правительства от 25.12.2012 № 2524-р «О стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ» были сформулированы новые цели и задачи развития пенсионной системы, определены направления и этапы ее реализации.

По мнению Правительства РФ, инерционный сценарий развития пенсионной системы в условиях действующего пенсионного законодательства неизбежно приведет к следующим социально-экономическим последствиям:

1) невозможность поддержания размера пенсий на социально приемлемом уровне и увеличение численности низкодоходных групп пенсионеров. К 2030 году средний размер трудовой пенсии по старости может не достигнуть минимального целевого уровня в 2,5 прожиточного минимума пенсионера, а отношение среднего размера трудовой пенсии по старости к среднему размеру заработной платы в РФ будет снижаться;

2) обострение проблемы обеспечения приемлемого уровня пенсионных прав для среднего класса;

3) нарастание рисков, связанных с недостаточной финансовой устойчивостью НПФ и др. [5].

Демко А.А. Реформирование системы пенсионного обеспечения: промежуточные итоги и перспективы развития пенсионной системы

Кроме того, в рамках реформы не были разработаны и реализованы меры по усилению финансового участия самозанятых категорий (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и другие физические лица, уплачивающие страховые взносы в фиксированном размере) в формировании собственных прав и доходов ПФР.

Несмотря на то, что это не самая бедная часть населения страны, и их численность достаточно существенна, в настоящее время взносы на них исчисляются из минимального размера оплаты труда, что примерно в 4 раза меньше суммы взносов, уплачиваемых за среднестатистического работника. Эти взносы недостаточны для формирования пенсии в размере прожиточного минимума пенсионера даже за 30 лет стажа [10].

Итак, пенсионная система РФ в последние десятилетия реформируется практически постоянно. Ее дальнейшее развитие зависит от множества социально-экономических факторов, в том числе и демографической ситуации в государстве. С 1 января 2015 года в России предстоят существенные изменения системы пенсионного страхования, в частности, планируется ввести новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета размеров пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. Трудовая пенсия по старости после введения нового порядка расчета пенсий трансформируется в страховую и накопительную пенсии.

Согласно Федеральному закону «О страховых пенсиях» [6], который вступит в силу с 1 января 2015 года, на размер будущей пенсии будет влиять:

- размер заработной платы - чем выше зарплата, тем выше пенсия. Отметим, что при расчете годового пенсионного коэффициента учитывается только официальная заработная плата до вычета налога на доходы физических лиц (13 %);

- длительность страхового стажа - чем продолжительнее страховой стаж гражданина, тем больше у него будет сформировано пенсионных прав, за каждый год трудовой деятельности будет начисляться определенное количество пенсионных коэффициентов. В новых правилах расчета пенсии засчитываются в стаж такие социально значимые периоды жизни человека, как служба в армии по призыву, уход за ребенком, уход за ребенком-инвалидом. За эти нестраховые периоды присваиваются особые годовые коэффициенты;

- возраст обращения за назначением трудовой пенсии - пенсия будет существенно повышена за каждый год, истекший после дости-

жения пенсионного возраста до обращения за пенсией. Например, если гражданин обратиться за назначением пенсии через пять лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата возрастет на 36 %, а страховая пенсия на 45 %; если через 10 лет - фиксированная увеличится в 2,11 раз, страховая часть в 2,32 раза.

Кроме того, изменения коснутся и института досрочных пенсий, назначаемых в связи с особыми, опасными или вредными условиями труда. Правительством предлагается трансформировать досрочные пенсии в систему профессионального (корпоративного) страхования. Такая трансформация должна явиться результатом деятельности непосредственно работодателей по созданию профессиональных пенсионных систем.

Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ предложила в целях стимулирования работодателей, имеющих рабочие места с особыми условиями труда, к улучшению таких условий и оптимизации таких рабочих мест установить дополнительный тариф страховых взносов в ПФР. При этом суть механизма стимулирования заключается в освобождении работодателя от уплаты взносов по увеличенному тарифу при условии создания на предприятии системы дополнительных социальных гарантий для работников, занятых на производствах с особыми, опасными, вредными условиями труда. Основное место среди указанных социальных гарантий занимает профессиональное пенсионное страхование работников, но допускается также и установление выплат компенсационного характера к заработной плате, добровольное медицинское страхование и др. [9].

Следует отметить, что реализация такого подхода означает для работников - получателей дополнительных социальных гарантий - утрату права на досрочное пенсионное обеспечение в системе обязательного пенсионного страхования. Дополнительный тариф страховых взносов имеет целью также повысить заинтересованность работодателей в улучшении условий труда на вредных, тяжелых и опасных производствах. В перспективе это позволит сократить число производств, цехов, профессий и должностей, где работа дает право на досрочную трудовую пенсию по старости. В частности, Стратегия допускает освобождение от уплаты взносов в увеличенном размере по результатам специальной оценки условий труда.

Таким образом, государственная пенсионная система, несмотря на почти двадцатилетнюю реформу, остается достаточно неустойчивой. Пенсионные преобразования в России носили во многом ситуативный характер, что не позволило

построить устойчивую и адекватную современным реалиям систему. К сожалению, принимаемые на сегодняшний день шаги по совершенствованию системы пенсионного обеспечения не дают возможность однозначно сделать вывод о ее жизнеспособности, так как они рассчитаны на

значительный период времени, в процессе которого могут произойти существенные изменения. Дальнейшее реформирование пенсионной системы должно идти с учетом международных стандартов и современного экономического развития РФ.

Литература

1. Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации : одобрена Постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 г. № 790 // Собр. законодательства РФ. 1995. № 33, ст. 3388.

2. О государственном пенсионном обеспечении : федер. закон от 15 декабря 2001 г. // Собр. законодательства РФ. 2001. № 51, ст. 4831.

3. О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений : федер. закон от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2008. № 18, ст. 1943.

4. О негосударственных пенсионных фондах : федер. закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1998. № 19, ст. 2071.

5. О стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ : распоряжение Правительства от 25 декабря 2012 г. № 2524-р // Собр. законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 2), ст. 8029.

6. О страховых пенсиях : федер. закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2013. № 52 (1 ч.), ст. 6965.

7. О трудовых пенсиях : федер. закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2001. № 52 (1 ч.), ст. 4920.

8. Об утверждении Программы пенсионной реформы : постановление Правительства РФ от 20 мая 1998 г. № 463 // Собр. законодательства РФ. 1998. № 21, ст. 2239.

9. Рощепко Н. В. Реформирование института досрочных трудовых пенсий по старости: новации и проблемы // Социальное и пенсионное право. 2013. № 2. С. 13-17.

10. Соловьев А. К., Коржов М. А., Курманов А. М. Социально-экономические проблемы реформы // Социальное и пенсионное право. 2013. № 3. С. 2-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.