ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
УДК 316.354:351/354 А. Ф. Борисов
РЕФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ КАК ФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
В большинстве стран современного мира система пенсионного обеспечения является темой бурных общественных дискуссий. О надежности, стабильности, справедливости и предсказуемости этой системы спорят политики, общественные деятели, ученые, банкиры, активисты профсоюзов, работодатели и простые граждане. Не является в этом плане исключением и наша страна.
В последнее время дискуссия о путях реформирования существующей в России пенсионной системы выплеснулась на страницы газет и журналов, стала предметом острых споров на радио и телевидении. Россиян беспокоит низкий размер существующих ныне трудовых пенсий, растущая нехватка средств в Пенсионном фонде, предложения Правительства об изменении пенсионного законодательства и другие вопросы, связанные с реформой пенсионной системы. При этом власти уверяют, что средняя пенсия в России существенно вырастет и к 2023 г. будет составлять как минимум 70% от зарплаты. При этом 40% ее будет обеспечено за счет страховой части, а оставшиеся 30% — за счет накопительной. Нынешний так называемый «коэффициент замещения» (доля пенсии в процентном соотношении с бывшей зарплатой) составляет всего лишь 23%, что значительно ниже и установленного международной конвенцией значения в 40%, и дореформенного (в 2001 г. средняя пенсия в России составляла 32% от средней зарплаты).
Ситуация усугубилась тем, что с 2005 г. власти пошли на серьезное снижение единого социального налога (ЕСН), за счет которого финансируются трудовые пенсии, с 35,6% до 26%, что привело к снижению поступлений от работодателей в Пенсионный фонд.
Возникает ряд вопросов: какие меры необходимо предпринять для исправления данной ситуации? Как переломить негативные тенденции в системе пенсионного обеспечения? Где найти деньги для увеличения размера пенсий?
Сегодня ни для кого не является секретом, как тяжело обстоит дело с доходностью пенсионных фондов. Доходность, которую обеспечивал Внешэкономбанк (ВЭБ), под управлением которого на конец 2009 г. находилось более 480 млрд рублей пенсионных накоплений граждан составила 9,52% годовых, лишь немного превысив официальный показатель инфляции (8,8%). А по итогам 2008 г. доходность пенсионных накоплений в ВЭБ была вообще отрицательной (-0,46%).
© А. Ф. Борисов, 2011
Вызывает особую тревогу растущий дефицит бюджета пенсионного фонда. По словам министра финансов А. Кудрина на прошедшем в июне 2010 года Петербургском экономическом форуме, даже несмотря на повышение ставок взносов в пенсионный фонд (с 26% до 34%), его прогнозируемый дефицит в 2011 г. составит более 1 трлн рублей. Правительство уже одобрило поправки в бюджет 2010 г., по которым на покрытие бюджетного дефицита планируется направить дополнительно 150 млрд рублей.
Определив бюджетную стратегию до 2023 г., Министерство финансов пришло к выводу, что нехватка средств в Пенсионном фонде будет расти далее. Ясно, что решить эту проблему только за счет федеральной казны невозможно: она просто не выдержит такую нагрузку. Необходимо искать другие пути пополнения бюджета Пенсионного фонда.
В этой связи многие считают неизбежным увеличение пенсионного возраста. К этой мере, по мнению многих политиков и ученых, побуждает нас демографическая ситуация, которая продолжает ухудшаться: в 2010 г. на 100 пенсионеров в России приходилось 128 работающих граждан, в 2012 г. их станет 112, а к 2030-му году их количество станет равным.
Такая ситуация возникла не только в нашей стране. Согласно подсчетам ООН, если сегодня в странах Западной Европы на 1 пенсионера приходится 4 работающих, то к 2025-му году работников будет примерно трое, а к 2050-му — двое.
В этой ситуации повышение пенсионного возраста выступает безотказным способом уменьшения государственных социальных обязательств. Как известно, средний размер пенсии исчисляется с помощью дроби, в числителе которой — бюджет Пенсионного фонда, а в знаменателе — общее число пенсионеров. И если уменьшить знаменатель, то при повышении пенсионного возраста пенсионеров, конечно же, их число станет существенно меньше, что и позволит сохранить часть средств в Пенсионном фонде, а, следовательно, сократит его дефицит.
На покрытие дефицита Пенсионного фонда предполагается задействовать и собственные средства граждан. С этой целью в 2008 г. была принята государственная программа софинансирования [1].
В соответствии с этой программой, гражданин может подать заявление в любой территориальный орган Пенсионного фонда (самостоятельно или через своего работодателя) о перечислении денег в счет накопительной части будущей трудовой пенсии. Срок реализация программы — 10 лет. Принять участие в этой программе граждане могут с 1 октября 2008 г. по 1 октября 2013 г. Сумма перечислений должна быть не менее 2 тыс. рублей, но не более 12 тыс. рублей. В этом случае государство удваивает ваш взнос. Тем, кто достиг общеустановленного пенсионного возраста, но не обратился за назначением пенсии, государство увеличит сумму их взносов в четыре раза.
Несложные расчеты показывают, что данное софинансирование может обеспечить гражданину лишь 100-рублевую добавку к месячной пенсии за каждый год, в течение которого оно осуществлялось. По этой причине на сегодняшний день в эту программу включилось всего 5% работающих граждан.
Основным источником финансирования Пенсионного фонда выступает ЕСН. Его платят все работодатели, и в настоящее время он составляет 26% от фонда заработной платы. Как известно, с 1 января 2010 г. вступили в силу новые законы [2; 3], которые предусматривают отмену ЕСН и переход на страховые взносы во все три внебюджетных фонда. 2010 год обозначен в этих законах как переходный, и поэтому сохранится действующая ставка взносов: 20% — в Пенсионный фонд, 2,9% — в Фонд социального стра-
хования, 3,1% — в Фонд обязательного медицинского страховании. Но, начиная с 2011 г., совокупные отчисления от фонда заработной платы вырастут с 26% до 34%: 26% будет направляться в Пенсионный фонд, 2,9 — в Фонд социально страхования, 5,1% — в Фонд обязательного медицинского страхования. Таким образом, предполагается увеличение доходности внебюджетных фондов на 200 млрд рублей ежегодно, за счет увеличения нагрузки на бизнес. По данным Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), нагрузка на фонд заработной платы увеличится на 30-45%.
Серьезное беспокойство по поводу складывающейся ситуации выразил Президент РСПП А. Шохин. По его мнению, вполне возможно возвращение к практике выплат зарплат в конвертах. Дело в том, что, уплачивая все запланированные налоги, невозможно будет обеспечить необходимый уровень рентабельности бизнеса. Особенно в тех компаниях, где фонд оплаты труда составляет до 80% от общего объема расходов.
Эксперты прогнозируют, что больше всего от этих нововведений пострадает малый и средний бизнес. Ужесточение налогового законодательства приведет к тому, что предприниматель начнет поиск альтернативных вариантов — будет пытаться увеличить стоимость товаров и услуг, что скажется на кармане потребителя, уменьшить заработную плату работникам своего предприятия или прибыль своего предприятия. Учитывая, что прибыль в малом и среднем бизнесе относительно невелика, то этот шаг приведет к четвертому варианту — переводу заработной платы «в тень».
В этой связи мы рискуем получить не рост доходов внебюджетных фондов, а их понижение. Об этом свидетельствует международная практика, которая показывает, что повышение налогов всегда приводит к понижению налоговых сборов.
Доходность Пенсионного фонда можно было бы увеличить, если пересмотреть систему формирования пенсионных расходов. Как считает Е. Гурвич, руководитель экономической экспертной группы Аналитического центра, который тесно сотрудничает с Правительством РФ, во всем мире «палочкой-выручалочкой» стало перекладывание части обязательств в отношении пенсионеров на работодателей. Делается это через негосударственные системы страхования. Предприятия и организации создают собственный пенсионный фонд, в который регулярно направляют средства, предназначенные для выплаты пенсий сотрудникам. Отчисления туда идут с фонда оплаты труда. Профсоюзы, в свою очередь, следят за тем, чтобы эти отчисления были сбалансированными.
Временно свободные накопленные средства предприятия могут либо вкладывать в улучшение условий труда, либо размещать в специально созданные государством инвестиционные фонды. Активы этих фондов, как правило, тратятся на государственные программы.
В России, в соответствии с концепцией пенсионной реформы 2002 г., работодателям запрещено создавать собственные пенсионные структуры. Однако сейчас, когда проблема эффективного инвестирования пенсионных средств стала крайне острой, власти заявляют, что готовы пересмотреть существующий порядок.
Существенно сэкономить средства на выплату пенсий можно было бы за счет корректировки порядка назначения и выплаты льготных пенсий. Их сегодня получают граждане, вынужденные трудиться на вредных и опасных производствах. А также те, кто работал в районах крайнего Севера и на приравненных к ним территориям.
Каждый год среди 2,5 млн новых пенсионеров треть составляют те, кто уходит на пенсию раньше установленного законом срока. За каждый год, с учетом роста пенсий, они получают порядка 5 млрд рублей. Понятно, что эту категорию граждан необходимо
дополнительно поддерживать. Однако для этого есть и другие пути. Например, в Польше, Венгрии и Чехии власти постепенно сокращают число тех, кто имеет право на досрочный выход на пенсию, одновременно давая им право на другие льготы, в частности, заменяя раннюю пенсию усиленным медицинским обслуживанием. Это позволяет государству решать сразу две задачи. Во-первых, граждане дольше работают и тем самым повышают как собственное благосостояние, так и экономическое благополучие государства. Во-вторых, к моменту назначения пенсии гражданин подходит в хорошем физическом состоянии, что свидетельствует о реальном вкладе государства в здоровье нации.
В некоторых странах право раннего выхода на пенсию сохраняют, но при этом создают профессиональные системы страхования. Предприятия, на котором работники трудятся в сложных условиях и уходят на пенсию раньше срока, создает свой собственный пенсионный фонд. Когда работник достигает льготного возраста, предприятие начинает выплачивать ему пенсию из этих средств. И платит до того момента, пока сотрудник не достигнет общепринятого пенсионного возраста и получит право на пенсию от государства.
Существенную нагрузку на пенсионный фонд создают и так называемые пенсии по выслуге лет. Такие пенсии получают педагоги, врачи, артисты и иные категории граждан, которые выходят на пенсию, отработав по своей специальности фиксированное время независимо от возраста. В Советском Союзе право на пенсию по выслуге лет гражданин получал только в том случае, если после отработки нужного количества лет уходил с работы. В Российской Федерации гражданин имеет на нее право, даже если он продолжает трудиться.
Сложилась парадоксальная ситуация: после назначения пенсии по выслуге лет, работу не прекращают 95% граждан. Досрочная пенсия для таких людей не мера социального обеспечения, а некий бонус от государства. Между тем этот бонус дорого обходится и без того дефицитному бюджету Пенсионного фонда.
Логично было бы заменить этот бонус другими поощрениями. Например, предоставить возможность повысить квалификацию за рубежом. Такие меры были бы инвестициями в человеческий капитал. Хорошей альтернативой могла бы стать и крупная единовременная выплата в момент достижения необходимого стажа.
Безусловно, для тех, кому осталось несколько лет до выхода на пенсию по выслуге, лучше оставить прежний порядок. Но возможно, молодежь предпочла бы иные способы поощрения, в том числе и зарубежные стажировки. Тем самым можно было бы снизить нагрузку на бюджет Пенсионного фонда.
Наряду с низкой доходностью пенсионных фондов второй крупной проблемой существующей ныне в России Пенсионной системы является проблема обеспечения более высокого уровня пенсий. Надо отметить, что на повышение пенсий в последние два года государство выделило значительные средства. По данным Пенсионного фонда, в течение 2008-2009 гг. 5 раз повышалась страховая часть трудовой пенсии, 3 раза увеличивалась базовая часть. Благодаря валоризации, проведенной в январе 2010 г., размер трудовой пенсии по старости увеличился в среднем на 700-1300 рублей.
В результате принятых мер, средний размер пенсии на 1 января 2010 г. в России вырос до 7 тыс. рублей, но остается ниже прожиточного минимума.
Понятно, что государство не может полностью взять на себя финансовую ответственность за повышение пенсионного обеспечения граждан. В решении этой задачи должны участвовать как сами граждане, так и работодатели.
Какие сегодня существуют варианты повышения размера пенсии? Вариант первый — обеспечить максимальную доходность накопительной части своей пенсии. Трудовая пенсия граждан, родившихся после 1967 г., состоит из трех частей [4]. Первая, базовая, часть гарантирована государством всем, кто имеет стаж не менее 5 лет. Вторая часть, страховая, формируется посредством отчисления 8% от фонда оплаты труда. Еще 6% от размера вашей зарплаты — третья, накопительная, часть. Это тот ресурс, распоряжаться которым вы можете самостоятельно. Граждане по собственному усмотрению могут инвестировать накопительную часть трудовой пенсии, переведя ее в государственные и негосударственные пенсионные фонды (НПФ), задача которых как раз и состоит в том, чтобы умело используя современные инвестиционные инструменты, обеспечить максимальную доходность накопительной части трудовой пенсии. Выбирая фонд, необходимо ориентироваться на то, как давно он работает на рынке, кто выступает его учредителем. Практика показывает, что неизменно стабильными являются те фонды, в числе учредителей которых выступают крупные организации или предприятия. Также необходимо обратить внимание на доходность выбранного вами фонда: средней считается доходность, превышающая инфляцию.
Повысить финансовое благополучие граждан может также и негосударственная пенсия. С этой целью во всем мире власти всячески стимулируют развитие негосударственных пенсионных фондов. Гражданам с раннего возраста внушают мысль о том, что основную ответственность за свою будущую пенсию они несут сами. В связи с этим, их призывают вкладывать собственные денежные средства в негосударственные фонды. Например, в Германии для семей с небольшим доходом предусмотрены специальные гранты, которые должны быть потрачены на добровольные пенсионные вклады. Тем, кто желает это фонды создавать, власти активно помогают в решении организационных вопросов и разрешают пользоваться льготными налоговыми механизмами.
В России же граждане предпочитают больше тратить. Доля сбережений в доходах россиян не превышает 10% и устойчиво продолжает снижаться. Низкий уровень накоплений означает, что россияне не задумываются о своем будущем, поскольку шанс дождаться старости не слишком велик. Взрослая смертность в России исключительно высока. Средняя продолжительность жизни у мужчин составляет 61,8 года.
Риск ранней смерти и нищей старости объективно подталкивает людей к жизненному сценарию, который называют “life fast, dive young” («живи быстро, умри молодым»). В обществе с высокой смертностью человеку непонятно, зачем делать сбережения и другие долгосрочные инвестиции. Он также пренебрегает образованием, одним этим ухудшая свою экономическую ситуацию, заодно снижается мотивация создавать семью, следить за здоровьем и т. д.
Практика показывает, что во всем мире именно негосударственные пенсионные фонды, в которых участвуют граждане, обеспечивают им финансовое благополучие. Государственная же пенсия предполагает очень скромный уровень жизни, фактически являясь своеобразным социальным пособием.
Копить деньги на дополнительную негосударственную пенсию могут граждане всех возрастов и любого материального достатка. Чем раньше начинается накопление пенсионных взносов, тем меньшую сумму нужно вложить вкладчику для получения желаемого размера пенсии. Например, 30-летнему гражданину в течение 30 лет необходимо ежемесячно перечислять 200 рублей на счет негосударственного пенсионного фонда, для того, чтобы по достижению пенсионного возраста пожизненно получать не менее 1 тыс.
рублей в качестве негосударственной пенсии. 40-летнему для достижения этой суммы в течение 20-ти лет придется переводить 390 рублей, 50-летний же будет в течение 10 лет выплачивать по 970 рублей в месяц.
Российский банковский сектор предлагает множество различных добровольных программ. Гражданин может выбрать и удобную форму накопления, и подходящую ему форму выплаты. Существуют программы с пожизненными пенсионными выплатами и с выплатами в течение фиксированного срока. Продолжительность выплат обычно устанавливается в 5, 10 или 15 лет. Во многих программах клиент обязуется в течение длительного времени регулярно переводить на накопительный счет фиксированные взносы. Но не все граждане согласны с такими условиями.
Большинство банков идет навстречу пожеланиям вкладчиков и готовы согласиться с произвольной периодичностью внесения денег, а также не оговаривать заранее общую сумму накопительных взносов.
При заключении договоров добровольного негосударственного пенсионного страхования целесообразно также ознакомится и с другими условиями. Как определен порядок наследования денежных средств на этапах накопления и выплаты пенсии? Каковы условия расторжения договора? Гарантирует ли банк минимальный уровень доходности вкладов? В какие ценные бумаги производится инвестирование полученных средств? Какую комиссию берет банк за свои услуги? Каким образом клиент может получить информацию о текущем состоянии счета? Это важнейшие вопросы, но основополагающим фактором выступает доверие между клиентом и банком. Для любого финансового института заключение договора о добровольном пенсионном страховании является высшей формой доверительных отношений. Ведь банк и клиент связывают себя обязательствами не просто на годы, а на десятилетия и даже пожизненно.
Повышение финансовой грамотности населения и доверия к банковской системе — это не просто частный вопрос взаимоотношений банков и клиентов. Без стабильности финансовых институтов невозможна политическая и экономическая стабильность в стране.
В соответствии с федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [5] граждане получили право не только заключать договоры с частными пенсионными фондами о дополнительном пенсионном страховании, но и передавать им в управление накопительную часть своей трудовой пенсии. Но пока пенсионеры больше доверяют государственным финансовым институтам, нежели частным пенсионным фондам из-за боязни связаться с очередной финансовой пирамидой.
В настоящее время в России действует 240 негосударственных пенсионных фондов и только один — ВЭБ — государственный. Именно в этом банке хранят свои пенсионные накопления пассивное большинство россиян, не изъявивших желание передавать эти средства частным управляющим компаниям. Так, под управлением ВЭБ на конец 2009 г. находилось 480 млрд рублей пенсионных накоплений, что составляет 94% всех накоплений по обязательному пенсионному страхованию.
Чтобы повысить доходность пенсионных накоплений в ВЭБ, государство приняло новый федеральный закон [6]. В соответствии с этим законом были внесены изменения в порядок инвестирования в ВЭБ. Помимо прежнего «консервативного портфеля», у ВЭБ появился новый, так называемый «расширенный портфель», состоящий из более рисковых, но и более доходных инструментов. В нем, кроме государственных ценных бумаг, появились облигации российских эмитентов, ипотечные ценные бумаги, депозиты
в рублях и иностранной валюте, а также ценные бумаги международных финансовых организаций. По сути, ВЭБ как государственная управляющая компания начинает работать в том же поле, где сегодня действуют частные управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды.
Свою роль в негосударственном пенсионном страховании должен сыграть и бизнес. По действующему законодательству, предприятие может заключить договор с негосударственным пенсионным фондом для формирования дополнительной пенсии сотрудникам. Стало быть, бизнес в состоянии помочь пенсионной реформе. Тем не менее, финансовых льгот для предприятий, которые организуют у себя такую программу, нет. Поэтому руководство многих компаний предпочитает вкладываться не в будущие пенсии своим сотрудникам, а в те области, где для бизнеса есть преференции.
Между тем, в развитых странах существует так называемый социальный контроль над экономикой, что означает ее плановое регулирование в интересах общества. Вложение бизнесом средств в социальные программы выступает там одним из важнейших факторов обеспечения стабильности самого бизнеса.
Таким образом, можно констатировать, что ситуация с реформированием пенсионной системы сегодня больше порождает вопросов, чем дает ответов. Но это не означает, что не нужно двигаться вперед в решении такой сложной задачи, как достижение высокого уровня пенсионного обеспечения российских граждан.
Литература
1. Федеральный закон от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» // Российская газета. 2008. 6 мая. № 4652.
2. Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» // Российская газета. 2009. 28 июля. № 137.
3. Федеральный закон от 29.07.2009 г. №213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» // Российская газета. 2009. 29 июля. № 138.
4. Федеральный закон от 17.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» // Российская газета. 2009. 28 июля. № 137.
5. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Российская газета. 2001. 20 дек. № 247.
6. Федеральный закон от 18.07.2009 г. № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» // Российская газета. 2009. 22 июля. № 133.
7. Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Российская газета. 2001. 20 дек. № 247.
Статья поступила в редакцию 28 сентября 2010 г.