УДК 336.025
РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ В КРИЗИС И ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД
М. С. Жверанцева
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и налогообложения, Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина - филиал РАНХиГС при Президенте РФ, Саратов. E-mail: [email protected]
Введение. Налоговые реформы в период экономического спада приобретают особое значение. Грамотное и продуманное использование налоговых механизмов может способствовать улучшению как социально-экономической, так и политической ситуации в стране. С этих позиций актуальным становится проведение анализа мер и их последствий, предпринимаемых в различных государствах в области налогообложения во время кризиса и в посткризисный период. Теоретический анализ. В статье рассмотрены основные изменения налогового законодательства Российской Федерации в период с 2009 по 2016 г. Дана оценка последствиям проведенных налоговых реформ. Проанализирован опыт Великобритании, Италии и США в области реализации антикризисных мер по стабилизации экономической ситуации на основе использования налоговых рычагов. Результаты. Результатом проведенного в статье анализа стало обобщение опыта ведущих стран в области разработки и реализации налоговой политики в кризис и посткризисный период.
Ключевые слова: мировой финансовый кризис, антикризисные меры, налоговые реформы, налоговая политика, налоговые льгот, налоговое бремя.
й01: 10.18500/1994-2540-2017-17-2-192-196
Введение
Как показывает практика, еще ни одному государству не удавалось сформировать налоговую систему, которая бы в максимальной степени отвечала интересам и налогоплательщиков, и органов управления. Так было и так будет, ведь сам процесс налогообложения зиждется на противоречии потребностей этих двух сторон. Тем не менее, развитое государство стремится теми или иными способами повышать удовлетворенность своих граждан, используя различные технологии налогового регулирования. Особую актуальность споры о методах и инструментах налоговой политики государства приобретают во времена усиления влияния финансового кризиса на экономическую ситуацию.
В настоящее время экономика России стоит перед необходимостью поиска новых путей выхода из затянувшегося кризиса. Проблема состоит в том, что сложившаяся ситуация ставит перед налоговой системой две противоположные задачи. С одной стороны, необходимо уменьшать налоги, чтобы поддержать бизнес и
не усиливать давления на налогоплательщиков в период крайней нестабильности экономики; с другой - требуется увеличивать доходы в целях покрытия возрастающих расходов государства. В связи с этим необходим критический анализ проводимой в Российской Федерации налоговой реформы, а также обращение к практике зарубежных стран в области сглаживания последствий кризисных явлений с помощью налоговых рычагов управления.
Теоретический анализ
Обратимся к основным изменениям российского налогового законодательства в период с 2009 по 2017 г.
Одной из серьезнейших мер по снижению налоговой нагрузки на организации стало уменьшение в конце 2008 г. ставки налога на прибыль с 24 до 20%. Одновременно была отменена инвестиционная льгота, позволявшая освобождать из-под налогообложения до 50% прибыли, направляемой на развитие собственного производства. Подобные изменения, во-первых, нанесли весьма ощутимый урон федеральному бюджету государства, а во-вторых, вряд ли были выгодны предприятиям, ведущим активную инвестиционную политику. Тем не менее, снижение ставки стало некой поддержкой для «выживающих» предприятий. Кроме того, был расширен состав затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль, за счет включения в них всех экономически обоснованных расходов по обучению, лечению, пенсионному обеспечению работников.
В числе последних изменений налога на прибыль организаций - увеличение показателя, по которому имущество относится к амортизируемому, с 40 до 100 тыс. руб.; рост с 9 до 13% налоговой ставки по доходам, полученным в виде дивидендов; расширение лимита сумм выручки (с 3 до 15 млн руб.) для уплаты ежеквартальных авансовых платежей. С 1 января 2017 г. введены льготные ставки по налогу на прибыль организаций-участников региональных инвестиционных проектов. Еще одно изменение в налоговом за-
© Жверанцева М. С2017
М. С Жверанцева. Реформирование налоговых систем в кризис и посткризисный период
конодательстве 2017 г. коснулось порядка применения налоговых вычетов по убыткам прошлых лет. Установлен лимит на уменьшение налоговой базы - максимум 50% от суммы рассчитанной прибыли. При этом какие-либо временные ограничения отсутствуют - переносить убыток можно в течение любого количества лет.
Целый комплекс мер под влиянием мирового финансового кризиса был принят в области налогового администрирования налога на добавленную стоимость. Среди наиболее значимых - переход с ежемесячного на квартальный период уплаты входного НДС, ускоренный порядок возмещения НДС, отмена обязанности платить НДС в денежной форме при неденежных расчетах, предоставление права на вычет НДС по авансовым платежам. Данные нововведения позволили, пусть в незначительной степени, увеличить собираемость налога в 2009 г. на фоне общей тенденции к снижению налоговых поступлений. Однако уже начиная с 2010 г. наблюдается снижение темпа поступлений НДС в связи с общим падением объемов производства.
Богат на изменения относительно порядка исчисления и уплаты НДС был 2014 г. Так, изменились сроки уплаты налога и подачи налоговой декларации. С 1 января 2015 г. налоговая декларация по НДС представляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Сам налог уплачивается не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом. С 2015 г. налогоплательщикам предоставлено право на налоговый вычет по опоздавшим счетам-фактурам. Кроме того, уточнен период принятия НДС к возмещению. Вычеты НДС могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории РФ товаров (работ, услуг), имущественных прав или импортных товаров, ввезенных им на территорию РФ. Все указанные нововведения вполне правомерно отнести к изменениям, улучшающим положение налогоплательщиков.
Налогообложение фонда заработной платы и доходов физических лиц в кризисных условиях и в посткризисный период не может оставаться без внимания законодателя. Подтверждением этому служит целый ряд изменений, коснувшихся норм гл. 23 Налогового кодекса РФ, а также страховых взносов. Большая часть нововведений коснулась налоговых вычетов и освобождений по НДФЛ. Вычеты налогоплательщикам, имеющим детей, увеличены до 1400 руб. на первого и второго ребенка и до 3000 руб. на третьего и последую-
щих детей. При этом сумма совокупного дохода налогоплательщика, при которой действуют вычеты на детей, возросла до 280 000 руб., а с 2016 г. - до 350 000 руб. Стандартные вычеты на детей-инвалидов теперь составляют 12 000 руб.
С 2009 г. общий размер социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц составляет 120 000 руб. Следует отметить не только количественное, но и качественное изменение группы социальных вычетов. Теперь из базы по налогу на доходы физических лиц исключаются взносы на софинансирование пенсий, которые направляются на обеспечение реализации государственной поддержки формирования пенсионных накоплений. Взносы работодателя, которые выплачиваются согласно Федеральному закону «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», также освобождены от налога на доходы физических лиц [1, с. 45]. Увеличились и имущественные вычеты. Максимальный размер вычета на новое строительство или покупку жилья теперь равен
2 млн руб. Причем отменена норма об однократности использования данной льготы.
Но некоторые нововведения ограничили возможности налогоплательщиков по использованию налоговых льгот по НДФЛ. С 2015 г. установлен лимит на получение имущественного налогового вычета по процентам по целевому кредитованию. Теперь общая сумма процентов, принимаемая к вычету, не может превышать
3 млн руб. Освобождение от налога при продаже недвижимого имущества с 2016 г. налогоплательщик получает, только если оно находилось в собственности не менее пяти лет (ранее данный срок исчислялся тремя годами).
В условиях кризиса возрос транспортный налог, но лишь для отдельных категорий налогоплательщиков. В 2014 г. введены повышенные коэффициенты для владельцев автомобилей высокого класса и, соответственно, стоимости.
К посткризисным изменениям налогового законодательства следует отнести и новшества в сфере применения специальных налоговых режимов. Значительную часть преобразований можно отнести к изменениям, улучшающим положение налогоплательщиков. Так, применение спецрежима в виде единого налога на вмененный доход с 2013 г. стало добровольным. Теперь налогоплательщики, занимающиеся предпринимательской деятельностью, которая ранее подпадала под обязательное использование ЕНВД, вправе выбрать для себя более выгодный
с налоговой точки зрения режим. Произошел постепенный рост лимита дохода для перехода на упрощенную систему налогообложения. В 2009 г. сумма доходов, при превышении которой по итогам отчетного (налогового) периода организация утрачивает право на применение спецрежима, возросла с 20 млн до 60 млн руб., а в 2017 г. - до 120 млн руб. Увеличение критерия доходности позволяет использовать весьма выгодную с точки зрения снижения налогового бремени упрощенную систему налогообложения не только микро-и малым, но и средним предприятиям.
В развитии системы налогового администрирования в аспектах повышения эффективности налогового контроля и качества обслуживания налогоплательщиков в рассматриваемый период отмечаются две главные тенденции: с одной стороны - это усиление ответственности за нарушение налогового законодательства, с другой - упрощение и рационализация всего комплекса взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов.
Так, с 2017 г. введены санкции за непредставление физическими лицами в налоговые органы информации об объектах обложения транспортным налогом, земельным налогом и налогом на имущество в случае, если налогоплательщик не получал уведомлений и не уплачивал налоги. Ранее отсутствие уведомления об уплате имущественных налогов считалось уважительной причиной при нарушении сроков выполнения налоговых обязательств. Значительно ужесточилась ответственность организаций за налоговые правонарушения. Расширен перечень нарушений, относимых к разряду грубых. Увеличены и размеры штрафов, в частности, за повторные нарушения, совершенные в течение одного налогового периода.
Справедливо отметить, что усиление мер налоговой ответственности сопровождается масштабной работой по информационно-разъяснительному обслуживанию налогоплательщиков, что позволяет законопослушным гражданам и организациям избегать налоговых правонарушений вследствие несвоевременного получения сведений об изменениях законодательства о налогах и сборах. За последние годы количество электронных сервисов, предоставляемых ФНС налогоплательщикам, увеличилось до сорока. Число их постоянно растет, а функциональные возможности модернизируются. К наиболее значимым и широко используемым следует отнести «Личный кабинет налогоплательщиков», «Федеральную информационную адресную систему», «Справочник налоговой и бухгалтерской отчетности» и др.
Рассмотрев отечественный опыт реформирования налоговых реформ во время финансового кризиса и в посткризисные периоды, обратимся к опыту зарубежных стран в области регулирования налоговых систем в критичные этапы развития экономики.
Одним из направлений модернизации налоговой системы Великобритании в период мирового финансового кризиса стало упрощение традиционных налоговых процедур. В 2010 г. в структуре английского Министерства финансов была создана новая служба - Office of Tax Simplification (OTS), основной функцией которой является максимально возможное упрощение системы налогов за счет оптимизации налоговых льгот и пособий, механизма исчисления налогов и их уплаты. В частности, оптимизации подверглись налогообложение инвестиционных схем, индивидуальных предпринимателей, авансовые платежи налога на прибыль корпораций. Результаты налоговых реформ получили отражение в рейтинге стран по уровню и простоте налогообложения бизнеса, в котором Великобритания переместилась в 2013 г. с 17-го на 14-е место. На сайте Министерства финансов Великобритании размещена программа проводимых реформ в сфере налогообложения с указанием электронных адресов сотрудников министерства, ответственных за сбор предложений по модернизации налогов с корпораций, а также график он-лайн консультаций. Так правительство Великобритании показывает свою максимальную открытость и готовность к диалогу с бизнес-сообществом.
Значительная часть изменений, внесенная в налоговое законодательство Великобритании в посткризисные периоды, коснулась налогообложения прибыли корпораций. Основой для оптимизации корпоративного налога стало, в первую очередь, снижение базовых налоговых ставок, а также ставок для отдельных категорий компаний. Так, в целях стимулирования инновационного развития корпораций введена пониженная ставка (10%) на доходы компаний, полученных от интеллектуальной собственности и патентов. В 2013 г. был увеличен размер налогового кредита на научные исследования и разработки с 175 до 225% для предприятий малого и среднего бизнеса и со 125 до 130% для прочих организаций.
Иным путем реформирования налоговой системы в посткризисный период пошла Италия. В конце 2011 г. итальянский парламент утвердил документ, касающийся антикризисных мер по стабилизации экономической ситуации в стране. Анализ положений данного акта выявляет, что государство решило пойти на увеличение на-
М. С. Жверанцева. Реформирование налоговых систем в кризис и посткризисный период
логового бремени для граждан, практически не предусмотрев мер, направленных на стимулирование экономического роста. Так, было решено вернуть отмененный в 2008 г. налог на жилую недвижимость, который составит 0,4% от стоимости первого приобретенного жилья. Владение несколькими жилыми помещениями облагается по ставке 0,75%. Данный документ вводит налог в размере 0,76% на владение недвижимым имуществом, находящимся за пределами Италии. Появился налог на роскошные автомобили, яхты и частные самолеты, увеличены акцизы на табачную продукцию, НДС.
Весьма непопулярной мерой стало введение так называемого налога солидарности. По ставке 5% данным налогом облагается годовой доход, превышающий 90 тыс. евро, по ставке 10% -доход свыше 150 тыс. евро в год. При этом для тех пенсионеров, чья суммарная пенсия за год превышает 200 тыс. евро, налог солидарности составит 15%.
Следует отметить, что принятые меры не только не принесли желаемого результата, но и еще в большей степени усугубили и так непростую экономическую и политическую ситуацию в Италии.
Интересен опыт США по реализации мероприятий, направленных на выход из ситуации экономической рецессии. Предложенные американскими экономистами меры по стабилизации экономики основывались на предположении, что преодолеть финансовый кризис возможно путем снижения налогового бремени благодаря стимулирующей функции налогообложения. В
2009 г. был принят целый ряд законов, предусматривающих льготы как для предприятий, так и для физических лиц. Например, начиная с
2010 г. размер дохода от продаж определенных акций в компаниях малого бизнеса, освобождаемый от налогообложения, повысился с 50 до 75%. Серьезная фискальная поддержка была оказана корпорациям, занятым в сфере автомобильного производства и жилищном секторе. В отношении физических лиц были увеличены налоговые вычеты: возмещаемый налоговый вычет на детей - до 3 тыс. долл., налоговый вычет на заработанный доход для налогоплательщиков с тремя и более детьми - до 45%.
Таким образом, Соединенные Штаты пошли по пути стимулирования экономического роста, трудовой мотивации, повышения социальной защищенности населения, инновационной активности бизнеса. Эксперты отмечают существенное улучшение ситуации под влиянием фискального стимулирования уже начиная с III квартала 2010 г. [2, с. 40].
Результаты
Реформы в сфере налогообложения являются неотъемлемым звеном процесса развития экономики в любом государстве. Налоговые реформы призваны сглаживать наиболее острые противоречия в социально-экономической сфере, адаптировать налоговый механизм к меняющейся экономической и политической ситуации, корректировать структуру и размер налоговых поступлений в отношении отдельных видов и групп налогов, стимулировать или сдерживать развитие тех или иных секторов экономики. Грамотное использование налоговых рычагов может стать действенным инструментом вывода государства из состояния экономической рецессии, вызванного последствиями мирового финансового кризиса.
Однако следует подчеркнуть, что во многом направленность реформ в сфере налогообложения определяется политическими мотивами, а именно целями и задачами политических партий, разрабатывающих и реализующих налоговую политику государства. Ярким примером здесь служит опыт итальянских законодателей. Пытаясь решить назревшие финансовые проблемы увеличением налогового бремени своих граждан, в том числе пенсионеров, они вызвали волну протестов и способствовали повышению уровня преступности в стране.
Налоговая реформа, прошедшая в Великобритании в посткризисный период, напротив, налогообложения граждан практически не затронула. Основное внимание было направлено на корпорационный налог, а также повышение качества работы государственных органов в области налогового администрирования.
Между тем опыт США, которые в трудный период обеспечили мощную фискальную поддержку своим гражданам и стратегически важным секторам экономики с помощью финансовых вливаний и введения целого комплекса налоговых льгот, показал эффективность использования стимулирующей функции налогообложения в пиковые периоды экономического спада.
Комплексный анализ изменений, происходивших в налоговой системе России в 20092016 гг., позволяет сделать вывод об относительной либеральности проводимой государством политики. Следует отметить протекционистскую политику государства в области налогообложения физических лиц, выразившуюся в качественном и количественном расширении системы налоговых вычетов из налогооблагаемых доходов граждан. Снижение налогового бремени как для малого, так и для среднего и крупного бизнеса, ускорение процедур возмещения налогов,
перенос сроков уплаты на более поздние - все эти изменения позволили многим предприятиям остаться на плаву в кризис и посткризисный период. Справедливой мерой следует считать и ужесточение налоговой ответственности, ведь налоговые преференции должны быть направлены на законопослушных налогоплательщиков, а не становиться инструментом снижения налогового бремени для лиц, владеющих приемами полулегальной или незаконной налоговой оптимизации.
Список литературы
1. Жверанцева М. С. Совершенствование администрирования налогообложения доходов и имущества физических лиц : анализ основных тенденций // Управление стратегическим развитием территорий : сб. науч. тр. Саратов, 2016. С. 45-46.
2. Алексашенко С. В., Мирошниченко Д. В., Смирнов С. В., Чернявский А. В. Опыт других стран : есть чему поучиться // Экономическая политика. 2011. № 1. С. 23-54.
Образец для цитирования:
ЖверанцеваМ. С. Реформирование налоговых систем в кризис и посткризисный период // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17, вып. 2. С. 192-196. БО!: 10.18500/1994-2540-2017-17-2-192-196.
Reforming the Tax System in Crisis and Post-crisis Period
M. S. Zhverantseva
Stolypin Volga Region Institute of Administration
of the Russian Presidential Academy of National Economy
and Public Administration,
23/25, Sobornaya str., Saratov, 410031, Russia
E-mail: [email protected]
Introduction. Tax reforms in times of economic recession are of particular importance. Proper and careful use of tax mechanisms can contribute to the improving both the socio-economic and political situation in the country. From this perspective, it becomes urgent to analyze measures and their effects taken by various States in the area of taxation during the crisis and in the postcrisis period. Theoretical analysis. The article describes the main changes in the tax legislation of the Russian Federation for the period from 2009 to 2016 and estimates the effects of the tax reform. It analyzes the experience of Great Britain, Italy and the United States in the implementation of anti-crisis measures to stabilize the economic situation through the use of tax leverage. Results. The result of the analysis carried out
in the article was the generalization of the experience of the leading countries in the development and implementation of fiscal policy in crisis and post-crisis period.
Key words: global financial crisis, anti-crisis measures, tax reform, tax policy, tax benefits, tax burden.
References
1. Zhverantseva M. S. Sovershenstvovanie admini-strirovaniya nalogooblozheniya dokhodov i imuschest-va fizicheskikh lits: analiz osnovnykh tendentsiy [Improving the administration of individual income and property taxation: analysis of the main trends]. Upravleniye strategicheskim razvitiyem territoriy [Management of strategic development of territories. Collected papers]. Saratov, 2016, pp. 45-46 (in Russian).
2. Aleksashenko S. V., Miroshnichenko D. V., Smir-nov S. V., Chernyavskiy A. V. Opyt drugikh stran: yest' chemu pouchit'sya [Experience in other countries: there is a lot to learn]. Ekonomicheskayapolitika [Econimic policy], 2011, no. 1, pp. 23-54 (in Russian).
Cite this article as:
Zhverantseva M. S. Reforming the Tax System in Crisis and Post-crisis Period. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Economics. Management. Law, 2017, vol. 17, iss. 2, pp. 192-196 (in Russian). DOI: 10.18500/1994-2540-2017-17-2-192-196.