ПОЛИТОЛОГИЯ
DOI: 10.48137/2311-6412_2022_1_38 УДК: 329.8
Владимир СЛЕПЦОВ
РЕФОРМИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
Проблемы реформирования местного уровня власти в России не теряют своей актуальности уже более двадцати лет. До настоящего времени крайне остро стоят вопросы, связанные с эффективностью местной власти, экономические и управленческие аспекты, а также вопросы применимости различных избирательных систем на муниципальном уровне. Переход от мажоритарной системы к пропорциональной, а также к смешанной, абсолютное лидерство партии власти, либерализация избирательного и партийного законодательства - данные аспекты ставятся автором в основу исследования и изучаются с позиции реформирования местного самоуправления в Московской области.
Введение
К моменту начала реализации реформы местного самоуправления в стране многие муниципалитеты
были экономически несостоятельны и не могли осуществлять возложенные на них задачи по организации
СЛЕПЦОВ Владимир Витальевич - аспирант Московского государственного областного университета. Адрес: Российская Федерация, 105005, г. Москва, ул. Радио, 10а, стр. 1. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: выборы, партии, избирательная система, местное самоуправление.
местного самоуправления [6]. Данные обстоятельства долгое время были характеристикой недостаточного развития местного самоуправления и в Московской области.
Формирование системы местного самоуправления путём реформирования районного уровня местного самоуправления и преобразования районов в городские округа в Московской области начинается с 2005 г. Перепланирование системы территориальной организации местного самоуправления в области заключалось в уменьшении количества муниципальных образований до 50-60 единиц, тем самым превратив Московскую область в более централизованный и компактный в управлении регион [5]. Однако сокращение количества муниципальных образований в области становится началом долгой муниципальной реформы, окончание очередного этапа которой планируется в 2025 г. путём организации управления в новом виде муниципальных образований, а именно в виде муниципальных округов.
Реформирование территориальной организации местного самоуправления всегда напрямую связано со всеми институтами местной власти. Формирование новых террито-
риальных единиц влечёт за собой создание и переизбрание представительных органов, процедура избрания которых также подлежит видоизменению. Следовательно, вопросы реформирования партийно-политической системы на местном уровне в Московской области нельзя рассматривать отдельно от процесса реформирования местного самоуправления.
Постепенно в Московской области происходит отход от прямых выборов руководителей муниципалитетов и переход к процедуре назначения. Данный процесс является скорее не исключением, а составным элементом общероссийской практики перехода от прямых выборов к процессу назначения «удобных для региональной власти» сити-менеджеров, которые являются скорее управленцами, а не эффективными политиками. Изучение процесса преобразования муниципальных районов в городские округа и дальнейшее образование муниципальных округов в Московской области необходимо рассматривать в комплексе с выбором оптимальной модели формирования представительных органов на местном уровне, что обуславливает актуальность темы проведённого исследования.
Реформирование местного самоуправления
В 2014 г. в законодательство Московской области были внесены изменения [15], в соответствии с которыми во всех муниципальных образованиях предполагалось че-
тыре варианта формирования представительных органов и глав муниципалитетов:
1. Глава муниципалитета избирается населением и является од-
новременно депутатом и председателем представительного органа (подобная система применялась, например, в Коломенском, Одинцовском и Шатурском районах, городских округах Долгопрудный, Котельники, городских поселениях Орехово-Зуево, Луховицы, Ступино и др.) [8];
2. Глава муниципалитета избирается населением и одновременно возглавляет местную администрацию;
3. Глава муниципалитета избирается представительным органом муниципального образования из его состава и исполняет полномочия председателя представительного органа (например, Воскресенский, Истринский и Клинский районы; городские округа: Балашиха, Коломна, Пущино; городские и сельские поселения: Зарайск, Видное, Люберцы, Одинцо-во, Пушкино и др. [8]);
4. Глава избирается представительным органом муниципального образования по результатам конкурса из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Избранный глава возглавляет в том числе и местную администрацию [9].
В сентябре 2015 г. Московская областная дума приняла закон № 145/2015-03 [17], которым был скорректирован порядок формирования представительных органов муниципальных районов Московской области. Теперь ещё большее количество муниципальных образований присоединились к варианту, при котором глава муниципали-
тета избирается представительным органом из его состава и исполняет полномочия его председателя (например, Зарайский, Коломенский, Лотошинский и Можайский муниципальные районы, городской округ Котельники, городские поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района, Вос-кресенск Воскресенского муниципального района и Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района) [17]. Следует заметить, что данный нормативный акт, по мнению многих исследователей, исключает местное население из процесса всенародного избрания глав муниципалитетов, ограничив тем самым народовластие.
Процедура прямого избрания глав муниципалитетов в Московской области, так же как и в России в целом, всё больше уходит от прямой демократии в сторону назначаемых политиков, наиболее удобных для верхушки власти. Однако подобные изменения модели формирования органов местного самоуправления на местном уровне в Московской области представлены избирателям, разумеется, не в качестве ограничения демократии, а как «возможность прийти во власть новым компетентным и ответственным специалистам», а также повысить качество управления муниципалитетами при введении их в систему вертикали власти [8].
Таким образом, опыт Московской области закрепляет общероссийскую тенденцию отказа от пря-
мых выборов глав муниципальных образований. Данный процесс является скорее не исключением, а составным элементом общероссийской практики перехода от прямых выборов глав муниципалитетов к процессу назначения «удобных для региональной власти» сити-менеджеров, которые скорее являются хозяйственниками и управленцами, а не эффективными политиками.
В 2019 г. в законодательство о местном самоуправлении были внесены изменения, в соответствии с которыми в структуру территориальных объединений граждан был введён новый вид муници-
пальных образований, а именно муниципальный округ. В соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими муниципальную систему управления, часть городских округов, не соответствующих по своему статусу новым требованиям, должны быть преобразованы в муниципальные округа до 2025 г.1. Следовательно, с 2020 г. в Московской области начался следующий этап формирования местного самоуправления, а именно преобразование городских округов в муниципальные, в том числе объединение городских округов с муниципальными районами в муниципальные округа.
Нормативно-правовое регулирование избирательного процесса
Избирательная система, применяемая в том или ином муниципальном образовании, определяется им самостоятельно на основании Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [13] и Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» [14], а затем закрепляется в уставе муниципального образования.
Если уставом муниципального образования предусмотрены выборы главы муниципального образования, то выборы проводятся по
единому избирательному округу. Выборы депутатов советов депутатов, других должностных лиц местного самоуправления проводятся по одномандатным избирательным округам, многомандатным избирательным округам, по единому избирательному округу.
Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам. Данное правило не применяется при выдвижении кандидата одним и тем же избирательным объединением одновременно на одних и тех же выборах по одномандатному (многомандатному) изби-
1 Городские округа, менее двух третей населения которых проживает в городах и (или) иных городских населённых пунктах, при этом на территории городского округа плотность населения должна в пять и более раз превышать среднюю плотность населения в РФ.
рательному округу и по единому избирательному округу.
В случае если в избираемом на муниципальных выборах совете депутатов муниципального образования часть депутатских мандатов избирается по пропорциональной системе, необходимый для допуска к такому распределению депутатских мандатов минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов, составляет 5 % от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
При этом к распределению депутатских мандатов должно быть допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Конкретное число депутатов, избираемых по единому избирательному округу, устанавливается уста-
вом муниципального образования. В случае если указанное число не установлено уставом муниципального образования, оно составляет половину от установленного числа депутатов советов депутатов с округлением дробной части до большего целого числа, если иное не предусмотрено законом.
Выборы советов депутатов городских округов с численностью менее 15 депутатов проводятся по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.
В случае если в избираемом на муниципальных выборах совете депутатов муниципального образования часть депутатских мандатов избирается по пропорциональной системе, распределению между указанными списками кандидатов подлежит не менее 10 депутатских мандатов.
Эволюция выборных процессов Московской области
13 сентября 2015 г. проходили муниципальные выборы в Московской области, в соответствии с которыми прошли 16 основных и 24 повторных и дополнительных выборов в органы местного самоуправления.
При сравнении количества участников избирательного процесса следует выделить несомненный рост выдвинутых кандидатов и политических партий: в целях замещения более чем 300 должностей было зарегистрировано 1472 кандидата (1121 - от политических партий, 351 - самовыдвиженцы),
что практически в два раза больше, чем на выборах в 2010-2015 гг. [1].
Анализ категорий кандидатов, выдвигаемых от политических партий, демонстрирует общероссийскую тенденцию лидерства кандидатов партии «Единая Россия», кому принадлежат в том числе и завоёванные в результате голосования мандаты. Из 308 мандатов депутатов органов местного самоуправления: «Единая Россия» - 226 мандатов, КПРФ - 23 мандата, «Родина» -8 мандатов, ЛДПР - 6 мандатов, «Справедливая Россия» - 6 мандатов, «Яблоко» - 1 мандат, КПСС - 1
мандат, Партия пенсионеров за справедливость - 1 мандат, «Альянс зелёных» - 1 мандат, экологическая партия «Зелёные» - 1 мандат и самовыдвиженцы - 34 мандата.
Таким образом, муниципальные выборы в Московской области подтверждают общероссийскую тенденцию лидерства партии «Единая Россия», которая лидирует с огромным отрывом («Единая Россия» получила 73 % мандатов в представительных органах, что по сравнению, например, с самовыдвиженцами (11 % мандатов) примерно в 7 раз больше [1]). Также представленные результаты не позволяют говорить ни
о какой конкурентной борьбе и вообще о партийной конкуренции на выборах: почти везде на муниципальном уровне, где проходили дополнительные выборы, победила партия власти, уступив лишь в некоторых избирательных участках самовыдвиженцам [4].
Однако не следует отрицать динамику роста выдвигаемых кандидатов и политических партий на муниципальных выборах, а также повышение активности их работы на выборах (особенно активно избирательные процедуры проходили в Люберецком и Щёлковском районах, а также в Серпухове).
Ужесточение вертикали власти
В 2016 г. в Московской области был принят закон [16], в соответствии с которым главы муниципальных районов и городских округов избираются исключительно местными советами депутатов из кандидатов, представленных специальными конкурсными комиссиями. Избранные главы муниципальных районов и городских округов одновременно возглавляют местные администрации [3]. Губернатор имеет право поставить «во главе всех городских округов и муниципальных районов своих назначенцев», то есть наиболее удобных для него людей, которые не имеют коренных связей с населением подконтрольных городов и районов. В результате данных нововведений в 2016 г. в Подмосковье одновременно были назначены но-
вые руководители районов и городских округов сразу в 12 муниципальных образованиях (в Коломне, Котельниках, Озёрах, Серебряных Прудах, Химках, Ивантеевке, Лобне, Сергиевом Посаде, Электрогор-ске, Электростали, Ногинском и Ра-менском районах).
Данные изменения можно назвать контрреформой местного самоуправления, которая привела не только к выстраиванию жёсткой вертикали муниципальной власти в Московской области, но и к ликвидации возможности населения самостоятельно выбирать главу местного самоуправления (напомним, что данное право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления гарантировано гражданам статьёй 130 Конституции РФ [10]).
Отдельно следует отметить, что многие вновь назначенные главы муниципалитетов ранее «знакомства» с муниципалитетами не имели, то есть ранее там даже не проживали, поэтому некоторые политологи сразу же заговорили о вопросах эффективности данных лиц для системы политического управления на муниципальном уровне (то есть на уровне, наиболее близком к населению, где как раз население напрямую взаимодействует с депутатами), а также об ограничении конституционного права населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.
В 2017 г. в Московской области состоялась 81 избирательная кампания по выборам в органы местного самоуправления, в результате которой были избраны 540 депутатов представительных органов, а также 21 глава городских и сельских поселений [7]. Следует выделить некоторые характеристики прошедших выборов:
- во-первых, незначительное количество человек, наделённых активным избирательным правом, принимавших участие в голосовании, что говорит об отсутствии интереса населения к выборным процессам (численность избирателей - 1 330 724 чел., из которых активным избирательным правом воспользовались лишь 21,77 % избирателей);
- во-вторых, общероссийская картина избирательного лидерства не меняется, и партией-победителем остаётся «Единая Россия» (в вы-
борах принимали участие 14 политических партий, из которых были избраны представители 7 партий и большая группа самовыдвиженцев; «Единая Россия» получила в результате голосования 368 мандатов, остальные политические партии набрали минимум в пять раз меньше голосов);
- в-третьих, на муниципальных выборах в Московской области наблюдается отказ от чисто пропорциональной избирательной системы и переход к смешанной, что становится общероссийской тенденцией, разрешённой законодательно. Также в Московской области на выборах депутатов представительных округов из 51 городского округа смешанная избирательная система установлена в 22 городских округах, пропорциональная избирательная система -только в 3 городских округах, в остальных - мажоритарная избирательная система.
Все избирательные округа, в которых проходили выборы, можно классифицировать относительно полученных партиями мандатов по следующим группам:
- политическая партия «Единая Россия» получила практически в два раза больше мандатов в Орехово-Зуевском городском округе, Бронницах, Волоколамском городском округе, городском округе Восход, городском округе Дзержинский, городском округе Воскре-сенск, Раменском городском округе, городском округе Реутов, Пушкинском городском округе, городском округе Шатура и др.;
- разница между результатами «Единой России» и другими политическими партиями минимальна, или лидирует другая политическая партия, например в городском округе Щёлково из 25 избираемых мандатов 11 мандатов - у КПРФ, 6 мандатов - у партии «Единая Россия», 4 - у «Справедливой России», по 2 мандата - у ЛДПР и партии «Родина»; в городском округе Пущи-но из 15 мандатов 5 мандатов - у партии «Справедливая Россия», 4 - у «Единой России», 2 мандата - у КПРФ, самовыдвиженцы получили 4 мандата, и др.
Следовательно, результаты муниципальных выборов 2019 г. доказывают тенденцию увеличения числа участников муниципальных
избирательных процессов (партии КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», «Родина» и самовыдвиженцы). Однако новые участники - это крупнейшие политические игроки, другие же политические партии не в состоянии получить и минимальное количество мандатов. На муниципальных выборах в Московской области в 2019 г. из 584 депутатских мандатов 421 мандат получила партия «Единая Россия» (то есть 72 % мест в муниципальных представительных органах области), что говорит о полном политическом доминировании партии власти, в том числе на местном уровне, ограниченной многопартийности и фактически однопартийной системе.
Заключение
Реформирование районного уровня местного самоуправления в Московской области проходит, как и по всей России, весьма противоречиво. Сначала в области происходит реформирование районного уровня местного самоуправления и преобразование районов в городские округа, в последующем - организации управления в новом виде муниципальных образований, а именно в муниципальных округах.
В результате реформирования территорий начинается замена избранных глав муниципальных образований на сити-менеджеров, избираемых представительным органом власти в результате конкурса. Подобная модель, по мнению многих
исследователей, больше напоминает «контрреформирование местного самоуправления и его встраивание в региональную вертикаль государственной власти.» [2], а также снижает интерес избирателей к самой процедуре местных выборов. В соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 1 декабря 2015 г. № 30-П «отказ от прямых выборов на местном уровне должен быть обоснован с точки зрения возложения на такие муниципальные образования публичных функций. В ином случае муниципальным образованиям должно быть предоставлено право на самостоятельное определение способов формирования органов местного са-
моуправления с учётом принципов демократии и самоорганизации местного самоуправления» [3].
Следовательно, если власть забирает у народа возможность самостоятельно выбирать людей, которым он передаёт свои права на принятие решений относительно реализации политики на местном уровне, то власть должна предоставить избирателям право «возложения на муниципальные образования публичных функций». В ином случае муниципалитеты должны сами, без вмешательства других уровней власти, определить наиболее предпочтительный способ формирования органов местного самоуправления.
В Московской области выборы органов местного самоуправления
подтверждают общероссийскую тенденцию абсолютного лидерства партии власти (несмотря ни на либерализацию законодательства в целях «усиления возможностей» малых партий принимать участие в выборах, ни на демократизацию выборных процессов). И если муниципальный уровень власти в России долгие годы оставался не тронутым партийной борьбой, то в настоящее время местное самоуправление является низовой частью вертикали власти, на которой политические партии всё так же играют в политические игры и победа полностью достаётся партии власти с возможностью диктовать свои условия другим партиям.
Список литературы
1. Более 70 % мандатов на выборах в области получили кандидаты от «Единой России» // URL: https://riamo.ru/article/81568/bolee-70-mandatov-na-vyborah-v-oblasti-poluchili-kandidaty-ot-edinoj-rossii.xl (дата обращения: 11.10.2021).
2. Гацко М. Городской округ или муниципальный район? // URL: https://pushkino.tv/news/politika-vlast-gosudarstvo/109976/ (дата обращения: 01.11.2021).
3. Гацко М. Проблемы реформирования территориальной организации местного самоуправления в Московской области // URL: https://mkkprf.ru/16681-problemy-reformirovaniya-territorialnoy-organizacii-mestnogo-samoupravleniya-v-moskovskoy-oblasti.html (дата обращения: 01.11.2021).
4. Депутаты «Единой России» дали положительную оценку прошедшим в области выборам // URL: https://riamo.ru/article/81311/ deputaty-edinoj-rossii-dali-polozhitelnuyu-otsenku-proshedshim-v-oblasti-vyboram.xl (дата обращения: 11.10.2021).
5. Информация Правительства Московской области // URL: http:// inmosreg.ru/northeast_news (дата обращения: 11.10.2021).
6. К укрупнению есть все предпосылки // Подмосковье сегодня. 2013. № 237. С. 18-20.
7. Наумов А. Проблемы политической конкуренции на муниципальных выборах // URL: https://mkkprf.ru/17A01-problemy-politicheskoy-konkurencii-na-municipalnyh-vyborah.html (дата обращения: 18.09.2021).
8. Рыбникова И. Два хозяина. В некоторых городах отменили прямые выборы // URL: https://rg.ru/201A/05/31/vibori-site.html (дата обращения: 07.10.2021).
9. Рыбникова И. В ряде городов области отменили прямые выборы глав // Российская газета. 201A. № 6395. С. 12-13.
10. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года c изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 07.10.2021).
11. Федеральный закон от 1 мая 2019 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32381A/ (дата обращения: 1A.11.2021).
12. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_AA571/(дата обращения: 1A.11.2021).
13. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_37119/ (дата обращения: 12.09.2021).
1A. Закон Московской области от 0A.06.2013 № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» (с изменениями на 30 июня 2021 года) // URL: https://docs.cntd.ru/document/537936706 (дата обращения: 12.09.2021).
15. Закон Московской области от 02.06.201A № 55/2014-ОЗ «О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Московской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Московской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Московской области» // URL: https://www.mosoblduma.ru/Zakoni/ ZakoniMoskovskojoblasti/item/19593 (дата обращения: 11.11.2021).
16. Закон Московской области от 11.06.2016 № 60/2016-ОЗ «О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Московской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Московской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Московской области» // URL: https://www.mosoblduma.ru/Zakoni/Zakoni_ Moskovskojoblasti/item/62206/ (дата обращения: 11.11.2021).
17. Закон Московской области от 23.09.2015 № 145/2015-0З «О внесении изменения в Закон Московской области «О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Московской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Московской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Московской области»» // URL: https://www.mosoblduma.ru/Zakoni/Zakoni_Moskovskoj_oblasti/ item/46381 (дата обращения: 12.10.2021).
SLEPTSOV Vladimir V. - postgraduate of the Moscow State Regional University. Address: Radio str., 10a, p. 1, Moscow, 105005, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Keywords: elections, parties, electoral system, local self-government.
REFORMING THE MUNICIPAL ELECTORAL SYSTEM OF THE MOSCOW REGION
Annotation
The problems of reforming the local level of government in Russia have not lost their relevance for more than twenty years. To date, issues related to the effectiveness of local government, economic and managerial aspects, as well as the applicability of various electoral systems at the municipal level are extremely acute. The transition from a majority system to a proportional system, as well as to a mixed one, the absolute leadership of the "party of power", the liberalization of electoral and party legislation - these aspects are put by the author as the basis of his research and are studied from the perspective of reforming local self-government in the Moscow region.
References
1. More than 70 % of the mandates in the elections in the region were received by candidates from United Russia // URL: https://riamo.ru/ article/81568/bolee-70-mandatov-na-vyborah-v-oblasti-poluchili-kandidaty-ot-edinoj-rossii.xl (accessed: 11.10.2021).
2. Gatsko M. City district or municipal district? // URL: https://pushkino. tv/ news /politika-vlast-gosudarstvo/109976/(accessed: 01.11.2021).
3. Gatsko M. Problems of reforming the territorial organization of local self-government in the Moscow region // URL: https://mkkprf.ru/16681-problemy-reformirovaniya-territorialnoy-organizacii-mestnogo-samoupravleniya-v-moskovskoy-oblasti.html(accessed: 01.11.2021).
4. United Russia deputies gave a positive assessment of the elections held in the region // URL: https://riamo.ru/article/81311/deputaty-edinoj-rossii-dali-polozhitelnuyu-otsenku-proshedshim-v-oblasti-vyboram.xl (accessed: 11.10.2021).
5. Information of the Government of the Moscow region // URL: http:// inmosreg.ru/northeast_news (accessed: 11.10.2021).
6. There are all prerequisites for consolidation // Moscow region today. 2013. No. Pp. 18-20.
7. Naumov A. Problems of political competition in municipal elections // URL: https://mkkprf.ru/17401-problemy-politicheskoy-konkurencii-na-municipalnyh-vyborah .html (accessed: 18.09.2021).
8. Rybnikova I. Two hosts. Direct elections were canceled in some cities // URL: https://rg.ru/2014/05/31/vibori-site.html(accessed: 07.10.2021).
9. Rybnikova I. In a number of cities of the region, direct elections of heads were canceled// Rossiyskaya Gazeta. 2014. No. 6395. P. 12-13.
10. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993 with amendments approved during the all-Russian vote on July 1, 2020) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ docLAW_28399/ (accessed: 07.10.2021).
11. Federal Law No. 87-FZ of May 1, 2019 "On Amendments to the Federal Law "On General Principles of the Organization of Local Self-Government in the Russian Federation" // URL: http://www.consultant. ru/document/consdoc_LAW 323814 / (accessed: 14.11.2021).
12. Federal Law No. 131-FZ of 06.10.2003 (as amended on 01.07.2021) "On the General principles of the organization of local self-government in the Russian Federation" // URL: http://www.consultant.ru/document/ consdocLA W_44571 / (accessed: 14.11.2021).
13. Federal Law No. 67-FZ of 12.06.2002 "On basic guarantees of electoral rights and the right to participate in a referendum of citizens of the Russian Federation" // URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_37119/ (accessed: 12.09.2021).
14. The Law of the Moscow region of 04.06.2013 No. 46/2013-OZ "On municipal elections in the Moscow region" (as amended on June 30, 2021) // URL: https://docs.cntd.ru/document/537936706 (accessed: 12.09.2021).
15. Law of the Moscow Region dated 02.06.2014 No. 55/2014-OZ "On the term of office of representative bodies of municipalities of the Moscow region and the procedure for forming representative bodies of municipal districts of the Moscow Region, the term of office and the procedure for electing heads of municipalities of the Moscow region" // URL: https://
www.mosoblduma.ru/Zakoni/Zakoni_Moskovskoj_oblasti/item/19593 (accessed: 11.11.2021).
16. Law of the Moscow Region dated 11.06.2016 No. 60/2016-OZ "On the term of office of representative bodies of municipalities of the Moscow region and the procedure for forming representative bodies of municipal districts of the Moscow region, the term of office and the procedure for electing heads of municipalities of the Moscow region" // URL: https:// www.mosoblduma.ru/Zakoni/Zakoni_Moskovskoj_oblasti/item/62206 / (accessed: 11.11.2021).
17. Law of the Moscow Region dated 23.09.2015 No. 145/2015-OZ "On Amendments to the Law of the Moscow Region "On the term of Office of representative bodies of municipalities of the Moscow Region and the Procedure for forming representative bodies of municipal districts of the Moscow Region, the term of office and the Procedure for electing heads of municipalities of the Moscow region" // URL: https://www. mosoblduma. ru/ Zakoni/Zakoni_Moskovskoj_oblasti/item/46381 (accessed: 12.10.2021).