Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ В РАМКАХ ДИХОТОМИЙ: СТОЛИЦА СУБЪЕКТА - ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ РАЙОНЫ И МОСКОВСКИЕ ЭКСПЕРТЫ - МЕСТНЫЕ ЭКСПЕРТЫ'

ИССЛЕДОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ В РАМКАХ ДИХОТОМИЙ: СТОЛИЦА СУБЪЕКТА - ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ РАЙОНЫ И МОСКОВСКИЕ ЭКСПЕРТЫ - МЕСТНЫЕ ЭКСПЕРТЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
190
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
РОССИЯ / ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС / ВЫБОРЫ / ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КАМПАНИИ / УЛЬЯНОВСК / МОСКВА / МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Арутюнов Антон Георгиевич, Сизов Владислав Олегович

В статье рассматривается вопрос муниципальных выборов в столицах субъектов Российской Федерации в контексте анализа отличий протекания муниципальных выборов столице субъекта и его районах, а также в контексте анализа разницы восприятия выборов муниципальных парламентов столиц субъектов Российской Федерации со стороны экспертного сообщества Москвы (как центра) и местных экспертов. В качестве примера региона была выбрана Ульяновская область. В качестве методов исследования были использованы фокус-группы и экспертное интервью. В Ульяновской области было проведена фокус-группа с экспертами на предмет особенностей выборов в муниципалитет Ульяновска, а также экспертное интервью о выборах в городские округа Ульяновской области. В Москве была проведена фокус-группа для выявления усреднённых особенностей выборов муниципального парламента, с этой же целью было проведено экспертное интервью в Московской области (в городе Дзержинский). В ходе реализации сложного комплекса исследований было выявлено несколько важных черт подобного типа выборов, как-то достаточно высокий уровень конфликтности, при этом наличие некоторых стандартных схем реализации избирательных кампаний этого типа и наличие низкой вовлечённости широких групп электората в подобного рода электоральных процессах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Арутюнов Антон Георгиевич, Сизов Владислав Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF MUNICIPAL ELECTIONS WITHIN THE FRAMEWORK OF DICHOTOMIES: THE CAPITAL OF THE SUBJECT - PROVINCIAL DISTRICTS AND MOSCOW EXPERTS - LOCAL EXPERTS

The article deals with the issue of municipal elections in the capitals of the constituent entities of the Russian Federation in the context of analyzing the differences in the course of municipal elections in the capital of the subject and its districts, as well as in the context of analyzing the difference in the perception of the elections of municipal parliaments of the capitals of the constituent entities of the Russian Federation by the expert community of Moscow (as a center) and local experts. The Ulyanovsk Region was chosen as an example of the region. Focus groups and expert interviews were used as research methods. In the Ulyanovsk region, a focus group was held with experts on the specifics of the elections to the Ulyanovsk municipality, as well as an expert interview about the elections to the urban districts of the Ulyanovsk region. A focus group was held in Moscow to identify the average features of the municipal parliament elections, and an expert interview was conducted for the same purpose in the Moscow region (in the city of Dzerzhinsky). During the implementation of a complex set of studies, several important features of this type of election were identified, such as a fairly high level of conflict, while the presence of some standard schemes for the implementation of election campaigns of this type and the presence of low involvement of broad groups of the electorate in such electoral processes.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ В РАМКАХ ДИХОТОМИЙ: СТОЛИЦА СУБЪЕКТА - ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ РАЙОНЫ И МОСКОВСКИЕ ЭКСПЕРТЫ - МЕСТНЫЕ ЭКСПЕРТЫ»

A.Г. Арутюнов,

B.О. Сизов

ИССЛЕДОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ В РАМКАХ ДИХОТОМИЙ: СТОЛИЦА СУБЪЕКТА -ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ РАЙОНЫ И МОСКОВСКИЕ ЭКСПЕРТЫ - МЕСТНЫЕ ЭКСПЕРТЫ

Аннотация

В статье рассматривается вопрос муниципальных выборов в столицах субъектов Российской Федерации в контексте анализа отличий протекания муниципальных выборов столице субъекта и его районах, а также в контексте анализа разницы восприятия выборов муниципальных парламентов столиц субъектов Российской Федерации со стороны экспертного сообщества Москвы (как центра) и местных экспертов. В качестве примера региона была выбрана Ульяновская область. В качестве методов исследования были использованы фокус-группы и экспертное интервью. В Ульяновской области было проведена фокус-группа с экспертами на предмет особенностей выборов в муниципалитет Ульяновска, а также экспертное интервью о выборах в городские округа Ульяновской области. В Москве была проведена фокус-группа для выявления усреднённых особенностей выборов муниципального парламента, с этой же целью было проведено экспертное интервью в Московской области (в городе Дзержинский). В ходе реализации сложного комплекса исследований было выявлено несколько важных черт подобного типа выборов, как-то достаточно высокий уровень конфликтности, при этом наличие некоторых стандартных схем реализации избирательных кампаний этого типа и

A. Arutyunov, V. Sizov

THE STUDY OF MUNICIPAL ELECTIONS WITHIN THE FRAMEWORKS OF THE DICHOTOMY: OF THE CAPITAL OF THE SUBJECT - PROVINCIAL DISTRICTS AND MOSCOW EXPERTS -LOCAL EXPERTS

Abstract

The article deals with the issue of municipal elections in the capitals of the constituent entities of the Russian Federation in the context of analyzing the differences in the course of municipal elections in the capital of the subject and its districts, as well as in the context of analyzing the difference in the perception of the elections of municipal parliaments of the capitals of the constituent entities of the Russian Federation by the expert community of Moscow (as a center) and local experts. The Ulyanovsk Region was chosen as an example of the region. Focus groups and expert interviews were used as research methods. In the Ulyanovsk region, a focus group was held with experts on the specifics of the elections to the Ulyanovsk municipality, as well as an expert interview about the elections to the urban districts of the Ulyanovsk region. A focus group was held in Moscow to identify the average features of the municipal parliament elections, and an expert interview was conducted for the same purpose in the Moscow region (in the city of Dzerzhinsky). During the implementation of a complex set of studies, several important features of this type of election were identified, such as a fairly high level of conflict, while the presence of some standard schemes for the implementation of election campaigns of this type and the presence of low involvement

наличие низкой вовлечённости широких групп электората в подобного рода электоральных процессах.

Ключевые слова:

Россия, экспертный опрос, выборы, электоральные процессы, избирательные кампании, Ульяновск, Москва, Московская область.

of broad groups of the electorate in such electoral processes.

Key words:

Russia, expert survey, elections, electoral processes, election campaigns, Ulyanovsk, Moscow, Moscow region.

Выборы являлись предметом исследования ряда авторов в частности М.А. Бурды [1], А.А. Горбачёва, Р.В. Евстифеева [3; 4], А.В. Кынева, А.Е. Любарева [5], А.К. Сковикова [2; 7], А.В. Шумилова [12; 13] и др. Исследование в области муниципальных выборов являются одними из самых часто проводимых в политической науке, тем не менее там остаётся большое количество лакун и пробелов. Проблемное поле политологии (в частности политологии электоральных процессов) становится одновременно более пёстрым и более специфичным [18]. Одной из таких лакун является вопрос протекания избирательных кампаний в столицах субъектов Российской Федерации, как весьма крупных высоко урбанизированных агломераций с большим населением, которые не анализировались системно ранее. В этом исследовании будет представлена попытка комплексного анализа муниципальных выборов столиц субъектов Российской Федерации по направлениям анализа кейсов выборов в Ульяновской области (самого города Ульяновска и городских округов в составе области, исследование реализовано с помощью фокус-группы), а также фокус-группы, проведённой в Москве и экспертного интервью в Московской области.

За деятельную помощь в проведении исследования мы хотим выразить благодарность Козловой Наталии Николаевне (г. Тверь), Солнышкову Владиславу Сергеевичу (г. Кострома), Сковикову Алексею Константиновичу (г. Москва), Степанову Алексею Николаевичу (г. Липецк), Гуковой Ирине Николаевне (г. Белгород), Звягиной Наталье Алексеевне (г. Воронеж), Сельцеру Дмитрию Григорьевичу (г. Тамбов), Евстифееву Роману Владимировичу (г. Владимир), Васильеву Андрею Михайловичу (г. Александров), Деркачу Максиму Андреевичу (г. Вышний Волочёк), Гагарину Никите Владимировичу (г. Дзержинский), Алумянц Диане Михайловне (г. Серпухов) и всему коллективу коллег политологов ЕГУ им. И.А. Бунина (г. Елец).

Выборы в муниципальных парламентах столиц субъектов становятся актуальной научной и общественной проблемой, политическая значи-

мость, которой становится выше в последние несколько лет. В связи с этим, имеется потребность в: выстраивании сценариев, составлении прогнозов, выявлении качественных черт текущего электорального цикла, где полученные выводы становятся актуальны в прикладном аспекте. Муниципальные выборы в Ульяновске, также являются неотъемлемой частью общественно-политической жизни региональной столицы. Выборы в Ульяновскую городскую думу 2020 года, также не являются исключением. В связи с этим данное исследование было проведено с целью выявления особенностей муниципальных выборов в городе Ульяновске, как столице субъекта Российской Федерации.

Методологическая база данного исследования, заключалась в подготовке и проведении фокусированного экспертного интервьюирования, в формате фокус-группы, а также глубинного интервьюирования.

В рамках заявленной цели фокус-группы в Ульяновске, мы также сформулировали перечень основных задач исследования. Первая задача исследования, направлена на организацию экспертного глубинного интервьюирования профильных экспертов, живущих и работающих в пределах города Ульяновска. Вторая задача исследования, направлена на выявление роли и характерных черт Ульяновской городской думы, как муниципального парламента столицы субъекта Российской Федерации. Третья задача исследования, направлена на формулирование ключевых особенностей муниципальных выборов в Ульяновске, на примере «компании в городскую думу 2020 года» [11].

В рамках подготовительного этапа фокус-группы в Ульяновске, были отобраны 10 профильных экспертов, включавших по одному представителю от: Избирательной комиссии города Ульяновска, Ульяновского отделения Российского Общества Политологов, Ульяновского представительства Российской Ассоциации Политической науки, Администрации города Ульяновска, Ульяновского городского отделения партии «КПРФ», Ульяновского городского отделения партии «ЛДПР», Ульяновского городского отделения партии «Единая Россия», Общественной палаты города Ульяновска, аппарата Ульяновской городской думы и Ульяновского городского отделения партии «Справедливая Россия». В целях сохранения личной конфиденциальности все эксперты посчитали нужным сохранить свою анонимность, в рамках данного исследования.

Особого внимания по мнению экспертов заслуживает нормативно-правовая сторона подготовки и проведения выборов в Ульяновскую городскую думу 2020 года. Согласно уставу города Ульяновска, «городская дума» - это высшее представительное учреждение муниципального образования города, состоящее из 40 депутатов, избираемых путем прямого мажоритарного голосования по системе относительного большинства, со сроком полномочий в 5 лет [9].

Полномочные компетенции данного органа муниципальной представительной власти совпадают с аналогичными компетенциями других муниципальных парламентов столиц субъектов Российской Федерации. Одна из главных компетенций заключается в том, что данный орган осуществляет утверждение главного нормативно-правового акта города Ульяновска, а именно устава. Другая компетенция заключается в том, что данный орган имеет полномочия по формированию и принятию муниципального городского бюджета. Также важна компетенция заключается в том, что данный орган утверждает систему дополнительного муниципального налогового обложения граждан и организаций. Четвертая компетенция состоит в том, что данный орган осуществляет разработку и принятие планов стратегического социального и экономического развития города. Дополнительно, существует компетенция, которая состоит в том, что данный орган имеет полномочия по распоряжению муниципальными активами и фондом жилищно-коммунального хозяйства. Одна из важных компетенций состоит в том, что данный орган имеет полномочия по реализации внешней политики, направленной на развитие конструктивного взаимовыгодного сотрудничества с другими муниципалитетами. Следующая компетенция состоит в том, что исключительно данный орган ведает организационными и материально-техническими вопросами работы остальных подведомственных и подотчётных органов местной власти и должностных лиц. Также существует компетенция, которая состоит в том, что данный орган осуществляет муниципальный контроль за деятельности подведомственных и подотчётных органов местной власти и должностных лиц. Наконец, предпоследняя из важных компетенций состоит в том, что данный орган выдвигает и принимает решение об импичменте главы муниципального образования. Завершающая из компетенций состоит в том, что данный орган занимается разработкой и принятием общих правил и принци-

пов городского благоустройства муниципального образования, также формированием половины состава «общественной палаты» Ульяновска.

Эксперты детально охарактеризовали ситуацию накануне городских выборов в Ульяновске 2020 года. В общей сложности, основными участниками данной муниципальной электоральной компании являлись такие партии, как: «КПРФ», «ЛДПР», «Единая Россия», «Справедливая Россия», а также ряд кандидатов, которые выдвигались в порядке самовыдвижения. Обращаясь же к предыдущему составу муниципального парламента, а именно «Ульяновской городской думы пятого созыва 2015 - 2020 годов», мы можем отметить, что из 40 мандатов, партия «Единая Россия» имела 38 мандатов, а партии «КПРФ» и «ЛДПР» по одному мандату соответственно. Резюмируя данное партийно-политическое соотношение, можно констатировать, что абсолютной партией власти в рамках пятого созыва городского парламента оставалась «Единая Россия» [10].

Все участники фокус-группы единогласно упомянули выборы в Ульяновскую городскую думу шестого созыва 2020 года, как самые запомнившиеся им. Мнения участников фокус-группы соответственно разделились в вопросе наиболее запомнившихся особенностей протекания кампании, так, например, представители городских отделений партий: «ЛДПР», «КПРФ» и «Справедливая Россия», отметили возросший уровень административных барьеров для потенциальных и действующих партийных кандидатов. Представители же: Общественной палаты города Ульяновска, аппарата Ульяновской городской думы и Избирательной комиссии города Ульяновска, высказали мнения о том, что повышенный административное внимание к участникам данной электоральной компании было обусловлено, прежде всего, сложной эпидемиологической ситуацией в городе на момент проведения выборов. Представители Ульяновского городского отделения партии «Единая Россия» и Администрации города Ульяновска отметили, что главной особенностью данной избирательной кампании явилось многодневное голосование. Представители же от Ульяновского отделения Российского Общества Политологов и Ульяновского представительства Российской Ассоциации Политической науки, сошлись на мнении о том, что главной особенностью данных выборов является обширно проведенная избирательная кампания партии «Единая Россия». Мнения участников фокус-группы вновь разделились, при выявлении главных общественных конфликтов и скандалов, так, например, предста-

вители: Ульяновского представительства Российской Ассоциации Политической науки, Ульяновского отделения Российского Общества Политологов и «КПРФ» сошлись на мнении о том, что главным публичным скандалом явились стремительные снятия с выборов ряда известных и независимых оппозиционных кандидатов. Остальные участники фокус-группы, сошлись на мнении о том, что никаких публичных скандалов зафиксировано не было.

Общеизвестно, что муниципальные выборы являются неотъемлемой частью гражданской и политической жизни местного социума. Муниципальные образования Ульяновской области и их жителей не являются исключением. Периодические выборы в муниципалитетах Ульяновской области позволяют структурно раскрыть характеристику текущих электоральных предпочтений граждан региона. Для выявления этих особенностей и их сравнения с аналогичными особенностями с ульяновским городским муниципальным парламентом было проведено экспертное интервью, результаты которого представлены ниже.

2021 год ознаменовался для Ульяновской области местными выборами в следующие муниципальные образования: город Димитровград, Сенгилеевский район и Чердаклинский район. Соответственно, В Димит-ровграде, в сентябре 2021 года состоялись дополнительные выборы депутата Городской Думы третьего созыва по одномандатному избирательному округу №19. В Чердаклинском же районе, в сентябре 2021 года, состоялись дополнительные выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования «Чердаклинское городское поселение» четвертого созыва по четырехмандатному избирательному округу №4. В Сенгилеев-ском же районе, в сентябре 2021 года, состоялись дополнительные выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования «Силикат-ненское городское поселение» четвертого созыва по пятимандатным избирательным округам №1 и №2 [15, с. 1].

Эксперт счёл важным привести опору из нормативно-правовой базы, которая достаточно плотно характеризует политические процесс в городских округах области. Таким образом, нормативно-правовую базу организации и проведения выборов в Ульяновской области составляют три нормативно-правовых акта, а именно: Конституция России, федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и закон Ульяновской области «О выборах

депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области».

Согласно Конституции Российской Федерации, а именно статьи №130 «местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления» [14, с. 12].

Согласно федеральному законодательству: «Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» [6, с. 88].

Согласно региональному законодательству: «Участие гражданина Российской Федерации в выборах депутатов представительного органа муниципального образования является свободным и добровольным, никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению» [8, с. 9].

Далее мы перейдём к рассмотрению перечня участников муниципальных избирательных процессов.

В рамках муниципальных электоральных компаний 2021 года потенциальными участниками выборов являлись: региональные отделения всероссийских политических партий, профильные региональные общественные организации и кандидаты самовыдвиженцы. Основываясь на данном перечне, мы можем рассмотреть список тех кандидатов, которые в конечном итоге приняли участие в данных муниципальных электоральных событиях.

В рамках местных выборов в городе Димитровграде, в общей сложности имелось 7 потенциальных кандидатов, включаю одного самовыдвиженца. Список партийных кандидатов включал в себя следующих политических акторов: «Справедливая Россия - Патриоты - За правду» -Р.Г. Бяхтыгареев; «Единая Россия» М.А. Сутягина; «Коммунистическая партия Российской Федерации» - Г.Ф. Кичкаев; «Либерально-демократической партии России» - Е.А. Тигин; «Коммунистическая партия Коммунисты России» - Р.Р. Каримов Спектр же внепартийных кандидатов самовыдвиженцев, в рамках данных муниципальных выборов, представлял Л.Н. Леонтьева [15, с. 2].

В рамках муниципальных выборов в Сенгилеевском районе, в общем виде имелось 8 кандидатов, включая уже двух самовыдвиженцев. Список партийных кандидатов по округу №1 включал в себя следующих политических акторов: «Единая Россия» - К.Г. Картель - «Коммунистическая партия Российской Федерации» - О.В. Лушина Кандидатом в рамках самовыдвижения выступила Е.В. Малинина Список партийных кандидатов по округу №2 был представлен: «Либерально-демократическая партия России» - Д.А. Краснов «Единая Россия» - Т.В Кузнецова и Н.В. Хитева -«Коммунистическая партия Российской Федерации» - Г.И. Фокеева и У.У. Рамазанов. Самовыдвиженцем являлся М.В. Мизюрин [15, с. 3].

В рамках муниципальных выборов в Чердаклинском районе прини-мали участие в общей сложности 6 исключительно партийных кандидатов. В список данных кандидатов входили: «Либерально-демократическая партия России» - А.Н. Семенов и Н.В. Денисова «Единая Россия» - Н.В. Уресметова и В.П. Барахтина «Коммунистическая партия Российской Фе -дерации» - О.А. Шлихт и Ю.В. Кузнецов [15, с. 4].

Перейдём к обобщению электоральных итогов муниципальных из -бирательных кампаний. Резюмируя итоги выборов в Димитровграде, мы можем констатировать победу кандидата Г.Ф. Кичкаева - «Коммунистическая партия Российской Федерации». Данная победа ознаменовала собой укрепление электоральных и политических позиций коммунистической партии, при общей явке избирателей в 33% [15, с. 5].

Обращаясь же к итогам выборов в Сенгилеевском районе, можно отметить, что в рамках данной электоральной компании победу одержали кандидаты К.Г. Картель - «Единая Россия» и Д.А. Краснов - «Либерально-демократическая партия России». Таким образом, электоральные итоги данных муниципальных выборов сбалансировано уравновесили политико -административные полномочия двух вышеуказанных партий в рамках озвученного муниципалитета [15, с. 6].

Рассматривая же электоральные итоги выборов в Чердаклинском районе, можно увидеть, что в рамках данного события победу одержали кандидаты Н.В. Уресметова и В.П. Барахтина - «Единая Россия». Таким образом, данные выборы явились главной электоральной муниципальной победой ранее указанной партии среди остальных местных выборов в Ульяновской области 2021 года [15, с. 7].

В завершении, перейдём к выявлению общей специфики организации и проведения муниципальных выборов.

С точки зрения выявления общей специфики организации и проведения, можно отметить, что данная электоральная компания характеризуется применением классических форм предвыборной агитации избирателей, куда входят: баннеры, листовки, встречи с избирателями, а также в случае с городом Димитровградом реализация возможностей телевизионной агитации избирателей.

Таким образом, подводя итоги анализа экспертного интервью, мы можем уверенно констатировать, что нам удалось достигнуть цель исследования, которая заключалась в формулировании общей характеристики электоральных итогов муниципальных выборов в Ульяновской области 2021 года. Принимая во внимание факт того, что данные компании во многом являются примерами локального проявления электоральных предпочтений жителей Ульяновской области, мы всё равно можем уверенно говорить о том, что подобные электоральные события, как нельзя лучше демонстрируют публичную специфику актуальных политических процессов в регионе.

Сопоставляя электоральные процессы в Ульяновске и городских округах (районах) Ульяновской области, можно сказать, что главная разница протекания процессов в данном сегменте электоральной системы заключена в том, что разнится динамика, конфликтность и политическая культура столицы регионов и районов. Динамика и конфликтность в Ульяновске гораздо выше и интенсивней и имеют больший социально-политический эффект. В свою очередь политические процесс в городских округах (районах) несколько замедленны и кроме достаточно урбанизированных территорий (к примеру, Димитровград) не имеют ни высокой динамики, ни высокой конкурентности и, в свою очередь, высокой конфликтности. политическая культура, с точки зрения развитости электоральных институтов и культуры политического участия, безусловно, более развита в Ульяновске (опять-таки за исключением некоторых достаточно урбанизированных районов.

Эксперты Московской фокус-группы, в которую также вошли 10 человек, пытались создать и выработать усреднённую модель основных черт и особенностей выборов муниципального парламента в столице субъекта Российской Федерации. В состав экспертной группы главным

образом воли политологи и эксперты, которые обладают учёной степенью доктор или кандидат политических наук.

Среди существенных черт были названы наивысшая среди муниципальных выборов динамика электорального процесса (роме выборов в муниципальных округах городов федерального значения), высокая интенсивность агитации, широкое применение «чёрного пиара», высокая скандальность выборов. При этом, слегка противореча предыдущему, были отмечены такие особенности как низкая информированность избирателя о выборах такого уровня (региональные и федеральные выборы гораздо более известны обывателю), низкая заинтересованность избирателя в участие в подобного рода выборах (кроме ряда резонансных случаев), а также серость и некоторую технологическую отсталость применяемых в подобного рода выборах политических технологий. Также для подобного рода кампаний характерен поздний старт активности кандидатов, малое количество волн распространения агитационного материала, малый бюджет кампаний даже у крупных партий. Особым пунктом становится проведение праймериз ВПП «Единая Россия» по поводу выдвижения кандидатов даже на этом уровне, что позволяет фактически начать более ранний старт для кандидата от этой парти, который победит в праймериз. Иногда может складываться парадоксальная ситуация, когда сами праймериз могут быть ярче и активнее, чем последующая, уже реальная кампания после официального выдвижения. Тренд перехода кампании в социальные сети, фиксированный ранее [16], полностью оправдывается на этом типе выборов. Тренд перехода политике в онлайн сферу, в частности и на муниципальном уровне фиксируется по всему миру и отмечается широким спектром исследователей [20; 21; 22; 29]. В России политическое проникает в онлайн среду с помощью возможности электронного голосования, электронного голосования на праймериз ВПП «Единой России» (в частности, на интересующих нас типе выборов), в мире эти практике выходят за приделы исключительно голосования и приобретают многообразные формы [23; 24; 25]. Особого внимания заслуживает обозначенный выше тренд на аполитичность избирателя, его переход к голосованию за поступки, а не за политическую принадлежность кандидата, что часто описывается, когда говорят о современных избирательных кампаниях [25]. Отметим, что тренд уменьшения привязки кандидата к конкретной партии наблюдался и ранее (хотя, конечно, не во всех избира-

тельных кампаниях [27]. Примечательно, что обратный ответ и обратная реакция от электората кроме собственно волеизъявления граждан редко прослеживаются, к примеру, обращения в прокуратуру или полицию для разбирательства считаются, чем-то необычным и даже неправильным, что идёт в разрез с международной практикой муниципальных выборов и процессов функционирования легислатур в целом [26; 27; 28].

Эксперт из проведённого соответственно экспертного интервью на территории Московской области, который должен был помочь в составлении перечня характерного списка особенностей муниципальных выборов столиц субъектов Российской Федерации, также помог сформировать похожую картину по данному типу выборов. К примеру, полностью совпали меры о средней динамике электорального процесса. При этом был отмечен высокий протестный потенциал и высокая возможность применения «чёрного» пиара и теневых избирательных технологий. Было показано, что во многих одномандатных округах на таких выборах часто отсутствует интрига, победитель легко предсказывается заранее, однако электоральные сюрпризы возможны, но для них необходимо создание специфических условий политической, социальной или экономической мобилизации населения.

Сравнивая итоги всех четырёх мини-исследований, можно сказать, что построение единой модели выборов для муниципальных парламентов столиц субъектов Российской Федерации выглядит вполне возможным и эмпирически и теоретически обоснованным. В рамках сравнения выборов в столице субъекта и его провинциальных городских округах выявляются свойственные только столицам субъектов (за несущественным рядом исключений) свойства, к примеру, средняя электоральная динамика, потенциал применения «чёрного пиара» и т.д. В рамках сравнения московской (столичной) и местной (в данном случае ульяновской) групп экспертов можно сказать, что существенная разница выявлена не была, что подтверждает полученные выводы, и доказывает, во-первых, объективность экспертов, во-вторых, правильность сделанных выводов.

Литература

1. Бурда М.А., Гришин О.Е., Попов С.И., Иванова М.М. Технология «Умное голосование» как форма легитимного протеста в контексте политической стабильности (на примере выборов в Московскую городскую Думу) // Вопросы политологии. 2021. Т. 11. №5(69).

2. Горбачев А.А., Сковиков А.К. Тенденции и противоречия в процессе формирования российского парламента // Право и политика. 2011. №5.

3. Евстифеев Р.В. Исследование электорального реформирования: особенности и ограничения // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2017. №4(53).

4. Евстифеев Р.В. От «спорных выборов» к глобальной эрозии демократии: ограничения международного влияния на политические выборы // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2020. №3(64).

5. Любарев А.Е. Корреляционный анализ итогов голосования на российских федеральных и региональных выборах 2011-2018 гг. // Политическая наука. 2021. №1.

6. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон №131-ФЗ. Москва: Проспект; Санкт-Петербург: Кодекс, 2021.

7. Сковиков А.К. Электоральная активность женщин и интересы правящего класса Украины // Женщина в российском обществе. 2012. №3(64).

8. Ульяновская область. Законы. О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области №109-30. Ульяновск: Ульяновская правда, 2007.

9. Ульяновская область. Законы. Устав муниципального образования «город Ульяновск». Ульяновск: Ульяновская правда, 2021.

10. Цыбарков В. Выборы депутатов Ульяновской Городской Думы пятого созыва 13 сентября 2015 года // Избирательная комиссия муниципального образования города Ульяновска. 015. 13 сен. URL: https://ulgik.ru/vybory-i-referendumy/vybory-deputatov-uljanovskoi-gorodskoi-dumy/vybory-deputatov-uljanovskoi-gorodskoi-dumy-pjatogo-sozyva-13-sentjabrja-2015-goda/ (дата обращения 01.09.2021).

11. Цыбарков В. Выборы депутатов Ульяновской Городской Думы пятого созыва 13 сентября 2020 года // Избирательная комиссия муниципального образования города Ульяновска. 2020. 13 сен. URL: https://ulgik.ru/vybory-i-referendumy/vybory-deputatov-uljanovskoi-gorodskoi-dumy/vyiboryi-deputatov-ugd-2020/ (дата обращения: 01.09.2021).

12. Шумилов А.В. Манипуляция итогами выборов в странах «молодых демократий» // В^ник Одеського нацюнального уыверситету. Соцюлопя i полiтичнi науки. 2013. Т. 18. №2-3(18).

13. Шумилов А.В. Факторы формирования электронной политики в молодежной среде // PolitBook. 2012. №1.

14. Электронный каталог сайта Президента Российской Федерации: база данных. URL: http://kremlin.ru/acts/constitution (дата обращения 01.09.2021).

15. Электронный каталог сайта Избирательной комиссии Ульяновской области: база данных. URL: http://ulyanovsk.izbirkom.ru/arkhiv-vyborov-i-referendumov/19-09-2021-edinyy-den-golosovaniya/munitsipalnye-vybory/index.php (дата обращения 01.09.2021).

16. Eubank N., Grossman G., Platas M., Rodden J. Viral Voting: Social Networks and Political Participation // Quarterly Journal of Political Science. URL: https://mplatas.files.wordpress.com/2019/06/socialnetworksandpoliticalparticipa tion_may2019.pdf (дата обращения 01.09.2021)

17. Jacobson G.C. How Do Campaigns Matter? // The Annual Review of Political Science. 2015. Vol. 47. No. 1.

18. Jervis R. Politics and Political Science // Annual Review of Political Science. 2018. Vol. 21.

19. McCarty N., Schickler E. On the Theory of Parties // Annual Review of Political Science. 2018. Vol. 21.

20. Neshkova M., Guo H. Public participation and organizational performance: evidence from state agencies // Journal of public administration research and theory. 2012, Vol. 22. №2.

21. Nezdyurov A.L. Public hearings as a mechanism of social partnership. In: Shadrin A.E. Social partnership and development of civil society institutes in regions and munidpalites. Moscow: Social Information Agency, 2008.

22. Norris D.F., Reddick C.G. E-democracy at the American grassroots: Not now ... not likely? // Information polity. 2013, Vol. 18. №3.

23. Polak F. The Image of the Future. Elsevier Scientific Publishing Company Amsterdam, London; New York. 1973.

24. Parycek P., Rinnerbauer B., Schossbock J. Democracy in the digital age: digital agora or dystopia // IJEG. 2017. Vol. 9. №3-4.

25. Perezolova A.S. City e-Referendums: case study of the project "Active CITIZEN" // Vlast. 2015. №2.

26. Pod'yachev K.V. Appeals to the public authorities as a form of public participation. Moscow, 2007.

27. Royo S., Yetano A. "Crowdsourcing" as a tool for e-participation: two experiences regarding CO2 emissions at municipal level // Electron commer research. 2015. Vol. 15. №3.

28. Sachs M., Schossböck J. Acceptance of tools for electronic citizen participation.^: Panagiotopoulos P. (ed.). Electronic participation lecture notes in computer science. Cham: Springer international publishing, 2019.

29. S^b0 0., Rose J., Skiftenes F.L. The shape of eParticipation: characterizing an emerging research area // Government information quarterly. 2008. Vol. 25. №3.

References

1. Burda M.A., Grishin O.E., Popov S.I., Ivanova M.M. Tekhnologiya «Umnoe golosovanie» kak forma legitimnogo protesta v kontekste politicheskoi stabil'nosti (na primere vyborov v Moskovskuyu gorodskuyu Dumu) // Voprosy politologii. 2021. T. 11. №5(69).

2. Gorbachev A.A., Skovikov A.K. Tendentsii i protivorechiya v protsesse formirovaniya rossiiskogo parlamenta // Pravo i politika. 2011. №5.

3. Evstifeev R.V. Issledovanie elektoral'nogo reformirovaniya: osobennosti i ogranicheniya // Kaspiiskii region: politika, ekonomika, kul'tura. 2017. №4(53).

4. Evstifeev R.V. Ot «spornykh vyborov» k global'noi erozii demokratii: ogranicheniya mezhdunarodnogo vliyaniya na politicheskie vybory // Kaspiiskii region: politika, ekonomika, kul'tura. 2020. №3(64).

5. Lyubarev A.E. Korrelyatsionnyi analiz itogov golosovaniya na rossiiskikh federal'nykh i regional'nykh vyborakh 2011-2018 gg. // Politiche-skaya nauka. 2021. №1.

6. Rossiiskaya Federatsiya. Zakony. Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon №131-FZ. Moskva: Prospekt; Sankt-Peterburg: Kodeks, 2021.

7. Skovikov A.K. Elektoral'naya aktivnost' zhenshchin i interesy pravyashchego klassa Ukrainy // Zhenshchina v rossiiskom obshchestve. 2012. №3(64).

8. Ul'yanovskaya oblast'. Zakony. O vyborakh deputatov predstavitel'nykh organov munitsipal'nykh obrazovanii Ul'yanovskoi oblasti №109-30. Ul'yanovsk: Ul'yanovskaya pravda, 2007.

9. Ul'yanovskaya oblast'. Zakony. Ustav munitsipal'nogo obrazovaniya «gorod Ul'yanovsk». Ul'yanovsk: Ul'yanovskaya pravda, 2021.

10. Tsybarkov V. Vybory deputatov Ul'yanovskoi Gorodskoi Dumy pyatogo sozyva 13 sentyabrya 2015 goda // Izbiratel'naya komissiya munitsipal'nogo obrazovaniya goroda Ul'yanovska. 015. 13 sen. URL: https://ulgik.ru/vybory-i-referendumy/vybory-deputatov-uljanovskoi-gorodskoi-dumy/vybory-deputatov-uljanovskoi-gorodskoi-dumy-pjatogo-sozyva-13-sentjabrja-2015-goda/ (data obrashcheniya 01.09.2021).

11. Tsybarkov V. Vybory deputatov Ul'yanovskoi Gorodskoi Dumy pyatogo sozyva 13 sentyabrya 2020 goda // Izbiratel'naya komissiya munitsipal'nogo obrazovaniya goroda Ul'yanovska. 2020. 13 sen. URL: https://ulgik.ru/vybory-i-referendumy/vybory-deputatov-uljanovskoi-gorodskoi-dumy/vyiboryi-deputatov-ugd-2020/ (data obrashcheniya: 01.09.2021).

12. Shumilov A.V. Manipulyatsiya itogami vyborov v stranakh «molodykh demokratii» // Visnik Odes'kogo natsional'nogo universitetu. Sotsiologiya i politichni nauki. 2013. T. 18. №2-3(18).

13. Shumilov A.V. Faktory formirovaniya elektronnoi politiki v molodezhnoi srede // PolitBook. 2012. №1.

14. Elektronnyi katalog saita Prezidenta Rossiiskoi Federatsii: baza dannykh. URL: http://kremlin.ru/acts/constitution (data obrashcheniya 01.09.2021).

15. Elektronnyi katalog saita Izbiratel'noi komissii Ul'yanovskoi oblasti: baza dannykh. URL: http://ulyanovsk.izbirkom.ru/arkhiv-vyborov-i-referendumov/19-09-2021-edinyy-den-golosovaniya/munitsipalnye-vybory/index.php (data obrashcheniya 01.09.2021).

16. Eubank N., Grossman G., Platas M., Rodden J. Viral Voting: Social Networks and Political Participation // Quarterly Journal of Political Science. URL: https://mplatas.files.wordpress.com/2019/06/socialnetworksandpoliticalparticipa tion_may2019.pdf (data obrashcheniya 01.09.2021)

17. Jacobson G.C. How Do Campaigns Matter? // The Annual Review of Political Science. 2015. Vol. 47. No. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Jervis R. Politics and Political Science // Annual Review of Political Science. 2018. Vol. 21.

19. McCarty N., Schickler E. On the Theory of Parties // Annual Review of Political Science. 2018. Vol. 21.

20. Neshkova M., Guo H. Public participation and organizational performance: evidence from state agencies // Journal of public administration research and theory. 2012, Vol. 22. №2.

21. Nezdyurov A.L. Public hearings as a mechanism of social partnership. In: Shadrin A.E. Social partnership and development of civil society institutes in regions and munisipalites. Moscow: Social Information Agency, 2008.

22. Norris D.F., Reddick C.G. E-democracy at the American grassroots: Not now ... not likely? // Information polity. 2013, Vol. 18. №3.

23. Polak F. The Image of the Future. Elsevier Scientific Publishing Company Amsterdam, London; New York. 1973.

24. Parycek P., Rinnerbauer B., Schossbock J. Democracy in the digital age: digital agora or dystopia // IJEG. 2017. Vol. 9. №3-4.

25. Perezolova A.S. City e-Referendums: case study of the project "Active CITIZEN" // Vlast. 2015. №2.

26. Pod'yachev K.V. Appeals to the public authorities as a form of public participation. Moscow, 2007.

27. Royo S., Yetano A. "Crowdsourcing" as a tool for e-participation: two experiences regarding CO2 emissions at municipal level // Electron commer research. 2015. Vol. 15. №3.

28. Sachs M., Schossbock J. Acceptance of tools for electronic citizen par-ticipation.In: Panagiotopoulos P. (ed.). Electronic participation lecture notes in computer science. Cham: Springer international publishing, 2019.

29. Sœb0 0., Rose J., Skiftenes F.L. The shape of eParticipation: characterizing an emerging research area // Government information quarterly. 2008. Vol. 25. №3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.