УДК 331.483.1:656.211.5
В.А.Котенко, В.Ф.Пфаф, О.Э.Чернов
РЕФОРМИРОВАНИЕ И ОПТИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВРАЧЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ КОМИССИЙ
ОАО «РЖД» В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
НУЗ «Научный клинический центр ОАО «РЖД», 20, ул. Часовая, Москва 125315, Россия
Рассмотрены вопросы реструктуризации и организации работы врачебно-экспертных комиссий в системе ОАО «РЖД», их межуровневого взаимодействия. Детализирован алгоритм документооборота, порядка и сроков медицинского освидетельствования. Уточнены принципы построения заключения по экспертизе профпригодности. Определены задачи дальнейшего развития врачебно-экспертной работы в системе отраслевого здравоохранения.
Ключевые слова: работоспособность, периодические медицинские осмотры, экспертиза профессиональной пригодности, безопасность движения поездов.
V.A.Kotenko, V.F.Pfaf, O.E.Chernov. Contemporary reforms and optimization of medical examination committees in Russian Railways JSC
Research Clinical Center of the Russian Railways JSC, 20, Chasovaya Str., Moscow 125315, Russia
The authors considered problems of restructurization and organization of medical examination committees in Russian Railways JSC, and their interlevel interactions. Detailed specification included documents circulation, order and terms of medical examination. Principles of conclusion on occupational fitness examination are specified. The article covers tasks of further development of occupational medical examination work in trade occupational medicine.
Key words: performance, periodic medical examinations, occupational fitness examination, railway traffic safety.
Цель исследования — обоснование реорганизации отраслевой системы врачебных комиссий, проводящих экспертизу профпригодности работников, непосредственно обеспечивающих безопасность движения поездов.
Материалы и методы исследования. Нормативные и методические документы по экспертизе профпригодности железнодорожников, новые методические подходы к организации работы врачебно-экс-пертных комиссий на железнодорожном транспорте, статистический анализ причин профнепригодности работников.
Результаты исследования и их обсуждение. Медицинское обеспечение безопасности движения поездов является наиболее специфичным разделом железнодорожного здравоохранения. Главной его составляющей является медицинский отбор и контроль за состоянием здоровья путем периодических медицинских осмотров (обследований) работников, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой.
Во главе всей медицинской системы, проводящей данную экспертную работу, стоит Центральная вра-чебно-экспертная комиссия (ЦВЭК), которой в организационно-методическом плане подчиняются все врачебно-экспертные комиссии (ВЭК), в том числе и региональные врачебно-экспертные комиссии (Рег-ВЭК) [1,2].
В соответствии с Распоряжением ОАО «РЖД» от 21.02.2013 г. № 476р «Об утверждении Положения о врачебно-экспертных комиссиях негосударственных учреждений здравоохранения ОАО «РЖД», с июля 2013 года ЦВЭК размещается на базе многопрофильного стационара Научного клинического центра ОАО «РЖД», в котором работает квалифицированный опытный персонал, знающий особенности отраслевой медицины и специализирующийся в области наиболее значимой и распространенной среди железнодорожников общей и профессиональной патологии, а также имеющий традиционную направленность на решение вопросов медицинской экспертизы лиц, обеспечивающих движение поездов.
Основными функциями ЦВЭК являются рассмотрение и вынесение экспертных заключений по сложным и конфликтным случаям, которые не находят окончательного решения в ВЭК и РегВЭК, а также вся отчетно-аналитическая и методическая работа по вопросам экспертизы профпригодности лиц, непосредственно связанных с движением поездов. Значимой частью врачебной нагрузки является также документация, переписка по экспертным вопросам, по запросам судов, с органами медико-социальной экспертизы и другими инстанциями. Экспертные решения ЦВЭК являются обязательными для ВЭК и РегВЭК.
В настоящее время на сети железных дорог России функционируют:
— 1 ЦВЭК в медицинской организации центрального подчинения;
— 16 РегВЭК в медицинских организациях регионального подчинения;
— 189 линейных ВЭК, в том числе:
62 ВЭК в отделенческих больницах и поликлиниках;
122 ВЭК в узловых больницах и поликлиниках.
Для организации и проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров железнодорожников, работающих в условиях воздействия вредных и опасных производственных факторов, к лечебным учреждениям на сети железных дорог России прикреплено около 7000 предприятий и организаций ОАО «РЖД», а также более 4600 сторонних.
В настоящее время уровневая структура ВЭК и их задачи представлены следующим образом:
I уровень — линейные ВЭК:
Проведение обязательных медицинских осмотров и экспертизы профессиональной пригодности лиц, поступающих на работу и работников, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов и маневровой работой, а также поступающих на работу и работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
II уровень — РегВЭК:
1. Осуществление экспертизы профессиональной пригодности работников, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов и маневровой работой в сложных экспертных случаях (по направлению ВЭК); в случаях несогласия освидетельствуемого лица с заключением ВЭК; в случаях, когда РегВЭК ранее было выдано заключение об индивидуальных сроках и (или) условиях допуска к работе, либо по рекомендации ЦВЭК.
2. Проведение заочного консультирования на основании медицинской документации, направленной из ВЭК, в случаях заключения о профессиональной непригодности работников локомотивных бригад (непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой) и во всех сложных экспертных случаях.
3. Накопление, обобщение и анализ результатов осмотров работников, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, с целью совершенствования деятельности ВЭК.
4. Систематический контроль работы ВЭК, для чего проводятся плановые проверки (не реже 1 раза в квартал) деятельности подведомственных ВЭК.
5. Учет всех случаев вынесенных заключений о профессиональной непригодности с последующей подготовкой информационных сообщений в подведомственные ВЭК.
6. Участие совместно с Региональными дирекциями медицинского обеспечения (РДМО) в разборе случаев внезапной смерти работников локомотивных бригад.
7. Организация и проведение ежегодных научно-практических конференций с участием председателей и врачей-специалистов подведомственных ВЭК.
8. Ведение учетно-отчетной документации и представление в ЦВЭК ежегодных аналитических форм, а также внесение предложений о совершенствовании деятельности ВЭК.
III уровень — ЦВЭК:
1. Осуществление экспертизы профессиональной пригодности работников, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов и маневровой работой в сложных экспертных случаях (по направлению РегВЭК); в случаях несогласия освидетельствуемого с заключением РегВЭК; в случаях, когда ЦВЭК ранее было выдано заключение об индивидуальных сроках и (или) условиях допуска к работе.
2. Проведение заочного консультирования на основании медицинской документации, направленной из РегВЭК, всех сложных экспертных случаев.
3. Накопление, обобщение и анализ результатов медицинских осмотров работников, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, с целью совершенствования деятельности ВЭК.
4. Систематический контроль работы РегВЭК, для чего проводятся плановые проверки (не реже 1 раза в квартал) деятельности указанных комиссий.
5. Учет всех случаев вынесенных заключений о профессиональной непригодности с последующей подготовкой информационных сообщений в РегВЭК.
6. Участие совместно с Департаментом здравоохранения ОАО «РЖД» в разборе случаев внезапной смерти работников локомотивных бригад.
7. Организация и проведение совместно с Департаментом здравоохранения ОАО «РЖД» ежегодных научно-практических конференций с участием председателей РегВЭК и представителей РДМО.
8. Участие совместно с Департаментом здравоохранения ОАО «РЖД» в анализе результатов внедрения и освоения новых методов диагностики и лечения применительно к экспертизе профессиональной пригодности.
9. Проведение анализа деятельности ВЭК всех уровней, составление пояснительной записки о деятельности РегВЭК и ЦВЭК, составление утвержденных отчетных форм ОАО «РЖД» о деятельности ЦВЭК.
10. Внесение предложений о совершенствовании деятельности РегВЭК в Департамент здравоохранения ОАО «РЖД».
В соответствии с действующими нормативными документами по результатам экспертизы профессиональной пригодности выносятся следующие заключения:
«Годен к работе в установленном порядке» — при отсутствии медицинских противопоказаний;
«Допущен к работе в индивидуальном порядке» — при наличии изменений состояния здоровья работ-
ника, требующих более частого динамического контроля состояния его здоровья (переосвидетельствование с периодичностью менее года устанавливается решением РегВЭК или ЦВЭК);
«Не годен к работе» — при наличии медицинских противопоказаний;
«Временно не годен к работе» — при наличии медицинских противопоказаний, которые носят временный характер или могут быть успешно корригированы лечебными мероприятиями;
«Заключение не вынесено. Нуждается в дополнительном обследовании и (или) направлении на РегВЭК, ЦВЭК» — выносится ВЭК в случае невозможности принятия окончательного решения
0 наличии (отсутствии) медицинских противопоказаний и направляется работодателю в течение трех суток.
Через ЦВЭК ежегодно проходит более 200 лиц, непосредственно связанных с безопасностью движения поездов и маневровой работой, большинство из которых — работники локомотивных бригад. Каждый из них очень сложен в диагностическом и в социально-конфликтном отношениях, и примерно в половине случаев выносится решение об их профнепригодности [1,3].
Анализ структуры причин профнепригодности работников, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой (далее — работников
1 категории), проведенный ЦВЭК за прошедший год, представлен в табл.
В структуре причин профнепригодности железнодорожников первое место (более 50%) стабильно занимают заболевания сердечно-сосудистой системы, которые характеризуются нарушениями общего и коронарного кровообращения, сердечного ритма и проводимости, высоким риском сердечно-сосудистых осложнений и внезапной смерти. Очевидно, что от правильно вынесенного врачебно-экс-пертного заключения в этих случаях зависит как безопасность движения поездов и личная безопасность работника, так и возможность сохранения для отрасли подготовленного, квалифицированного специалиста.
Наличие нарушений сердечного ритма и проводимости часто требует индивидуального подхода. При врачебно-экспертной оценке их как нестойких, возникающих как временный симптом острой патологии или при нарушенном функциональном состоянии (переутомление, психотравматизация и т.д.), целесообразно рациональное трудоустройство работника на срок до трех месяцев с последующим переосвидетельствованием. Имплантация эффективно работающего кардиостимулятора или успешная малоинвазивная хирургическая деструкция аритмогенных зон часто позволяет устранить стойкие и рецидивирующие нарушения сердечного ритма и проводимости высоких градаций риска, что напрямую влияет на врачебно-экспертный исход.
Таблица
Структура причин профнепригодности работников I категории,%
Причины профнепригодности (по классам болезней и отдельным нозологическим группам) Доля в общей структуре причин профнепригодности
Болезни системы кровообращения 50,8
в том числе нарушения ритма и проводимости 44,9
Болезни эндокринной системы 8,7
Болезни нервной системы^^^^^! 27,5
в том числе пароксизмальные расстройства 20,3
Болезни ЛОР-органов 5,8
в том числе с нарушением слуха 5,8
Глазные болезни^^^^^^^^^^^Н 2,9
Прочие болезни^^^^^^^^^^Н 4,3
Всего 100
На втором месте в структуре причин профнепригодности железнодорожников находятся болезни нервной системы (более 20%). Среди них наиболее прогностически опасными являются (независимо от их причин) пароксизмальные расстройства сознания, транзиторные церебральные ишемиче-ские приступы.
Заключение. На современном этапе развития системы здравоохранения железнодорожной отрасли перед ЦВЭК стоят следующие задачи: принять участие в разработке и изменении документов, регламентирующих организацию ВЭК и порядок проведения экспертизы; систематизировать порядок направления в РегВЭК и ЦВЭК работников I категории; организовать проведение ежемесячных телемедицинских конференций по вопросам экспертизы с участием всех председателей РегВЭК; совместно с Департаментом здравоохранения ОАО «РЖД» внедрить в практику работы Научного клинического центра ОАО «РЖД» программу «Электронная ВЭК»; ввести порядок электронного документооборота, максимально сократить время ожидания вызова на ЦВЭК работников I категории; совместно с Департаментом здравоохранения ОАО «РЖД» принимать участие в клинических разборах случаев внезапной смерти работников I категории; заключить договоры с работодателями на оказание медицинской услуги «предварительные и периодические медицинские осмотры работников ОАО «РЖД», производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов и маневровой работой»; совместно с Департаментом здравоохранения ОАО «РЖД» вести систематический контроль работы ВЭК и РегВЭК; осуществлять подготовку ежегодных конференций по вопросам организации и работы ВЭК всех уровней; ввести формы годовых отчетов работы ВЭК всех уровней.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Атьков А.Ю., Цфасман А.З. (ред.) Железнодорожная медицина. Энциклопедия. — М.: Медицина, 2007. — 1040 с.
2. Распоряжение ОАО «РЖД» от 21 февраля 2013 г. № 476р «Об утверждении Положения о врачебно-экспертных комиссиях негосударственных учреждений здравоохранения ОАО «РЖД».
3. Чернов О.Э., Геселева Л.Н. // Железнодорожная медицина. — М. — № 19. — С. 13-20.
REFERENCES
1. At'kov A.Yu., Tsfasman A.Z., eds. Railway medicine. Encyclopedia. — Moscow: Meditsina, 2007. — 1040 p. (in Russian).
2. Russian Railways JSC Order on 21st February 2013 N 476r «On approval of State on medical examination committees in non-governmental medical establishments Russian Railways JSC» (in Russian).
3. Chernov O.E., Geseleva L.N. // Zheleznodorozhnaya
meditsina. — 19. — Р. 13-20 (in Russian).
Поступила 20.11.2014
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Котенко Виктор Анатольевич,
зам. гл. врача по экспертизе профпригодности — председатель ЦВЭК НУЗ «Научный клинический центр ОАО «РЖД».
Пфаф Виктор Франсович,
директор НУЗ «Научный клинический центр ОАО «РЖД», канд. мед. наук, доцент. Е-mail: nkcrzd@gmail. com.
Чернов Олег Эдуардович,
зам. руководителя центра профпатологии и профпригодности НУЗ «Научный клинический центр ОАО «РЖД», д-р мед. наук, проф. E-mail: [email protected].
УДК 614.2:613.6:51-7
А.В. Костин1, С.А. Костина2
ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ У РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Медицинский научно-учебный центр «Бифидбэк-РГ», д. 2а / оф. 89, ул. 60-лет Октября, г. Белгород 308036, Россия 2НИУ Белгородский государственный университет, 85, ул. Победы, г. Белгород 308015, Россия
Определены критерии медико-психологической подготовки работников железнодорожного транспорта с применением информационно-цифровых технологий. Полученные результаты свидетельствуют о том, что применение компьютерной программы «Железнодорожник» приводит к снижению частоты и длительности «эмоционально стрессорных состояний».
Ключевые слова: медико-психологическая профилактика, работник железнодорожного транспорта, эмоционально стрессорные состояния, информационно-цифровые технологии, самоконтроль.
Ay.Kostin1, S.A.Kostina2. Information digital technologies and medical psychologic prevention of stress state in railway transport workers
Medical Research and Training Center "Bifidbek-RG", 2a / of. 89; ul. 60 years of October, Belgorod 308036, Russia
2Research University of Belgorod State University, 85, ul. Victory, Belgorod 308015, Russia
The authors determined criteria of medical and psychologic training of railway transport workers, with applied information digital technologies. The results obtained prove that application of software «Railway worker» («Zheleznodorozhnik») reduces frequency and duration of «emotional stress states».
Key words: medical psychologic prophylaxis, railway transport worker, emotional stress states, information digital technologies, self-control.
Будущее экономическое и геополитическое положение России определяется, в том числе, и профессиональной компетентностью работников железнодорожного транспорта, готовностью к самореализации и
саморегуляции поведения личности. Государственный заказ общества, современная рыночная экономика предъявляют высокие требования к таким профессионально-личностным качествам, как адаптивные