2. Klochkova E.A. Work safety on railway transport. — Moscow: Marshrut, 2004. — 699 p. (in Russian).
3. Lisobey V.A. Morbidity in transport workers. — Odessa: Chernomorie, 2005. — 262 p. (in Russian).
4. On state of sanitary epidemiologic well-being of population in Russian Federation in 2013. State report. — Moscow: Federal Service on supervision in consumers rights protection and well-being, 2014. — 191 p. (in Russian).
5. Tsfasman A.Z. Occupational diseases in railway workers. Railway medicine. 2nd edition. — Moscow: Reprocentr M, 2011. — Р. 155-337 (in Russian).
Поступила 20.11.2014
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Карецкая Тамара Дмитриевна,
зав. терапевтическим отд. центра профпатологии и профпригодности НУЗ «Научный клинический центр ОАО «РЖД». E-mail: [email protected].
Пфаф Виктор Франсович,
директор НУЗ «Научный клинический центр ОАО «РЖД», канд. мед. наук, доцент. E-mail: [email protected].
Чернов Олег Эдуардович,
зам. руководителя центра профпатологии и профпригодности НУЗ «Научный клинический центр ОАО «РЖД», д-р мед. наук, проф. E-mail: [email protected].
УДК 331.546:656.211.5
О.Э.Чернов, В.Ф.Пфаф
ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ЛИЦ, НЕПОСРЕДСТВЕННО
СВЯЗАННЫХ С ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ
НУЗ «Научный клинический центр ОАО «РЖД», 20, ул. Часовая, Москва 125315, Россия
В работе обсуждаются психофизиологические аспекты условий и безопасности труда лиц водительских профессий на железнодорожном транспорте. Рассматриваются вопросы их медицинского обследования и проведения экспертизы профессиональной пригодности при различных заболеваниях и нарушениях функционального состояния.
Ключевые слова: функциональное состояние, напряженность трудового процесса, экспертиза профессиональной пригодности, безопасность движения транспортных средств.
O.E.Chernov, V.F.Pfaf. Occupational fitness examination of individuals directly connected with train operation
Research Clinical Center of the Russian Railways JSC,20, Chasovaya Str., Moscow 125315, Russia
The article covers psychophysiologic aspects of work conditions and work safety in train operator occupations of railway transport. The authors consider problems of medical examination, occupational fitness analysis in these individuals if in various diseases or functional disorders.
Key words: functional state, work intensity, occupational fitness examination, vehicles traffic safety.
Цель исследования — обоснование современных подходов, методов и критериев оценки состояния здоровья, используемых при проведении экспертизы профпригодности работников, непосредственно обеспечивающих безопасность движения поездов.
Материалы и методы исследования. Нормативные документы по экспертизе профпригодности, психофизиологический анализ условий и безопасности труда, врачебно-экспертная оценка требований к состоянию здоровья и профессиональной надежности работников локомотивных бригад и других групп опасных профессий на железнодорожном транспорте.
Результаты исследования и их обсуждение. Современные тенденции развития техники, расширение сферы ее применения в различных, подчас экстремальных условиях труда, увеличение сложности, от-
ветственности, опасности трудового процесса сопровождаются повышением экономической и социальной значимости результатов труда и последствий различных его нарушений. В этой связи возрастает внимание к изучению причин несчастных случаев и роли ошибочных действий человека в возникновении аварий и катастроф на производстве и транспорте [1,3,4,11].
Довольно часто несчастные случаи являются следствием транзиторных, эпизодических нарушений состояния здоровья, особенно в психической сфере — синкопальных состояний, утомления, снижения бдительности, отвлечения внимания, забывчивости и др., которые не позволяют сохранить профессиональную пригодность как устойчивый уровень развития профессионально важных качеств в соответствии с требованиями деятельности.
Профессиональная пригодность субъекта труда проявляется в показателях эффективности, надежности и качества деятельности. В большинстве случаев причинами как производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, так и нарушений надежности деятельности являются ошибочные действия конкретного работника, а также эргономические недостатки средств и условий деятельности, сложность трудовых задач, нерациональная организация деятельности [5,6,10]. Недостаточный уровень профессиональной пригодности особенно часто приводит к случаям травматизма (личного и окружающих), а также к браку в работе при управлении техникой, следствием которого являются аварии, предпосылки к происшествиям и катастрофы с гибелью людей, поломкой техники, большими экономическими потерями.
В России профессиональный отбор на должность машиниста начал проводиться в 20-е годы прошлого века после создания Центральной лаборатории по изучению профессиональных болезней на транспорте. Экспертиза профессиональной пригодности поступающих на работу и работников локомотивных бригад проводилась (и до настоящего времени проводится) только по медицинским показателям, однако параллельно в научно-исследовательских институтах железнодорожной гигиены и транспорта, отраслевом научно-практическом центре психофизиологии труда разрабатывались методики психофизиологического отбора. На основе исследования особенностей деятельности машинистов были определены профессионально важные качества, методы оценки готовности к экстренным действиям, устойчивости к монотонии, стрессу, работе при дефиците времени и др. Внедрение в нашей стране с 1985 года профессионального психо-физиологическиого отбора работников локомотивных бригад, результаты которого учитываются при проведении экспертизы их профессиональной пригодности, позволило существенно снизить количество аварий и брака в работе по человеческому фактору [2].
Наиболее высокие требования к состоянию здоровья работников на железнодорожном транспорте предъявляются для лиц, непосредственно обеспечивающих движение поездов. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.09.1999 г. № 1020 определены 6 групп указанных работников:
1. Работники группы машинистов, водителей и их помощников (в том числе занятые на поездной работе в одно лицо).
2. Работники диспетчерско-операторской группы (дежурные, операторы, диспетчеры и пр.).
3. Работники станционно-маневровой группы (стрелочники, осмотрщики вагонов, сигналисты и пр.).
4. Работники группы, обслуживающей поезда в пути следования (кондукторы, механики, проводники и пр.).
5. Работники группы пути (монтеры, обходчики и пр.).
6. Работники группы энергоснабжения (электрификации), сигнализации, централизации, блокировки и связи (электромеханики, электромонтеры и пр.).
При этом наиболее жесткие требования к состоянию здоровья предъявляются к первой группе работников в связи с повышенной их ответственностью за безопасность движения поездов.
В настоящее время в отрасли функционирует трехуровневая система, включающая около 300 врачебно-экспертных комиссий (ВЭК), которые ежегодно проводят примерно 1,5 млн осмотров лиц, работающих во вредных и опасных условиях труда.
Особое значение в железнодорожной отрасли занимает расположенный на базе Научного клинического центра ОАО «РЖД» Центр профпатологии и профпригодности (далее — профцентр), работа которого напрямую связана с обеспечением безопасности движения поездов и сохранением здоровья работников. Он является ведущим координирующим и методологическим органом в этом плане.
В профцентре рассматриваются, как правило, сложные, конфликтные случаи экспертизы профпригодности, которые не могут решить на местах, а также при несогласии работников, непосредственно обеспечивающих движение поездов, с решениями ВЭК о негодности к работе. Ежегодно в профцентре выносится около 600 экспертных заключений с решением вопросов профпригодности. При этом более чем в 50% случаев по результатам комплексного обследования выносится положительное врачебно-экспертное заключение, что позволяет сохранить на работе квалифицированные кадры преимущественно в возрастной группе 40-55 лет.
Несмотря на достаточно эффективно действующую систему профессионального отбора и медицинского обеспечения, уровень заболеваемости по данным обращаемости за медицинской помощью в учреждения здравоохранения железнодорожного транспорта не снижается, что обусловлено, прежде всего, комплексным воздействием различных вредных и опасных производственных факторов, а также недостаточной результативностью мероприятий по охране труда.
Заболевания сердечно-сосудистой системы играют ведущую роль среди причин профнепригодности работников отрасли (около 30% всех причин), а также примерно в 40% случаев являются причиной их первичного выхода на инвалидность. По результатам расследования фактов внезапной смерти работников, непосредственно связанных с движением поездов, установлено, что в 88% случаев их причиной была острая сердечно-сосудистая недостаточность (табл.1). Кроме того, указанные заболевания представляются наиболее сложными в плане дифференциальной диагностики и медицинской экспертизы.
Естественно, что заболевания сердечно-сосудистой системы — ведущие в структуре хронических заболеваний работников, непосредственно связанных с движением поездов. Подтверждением этого явля-
ются данные о железнодорожниках, поступающих в профцентр.
Таблица 1
Удельный вес сердечно-сосудистых заболеваний среди проблем со здоровьем работников железнодорожной отрасли
Виды нарушений трудоспособности Доля в общей структуре заболеваемости
Заболеваемость с временной утратой трудоспособности 8%
Профнепригодность работников около 30%
Первичный выход на инвалидность около 40%
Внезапная смерть работников 8%
В 70% случаев основным заболеванием у них являются гипертоническая болезнь, ИБС, другие болезни с нарушениями общего и коронарного кровообращения, сердечного ритма и проводимости, высоким риском сердечно-сосудистых осложнений и внезапной смерти (табл.2). Очевидно, что от правильно вынесенного врачебно-экспертного заключения в этих случаях зависит как безопасность движения поездов и личная безопасность работника, так и возможность сохранения для отрасли подготовленного, квалифицированного специалиста.
Таблица 2
Структура выявленных заболеваний сердечно-сосудистой системы у лиц, направленных в профцентр
Заболевания по отдельным но- Доля в общей структу-
зологическим группам ре заболеваемости
Гипертоническая болезнь 43,8%
Ишемическая болезнь сердца 11,3%
Вегето-сосудистая дистония 24,1%
Болезни миокарда, эндокарда 13%
Другие болезни сердечно-сосу- 7,8%
дистой системы
Среди железнодорожников с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, направленных в про-фцентр для решения вопросов их профпригодности, чаще всего выявлялась гипертоническая болезнь, составляя в среднем 44% всех пациентов. Диагноз ИБС, встречавшийся в 30% направлений на госпитализацию, часто не подтверждался благодаря применению высокотехнологичных методов диагностики. При обследовании методом коронароангиографии больных с высоким риском наличия ИБС, гемодинамически значимые нарушения коронарного кровообращения были обнаружены только в 23% случаев.
Учитывая повышение общего уровня юридической грамотности населения, можно прогнозировать значительное увеличение случаев несогласия работников с врачебно-экспертными заключениями об их профнепригодности (в том числе и связанных с судебными тяжбами). В этой связи необходимо отметить, что
врачи-эксперты находятся под постоянным психологическим прессингом со стороны работников, заинтересованных в выгодном для них экспертном решении, на врачей ложится дополнительная ответственность за медицинское обеспечение безопасности движения поездов.
Опыт работы профцентра свидетельствует не только о возрастающей нагрузке, но и сложности решаемых врачебно-экспертных вопросов, очень часто требующих углубленного специализированного обследования работников, непосредственно связанных с движением поездов. Поэтому подавляющее большинство присланных на освидетельствование обследуются в стационарных условиях, где проще организовать консультации необходимых специалистов и провести сложные инструментально-диагностические исследования.
В процессе проведении экспертизы профпригодности лиц, непосредственно связанных с движением поездов, следует учитывать ряд критериев, которые можно разделить на две большие группы: медицинские и социальные [7,8].
Медицинские критерии включают своевременно установленный, точный, полный клинический диагноз с учетом выраженности морфологических изменений, степени функциональных нарушений, тяжести и характера течения заболевания или увечья, наличия декомпенсации, осложнений, а также стадии заболевания. Большое значение имеет клинический прогноз (ближайший и отдаленный) и перспективы в отношении продолжения работы в своей профессии, основанные на анализе результатов лечения, обратимости морфологических и функциональных нарушений, характера течения заболевания и его осложнений.
При оценке профпригодности приоритет отдается степени выраженности функциональных нарушений, что закреплено в ряде нормативных документов Минздрава России.
Именно от состояния адаптационных механизмов зависит степень выраженности функциональных нарушений при воздействии неблагоприятных производственных факторов (шум, вибрация, физические и психоэмоциональные перегрузки), климатических и других условий внешней среды. Традиционно в практике медицинской экспертизы выделяют три степени выраженности функциональных нарушений:
I степень (незначительные нарушения) — это выявляемое объективными методами состояние напряжения адаптационных механизмов при уровне нагрузок на организм, превышающих повседневные (обычные) для конкретного человека.
При этом способность исполнять профессиональные обязанности, как правило, сохранена или незначительно ограничена. В ряде случаев может предусматриваться негодность к работе по некоторым специальностям, требующим большого физического и нервно-психического напряжения, связанных в ряде профессий с прямой угрозой жизни и здоровью работ-
ников (пожарные, спасатели, охранники, инкассаторы, водители транспортных средств и пр.). Работа в таких профессиях по классификации условий труда может быть отнесена к 4-й категории — опасные экстремальные. Профессиональные обязанности работников часто предполагают сложно координированную работу в условиях дефицита времени, в навязанном темпе, условия выполнения которой представляют опасность для собственной жизни и жизни других людей (спасаемых, пассажиров).
II степень (умеренные нарушения) — это состояние срыва адаптационных механизмов, проявляющееся при повседневных (обычных) для конкретного человека нагрузках. Способность исполнять профессиональные обязанности при этом ограничена. В этих случаях могут даваться рекомендации по рациональному трудоустройству — переводу работника на другую должность, соответствующую состоянию его здоровья.
III степень (значительные, или резко выраженные нарушения) — это состояние полного срыва адаптационных механизмов, выявляемое уже в покое. Способность исполнять профессиональные обязанности при этом стойко утрачивается. Работник в этих случаях может быть направлен на медико-социальную экспертизу для определения степени утраты трудоспособности и группы инвалидности.
Таким образом, нарушение функций организма оценивается, прежде всего, с позиции — в какой степени эти нарушения ведут к снижению у работника способности исполнять профессиональные обязанности и его социальной адаптации.
Не при каждом заболевании методы клинического исследования позволяют достоверно количественно оценить нарушение функций (например: при остеохондрозе позвоночника, хроническом гепатите, циррозе печени и др.). В этих случаях степень выраженности анатомических изменений, выявляемых современными инструментальными методами лучевой диагностики, пункционной биопсии и др., позволяет более точно оценить клинический и трудовой прогноз.
При ряде заболеваний сам факт установления диагноза определяет неблагоприятный прогноз в отношении профпригодности при медицинском освидетельствовании (например: злокачественные опухоли, лейкозы, лимфогранулематоз, диффузные заболевания соединительной ткани, лепра, СПИД, шизофрения и др.).
При других заболеваниях правильно оценить прогноз и, соответственно, профпригодность, можно с учетом течения заболевания, стадии, тяжести, частоты рецидивов, обратимости имеющихся анатомических и функциональных нарушений. Примером таких заболеваний являются: гипертоническая болезнь, при которой профпригодность оценивается в зависимости от стадии и течения заболевания; бронхиальная астма, сахарный диабет, тиреотоксикоз, при которых определяющей является тяжесть заболевания; язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, хронический
холецистит, хронический панкреатит, при которых годность к работе зависит от частоты рецидивов заболевания, наличия осложнений или степени выраженности функциональных нарушений.
Социальные критерии при экспертизе профпригодности отражают все, что связано с профессиональной деятельностью работника. К ним относятся: характеристика физического и нервно-психического напряжения, организация, периодичность, суточный ритм работы, наличие нагрузки на отдельные органы и системы организма, неблагоприятных условий труда и профессиональных вредностей. Учитываются уровень образования освидетельствуемого, подготовки по специальности, наличие опыта работы, возраст, мнение работодателя и возможность использовать его на работе, наиболее отвечающей его состоянию здоровья, а также направленность на продолжение работы в своей профессии.
Таким образом, основные принципы экспертизы профпригодности по состоянию здоровья железнодорожников, особенно непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, в первую очередь диктуются необходимостью обеспечения безопасности и снижения текучести кадров. С этой точки зрения для определения надежности человека в системе «человек — машина — движение» должны применяться функциональный и индивидуальный врачебно-экспертные подходы. Суть этих подходов:
1. Профпригодность определяется не столько по наличию или отсутствию заболевания (нозологический подход), сколько по степени выраженности нарушений функций органов и систем (функциональный подход). Профпригодность полностью ограничивается, как правило, при стойких, резко выраженных нарушениях.
2. При умеренно и незначительно выраженных нарушениях функций индивидуально оценивается способность выполнять профессиональные обязанности в полном объеме, несмотря на имеющиеся заболевания, без существенного ущерба для здоровья (индивидуальный подход).
За последние годы на железнодорожном транспорте особое внимание уделялось формированию высокоэффективной системы мониторинга состояния здоровья его работников, включающей подсистемы постоянного слежения за уровнем профессиональной непригодности, общей и профессиональной заболеваемости, временной нетрудоспособности, организации оздоровления работников отрасли. В результате уровень общей заболеваемости работников железнодорожного транспорта ниже на 25%, показатель первичного выхода на инвалидность в 2,5 раза меньше, чем в целом среди населения Российской Федерации, а показатель заболеваемости профессиональными болезнями ниже в 1,5 раза, чем в других отраслях народного хозяйства страны.
В то же время традиционная направленность медицинского обеспечения железнодорожников главным
образом на диагностику и лечение заболеваний, должна быть дополнена комплексом мероприятий, ориентированных на сохранение и восстановление здоровья практически здорового работника на основе оценки его функционального состояния и резервных возможностей в процессе профессиональной деятельности, использования преимущественно немедикаментозных методов и средств повышения адаптационных возможностей, психофизиологической устойчивости организма к неблагоприятным условиям жизни и труда [2,9].
Заключение. В настоящее время в связи с развитием технического прогресса на железнодорожном транспорте возрастает значение мероприятий медицинского обеспечения, экспертизы профессиональной пригодности машинистов локомотивов и лиц других профессий, работающих по интенсивным технологиям. Указанные мероприятия направлены, прежде всего, на обеспечение безопасности движения поездов и сохранение опытных, квалифицированных кадров с достаточным уровнем профессионального здоровья (даже при имеющихся заболев аниях и функциональных нарушениях). В этой связи представляется необходимой разработка применительно к ним новых, современных методик и критериев экспертной оценки профпригодности, основанных на изложенных в статье подходах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (см. REFERENCES пп.10,11)
1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001. 511 с.
2. Вильк М.Ф., Цфасман А.З. Медицинское обеспечение безопасности движения поездов. — М., 2001. — 272 с.
3. Джоунз Д., Бродбент Д., Вассерман Д.Е. и др. Человеческий фактор. Т. 2. — М.: Мир, 1991. — 500 с.
4. Доброборский Б.С. Безопасность машин и человеческий фактор. — СПб., 2011. — 111 с.
5. Зараковский Г.М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. — М.: Наука, 1966. — 114 с.
6. Котик М.А., Емельянов А.М. Ошибки человека-оператора (на примерах управления транспортными средствами) . — М.: Транспорт, 1993. — 252 с.
7. Куликов В.В., Чернов О.Э., Булавин В.В. и др. Организационно-методологические аспекты военно-врачебной экспертизы граждан с заболеваниями внутренних органов. — М., 2004. — 160 с.
8. Лучкевич В.С. Основы социальной медицины и управления здравоохранением. — СПб., 1997. — 184 с.
9. Черное О.Э. Современные подходы к медико-психологической реабилитации и экспертизе лиц опасных профессий // Актуальные вопросы клинической транспортной медицины. — М., 2005. — С. 102-111.
REFERENCES
1. Bodrov V.A. Psychology of occupational fitness. — Moscow, 2001. — 511 p. (in Russian).
2. Vil'k M.F., Tsfasman A.Z. Medical support of railway traffic safety. — Moscow, 2001. — 272 p. (in Russian).
3. Dzhounz D., Brodbent D., Vasserman D.E. et al. Human factor. Vol. 2. — Moscow: Mir, 1991. — 500 p. (in Russian).
4. Dobroborskiy B.S. Machines safety and human factor. — St-Petersburg, 2011. — 111 p. ( in Russian).
5. Zarakovskiy G.M. Psychophysiologic analysis of work activity. — Moscow: Nauka, 1966. — 114 p. (in Russian).
6. Kotik M.A., Emelianov A.M. Errors of human operator (exemplified by vehicles operation) . — Moscow: Transport, 1993. — 252 p. (in Russian).
7 .Kulikov VV., Chernov O.E., Bulavin VV. et al. Organizational and methodic aspects of military medical examination of individuals having visceral diseases. — Moscow, 2004. — 160 p. (in Russian).
8 .Luchkevich V.S. Basics of social medicine and health care management. — St-Petersburg, 1997. — 184 p. (in Russian).
9 .Chernov O.E. Contemporary approaches to medical and psychologic rehabilitation and examination of risky occupations workers. In: Topical problems of clinical transport medicine. — Moscow, 2005. — Р. 102-111 (in Russian).
10. Beaty G. The human factor in aircraft accident. — London, 1969. — P. 152-160.
11. Human Factors Guidelinesfor Locomotive Cabs// Report Type and Dates Covered. Final report April 1994 — May 1998.
Поступила 20.11.14
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Черное Олег Эдуардович,
зам. руководителя центра профпатологии и профпригодности НУЗ «Научный клинический центр ОАО «РЖД», д-р мед. наук, проф. E-mail: [email protected]. Пфаф Виктор Франсоеич,
директор НУЗ «Научный клинический центр ОАО «РЖД», канд. мед. наук, доцент. E-mail: nkcrzd@gmail. com.