Научная статья на тему 'РЕФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА В РФ'

РЕФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА В РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ / ОТЧЕТНОСТЬ / РЕФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТА В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ / ИЗМЕНЕНИЯ В БЮДЖЕТНОМ УЧЕТЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ - КАК ИНСТРУМЕНТ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ / BUDGET ACCOUNTING / REPORT / ACCOUNTING REFORM IN THE PUBLIC SECTOR / CHANGES IN BUDGET ACCOUNTING / FEDERAL STANDARD - AS A CONVERSION TOOL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чихачева Д.А.

В статье рассматриваются процессы реформирования бюджетного учета в Российской Федерации, основные этапы реформирования, а также основные изменения в бюджетном учете и отчетности в 2018 году. Представлены нововведения, которым подвергается бюджетный учет вследствие утверждения федеральных стандартов - как инструмента преобразований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORMING THE BUDGETARY ACCOUNTING IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the processes of reforming budget accounting in the Russian Federation, the main stages of reform, as well as the main changes in budget accounting and reporting in 2018. Presents the changes that budget accounting is subject to as a result of the approval of federal standards - as an instrument of transformation.

Текст научной работы на тему «РЕФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА В РФ»

5. Ласкина Н.В. Прокурорский надзор: учебник для вузов. М.: Юстицинформ, 2016. 226 с.

УДК 336.14

Чихачева Д.А. студент 3 курса

факультет корпоративной экономики и предпринимательства

Новосибирский государственный университет экономики и управления Россия, г. Новосибирск РЕФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА В РФ

Аннотация. В статье рассматриваются процессы реформирования бюджетного учета в Российской Федерации, основные этапы реформирования, а также основные изменения в бюджетном учете и отчетности в 2018 году. Представлены нововведения, которым подвергается бюджетный учет вследствие утверждения федеральных стандартов - как инструмента преобразований.

Ключевые слова: бюджетный учет, отчетность, реформирование учета в бюджетной сфере, изменения в бюджетном учете, федеральный стандарт - как инструмент преобразований.

Chikhachyova D.А.

3rd year student

Faculty of Corporate Economics and Business Affairs Novosibirsk State University of Economics and Management

Russia, Novosibirsk REFORMING THE BUDGETARY ACCOUNTING IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The article discusses the processes of reforming budget accounting in the Russian Federation, the main stages of reform, as well as the main changes in budget accounting and reporting in 2018. Presents the changes that budget accounting is subject to as a result of the approval of federal standards - as an instrument of transformation.

Keywords: budget accounting, report, accounting reform in the public sector, changes in budget accounting, federal standard - as a conversion tool.

В развитии современной экономики главную роль играет государственное регулирование. В финансовом механизме, который, в свою очередь, позволяет осуществлять экономическое регулирование, особое место занимает государственный бюджет. И если происходят какие-либо изменения в бюджетном процессе, то они в основном заключаются в повышении эффективности расходов государства за счет концентрации направлений, наиболее важных для общества. Не секрет, что основным сектором экономики России являются бюджетные учреждения,

преследующие некоммерческие цели в процессе своей детальности и являющиеся опорой государственной власти [7]. Так как бюджетный учет -это составная часть единой системы учета Российской Федерации, то он должен непрерывно совершенствоваться. Для этого требуется все время повышать эффективность использования бюджета, анализировать его воздействие на экономику, рационально управлять финансами, создавая новые направления в ведении бухгалтерского учета. Именно в этом и заключается актуальность выбранной мною темы, ведь реформирование бюджетного учета осуществлялось не одно десятилетие и всегда оставалось важной задачей государства.

Государство всегда стремилось избавится от нерациональных расходов, что обуславливало необходимость принятия взвешенных решений в бюджетном планировании. Требовалось внедрение новых концепций. Но для достижения этого, нужно было выяснить, какие сферы деятельности лучше развиваются при частном инвестировании, а какие при бюджетном финансировании. Тем самым, возникла необходимость в сравнении частного сектора с себестоимостью производимой продукции, а также оказываемых услуг в секторе государственного управления [4]. По мнению Министерства финансов, достичь это можно только, если внедрить в бюджетный учет элементы «коммерческого» бухгалтерского учета, и главным образом ввести метод начислений. Данный метод позволит значительно повысить прозрачность операций сектора государственного управления.

Все это нашло отражение в Бюджетном послании Президента РФ, в ходе которого была разработана Концепция реформирования бюджетного процесса в 2004-2006 гг.

Совершенствование бюджетного процесса, как одного из направлений данной реформы, можно добиться путем замены "управления бюджетными затратами" на "управление результатами". А достичь это позволит повышение ответственности и самостоятельности участников бюджетного процесса в рамах четких среднесрочных ориентиров. И тогда на первый план выйдет известная концепция "бюджетирование, ориентированное на результат». Ей суть заключается в распределении бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и реализуемыми ими бюджетными программами в зависимости от достижения конкретных результатов [7].

Были выделены следующие направления реформирования бюджетного процесса:

1) Реформирование бюджетной классификации

2) Расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования

3) Разделение бюджетов на бюджеты действующих и принимаемых обязательств

4) Совершенствование среднесрочного финансового планирования

5) Изменение порядка процедур составления и рассмотрения бюджета

Реформирование бюджетной классификации заключается в приближении классификации к требованиям международных стандартов, а именно:

1. Повысить самостоятельность участников бюджетного процесса изменив ориентацию бюджетов на достижение конечных результатов;

2. Приближение бюджетной классификации к международным требованиям и статистики государственных финансов.

3. Структурирование классификации расходов в соответствие с главными функциями органов местного самоуправления.

Суть второго направления заключается в переходе к преимущественно программно-целевым методам бюджетного планирования, которые позволят достичь весомых результатов, путем направления на них бюджетных ресурсов.

Предоставляя ежегодно доклады о результативных показателях деятельности субъектами бюджетного планирования, разрабатывая и реализуя государственные целевые программы, расширяя в процессе исполнения бюджета полномочия администраторов бюджетных программ, а также используя ведомственные программы, можно добиться расширения сферы применения и совершенствования программно-целевых методов планирования бюджетов.

Было также предложено разделить бюджеты на бюджеты действующих и принимаемых расходных обязательств, о чем говорит третье направление.

Отличаются они тем, что бюджет действующих обязательств - это объем ассигнований, который необходим для исполнения в планируемом периоде расходных обязательств Российской Федерации исходя из действующих нормативно-правовых актов, а бюджет принимаемых обязательств наоборот, исходя из еще только вступающих в силу нормативно-правовых актов.

Разграничив данные обязательства, появится возможность сделать процедуру составления бюджета гораздо быстрее и проще, установить и поддерживать более жёсткие бюджетные ограничения, а также сделать период среднесрочного бюджетного планирования длиннее, надежнее, что произойдет только за счет установления правил прогнозирования объема действующих обязательств.

Данный подход создаст стимул субъектам бюджетного планирования предоставлять свои расходы в виде бюджетно-целевых программ. Все это в итоге приведет к постепенному формированию системы мониторинга эффективности их деятельности, а это тем самым, поспособствует повышению результативности бюджетных расходов.

Главным элементом четвертого направления является переход и совершенствование многолетнего (среднесрочного) планирования бюджета. Такое планирование подразумевает начало бюджетного цикла с

рассмотрения главных параметров среднесрочного финансового плана, одобренного в прошлом цикле, анализ изменения внешних условий и факторов, а также исправление или создание новых бюджетных проектов на будущее.

Если проанализировать применяемый финансовый план РФ, то можно заметить, что на практике его роль в бюджетном процессе достаточно ограничена. В основном это происходит, например, вследствие каких-либо изменений в налоговом законодательстве, недостаточной надежности прогнозов макроэкономики.

Пятое направление подразумевает Изменение порядка процедур составления и рассмотрения бюджета исходя из условий и требований бюджетирования, ориентированного на результат [4].

Для реализации всех этих направлений Приказом Министерства финансов РФ от 26.08.2004 № 70н был утвержден инструмент реформирования бюджетной сферы - Инструкция по бюджетному учету [6].

В связи с этим произошло разделение функций участников бюджетного процесса. Обязанностью казначейства становится ведение кассового учета бюджета, а обязанностью бюджетных учреждений становится ведение учета исполнения бюджета по методу начисления (в т.ч. ссуд, государственных кредитов).

Инструкция включает в себя четыре части. В первой части говорится об организации бюджетного учета, а именно о требованиях по оформлению, классификации первичных документов, перечислены учетные регистры и т.д. Вторая часть основывается на новом Плане счетов бюджетного учета, в котором представлена обновленная кодировка и структура счетов. А вот уже Инструкция по его применению, содержащая новый порядок учета, находится в третьей части.

Несмотря на то, что большинство новых положений бюджетного учета находятся в стадии разработки, то в настоящее время просто необходимо предпринимать меры в направлении наилучшей организации бухгалтерского учета.

Для этого следует закрепить все активы и обязательства в балансах органов власти. Это касается министерств, департаментов, ведомств.

Не должны быть ни один актив и ни одно обязательство, числящиеся за муниципалитетом и не поставленные на учет соответствующим органом власти (ведомством).

Следует пересмотреть реестр бюджетополучателей. Для этого необходимо, чтобы в нем были лишь бюджетные учреждения с однозначным и точным закреплением их только за одним ведомством [3].

Также должна последовать полная инвентаризация всех объектов бюджетного учета.

Период на новый порядок бюджетного учета следует осуществлять с проведения инвентаризации основных средств. Если проследить, то можно увидеть изменение состава субсчетов счета «Основные средства» (счет

101.01), также произошло изменение критериев отнесения предметов (объектов) к основным средствам, годовой износ теперь заменился ежемесячным начислением амортизации, отменились условия присваивания инвентарного номера. Возникает необходимость группировки основных средств по синтетическим субсчетам Плана счетов, а учет ведется исходя из установленной ОКОФ (Общероссийским классификатором основных фондов) классификации [4].

Стоит также отметить, что определение нормы амортизации происходит на основе отношения основного средства к той или иной группе по ОКОФ. Для расчета амортизации за год используется линейный способ, зависящий от восстановительной (первоначальной) стоимости и нормы амортизации основного средства (зависит от срока полезного использования). Что касается малоценных предметов, то их необходимо переквалифицировать в объекты основных средств, вложения в нефинансовые активы, материальные запасы, либо в прочие расходы прошлого отчетного периода, так Новый план счетов отличается от предыдущего тем, что в нем нет специальных счетов для их учета. В состав основных средств перейдут малоценные предметы, учтенные на счетах 070 и 071, со сроком полезного использования более 12 месяцев. Они будут разделены на две группы:

1) До 1000 руб. включительно

2) Более 1000 руб.

В составе нематериальных активов учитываются активы, выполняющие условия в п. 33 Инструкции. Также стоит заметить и что в соответствии с новой Инструкцией, в отличие от Инструкции №107н на нематериальные активы должна ежемесячно начисляться амортизация. Сумма амортизации объектов нематериальных активов, как и объектов основных средств год рассчитывается линейным способом, исходя из нормы амортизации и восстановительной (первоначальной) стоимости. В зависимости от срока действия каких-либо ограничений по использованию объектов интеллектуальной собственности (свидетельства, либо патента), согласно законодательству Российской Федерации, срок полезного использования определяется учреждением. Если же невозможно определить срок полезного использования нематериальных активов, то норма амортизации устанавливается в расчете на 20 лет, но не больше, чем срок деятельности учреждения [5].

Если говорить о материальных запасах в форме материалов и сырья, которые предназначены для использования в процессе деятельности учреждения или же для перепродажи, то они их учет ведется на 105 счете «Материальные запасы» (п. 48 Инструкции N 70н). Следует, например, обратить внимание на то, что строительные материалы, которые предназначены для капитального и текущего ремонта ранее учитывались на счете 063 «Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности», а в новой Инструкции нашли отражение на счете 105.04 «Строительные

материалы». В новом Плане счетов также были предусмотрены забалансовые счета, но только с измененной кодировкой. Тут речь идет о материальных ценностях, оплаченных по централизованному снабжению, о товарно-материальных ценностях, принятых на хранение, или же о бланках строгой отчетности, переходящих кубках [5].

Стоит обратить внимание и на то, что приобретенное для выполнения научно-исследовательских работ, а также переданное со склада в научное подразделение (для дальнейшего выполнения работ) спецоборудование отражается на счете 12 "Спецоборудование для выполнения научно-исследовательских работ по договорам с заказчиками", хотя ранее его учет велся на счете 02 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Отметим появление забалансвого счета 13 «Экспериментальные устройства», на котором учитываются основные средства и материальные ценности, необходимые для производства различных экспериментальных устройств.

Ранее расчеты с поставщиками велись на счетах «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», «Расчёты с прочими дебиторами и кредиторами». В новой Инструкции не предусмотрены активно-пассивные счета, поэтому расчеты с поставщиками и подрядчиками стали учитываться на двух счетах: 206 "Расчеты по выданным авансам" (активный) и 302 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (пассивный).

В новом Плане счетов расчеты с подотчетными лицами учитываются на счете 208 "Расчеты с подотчетными лицами", включающем субсчета в разрезе статей КОСГУ (Классификации операций сектора государственного управления).

Таким образом, обновленная система бюджетного учета становится информационной основой для качественно новой отчетности, исходя из которой должны решаться задачи в налогово-бюджетной сфере и главное появляться значительно эффективные способы выполнения функций и задач государства. Учетные данные участников бюджетного процесса, основанные на новой Инструкции и Плане счетов, могут быть использованы для таких отчетов сектора государственного управления как отчетность главного распорядителя (состоящая из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, движения денежных средств) и отчета по кассовым операциям.

В настоящее время Приказом Минфина РФ от 31 октября 2017 года №170н утверждена новая программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета в государственном секторе. Согласно новому приказу в 2019 году должны вступить в силу 8 новых федеральных стандартов [2]. А окончание работы по их внедрению Министерство финансов России планирует в 2020 году. С 1 января 2018 года вступили в силу первые 5 федеральных стандартов:

1. Концептуальные основы бухучета и отчетности организаций госсектора;

2. Аренда;

3. Обесценение активов;

4. Основные средства;

5. Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности [2].

Основным документов бюджетного учреждения является Инструкция

№157н, содержащий план счетов 2018 и инструкцию по его применению.

В текущем 2018 году изменения достаточно затронули область учета основных средств. Появившийся стандарт поясняет, при каких условиях объекты можно поставить на бюджетный учет в качестве основных средств. Новыми критериями являются:

1) Списанию с балансового счета подлежит объект основных средств (как малоценный) стоимостью менее 10000 руб.

2) Основные средства должны быть пригодны для работы и приносить выгоды. Если же это не так, то они подлежат отражению на забалансовых счетах (списание на 21 забалансовый счёт).

Анализируя стандарт, можно заметить, что к основным средствам нельзя относить недвижимость для продажи, биологические активы или же имущество государственной казны [1].

Произошло изменение группировки основных средств. Например, многолетние насаждения теперь относятся к отдельной группе (ранее они были отнесены к прочим основным средствам), происходит объединение нежилых помещений и заданий, сооружений, но вот библиотечный фонд в отдельную группу больше не выделяется. Появились группы «Инвестиционная недвижимость» (счет учета 0 10103 000) и «Биологические ресурсы» (счет учета 0 10107 000).

Потерпели изменения и требования к оценке объектов. Определение первоначальной стоимости теперь зависит от вида операции, так как новый стандарт подразумевает:

- обменные (приобретение бюджетным учреждением основного средства за деньги, либо в обмен на другие активы) операции. Тогда первоначальная будет рассчитываться как сумма фактических затрат.

- необменные (бюджетное учреждение получает имущество в дар) [1].

В этом случае, первоначальная стоимость будет равна рыночной

стоимости объекта.

Произошли некоторые изменения в выборе способа расчета амортизации. Если раньше это был только линейный способ, то сейчас добавились еще два - метод уменьшаемого остатка (удобно использовать для устаревающих основных средств) и пропорционально объему продукции (удобно, если известно сколько продукции учреждение сможет произвести).

Что касается списания основных средств с баланса, то изменились лимиты их стоимости. Если стоимость основного средства менее 10 000 рублей, то амортизация не начисляется. Если в пределах от 10 000 до 100 000 рублей, то начисляется стопроцентная амортизация при вводе объекта в работу [1].

В результате введения нового стандарта появились и новые требования

к отчетности. Теперь в отчетности следует расшифровывать такие показатели как например: суммы накопленной и начисленной амортизации, методы амортизации, а также стоимость выбывших средств. И эти сведения необходимо предоставлять по каждой группе основных средств [2].

Бюджетный процесс протекает строго последовательно во времени. Главная задача реформирования бюджетного процесса - создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления общественными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики. Для реализации бюджетной реформы необходимы многие годы и что составляющие ее мероприятия должны осуществляться в определенной последовательности.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что главной задачей реформирования бюджетного процесса является создание предпосылок и условий для максимально эффективного управления общественными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики. Для реализации бюджетных реформ необходимо многие годы и мероприятия, их сопровождающие, следует осуществлять последовательно. И обновленная система бюджетного учета постепенно становится информационной основой для принятия эффективных решений при выполнении функций и задач государства, а реформирование бюджетного учета дает новые возможности для формирования качественной отчетности о государственных операциях.

Использованные источники:

1. Бюджетный учет: изменения с 2018 года [Электронный ресурс]. URL: https ://www.kontur-extern.ru/info/byudzhetnyj -uchet (дата обращения: 25.11.2018).

2. Бюджетный учет 2018 [Электронный ресурс]. URL: http://center-yf.ru/data/Buhgalteru/byudzhetnyy-uchet-2018.php (дата обращения: 21.11.2018).

3. Вахрушина М.А. Бюджетный учет и отчетность, - М.: ИНФРА-М,2011. С. 282.

4. Дубинина И.В. Реформирование бюджетной классификации РФ/ Дубинина И.В.// Финансы. - 2004. - №12.

5. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях, -М.: ПРОСПЕКТ, 2007. С. 218.

6. Приказ Минфина от 26.08.2004 г. №70н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету».

7. Романовский М.В., Врублевская О.В. Бюджетный учет Российской Федерации, - М.: Юрайт, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.