Научная статья на тему 'Этапы бюджетной реформы'

Этапы бюджетной реформы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
332
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ РЕФОРМА / BUDGET REFORM / ТИПЫ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / TYPES OF BUDGET INSTITUTIONS / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / BUDGETING / ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕЗУЛЬТАТ (БОР) / БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС / BUDGET CODE / БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ / BUDGET ACCOUNTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Нина Ивановна, Коваленко Евгения Алексеевна, Петросян Сатеник Ашотовна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с этапами реализации бюджетной реформы в Российской Федерации, приведены основные документы и изменения в рамках каждого этапаIn given article discusses issues related to the stages of implementation of budget reform in the Russian Federation are the main documents and changes within each stage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы бюджетной реформы»

УДК 339.1/5

Н.И. Смирнова, Е.А. Коваленко, С.А. Петросян

ЭТАПЫ БЮДЖЕТНОЙ РЕФОРМЫ

В статье рассматриваются вопросы, связанные с этапами реализации бюджетной реформы в Российской Федерации, приведены основные документы и изменения в рамках каждого этапа.

Ключевые слова: бюджетная реформа, типы бюджетных учреждений, бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), Бюджетный кодекс, бюджетный учет.

THE STAGES OF BUDGET REFORM

In given article discusses issues related to the stages of implementation of budget reform in the Russian Federation are the main documents and changes within each stage.

Key words: budget reform, types of budget institutions, Budgeting, The Budget Code, budget accounting.

Введение

Система бюджетного учета не может существовать изолированно, т.е. вне рамок современной ей системы государственных финансов. Изменение структуры доходов и расходов государственного бюджета, правовых оснований и экономических условий использования государственного имущества - всё это влечет за собой необходимость пересмотра многих учетных принципов. Таким образом, система бюджетного учета должна обеспечивать эффективное решение задач, стоящих перед государством на том или ином этапе экономического развития.

На современном этапе к таким задачам можно отнести повышение эффективности государственных институтов и расходования бюджетных средств, представление широкой общественности реальной информации о государственных финансах, привлечение инвестиций в российскую экономику.

I этап: 2000 - 2003 гг.

Первый этап бюджетной реформы был ознаменован принятием в 1998 г. и вступлением в силу с 2000 г. Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В тот период перед государством стояли следующие задачи: создать систему, обеспечивающую исполнение бюджета с соблюдением требований закона и соответственно создать отчет об исполнении бюджета. Для достижения этих задач были созданы соответствующие инструменты: Федеральное казначейство и Счетная палата.

Посредством казначейского исполнения федерального бюджета были отлажены процедуры санкционирования расходов, обеспечено создание единого счета федерального бюджета, внедрен контроль за принимаемыми обязательствами, создан реестр участников бюджетного процесса и самое главное - создан отчет об исполнении бюджета.

В результате впервые в истории России отчет об исполнении бюджета за 1999 г. был принят в форме федерального закона с представлением в Государственную Думу заключения на него со стороны Счетной палаты.

Другим результатом этого этапа реформы стало выявление существенных проблем в тех вопросах, которые лежат в основе бюджетных правоотношений - в полномочиях публично-правовых образований. Отсутствие четкого разграничения этих полномочий приводило, во-первых, к тому, что Российская Федерация принимала большое количество законов, порождающих расходные обязательства, исполнять которые приходилось субъектам и муниципалитетам. Во-вторых, как следствие первого, образовался значительный объем расходных обязательств, не обеспеченных финансовыми ресурсами, причем граждане не могли понять, кто же, в конечном счете, должен им осуществлять те или иные выплаты, платить пособия, возмещать расходы по некоторым видам услуг и т.д. Все это привело к тому, что, в-третьих, возникло огромное количество судебных исков к казне Российской Федерации за неисполнение принятых законов.

II этап: 2004 - 2007 гг.

Начало II этапа бюджетной реформы относят к 2004 г., когда Федеральным Собранием Российской Федерации были приняты фундаментальные изменения в бюджетном законодательстве (БК, № 120-ФЗ от 20.08.2004 г.), а также в законах, устанавливающих полномочия публично-правовых образований (№ 95-ФЗ от 04.07.2003 г.; № 131-ФЗ от 06.10.2003 г.), и законах, определяющих порядок исполнения расходных обязательств публично-правовых образований (№ 122-ФЗ от 22.08.2004 г.). Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» были определены следующие направления реформирования бюджетного процесса:

реформирование бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетного учета;

выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;

совершенствование среднесрочного планирования;

совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;

упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

Реализация указанных задач предполагает устранение таких недостатков как необдуманное принятие обязательств государством, а также бюджетными учреждениями обязательств по оплате товаров, работ, осуществлению социальных выплат при отсутствии выделенных бюджетом средств; закупка товаров (работ, услуг) для государственных нужд не тогда, когда эти товары (работы, услуги) необходимы потребителям, а когда из бюджета поступило финансирование.

В результате на смену длительным и безуспешным попыткам создания (в масштабах всей страны) системы минимальных государственных стандартов, предназначенных для установления на их основе нормативов финансовых затрат, необходимых для формирования расходной части всех бюджетов бюджетной системы, пришел принцип формирования расходов бюджетов, изложенный в ст. 65 Бюджетного кодекса, который устанавливает, что формирование расходов бюджетов всех уровней осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Итак, в Бюджетном кодексе заложена следующая правовая основа.

1. Определены публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципалитеты).

2. Четкие разграничения полномочий между ними (Конституцией, законами № 95-ФЗ, Ш-ФЗ).

3. В процессе реализации полномочий публично-правовое образование принимает обязательства (или посредством законов, или посредством заключения договоров, соглашений).

4. Для финансового обеспечения расходных обязательств публично-правовое образование формирует бюджет, в расходной части которого фиксируются ассигнования, необходимые для оплаты возникшего обязательства.

5. И дальше - оплата обязательств из соответствующего бюджета.

Такой подход к формированию бюджета приводит к необходимости более взвешенного рассмотрения законопроектов, порождающих расходные обязательства, создает возможность сделать прогноз расходов не на один год, а на тот период, в котором они будут действовать, и соответственно спрогнозировать сбалансированность бюджета публично-правового образования в среднесрочной перспективе.

Как только выстроилась эта конструкция: публично-правовые образования, полномочия, принимаемые обязательства и расходы бюджета для оплаты этих обязательств, так сразу же, в 2004 г., было принято одно из самых главных решений - в Бюджетном кодексе были устранены положения, которые предусматривали, что расходные обязательства исполняются только в пределах, предусмотренных законом о бюджете ассигнований.

Конституционный суд поставил под сомнение эти положения бюджетного законодательства. Согласно принятому им Постановлению от 23 апреля 2004 г. № 9-П, бюджет просто определяет объем финансовых ресурсов, необходимых для исполнения уже принятых обязательств. Сам по себе бюджет не является нормой материального права и не порождает никаких обязательств. Это просто финансовый план государства.

Интересно отметить, что естественные нормы, правильные понятия - такие, например, как институт расходных обязательств - быстро входят в практику. Через три года все стали оперировать понятиями «принятые обязательства», «действующие расходные обязательства», «принимаемые обязательства».

К сожалению, приходится признать: работа, связанная с разграничением полномочий между публично-правовыми образованиями, что является чрезвычайно важным и необходимым условием для нормально функционирующей бюджетной системы, окончательно не завершена. Более того, наметился некоторый отход от поставленной цели в связи с непрекращающейся передачей субъектам Федерации федеральных полномочий и предоставлением им различных субсидий на исполнение их собственных, причем конкретных обязательств. Часто становится не совсем понятным, чьим является то или иное обязательство.

Первоначально планировалось, что основным видом финансовой помощи субъектам Федерации из федерального бюджета должен быть Фонд финансовой поддержки, в основе которого лежат формулы расчета финансовой поддержки. Переход на все возрастающий объем, количество точечных видов финансовой поддержки породили у многих ошибочные представления о снижении степени ответственности за их исполнение. Кроме того, такой подход к формированию межбюджетных трансфертов существенно деформирует структуру региональных бюджетов, поскольку они вынуждены, подчиняясь правилам предоставления субсидий, увеличивать бюджетные ассигнования по одним направлениям, нередко в ущерб другим.

В 2005 г. введены новые объекты учета - имущество казны и непроизведенные активы (леса, земля, недра и др.). По основным средствам больше не нужно начислять износ - вместо него введен порядок амортизации, при котором амортизационные отчисления относятся на расходы учреждения. Но главное на сегодняшний момент - разработка стандартов бюджетного учета, которые будут максимально приближены к МСФО.

Отдельные счета предусмотрены для учета таких объектов как государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней. При этом ведется раздельный учет так называемого

«монетарного золота» - финансового актива, и ювелирных изделий и прочих изделий из драгоценных металлов и камней, которые относятся к нефинансовым активам.

Новым аспектом бюджетного учета, согласно Инструкции № 70н и соответственно №25н, является начисление амортизации на стоимость объектов основных средств и нематериальных активов.

В новом плане в отличие от прежнего нет специальных счетов для учета малоценных предметов, поэтому такие предметы должны быть переквалифицированы в объекты основных средств, материальных запасов, вложений в нефинансовые активы или признаны расходами прошлого отчетного периода.

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступившим в силу 1 января 2006 г., установлены новые принципы организации местного самоуправления. Решение вопросов местного значения, вопросов, непосредственно связанных с организацией жизни и деятельности граждан, передается на места - вплоть до администраций поселков и деревень. Но решение этих вопросов не может осуществляться без финансового обеспечения. Поэтому законом установлено, что каждое поселение (включая деревни, поселки) имеет собственный (местный) бюджет.

III этап: 2008-2010 гг.

Третий этап бюджетной реформы направлен на совершенствование управления общественными финансами и повышение роли местного самоуправления. Основная задача этого этапа - переход к среднесрочному бюджетированию, ориентированному на результат (БОР), включающему в себя:

формирование бюджета на основе заранее поставленных целей и результатов;

выделение необходимых финансовых средств на выполнение конкретных функций и программ;

введение долгосрочных переходящих лимитов ассигнований;

усиление внутреннего контроля и повышение финансовой дисциплины органов исполнительной власти;

внешний аудит целевого и эффективного (с оценкой по уровню достижения запланированных результатов) использования средств;

мониторинг выполнения программ и полученных результатов и на основании этого оценка деятельности власти.

Главные нововведения III этапа - система учета, основанная на методе начислений, создание и развитие систем внутреннего контроля и аудита.

К 2008 г. Бюджетный кодекс был построен исходя из того, что в центре всех бюджетных правоотношений стоит ведомство, оно же главный администратор бюджетных средств. Применение в бюджетном учете метода начисления дало возможность учета предъявленных к уплате в бюджет, но не перечисленных средств (доходов бюджета). Для осуществления учетных и контрольных функций были назначены администраторы бюджетных средств - органы власти и бюджетные учреждения, деятельность которых приводит к образованию таких доходов. Администратор бюджетных средств действует от имени публично-правового образования. Он администрирует доходы публично-правовых образований в виде налогов и доходов от использования имущества, являясь администратором доходов, администрирует публичные расходы в виде расходов на оплату обязательств, вытекающих из законов, принимает расходные обязательства, вступая в гражданско-правовые отношения от имени публично-правового образования и заключает договоры. Администратор в конечном итоге формирует финансовый результат публично-правового

образования. Особым администратором, например, на федеральном уровне выступает Федеральное казначейство, на имя которого открыт единый счет федерального бюджета. Все участники бюджетного процесса обладают ограниченной или специальной правоспособностью. Если не предусмотрено какое-то действие в каком-либо нормативном акте, то это действие запрещено.

Важно подчеркнуть, что в отличие от редакции Кодекса 2004 г., в которой главным было появление института расходных обязательств, в редакции Кодекса 2007 г. главная новация -трехлетний бюджет.

Во-первых, удлинение горизонта бюджетного планирования необходимо по макроэкономическим причинам, чтобы все участники бюджетного процесса, инвесторы понимали, какого рода макроэкономическая ситуация будет складываться в зависимости от той или иной бюджетной политики на ближайшие три года.

Во-вторых, еще большее значение удлинение горизонта бюджетного планирования имеет для главных распорядителей бюджетных средств и бюджетных учреждений (для участников бюджетного процесса), т.е. на микроуровне.

Другой важный момент - закрепление в Бюджетном кодексе закрытого перечня всех видов бюджетных ассигнований, которые различаются правовым статусом и отражением в бюджете. Статья 69 «Бюджетные ассигнования» в новой редакции является сердцевиной Бюджетного кодекса и в совокупности со ст. 69.1, 69.2, 70 регулирует вопросы формы бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг.

При этом во всех случаях оказания государственных (муниципальных) услуг появился новый инструмент - государственное (муниципальное) задание, содержание которого стало регулироваться бюджетным законодательством (ст. 69.2 Кодекса). Нормативный акт Правительства Российской Федерации по формированию государственного (муниципального) задания был подготовлен в марте 2008 г.

Кроме того, Бюджетный кодекс заложил основу расширения самостоятельности главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств. Согласно нормам Кодекса, главным распорядителям бюджетных средств могут быть предоставлены права по более или менее подробной детализации ассигнований по кодам бюджетной классификации в сводной бюджетной росписи для тех или иных подведомственных им распорядителям или получателям бюджетных средств.

Важно отметить, что в соответствии с Бюджетным кодексом основным инструментом организации бюджетного процесса, позволяющим соблюдать установленные законодателем бюджетные ограничения, продолжает оставаться сводная бюджетная роспись. Смысл новых подходов в использовании этого инструмента состоит в необходимости четкого разграничения полномочий финансового органа и главных распорядителей бюджетных средств. Из сводной бюджетной росписи федерального бюджета с 2008 г. исключена так называемая «поквартальная разбивка», поскольку это было не что иное, как кассовый план или кассовые (но не бюджетные) ограничения.

Теперь кассовый план - это самостоятельный, наряду с бюджетной росписью, инструмент организации исполнения бюджета. Главная задача финансового органа в ходе исполнения бюджета, помимо контроля за соблюдением бюджетных ограничений всеми участниками бюджетного процесса, состоит в том, чтобы следить за кассовым планом и всегда держать необходимый финансовый ресурс для того, чтобы иметь возможность исполнить денежные обязательства, предъявляемые к оплате.

Финансовый орган с 2008 г. стал контролировать внесение изменений в роспись только по тем позициям, которые зафиксированы в законе о бюджете, т.е. на уровне целевой статьи и вида расходов сводной бюджетной росписи. Остальная часть бюджетных ассигнований по расходам,

распределенная по кодам экономической классификации, не относится к сводной бюджетной росписи.

Следующая новация Кодекса с 2008 г. - бюджетная смета. Она дает возможность главному распорядителю с любой степенью детализации регулировать финансовую деятельность бюджетного учреждения. Это зависит от того, какие права будут даны руководителям бюджетных учреждений. Минфин России со своей стороны будет проводить мониторинг финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств.

Важным аспектом контроля является и новшество, касающееся обязательности публичных ежегодных отчетов муниципальных органов власти, которые раскрывают результаты их деятельности за отчетный период, а также включают программу повышения эффективности управления местными финансами на будущее. Для городских округов и муниципальных районов теперь обязательна публикация данных отчетов в Интернете.

Говоря об основных элементах учета, необходимо отметить следующее. Действующие правила бюджетного учета во многом приблизились к требованиям международных стандартов. Так, Инструкцией по бюджетному учету введен счет 010600000 «Вложения в нефинансовые активы», предназначенный для учета вложений (инвестиций) в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов при их приобретении (создании). Это позволило принимать объекты основных средств в момент, когда они готовы к использованию (проведены доставка, наладка, установка), что соответствует международным стандартам учета.

IV этап: 2011 г. - настоящее время

Для бюджетных учреждений с 1 января 2011 г. был введен в действие новый План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Одно из основных направлений этого этапа - оптимизация сети государственных и муниципальных учреждений, повышение качества предоставляемых ими услуг и, соответственно, повышение эффективности расходов бюджетов, создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений, привлечения дополнительных источников финансирования за счет предпринимательской деятельности. В связи с этим с 1 января 2011 г. бюджетные учреждения подразделяются на три типа: казенное учреждение, бюджетное учреждение и автономное учреждение (п. 4 ст. 6 Закона № 83-ФЗ).

Бюджетные учреждения нового типа имеют существенные отличия от учреждений, функционировавших до вступления в силу Федерального закона №83-ФЗ. Теперь они не являются прямыми получателями бюджетных средств, т.е. финансируются не на основании утвержденной главным распорядителем бюджетной сметы, а получают субсидии на выполнение муниципального задания, содержание имущества, находящегося у него в оперативном управлении, на иные цели. Как и прежде, они не могут распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом без согласия собственника, т.е. публично-правового образования, создавшего конкретное бюджетное учреждение. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности остаются в их распоряжении и расходуются по их усмотрению.

Казенные учреждения полностью находятся на бюджетном обеспечении. Они финансируются по бюджетной смете. Все средства от предпринимательской деятельности они обязаны направлять в бюджет. И, по сути, у казенных учреждений нет никакой заинтересованности в том, чтобы развивать спектр платных услуг. Идеологи закона проводили мысль, что казенные учреждения должны создаваться именно в тех сферах, где и не предполагается развитие платных услуг.

Наибольшая финансовая свобода предоставлена автономным учреждениям, которые могут открывать счета в коммерческих банках и распоряжаться прибылью так, как сочтут нужным. Контроль за их деятельностью осуществляют наблюдательные советы (таблица).

Различия между учреждениями новых типов

Критерии сравнения Типы учреждений

казенное бюджетное автономное

Основные направления деятельности Оказывает государственные (муниципальные) услуги, выполняет работы и (или) исполняет государственные (муниципальные) функции Выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий федерального органа государственной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления Выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, местного самоуправления

Способ финансирования За счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы На основе финансирования государственного или муниципального задания На основе финансирования государственного или муниципального задания

Способ доведения денежных средств По бюджетной смете Через субсидии («одна строка») Через субсидии («одна строка»)

Распределение доходов от приносящей доход деятельности Поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ Поступают в самостоятельное распоряжение учреждения Поступают в самостоятельное распоряжение учреждения

Возможность получать займы, кредиты Не могут Могут с учетом установленных законом ограничений Могут

Возможность создания иных юридических лиц Отсутствует Может с согласия учредителя передавать имущество некоммерческим организациям в качестве учредителя, участника Может с согласия учредителя передавать имущество некоммерческим организациям в качестве учредителя, участника

С 2012 г. на федеральный уровень переходят полномочия по финансовому обеспечению полиции, в связи с чем осуществляется перераспределение доходных и расходных полномочий.

В то же время с 2012 г. регионы в соответствии с Бюджетным кодексом РФ обязаны формировать территориальный дорожный фонд (ТДФ), направляя в него поступления от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла.

С 2012 г. перераспределяются также расходные полномочия и в области здравоохранения -все муниципальные учреждения переходят на региональный уровень без соответствующего перераспределения доходных источников.

Развитие современных технологий позволило усовершенствовать контроль, осуществляемый органами Федерального казначейства. Начиная с 2011 г. (в целях оплаты денежных обязательств), получатели бюджетных средств имеют возможность представлять в органы Федерального казначейства контракты в электронном виде, заключенные на электронных торговых площадках.

Правительством Российской Федерации распоряжением от 20 июля 2011 г. № 1275-р одобрена Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

В рамках данного направления предусматривается реализация следующих мероприятий:

1) переход на единые стандарты электронной финансовой информации;

2) унификация и стандартизация процессов управления государственными и муниципальными финансами, а также интеграция и автоматизация учетной деятельности организаций сектора государственного управления;

3) создание информационной среды в сфере управления государственными и муниципальными финансами.

С 1 января 2012 г. начал работу официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru).

Кроме того, с 2012 г. органы Федерального казначейства при санкционировании оплаты обязательств по государственным контрактам осуществляют проверку наличия сведений о государственном контракте в реестре государственных контрактов.

Начиная с 2013 г., осуществляется работа по консолидации (укрупнению) субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемых в рамках государственных программ Федерации, а в среднесрочной перспективе бюджетам субъектов РФ в рамках соответствующих государственных программ будет предоставляться единая («блоковая») субсидия.

Следующее направление в данном этапе - эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами.

Для достижения задач в этой сфере была разработана Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 г., которая была утверждена распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. № 2593-р. Цель Программы - повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития за счет завершения формирования современной нормативно-методической базы регулирования бюджетных правоотношений, прежде всего путем разработки и введения в действие новой редакции Бюджетного кодекса и совершенствования реализующей ее правоприменительной практики.

Для достижения поставленной цели предлагается обеспечить решение следующих основных

задач:

1) завершить полноценное внедрение программно-целевых методов управления в бюджетный процесс. При этом для обеспечения достижения целей государственных (муниципальных) программ и повышения их эффективности при планировании бюджетных ассигнований необходимо особое внимание обращать на их увязку с показателями государственных (муниципальных) программ, в том числе с учетом всех дополнительных и обосновывающих материалов к указанным программам;

2) упорядочить структуру управления финансовыми ресурсами публично-правовых образований;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) реализовать меры по повышению эффективности бюджетных расходов;

4) осуществить совершенствование государственного и муниципального финансового контроля с целью его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;

5) обеспечить повышение качества финансового менеджмента в секторе государственного управления;

6) повысить открытость и прозрачность управления общественными финансами.

Заключение

В ходе проведенной работы нами было выявлено, что на сегодняшний день условно выделяются следующие этапы бюджетной реформы и их основные направления:

I этап (2000-2003 гг.) - укрепление системы исполнения бюджета; создание достоверной отчетности об исполнении бюджета, основанной на кассовом методе учета; обеспечение внешнего контроля за исполнением бюджета.

II этап (2004-2007 гг.) - приведение в соответствие расходных обязательств публично-правовых образований с их финансовыми возможностями.

III этап (2008-2010 гг.) - переход на среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результат; составление отчетности о финансовом положении публично-правовых образований на базе учета, основанного на методе начисления; внедрение процедур внутреннего контроля и аудита.

IV этап (2011 г. - настоящее время) - повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств, прежде всего путем разработки и введения в действия новой редакции Бюджетного кодекса; основа - долгосрочные целевые госпрограммы; выделение трех типов бюджетных учреждений.

1. Нестеренко, Т.Г. Этапы бюджетной реформы // Финансы. - 2008. - № 2. - С. 3-7.

2. Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года. - Режим доступа: http://www.minfin.ru/ common/ upload/ library/ 2014/01/main/ Programma_30122013.pdf. - 26.02.2014.

3. Реформа бюджетной системы: как изменится правовой статус государственных и муниципальных учреждений. - Режим доступа: http://www.myisl.ru/ctati/reforma-bjudzhetnoj-cictemy. - 22.02.2014.

4. Токарев, И.Н. Развитие бюджетного учета в Российской Федерации. - Режим доступа: http://old.econ. msu.ru/cmt2/lib/a/801/File/tokarev.pdf. - 20.02.2014.

5. Шинкарева, О.В. Влияние бюджетной реформы в России на развитие и становление муниципального финансового контроля // Вестник Челябинского гос. университета. - 2011. - № 16 (231) «Экономика». -Вып. 32. - С. 97-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.