Научная статья на тему 'Расходы бюджета: понятие, признаки, особенности'

Расходы бюджета: понятие, признаки, особенности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10114
1167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / BUDGET EXPENDITURES / ПРИЗНАКИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА / BUDGET EXPENDITURES SIGNS / ОБЫЧНЫЕ РАСХОДЫ / ORDINARY EXPENSES / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ РАСХОДЫ / EXTRAORDINARY EXPENSES / СПЕЦИАЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ / SPECIAL MODES OF BUDGET SPENDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поветкина Н.А.

В статье проводится анализ взаимозависимости и взаимообусловленности расходов бюджетов с задачами и функциями государства. Автором сформулировано авторское определение расходов бюджета, разработаны признаки расходов бюджета, представлена их классификация на обычные и чрезвычайные. В статье на основе анализа бюджетного законодательства выделены специальные режимы расходования бюджетных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Budget expenditures: definition, elements, specificities

This paper analyzes the interdependence and interdependence of expenditure budgets with the objectives and functions of the state. The author formulated the author's definition of budget expenditures, developed signs of budget expenditures, their classification in the ordinary and extraordinary. On the basis of analysis of the budget law allocated special modes of budget spending.

Текст научной работы на тему «Расходы бюджета: понятие, признаки, особенности»

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

Н.А. Поветкина*

Расходы бюджета: понятие, признаки, особенности

Аннотация. В статье проводится анализ взаимозависимости и взаимообусловленности расходов бюджетов с задачами и функциями государства. Автором сформулировано авторское определение расходов бюджета, разработаны признаки расходов бюджета, представлена их классификация на обычные и чрезвычайные. В статье на основе анализа бюджетного законодательства выделены специальные режимы расходования бюджетных средств.

Ключевые слова: расходы бюджета, признаки расходов бюджета, обычные расходы, чрезвычайные расходы, специальные режимы расходования бюджетных средств.

Учение о государственных расходах вытекает целиком из понятия о существе государства и его обязанностях, обуславливается организацией государства, формой правления, устройством правительственных учреждений, задачами экономической политики и т.д.1 Именно «государственные потребности составляют круг различных надобностей, вызываемых общим характером государственной жизни. В одном государстве могут преобладать одни потребности, в другом — другие; но вообще в государствах, достигших известной степени развития, круг этих надобностей почти один и тот же, это: содержание верховной власти и организма государственного управления, обеспечение внутренней и внешней безопасности и различные меры, предпринимаемые для развития народного благосостояния. Все эти задачи, которые лежат на государстве, не могут быть осуществлены без средств, но вопрос в том, в каком размере те или другие потребности должны и могут быть осуществлены»2. Следует согласиться с Н.А. Шевелевой, что расходная составляющая самостоятельности бюджетов предполагает соответствие государственным полномочиям, обусловленным нормами Конституции РФ и нормами федеральных законов, из нее вытекающими3. На основе анализа Конституции РФ

1 См.: Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. М.: Статут, 2002. С. 52.

2 Лебедев В.А. Финансовое право: учебник. М.: Статут, 2000. Т. 2. С. 116.

3 См.: Шевелева Н.А. Бюджетная система России: опыт и

перспективы правового регулирования в период социально-

экономических реформ. СПб.: Изд. Дом СПбГУ 2004. С. 8.

в классической теории государства и права выделяют следующие приоритетные функции РФ:

- охрану прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка;

- оборону страны;

- обеспечение нормальных условий жизни для членов общества и социальной защищенности личности;

- обеспечение образовательного и культурного развития граждан;

- обеспечение благоприятной среды обитания;

- обеспечение международного сотрудничества4 и т.д.

Резюмируя все вышеизложенное, можно констатировать, что расходные обязательства бюджета обусловлены исключительно функциями государства.

Необходимость финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления обусловлена необходимостью установления и исполнения расходных обязательств, неразрывно связанных с осуществлением функций органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с установленным законодательством разграничением полномочий. Соответственно, расходные обязательства, возникающие при осуществлении полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, являются диалектическим основанием, причиной финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления и, следовательно, основанием

4 См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник // СПС «Консультант Плюс».

© Поветкина Н.А., 2015

* Поветкина Наталья Алексеевна — кандидат юридических наук, доцент, заведующий отделом финансового, налогового и бюджетного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового и налогового права Финансового университета при Правительстве РФ. [pna127@mail.ru]

117218, Россия, г. Москва, ул. Б. Черемушкинская, д. 34.

и причиной формирования и реализации расходов бюджетов. При этом расходы бюджета и составляющие их бюджетные ассигнования в правовом плане представляют собой результат органического системного взаимодействия юридических предписаний БК РФ с предписаниями закона (решения) о бюджете, определяющими их объемы, адресность и целевое предназначение5.

Законодатель определяет расходы бюджета как выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся, в соответствии с БК РФ, источниками финансирования дефицита бюджета (ст. 6). Следует отметить, что сами по себе расходы бюджета не представляют собой особую значимость, поскольку, исходя из законодательного определения, они представляют собой лишь денежные средства, выплачиваемые из бюджета, то есть законодатель представляет их исключительно в узком смысле и сосредотачивает свое внимание лишь на процессуальной стороне. Однако в целях понимания сущности расходов наибольший интерес представляют собой те элементы, на основании которых и происходит формирование и выплата вышеуказанных средств. Речь идет, прежде всего, о расходных обязательствах6, обоснованиях7 расходов главными распорядителями, которые и позволяют определить расходы бюджета в широком их понимании. Законодательно установленное требование по составлению главными распорядителями средств федерального бюджета соответствующих обоснований бюджетных ассигнований является одним из способов обеспечения финансовой устойчивости РФ, и объясняет необходимость осуществления и прозрачности бюджетных расходов. Главные распорядители бюджетных средств в целях дальнейшего повышения самостоятельности главных распорядителей с одновременным повышением их ответственности за эффективное использование бюджетных ассигнований в настоящее время имеют право осуществлять внесение изменений в сводную роспись и лимиты бюджетных обязательств одновременно с изменением показателей бюджетных обоснований и на их основании.

5 См.: Голубев А.В. Расходное обязательство как правовое основание формирования и реализации расходов бюджета, ориентированных на результат // Финансовое право. 2013. № 4. С. 12-17.

6 Расходные обязательства — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета (ст. 6 БК РФ).

7 Обоснование бюджетных ассигнований — документ, характеризующий бюджетные ассигнования в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде); бюджетные ассигнования — предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств (ст. 6 БК РФ).

Анализ сущности расходов бюджета позволяет выделить следующие их признаки.

Обусловленность публичными функциями государства (муниципальных образований). Выделяют социальные, экономические, политические, культурные, экологические и т.д. задачи, которые реализуются через функции государства, то есть ключевые направления деятельности по решению стоящих перед ним задач. Бюджетное законодательство при определении направлений расходования бюджетных средств принимает на себя бюджетные обязательства, которые, в свою очередь, обуславливают классификацию расходов бюджетов. Так, едиными для всех бюджетов бюджетной системы РФ разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются: общегосударственные вопросы, национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, национальная экономика, жилищно-коммунальное хозяйство, охрана окружающей среды, образование, культура, кинематография, здравоохранение, социальная политика, физическая культура и спорт, средства массовой информации, обслуживание государственного и муниципального долга, межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы РФ (ст. 21 БК РФ). Несомненно, при осуществлении расходов государство реализует публичный интерес8, обусловленный его конституционными функциями, которые «могут вступать между собой в известное противоречие»9. Такая взаимосвязь и взаимообусловленность функций государства и бюджетных обязательств является логичной и подчеркивает наличие системных связей между данными категориями.

Обоснованность расходов бюджетов. «Существенная черта каждой государственной потребности заключается в том, что она должна быть необходима, органически вытекать из свойств государственной жизни и, следовательно, не зависеть от случайной приходи власти», «должны удовлетворяться только те потребности, в основании которых лежит идея необходимости», «следовательно, государство должно пользоваться своими средствами благоразумно»10. В данном случае, можно сделать вывод, что речь идет о необходимости обоснования и объеме расходов. Обязанность по обоснованию расходов бюджетов возложена на главных распорядителей бюджетных средств. Обоснование расходов

8 См. подробнее о публичных интересах: Публичные и частные интересы в финансовом праве: монография / Е.И. Спек-тор и др. М.: Юстицинформ, 2011.

9 Постановление Конституционного Суда РФ от 29.11.2004 № 17-П «По делу о проверке конституционности абзаца первого п. 4 ст. 64 Закона Ленинградской области "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области" в связи с жалобой граждан В.И. Гнездилова и С.В. Пашигорова» // Вестник Конституционного Суда РФ.2005. № 1.

10 Лебедев В.А. Указ. соч. Т. 2. С. 119, 130, 132.

бюджета имеет важное значение для всей бюджетной деятельности государства и позволяет увидеть необходимость осуществления финансирования того или иного своего полномочия в строго определенном объеме, в строго определенной форме, в определенный период времени и конкретным субъектом (главным распорядителем). Этим обстоятельством и обусловлен строго определенный порядок представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований11. Обоснования предоставляются в целях формирования проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета по расходам и лимитов бюджетных обязательств. При формировании обоснований бюджетных ассигнований главными распорядителями средств федерального бюджета используются программно-целевые методы планирования, количественные и качественные показатели деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета, установленные государственными программами РФ и ведомственными целевыми программами федеральных государственных органов, а также характеризующие непрограммные направления деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета.

Единственная форма расходов — закон о бюджете. Актуальным и справедливым представляется высказывание о том, что «в законодательстве всех культурных государств определяется более или менее категорически, что ни чиновники правительства, ни общины не могут производить каких-либо расходов из государственных и общественных сумм, не определенных законом или росписью и сметами»12. Все расходы бюджета должны быть отражены в единственной возможной форме — форме бюджета и использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ, не допускается.

Постоянство (периодичность) расходов. Данный признак обусловлен необходимостью постоянного выполнения государством своих задач и функций и, соответственно, необходимостью их финансового обеспечения. Естественно, это не означает отсутствия динамики в осуществлении расходов. Так, вполне оправданным представляется видовое изме-

нение расходов, например, в зависимости от приоритетов в развитии государства, изменение объемов расходов, в зависимости от полноты и достаточности формирования доходов, изменение субъектов, их осуществляющих и т.д.

Эффективность расходов. Принцип эффективности использования бюджетных средств является законодательно определенным и означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Таким образом, под расходами бюджета в широком смысле понимаются обусловленные закрепленными в специальном нормативном правовом акте расходными обязательствами денежные средства, выплачиваемые из бюджетов бюджетной системы РФ в определенном объеме и эффективно используемые уполномоченными органами на строго определенные цели, в рамках финансирования задач и функций государства.

В целях уяснения сущности и понятия расходов представляется целесообразным провести классификацию расходов по отдельным основаниям, имеющим значение для нашей темы исследования.

Еще М.М. Сперанским были заложены основания для классификации расходов и основные принципы, актуальные и в наше время. В частности, он отмечал, что «расходы в правильном их учреждении должны иметь: 1) постоянное их разделение по степени нужды, по пространству их предметов и по движению их постоянному или чрезвычайному; 2) должны иметь правильный образ назначения, каждому разделению свойственный»13. В современной литературе также предложена классификация расходов по различным основаниям14.

В аспекте обеспечения финансовой устойчивости представляет интерес классификация расходов бюджета на обычные (обыкновенные) и чрезвычайные. При этом в зависимости от наличия или отсутствия конфликтных, кризисных ситуаций15, рисков, под действием угроз (либо

11 Приказ Минфина России от 25.12.2013 № 137н (ред. от 15.08.2014) «О Порядке представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований» (зарег. в Минюсте России 07.02.2014 № 31254) // Российская газета. 2014. 19 февр.

12 Финансы и налоги: очерки теории и политики. М.: Статут, 2004. Т. 4. С. 128-129.

13 Сперанский М.М. План финансов // У истоков финансового права. М.: Статут, 1998. Т. 1. С. 44.

14 См.: Кучеров И.И. Бюджетное право России: курс лекций. М.: Центр ЮрИнфорР, 2002. С. 99-105; Парыгина В.А, Тедеев А.А. Бюджетное право и процесс: учебник. М.: Экс-мо, 2005. С. 310-315; Ковалева Т.М, Барулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учеб. пособие. М.: Кнорус, 2005. С. 32-35; Финансовое право: учебник для бакалавров / отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: Проспект, 2014. С. 116-117 и др.

15 См. подробнее о конфликтах, кризисах, напр.: Тихомиров Ю.А. Государство: монография. М.: Норма: Инфра-М, 2013. С. 77-81; Власенко Н.А. Кризис права: проблемы и подходы к решению // Журнал российского права. 2013. № 8. С. 43-54 и др.

при их отсутствии) следует учитывать, что данная классификация носит условный характер, поскольку «расходы не допускают строгого деления на обыкновенные и чрезвычайные; что каждый расход первого рода может содержать в себе элементы расходов второго разряда и что с известной точки зрения все чрезвычайные расходы могут быть сведены к обыкновенным»16.

Обычные расходы осуществляются в условиях нормального функционирования государства, на основе утвержденного закона о бюджете.

В то время как под действием кризисных ситуаций, вызванных различными угрозами и рисками, в государстве происходят крупные деформации в объеме и характере выполняемых функций, в уровне деятельности государственных органов, в формах и качестве правового регулирования17. Чрезвычайные ситуации создают угрозу государству (его части). Как правило, во всех странах мира, и Российская Федерация не является исключением, действует соответствующее законодательство, которое позволяет легализовать оперативные режимы деятельности специальных органов, некоторое ограничение прав граждан и организаций, использовать резервные фонды, что, в свою очередь, дает возможность минимизировать последствия таких ситуаций и устранить причиненный ущерб18. Наступление чрезвычайных ситуаций обуславливает осуществление и чрезвычайных расходов. Они возникают в условиях наступления различных чрезвычайных ситуаций, рисков и угроз, в частности, военного положения, стихийных бедствий, финансового кризиса, природных, техногенных и иных катастроф, массовых заболеваний и влекут задействование особого порядка и условий расходования бюджетных средств. Например, в случае введения военного положения, стихийных бедствий возникает потребность в осуществлении расходов, не предусмотренных законом о бюджете, в то время как при наступлении финансовых кризисов предусмотрен иной порядок осуществления расходов, связанный прежде всего с сокращением доходов и возникновением дефицита бюджета, в то время как структура расходов не изменяется.

Так, в период действия военного положения федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в целях производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения могут быть предусмотрены меры, связанные с введением временных ограничений на осуществление экономической и финансовой

деятельности, оборот имущества, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, временно изменены форма собственности организаций, порядок и условия процедур банкротства, режим трудовой деятельности и установлены особенности финансового, налогового, таможенного и банковского регулирования как на территории, на которой введено военное положение, так и на территориях, на которых военное положение не введено19. Налоговое регулирование во время военного положения в основном касается порядка и условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов20.

В условиях военного и чрезвычайного положений органы исполнительной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) осуществляют бюджетные полномочия по решению Президента РФ в порядке, установленном Правительством РФ, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным конституционным законом от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении», Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и принятыми в соответствии с ними федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Для обеспечения финансовой устойчивости РФ законодатель предусмотрел создание резервных фондов. Например, чрезвычайные расходы финансируются за счет резервных фондов Президента РФ и Правительства РФ, а также в случаях, когда обычные расходы трансформируются под действием кризисных ситуаций в чрезвычайные или возникают новые расходы, не покрываемые существующими обычными доходами — за счет Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Также под действием кризисных ситуаций в целях сбалансированности бюджета может быть введен режим сокращения расходов бюджета.

Особенностью чрезвычайных расходов является их срочный и, как правило, разовый, единовременный характер, в то время как обычные расходы носят периодический, повторяющийся характер. При этом следует сделать оговорку, что восстановление прежнего государственного состояния и достижение сбалансированности бюджета обычно бывает продолжительным.

В настоящее время бюджетным законодательством предусмотрены некоторые специальные режимы, определяющие особенности расходования

16 Финансы и налоги: очерки теории и политики. Т. 4. С. 387.

17 См.: Тихомиров Ю.А. Указ. соч. С. 79.

18 См.: Там же. С. 79-80.

19 Статья 8 Федерального конституционного закона от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 5. Ст. 375.

20 Положение о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики (утв. Минэкономразвития РФ № ГГ-181, Минфином РФ № 136-5/9564, МНС РФ № БГ-18-01/3 02.12.2002) // СПС «Консультант Плюс».

бюджетных средств. В качестве примера можно привести введение временной финансовой администрации. Основанием для ее введения (в отношении субъектов РФ) является возникшая в результате решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта РФ просроченная задолженность по исполнению долговых обязательств в соответствии с БК РФ (ст. 112.1) и (или) бюджетных обязательств субъекта РФ, которая превышает 30 % объема собственных доходов бюджета субъекта РФ в последнем отчетном финансовом году при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета перед бюджетом субъекта РФ. Целью введения данного режима является восстановление платежеспособности субъекта РФ. Аналогичный режим может быть введен и в отношении муниципальных образований, однако, за все время существования временной финансовой администрации21.

Иным специальным режимом расходования бюджетных средств является правовой режим иммунитета бюджета, который защищает денежные средства бюджетов бюджетной системы РФ от принудительного порядка взыскания денежных средств.

Кроме введения вышеуказанных специальных режимов, в целях повышения финансовой дисциплины участников бюджетного процесса, а также в целях обеспечения ответственного и качественного расходования бюджетных средств, законодатель предусмотрел проведение в текущем финансовом году мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета — анализа и оценки совокупности процессов и процедур, обеспечивающих эффективность и результативность использования бюджетных средств и охватывающих все элементы бюджетного процесса (составление проекта бюджета, исполнение бюджета, учет и отчетность, контроль и аудит). Мониторинг качества финансового менеджмента проводится по трем направлениям и состоит из годового мониторинга качества финансового менеджмента, ежеквартального мониторинга качества финансового менеджмента и мониторинга качества финансового менеджмента в части документов, используемых при составлении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

При этом мониторинг качества финансового менеджмента не проводится по главным администраторам средств федерального бюджета, имеющим объем данных и сведений с грифом «секретно» и «совершенно секретно» более 25 % от обще-

го объема сведений, а также по наиболее значимым учреждениям науки, образования, культуры и здравоохранения, указанным в ведомственной структуре расходов бюджета22.

Следует также отметить, что на расходы бюджета в полной мере распространяются требования ст. 83 БК РФ об обеспеченности новых (увеличения утвержденных) расходов источниками доходов.

В аспекте обеспечения финансовой устойчивости РФ можно рассматривать следующие особые правовые средства, обеспечивающие защитные и сдерживающие механизмы для расходования средств бюджета и не позволяющие бездумно и безответственно вводить новые виды расходов или увеличивать уже существующие. Итак, к ним можно отнести закрепление правового режима иммунитета бюджета; установление императива в отношении содержания норм, определяющих источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств и установление ограничения по срокам внесения изменений в закон о бюджете.

Данные защитные механизмы являются общими и могут быть применены к любым видам расходов бюджета. При этом следует оговориться, что в отношении отдельных видов расходов могут устанавливаться и иные особые условия и режимы расходования.

Таким образом, совершенствование правового регулирования расходов бюджета в целях обеспечения финансовой устойчивости РФ должно осуществляться по двум направлениям:

- актуализация и совершенствование форм и

механизмов осуществления расходов;

- повышение эффективности расходования

бюджетных средств.

При этом обеспечение расходных обязательств источниками финансирования являются условием эффективного функционирования бюджетной системы РФ и реализации государственной политики в целом. Для этого должен быть подтвержден безусловный приоритет исполнения действующих обязательств. Инициативы и предложения по принятию новых расходных обязательств должны рассматриваться исключительно после соответствующей оценки их эффективности, пересмотра нормативных правовых актов, устанавливающих действующие расходные обязательства, и учитываться только при условии адекватной оптимизации в заданных бюджетных ограничениях.

21 Глава 19.1 БК РФ, посвященная временной финансовой администрации, введена Федеральным законом от 20.08.2004 № 120-ФЗ (ред. от 29.11.2014) «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений» // Российская газета. 2004. 25 авг.

22 Приказ Минфина России от 13.04.2009 № 34н (ред. от 23.12.2014) «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. № 35.

Библиография:

1. Власенко НА. Кризис права: проблемы и подходы: к решению II Журнал российского права. 2013. № 8. С. 43—54.

2. Голубев A^. Расходное обязательство как правовое основание формирования и реализации расходов бюджета, ориентированных на результат II Финансовое право. 2013. № 4. С. 12—17.

3. Ковалева TM, Барулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учеб. пособие. M.: Кнорус, 2005. 208 с.

4. Кучеров И.И. Бюджетное право России: курс лекций. M.: Центр ЮрИнфорР, 2002. 317 с.

5. Лебедев ВА. Финансовое право: учебник. M.: Статут, 2000. 461 с.

6. Mатузов Н.И., Mалько АВ. Теория государства и права: учебник. M.: Юрист, 2004. 512 с.

7. Парыгина ВА, Тедеев A.A. Бюджетное право и процесс: учебник. M.: Эксмо, 2005. 384 с.

8. Сперанский M.M. План финансов II У истоков финансового права. M.: Статут, 1998. С. 17—18.

9. Тихомиров ЮА. Государство: монография. M.: Норма: Инфра-M, 2013. 320 с.

10. Финансовое право: учебник для бакалавров I отв. ред. Е.Ю. Грачева. M.: Проспект, 2014. 536 с.

11. Финансы и налоги: очерки теории и политики. M.: Статут, 2004. 618 с.

12. Шевелева НА. Бюджетная система России: опыт и перспективы правового регулирования в период социально-экономических реформ. СПб.: Изд. Дом СПбГУ, 2004. 280 с.

13. Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. M.: Статут, 2002. 555 с.

References (transliteration):

1. Vlasenko N.A. Krizis prava: problemy i podhody k resheniju II Zhurnal rossijskogo prava. 2013. № 8. S. 43—54.

2. Golubev A.V. Rashodnoe objazatel'stvo kak pravovoe osnovanie formirovanija i realizacii rashodov bjudzheta, orien-tirovannyh na rezul'tat II Finansovoe pravo. 2013. № 4. S. 12—17.

3. Kovaleva TM., Barulin S.V. Bjudzhet i bjudzhetnaja politika v Rossijskoj Federacii: ucheb. posobie. M.: Knorus, 2005. 208 s.

4. Kucherov I.I. Bjudzhetnoe pravo Rossii: kurs lekcij. M.: Centr JurInforR, 2002. 317 s.

5. Lebedev V.A. Finansovoe pravo: uchebnik. M.: Statut, 2000. 461 s.

6. Matuzov N.I., Mal'ko A.V. Teorija gosudarstva i prava: uchebnik. M.: Jurist, 2004. 512 s.

7. Parygina V.A, Tedeev A.A. Bjudzhetnoe pravo i process: uchebnik. M.: Jeksmo, 2005. 384 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Speranskij M.M. Plan finansov II U istokov finansovogo prava. M.: Statut, 1998. S. 17—18.

9. Tihomirov Ju.A. Gosudarstvo: monografija. M.: Norma: Infra-M, 2013. 320 s.

10. Finansovoe pravo: uchebnik dlja bakalavrov I otv. red. E.Ju. Gracheva. M.: Prospekt, 2014. 536 s.

11. Finansy i nalogi: ocherki teorii i politiki. M.: Statut, 2004. 618 s.

12. Sheveleva N.A. Bjudzhetnaja sistema Rossii: opyt i perspektivy pravovogo regulirovanija v period social'no-jekonomi-cheskih reform. SPb.: Izd. Dom SPbGU, 2004. 280 s.

13. Janzhul I.I. Osnovnye nachala finansovoj nauki: Uchenie o gosudarstvennyh dohodah. M.: Statut, 2002. 555 s.

Материал поступил в редакцию 21 апреля 2015 г.

Budget expenditures: definition, elements, specificities

POVETKINA, Natalya Alekseevna — PhD in Law, Associate Professor, Head of the Department of Financial, Tax and Budget Legislation of the Institute of Legislation and Comparative Legal Studies under the auspices of the Government of the Russian Federation, Associate Professor of the Department of Financial and Tax Law of the Financial University under the auspices of the Government of the Russian Federation. [pna127@mail.ru]

117218, Russia, Moskva, ul. B. Cheremushkinskaya, 34.

Review. This paper analyzes the interdependence and interdependence of expenditure budgets with the objectives and functions of the state. The author formulated the author's definition of budget expenditures, developed signs of budget expenditures, their classification in the ordinary and extraordinary. On the basis of analysis of the budget law allocated special modes of budget spending.

Keywords: budget expenditures, budget expenditures signs, ordinary expenses, extraordinary expenses, special modes of budget spending.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.