Научная статья на тему 'Реформаторская деятельность десятого гуру Гобинда Сингха в контексте завершения милитаризации сикхской общины'

Реформаторская деятельность десятого гуру Гобинда Сингха в контексте завершения милитаризации сикхской общины Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
218
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЖАБ / PUNJAB / СИКХИЗМ / SIKHISM / ХАЛЬСА / МИЛИТАРИЗАЦИЯ (THE MILITARIZATION) / MILITARIZATION / ГУРУ / GURU / KHALSA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Демичев Кирилл Андреевич

В статье рассматривается реформаторская деятельность последнего десятого гуру сикхов Гобинда Сингха в контексте завершения милитаризации сикхской общины на рубеже XVII-XVIII вв. Анализируются религиозные и военно-политические аспекты процесса милитаризации, приведшие к формированию религиозной общины нового типа. Делаются выводы о закономерной связи милитаризации с формированием самостоятельной сикхской государственности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the reform efforts of the last tenth Sikh guru Gobind Singh in the context of the completion of the militarization of the Sikh community at the turn of the 17th 18th centuries. Religious and military-political aspects of the process of militarization are analyzed. They led to the formation of religious communities of a new type. The conclusions about the appropriate connection of militarization with the formation of an independent Sikh nationhood are made.

Текст научной работы на тему «Реформаторская деятельность десятого гуру Гобинда Сингха в контексте завершения милитаризации сикхской общины»

НОВАЯ ИСТОРИЯ

РЕФОРМАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕСЯТОГО ГУРУ ГОБИНДА СИНГХА В КОНТЕКСТЕ ЗАВЕРШЕНИЯ МИЛИТАРИЗАЦИИ СИКХСКОЙ ОБЩИНЫ

В статье рассматривается реформаторская деятельность последнего десятого гуру сикхов Гобинда Сингха в контексте завершения милитаризации сикхской общины на рубеже XVTI-XVTII вв. Анализируются религиозные и военно-политические аспекты процесса милитаризации, приведшие к формированию религиозной общины нового типа. Делаются выводы о закономерной связи милитаризации с формированием самостоятельной сикхской государственности

Ключевые слова: Панджаб, сикхизм, Хальса, милитаризация (the militarization), гуру

Феномен сикхской религиозной общины уникален в мировой истории. Возникнув на северо-западе Индийского субконтинента в условиях индо-исламского окружения как община мирных учеников своих гуру, она прошла сложный и тернистый путь преобразований, который привел к появлению воинского братства, создавшего в конечном итоге целую империю.

Зарождение воинской идеологии в сикхизме не носило одномоментный характер. При первых четырех гуру вероучение сохраняло исключительно мирную направленность. Однако при пятом гуру Арджуне Дэве (1581-1606) в нем начинают достаточно ярко проявляться элементы милитаризации. Именно при этом лидере сикхская община начинает постепенно приобретать признаки государственности, а сам Арджуна все более походить на светского государя, охраняемого вооруженной стражей1. При последующих гуру процесс милитаризации сикхской общины стремительно ускорился, что было обусловлено тем, что сикхи вступили в открытое противостояние с империей Великих Моголов. С перерывами войны продолжались несколько десятилетий и только в 60-х — первой половине 70-х годов XIX в. стало казаться, что наступил более-менее прочный мир. Однако последующие события показали, что это мир был недолог.

Демичев Кирилл Андреевич — кандидат исторических наук, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Нижегородского филиала Московского государственно-экономического института. E-mail: [email protected]

1 Gordon 1904, 29.

© 2015

Проблемы истории, филологии, культуры 2015, №4, с. 148-155

К. А. Демичев

11 ноября 1675 девятый гуру сикхов Тег Бахадур был обезглавлен на центральной рыночной площади в Дели, а его тело было выставлено на всеобщее обозрение. Несмотря на то что останки гуру охранялись, сикхи сумели выкрасть и тело, которое кремировали в деревне неподалёку от Дели, и голову, которую с риском для жизни доставили в Киратпур, где её кремировал Гобинд Дас, ставший десятым сикхским гуру2.

Казнь Тег Бахадура, который стал вторым мучеником-гуру, принявшим смерть от моголов, была поворотным пунктом сикхской истории. В память об отце и для защиты веры Гобинд Дас преобразовал религиозную общину сикхов, имеющую своё войско, в братство воинов, само ставшее единым войском, сплочённым вокруг знамени гуру.

Гобинд Дас принял гурту в девятилетнем возрасте, однако с достоинством нёс это нелёгкое бремя. Юный гуру получил великолепное и всестороннее образование. Он изучал математику, астрономию, историю, географию, арабский язык, а также классическую литературу на санскрите и фарси. При этом он, так же как и его великий дед Харгобинд, прилежно овладевал воинским искусством, умением верховой езды и охоты. Гобинд с удовольствием носил военное снаряжение и постоянно совершенствовал своё умение стрелять из лука и мушкета3.

В историографии существовала точка зрения, что войско гуру стал собирать только в конце 80-х гг. XVII в.4 Однако этот процесс начался гораздо раньше. Подобно своим славным предкам, уже в самом начале своего служения Гобинд имел отряд вооруженных телохранителей, состоящий из соратников отца и деда, а также их многочисленных потомков. При этом, не ограничившись телохранителями, гуру стал активно набирать к себе на военную службу всех тех, кто был готов с оружием в руках отстаивать интересы сикхской общины5.

Десятый гуру позиционировал себя как не только духовного, но и светского правителя сикхов. Он восседал на троне, содержал большой двор, заседал в дар-баре, осуществлял правосудие, содержал придворных поэтов и бардов. В распоряжении Гобинда были слоны и целые табуны лошадей. Воинским символом власти гуру стал вновь построенный большой барабан — Ранджит Нагар («Барабан Победы»), звук которого, по словам самих сикхов, был слышен по всему миру6.

Все воины гуру ежедневно тренировались вместе со своим предводителем, совершенствуя свои воинские навыки. Обычное расписание выглядело следующим образом. На рассвете воины, прослушав божественные гимны из Ади Грантх, приступали к боевым упражнениям с холодным оружием, которые продолжались до наступления полуденной жары. Вечером начиналась стрелковая подготовка, а затем верховая езда, перед отходом ко сну воины присутствовали на богослужении, совершаемом гуру7. И утренние, и вечерние тренировки сопровождались громом боевого барабана.

2 McGregor 1846, 70.

3 МасаиШе 1909/у 1, 3.

4 Рейснер 1961, 213.

5 МасаиШе 1909/у 5, 11.

6 Ма1со1т 1812, 194.

7 МасаиШе 1909/у 3.

Для защиты земель в окрестностях Анандпура, населённых сикхами, Гобинд начал возведение крепостей, причём решение об их строительстве гуру проводил через дарбар.

Войско Гобинда формировалось не только из сикхов, в него активно вступали индусы и мусульмане. Так же, как когда-то и его дед, десятый гуру принял к себе на службу большой отряд патанов. Ранее этот отряд, насчитывающий 500 человек, состоял на службе у Аурангзеб, однако за некое преступление был им расформирован. Сохранив свою структуру, офицеров, вооружение и униформу, патаны долго не могли ни к кому наняться на службу, поскольку никто не хотел их брать из-за опасения гнева падишаха. Гобинд таких опасений не разделял и с радостью принял к себе этих профессиональных воинов. По всей видимости, гуру очень были нужны воины, так как он назначил патанам более чем щедрое жалование. Офицеры стали получать по 5 рупий в день, а рядовые по 1 рупии8.

Военные приготовления гуру имели чёткую антимогольскую направленность. Однако помимо мотива мести за погибшего гуру Тег Бахадура, Гобинд ставил перед своими последователями и другую цель — разрушить империю Великих Моголов и основать на ее руинах сикхское государство9. Причём в замыслах гуру границы этого государства были обозначены достаточно чётко. Он планировал подчинить сикхам все земли от Лахора до Пешавара, то есть, другими словами, сделать сикхским всё Пятиречье.

Впрочем, боевое крещение армия Гобинда приняла отнюдь не в столкновении с моголами. Конфликт, переросший в многолетнюю войну, произошёл с индусскими раджами горных княжеств Шивалика. Раджи обоснованно опасались усиления сикхов, видя в них источник внешней угрозы. В итоге в 1682 г. раджа Кахлура совершил поход на Анандпур, который, однако, закончился для него неудачно. Затем последовало несколько лет вялотекущей пограничной войны. В 1685 г. раджа сумел заключить союз с правителями Кангры и Гулеры и с объединёнными силами вновь подошёл к Анандпур. По своим результатам второй поход ничем не отличался от первого — сикхи вновь сумели одержать победу. Второе нашествие горных раджей заставило Гобинда действовать более активно. Он заключил союзное соглашение с дружественным ему правителем Сирмура, по которому на территории княжества на правом берегу Ямуны гуру смог построить крепость Па-онта, ставшую главным опорным пунктом сикхов в пригималайских областях10.

В Паонте Гобинд пребывал в течение трёх лет, с 1686 по 1689 г. Именно здесь гуру даёт новое религиозное обоснование проблеме насилия и возможности его применения. Бессмертный Бог — Акал Пуркх — получает от десятого гуру эпитет Сарблох, то есть в дословном переводе «цельножелезный», и начинает ассоциироваться с железным мечом, который становится одним из его символов. Несмотря на метафоричность такого сравнения, Бог ассоциируется у гуру не с любым мечом. Бог — это меч, восстанавливающий нарушенную справедливость, это орудия воздаяния, кары за причинённое зло11. Новый подход имел далеко идущие не только теологические, но и военно-политические последствия. Теперь сикхи

8 Macauliffe 1909/V, 20.

9 The Adi Granth 1877, XC.

10 Raju 2011, 58.

11 Успенская, Котин 2007, 93.

получили религиозное обоснование права с оружием в руках отстаивать свою свободу и веру. И хотя Гобинд и говорил, что меч — это лишь крайнее средство, было очевидно, что его применение станет для сикхской общины жизненной необходимостью, поскольку в условиях ожесточённого межконфессионального противостояния только вооружённая борьба может стать залогом сохранения собственной религии.

Новое столкновения с горными раджами произошло в 1688 г. На это раз противники Гобинда тщательно подготовились и сумели сформировать коалицию, в которую вошли 15 раджей. Объединенная армия была столь многочисленна, что большая часть патанов сбежала из войска гуру и, боясь сложить свои головы в неравном бою, присоединилась к силам раджей. От пятисотенного отряда осталась лишь сотня всадников во главе с единственным офицером12. Эти воины решили остаться с гуру до самого конца.

Битва произошла 18 сентября у селения Бхангани неподалёку от крепости Па-онта. Получив известие о подходе вражеского войска, Гобинд обращается к Богу с молитвой, в которой были в полной мере выражена новые для сикхской религиозной практики качества Бога. Молитва была составлена в четырёх двустишиях — бейтах — и в дальнейшем была включена гуру в состав Акал Устат («Похвала Вечному»), ставшей частью книги Дасам Грантх, то есть той частью наследия гуру Гобинда, которая не вошла в Ади Грантх. Вечный Бог, Ты прикрой нас щитом, Мы владеем кинжалом, ножом и мечом; Нам защиту даёшь Ты один, Неба Вечно-бессмертный наш Господин; Для нас Цельножелезного мощи несокрушимость, Для нас Вечного полета неодолимость; И, конечно же, Ты наш бесстрашный хранитель, Цельножелезный, слуг своих оградитель!13

После молитвы гуру вместе со своим войском выдвинулся из крепости и вступил в бой. Свои войска Гобинд разделил на несколько отрядов и построил следующим образом: небольшой авангард, центр, правофланговый и левофланговый отряды, а также резерв, который должен был вступить в бой в переломный момент14. В этом сражении сикхи впервые применили новую тактику, которая показала свою эффективность в условиях численного превосходства противника. Отряды сикхов поочерёдно подъезжали к врагу на расстояние ружейного выстрела, после чего, не вступая в сабельную схватку с противником, спешивались и совершали прицельный залп из мушкетов, затем вскакивали на коней и отъезжали назад, уступая место новому отряду15. Таким образом сикхи изматывали войско раджей, расстраивали их боевые порядки и наносили им существенный урон в живой силе ещё до вступления в рукопашную схватку. В этом же бою вновь в сикхской истории были использованы две пушки, изготовленные из дерева. В конечном итоге, измотав противника постоянным обстрелом, сикхи вступили в бой,

12 Macauliffe 1909/V, 32-3.

13 Перевод мой.

14 Singh 2007/II, 716.

15 Macauliffe 1909/V, 36.

в котором всё окончательно решилось благодаря их мужеству и умению владеть саблей. Сам гуру мужественно сражался среди своих воинов, подавая им пример бесстрашия на поле боя. Победа Гобинда при Бхангани существенно ослабило угрозу, исходящую от раджей Шивалика, и дало возможность гуру вернуться в Анандпур с большей частью войска. Другим последствием победоносной войны с горными раджами стало резкое увеличение численности сикхов. Убедившись в силе гуру, многие тысячи индусов, уставших от поборов и грабежей, решили принять сикхизм.

В Анандпуре Гобинд продолжал укреплять армию, которая, приобретя хороший боевой опыт и награду от своего предводителя, уже сама желала новых побед. Помня слова гуру о том, что своим людям он подарит страну от Лахора до Пешавара, сикхи призывали его продолжить завоевания, чтобы тем самым приобрести новые земли для всей общины. Такие призывы свидетельствовали о том, что в сознании сикхов начали происходить коренные изменения, которые, неразрывно связанные с процессом милитаризации, делали этот процесс практически необратимым. У сикхов начинает формироваться воинская идеология, становящаяся неотъемлемой частью их религиозного самосознания. Показательно, что, когда после битвы при Бхангани гуру, награждая братьев павших героев, призвал их не скорбеть по ним, те ответили ему: «По кому мы должны скорбеть? Наши братья сражались и получили благодать спасения. Война означает либо убить, либо быть убитым, поэтому нет никакой необходимости впоследствии кого-то оплакивать»16. Этот ответ подтверждает, что у сикхских воинов появляется профессиональный фатализм, но не тот, что заставляет бессильно опускать оружие из-за понимания неизбежности гибели, а другой, вдохновляющий на свершения, без которых было бы невозможно реализовать своё высшее предназначение.

Гуру начинает строительство новой крепости, которую он обводит мощной зубчатой стеной. Продолжаются и ежедневные тренировки войска. Под руководством самого Гобинда воины совершенствовали своё владение защитным и наступательным вооружением, особенно умения стрельбы из лука и мушкетов, навыки выездки и сражения в конном строю.

Все эти приготовления были своевременны, поскольку в 1690 г. сикхи оказались втянуты в войну между горными раджами Шивалика и империей Великих Моголов. В этот период в результате нарастания центробежных тенденций возникла угроза государственной целостности Могольского султаната. Аурангзебу приходилось прилагать всё больше сил для того, чтобы не допустить отпадения окраинных провинций и обеспечить получение с них налогов, что было сделать весьма непросто в условиях постоянных восстаний.

Горные раджи отказались выплачивать дань могольскому падишаху, а когда тот направил против них войско, обратились за помощью к своему недавнему противнику — сикхскому гуру. Гобинд согласился выступить во главе объединённой армии, так как Арангзеб был и его личным врагом и, с другой стороны, он рассчитывал укрепить своё влияние в пригималайских областях. В битве, произошедшей на берегу Беаса, сикхско-индусское войско разбило посланную против них армию.

16 МасаиЖе 1909/У, 46.

Всего в период с 1690 по 1697 гг. против сикхов было организовано несколько походов. Причём у всех этих военных мероприятий было две основные сходные черты. Во-первых, практически все они были направлены на Анандпур как ставку десятого гуру, с которым власти планировали расправиться одним решительным ударом, а во-вторых, походы эти были в равной степени нерезультативны. Каждое столкновение с сикхами оканчивалось поражением могольских войск. В конечном итоге, когда Аурангзеб направил в поход своего сына Муаззама, вошедшего впоследствии на престол под именем Бахадур-шаха I, тот вообще предпочёл с сикхами не связываться. Вместо того чтобы пойти, как его предшественники, на Анандпур, он бросил все свои силы против горных раджей, которых, в отличие от сикхов, не составило большого труда привести к покорности.

30 марта 1699 г. произошло событие, которое навсегда изменило облик сикхской общины. В день весеннего праздника Байсакхи пришло огромное количество сикхов, которых гуру пригласил явиться вооружёнными. Стоя возле шатра на холме Кешгарх с обнажённой саблей, Гобинд прочёл вдохновенную проповедь, а затем обратился к собравшимся сикхам с вопросом: «Найдутся ли среди вас те, кто готов отдать жизнь за своего гуру и дхарму?»17 Этот вопрос и обнажённое оружие в руках гуру вызвали всеобщее замешательство, поскольку дать ответ и расстаться со своей жизнью нужно было здесь и сейчас. Видя смятение, которое охватило сикхов, гуру повторил свой вопрос ещё два раза. Наконец, после последнего обращения, к нему вышел лахорский кхатри Дая Рам, высказавший готовность расстаться с жизнью во имя гуру. Тогда Гобинд отвёл его в шатёр, откуда вышел с окровавленной саблей и вновь повторил свой вопрос. Часть сикхов начала разбегаться, всерьёз испугавшись за свои жизни, однако из толпы вновь вышел доброволец, которого гуру, так же как и первого, отвёл в свой шатёр. После этого гуру ещё трижды выкликивал тех, кто готов был отдать свою жизнь, и каждый раз среди сикхов находились согласные умереть по слову своего учителя. Однако, отведя последнего добровольца в шатёр, гуру вышел оттуда в сопровождении всех пятерых живых и невредимых сикхов, опоясанных саблями и одетых в шафрановые одеяния и синие тюрбаны. Сам гуру был одет точно так же, как и они.

Под восторженные крики собравшихся он провозгласил, что этих пятерых он нарекает Панч Пьяре — «пятеро любимых» — и принимает их в новую, создаваемую прямо сейчас, сикхскую общину — Хальсу («Общину чистых»). В знак вступления в Хальсу посвящаемые Панч Пьяре приняли обряд кханда ки пахал — посвящение кинжалом18. Под чтение пяти гимнов Гобинд перемешал обоюдоострым кинжалом кхандой в железном кувшине подслащенную воду — амриту, а затем окропил этой водой своих учеников. Завершалось посвящение фразой, ставшей впоследствии формулой приветствия сикхского братства: «Вахигуру джи ка хальса, вахигуру джи ки фатех» («Хальса — избранные Богом, победа — нашему Богу»).

Затем Гобинд совершил акт, который удивил собравшихся сикхов едва ли не больше, чем призыв немедленно отдать свою жизнь. Гуру попросил пять первых

17 Singh 2007/II, 784.

18 Dhavan 2011, 5.

членов Хальсы принять его в общину как самого обычного человека, что и было, несмотря на их немалое смущение, сделано19.

После того как посвящение принял сам гуру, он вместе с Панч Пьяре начал приём в Хальсу всех сикхов, присутствующих на праздновании Байсакхи. Только за первый день в общину вступило до 20 тыс. сикхов. Тем, кто по каким-либо причинам не явился на праздник в Анандпуре, Гобинд разослал послание с требованием прибыть к нему для принятия посвящения и вступления в Хальсу. В результате в течение следующего месяца численность Хальсы увеличилась до 80 тыс. человек.

Внешним выражением принадлежности сикхов к Хальсе стало введение правила «пяти к». Каждый мужчина-сикх теперь должен был носить бороду и нестриженные волосы — кеш, деревянный гребень — кангха, железный браслет на правой руке — кара, изогнутый кинжал — кирпан, а также короткие штаны до колен, удобные для воина, — каччха. Кроме того, все сикхи-мужчины, вступившие в Хальсу, получили почётную прибавку к своему имени — Синг («лев»), а женщины — Каур («принцесса»). Ранее такие имена носили исключительно представители воинской этно-кастовой общности раджпутов.

Создание Хальсы окончательно определило военный облик сикхской общины и вывело процесс милитаризации на новый качественный уровень. Ношение оружия и воинское служение, которое допускалось и при предшественниках Го -бинда Сингха, теперь вменялось сикхам в обязанность, причём эта обязанность получила религиозное обоснование и была подкреплена высшим авторитетом самого гуру. Гобинд наставлял своих последователей в том, что они должны ежедневно тренироваться с оружием, быть храбрыми в бою и никогда не показывать врагу свою спину. При этом он требовал от сикхов, чтобы те помогали бедным и защищали всех, кто обратиться к ним за помощью. Сикхи должны были стать настоящими братьями, поэтому гуру взывал: «Пусть индусы всех четырех варн, различающиеся между собой правилами поведения, оставят их, примут общую форму поклонения и станут братьями. Пусть никто не будет считать себя выше другого. Пусть люди четырех варн примут моё посвящение, едят из одного блюда и не испытывают друг к другу ни отвращения, ни презрения»20. Процесс объединения представителей четырех варн в рамках сикхской общины Гобинд сравнивал с жеванием бетеля, отмечая, что брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, подобно листьям бетеля, извести, ореха арека и пасты из бобов акации, станут одного цвета, также как и бетель после усердного жевания21. И хотя каста впоследствии всё равно проросла в сикхизме, десятый гуру сумел создать такое религиозное воинское объединение, для членов которого принадлежность к нему стало, несмотря ни на что, занимать первое место в их сложном комплексе идентичностей.

Ношение оружия, воинственная именная приставка Сингх и наличие других маркирующих воинских признаков способствовали объективному повышению социального статуса сикхов Хальсы. Сикхизм стал религией, которая открывала перед вступившими широкие возможности, став своего рода социальным лифтом для всех тех, кто не мог похвастаться знатностью происхождения и высокой

19 The Adi Granth 1877, XCI.

20 Macauliffe 1909/V, 93-94.

21 Malcolm 1812, 46.

кастой. Вступление в Хальсу вело к установлению паритета статусов с представителями традиционных каст кшатрийского уровня. Принципиальное отличие заключалось лишь в том, что двери Хальсы были открыты для всех.

Сам Гобинд Сингх неоднократно подчёркивал, что, создавая Хальсу, он создаёт именно воинскую общину. Общину людей, которые имеют право и силы для оказания вооружённого сопротивления угнетению и могут защитить себя и свою веру. В условиях непрекращающегося конфликта с империей Великих Моголов было очевидно, что только хорошая военная организация сможет обеспечить само существование сикхской общины. Поэтому десятый гуру отлично понимал, что он делает и кого создаёт в процессе проведения своей религиозной реформы. Гуру нисколько не скрывал от своих последователей цели создания Хальсы: «Давая нектар пахала, я превращаю шакалов в тигров. Мои сикхи уничтожат всех жестоких патанов и моголов и будут править в мире.... Каждый из них сможет выстоять против 100 тысяч турок. Я буду убивать ястребов своими воробьями. Превратив людей всех четырёх варн в моих Сингхов (львов), я уничтожу Великих Моголов»22.

ЛИТЕРАТУРА

Рейснер И.М. 1961: Народные движения в Индии в XVII-XVIII вв. М.

Успенская Е.Н., Котин И.Ю. 2007: Сикхизм. СПб.

The Adi Granth, the Holy Scriptures of the Sikhs, translated from the original Gurmukhi, with introductory essays by E. Trumpp. 1877. London.

Dhavan P. 2011: When Sparrows Became Hawks: The Making of the Sikh Warrior Tradition, 1699-1799. Oxford.

Gordon J.J. 1904: The Sikhs. Edinburgh; L.

Macauliffe M.A. 1909: The Sikhs Religion. Its Gurus, Sacred Writing and Authors. In VI vols. Oxford.

Malcolm J. 1812: Sketch of the Sikhs; & Singular Ration, who inhabit the Provinces of the Penjab, situated between the Rivers Jamna and Indus. L.

McGregor W.L. 1846: The History of the Sikhs; Containing Lives of the Gooroos; The History of the independent Sirdars, or Missuls, the Live of the Great Founder of the Sikh Monarchy, Maharajah Runjeet Singh. In II vols. Vol. I. Lo.

Raju K.S. 2011: Guru Gobind Singh. Prophet of Peace. New Delhi.

Singh Gandhi Surjit 2007: History of Sikh Gurus Retold: 1606-1708 C. E. Vol I-II. New Delhi.

REFORM EFFORTS OF THE TENTH GURU GOBIND SINGH IN THE CONTEXT OF COMPLETION OF THE SIKH COMMUNITY MILITARIZATION

K. A. Demichev

The article discusses the reform efforts of the last tenth Sikh guru Gobind Singh in the context of the completion of the militarization of the Sikh community at the turn of the 17th — 18th centuries. Religious and military-political aspects of the process of militarization are analyzed. They led to the formation of religious communities of a new type. The conclusions about the appropriate connection of militarization with the formation of an independent Sikh nationhood are made.

Key words: Punjab, Sikhism, Khalsa, militarization, guru

22 Macauliffe 1909/V, 99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.