УДК 303.446.4(47+57):614.2(73)"2009/2017"
https://doi.org/10.24158/fik.2018.1.29
Салимов Вадим Алексеевич
аспирант кафедры зарубежной истории Башкирского государственного университета
РЕФОРМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В США В ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНТСТВА Б. ОБАМЫ ГЛАЗАМИ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ
Salimov Vadim Alekseevich
PhD student, Foreign History Department, Bashkir State University
UNITED STATES HEALTH CARE REFORM DURING B. OBAMA'S PRESIDENCY IN VIEWS OF RUSSIAN SCIENTISTS
Аннотация:
В статье рассматривается российская историография проблемы реформы здравоохранения в США в период президентства Б. Обамы. Показан вклад отдельных исследователей в анализ содержания реформы и освещение различных аспектов партийной и политической борьбы по данной проблеме. Ученые уделили внимание разработке и принятию закона, сложностям, с которыми столкнулись сторонники реформы на подготовительном этапе. В исследовательское поле вошли причины и предпосылки принятия реформы здравоохранения. Кроме того, в работах по данной теме произведен анализ структурных проблем, которые накопились в этом секторе экономики. Изучены различные точки зрения как сторонников, так и противников реформы, а также мнения простых граждан Америки. Исследователи приходят к выводу, что медицинская реформа расколет американское общество пополам по идеологическому признаку.
Ключевые слова:
реформа здравоохранения, Б. Обама, защита прав пациентов, медицинское обслуживание, демократы, республиканцы, закон, политическая борьба.
Summary:
The paper considers the domestic historiography of the problem of reforming the US health care system during the period of B. Obama's presidency. The contribution of individual researchers to the analysis of this reform and the coverage of various aspects of party and political struggle on this issue are shown. The author focuses on the development and adoption of the law, the difficulties faced by the supporters of the reform at the preparatory stage. The researchers reviewed the reasons and prerequisites for the adoption of the health care reform and analyzed the structural problems that had accumulated in this sector of the economy. The study considers different points of view of both supporters and opponents of the reform, as well as the views of ordinary American citizens. The researchers conclude that the medical reform will split the American society in half along ideological lines.
Keywords:
health care reform, B. Obama, patient rights protection, medical care, democrats, republicans, law, political struggle.
«Обамакэр» (Obamacare), или Закон о доступном здравоохранении и защите прав пациентов (ACA), [1] - главное достижение президента Б. Обамы во внутренней политике США. Впервые в истории Америки большинство населения страны получило право на доступное медицинское страхование. Это была крупная победа президента и Демократической партии, позволившая им получить ряд политических очков перед своими оппонентами, но в то же время положившая начало противостоянию в деле претворения реформы в жизнь. Ввиду этого является актуальным изучение вклада целого ряда отдельных российских исследователей в раскрытие сущности этой проблемы и различных аспектов партийно-политической борьбы, связанных с ней.
Реформирование американского здравоохранения после принятия программ «Медикэр» (Medicare) и «Медикейд» (Medicaid) в 1965 г. неоднократно проводилось в американском обществе. Самая яркая попытка в этом наиболее остром вопросе была предпринята администрацией Б. Клинтона в 1993-1994 гг. О.В. Гулимпиченко в своих работах сравнила две попытки реализации реформы здравоохранения: при Б. Клинтоне в 1993-1994 гг. и при Б. Обаме в 2009-2010 гг. Автор обращает внимание на факторы, ставшие решающими для утверждения реформы в 2010 г. (единство и согласованность Демократической партии в ходе реформы; контроль демократами обеих палат Конгресса, который они мудро использовали; экономическая ситуация в стране в условиях кризиса 2008 г.; тот факт, что обсуждение реформы проходило в открытом режиме, что позволило администрации Б. Обамы на самых ранних этапах обсуждения законопроекта заручиться поддержкой влиятельных заинтересованных групп в лице крупных собственников фармацевтической промышленности и медицинских ассоциаций, таких как «Фармацевтические производители и исследователи Америки», Американская ассоциация пенсионеров и ряда других) [2].
Схожую позицию представила Е.Г. Шабурова. Автор обращает внимание на то, что многие положения современной реформы были разработаны рабочей группой, созданной в 1993 г. во главе с Х. Клинтон. Автор утверждает, что план действий Х. Клинтон не принес серьезных результатов простым американцам, но повысил популярность самой Хиллари. Затем к решению проблемы подключился Б. Обама, чья программа реформы здравоохранения США имела много
общего с планом Х. Клинтон. На президентских выборах 2008 г. Б. Обама и Х. Клинтон были кандидатами от Демократической партии, в которых в конце концов Хиллари поддержала Б. Обаму. Б. Обама, в свою очередь, развивая реформу здравоохранения, опирался на ряд ключевых идей и предложений Х. Клинтон [3].
Общая оценка американской реформы здравоохранения и позиции противоборствующих сторон была представлена в работах таких авторов, как В.А. Алексеев, Г.Э. Улумбекова, А.М. Карпенко, Л.Ф. Лебедева, К. Козлов.
В поле зрения В.А. Алексеева и Г.Э. Улумбековой - общий анализ структуры и функционирования общественного здравоохранения в Соединенных Штатах, реформа, предложенная Правительством США в 2010 г. Авторы дают общее представление о системе здравоохранения США и детально изучают причины, которые привели к необходимости структурных изменений в сфере медицинских услуг, а также сущность предлагаемых мер [4].
A.М. Карпенко рассматривает позиции демократов и республиканцев по вопросам здравоохранения в ходе реформы Б. Обамы и выборов в США в 2016 г. Автор утверждает, что «борьба носила острый, подчас драматический характер, расколов американское общество примерно пополам и вызвав шквал критики, обрушившейся на президента Барака Обаму» [5]. Б. Обама, утверждает А.М. Карпенко, не сумел осуществить реформу в полном объеме. Это произошло из-за того, что американское общество не хотело передавать дополнительные функции государству и не желало включать бедное население в медицинское страхование, что могло привести к падению качества услуг [6].
Аналогичную точку зрения высказала Г.Н. Зевелева, которая считает, что запуск реформы не будет решать всех проблем в области здравоохранения, но вместе с тем обеспечит оптимизацию организационно-финансовой структуры этой сферы, а также условия для ее обновления [7].
Л.Ф. Лебедева в своей работе утверждает, что главным недостатком создания единой универсальной системы американского общественного здравоохранения станут острые идеологические споры и раскол американского общества на ее сторонников и противников. Однако, по мнению автора, положительной стороной реформы будет тот факт, что она хотя и не решит всех проблем в сфере медицинских услуг, но в то же время приведет их в соответствие с требованиями времени, и это станет важным шагом на пути модернизации американского общества [8].
К. Козлов в своей работе делает вывод, что реформа здравоохранения не станет кардинальным решением проблем в структуре системы здравоохранения США. Реформа - это скорее начальная стадия, которая не решит вопросов больших затрат на здравоохранение, но одновременно она - важный шаг на пути к повышению эффективности национальной системы здравоохранения в Америке [9].
Существенные недостатки американской системы здравоохранения отражены в исследованиях специалистов Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук Ф.Э. Бурджалова, В.К. Кулаковой, а также в работе А. Рылова. Авторы отметили основные проблемы, накопившиеся в медицинской сфере накануне реформы: отсутствие медицинской страховки у большинства американцев, неэффективность регулирования государством бизнеса страхования, а также многомиллиардные затраты в медицинском секторе услуг, что явилось закономерным этапом наметившихся преобразований в данном сегменте экономики.
B.К. Кулакова также отметила, что суть долгосрочной программы реформирования медицинской отрасли заключается в сокращении государственных расходов на медицинские программы (без снижения их качества), а также в снижении стоимости коммерческой медицинской помощи пациентам [10].
Главной целью подписанного президентом Б. Обамой закона являлась трансформация основных элементов американского здравоохранения. Вся сущность такой трансформации - это смысл инициированной реформы.
Однако, как отметил А. Рылов, реформа негативно скажется на жизни простых американцев и частных страховых компаний. А. Рылов утверждает, что закон станет невыносимым бременем для американского среднего класса, которому придется платить за страхование своих менее благополучных граждан, а введение государственного страхования приведет к сокращению числа частных страховых компаний [11].
Кроме того, Ф.Э. Бурджалов обращает внимание на институциональные и процессуальные аспекты принятия закона - формирование его идей и положений, трудности, с которыми столкнулись государственные органы, усилия, прилагаемые ими для убеждения общественности в необходимости поддержки реформы, и т. п. [12].
Дебаты, развернувшиеся в конгрессе США в 2009-2010 гг. по поводу реформы здравоохранения, нашли свое отражение в работах двух крупных специалистов Института США и Канады Российской академии наук - Н.А. Шведовой и А.А. Попова.
В своих работах Н.А. Шведова отметила, что реформа действительно касалась «каждого, кто когда-либо испытывал страх потерять свою страховку в случае серьезного заболевания, увольнения или смены рабочего места» [13]. Ею анализировались дебаты как в обществе, так и в конгрессе относительно реформы здравоохранения США. Н.А. Шведова отмечает, что Закон о доступном здравоохранении и защите прав пациентов - важная внутриполитическая победа Б. Обамы [14].
А.А. Попов, описывая суть предлагаемых изменений в области медицинских услуг, сделал вывод, что сторонники реформы вынуждены были отклонить ряд положений будущего билля, так как данные положения вызывали сильное неудовольствие противников законопроекта. Исследователь считает, что реформа не является коренным переломом в сфере американского здравоохранения, поскольку «закон будет продвигаться в жизнь постепенно» и «наиболее существенные его статьи начнут работать через 4 года, в 2014 г.». Не стоит ждать каких-либо серьезных изменений в области медицинского страхования, считает автор, так как сопротивление реформе со стороны Республиканской партии продолжится и будет нарастать [15].
Г.Н. Зевелева рассматривает политический контекст, в котором президенту Б. Обаме пришлось продвигать обещанные реформы и трудности, с которыми он столкнулся при их проведении. Автор детально анализирует условия (социально-экономические и финансовые), в которых принимались решения, повлиявшие на систему здравоохранения США. Исследователь также уделила внимание политической борьбе и публичным дебатам вокруг «Обамакэр» [16].
П.В. Захаров, анализируя как проблемы американской медицины, так и основные положения реформы, инициированной Б. Обамой, отметил, что Закон о доступном здравоохранении и защите прав пациентов носит непоследовательный характер. По его мнению, реформа пока не сделала медпомощь доступной и эффективной [17].
Заключительный этап реформирования американской системы здравоохранения исследован в работе Г.Ф. Войтенковой. Автор четко и последовательно перечисляет смысл билля и первые шаги по его реализации. Исследователь также обращает внимание на оценку реформы гражданами США [18].
Руководитель Центра внутриполитических исследований Института США и Канады РАН Н.М. Травкина отметила, что подписанный президентом Б. Обамой Закон о доступном медицинском страховании и защите прав пациентов может стать судьбоносным с точки зрения как политического будущего демократической администрации, так и политической и идеологической эволюции американского общества, подчеркивая неоднозначную реакцию общества на реформы [19].
Предмет статьи С.С. Костяева - новый этап политической борьбы, связанный с реализацией реформы здравоохранения на практике. Исследователем рассматриваются попытки преобразовать сферу медицинских услуг в период от президента Т. Рузвельта до президента Дж. Буша -младшего. Автор приходит к выводу, что основные положения «Обамакэр» стали возможны благодаря борьбе заинтересованных групп, лоббировавших свои собственные интересы [20].
В другой своей работе [21] автор делает акцент на исследовании роли разнообразных лобби в ходе реформы здравоохранения. Автором рассмотрена деятельность этих лобби в муниципалитетах. Исследователь приходит к выводу, что мнение о негативном влиянии реформы на занятость сильно преувеличено ее противниками.
Работа Л.Н. Смоляковой посвящена деятельности американского экономиста П. Пилзера и его видению возможных последствий реформы здравоохранения [22]. П. Пилзер является республиканцем и, таким образом, может отразить подход Республиканской партии к проводимой реформе. Согласно мнению американского экономиста, реформа имела благородные цели обеспечить страховкой миллионы американцев и сократить расходы на медобслуживание. В реальности же ничего, кроме как роста медицинских расходов и игнорирования прозрачности, «Обамакэр» не добилась. Для простых американцев, утверждает П. Пилзер, важны общедоступность медицинского страхования и понижение затрат на здравоохранение независимо от того, в какой сфере они заняты, или от условий, существовавших ранее в медицинской отрасли.
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что в целом в отечественной историографии рассмотрены различные аспекты проблемы, связанной с реформой системы здравоохранения в период президентства Б. Обамы. Исследователи показали факторы, побуждавшие политическую элиту страны инициировать реформу, партийно-политическую борьбу вокруг обсуждения ее условий и принятия законодательства, позиции членов Республиканской партии и множество лоббистских организаций, представляющих интересы различных групп интересов в лице страховых и фармацевтических компаний, проанализировали принятое законодательство и первые результаты реформирования. На наш взгляд, необходимы продолжение исследования данных сюжетов, а также обращение к таким проблемам, как борьба вокруг вопроса о конституционности реформы, воздействие ее на систему здравоохранения и ее отдельные части, влияние «Обамакэр» на политическую борьбу в США.
Ссылки:
1. Compilation of Patient Protection and Affordable Care Act [Электронный ресурс]. 2010. May. URL: https://obamacare-facts.com/wp-content/uploads/2014/10/obamacare.pdf (дата обращения: 27.11.2017).
2. Гулемпиченко О.В.: l) Реформа здравоохранения в США: дискуссии продолжаются // США и Канада: экономика, политика, культура. 2011. № 5. C. 85-96 ; 2) Роль демократической партии и групп интересов в борьбе за реформу здравоохранения в США в период администраций У. Клинтона и Б. Обамы : дис. ... канд. ист. наук. М., 2012. 282 с.
3. Шабурова Е.Г. Реформа здравоохранения в США как индикатор выживания политического лидера // Вопросы истории, международных отношений и документоведения. Вып. 7 : сб. материалов Рос. молодеж. науч. конф. Томск, 2011. С. 105-106.
4. Алексеев В.А., Борисов К.Н., Рожецкая С.В. Проблемы здравоохранения США и предпринимаемая реформа [Электронный ресурс] // Международное здравоохранение. 2011. Т. 2 (1). URL: http://web.ar-chive.org/web/20160506203221/http://www.rosmedportal.com/index.php?option=com_content&view=arti-
cle&id=1410:2011 -10-11 -21 -28-46&catid=25:the-project (дата обращения: 27.11.2017) ; Улумбекова Г.Э. Реформа здравоохранения США: уроки для России [Электронный ресурс] // Социальные аспекты здоровья населения : электрон. науч. журн. 2012. № 5 (27). URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/429/30/lang.ru/ (дата обращения: 11.01.2017).
5. Карпенко А.М. США в системе глобального здравоохранения // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2016. № 6 (23). С. 71-75.
6. Там же.
7. Зевелева Г.Н.: 1) Реформа здравоохранения в США: трудный путь // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 4. C. 81-89 ; 2) Реформы Барака Обамы в сферах здравоохранения и образования // Международная экономика. 2010. № 12. C. 40-49.
8. Лебедева Л.Ф. Социальные новации администрации Обамы // США и Канада: экономика, политика, культура. 2011. № 6. С. 35-48.
9. Козлов К. США: краткий обзор реформы здравоохранения [Электронный ресурс] / Центр макроэкономических исследований Сбербанка России. 2010. URL: https://www.sbrf.ru/common/img/uploaded/files/.../Review_us_health_reform.pdf (дата обращения: 27.11.2017).
10. Кулакова В.К. Социальная политика администрации Б. Обамы // Мировая экономика и международные отношения. 2010. № 1. С. 73-81.
11. Рылов А. Смягчение нравов по-американски, или Реформа здравоохранения в США // Энергия: экономика, техника, экология. 2010. № 9. С. 76-79.
12. Бурджалов Ф.Э.: 1) Как в США принимался закон о здравоохранении // Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 1. С. 35-47 ; 2) Реформа здравоохранения в США // Там же. 2010. № 10. С. 44-55.
13. Шведова Н.А. Актуальность реформы американского здравоохранения // США и Канада: экономика, политика, культура. 2010. № 3. C. 3-22.
14. Шведова Н.А. Реформа здравоохранения в США: споры не утихают // Там же. 2014. № 7. C. 3-16.
15. Попов А.А.: 1) Проблемы американского здравоохранения и реформа Б. Обамы // США и Канада: экономика, политика, культура. 2010. № 10. C. 3-20 ; 2) Реформа американского здравоохранения администрации Б. Обамы: модель и технология социального реформаторства в XXI в. // Новые бюджетные приоритеты и национальные интересы России. М., 2010. С. 73-87.
16. Зевелева Г.Н. Государственная политика в области здравоохранения в США в 1992-2012 гг.: борьба за реформы. М., 2012. 104 с.
17. Захаров П.В. Реформа медицинского страхования в США: проблемы и перспективы // Проблемы национальной стратегии. 2014. № 5 (26). С. 189-201.
18. Войтенкова Г.Ф. Законодательное оформление реформы здравоохранения в США // Народонаселение. 2011. № 4 (54). C. 116-121.
19. Травкина Н.М. «Ящик Пандоры» от Барака Обамы // Независимая газета. 2010. № 63.
20. Костяев С.С. Лоббизм и реформа здравоохранения в США после выборов // США и Канада: экономика, политика, культура. 2011. № 7. C. 47-60.
21. Костяев С.С. Межправительственное лобби, бюджетные баталии и реформа здравоохранения в США // Там же. 2014. № 12. C. 37-52.
22. Смолякова Л.Н. П.З. Пилзер о реформе здравоохранения 2010 г. в США // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 407. С. 121-127.