Научная статья на тему 'Подготовка и принятие реформы здравоохранения в США в 2009-2010 гг'

Подготовка и принятие реформы здравоохранения в США в 2009-2010 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
200
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / БАРАК ОБАМА / ЗАЩИТА ПРАВ ПАЦИЕНТОВ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ / ЧАСТНЫЕ СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ / ДЕМОКРАТЫ / РЕСПУБЛИКАНЦЫ / ЗАКОН / ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА / HEALTH CARE REFORM / BARACK OBAMA / PATIENT RIGHTS PROTECTION / MEDICAL CARE / STATE INSURANCE COMPANY / PRIVATE INSURANCE COMPANIES / DEMOCRATS / REPUBLICANS / LAW / POLITICAL STRUGGLE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Салимов Вадим Алексеевич

В статье рассматриваются подготовка и принятие реформы здравоохранения ключевого положения предвыборной программы 44-го президента США Б. Обамы. Президент и его команда активно продвигали реформу, преодолевая упорное сопротивление со стороны как республиканцев, так и некоторых членов Демократической партии. Несмотря на все трудности, администрации президента удалось с минимальным перевесом голосов принять реформу здравоохранения. Победа Б. Обамы и его сторонников была обеспечена тем, что разработка законопроекта проходила в открытом режиме, в обсуждении вопроса принимали участие различные группы интересов. Тем не менее победа президента была неполной: сторонники реформы в ходе обсуждения вопроса были вынуждены отказаться от ряда положений, которые вызывали сильное недовольство противников законопроекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Initiating and adopting the health care reform in the USA in 2009-2010

The study discusses the process of initiating and adopting the health care reform, i.e. the key point of the election program of the 44th US President Barack Obama. The president and his team were active in promoting the reform, faced with stubborn resistance from both Republicans and several members of the Democratic Party. However, despite all the challenges, the presidential administration managed to adopt a health care reform with a minimum of votes. The victory of Barack Obama and his supporters was provided by the circumstances that the drafting of the bill was open to the public, various groups of interests discussed the issue. Nevertheless, the president’s victory was incomplete: while discussing the issue, the supporters of the reform were forced to abandon a number of points that caused the strong dissatisfaction with the opponents of the bill.

Текст научной работы на тему «Подготовка и принятие реформы здравоохранения в США в 2009-2010 гг»

УДК 94:316.422+611 (73)"2009/2010"

https://doi.org/10.24158/fik.2018.5.14

Салимов Вадим Алексеевич

Salimov Vadim Alekseevich

аспирант кафедры зарубежной истории Башкирского государственного университета

ПОДГОТОВКА И ПРИНЯТИЕ РЕФОРМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В США В 2009-2010 ГГ.

PhD student, Foreign History Department, Bashkir State University

INITIATING AND ADOPTING THE HEALTH CARE REFORM IN THE USA IN 2009-2010

Аннотация:

В статье рассматриваются подготовка и принятие реформы здравоохранения - ключевого положения предвыборной программы 44-го президента США Б. Обамы. Президент и его команда активно продвигали реформу, преодолевая упорное сопротивление со стороны как республиканцев, так и некоторых членов Демократической партии. Несмотря на все трудности, администрации президента удалось с минимальным перевесом голосов принять реформу здравоохранения. Победа Б. Обамы и его сторонников была обеспечена тем, что разработка законопроекта проходила в открытом режиме, в обсуждении вопроса принимали участие различные группы интересов. Тем не менее победа президента была неполной: сторонники реформы в ходе обсуждения вопроса были вынуждены отказаться от ряда положений, которые вызывали сильное недовольство противников законопроекта.

Ключевые слова:

реформа здравоохранения, Барак Обама, защита прав пациентов, медицинское обслуживание, государственная страховая компания, частные страховые компании, демократы, республиканцы, закон, политическая борьба.

Summary:

The study discusses the process of initiating and adopting the health care reform, i.e. the key point of the election program of the 44th US President Barack Obama. The president and his team were active in promoting the reform, faced with stubborn resistance from both Republicans and several members of the Democratic Party. However, despite all the challenges, the presidential administration managed to adopt a health care reform with a minimum of votes. The victory of Barack Obama and his supporters was provided by the circumstances that the drafting of the bill was open to the public, various groups of interests discussed the issue. Nevertheless, the president's victory was incomplete: while discussing the issue, the supporters of the reform were forced to abandon a number of points that caused the strong dissatisfaction with the opponents of the bill.

Keywords:

health care reform, Barack Obama, patient rights protection, medical care, state insurance company, private insurance companies, democrats, republicans, law, political struggle.

К 2009 г. около 50 млн американцев не имели медицинской страховки, а расходы на здравоохранение составили 17,6 % ВВП США, что выше, чем в любой другой стране мира [1]. Все это не сопровождалось улучшением здоровья населения или повышением качества оказания медицинской помощи. Большинство американских семей вынуждены были отказываться от посещения врачей и экономить на лекарствах. Также у граждан отсутствовала медицинская страховка по причине ее высокой стоимости: страховка являлась одной из основных причин персонального банкротства американцев. Стремительный рост расходов на здравоохранение грозил серьезно подорвать финансовую стабильность страны [2].

Будущий президент США Б. Обама в ходе своей предвыборной кампании обещал реформировать систему здравоохранения. Его программа реформирования медицинской отрасли состояла из следующих пунктов: во-первых, улучшение условий медицинского страхования для тех, у кого страховка уже имеется, при этом ограничивается «произвол» страховых компаний; во-вторых, снижение цены на страховки, стимулирование конкуренции на рынке, создание биржи для страховщиков; в-третьих, ввод обязательного медицинского страхования по примеру страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств [3; 4, с. 104-106].

Став президентом, Б. Обама незамедлительно приступил к реализации своего главного плана. В сентябре 2009 г., выступая в Конгрессе, президент еще раз озвучил основные проблемы американского здравоохранения и пути их решения [5]. Администрация президента и сам Б. Обама в качестве своей ключевой идеи выдвигали доступность медицинского обслуживания широким слоям населения. Инициаторы билля обещали, что не позволят частным медицинским компаниям увеличивать цены, что может привести к ухудшению состояния здоровья клиентов, или отказывать в страховании хронически больным, а также больным детям. Сторонники законопроекта высказали идею создать специальную программу для людей, страдающих различными болезнями, но не имеющих страховки, чтобы они могли приобрести ее на льготных условиях. Стоимость визита к доктору и стоимость страховки должна иметь строго определенные лимиты. Предприятиям в сфере малого и среднего бизнеса, которые предоставляют страховку своим сотрудникам, государство обещало

налоговые льготы [6]. Также предполагалось создание специальной федеральной службы, основной задачей которой должно стать противодействие необоснованному повышению взносов по страхованию и другой незаконной практике частных компаний [7].

Глава государства заверил, что срок реализации законопроекта составит 10 лет, а бюджет, затраченный на него, не превысит 900 млрд долл. Сторонники реформы уверяли, что билль будет осуществлен за счет экономии средств, расходуемых неэффективно, и не увеличит дефицит федерального бюджета [8]. Кроме того, удастся сэкономить порядка 4 трлн долл. в случае ограничения роста доходов на страхование. Интересы пожилых американцев в ходе реализации реформы также не пострадают, так как эффективность обслуживающей их программы «Медикэр» (Medicare) будет, наоборот, увеличена.

Противники законопроекта обвинили президента в том, что он ведет страну к социализму. Они утверждали, что реформа слишком дорого обойдется американскому бюджету. Республиканцы называли план Б. Обамы «планом увеличения налогов». Оппонентами закона были приняты меры по дискредитации законопроекта. С этой целью противники билля провели ряд маршей против разработки реформы в различных городах США: от Лос-Анджелеса до Вашингтона. Все эти действия, а также ролики, транслировавшиеся по телевидению, и статьи на первых полосах ведущих печатных изданий стали частью кампании против реформы здравоохранения, которую возглавили известные республиканцы [9]. Лозунги, которые использовали несогласные, гласили: «Социализм - не американская черта!» или «Мы хотим иметь право выбора!».

В связи с этим, а также и тем обстоятельством, что попытка введения всеобщего медицинского страхования предпринималась ранее предшественниками Б. Обамы, президентами-демократами Дж. Картером [10, с. 165] и Б. Клинтоном [11, с. 33], на начальном этапе подготовки реформы президент и его команда дали конгрессу возможность поработать над различными вариантами реформы. Это было связано с тем, что администрация Б. Обамы вынесла для себя уроки из поражения реформы при Б. Клинтоне. Демократы продемонстрировали намного больше сплоченности, чем при Б. Клинтоне, разработка и обсуждение реформы шли при тесном сотрудничестве администрации Б. Обамы с конгрессом и группами интересов [12]. Так, сторонникам реформы удалось заручиться поддержкой врачей, представленных Американской медицинской ассоциацией, и больниц в лице Американской ассоциации больниц и Федерации американских больниц, которые в целом поддержали планы реформы [13]. Часть врачей тем не менее выразила опасения, что созданная государством система медстрахования (как ранее и в случае «Ме-дикэр») начнет снижать тарифы, используя свое положение монополиста. Администрация президента ответила на это, что большинство предпочтут страховки у частных компаний, в то время как государственным страхованием воспользуется около 10 млн американцев. С позицией Белого дома не согласились противники реформы, утверждавшие, что схемой государственного страхования могут воспользоваться до 100 млн чел. [14].

На подготовку законопроекта ушел год. За это время демократы и Б. Обама упорно продвигали билль, но им активно противодействовали Республиканская партия и часть членов собственной партии. Страна была разделена: реформа здравоохранения являлась одной из острых внутриполитических проблем на тот момент. «Здравоохранение - это право, а не привилегия» -таков был призыв сторонников реформы [15].

На рубеже 2009-2010 гг. сторонники и противники реформы достигли определенного консенсуса. Президенту пришлось пойти на уступки своим оппонентам. Он был вынужден пожертвовать рядом ключевых положений законопроекта, которые должны были улучшить жизнь простых американцев. Так, в частности, налоги, которые должны были профинансировать реформу, были перераспределены от богатых домохозяйств в отрасли. Также было отсрочено начало реализации ряда различных компонентов реформы [16, с. 5].

Дебаты развернулись и по вопросу создания государственной страховой компании. Создание такой организации в США грозило появлением серьезного конкурента в лице государства для частных страховых компаний. Это обеспечивало удешевление страховки для тех, кто не может позволить себе лечение в частных и дорогих клиниках и, как итог, влекло за собой огромные потери как клиентов, так и денежных средств для частных компаний.

Республиканские политики, лоббисты и страховые компании встретили идею Б. Обамы достаточно негативно. Они в один голос заявляли, что новые государственные формы страхования - это «путь к социализму», и требовали отказаться от этого пункта реформы. Под давлением своих оппонентов президент вынужден был уступить. Этот наиболее спорный вопрос не попал в окончательный вариант реформы здравоохранения [17].

Не меньшие споры, чем создание государственной страховой компании, вызвала проблема абортов. По реформе Б. Обамы предполагалось, что операции по прерыванию беременности будут производиться за счет средств федерального бюджета. При предшественнике Б. Обамы президенте-республиканце Дж. Буше - младшем государство не финансировало медицинские учреждения, делающие аборты. Б. Обама и его администрация предложили пересмотреть эту практику,

что вызвало негативную и резкую реакцию со стороны как республиканцев, так и консервативных демократов. СМИ в США утверждали, что тема абортов должна была убить билль [18]. В результате Б. Обама был вынужден согласиться с тем, что субсидии, выделяемые государством на здравоохранение, не будут финансировать те программы страхования, где имеются аборты.

Таким образом, важно отметить, что к моменту голосования в палате представителей законопроект уже содержал некоторые поправки, которые отменяли или нивелировали ряд одиозных пунктов реформы здравоохранения, которые вызывали резкое неприятие у оппонентов билля.

7 ноября 2009 г. нижняя палата конгресса с минимальным большинством голосов: 220 -«за» (при необходимых 218), 215 - «против» - одобрила проект реформы здравоохранения [19].

Тем не менее даже обновленный вариант реформы здравоохранения вызывал резкое неприятие у противников законопроекта. Республиканцы и демократы-консерваторы упрекали билль в излишней дороговизне на фоне растущего дефицита бюджета. По мнению оппонентов, реформа обойдется дороже тех 900 млрд долл., о которых говорил Б. Обама, ее реализация потребует астрономических затрат. Переход национальной системы страхования под контроль государства, связанный с реализацией закона, также не устраивал всех несогласных. Сильное недовольство вызывали: ужесточение правил и стандартов в сфере индустрии страхования, которое грозило привести к конфликту между федеральным правительством и штатами, в ведении которых находится страховая деятельность; создание страховых бирж, в которых американцы могли найти наиболее подходящий вариант страховки; обязанность работодателей оплачивать медицинскую страховку всем своим сотрудникам (в противном случае руководители должны были выплатить солидный штраф). Страховые компании столкнулись с угрозой лишиться части прибылей. Кроме того, принятие закона о медстраховании означало и повышение налогов, что также не придавало популярности реформе. Оппоненты законопроекта продолжили борьбу с биллем на всех уровнях.

Несмотря на жесточайшее сопротивление со стороны противников реформы, законопроект был одобрен Сенатом и в марте 2010 г. подписан президентом. Его окончательное название - «Закон о здравоохранении и защите прав пациентов» (Patient Protection and Affordable Care Act) [20].

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что президенту Б. Обаме и его команде удалось отстоять и воплотить в жизнь реформу здравоохранения. Однако под нажимом противников Б. Обама вынужден был отказаться от ряда положений реформы: налоги, финансирующие реформу, были перераспределены от богатых домовладений к отраслям, было отложено начало реализации различных компонентов реформы. Основные положения реформы должны были вступить в силу с 1 января 2014 г. Мнения простых американцев также разделились: хоть новоявленная реформа и сокращала число незастрахованных на одну треть, одновременно она вела к удорожанию медстраховки и принуждала каждого американца приобрести ее под угрозой штрафа. Однако реформа являлась необходимым шагом на пути повышения эффективности национальной системы здравоохранения. К тому же не следует забывать, что Б. Обама имел весомую поддержку со стороны медико-промышленного комплекса, рассчитывавшего в случае его победы аккумулировать десятки, если не сотни, миллиардов долларов федерального бюджета на счетах больниц и врачей, занимающихся частной практикой.

Ссылки:

1. Бевеликова Н.М. Правовое обеспечение реформ здравоохранения: опыт Китая, России, США // Медицинское право. 2011. № 3. С. 7-17.

2. Медицина в США [Электронный ресурс] // American Life. URL: http://americalife.org/medicina-v-ssha/ (дата обращения: 01.05.2018).

3. Лапенкова Д. Реформа системы здравоохранения (Obamacare) [Электронный ресурс] // История США: материалы к курсу. 2013. 30 окт. URL: https://ushistory.ru/populjarnaja-literatura/1051-reforma-sistemy-zdravoohranenija-obamacare (дата обращения: 15.02.2018).

4. Обама Б. Дерзость надежды. СПб., 2008. 416 с.

5. Obama B. Address before a Joint Session of the Congress on Health Care Reform [Электронный ресурс] // The American Presidency Project. 2009. Sept. 9. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=86592&st=Health+care&st1 = (дата обращения: 15.02.2018).

6. Ibid.

7. Ibid.

8. Бевеликова Н.М. Указ. соч.

9. Sarah Palin Proclaims: With a Stiff Spine America Must Stand against Obamacare [Электронный ресурс]. URL: http://us4palin.com/sarah-palin-proclaims-with-a-stiff-spine-america-must-stand-against-obamacare/ (дата обращения: 15.02.2018).

10. Тухватуллин Р.Р. Американский бизнес и проблема рыночно ориентированных реформ системы здравоохранения (вторая половина 1970-х гг.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 10-2 (84). С. 164-167.

11. Зевелева Г.Н. Государственная политика в области здравоохранения в США в 1992-2012 гг.: борьба за реформы. М., 2012. 104 с.

12. Гулемпиченко О.В. Роль Демократической партии и групп интересов в борьбе за реформу здравоохранения в США в период администраций У. Клинтона и Б. Обамы : дис. ... канд. ист. наук. М., 2012. 282 с.

13. Glass K. Who Gave Us Obamacare? [Электронный ресурс] // National Review. 2016. July 26. URL: https://www.nationalre-view.com/magazine/2012/07/27/who-gave-us-obamacare/ (дата обращения: 15.02.2018).

14. Алексеев В.А., Борисов К.Н., Рожецкая С.В. Проблемы здравоохранения США и предпринимаемая реформа [Электронный ресурс] // Росмедпортал.ком : науч.-практ. мед. журн. 2011. 12 окт. URL: http://web.ar-chive.org/web/20160506203221/http://www.rosmedportal.com/index.php?option=com_content&view=arti-

cle&id=1410:2011 -10-11 -21 -28-46&catid=25:the-project (дата обращения: 15.02.2018) ; Улумбекова Г.Э. Реформа здравоохранения США: уроки для России [Электронный ресурс] // Социальные аспекты здоровья населения : электрон. науч. журн. 2012. № 5 (27). URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/429/30/lang,ru/ (дата обращения: 01.05.2018).

15. Passage of the March 2010 Health Care Reform Laws [Электронный ресурс] // ProCon.org. 2011. URL: https://healthcarereform.procon.org/view.resource.php?resourceID=003712 (дата обращения: 15.02.2018).

16. Козлов К. США: краткий обзор реформы здравоохранения [Электронный ресурс] / Центр макроэкономических исследований Сбербанка России. 2010. 6 с. URL: https://www.sbrf.ru/common/img/uploaded/files/pdf/press_center/Re-view_us_health_reform.pdf (дата обращения: 15.02.2018).

17. Sussman B. How Obamacare Became Law [Электронный ресурс]. 2013. Nov. 21. URL: http://www.briansussman.com/pol-itics/how-obamacare-became-law/ (дата обращения: 15.02.2018).

18. Ibid.

19. Passage of the March 2010 Health Care Reform Laws.

20. Compilation of Patient Protection and Affordable Care Act [Электронный ресурс]. 2010. May 1. URL: https://obamacare-facts.com/wp-content/uploads/2014/10/obamacare.pdf (дата обращения: 15.02.2018).

References:

Alekseev, VA, Borisov, KN & Rozhetskaya, SV 2011, 'Health care problems in the USA and the undertaken reform', Rosmedportal.kom: nauch.-prakt. med. zhurn., October 12, viewed 15 February 2018, <http://web.ar-chive.org/web/20160506203221/http://www.rosmedportal.com/index.php?option=com_content&view=article&id=1410:2011-10-11 -21 -28-46&catid=25:the-project>, (in Russian).

Bevelikova, NM 2011, 'Legal support for health care reforms: the experience of China, Russia, the United States', Med-itsinskoye pravo, no. 3, pp. 7-17, (in Russian).

Compilation of Patient Protection and Affordable Care Act 2010, May 1, viewed 15 February 2018, <https://obamacare-facts.com/wp-content/uploads/2014/10/obamacare.pdf>.

Glass, K 2016, 'Who Gave Us Obamacare?', National Review, July 26, viewed 15 February 2018, <https://www.nationalre-view.com/magazine/2012/07/27/who-gave-us-obamacare/>.

Gulempichenko, OV 2012, The role of the Democratic Party and stakeholders in the struggle for health care reform in the United States during the administration of W. Clinton and B. Obama, PhD thesis, Moscow, 282 p., (in Russian).

Kozlov, K 2010, The USA: a brief review of health care reform, Centre for Macroeconomic Research of Sberbank of Russia, viewed 15 February 2018, <https://www.sbrf.ru/common/img/uploaded/files/pdf/press_center/Review_us_health_reform.pdf>, (in Russian).

Lapenkova, D 2013, 'Health care reform (Obamacare)', Istoriya SSHA: materialy k kursu, October 30, viewed 15 February 2018, <https://ushistory.ru/populjarnaja-literatura/1051-reforma-sistemy-zdravoohranenija-obamacare>, (in Russian). 'Medicine in the USA', American Life, viewed 01 May 2018, <http://americalife.org/medicina-v-ssha/>, (in Russian). Obama, B 2008, The audacity of hope, St. Petersburg, 2008. 416 p., (in Russian).

Obama, B 2009, 'Address before a Joint Session of the Congress on Health Care Reform', The American Presidency Project, September 9, viewed 15 February 2018, <http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=86592&st=Health+care&st1=>.

'Passage of the March 2010 Health Care Reform Laws' 2011, ProCon.org, viewed 15 February 2018, <https://healthcarere-form.procon.org/view.resource.php?resourceID=003712>.

Sarah Palin Proclaims: With a Stiff Spine America Must Stand against Obamacare 2018, viewed 15 February 2018, <http://us4palin.com/sarah-palin-proclaims-with-a-stiff-spine-america-must-stand-against-obamacare/>.

Sussman, B 2013, How Obamacare Became Law, November 21, viewed 15 February 2018, <http://www.briansuss-man.com/politics/how-obamacare-became-law/>.

Tukhvatullin, RR 2017, 'American business and the problem of the market-oriented health system reforms (the second half of the 1970s)', Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye iyuridicheskiye nauki, kul'turologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki, no. 10-2 (84), pp. 164-167, (in Russian).

Ulumbekova, GE 2012, 'Healthcare reform in the USA: lessons for Russia', Sotsial'nyye aspekty zdorov'ya naseleniya: elektron. nauch. zhurn., no. 5 (27), viewed 01 May 2018, <http://vestnik.mednet.ru/content/view/429/30/lang,ru/>, (in Russian).

Zeveleva, GN 2012, State policy in the field of public health in the United States in 1992-2012: the struggle for reform, Moscow, 104 p., (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.