Научная статья на тему 'Реформа здравоохранения как локальная стратегия в глобализационных процессах'

Реформа здравоохранения как локальная стратегия в глобализационных процессах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / РЕФОРМЫ / PUBLIC HEALTH SERVICE / REFORMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матинян Н. С.

Изменение всей системы предоставления медицинской помощи требует выработки новой парадигмы, преобразования, структур, сложившихся, внутри национальной системы, здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REFORM OF THE PUBLIC HEALTH SERVICE AS A LOCAL STRATEGY IN PROCESSES OF GLOBALIZATION

The changing of the system of medical aid. accordance needs working out a new paradigm, reorganization of structures, current inside the national system, of health protection

Текст научной работы на тему «Реформа здравоохранения как локальная стратегия в глобализационных процессах»

УДК 614.34

Н.С. Матинян

РЕФОРМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАК ЛОКАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ В ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ

РУДН, Москва

Изменение всей системы, предоставления медицинской помощи требует, выработки новой парадигмы, преобразования, структур, сложившихся, внутри, национальной системы, здравоохранения. Ключевые слова: здравоохранение, реформы

THE REFORM OF THE PUBLIC HEALTH SERVICE AS A LOCAL STRATEGY IN PROCESSES OF GLOBALIZATION

N.S. Matinyan Russian University of People’s Friendship, Moscow

The changing of the system, of medical aid. accordance needs working out a new paradigm, reorganization of structures, current inside the national system, of health protection.

Key words: public health service, reforms

Успешная деятельность в сфере здравоохранения предполагает четкое позиционирование в системе новых мировых координат и успешное управление развитием. В сфере здравоохранения в различных странах стал в последние годы популярен термин «реформа». В России в это понятие вкладывается различное содержание, как впрочем, и в других странах. Тем не менее, многими под этим термином понимается необходимость структурных перемен в здравоохранении, которые отвечали бы общим тенденциям общественной трансформации.

Специалисты считают также важным то, что нестабильность ситуации в управлении системой здравоохранения связана с отсутствием необходимой информации о состоянии функционирования такой системы, результативности принятых решений и оптимальности финансовых, материальных и кадровых затрат.

В сфере здравоохранения в России сравнительно недавно делаются попытки комплексного осмысления процессов переструктурирования, отсутствуют окончательные и точные представления об его переустройстве, направлениях повышения эффективности, распределении ролей между государством, пациентами, врачами, лечебными учреждениями.

При оценке состояния общественного здоровья рассматривается влияние общих социальных, физических, экономических условий жизни на состояние здоровья людей, используются такие показатели как демографическая ситуация, сведения о заболеваемости населения и уровне санитарно-эпидемического благополучия, состоянии сети лечебных учреждений.

К сожалению, разработка научных принципов управления в сфере здравоохранения значительно отстает от практических требований сегодняш-

него дня и тормозит внедрение как технологических, так и управленческих инноваций.

Тенденции, которые наблюдаются в здравоохранении, вызваны внутренними проблемами общественного развития и проявляются на международном уровне. Забота о здоровье населения и налаживание системы здравоохранения и медицинского обслуживания связаны с:

• мерами по улучшению здоровья населения, связанными с повышением уровня жизни, привитием здорового образа жизни, защитой окружающей среды и повышением действенности профилактических и лечебных услуг;

• мерами, направленными на развитие политических и институциональных возможностей сферы здравоохранения, чтобы обеспечить проведение соответствующих реформ; мероприятиями по введению нового законодательства, укреплению сети учреждений и административной инфраструктуры, а также переориентации системы подготовки и переподготовки кадров;

• мерами со стороны государства там, где рынки несостоятельны; мероприятиями по поддержанию макроэкономического баланса за счет сдерживания роста затрат и развития внебюджетных источников финансирования; созданию рынков в целях расширения потребительского выбора, диверсификации предложения и повышения производительности труда; регулированию рыночных сил для уменьшения рисков, а также в целях контроля за качеством услуг [1].

В условиях глобализации особое место занимают проблемы интегрирования национальных систем здравоохранения. Страны вырабатывают свои стратегии проведения реформ на различных уровнях, пересматривая структуру управления системами здравоохранения. При этом происхо-

дит переустройство конкретной национальной системы для достижения оптимальности функционирования, и возникает конкуренция между национальными системами. Это порождает как тенденции к сотрудничеству и интеграции, так и, в определенной степени, сопротивления внешнему воздействию.

Правительства стран с переходной экономикой озабочены созданием таких условий, при которых роль государства уменьшилась, а функционирование лечебно-профилактических учреждений было бы таковым, чтобы в них было бы абсолютно невыгодным производить и предоставлять неэффективные, а следовательно, в определенной степени, некачественные медицинские услуги.

«Главной проблемой российской системы здравоохранения является значительный разрыв между государственными гарантиями бесплатного предоставления медицинской помощи населению и их финансовым обеспечением. По минимальной оценке, объем государственного финансирования здравоохранения (из бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования) в реальном выражении уменьшился в течение 90-х годов на треть. Его рост, начавшийся с 2000 г., пока недостаточен для компенсации произошедшего снижения. Между тем, гарантии бесплатного медицинского обслуживания населения, установленные в советское время, остались практически неизменными, а затраты, необходимые для их обеспечения, увеличились вследствие появления новых фондоемких медицинских технологий и новых дорогостоящих лекарственных препаратов.

Страны развивающегося мира с аналогичной долей государственных расходов на здравоохранение гарантируют населению только самые минимальные «пакеты» медицинских услуг, концентрируясь, преимущественно, на обеспечении медико-социального благополучия (борьба с инфекционными заболеваниями и др.). Государства с высокоразвитой экономикой тратят на здравоохранение в среднем 6 — 7 % ВВП, а в реальном выражении — на порядок больше, чем в России, и при этом практически ни в одной из этих стран не гарантируется бесплатность всех видов медицинской помощи всем гражданам» [3].

Реформа в России носит характер структурно-функциональной реорганизации отрасли и ставит своей целью улучшение состояния здоровья общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Финансовые ресурсы укреплены за счет новых источников. Помимо бюджетных средств используются средства, аккумулируемые в государственных финансово-кредитных учреждениях — фондах обязательного медицинского страхования, а также в рыночных структурах — страховых компаниях.

В России внедрен процесс заключения договоров между плательщиками и поставщиками медицинских услуг в контексте системы обяза-

тельного медицинского страхования, существования базовой и территориальной программ ОМС, которые по своей сути представляют государственные обязательства по финансированию определенной части здравоохранения, обеспечивающей предоставление населению гарантированного объема бесплатной квалифицированной медицинской помощи. Многие условия, однако, не выполняются в сфере медицинского страхования в связи с недостатком ресурсов, что приводит к его ограниченной доступности широким слоям населения. При этом формируются следующие нежелательные, с позиций макроэкономики, явления, вызванные особенностью соотношения интересов участников процесса медицинского обеспечения населения. Это, во-первых, «взрывной» рост расходов — именно в этом направлении часто происходит совпадение интересов потребителей и производителей услуг. Во-вторых, дефицит информации, которая требует контроля за качеством предоставляемых услуг и уровнем цен, регламентации деятельности страховщиков и медиков и пр. Тем не менее, деятельность в отечественной системе обязательного медицинского страхования, основанная на принципах договорных отношений субъектов, выравнивания финансовых условий деятельности учреждений здравоохранения на территориях, адресной оплаты медицинской помощи, вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи и защиты прав застрахованных, является реальной движущей силой реформы здравоохранения.

Система ОМС не может четко работать из-за отсутствия необходимых правил осуществления страховых платежей за неработающее население из местных и региональных бюджетов, что обусловливает несбалансированность базовой программы ОМС с финансовыми ресурсами, накапливаемыми в системе ОМС. Поскольку средств недостаточно для полноценного финансового обеспечения медицинской помощи застрахованных, возникают множество эклектичных и неэффективных региональных бюджетно-страховых моделей финансирования здравоохранения. К тому же, имеющаяся нормативно-правовая база не стимулирует развитие конкуренции между страховщиками и не ориентирует их на рост эффективности использования страховых средств и ресурсного потенциала системы здравоохранения.

Существующая система государственного финансирования здравоохранения находится сегодня в положении устойчивого, но неэффективного институционального равновесия, так как субъекты внутри отрасли здравоохранения заинтересованы, скорее, в сохранении этой системы, чем в ее модернизации [3].

Эволюция системы здравоохранения, затрагивающая все элементы системы, усиливает роль управления сферой. При этом, если на начальном этапе реформ ставилась задача обеспечения бес-

перебойного оказания услуг здравоохранения и медицинской помощи, то сегодня основные мероприятия должны быть связаны с повышением эффективности оказания услуг, связанных со сдерживанием роста расходов, поощрением конкуренции, диверсификацией источников финансирования, новым сочетанием усилий частного и государственного секторов в предоставлении услуг здравоохранения. Среди первейших задач — преодолеть определенные негативные процессы в системе управления здравоохранением. Кризис отечественного здравоохранения как социальноэкономической отрасли, вызван как общим экономическим положением экономики страны, так и несовершенством принципов и адекватных методов управления в условиях формирующегося рынка медицинских услуг. Отрасль оказалась в условиях, когда административно-управленческие методы, тормозившие процесс ее развития, не могли быть отменены, и в то же время и она, и ее отдельные лечебно-профилактические структуры не получали обоснованных и теоретически разработанных новых принципов и форм управления.

Из-за этого происходит нарастание платности медицинской помощи, и объем личных расходов на медицинские услуги и лекарства в России сопоставим с размерами государственного финансирования. В настоящее время в условиях происходящей общественной трансформации изоляция сферы здравоохранения от рыночных перемен невозможна. Особое значение имеет разграничение сфер влияния государства и рынка. Взаимоотношения государства и рынка являются весьма сложными и не сводятся к противопоставлению «государство или рынок». Деятельность платного сектора не предполагает отмены государственных услуг, а их альтернативу, к которой, как правило, прибегает более обеспеченная часть населения. «Не существует ни одной простой рыночной концепции, которую можно было бы принять для использования в системе здравоохранения. На практике рынок включает ряд различных конкретных механизмов, таких как суверенитет потребителя (право пациента на выбор), договоры, заключаемые в результате переговоров, открытые торги. Эти механизмы могут действовать на рынках, организуемых согласно различным принципам: ценовой принцип, принцип качества или принцип рыночной доли. В свою очередь, рыночные механизмы могут быть использованы в различных секторах системы здравоохранения: в финансировании здравоохранения, в одной или нескольких подструктурах, занимающихся оказанием услуг.

Вместо твердой приверженности одной из двух теоретических моделей — государственной

или рыночной — системы здравоохранения ... вынуждены решать целый ряд менее крупных вопросов» [2]. Новые подходы к здравоохранению, в том числе связанные с рассмотрением его как сектора производства нематериальных благ, усложняют процессы управления им. Стоят задачи достижения большей самостоятельности тех людей, которые прибегают к услугам системы здравоохранения, развития рыночных отношений, в том числе развития конкурентных рынков, а также децентрализации для достижения широкого охвата населения и удовлетворения нужд людей.

Несмотря на то, что незаменимым мотором экономического роста является динамизм частного сектора, сам по себе он не гарантирует ориентирование на человека и не предоставляет ему важнейшие социальные услуги. Особенности здравоохранения объективно ограничивают возможность распространения рыночных отношений в этом секторе, так как оказание медицинских услуг требует личных контактов производителя и потребителя услуг, характеризуются высокой индивидуальностью и нестандартностью врачебного подхода к пациенту, а также потому что проявляется асимметричность информации у производителя и потребителя относительно потребительских свойств медицинских услуг.

Таким образом, изменение всей системы предоставления медицинской помощи требует выработки новой парадигмы, преобразования структур, сложившихся внутри национальной системы здравоохранения. Участие новых субъектов в регулировании процессов в области здравоохранения, выработка новых параметров: целей, способов, институциональных форм организации сферы здравоохранения, характера принятия решений, которые учитываются с точки зрения достижения высокой степени эффективности функционирования системы — все это становится приметами сегодняшней ситуации реорганизации системы здравоохранения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе. Переходный период и дальнейшее развитие / Под ред. Н. Барра. — Гл. 12. - М., 1997. - С. 402.

2. Салтман Р.Б. Реформы системы здравоохранения в Европе / Р.Б. Салтман, Дж. Фигейрас. — С. 66.

3. Шишкин С.В. Политико-экономический анализ трансформации механизмов финансирования здравоохранения и образования / С.В. Шишкин, В.А. Чернец, А.Е. Чирикова. — Москва, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.