Научная статья на тему 'Инновационные принципы реформирования и модернизации здравоохранения в Кыргызской Республике'

Инновационные принципы реформирования и модернизации здравоохранения в Кыргызской Республике Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
272
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАВМАТОЛОГИЯ И ОРТОПЕДИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / РЕФОРМИРОВАНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ / КЛОСТЕРИЗАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / TRAUMATOLOGY AND ORTHOPEDICS / HEALTH ORGANIZATION / IN HEALTH CARE REFORM / CLUSTERING AND MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Абдираев П.А.

В статье произведен анализ реформы и модернизации республиканской системы здравоохранения по программе Манас, Манас таалими и национальной программы «Здоровья нации». Отмечено сущность проводимой модернизации, реструктризации в системе здравоохранения. Отмечено важность и эффективность клосте-ризации специализированной помощи населению на примере ортопедо-травматологической помощи населению. Указано пути совершенствования этой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Абдираев П.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE PRINCIPLES TO MODERNIZE HEALTH CARE REFORM OF THE KYRGYZ REPUBLIC

In the article the reform and modernization of the republican system analysis health program for Manas, Manas Taalimi and national program “Health of the Nation”. Stated nature of ongoing modernization and restructuring of the health system. It noted the importance and effectiveness of specialized care to the population clustering the example of orthopedic and trauma care to the population. Indicated ways to improve the system.

Текст научной работы на тему «Инновационные принципы реформирования и модернизации здравоохранения в Кыргызской Республике»

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Абдираев П.А.

Ошская городская клиническая больница, г. Ош, Кыргызстан

Аннотация. В статье произведен анализ реформы и модернизации республиканской системы здравоохранения по программе Манас, Манас таалими и национальной программы «Здоровья нации». Отмечено сущность проводимой модернизации, реструктризации в системе здравоохранения. Отмечено важность и эффективность клосте-ризации специализированной помощи населению на примере ортопедо-травматологической помощи населению. Указано пути совершенствования этой системы.

Ключевые слова. Травматология и ортопедия, организация здравоохранения, реформирования в здравоохранении, клостеризация, модернизация.

Анализ литературы показывает, что на данном этапе развития здравоохранения оказание платных услуг должно быть перемещено в частные медицинские организации или в специально выделенные отделения и организации государственного здравоохранения. Между тем, видимо следует признать, что доходность, повышение экономической устойчивости ЛПУ и роста его конкурентоспособности - это, прежде всего, показатель управленческой состоятельности руководителей ЛПУ, а также функциональная состоятельность самого коллектива [1; 2; 3].

Нужно отметить, что Правительство КР и МЗ КР по примеру Правительства западных стран постепенно научились избегать необоснованных деклараций о полной бесплатности республиканского здравоохранения. Такой подход оправдан, так как медицинское обслуживание является самой дорогой, а потому даже не каждая экономически развитая страна, может объявить стопроцентную госгарантию на бесплатную медицину. Как известно, в КР объявлена программа государственных гарантий на предоставление бесплатной медицинской помощи лишь на определенную категорию потребителей. Считаем такой шаг оправданным с точки зрения инновационной экономики здравоохранения.

Как известно, в США, Израиле и других развитых странах широко используется частное страхование [4]. В частности, во Франции и Японии медицинское страхование является обязательным компонентом общей системы социального страхования. В Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Германии и Швейцарии правительство лишь регулирует деятельность различных независимых фондов, которые обозначены покупателями и реализаторами медицинских услуг [2]. В секторе первичной помощи они действуют в Эстонии, Чехии, Хорватии, Латвии, Литве [5; 6]. В их числе и Кыргызстан, а между тем, это большое достижение экономически «курировать» сектор первичной помощи [7; 8]. В этом аспекте, кыргызское здравоохранение вполне социально ориентированная.

Нужно отметить, что во многих странах со-оплата включена в систему ОМС, то есть помимо взносов работодателя, застрахованные также выплачивают определенные взносы. В Швеции основную нагрузку по расходам за оказание медицинской помощи несет государство, однако примерно 10% услуг оплачивает само население. В секторе вторичной помощи в Венгрии и Латвии установлены небольшие доплаты за стационарную помощь [5]. В Эстонии, Чехии существуют

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

доплаты за услуги специалистов. В Германии, Италии, Португалии, Испании, Дании, Ирландии, Нидерландах сооплата отсутствует только при низком доходе пациента [9].

Нужно учесть, что индивидуальные схемы со-оплаты отличаются друг от друга по природе финансовых договоренностей. В основном существуют три типа таких схем: во-первых, удержание или со-страхование; во-вторых, соучастие в оплате услуг по категориям населения [10; 11]. ^-страхование предусматривает оплату определенного процента от общей суммы самим пациентом. Такая стратегия дополнительного финансирования внедрена во все ЛПУ республики [12; 13].

Учитывая опыт других стран, введение платы больного как части оплаты стоимости собственного лечения, на наш взгляд, является более справедливым путем привлечения пациента для его лечения. Следует отметить, что в наших условиях пациенты дополнительно вносят плату за медикаменты, а также нередко, к сожалению, осуществляют неофициальные платежи в виде подарка или взятки медперсоналу [14; 15].

Таким образом, структура финансовых ресурсов характеризует незначительную долю средств ОМС в финансовых источниках здравоохранения. Причиной этого заключается в том, что основными плательщиками взносов системы ОМС в Кыргызстане, являются работники бюджетной сферы, имеющие небольшие фиксированные доходы, обеспечивающие незначительный абсолютный размер поступлений по ОМС.

В КР существуют изъяны функционирования системы ОМС. В частности, часть населения, представляющая коммерческую структуру и имеющая более высокие доходы, несмотря на принятие закона, обязывающего работодателей, независимо от форм собственности, платить страховые взносы, почти не охвачены системой страхования здоровья [12]. Отсюда и возникают предложения о передачи сбора средств ОМС на налоговые службы КР.

Кроме того, иностранные граждане, проживающие продолжительное время в Кыргызстане не имеют возможности страховать собственное здоровье. Между тем, по данным НСК КР их число превышает 200 тыс. человек. Нужно признать и то, что стоимость медицинских услуг,

предоставляемых иностранным гражданам необоснованно высока, что способствует увеличению количества платежеспособных пациентов, вынужденных искать и обращаться к частнопрактикующим врачам, в обход государственных поликлиник [16].

Сказанное выше показывает, что ограниченные ресурсы в здравоохранении используются неэффективно, о чем все время говорилось в отчетах МЗ КР. Следует отметить, что в настоящее время правительство предлагает на первичном уровне, к введению бесстатейного финансирования, при котором управляющие больниц получат право распоряжаться отпущенными на учреждение средствами, самостоятельно распределяя их на питание, лекарства и другие нужды. Однако, при высоком в КР уровне коррупции, такой подход может быть преждевременным.

На наш взгляд, одним из наиболее оптимальных инструментов интеграции интересов той или иной группы медицинских учреждений или их структурных подразделений является так называемый «кластерный подход» ввиду его универсальности, высокой степени эффективности применения и простоты организации. Само понятие кластер (англ. cluster — скопление) обозначает объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

По нашему мнению, кластеризация специализированной помощи для повышения эффективности функционирования системы здравоохранения необходима, она должна быть направлена, во-первых, на сокращение издержек и формирование модели управляемой медицинской помощи на основе планирования объемов и ее ресурсного обеспечения, а во-вторых, на развитие менее затратных форм организации медицинской помощи, стимуляцию ресурсоемкой медицинской помощи.

В КР, как это отмечалось выше, реформа и модернизация системы здравоохранения предусматривает обеспечение снижения уровня смертности населения трудоспособного возраста; расширения доступа к медицинским услугам; повышение качества обслуживания пациентов, а это возможно лишь в условиях сочетания ресурсов соответствующих ЛПУ или структурных подраз-

делений внутри ЛПУ [12]. Причем, с обязательным упором на качество и доступность медицинской помощи.

Нужно признать, что в большинстве регионов страны, в том числе и по Ошской области, до сих пор не реализован основной принцип реформирования стационарной помощи, предусматривающий дифференциацию коечного фонда по степени интенсивности лечения и ухода с развертыванием больниц (отделений) интенсивного лечения, долечивания и реабилитации, медико-социального ухода и больниц для планового лечения пациентов. Не в полной мере используются возможности стационарозамещающих технологий.

Известно, что качество оказания медицинской помощи пострадавшим от травм и других несчастных случаев и больным с патологией КМС в определенной мере зависит от доступности специализированных видов медицинской помощи. В связи с этим, необходимость разработки и внедрения эффективных методов управления ресурсами муниципального учреждения здравоохранения при оказании травматолого-ортопеди-ческой помощи взрослому населению в целях дальнейшего повышения доступности специализированных видов медицинской помощи является одним из злободневных и актуальных научно-практических проблем.

Стандартизация — это типизация, унификация, агрегирование. О стандартизации, как о критерии качества медицинской помощи заговорили в 90-х годах прошлого века. В РФ в период 19921997 гг. были определены основные положения и принципы стандартизации, показана необходимость использования принципов ДМ, при разработке стандартов, а также результатов клинико-экономического анализа.

Итак, коммерционализация и индустриализация являются относительно новыми и эффективными факторами модернизации медицины и здравоохранения [17; 18]. Находим нужным пояснить понятия «коммерционализация» и «индустриализация». Коммерциализация - это деятельность лица или организации, предприятия, направленная на извлечение прибыли всеми способами. Коммерциализация в медицине - это предоставлении медицинских услуг с максимальным коммерческим эффектом. В науке - это практическая реализация результатов

научных изысканий и разработок в виде продуктов и услуг с максимальным коммерческим эффектом.

Выводы:

1. Социально-экономические изменения в мире и в КР за последнее десятилетие обусловили ряд негативных тенденций в здоровье населения. Увеличилась частота травм и заболеваний КМС у взрослых, утяжелились их последствия, увеличились показатели продолжительности временной нетрудоспособности, инвалидности, летальности. При этом важно заметить, что заболевания КМС в КР продолжают оставаться многочисленным, уступая по численности лишь заболеваниям сердечно-сосудистой системы. Заболевания КМС по связанным с ними прямым и непрямым затратам уступают лишь заболеваниям органов дыхания. В этом аспекте, травматолого-ортопедическая помощь населению требует оптимизации на основе новых подходов. При этом совершенно не изученным остаются возможности системного и концептуального подходов, которые отражают более высокий уровень методологии исследования.

2. Одним из достижений реформы и модернизации республиканского здравоохранения в условиях дефицита финансовых средств и ресурсов является то, что реализуется программа доступности и качества первичной и специализированной медицинской помощи. В целях реализации программы госгарантии на бесплатную помощь необходимо повышать доходность, а следовательно, экономическую устойчивость ЛПУ, поэтапно внедрять платную медицину в целях снижения давления на бюджет здравоохранения, внедрять новые формы организации и управления службами. При этом одним из наиболее оптимальных инструментов интеграции интересов той или иной группы медицинских учреждений или их структурных подразделений является создание кластера.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акопян А.С. Методы анализа экономической эффективности лечебно-профилактических организаций / А.С.Акопян, Н.Б. Кузьмина, Ю.В. Шиленко // Экономика здравоохранения - 1999. - №5-6. - С.49-54.

2. Normand CH. Economics, health and economics of health / CH. Normand // British Medical Journal. -1991. - V.303. - N.1-2. - P.1572-1577.

3. Parker D. Как бороться с утечкой средств и неэкономичностью в секторе здравоохранения / D. Parker, W. Newbrander // Всемирный форум здравоохранения. - 1994. - Т.15. - № 2. - С.5-10.

4. Райс Д.Ж. Преобразование системы здравоохранения США в контексте мирового процесса реформ / Д.Ж. Райс // В кн.: «Роль и место медицинского страхования в реформировании здравоохранения» Мат. междунар. конф. - М., 1996. - С.123-145.

5. Биндокас Пауль. Реформа литовской системы здравоохранения / Биндокас Пауль // Мат. Международного семинара. - Юрмала, 1999. - С. 103-112.

6. Porter D. Transformation in social medicine / D. Porter // Lancet. - 2000. - V.354. - N.5. - P.57-66.

7. Каратаев М.М. Научное обоснование системы финансирования здравоохранения в условиях перехода к рыночной экономике (на примере Кыргызстана): автореф. дис. ...докт.мед.наук. - М., 2000. - 47 с.

8. Абел-Смит Финансирование услуг здравоохранения в Кыргызстане: размеры частных платежей / Абел-Смит, Д. Фолкингем - Лондон, 1995. - С.33.

9. Салтман Р.Б., Реформы системы здравоохранения в Европе. Анализ современных стратегий: пер. с англ. / Р.Б. Салтман, Дж. Фигейрос // М.: ГЭОТАР. Медицина, 2000. - 432 с.

10. Комаров Ю.М. Основные пути выхода здравоохранения России из кризиса в 1999-2000 годах / Ю.М. Комаров - М.: НПО «Медсоцэкономинформ», МЗ РФ, 1998. - 58 с.

11. Кучеренко В.З. Общественное здоровье и здравоохранение в условиях реформирования здравоохранения и медицинского образования / В.З. Кучеренко, О.А. Манерова // Экономика здравоохранения. - 2007. -№11. - С. 18-23.

12. Каратаев М.М. Рационализация лечебно-профилактических учреждений Чуйской области / М.М. Каратаев, Ш.Н Ниязов. // Здравоохр. Кыргызстана. -Бишкек, 1999. - №1. - С. 31-33.

13. Касиев Н.К. Здравоохранение Кыргызстана / Н.К. Касиев, Т.С Мейманалиев. - Бишкек: - 1998. -146 с.

14. Александрова О.Ю. Правовая основа медицинской деятельности по оказанию качественной медицинской помощи / О.Ю. Александрова // Здравоохранение. - 2006. - №10. - С.117-126.

15. Беклемишева О. Чем больна реформа здравоохранения? / О. Беклемишева // Русский журнал. -2006. - №20. - С.32-35.

16. Касиев Н.К. Стратегический анализ медико-биологических и социальных факторов в развитии заболеваний у жителей Кыргызстана / Н.К. Касиев // Здравоохранение Кыргызстана. - 1999. - №1. - С.3-7.

17. Воронин Ю.А. Реформа системы здравоохранения России и здравый смысл / Ю.А. Воронин // Главный врач. - 1999. - №5. - С. 19.

18. Кучеренко В.З. Риск-менеджмент медицинского страхования / В.З. Кучеренко, А.Г. Соколов, С.А. Мартынчик // Экономика здравоохранения. -2008. - №1 (122). - С.5-15.

INNOVATIVE PRINCIPLES TO MODERNIZE HEALTH CARE REFORM OF THE KYRGYZ REPUBLIC

Abdiraev P.A

Osh city clinical hospital, Kyrgyzstan

Annotation. In the article the reform and modernization of the republican system analysis health program for Manas, Manas Taalimi and national program "Health of the Nation". Stated nature of ongoing modernization and restructuring of the health system. It noted the importance and effectiveness of specialized care to the population clustering the example of orthopedic and trauma care to the population. Indicated ways to improve the system.

Key word: Traumatology and Orthopedics, health organization, in Health Care Reform, clustering and modernization

REFERENCES

1. Akopyan AS, Kuzmin NB, Shilenko YV Methods of analysis of economic efficiency of medical care institutions. Health economics - 1999. № 5-6. - P. 49-54.

2. Normand CH/ Economics, health and economics of health// British Medical Journal -1991.-V. 303/-1-2/- P. 1572-1577

3. Parker D, New brander W How to deal with diversion of funds and efficiency in the health sector. World Health Forum. - 1994. T.15. № 2. - P. 5-10

4. Rice D.J. Transform the US health care system in the global context of the reform process// The role and place of health insurance and health care reform» Material International Conference M: - 1996 - P. 123-145

5. Bindokas Paul. Reform of the Lithuanian health care system/ Material International Conference Jurmala, -1999. - P. 103-112.

6. Porter D. Transformation in social medicine// Lancet. - 2000. -V 354. -N.5. -P. 57-66.

7. Karataev M.M. Scientific substantiation of a health financing system in the transition to a market economy (on the example of Kyrgyzstan) Synopsis, MD - M., - 2000.-p. 47

8. Abel-Smith, Folkingem D. Financing of health services in Kyrgyzstan: size of private payment. - London, 1995. P. 33.

9. Saltman RB., Figeiros Dj. Health care reform in Europe. Analysis of current strategies; -M. GEOTAR. Medicine, - 2000.- 432 p.

10. Komarov UM. The main way out of the Russian health crisis 1999-2000. M NGO medsotsekonominform. MH RF, - 1998. - 58 p.

11. Kucherenco VZ., Manerova OA Public health and health care in terms of health care reform and health education// Health Economics. - 2007. № 11. P. 18-23.

12. Karataev MM., Niazov ShN Rationalization of health care facilities Chui region// Health Kyrgyzstan. Bishkek, - 1998. 146 p.

13. Kasiev N.K., Meimanaliev TS / Health Kyrgyzstan. Bishkek, 1998. 146.

14. Alecsandrova OU. The legal basis for the provision of medical quality care activities // Health 2006.-№10. - p.117-126

15. Beklemishova O. Than ill health reform? // Russian magazine . -2006. -№ 20. -p. 32-35.

16. Kasiev NK. Strategic analysis of medico-biological and social factors in the development of diseases in the population of Kyrgyzstan// Health Kyrgyzstan. -1999. -№1. P. 3-7.

17. Voronin UA. Reform system health Russian and common sense// head doctor. -1999. №5. - p.19.

18. Kucherenko VZ., Sokolov AG., Martynchik SA. Risk Management Health Insurance // Health Economics. -2008. № 1 (122). p. 5-15.

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.