Научная статья на тему 'Особенности динамики травматизма среди населения г. Ош Кыргызской республике и Ошской городской клинической больницы'

Особенности динамики травматизма среди населения г. Ош Кыргызской республике и Ошской городской клинической больницы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
111
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАВМАТОЛОГИЯ И ОРТОПЕДИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / TRAUMATOLOGY AND ORTHOPEDICS / HEALTH ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Джумабеков С.А., Абдираев П.А.

В статье подвергался анализу травматизм в городе в целом за последний три года. Разработана программа развития травматологической и ортопедической помощи населению г. Ош до 2015 года на основе комплексного социально-экономического развития г. Ош на указанный период. Приводиться перечень программ развития г. Ош 2002-2005 года, 2004-2007 года и программа развития «Южная столица 2008-2012 года. Выделены основные направления развития здравоохранения г. Ош по пяти направлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Джумабеков С.А., Абдираев П.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESPECIALLY THE DYNAMICS OF INJURIES AMONG THE POPULATION IN OSH KYRGYZ REPUBLIC AND THE OSH CITY CLINICAL HOSPITAL

The article was analyzed injuries in the city as a whole for three years. It developed a program of development of trauma and orthopedic assistance to the population in Osh, up to 2015 on the basis of an integrated socio-economic development in the following period. List of development programs conducted in Osh from 2002 to 2005, 2004-2007 year and development program "Southern Capital” 2008-2012 year. It identified the main directions of development of public health Osh in five areas

Текст научной работы на тему «Особенности динамики травматизма среди населения г. Ош Кыргызской республике и Ошской городской клинической больницы»

УДК: 617.3 (575.2)

ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ ТРАВМАТИЗМА СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ Г.ОШ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И ОШСКОЙ ГОРОДСКОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ

Джумабеков1 С.А., Абдираев2 П.А.

'БНИЦТО Бишкекский научно-исследовательский центр травматологии и ортопедии, Бишкек. Кыргызстан 2Ошская городская клиническая больница, г. Ош. Кыргызстан

Аннотация. В статье подвергался анализу травматизм в городе в целом за последний три года. Разработана программа развития травматологической и ортопедической помощи населению г. Ош до 2015 года на основе комплексного социально-экономического развития г. Ош на указанный период. Приводиться перечень программ развития г. Ош 2002-2005 года, 2004-2007 года и программа развития «Южная столица 2008-2012 года. Выделены основные направления развития здравоохранения г. Ош по пяти направлениям.

Ключевые слова. травматология и ортопедия, организация здравоохранения.

2003 году был принят Закон "О статусе города Ош", согласно которому статус г. Ош приравнялся к статусу областной административно-территориальной единицы республики. Данным законом были предусмотрены государственные гарантии финансового, экономического и социального стимулирования развития города. Благодаря его принятию для г. Ош в целом расширились перспективы развития, как южной столицы республики. В том же году, г. Ош был переведен на принципы местного самоуправления. Некогда г. Ош относился к категории с динамично увеличивающемся населением. Начиная с 1999 г. естественный прирост населения г. Ош имеет тенденцию к снижению за счет снижения рождаемости, о чем можно судить по показателям последних лет (2012-2013). Если в 2012 г. коэффициент естественного прироста горожан составлял 19,9 (2123 человека), то в 2013 г. -16,7 (1909 человека). Между тем, это самый низкий показатель прироста по сравнению с областным (Ошским) и общереспубликанским показателями. Нужно отметить, что в 2013 г. естественный прирост населения г. Ош снизился и за счет увеличения числа умерших (с 6,5 в 2012 г. до 6,7 в 2013 г.). Тенденция снижения числа родившихся характерно и для области и для республики в целом.

На протяжении последних трех лет (2011-2013 гг.) в г. Ош сложилась следующая возрастная структура: <16 лет - 28,5±2,4%, 16-62 года -65,2±4,2%, >63 лет - 5,2±0,8%. Если сравнить долю аналогичных возрастов по республике и Ошской области, то следует отметить, что удельный вес детей и подростков (0-15 лет), а также лиц пенсионного возраста (>63 лет) среди горожан меньше, чем среди жителей Ошской области и республики в целом.

В 2013 г. удельный вес жителей работоспособного возраста (16-62 лет) в г. Ош составляет 65,1%, тогда как по области и республике, соответственно, 58,8% и 60,7%. Следует отметить, что на протяжении 2004-2012 гг. доля экономически активного населения г. Ош составляет 103,2±2,2 тыс. человек. Однако существует тенденция роста этой категории жителей г. Ош (с 100,0 в 2004 г. до 107,6 в 2012 г.). За указанный период уровень бедности населения снизилась с 43,7% в 2004 г. до 18,2 в 2012 г.

Количество населения, приписанных к ЦСМ в 2013 г. составил 271 113 человек, так как включена часть населения Карасуйского района, находящихся на территории города и обслуживаемых ЦСМ города. Взрослое население составил 178057

(65,6%) человек, детское (0-15 лет) - 85057 человек, что составляет 31,6%.

Учреждениями здравоохранения г. Ош в настоящее время являются: ТГБ с тремя филиалами (ФТБ №1, № 2, № 3) на 800 коек, станция СМП, ЦСМ № 1, ЦСМ № 2. В ЛПУ города работают -2746 человек, в том числе 630 врачей, 1264 медсестер. Среди врачей 3 доктора и 8 кандидатов медицинских наук. Обеспеченность врачами - 24,2 на 10 000 населения, средним медперсоналом - 48,8 на 10 000 населения.

На протяжении 2010-2013 гг. укомплектованность врачами и средним медперсоналом увеличился, соответственно, с 83% (617 врачей в 2011 году) до 96,3% (630 врачей в 2013 году) и с 85,7% (1192 медсестер в 2011 году) до 96,2% (1264 медсестер в 2013 году). В 2011 году квалификацию повысили 87 врачей и 134 медсестер, то в 2013 году, соответственно, 122 и 255.

Согласно Приказа МЗ КР от 03.03.2010 г. №113 «Об утверждении Положения «О Территориальной городской больнице города Ош» ТГБ - является государственной лечебно-профилактической организацией здравоохранения, вторичного уровня,

оказывающей квалифицированную, специализированную консультативно-диагностическую, медико-санитарную помощь населению г. Ош. На ТГБ возложена функция департамент здравоохранения мэрии г. Ош.

При ТГБ в 2004 г. был окончательно сформирован травматолого-ортопедический кластер в виде Центра травматологии и ортопедии (ЦТО), объединяющий специализированные отделения травматологии, ортопедии, нейрохирургии, реаниматологии и интенсивной терапии, рентгенотделения, отделения реабилитации, травмпункт. Коечный фонд ЦТО составлял 115 коек, обеспеченность койками составляет 1,6 на 100 тыс. населения, а обеспеченность врачами - 0,7 на 100 тыс. населения.

Рис.1. и 2. дают общее представление об уровне травматизма и заболеваемости косто-мышечной системы (КМС) среди населения г. Ош. Как видно из рис.1., в период 2005-2007 гг. травматизм среди населения г. Ош постепенно увеличивался. Причем, между зарегистрированными и впервые обратившимися больными разницы практически нет.

2005 2006 2007 2008 2009

□ Всего □ Впервые

Рис.1. Травматизм среди населения г. Ош за период 2005-2009 гг.

В 2008-2009 гг. число травмированных больных уменьшается, а также появляется незначительная разница между зарегистрированными и впервые обратившимися больными.

2005

2009

2006 2007 2008 □ Всего □ Впервые

Рис.2. Заболеваемость КМС среди населения г. Ош за период 2005-2009 гг.

Как видно из рис. 2. в период 2005-2007 гг. число больных с заболеваниями КМС медленно, но уменьшается. Четкой разницы между числом зарегистрированных и впервые обратившихся больных нет. В 2008-2009 гг. имеет место снижение числа больных с болезнями КМС и появляется определенная разность между числом зарегистрированных и впервые обратившихся больных.

Основной целью нашей работы является разработка и использование системно-методологического и инновационного подходов к оптимизации травматолого-ортопедической помощи населению крупного регионального центра, каковым является г. Ош, имеющий, согласно Закона КР «О статусе города Ош» (2003), статус южной столицы КР.

С того времени, травматолого-ортопедиче-ская служба г. Ош развивалась и развивается в плановом порядке на базе следующих нормативных документов: во-первых, «Регламент развития г. Ош на период 2003-2007 гг.»; во-вторых, «Программа развития «Южная столица» на период 2008-2012 гг.»; в-третьих, «Концепция развития «Возрожденный Ош» на период 2010-2025 гг.».

Ниже приводим документы, на основании которых строилась стратегия деятельности травма-толого-ортопедической помощи населению г. Ош.

1. Государственная программа комплексного социально- экономического развития г. Ош на период 2002-2005 гг. Разработка программы осуществлялась на основе Руководства по разработке стратегических документов, внедренной под эгидой Администрации Президента КР. Данный стратегический документ был утвержден Постановлением мэрии г. Ош (2002) и включен в реестр Государственных программ КР (2002).

2. Регламент развития г. Ош на период 20042007 гг. Данный документ был разработан в связи с принятием в 2003 году Закона КР «О статусе города Ош», согласно которому статус г. Ош приравнивался к статусу областной административно-территориальной единицы республики. Благодаря принятию данного Закона для г. Ош в целом расширились перспективы развития, как южной столицы республики.

3. Программа развития «Южная столица» на период 2008-2012 гг. Данный документ был принят в связи с тем, что активизировался процесс перевода в г. Ош отдельных министерств и ведомства республики или их структурные подразделения. В документе выполнено практическое описание стратегического видения развития г. Ош в виде набора логически связанных целей с разным уровнем иерархии.

Касательно сферы городского здравоохранения предполагалось: расширить доступ горожан к качественным медицинским услугам; провести ежегодно капитальный ремонт 2-х зданий медицинских учреждений; обеспечить ежегодно обновление медицинского оборудования на 10% от существующей потребности и приобретать по 2 машины скорой помощи; стимулировать работников здравоохранения.

Четвертый приоритет направлен: на минимизацию уровня преступности; на обеспечение своевременного и адекватного предупреждения и ликвидацию чрезвычайных ситуаций; на улучшения экологического состояния города Ош. Пятый приоритет был направлен на повышение административного потенциала города и органов местного самоуправления. В частности, на усиление потенциала человеческих ресурсов.

Для реализации каждого приоритета разработан комплекс практических мероприятий, с указанием ожидаемых результатов от их реализации, распределена ответственность и указаны сроки их выполнения. Следует отметить, что программа была рассчитана до 2012 г. Однако, в связи с известными событиями в г. Ош (2010 г.) было решено сформировать программу развития г. Ош на концептуальном уровне.

4. Концепция развития «Возрожденный Ош -центр развития южного региона Кыргызстана» на период 2010-2025 гг. Данный документ нацелен на развитие южного региона Кыргызстана через становление г. Ош как центра Кыргызской государственности и культуры, ядра экономического, духовного и гуманитарного развития. Документ учитывает долгосрочное развитие южного региона Кыргызстана, выделяя ключевые проблемы и приоритетные задачи развития города Ош до 2025 г., а также задачи и основные параметры первой пятилетней программы развития на 2010-2015 гг.

Во-первых, документ констатирует, что мэрия г. Ош и Ошский городской Кенеш не обладают достаточными полномочиями, чтобы обеспечить полноценное и эффективное управление городом. Структуры управления, расположенные в городе, подчиняются государственным органам власти по ведомственному признаку и практически не взаимодействуют с муниципальными органами в решении проблем г. Ош.

Во-вторых, эффективное управление городом затруднено из-за запутанного административно-территориального устройства. Городское население перемешано с сельским, при этом зоны ответственности городской власти и айыл-окмоту точно не разграничены. Все это создает трудности для города, так как сельские жители пользуются услугами и инфраструктурой города, что ложится дополнительным бременем на городской бюджет, а также создает определенные сложности.

В-третьих, рост социально-демографических проблем характеризуется слабой социальной обеспеченностью населения, высоким уровнем заболеваемости. В связи с чем, эффективное развитие южного региона в целом и г. Ош невозможно без кардинальных решений, в том числе разработки обеспечивающих его стратегических документов и принятия мер по их реализации.

Сказанные факторы легли в основу соответствующих прогнозов.

Во-первых, г. Ош должен стать лидером по уровню социального развития в стране, а потому для населения должны быть сформированы условия для получения качественного образования, медицинских и других социальных услуг. Причем, эти сферы должны быть привлекательными для инвестирования частного капитала.

Во-вторых, задачи в сфере здравоохранения должны решаться на уровне и в рамках реализации национального проекта «Здоровая нация», в соответствии с которыми усилия будут сконцентрированы на следующих мерах: развертывание современных научно-исследовательских центров; создание современной структуры городских медицинских услуг (муниципальных, государственных, частных медицинских учреждений); подготовка высококвалифицированных медицинских и фармацевтических кадров.

В-третьих, основной базой развития города должны стать местные ресурсы. Необходимо

провести реформу существующей системы городского управления и мониторинга, увеличив полномочия мэрии г. Ош и улучшив взаимодействия между всеми субъектами государственной и муниципальной власти, органами городского, областного, регионального и республиканского здравоохранения.

Для реализации указанных задач требуется:

Во-первых, обеспечение городской системы управления современными экспертно-аналити-ческими инструментами и квалифицированными кадрами, способными решать поставленные задачи развития с привлечением всех субъектов организации и реализации медицинских услуг.

Во-вторых, организации разработки стратегических программ и проектов, нацеленных на формирование инновационного здравоохранения, эффективной его экономики, повышения финансово-экономических возможностей ЛПУ, уровня и качества специализированных медицинских услуг, повышения доходности структурных подразделений ЛПУ, уровня медицинского менеджмента, повышения их конкурентоспособности.

В таблице приведен воспринятый нами заказ Программ развития г. Ош по разделу совершенствования травматолого-ортопедической помощи населению г. Ош.

Во-первых, мерия г. Ош ожидает улучшение оказания доступной и качественной травмато-лого-ортопедической помощи городскому населению;

Во-вторых, МЗ КР и Ошское областное управление здравоохранением ожидают эффективную реализацию программы модернизации травматолого-ортопедической службы г. Ош; оптимизация оказания качественной и доступной травматолого-ортопедической помощи, через разрешение междисциплинарных проблем и улучшением взаимодействия специалистов разных профилей системы регионального здравоохранения.

В-третьих, ТГБ г. Ош ожидает улучшения работы ЦТО, повышение доступной качественной травматолого-ортопедической помощи и уточнения протоколов ведения соответствующих больных.

Реализация указанного выше заказа позволит достичь эффективности социальной направлен-

ности городского здравоохранения и травмато-лого-ортопедического кластера в том числе улучшение качества оказания специализированной помощи, повышение уровня удовлетворенности пациента качеством оказания этой помощи, улучшение преемственности в работе специализированных отделений ЦТО, субъектов организации и реализации помощи, повышение финансовой самостоятельности их и пр.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Министерства здравоохранения Кыргызской Республики от 3 марта 2010 года № 113 Об утверждении Положения «О Территориальной городской больнице города Ош», Бишкек, 2010.

2. Закон Кыргызской Республики от 11 июня 2003 года №97 О статусе города Ош (В редакции Закона Кыргызской Республики от 15.11.2013 г. №201) Принят Законодательным собранием Жогорку Ке-неша Кыргызской Республики 15 апреля 2003 года.

ESPECIALLY THE DYNAMICS OF INJURIES AMONG THE POPULATION IN OSH KYRGYZ REPUBLIC AND THE OSH CITY CLINICAL HOSPITAL

Djumabekov1 S., Abdiraev2 P. A.

'The Bishkek research center of traumatology and orthopedy, Bishkek. Kyrgyzstan 2Osh City Clinical Hospital. Index 723500. Osh, Kyrgyzstan

Annotation. the article was analyzed injuries in the city as a whole for three years. It developed a program of development of trauma and orthopedic assistance to the population in Osh, up to 2015 on the basis of an integrated socio-economic development in the following period. List of development programs conducted in Osh from 2002 to 2005, 2004-2007 year and development program "Southern Capital" 2008-2012 year. It identified the main directions of development of public health Osh in five areas

Key words. traumatology and orthopedics, health organization.

REFERENCES

1. Order of the Ministry of Health in Kyrgyz Republic on March 3, 2010 № 113 On approval of Regulation "Of the Territorial City Hospital About", Bishkek, 2010.

2. Law of the Kyrgyz Republic on June 11, 2003 № 97 on the status of the city of Osh (as amended by the Law of the Kyrgyz Republic 15.11.2013 № 201). Accepted Assembly Jogorku Kenesh Kyrgyz Republic April 15, 2003.

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.