Научная статья на тему 'Реформа управления - необходимость для сельских территорий российско-белорусского приграничья'

Реформа управления - необходимость для сельских территорий российско-белорусского приграничья Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКОЕ ПРИГРАНИЧЬЕ / РЕФОРМЫ / ПРОБЛЕМЫ / УПРАВЛЕНИЕ / RURAL AREAS / RUSSIAN-BELARUSIAN BORDER AREA / REFORMS / PROBLEMS / GOVERNANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блохин Виктор Николаевич

Статья рассматривает особенности трансформации российского и белорусского села в постсоветский период. Особую актуальность в настоящее время имеет реформа местного управления. Органы местной власти в обоих государствах должны иметь максимально широкие полномочия в решении локальных вопросов социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Governance reform - necessity for the rural areas of Russian-Belarusian border area

The article examines the features of transformation of the Russian and Belarusian countryside in the post-Soviet period. Special relevance in the present time has reform of local government. Local governments in both countries must have the broadest possible powers in solving local issues of socio-economic development.

Текст научной работы на тему «Реформа управления - необходимость для сельских территорий российско-белорусского приграничья»

СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА

анализ | прогноз | управление

электронный научно-экономическии журнал

№ 1(21)2016

Реформа управления - необходимость для сельских территорий российско-белорусского приграничья

Блохин Виктор Николаевич,

преподаватель, магистр исторических наук

Белорусская государственная сельскохозяйственная академия

vik-1987@bk.ru

Blakhin Viktor Nikolaevich,

lecturer, Master of History Belarusian State Agricultural Academy

Governance reform - necessity for the rural areas of Russian-Belarusian border area

Аннотация:

Статья рассматривает особенности трансформации российского и белорусского села в постсоветский период. Особую актуальность в настоящее время имеет реформа местного управления. Органы местной власти в обоих государствах должны иметь максимально широкие полномочия в решении локальных вопросов социально-экономического развития.

Ключевые слова: сельские территории, российско-белорусское приграничье, реформы, проблемы, управление.

Annotation

The article examines the features of transformation of the Russian and Belarusian countryside in the post-Soviet period. Special relevance in the present time has reform of local government. Local governments in both countries must have the broadest possible powers in solving local issues of socio-economic development.

Key words: rural areas, Russian-Belarusian border area, reforms, problems, governance.

стр 7

С момента распада Советского Союза в российском и белорусском обществах происходили значительные трансформации. Этот процесс характерен и для сельских территорий. Приграничные регионы России и Беларуси столкнулись с серьезными проблемами, что отразилось на их месте в экономической и социальной жизни своих стран [3].

Целью исследования является разработка рекомендаций по управлению социально-экономической динамикой сельских территорий российско-белорусского приграничья.

Задачи исследования:

- оценить социально-экономическую динамику сельских территорий России и Беларуси в 1990-е гг. и в начале XXI в.;

- проанализировать влияние целевых программ на развитие сельских территорий;

- определить факторы, которые сдерживают социально-экономическую интеграцию в приграничье.

В настоящее время в России и Беларуси продолжается реформирование села. Повышение эффективности аграрного сектора признается в качестве одного из приоритетов управленцами обеих стран. В то же время стратегия проведения данных преобразований в значительной степени различается.

В России в 1990-е годы была взята на вооружение политика стихийных рыночных реформ. Произошло фактическое уничтожение командно-административной системы управления аграрным сектором, в то же время не получили достаточного развития фермерские хозяйства. Такая управленческая политика привела к тяжелым социально-экономическим последствиям для сельских территорий, снижению качества и уровня

электронный научно-экономический журнал стр 8

жизни, падению производства, деградации инфраструктуры села, увеличению миграционных потоков в города. Сельские территории оказались в состоянии затяжного системного кризиса.

В советский период аграрный сектор Беларуси занимал лидирующие позиции. Но с начала 1990-х годов сельские территории оказались в тяжелейшем положении. В ходе либеральных реформ произошло разрушение прежней системы государственных дотаций сельскому хозяйству и рост нерентабельных сельскохозяйственных организаций.

С 2000 года начал осуществляться новый комплекс организационных, экономических, социальных мер. Была принята программа совершенствования агропромышленного комплекса. Целью этой программы стало создание экономического механизма, основанного на сочетании государственного регулирования и рыночных принципов, развитие всех форм собственности, либерализация ценообразования, переход к единому сельскохозяйственному налогу и т.д. [4].

В аграрной сфере Беларуси до сих пор не преодолена сложившаяся за многие годы деформация отношений между командно-административной системой управления и общественной самоорганизацией жителей села. В итоге продолжает действовать низкоэффективный тип организации сельхозпроизводства. Сохраняется низкий уровень индивидуальной мотивации в общественном секторе, постоянно требуется приток материальных и финансовых ресурсов, которые часто нерационально используются.

Развитие сельских территорий, прежде всего, зависит от успешного осуществления важных направлений, мер и механизмов агропродовольственной политики государства, и в этом большую роль играет эффективное применение целевых программ.

Целевая программа является управленческим инструментом и позволяет определить основную цель, описать все уровни решения проблемы и требуемые для этого ресурсы, проконтролировать расходование выделенных средств и степень достижения поставленной цели.

В России реализуется приоритетный национальный проект «Развитие АПК», федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (от 29.12.2006), включающий Доктрину продовольственной безопасности и концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. В Беларуси действует «Программа устойчивого развития села», Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.

Оценки успешности проекта «Развитие АПК» в общественном мнении сильно различаются: опросы по общероссийской выборке свидетельствуют о крайне скептическом отношении людей к задачам и результатам проекта. Опросы сельских жителей рисуют более оптимистическую картину. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в 2006 г. только 1% россиян считал реализацию этого нацпроекта безусловно успешной, еще 11% - скорее успешной. При этом почти половина респондентов затруднилась оценить успешность аграрного проекта (44%) [1].

Настроения работников аграрного сектора Беларуси были изучены автором в 2015 г. в ходе проведенного социологического исследования по методу анкетного опроса на тему «Динамика агропромышленного комплекса Беларуси».

В исследовании приняли участие 310 человек - сотрудники аграрных предприятий Могилевской и Витебской областей.

55% работников АПК оценили современное положение отрасли как сложное. Почти 23% назвали положение катастрофическим.

Более 71% участников анкетирования уверены, что сельское хозяйство Беларуси нуждается в реформировании.

60% респондентов думают, что нужно реформировать, прежде всего, систему управления АПК. 26% убеждены, что необходим переход к частному сельскому хозяйству.

электронный научно-экономический журнал стр 9

В итоге можно сделать вывод, что большинство жителей сельских территорий Беларуси стремятся к улучшению уровня своей жизни и позитивно оценивают продолжение реформирования АПК, в то же время абсолютное большинство до сих пор не готово к радикальным рыночным преобразованиям. Подобную специфику мировоззрения сельчан необходимо учитывать в дальнейшем при разработке аграрной политики.

В развитии межрегионального экономического сотрудничества России и Беларуси имеются серьезные проблемы, не в последнюю очередь связанные с различиями в экономических моделях, используемых государствами. Можно выделить несколько групп «факторов-ограничителей» межрегиональной интеграции:

1. Отсутствие специальных целевых программ на областном уровне для приграничных районов.

2. Недостаточное внимание, уделяемое развитию приграничных регионов на межгосударственном уровне в рамках Союзного государства России и Беларуси.

3. Неэффективное управление и дефицит инициативы местных властей.

4. Нехватка инвестиционных ресурсов.

5. Коррупция и криминализованность, деформирующие все хозяйственные отношения.

Однако приграничные территории России и Беларуси должны максимально использовать т.н. эффект приграничного соседства. Этот эффект обусловлен не просто исторически сложившимися однотипными культурно-цивилизационными комплексами, но и прагматически - отсутствием языковых барьеров; наличием у деловых кругов ближних стран большей информации о возможностях сотрудничества по сравнению с удаленными регионами; возможностью экономии на транспортных издержках и координации производственных цепочек [2].

Одной из важнейших задач местного управления должно стать эффективное использование многофункциональности сельской местности, предполагающее диверсификацию рынка труда, обучение сельчан новым технологиям, развитие социальной инфраструктуры и несельскохозяйственных предприятий.

Подводя итог, можно констатировать, что для улучшения социально-экономического положения сельских территорий России и Беларуси необходима существенная реформа системы местного управления. Органы местной власти в обоих государствах должны иметь максимально широкие полномочия в решении локальных вопросов социально-экономического развития. В настоящее время таких полномочий у системы местного управления недостаточно и в России, и в Беларуси.

Список литературы

1. Барсукова С.Ю. Вехи аграрной политики России в 2000-е годы // Мир России. 2013. № 1. С. 3-28.

2. Гусаков В.Г. Основные концептуальные подходы перспективной организации сельского хозяйства хозяйств // Вестник НАН Беларуси. 2008. № 4. С. 12-19.

3. Катровский А.П., Ковалев Ю.П. Российско-белорусское приграничье: двадцать лет перемен. Смоленск: Универсум, 2012. 288 с.

4. Пролесковский О.В., Криштапович Л.Е. Белорусский путь. Минск: ИАЦ, 2009. 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.