УДК 338.51:69
Реформа ценообразования и сметного нормирования в строительстве: концептуальный переход к новой системе ценообразования
Антонян О.Н., Карпушко Е.Н., Соловьева А.С.,
Институт Архитектуры и строительства Волгоградского государственного технического университета
Ключевые слова: инвестиционно-строительный проект, цена строительной продукции, ценообразование и сметное нормирование, сметно-нормативная база, государственная информационная система, мониторинг цен строительных ресурсов.
В статье обоснована необходимость кардинальных преобразований в сфере ценообразования строительства. Проведен краткий анализ динамики развития строительной отрасли в условиях экономического кризиса и определены факторы, влияющие на снижение инвестиционной активности в последние годы, а также содержится обзор концептуальных изменений в области ценообразования и сметного нормирования. Рассмотрены основные факторы, которые влияют на российский рынок строительства и недвижимости, а именно мировые цены на нефть и, как следствие, неустойчивость валютного курса, инфляция, уровень спроса, предложения, доступность ипотечных кредитов, а также влияние внешнеполитической ситуация и введение антироссийских экономических санкций. Отмечен рост себестоимости готовой продукции в строительной отрасли как основной фактор, влияющий на цену строительной продукции. В процессе установления стоимости строительной продукции учитываются и переменные факторы, начиная от форм взаимоотношений участников инвестиционного процесса, источников финансирования и заканчивая региональными особенностями определения цены на строительную продукцию. Особое внимание уделено методам определения стоимости строительства и уровню сметных цен, стадиям инвестиционного проекта, цене контракта. Дана оценка первым результатам концепции реформирования системы ценообразования и сметного нормирования «400 дней», основной целью которой является создание новой современной нормативно-правовой и методической базы, обеспечивающей соблюдение баланса интересов всех участников строительного процесса, единство подходов, методов нормирования и мониторинга стоимости строительной продукции. Отмечена существенная особенность создаваемой государственной информационной системы в части определения расчетных показателей затрат на стадии бюджетного планирования, которые станут предельными. В статье уточнен перечень законодательных, нормативных и методических документов, регламентирующих переход на новую систему ценообразования в строительстве. Дана преимущественная характеристика ресурсному методу определения стоимости строительства. Обобщены результаты проведенных мероприятий в ходе реформирования системы ценообразования.
Reform of pricing and estimated rationing in construction: conceptual transition to a new pricing system
Antonyan O.N., Karpushko E.N., Solov'eva A.S., The
Institute of Architecture and Construction of Volgograd State Technical University
Keywords: investment and construction project, price of construction products, pricing and estimated rationing, budget and regulatory framework, state information system, monitoring of construction materials prices.
The necessity of cardinal transformations in the sphere of construction pricing is substantiated in the article. A brief analysis of the dynamics of construction industry development in the context of economic crisis is carried out and factors influencing the reduction of investment activity in recent years are determined, as well as a review of the conceptual changes in the pricing and estimated valuations. The main factors that influence Russian market of construction and real estate, namely, world oil prices and, as a result, instability of the exchange rate, inflation, demand, supply, availability of mortgage loans, as well as the impact of the foreign policy situation and introduction of anti-Russian economic sanctions are considered. An increase in the cost of finished products in the construction industry was noted as the main factor affecting the price of construction products. In the process of establishing the value of construction products, variable factors are taken into account, starting from the forms of mutual relations of participants in the investment process, sources of financing and ending with regional features of determining the price of construction products. Particular attention is paid to the methods of determining the cost of construction and level of estimated prices, stages of the investment project, price of the contract. First results of reforming concept of pricing system and estimated "400 days" rating are evaluated, the main purpose of which is the creation of a new modern regulatory and legal framework that ensures the balance of interests of all participants in the construction process, unity of approaches, methods of rationing and monitoring of construction products. An essential feature of the state information system being created in the part of determining the estimated cost indicators at the stage of budget planning, which will be the limiting ones, is noted. Article clarifies the list of legislative, regulatory and methodological documents regulating the transition to a new system of pricing in construction. The advantageous characteristic of the resource method for determining the cost of construction is given. The results of the activities carried out during the reform of the pricing system are summarized.
Формирование объемов и планирование инвестиций в капитальное строительство основывается на стоимости строительных ресурсов и продукции строительства. Именно поэтому ценообразование и сметное нормирование являются ключевыми вопросами строительной отрасли.
Для понимания сложившейся ситуации в строительной отрасли и ее перспектив необходимо рассмотреть факторы, влияющие на развитие отрасли как в целом, так и в отдельности - при формировании стоимости строительной продукции. К наиболее
важным и основным факторам, которые влияют на российский рынок строительства и недвижимости, следует отнести мировые цены на нефть и, как следствие, неустойчивость валютного курса, инфляцию, уровень спроса, предложения, доступность ипотечных кредитов. Помимо этого, большое влияние оказывают внешнеполитическая ситуация и введение антироссийских экономических санкций [1, с.119].
По данным Росстата, в России почти 2/3 инвестиций в основной капитал связаны со строительной отраслью, причем в кризисные периоды доля строительства в инвестициях растет. За 2015 год непосредственно в строительство было вложено 5945,5 млрд. рублей, что составляет 40,8% всех инвестиций в основной капитал за тот же период. Инвестиции и объем строительных работ испытывают отрицательную динамику, начиная с середины 2012 года, причем инвестиционная активность в данный момент сосредоточена преимущественно в секторе жилищного строительства. В 2016 году объем строительства в сопоставимых ценах упал на 4.3% - до 6,18 трлн. рублей. По прогнозам Министерства экономического развития Российской Федерации, динамика инвестиций в основной капитал вернется в положительную область в 2017 году, и в среднем прирост инвестиций в 2017-2019 гг. составит 2,7% в год. Однако одновременно произойдет существенное снижение расходов госсектора, прежде всего органов федеральной власти.
Произошли изменения в жилищном строительстве и на рынке недвижимости. В 2014 г. строительная отрасль РФ показала рекордный темп роста по сравнению с 2013 г. - 18,2%. В 2015 г. объемы строительства жилья по сравнению с 2014 г. снизились незначительно. Так, по данным Росстата, в 2014 г. было введено в эксплуатацию 84,2 млн. м2, а в 2015 г. этот показатель составил 83,8 млн. м2, что меньше лишь на 0,5%. В 2015 г. наибольшие объемы жилищного строительства были отмечены в Московской области - 10,1% от сданного в эксплуатацию жилья по России, в Краснодарском крае - 5,5%, в Москве - 4,6%. Но при этом темпы самого строительства замедлились. Самые плохие показатели были зафиксированы в республике Крым, т.к. темпы ввода жилья в эксплуатацию в 2015 г. упали на 60,7% по сравнению с 2014 г. [1, с.123].
Худшие значения в жилищном строительстве были отмечены в 2016 г. В 2016 году введено 79.7 млн кв. м жилья, что на 6% меньше, чем в 2015 году, причем главное снижение дал индивидуальный сектор - падение составило 10%. По сравнению с 1 кв. 2015 года выросла доля сельскохозяйственных и промышленных зданий (до 26,5 и 14,3 соответственно), доля коммерческих зданий сократилась до 32,7%. На наш взгляд, это первые признаки глубоких сдвигов. Если в 2000-е годы и после кризиса 2009 г. рынок ощущал некоторый дефицит торговых и офисных площадей, то сейчас спрос уже в значительной степени удовлетворен и, по-видимому, роста в этом сегменте не будет еще долго. Спад в строительстве социальных объектов связан с урезанием расходов бюджета. Напротив, санкции против Российской Федерации создали условия для развития сельского хозяйства.
Текущее нарастание кризисных тенденций в экономике нанесло существенный урон строительному комплексу РФ. Только за 2015 г. в РФ признаны банкротами 2713 строительных организаций, что в 4 раза больше уровня 2014 г. Массовые банкротства приходятся на долю малых предприятий, которые работают по строительным договорам подряда и субподряда [1, с.125]. В 2016 году обанкротилось 3183 строительные компании, это на 17% больше, чем в 2015 году, и этот тренд наблюдается третий год.
В строительной отрасли наблюдается отрицательная динамика одного из основных показателей деятельности строительных организаций - уровня спроса на подрядные работы, который оценивается числом заключенных договоров. Также неблагоприятное влияние на деятельность строительных организаций оказывает рост дебиторской задолженности по заключенным договорам в процессе их исполнения и выполненным строительно-монтажным работам, не оплаченным вовремя своими клиентами. Падают объемы госзакупок в строительстве - на 11%, с 6,5 до 5,7 трлн рублей. При этом резко снизилось кредитование строительных организаций - в общем портфеле банков эта строка занимает всего 7%, что, как минимум, в два раза ниже минимальной необходимой суммы. И что показательно, каждый пятый кредит считается проблемным, и по нему есть просрочки платежей (это в 4 раза больше нормальных экономических показателей). Строительная отрасль в 2016 году оказалась на последнем месте по доходности, уступив даже сельскому хозяйству, и показала доходность всего 5,2%. А поскольку реальная инфляция составляет минимум 14%, при таких показателях никакие инвесторы в стройку вкладываться не будут. Многие строительные компании работают себе в убыток, надеясь на дальнейшие продажи.
Помимо этого, большую обеспокоенность вызывает рост себестоимости готовой продукции в строительной отрасли. К причинам, которые оказывают влияние на повышение расценок на подрядные работы, можно отнести рост цен на строительные материалы, конструкции и изделия, а также на энергоносители и горюче-смазочные материалы.
Решение проблемы повышения эффективности инвестиций, направляемых на развитие основных фондов, зависит от правильности определения стоимости капитального строительства на федеральном, региональном и корпоративном уровнях. В современных условиях развития экономики России непременным условием привлечения средств зарубежных и отечественных инвесторов является представление достоверных сметных расчетов обоснования затрат по инвестиционным проектам и программам. Объемы отечественных инвестиций, особенно выделяемые на капитальное строительство из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, зачастую определяются приблизительно и без должного обоснования.
В процессе установления стоимости строительной продукции учитываются многие переменные факторы, начиная от форм взаимоотношений участников инвестиционного процесса, источников финансирования и заканчивая региональными особенностями определения цены на строительную продукцию. Влияют на цену методы определения стоимости и уровень сметных цен, стадия инвестиционного проекта, цена контракта [2, с.893].
Для решения проблем оптимизации издержек государства на инвестиционные цели, в том числе на снижение стоимости строительства была разработана и одобрена Общественным советом при Минстрое России 25.11.2015г. концепция реформирования системы ценообразования и сметного нормирования "400 дней». Концепция состоит из четырех блоков: правового, методического, технологического и информационного. Их совместная реализация позволит грамотно распределять бюджетные средства, выделяемые на капитальное строительство, и сократить сроки внедрения информационных технологий.
Основной целью реформы ценообразования является создание современной нормативно-правовой и методической базы, которая обеспечит соблюдение баланса
интересов всех участников строительного процесса, единство подходов и методов нормирования и мониторинга стоимости строительной продукции.
Проведение реформы ценообразования в настоящее время явилось острой необходимостью замены сметно-нормативной базы 2001года (СНБ-2001) на более современную. Необходимо учитывать, что основу сметно-нормативной базы 2001 года составили нормы 1984 года. Но, несмотря на корректировки СНБ-2001 в 2009 и 2014 годах, она не учитывала ряд новых современных строительных машин и механизмов, строительных материалов, обеспечивающих снижение себестоимости строительства. Внесенные изменения в действующую сметно-нормативную базу имели косметический характер, не затрагивали концептуальных основ сметного нормирования и не изменили их сущность, механизма административного планирования и управления инвестиционно-строительной деятельностью [3, с.59].
Минстрой РФ выделил три основных этапа реализации реформы, а именно на первом этапе (2015-2016) планировалось выявить основные направления реформирования, осуществить постановку задач и обеспечить создание платформы для полномасштабного внедрения планируемых изменений.
На втором этапе (2017 г.) планировалось доработать инструментарий, что выражается в активной апробации созданных на первом этапе информационных платформ и последовательном переходе к промышленному внедрению разрабатываемых в ходе второго этапа продуктов и сервисов.
На третьем этапе (2018-2020) предполагается полномасштабное внедрение, закрепление и развитие созданных продуктов, ресурсов и сервисов. В конце 2016 - начале 2017 гг. были введены в действие законы, постановления правительства РФ, приказы и методические документы Министерства строительства и ЖКХ, регламентирующие процесс реформирования сметно-нормативной базы в строительстве. Так, Федеральный закон "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 14 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 03.07.2016 N 369-ФЗ ввел в Градостроительный кодекс понятия «ценообразование в строительстве», «сметные нормы», «сметные нормативы» и «сметные цены»; установил необходимость создания федеральной государственной информационной системы (ФГИС) «Ценообразование в строительстве», установил необходимость формирования правил мониторинга на цены строительных ресурсов. С вводом в действие этого закона изменилась сфера применения всех сметных нормативов. Ранее применение государственных нормативов было обязательным при использовании средств федерального бюджета, а сейчас в орбиту его действия вовлечена вся бюджетная сфера, включающая и федеральный, и региональный, и муниципальный бюджет, в том числе капремонт многоквартирных домов. Теперь для формирования сметной стоимости необходимо использовать только сметные цены, внесенные в Федеральный реестр и отображенные в Федеральной государственной информационной системе ФГИС.
Основную экономию от внедрения новой системы ценообразования можно будет получить за счет повышения достоверности оценки на стадии принятия решения об инвестировании в государственные капитальные вложения в любой форме, от прямых бюджетных расходов до средств внебюджетных фондов, субсидий и субвенций. Для этого планируется существенно расширить номенклатуру объектов, для которых будут утверждены нормативы цены строительства (НЦС) и нормативы
цены конструктивных решений (НЦКР), и утвердить систему таких сборников по всем отраслям народного хозяйства.
Существенной особенностью создаваемой системы ценообразования будет то, что расчетные показатели затрат, определенные еще на стадии бюджетного планирования, станут предельными [2, с.894]. Лимит финансирования будет основным параметром технического задания на проектирование. С созданием системы управления стоимостью проектировщику придется «укладываться» в предложенный лимит, иначе проект окажется несостоятельным.
Кроме того, ввиду высокого уровня ресурсоемкости строительства существует и проблема учета огромного количества применяемых строительных материалов, отслеживание их цены на рынке применяемых строительных материалов, определения уровня трудозатрат и, соответственно, размера заработной платы в соответствии с квалификацией работника.
С целью оперативного реагирования на изменение рыночных цен было принято постановление Правительства РФ №959 от 23.09.2016 г. «О федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве», которое обязывает Минстрой России создать федеральную государственную информационную систему (ФГИС) ценообразования в строительстве и утверждает Положение об этой системе. В соответствии с данным документом ФГИС направлена на улучшение конкурентного климата на рынке строительных материалов, стимулирование импор-тозамещения в строительстве, упрощение процедур составления сметных расчетов.
Информация о ценах на строительные ресурсы будет размещаться в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве. Также появится перечень юридических лиц, которые должны будут ежеквартально предоставлять актуальную информацию, необходимую для формирования сметных цен строительных ресурсов. Определена специальная форма размещения этих данных в информационной системе.
Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 г. № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов» устанавливает:
- правила предоставления информации о стоимости строительных ресурсов юридическими лицами, включенными в перечень таких юридических лиц;
- правила формирования вышеуказанного перечня;
- правила и сроки предоставления (размещения) информации о стоимости строительных ресурсов;
- виды информации, предоставляемой юридическими лицами;
- обязанность Минстроя России сформировать классификатор строительных ресурсов и утвердить формы предоставления информации.
Источником информации о ценах на строительные ресурсы будут сами производители или импортеры продукции, к которым будет применен ряд требований, как к источникам информации. Ранее мониторинг цен проводили региональные центры ценообразования, для них источником информации служили и производители, и поставщики, полученный от них массив цен усреднялся и ежеквартально выпускался общий сборник цен. По новому закону цены будут устанавливаться по информации от производителей. Правилами определена обязанность производителей предоставлять информацию о средневзвешенной стоимости, об объемах реализации продукции и о мощности предприятия.
Отличие сметной цены материалов в новой ФГИС заключается в том, что она не содержит в своем составе транспортные и заготовительно-складские расходы. Эти затраты будут калькулироваться отдельно при разработке сметной документации.
Исходя из положений Постановления Правительства РФ от 23.01.2017 г. № 51 «О внесении изменений в Положение о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетной системы РФ, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 %, представление документов на проверку и выдача заключений о достоверности определения сметной стоимости строительства проводится теперь только в электронной форме. Исключение составляют случаи, когда документы содержат сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основная цель принятых изменений - оказание услуги в электронной форме, что приведет к сокращению сроков и упрощению процедуры проведения проверки. Перевод государственной экспертизы в электронную форму позволяет убрать непосредственные контакты между представителями экспертизы и застройщиками, обеспечить архивирование проектной документации и хранение заключений государственной экспертизы, что гарантирует прозрачность процедуры.
Снижение средней стоимости строительства объектов возможно за счет формирования реестра типовой проектной документации жилых, административных зданий и социальных объектов. В настоящее время в реестр занесены более 100 объектов капитального строительства, половина из которых - объекты детских дошкольных учреждений. Основной проблемой для включения в реестр было отсутствие у регионов исключительных прав на представленную проектную документацию.
Федеральным законом № 368 - ФЗ от 03.07.2016 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ», были приняты поправки в ст. 48.2 «Проектная документация повторного использования и модифицированная проектная документация», согласно которым все публичные образования - а это и субъекты Федерации, и муниципалитеты, и федеральный центр - должны использовать наиболее экономически эффективную проектную документацию. Градостроительным кодексом предусмотрено, что проектная документация, подготовленная на бюджетные средства, принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципалитету и неопределённый круг публичных образований имеет право использовать документацию, которая признана наиболее экономически эффективной, для повторного применения.
3 апреля 2017 г. было подписано Постановление Правительства РФ, которое утверждает Правила признания проектов зданий и сооружений пригодными для типового строительства, прежде всего с точки зрения экономической эффективности. Внедрять типовое строительство необходимо по одной очевидной причине: это гораздо дешевле, чем каждый раз придумывать что-то новое. Использование типовых проектов позволяет сократить сроки и стоимость такого рода строительства. Это касается и жилых домов, и объектов социальной инфраструктуры - больниц, школ, административных зданий, спортивных сооружений. Однако это не означает, что все объекты должны быть абсолютно одинаковыми.
С точки зрения рационального подхода в строительном ценообразовании и зарубежного опыта, при определении стоимости строительства применяются следующие группы методов [2, с.897]:
1. Методы поэлементного расчета цены, применяемые на завершающих этапах проектирования.
2. Методы расчета цены по укрупненным показателям на начальных этапах инвестиционного процесса.
За прошедшие двадцать лет действия современной системы сметного ценообразования в России при составлении смет и определении сметной стоимости строительства применялись два основных метода: базисно-индексный и ресурсный.
В связи с этим, для создания новой элементной сметно-нормативной базы Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства были выпущены приказы:
- приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 999/пр. от 20.12.2016 г. «Об утверждении методики определения сметных цен на эксплуатацию машин»;
- приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 1000/пр. от 20.12.2016 г. «Об утверждении методики определения сметных цен на затраты труда в строительстве»;
- приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 1001/пр. от 20.12.2016 г. «Об утверждении методики определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства»;
- приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 1028/пр. от 29.12.2016 г. «Об утверждении методики применения сметных норм»;
- приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 75 /пр. от 08.02.2017 г. «Об утверждении методических рекомендаций по разработке единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы»;
- приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 76 /пр. от 08.02.2017 г. «Об утверждении методических рекомендаций по разработке государственных элементных сметных норм на строительные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы»;
- приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 77 /пр. от 08.02.2017 г. «Об утверждении методики применения цен строительных ресурсов»;
- приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 78 /пр. от 08.02.2017 г. «Об утверждении методических рекомендаций по разработке государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования и пу-сконаладочные работы».
Предварительный обзор вышеуказанных приказов определил ряд спорных вопросов в профессиональном сообществе сметчиков, а именно:
- практически запрещена замена механизмов, даже если ПОСом такая замена предусмотрена;
- запрещена замена материалов, несмотря на то, что в ряде случаев замена требу-
ется по вопросам прочности, надежности и безопасности зданий;
- изменены таблицы коэффициентов на условия работ. Ранее было деление по виду работ: строительные, монтажные, ремонтно-строительные и пусконаладоч-ные. Теперь идет деление по виду строительства: новое строительство, реконструкция, капитальный ремонт;
- нет ничего о ресурсном методе, хотя о нем говорится в самом начале текста -"...настоящей Методикой предусмотрены положения по применению ресурсного метода определения сметной стоимости строительства...".
Элементные сметные нормативы предназначены для определения стоимости отдельных видов работ и затрат: ГЭСН, ФЕР, ТЕР и др. Данные нормативы применяются для разработки локальных смет.
Базисно-индексный метод предусматривает определение стоимости строительства на различных стадиях инвестиционного процесса с использованием единичных расценок (ФЕР-2001, ТЕР-2001) в базисном уровне цен и системы текущих (прогнозных) индексов [4, с.62].
Ресурсный метод определения стоимости строительства предусматривает калькулирование ресурсов, перечисленных в государственных элементных сметных нормах (ГЭСН-2001) (материальных, технических трудовых) с текущими ценовыми показателями данных ресурсов.
В таблице 1 рассмотрены наиболее характерные особенности двух методов, используемые в системе сметного ценообразования, их различия в подходах к оценке стоимости строительства и полученных результатах [5, с.34-35].
Минстрой предлагает поэтапно переходить от базисно - индексного метода определения стартовой цены к более современному ресурсному методу. В связи с этим, результатом реформы является разработка новых сметных норм (ГЭСН), которые вступили в действие с 1 февраля 2017г. Включены в сметно-нормативную базу 435 сметных норм на наиболее актуальные и востребованные строительной отраслью виды работ (устройство закрытых подземных переходов методом горизонтально-направленного бурения; монтаж элементов каркасов быстровозводимых зданий из стальных сварных профилей на болтовых соединениях (без применения сварки); устройство металлической водосточной системы (колен, воронок, водосточных труб) из готовых элементов; прокладка алюминиевых гибких гофрированных воздуховодов; монтаж люков противопожарных и другие). Но если внимательно анализировать разработанные сборники ГЭСН-2017, можно сделать вывод о том, что необходимой работы по переработке старых сборников ГЭСН -2001с применением научного подхода при проектировании норм проведено не было. Обоснования к имеющимся сборникам (калькуляции затрат труда, хронометраж рабочего времени, состав работ с технологической картой производства), которые рекомендованы приказом № 1028 Минстроя отсутствуют.
Введение Минстроем России с 28 апреля 2017 года очередной (уже пятой по счету) редакции сметно-нормативной базы в ценах 2000 года (приказы Минстроя РФ №1038/пр и №1039/пр от 30.12.2016 г. в редакции приказов 600/пр и 601/пр от 29.03.2017 года), вызывает у профессионального сообщества недоумение и массу вопросов. В частности, - что делать со сметной и исполнительной документацией после 28 апреля, в какой редакции базы закрывать акты выполненных работ, разрабатывать и представлять в органы экспертизы сметную документацию? Кроме того,
Таблица 1
Оценка применения базисно-индексного и ресурсного методов подготовки
сметных расчетов
№ п.п. Ресурсный метод Базисно-индексный метод
1 Оценка стоимости строительства объекта капитального строительства (реконструкции, капитального ремонта) в текущем уровне цен Определение стоимости строительства объекта капитального строительства (реконструкции, капитального ремонта) в базисном уровне цен на 01.01.2000 г. с применением системы текущих (прогнозных) индексов
2 Возможность корректировки строительных ресурсов (материальных, технических) в зависимости от проектного решения Сложность выполнения корректировки строительных ресурсов (учтенных в расценках) в зависимости от проектного решения
3 Учет стоимости строительных ресурсов, инженерного и технологического оборудования, отсутствующих в сметно-нормативной базе, непосредственно в уровне их оценки Оценка стоимости строительных ресурсов, инженерного и технологического оборудования, отсутствующих в СНБ-2001, в базисном уровне с использованием «директивных» индексов. Невозможность расчета реальной системы индексов пересчета сметной стоимости в текущий уровень цен.
4 Возможность формирования ресурсно-технологических моделей для отдельных конструктивных решений и объекта в целом для последующего оперативного пересчета, формирования договорных отношений, корректировке стоимости строительных ресурсов с привязкой к конкретным поставщикам с учетом транспортной составляющей. Использование принципа усреднения при расчете «директивных» индексов изменения сметной стоимости приводит к расхождению (как в большую, так и в меньшую сторону) реальной стоимости ресурсов, видов работ, конструктивных решений объектов капитального строительства
5 Значительный объем сметных расчетов в печатном и электронном форматах Трудоемкость «ручной» проверки сметных расчетов Общепринятый объем сметных расчетов в печатном и электронном форматах Простота проверки сметных расчетов: соответствие сметным нормативам и «директивным» индексам
6 Реальная стоимость отдельных видов работ и конструктивных решений объекта капитального строительства. Возможность формирования эффективных контрактных цен. Усреднение стоимости выполнения работ по отдельным элементам объекта капитального строительства. Невозможность учета реальной стоимости работ и конструктивных решений.
если цена строительных ресурсов будет взята только из государственной информационной системы , не будет ли это считаться как фактически ценовой диктат.
15 декабря 2017 г. должна вступить в действие государственная информационная система, которая обеспечит достоверность и актуальность ценовой информации о стоимости строительных ресурсов.
В сложившихся условиях реформирования системы ценообразования необходимо особо отметить роль региональных центров ценообразования в строительстве. Авторы особо отмечают их значимость по формированию сборников сметных цен на материалы. Доля транспортных затрат в совокупности стоимости материалов составляет около 8%. Рассчитывать транспортную составляющую с учетом логистических схем доставки будет проблематично для инженеров-сметчиков, ведь Волгоград имеет протяженность более 100 км, что в дальнейшем будет сказано и на прохождении экспертизы сметной документации. Данную задачу на профессиональном уровне могут решить региональные центры, а именно:
- произвести расчет средних транспортных затрат по группам материалов или классов грузов;
- сформировать и поддерживать в актуальном состоянии каталоги (сборники) текущих территориальных сметных цен франко-строительная площадка.
С 2018 года отраслевые сметные нормы будут отменены. При работах, финансируемых из федерального бюджета и выполняемых компаниями, более 50% уставного капитала которых принадлежит государству, можно будет использовать исключительно сметные нормы, внесенные в Федеральный реестр.
Таким образом, необходимость концептуального реформирования строительного ценообразования сегодня очевидна для всех участников инвестиционно-строительной деятельности. Профессиональным сообществом неоднократно обсуждались острые вопросы, суть которых сводилась к единому мнению: надо решать не отдельные проблемы сметных нормативов, а реформировать систему ценообразования в целом.
Важнейшим результатом реформы является формирование открытой государственной информационной среды при условии ее наполнения актуальной информацией и результатами унифицированного мониторинга.
Реализация заявленных в концепции мероприятий призвана обеспечить достоверность и обоснованность стоимости строительства на различных этапах инвестиционно-строительного процесса, актуализацию методологической и нормативной базы строительного ценообразования, устранение противоречий между документами различных уровней, повышение уровня профессионализма специалистов по ценообразованию в строительстве.
Библиография
1. Нидзий Е.Н. Проблемы и перспективы развития строительной отрасли России условиях экономического кризиса. // Вестник МГСУ - 2016. -№5.- С.119-129.
2. Королева М.А., Кондюкова Е.С. Концептуальный переход к новой системе ценообразования. // Международная конференция «Российские регионы в фокусе перемен», Екатеринбург, 12-14 ноября 2015 года.-2016.- С.893-900.
3. Антонян О.Н., Карпушко Е.Н. Системные проблемы в сфере ценообразования и сметного нормирования, и пути их преодоления// Экономика строительства. - 2014.- № 6 (30). - С. 58 - 62.
4. Определение стоимости строи-тельства объектов непроизводственного назначения. Антонян О.Н., Карпушко Е.Н. Соловьева А.С. Учебно-методическое пособие / Министерство образования и науки Российской Федерации; Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет. Волгоград, 2015.
5. Дидковская О.В., Ильина М. В., Мамаева О.А. Совершенствование системы строительного ценообразования: «реформа» или «развитие»? //Сметно-договорная работа в строительстве. - М.: Издательский дом «Панорама». - 2016.- № 3.- С.26-38.
References
1. Nidzii E.N. Problems and prospects for the development of the construction industry in Russia under the conditions of the economic crisis // Vestnik MGSU [Bulletin of MGSU], 2016, no. 5, pp. 119-129 (in Russ.).
2. Koroleva M.A., Kondyukova E.S. Conceptual transition to a new pricing system // Mezhdunarodnaya konferentsiya
«Rossiiskie regiony v fokuse peremen» (12-14 noyabrya) [International conference "Russian regions in the focus of change" (12-14 November)], Yekaterinburg, 2015, pp. 893-900 (in Russ.).
3. Antonyan O.N., Karpushko E.N. Systemic problems in the field of pricing and estimated rationing, and ways of
their overcome // Ekonomika stroitel'stva [Economics of Construction], 2014, no. 6 (30), pp. 58 - 62 (in Russ.).
4. Antonyan O.N., Karpushko E.N. Solov'eva A.S. Determining the cost of construction of non-production facilities.
Volgograd, 2015 (in Russ.).
5. Didkovskaya O.V., Il'ina M. V., Mamaeva O.A. Development of building pricing system: "reform" or "development"? // Smetno-dogovornaya rabota v stroitel'stve [Estimated contract work in construction], Moscow, 2016, Izdatel'skii dom «Panorama», pp. 26-38 (in Russ.).
Авторы
Антонян Ольга Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления проектами в строительстве, ФГБОУ ВО «Волгоградский технический университет», институт Архитектуры и строительства, (ул. Академическая, 1, г. Волгоград, 400074, Россия), тел./факс +7(8442)97-46-02; e-mail: [email protected];
Карпушко Елена Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры экспертизы и эксплуатации объектов недвижимости, ФГБОУ ВО «Волгоградский технический университет», институт Архитектуры и строительства (ул. Академическая, 1, г. Волгоград, 400074, Россия), тел./факс +7(8442)97-46-02; e-mail: [email protected];
Соловьева Анна Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления проектами в строительстве, ФГБОУ ВО «Волгоградский технический университет», институт Архитектуры и строительства (ул. Академическая, 1, г. Волгоград, 400074, Россия), тел./факс +7(8442)97-46-02; e-mail: [email protected]