ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК: 351.824.5
Джангазиев С. К.
старший преподаватель, кафедра гражданского права и процесса, юридический факультет, Кыргызский национальный университет имени Ж. Баласагына,
г. Бишкек
РЕФОРМА ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Статья посвящена вопросам правового обеспечения качества товаров, работ и услуг, а также единства измерений в Кыргызской Республике. Проведен анализ реформирования системы требований к качеству и безопасности продукции.
Ключевые слова: качество товаров (работ и услуг), правовое обеспечение, техническое регулирование, единство измерений, продукция, метрология, стандартизация, сертификация.
Экономические и социальные условия в Кыргызкой Республике стремительно меняются, происходят структурные изменения в экономике, развивается конкуренция, отечественный рынок открылся для товаров зарубежных производителей, расширяются ассортимент и номенклатура товаров и услуг, ускоряются темпы обновления продукции. Требования потребителей к качеству быстро растут.
Все это предъявляет совершенно новые, высокие требования к работе отечественной промышленности, индустрии услуг, органов управления.
В настоящее время в Кыргызской Республике в связи с процессом вступления в ВТО идет гармонизация законодательства в различных отраслях с международными правовыми нормами. В первую очередь это коснулось устранения так называемых «технических барьеров в торговле», к которым относятся:
- расхождение законодательных требований к товарам, процессам, услугам;
- процедуры оценки соответствия;
- стандарты.
Основой создания и функционирования единого мирового рынка является свободное перемещение товаров. Механизмы, которые используются для достижения этой цели, опираются на ликвидацию технических барьеров в торговле и взаимном признании результатов оценки соответствия, что может быть обеспечено только в результате технической гармонизации.
Для Кыргызстана указанные механизмы имеют особое значение, которое может быть реализовано только путем кардинальной реформы всей системы технического регулирования в стране.
Многие исследователи данной проблемы отмечали [1, с. 269-285; 2; 3], что система установления обязательных требований и подтверждения соответствия, существовавшая в Кыргызстане, характеризовалась наличием ряда существенных недостатков, среди которых Крючковой П.В., Шаститко А.Е. выделены следующие:
1. Избыточный охват.
Основным способом подтверждения соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям является обязательная сертификация, что снижает эффективность системы. На сегодняшний день обязательной сертификации в Кыргызстане подлежит огромное количество товаров.
2. Сложность, внутренняя противоречивость.
Обязательные требования к продукции установлены многочисленными нормативными актами. В Кыргызской Республике существует большое количество официальных документов, регулирующих вопросы безопасности и качества продукции.
3. Несоответствие положений нормативных документов современным достижениям.
Ряд нормативных документов, регулирующих качество товаров, в значительной степени устарели, не соответствуют современным требованиям науки и технологии и международным стандартам. Существующие процедуры установления обязательных требований не позволяют отразить современный уровень развития техники и технологий производства товаров и услуг.
В области установления требований к качеству и безопасности продукции с принятием Закона Кыргызской Республики № 67 от 22 мая 2004 г. «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике» появился новый термин «техническое регулирование», под которым понимается правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных и добровольных требований к объектам технического регулирования и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (ст. 1 закона Кыргызской Республики «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике»).
Исходя из анализа содержания, можно сделать вывод о том, что данный закон существенно изменил подход к построению системы нормативного обеспечения качества и безопасности продукции.
Одна из идей закона — сближение позиций по техническому регулированию с развитыми зарубежными странами, что являлось обязательным условием вступления Кыргызской Республики в ВТО, для гармонизации международных отношений в сфере технического регулирования. Важнейшей особенностью технического регулирования является открытость в формировании обязательных требований и добровольных стандартов, т.е. возможность принять участие в разработке технических регламентов и национальных стандартов имеет любое лицо.
Техническое регулирование в Кыргызской Республике осуществляется в соответствии с принципами: единства правил установления требований к продукции или процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; соответствия технического регулирования интересам национальной экономики и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам; независимости органов по аккредитации, органов по сертификации и органов контроля от изготовителей, продавцов, исполнителей и покупателей; единой системы и единства правил аккредитации; единства системы измерений; единства правил и методов испытаний и измерений при проведении оценки соответствия; единства применения требований технических регламентов независимо от вида или особенностей сделок; проведение работ по обязательной оценке соответствия специально подготовленным в исследуемой области персоналом; недопустимости ограничения конкуренции в сферах аккредитации и сертификации; недопустимости совмещения в одной организации функций специально уполномоченного государственного органа исполнительной власти по проверке соблюдения требований технических регламентов и органа по сертификации; недопустимости совмещения в одной организации функций по аккредитации и сертификации; недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
Указанные принципы технического регулирования, по мнению Масловой А.В. направлены на ликвидацию многочисленного, а иногда противоречивого и дублирующего друг друга ведомственного нормотворчества, усложнявшего работу предприятий, и в первую очередь, малого и среднего бизнеса, на недопущение злоупотребления гражданским правом,
посредством применения субъектом своего особого статуса, основанного на наличии ряда полномочий [4, с. 57].
Законом Кыргызской Республики «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике» установлены основные цели технического регулирования:
1. Снижение административного давления на производителя. Прежде обязательные требования разрабатывались и принимались на различном уровне, существовало большое количество противоречащих друг другу обязательных правил.
2. Устранение технических барьеров в торговле. Эта цель направлена на гармонизацию отечественного законодательства с международным, создание системы понятных и прозрачных требований.
3. Повышение эффективной защиты рынка от опасной продукции, так как на нашем рынке существует большое количество недоброкачественной, а зачастую опасной продукции.
Указанный закон разделил требования к продукции на две части: безопасность продукции — за нее отвечает государство, и качество продукции, не влияющее на безопасность, требования к нему формирует рынок.
Исходя из этого, при анализе норм Закона Кыргызской Республики «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике» нами определена следующая система источников требований к качеству и безопасности:
1. источники, содержащие обязательные требования к безопасности продукции — технические регламенты;
2. источники, содержащие добровольные требования к качеству продукции — национальные стандарты; правила стандартизации и рекомендации в области стандартизации, предварительные национальные стандарты; международные стандарты; региональные стандарты; национальные стандарты других стран; своды правил, в том числе региональные своды правил и своды правил иностранных государств; стандарты организаций, договор.
И технические регламенты, и стандарты должны базироваться на международных и международно-признанных стандартах.
Но Закон Кыргызской Республики «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике» — это только основа для создания системы технического регулирования, для нормального ее функционирования необходимо принять целую систему нормативных документов. Для того, чтобы полностью задействовать систему технического регулирования, необходимо разработать и внести изменения в ряд законов Кыргызской Республики, положения которых противоречат закону «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике». Помимо этого, должно быть скорректировано и большое количество постановлений Правительства Кыргызской Республики.
Возможно выделить ряд этапов формирования системы технического регулирования:
1. Принятие Закона Кыргызской Республики «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике»;
2. Создание нормативно-правовой базы технического регулирования, т.е. принятие постановлений Правительства и внесение изменений в законы.
3. Формирование технического законодательства — разработка технических регламентов.
Необходимой основой создания эффективной системы технического регулирования, исходя из положений ст. 2 Закона Кыргызской Республики «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике», является наличие требований к обеспечению единства измерений [5]. Это вызвано тем, что создание высококачественных изделий сопровождается повышением требований к количеству и качеству измерений.
Законодательная метрология включает в себя совокупность норм и правил, направленных на обеспечение единства измерений, которые возводятся в ранг правовых положений. Законодательная метрология служит средством государственного регулирования
метрологической деятельности посредством законов, иных нормативных документов, которые вводятся в практику через Государственную метрологическую службу и метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц.
Метрологические правила и нормы законодательной метрологии гармонизированы с рекомендациями и документами соответствующих международных организаций. Тем самым, законодательная метрология способствует развитию международных экономических и торговых связей.
Таким образом, можно сделать вывод, что измерения являются важнейшим инструментом познания окружающего мира и играют огромную роль в развитии народного хозяйства. Для реализации положений большинства законов Кыргызской Республики (например, «О защите прав потребителей», «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике») необходимо использование достоверной и сопоставимой информации, полученной по результатам измерений.
Обеспечение единства измерений может быть достигнуто при соблюдении двух основополагающих условий:
-выражение результатов измерений в единых узаконенных единицах;
-установление допустимых погрешностей результатов измерений и пределов, за которые они не должны выходить при заданной вероятности.
В организационном плане единство измерений обеспечивается субъектами метрологии — государственной метрологической службой страны и аккредитованными метрологическими службами юридических лиц.
Метрология относится к такой сфере деятельности, в которой основные положения обязательно должны быть закреплены именно законом, так как юридические нормы, направленные на защиту прав и интересов потребителя, в правовом государстве регулируются стабильными законодательными актами.
Конкретные положения в области законодательной метрологии регламентируются стандартами, правилами, рекомендациями. Комплекс нормативных документов, устанавливающих правила, нормы, требования, направленные на достижение и поддержание единства измерений в стране при требуемой точности, составляет национальную систему обеспечения единства измерений.
Закон служит базой для создания в Кыргызстане системы измерений, которая может взаимодействовать с национальными системами измерений зарубежных стран. Это необходимо, прежде всего, для взаимного признания результатов испытаний и подтверждения соответствия, проводимого в различных странах, а также для использования мирового опыта и тенденций в современной метрологии.
Из этого можно сделать вывод о том, что обеспечение единства измерений направлено на устранение технических барьеров в торговле, создание эффективной системы технического регулирования.
Но за время, прошедшее с момента принятия предыдущего Закона Кыргызской Республики «Об обеспечении единства измерений» (2007 г.) и действующего (2014 г.), в связи с продолжающимися реформами, связанными со вступлением Кыргызстана в ВТО, процессами глобализации измерений возник ряд новых факторов, оказывающих непосредственное воздействие на метрологическую деятельность. Этим обусловлена необходимость пересмотра целого ряда нормативных актов по обеспечению единства измерений, а также приведения их в соответствие с решениями межправительственной Международной организации по законодательной метрологии (МОЗМ), членом которой Кыргызская Республика является, принятыми за последние годы. Кроме того, актуальной является задача дальнейшего совершенствования законодательства в области обеспечения единства измерений путем устранения имеющихся в нем пробелов и приведения его в соответствие с актами последнего периода.
Так, основой реформирования системы требований к качеству и безопасности продукции стал Закон Кыргызской Республики № 67 «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике», принятый 22 мая 2004 года. Он содержит принципиально новый подход к установлению и обеспечению соблюдения требований к продукции, процессам ее производства, эксплуатации, перевозки, хранения, утилизации. Обязательными становятся только требования к безопасности и информированию приобретателя.
С его принятием на смену стандартизации пришло техническое регулирование, место сертификации заняло подтверждение соответствия, стандарты приобрели рекомендательный характер.
Намного большая свобода предоставлена участникам гражданско-правовых отношений при определении качественных характеристик реализуемой продукции. Таким образом, более широкую реализацию получил принцип свободы договора.
Коренным образом изменилась точка зрения на распределение обязанностей по обеспечению соблюдения требований к продукции между государственными органами и предпринимателями. Качество отдано на откуп предпринимателям, в то время как за безопасность отвечает государство.
Система мер, направленных на обеспечении качества и безопасности продукции включает деятельность по техническому регулированию, обеспечению единства измерений, подтверждению соответствия, аккредитации, применению мер ответственности за нарушение требований к качеству и безопасности.
Таким образом, формирование новых видов деятельности, направленных на обеспечение качества и безопасности продукции, находится на начальном этапе, а потому требует внимательного изучения, разработки изменений и дополнений в существующую систему правовых норм.
Литература
1. Обзор экономической политики в России за 2001 год. // Бюро экономического анализа. — М.: Теис, 2002.
2. Аузан А., Крючкова П. Административные барьеры в экономике: институциональный анализ. — М.: ИНП «Общественный договор», 2002.
3. Проблемы контроля безопасности и качества товаров в Европейском Сообществе и России. — М.: ИИФ СПРОС-КонфОП, 1999.
4. Маслова А.В. Правовые аспекты деятельности по обеспечению качества и безопасности продукции: дис. канд. юрид. наук: 12.00.03 / А.В. Маслова. — М., 2005.
5. Закон Кыргызской Республики «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике» от 22 мая 2004 г. № 67. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http // toktom.kg