Научная статья на тему 'Реформа образования и проблемы ее реализации в вузах культуры и искусств'

Реформа образования и проблемы ее реализации в вузах культуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тургаев А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформа образования и проблемы ее реализации в вузах культуры и искусств»

Реформа образования и проблемы ее реализации в вузах культуры и искусств

А.С. ТУРГАЕВ,

доктор исторических наук, профессор, ректор Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств

В современной России идут серьезные подвижки в сфере образования: с января 2011 г. вузами окончательно осуществлен переход на двухуровневую систему. Для достижения нового качества образования реформируются все элементы образовательной системы: цели и содержание образования, формы организации образовательного процесса, методики обучения и контроля знаний. Нужный, своевременный, закономерный, но сложный процесс, который требует детальной проработки в каждом сегменте.

Попробуем проанализировать общие стратегические задачи реформы образования. Главный смысл реформы - переориентация образовательной системы с преподавателя на студента. В традиционной образовательной системе преподаватель занимал главное место в учебном процессе, роль студента чаще всего была пассивна. В Болонской системе главная цель -интересы студента, развитие его индивидуальности и активности в процессе обучения. Основной целью подготовки специалиста становится формирование компетенций. Под компетенцией понимается способность эффективно действовать, решать определенный набор профессиональных задач в стандартной и нестандартной ситуациях. Для создания индивидуального образовательного маршрута студента должна быть изменена форма организации учебного процесса: с поточно-групповой на модульную, где привычные студенческие группы фактически не формируются. Каждый студент получает возмож-

ность сформировать индивидуальный учебный план и учебное расписание. «Пассивные» методы преподавания как устаревшие и неэффективные уступают место интерактивным. Кредитная система зачетных единиц (ECTS) помогает студенту передвигаться по образовательному пространству России и мира без ограничений в сроках и местах обучения. Связанная с ней балльно-рейтинговая система призвана стимулировать и контролировать учебную работу студента.

Переход на новую образовательную систему в полном объеме вряд ли возможен в столь короткие сроки, которые заявлены в нормативных документах. Базовое преимущество двухуровневой системы - обеспечение индивидуального образовательного маршрута не реализовано ни в одном вузе России1. Как организовать учебный процесс, состоящий из тысяч индивидуальных учебных планов и расписаний? При наличии большого количества направлений подготовки и обучающихся подобная индивидуализация обучения потребует огромных средств и организационной перестройки всего вуза. Какую тактику избрать руководителю вуза? Вероятнее всего это тактика переходного периода, когда продуктивные элементы традиционной системы сочетаются с инновационными. На наш взгляд, на современном этапе перед вузами стоят три главных задачи: создать правовую и методическую базу обеспечения новых стандартов, выполнить требования стандарта по внедрению интерактивных технологий в учебный процесс и наладить повышение квалификации профессорско-преподавательского состава. В 2010 г. в

1 Б.А. Сазонов Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса как условие модернизации высшего образования / Б.А. Сазонов // Высшее образование в России. - 2011. - №4. С.12.

Образование в пространстве культуры

Санкт-Петербургском университете культуры и искусств была утверждена «Программа перехода СПбГУКИ на уровневую систему высшего профессионального образования и федеральные государственные образовательные стандарты ВПО на 2011 г.» В апреле 2011 г. на Ученом совете были подведены предварительные итоги ее выполнения. Общий вывод оказался положительным: отлицензированы 53 направления бакалавриата и магистратуры, разработаны и утверждены десятки нормативных документов по организации учебного процесса на основе новых ФГОС ВПО, созданы новые учебные планы, проведены обучающие семинары для

руководителей факультетов и заведующих кафедрами, началась разработка методического обеспечения основных образовательных программ направлений бакалавриата и магистратуры.

Выполнение этих задач выявило как теоретические, так и практические проблемы. ФГОС ВПО созданы на основе компетентностного подхода, ориентированного на результаты образования. Выпускник должен обладать неким набором общекультурных и профессиональных компетенций. В теории обучения существуют различные градации уровней усвоения учебного материала: в целом можно выделить три основных2. Первый - репродуктивный (понимание, узнавание, воспроизведение), второй -эвристический (применение полученных знаний в конкретной ситуации), третий - творческий (анализ, синтез, оценка). Именно на втором и третьем уровнях развивается творческая составляющая мышления, а знания переходят в компетенции (умения и навыки). Методики и технологии, которые ставят своей целью достижение первого уровня, носят название «репродуктивных» и подвергаются на современном этапе жесткой критике. Достижение высокого уровня сформированности компетенций возможно только при использовании инновационных методик обучения: разбор проблемной ситуации, решение ситуативных задач, дискуссии, круглые столы, кейс-метод, дело-

! Этой проблемой занимались В.П. Симонов, В.П. Беспалько, В.Н. Максимова, М.Н. Скаткин, О.Е. Лебедев, В.И. Тесленко.

вые, ролевые, имитационные игры, компьютерные симуляции, тренинги, микроисследования студентов, работа малыми группами, входное-выходное тестирование и пр. ФГОС ВПО требует сократить удельный вес занятий лекционного типа до 30-40% процентов и одновременно увеличить процент аудиторных занятий в интерактивных формах до 20-30% (в «Лингвистике» до 70%). Инновационные образовательные технологии практически нужно создавать заново, а если учесть понятный консерватизм и

рованные профессиональные компетенции радуют зрителя и слушателя на курсовых и выпускных концертах, спектаклях, выставках. Затруднительная для учебных заведений работа над методическим совершенствованием преподавания в сторону интерактивности в университетах культуры и искусств в значительной мере является продолжением и развитием традиций преподавания общепрофессиональных и специальных дисциплин.

В новом стандарте прежде ключевое понятие

Особенностью вузов культуры и искусств является то, что творческие направления подготовки (музыкальные режиссерские, художественные) всегда были компетентностно-ориентированными

/

неумолимое старение преподавательского корпуса задача представляется не из легких.

Однако есть аргументы, которые вселяют оптимизм. Особенностью вузов культуры и искусств является то, что творческие направления подготовки (музыкальные, режиссерские, художественные), всегда были компетентностно-ориентированными. Индивидуальные занятия и мелкогрупповые формы обучения, привычные и традиционные при подготовке специалистов, по своей сути интерактивны, а сформи-

«учебно-методический комплекс» поглощено понятием «основная образовательная программа». Создание ООП является важнейшей задачей кафедр и преподавателей университета. По требованию стандарта в рабочей программе каждой дисциплины (модуля) должен быть четко сформулирован результат обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретенными компетенциями в целом по ООП. Приступая к разработке рабочей программы дисциплины или отдельного занятия препода-

Образование в пространстве культуры

I

вателю необходимо определить образовательный результат (знания, умения и компетенции); подготовить оценочные материалы для контроля достигнутых результатов обучения; найти наиболее эффективные педагогические технологии достижения поставленных целей. Профессиональные компетенции поддаются данной процедуре, но как быть с общекультурными компетенциями? Например, сколько уровней у компетенций ОК-3 («готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе») или ОК-6 («стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства») по направлению бакалавриата 071800 «Социально-культурная деятельность»? Как их замерить? Какую инновационную методику применить в ходе изучения дисциплины для ее формирования? Приходится констатировать отсутствие четкой дифференциации уровней компетенции и инструментов диагностики их достижения, не все компетенции могут быть оценены, не установлено соответствие выбранных методик и технологий формируемым компетенциям. Таким образом, разработчики ООП сталкиваются с проблемами теоретической незрелости компетентностного подхода, что приводит к перегрузке преподавателей, вынужденных самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы.

К сказанному добавляются проблемы, вызванные особенностями интерактивных педагогических технологий. Применение интерактивных методик обучения обещает более стабильные положительные результаты, но резко увеличивает трудоемкость учебного процесса. Чем выше уровень обучения, то есть качества обучения, тем больше требуется времени для его

■и!

достижения. По расчетам некоторых специалистов в области образования в 4 раза больше требуется учебного времени для уровня применения, чем для уровня понимания. Такого соотношения невозможно получить в рамках требований ФГОС ВПО. Недостаток времени обозначает конфликт между объемом информации, заданным государственным стандартом, и поставленной целью - формирование компетенций. Должно быть заложено или увеличение количества учебного времени для закрепления полученной информации, или сокращение объема информации. Видимо поэтому на отдельных направлениях бакалавриата объем аудиторной работы студента увеличился с 50% до 70% («Библиотечно-информационная деятельность», «Социально-культурная деятельность», «История искусств», «Реставрация» и др.). Не уверен, что в отведенное время можно выполнить все поставленные задачи и сформировать заданные компетенции.

Вызывает тревогу проблема обеспечения организационно-педагогических условий для самостоятельной работы студентов. Без жесткого контроля ее результатов самостоятельная работа студентов становится фикцией. Особенно это актуально в магистратуре, где аудиторная нагрузка составляет едва половину от недельной нагрузки бакалавров (14-18 часов в неделю). В западных вузах правильная организация самостоятельной работы студентов влечет за собой значительное увеличение контрольных замеров ее выполнения. Студенты постоянно пишут аналитические записки, рецензии, рефераты, эссе, статьи, выполняют контрольные работы, микроиссследования, тесты, готовятся по заданию преподавателя к лекциям

нает доминировать в Европе. Главные задачи БРС: повышение мотивации студентов к систематической работе по изучению дисциплин в течение семестра, повышение уровня знаний студентов и уровня организации учебного процесса. Главное отличие БРС от традиционной системы в том, что учитывается не только оценка, полученная на экзамене, но и работа в семестре, что позволяет преподавателю регулировать работу студентов и снять перегрузку на экзамене. Опыт применения БРС в вузах России показал, что с ее применением снимаются многие проблемы традиционного способа оценивания: пассивность студентов при подготовке к семинару, во время семинара; отсутствие соревновательности между студентами в овладении знаниями; практически исключается субъективность итоговой оценки, выставляемой студенту преподавателем; возможность возникновения субъективных суждений о предвзятости преподавателя на экзамене. Правда, многие студенты, выступая на форумах в интернете, выражают недовольство тем, что в структуру баллов включается посещаемость. Действительно, в БРС есть элемент дисциплинирова-ния, но в условиях, когда на старших курсах студенты очного отделения приходят на учебу с работы лишь на отдельные занятия, зачеты и экзамены, это оказывается оправданным. С другой стороны, применение БРС увеличивает трудоемкость учебного процесса. Растет количество документов, необходимых для функционирования технологии: технологическая карта (описание системы контроля), ведомость текущего контроля, новая экзаменационная ведомость, где

(феномен, практически неизвестный российским студентам!). Это значительно удорожает учебный процесс и с точки зрения роста оплаты труда, и в смысле материальных возможностей вуза. С другой стороны, интенсивность работы студента может вырасти в геометрической прогрессии. Умножьте максимально возможное количество дисциплин в семестре - 11, хотя бы на 4 письменных работы по каждой дисциплине и вы получите 44 работы, которые должен выполнить студент в семестре. Становится понятной одна из причин того, почему в Сорбонне к последнему курсу доходит только 40% студентов, начинавших обучение.

Инновационной технологией оценки и стимулирования учебной деятельности студентов является балльно-рейтинговая система (БРС), она рассматривается в настоящий момент как переходный этап от существующей в России системы аудиторных часов и номенклатуры дисциплин в учебном плане к единой системе «зачетных кредитных единиц», которая начи-

проставляются баллы и их буквенный эквивалент системы ECTS.

В этом учебном году в целях повышения эффективности учебного процесса и активизации работы студентов в овладении знаниями и профессиональными компетенциями в экспериментальном порядке вводим технологическую карту дисциплины, являющейся частью рабочей программы. Пример подобной карты представлен в Таблице 1.

Таблица 1

Технологическая карта по дисциплине «История» (Б.1.1.2; 4 з.е. - 144 ч.)

Направление бакалавриата 033000.62 «Культурология»

Факультет Культурологии и социологии

Форма обучения Очная

Лекции 32 ч. (8 лекций)

Семинары 32 ч. (8 семинаров)

Самостоятельная работа 44 ч. +36 ч. промежуточная аттестация

Формы контроля Реферат; экзамен

Компетенции ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-6, ОК-9, Пк-1

Переход на новую систему обучения невозможен без организации повышения квалификации профессорско-преподавательского состава

Из предложенных рассуждений понятно, что процесс реформирования образовательного процесса, в целом необходимый, носит противоречивый характер. Вузам культуры предстоит большая работа по переходу на новые организационные формы учебного процесса, особенно в отношении подготовки магистров. Переход на новую систему обучения невозможен без организации повышения квалификации профессорско-преподавательского состава с целью овладения новыми педагогическими технологиями и внедрения их в образовательный процесс.

Существующие в вузах культуры и искусств методики осуществления профильных образовательных программ всегда были направлены на формирование необходимых профессиональных компетенций и с блеском оправдали свое предназначение. Надеюсь, что они сравнительно легко уложатся в русло происходящих преобразований. Наиболее трудоемкой частью общей реформы, по упомянутым и многим другим причинам, являются технологическая и материальная стороны процесса. Сегодня стоит поговорить о переходных формах и конкретных этапах проведения общих преобразований. Все это гораздо легче и продуктивнее может быть осуществлено не отдельно в каждом вузе, а в сотрудничестве и взаимодействии учебных заведений.

Вид учебной деятельности Вид текущей аттестации/Итоговый продукт самостоятельной работы студента Количество баллов Компетенции

Посещаемость Мах 16 баллов ОК-3

Выступления на семинарах Презентация Мах 24 балла ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-9

Компьютерное тестирование Тест № 1, 2, 3 Мах 15 баллов ОК-1, ОК-9, Пк-1

Самостоятельная работа студентов Посещение Русского музея по заданию Контрольная по слайдам Мах 5 баллов ОК-1, ОК-6, ОК-9, Пк-1

Самостоятельная работа студентов Исследовательская работа Реферат Мах 10 баллов ОК-1, ОК-2, ОК-9, Пк-1

Промежуточная аттестация Экзамен Мах 30 баллов ОК-1, ОК-2, ОК-9, Пк-1

Итого Мах 100 баллов Мах 100 баллов ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-6, ОК-9, Пк-1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.