ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТА
О. В. Кононова, E. В. Садон
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВГУЭС: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Рассматривается модель системы контроля качества подготовки, механизмы управления системой, процедуры обеспечения вариативности индивидуальной траектории обучения студентов и осознанного выбора ими профилей и программ профессиональной подготовки.
Ключевые слова: компетенции, система качества подготовки, профессиональная диагностика, система оценки, контроль образовательных результатов.
O. V. Kononova, E. V. Sadon
Educational quality control system in the VSUES: features and prospects
The paper considers a model of education quality control system. The model includes management tools, procedures for choosing of individual learning track of students in the frame of educational programs and profiles.
Keywords: competences, educational quality control system, professional diagnostics, evaluation system, monitoring of educational outcomes.
Качество образования и его значимость для общества являются сегодня одной из наиболее критических проблем. Состояние образования в России с учетом его массовости характеризуется тенденцией к снижению качества, а именно снижением уровня образовательных результатов и их практической ценности. Последнее определяется во многом несоответствием запланированных образовательных результатов по направлениям ВПО потребностям реального сектора экономики. Обозначенная проблема, а также переход на ФГОС ставят перед университетами задачу модернизации существующих систем качества подготовки. Это подразумевает, что коллективам кафедр, как минимум, необходимо:
— подготовить основные образовательные программы по реализуемым направлениям подготовки с привлечением представителей профессиональной среды и самих обучающихся;
— построить систему контроля образовательных результатов, гарантирующую достижение абсолютным большинством студентов порогового уровня сформированности компетенций.
Все это предполагает глубокие системные преобразования, затрагивающие все аспекты организации образовательного процесса: содержание, образовательные технологии, квалификацию преподавателей, оценивание, т. е. перестройку всего процесса вузовской подготовки для получения искомой цели — востребованного специалиста.
Наиболее естественным способом решения задачи подготовки специалистов с позиций результатов образования представляется исследование запроса и мнения работодателя относительно выпускников вузов, так как именно работодатели, в конечном счете, могут судить об эффективности полученного выпускником образования. Однако сформировать требования к качеству подготовки выпускников, основываясь
© Кононова О. В., Садон E. В., 2012
лишь на профессиональных запросах работодателей, как показывает практика, невозможно. С одной стороны, применительно к различным специальностям и направлениям подготовки эти требования очень сильно варьируются, с другой — у высшей школы и государства существуют свои требования, стандарты и критерии оценок, которые не всегда совпадают с потребностями и мнением рынка труда. Это обстоятельство вынуждает искать компромиссное решение при выборе приоритетов в трактовке качества высшего образования.
Компетентностная модель выпускника. Во ВГУЭС была проведена значительная работа по переходу на стандарты ФГОС, в ходе которой большое внимание было уделено подготовке ком-петентностных моделей выпускника (КМВ) как фундамента для всех дальнейших преобразований. В соответствии с рекомендациями по разработке ООП [5] нами была выбрана структура, опирающаяся на общее определение «компетенции», принятое во ФГОС ВПО. Таким образом, составляющими компетенций были определены знания, умения, владения из ФГОС ВПО (табл. 1).
Подготовленные КМВ по направлениям подготовки, реализуемым во ВГУЭС, были внесены в специально разработанный модуль «ФГОС ВПО» информационной системы «Управление учебным процессом». Информатизация процессов подготовки и обновления КМВ позволила автоматически формировать ключевые разделы аннотаций и учебных программ дисциплин, паспорта компетенций и компетентностные учебные планы.
Наличие КМВ позволило приступить собственно к модернизации системы контроля образовательных результатов. Было решено, что существующее противоречие между возможностями высшей школы и ожиданиями бизнес-сообщества может быть уменьшено в процессе создания новых или внедрения заимствованных в профессиональной среде форматов, механизмов и критериев оценки, форм контроля, обеспечивающих реализацию компетентностного, практи-ко-ориентированного подхода к подготовке специалистов.
Система контроля за формированием компетенций по направлениям подготовки бакалавров и магистров. Система контроля за формированием компетенций должна быть встроена в существующий учебный процесс, не нарушая его логики, позволять выполнять требования к реализации ООП ФГОС ВПО и в то же время поддерживать преемственность с предыдущими реализациями системы контроля, что позволит наследовать отдельные инструменты, процедуры и механизмы, гарантировать устойчивость достижений [6].
Основные составляющие модели системы контроля присущи традиционному подходу в профессиональном образовании и соответствуют государственным требованиям к образовательному процессу ВПО. В то же время цели, содержание и технологии проведения контрольных процедур изменяются в соответствии с задачами компетентностного и практико-ориентирован-ного подходов. Кроме того, новаторскими элементами модели являются, с нашей точки зре-
Таблица 1
Фрагмент компетентностной модели выпускника
Код компетенций
ОК ОК-1
Название компетенций
Общекультурные компетенции
умение системно мыслить, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение выявлять международно-политические и дипломатические смыслы проблем
Код УЦ ООП
Б.1
Краткое содержание/определение и структура компетенции*
Знать
31: — основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления Уметь
У1: — системно мыслить;
— ставить цель и выбирать пути ее достижения;
— выявлять международно-политические и дипломатические смыьслыь проблем Владеть
В1: — способностью к обобщению, анализу, восприятию информации
Знания, умения, владения из ФГОС ВПО представлены обычным шрифтом, а определенные вузом — курсивом.
ния, введение в учебный процесс мониторинговых процедур контроля за формированием компетенций будущего профессионала (прогностический профориентационный контроль и проф-консалтинг) и максимальная информатизация процедур контроля и доступа всех участников к его результатам.
Сохраняющиеся в российских вузах традиционные формы и методы контроля, как правило, не могут считаться адекватными для оценки уровня сформированности компетенций, поскольку они позволяют диагностировать уровень знаний, реже — умений, еще реже — навыков, что абсолютно недостаточно для диагностики результатов, выраженных в терминах компетенций, адекватных требованиям работодателя. Современный «студентоцентрированный» подход к управлению образовательным процессом предполагает также формирование партнерских отношений со студентом, поскольку таким образом резко повышается самоактуализация студента как будущего профессионала не только в процессе обучения, но и в процессе контроля его результатов. Такие отношения должны характеризоваться ясностью и прозрачностью требований, как к уровню учебных достижений, так и к процедурам контроля, а также наличием обратной связи со студентом, доступностью результатов и их анализа для всех заинтересованных сторон. Таким образом, актуальна задача разработки методов и инструментов мониторинга уровня сфор-мированности компетенций, применимых в реальном учебном процессе вуза, выстраивания вузовской системы мониторинга результатов профессионально-образовательных программ как элемента общей системы управления учебным процессом.
С учетом вышеизложенного во ВГУЭС разработана концепция системы контроля за формированием компетенций. На рис. 1 изображена модель системы контроля за формированием профессиональных компетенций образовательного процесса высшего профессионального образования подготовки бакалавров.
Система контроля является частью образовательного процесса в университете, основной целью которой является обеспечение подготовки специалистов в соответствии не только с требованиями государственного образовательного стандарта, но и с требованиями работодателей региона. Наиболее важным является то, что данная система формируется в масштабах всего вуза, включая филиалы. Устанавливаются единые правила и требования, носящие характер внут-
ривузовских стандартов качества, обязательные для выполнения на всех программах всеми студентами и преподавателями.
Система контроля формирования компетенций по направлениям подготовки бакалавриата предусматривает широкое использование современных педагогических контрольно-оценочных технологий, поддержание постоянной обратной связи и принятие оптимальных решений в управлении качеством обучения студентов на уровне преподавателя, кафедры, института и университета и включает:
1)контролирующие мероприятия, непосредственно относящиеся к реализации ООП бакалавриата и отвечающие за достижение образовательных результатов в терминах компетенций согласно ФГОС (контроль знаний, умений, владений как составляющих формируемых компетенций; контроль компетенций как образовательных результатов ООП в соответствии с паспортами компетенций);
2) контролирующие мероприятия, обеспечивающие/стимулирующие осознанный выбор индивидуальной траектории обучения (профиля подготовки, дисциплин по выбору студентов);
3) систему оценки качества подготовки (ква-лиметрическая система оценки — критерии, индикаторы, уровни усвоения, методы и технологии измерения общекультурных и профессиональных компетенций; рейтинговая система оценки успеваемости студентов, используемая для организации и управления учебно-воспитательным процессом);
4) институциональное управление системой контроля.
Контроль знаний, умений, владений как составляющих формируемых компетенций относится к контролирующим мероприятиям, отвечающим за достижение образовательных результатов согласно ФГОС, проводится в течение всего срока обучения (бакалавров — 4 года, магистров — 2 года) и подразумевает проведение текущего контроля (аудиторная работа, текущие аттестации), контроля самостоятельной работы студентов, промежуточного контроля по дисциплинам (зачет, экзамен). При этом для бакалавров первые 2 года обучения речь идет о контроле по дисциплинам направления подготовки, а на 34-м годах обучения — о контроле по дисциплинам профиля подготовки. Для магистрантов — о контроле по программе подготовки.
Основными блоками учебного плана с 2011/12 уч. г. во ВГУЭС являются социальная практика и модульный учебный курс «Бизнес-
Рис. 1. Модель система контроля ВГУЭС
мастерская», которые одновременно позволяют формировать и оценивать компетенции.
Социальная практика — важная составная часть учебного процесса, включается в учебные планы очной формы обучения с целью приобретения студентами социального опыта, формирования социально-трудовой компетенции будущего специалиста, эстетической культуры студента, воспитания трудовой активности как общественно-полезной деятельности и коллективной ответственности, причастности к учебному заведению, вовлеченности в проблемы вуза, города, края. Во время социальной практики студент осваивает:
— социокультурные традиции и обычаи вуза;
— знания и соблюдение правил внутреннего распорядка ВГУЭС;
— компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни;
— социальную ответственность за себя, свое поведение, ответственность за благополучие других, т. е. культуру социального бытия.
Модульный учебный курс «Бизнес-мастерская» предполагает закрепление практических умений и владений, полученных в результате освоения дисциплин ООП. Курс состоит из отдельных модулей в учебных планах всех направлений подготовки бакалавров ВГУЭС, не содержащих часов на аудиторные занятия. Работы по курсу выполняются в рамках часов на самостоятельную работу студентов под руководством и контролем преподавателей и руководителей «Бизнес-мастерских». Кроме того, модульный
учебный курс «Бизнес-мастерская» используется в системе контроля для определения уровня сформированности компетенций на определенных этапах обучения. К модулям курса «Бизнес-мастерская» относятся:
— дисциплина «Введение в профессию» (1-й курс);
— практики (учебная, производственная).
Главной задачей дисциплины «Введение
в профессию» является демонстрация особенностей профессии и профессиональной среды, установления взаимосвязи объектов, области и видов профессиональной деятельности.
Контроль компетенций как сформированных образовательных результатов осуществляется поэтапно. Для направлений подготовки бакалавров — в рамках модулей учебного курса «Бизнес-мастерская»: дисциплина «Профессиональный практикум» (2-й курс), курсовое проектирование (3 и 4-й курсы).
Для программ подготовки магистров — модули курса «Научно-исследовательская лаборатория».
Модульный курс «Научно-исследовательская лаборатория» магистров включает:
— научно-исследовательскую работу в семестрах;
— научно-исследовательскую и научно-педагогические практики;
— комплексное курсовое проектирование.
Контроль по итогам освоения ООП осуществляется на государственных экзаменах, защитах выпускных квалификационных работ или магистерских диссертаций.
500
Инструменты контроля знаний
Во ВГУЭС экзамены и зачеты по большинству дисциплин всех направлений подготовки проводятся в форме компьютерного тестирования с 2001 г. Для этого была разработана система интерактивного тестирования обучающихся (ИС СИТО), которая и сегодня является основным инструментом системы мониторинга качества подготовки обучающихся. ИС СИТО позволяет осуществлять «слежение» за уровнем предметных достижений обучаемых и их динамикой, сопоставлять результаты и определять эффективность работы по ликвидации выявленных недостатков. Текущий тестовый контроль знаний студентов проводится внутри семестра, в основном также с использованием СИТО. Кроме СИТО, во ВГУЭС активно используются технологии компьютерных тренажеров, предоставленные НИИ мониторинга качества образования (г. Йошкар-Ола).
Университет наращивает объем проводимых контрольных процедур, целиком основанных на применении информационных технологий. Данные на 1 июля 2012 г. по объему тестирования и количеству дисциплин (форма контроля — компьютерное тестирование) с использованием ИС СИТО за последние восемь лет приведены на рис. 2 и 3.
Начиная с 2006 г., ВГУЭС использует внешнюю оценку уровня качества подготовки своих студентов — Федеральный экзамен в сфере высшего профессионального образования
400 300 200 100 0
—•— -2005/06 уч. г. —■-2006/07 уч. г. —*—2007/08 уч. г. .....«.....2008/09 уч. г.
—ж- 2009/10 уч. г. —»—2010/11 уч. г. -1-2011/12 уч. г.
Рис. 2. Динамика количества дисциплин, определенных к тестированию
Кол-во чел/сеансов
Итого по осеннему семестру:
Итого по весеннему семестру:
Итого по году
□ 2005/06 уч. г. □ 2006/07 уч. г. □ 2007/08 уч. г. □ 2008/09 уч. г.
□ 2009/10 уч. г. □ 2010/11 уч. г. ■ 2011/12 уч. г.
Рис. 3. Объем тестирования
(ФЭПО), выходя на качественно новый уровень объективности, независимости контроля и опираясь на высокий авторитет оценивающей стороны. Кроме того, для ВГУЭС важна сама структура педагогических измерительных материалов. Модель педагогического измерителя ФЭПО по ФГОС представлена в трех взаимосвязанных блоках. Первый блок заданий проверяет степень владения студентом материалом дисциплины на уровне «знать». Задания второго блока оценивают степень владения материалом дисциплины на уровне «знать» и «уметь». Задания данного блока позволяют оценить не только знания по дисциплине, но и умения пользоваться ими при решении стандартных, типовых задач. Третий блок оценивает освоение дисциплины на уровне «знать», «уметь», «владеть». Он представлен case-заданиями, содержание которых предполагает применение комплекса умений, для того чтобы студент мог самостоятельно сконструировать способ решения, комбинируя известные ему способы и привлекая знания из разных дисциплин. Успешное решение студентами нестандартных практико-ориентированных заданий будет свидетельствовать о степени влияния процесса изучения дисциплины на формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС. В соответствии с предлагаемой ФЭПО моделью принято решение о модернизации сис-
темы интерактивного тестирования обучающихся (СИТО).
Прогностический контроль и профконсал-тинг как инструмент контроля компетенций. При
всей сложности задачи оценивания компетенций в мировой практике можно обнаружить методы и подходы, приближенные к новым требованиям и вполне пригодные для использования. Одним из таких методов является достаточно хорошо известный и распространенный метод про-фессиограмм. Разработка профессиограммы находится на стыке деятельности работодателей, психологов и преподавателей и имеет прямое отношение как к процессу овладения профессией, так и к системе оценивания результатов профессиональной подготовки. В этом контексте профессиограмма выступает как модель поэтапного профессионального развития, содержащая функциональный аспект, представленный ЗУВа-ми (знать-уметь-владеть-навыками), и психологический аспект, представленный профессионально значимыми личностными качествами. Каждая из составляющих может быть сформирована в результате разных видов учебной и практической деятельности и подвергнута процедуре аттестации и оценки посредствам разных форм контроля.
Внедрение методов, технологий оценки качества подготовки специалистов в практику ВГУ-ЭС позволило сочетать целевые ориентиры фе-
деральных стандартов образования и запросы рынка труда. Отличительной чертой выбранных методов является их высокая прогностичность, позволяющая с достаточной степенью достоверности ответить на вопросы: существует ли прямая связь между оценками качества подготовки выпускников вузов и критериями успешности их дальнейшей профессиональной деятельности, и позволяют ли получаемые в вузе оценки качества подготовки прогнозировать успехи в профессиональной деятельности. Разработка подобных методов, технологий оценивания и выделения объектов или процессов измерений требует отказа от многих стереотипов и введения ряда инноваций.
К контролирующим мероприятиям, стимулирующим осознанный выбор индивидуальной траектории обучения (дисциплины по выбору студентов и профиля подготовки), можно отнести прогностический контроль и профконсалтинг. Успех профессиональной деятельности во многом зависит от соответствия типа личности и типа профессиональной среды. Более высокая степень такого соответствия позволила бы студентам полнее раскрыть способности. Важным моментом в достижении профессиональной компетентности является своевременная диагностика индивидуальных личностных особенностей — профессионально важных качеств. Низкий уровень этих качеств ведет к изначальному несоответствию между требованиями определенного направления подготовки и возможностями студента, что в итоге приводит к некачественной профессиональной подготовке и бесперспективной будущей профессиональной деятельности.
Прогностический контроль и профконсал-тинг дают возможность:
— определить степень знакомства студентов с будущей профессией;
— выявить устойчивость интереса к выбранному направлению или профилю подготовки и уровень зрелости такого решения;
— определить степень соответствия личностного потенциала студентов профессиональной среде;
— предложить индивидуальную образовательную траекторию, позволяющую повысить качество подготовки.
Квалиметрическая система оценки. Обязательным компонентом системы оценки качества подготовки является квалиметрическая система оценки, которая должна предоставлять преподавателям кафедр инструментарий и описывать механизмы оценочных процедур. К инструмен-
там следует относить критерии, индикаторы, уровни усвоения, методы и технологии измерения общекультурных и профессиональных компетенций. С переходом на ФГОС и возникновением необходимости контроля компетенций в целом как сквозных, междисциплинарных образовательных результатов необходима не просто модернизация системы оценки, а создание качественно нового концептуального подхода и модели оценки качества подготовки.
Рейтинговая система успеваемости. Необходимо заметить, что в предлагаемой модели процесса контроля наиболее целесообразно для учета результатов текущего контроля использовать балльно-рейтинговую систему, позволяющую студенту проектировать собственный результат, самостоятельно и осознанно выбирать образовательные траектории внутри дисциплин и модулей, определять собственную степень успешности. Преподаватель же в этой системе имеет возможность регулировать активность студентов в выполнении различных видов заданий, направленных на осуществление текущего контроля за формированием отдельных составляющих компетенций (например, отдельных «общих умений»), назначая стимулирующую студентов «стоимость» заданий в баллах. В рамках системы оценки качества подготовки во ВГУЭС в течение последних 7 лет успешно действует бал-льно-рейтинговая система. Формирование итоговой оценки происходит через накопление баллов в течение всего семестра.
Управление системой контроля. Функционирование системы контроля качества подготовки ВГУЭС обеспечивается работой коллегиальных органов управления — учебно-методических комиссий институтов (УМК), учебно-методического совета университета (УМСО) [4].
Учебно-методические комиссии институтов (УМК) — выборные органы при ученых советах институтов, обеспечивающие качество учебно-методической работы кафедр на всех этапах, осуществляющие координацию и экспертизу создаваемых и используемых учебно-методических материалов, оценочных средств, нормативной документации, пропагандирующие современные активные методы и технологии обучения, содействующие их внедрению на местах. К работе комиссий могут привлекаться руководители кафедр и сотрудники учебно-методического управления для принятия и исполнения общеуниверситетских решений, укрепления управленческой вертикали, повышения исполнительской дисциплины. Отчеты председателей УМК институтов являются
основанием для принятия управленческих решений УМСО и Ученым советом университета.
Основные типы принимаемых решений УМК по результатам мониторинга формирования компетенций студентов:
— меры по стимулированию образовательной активности и мотивации студентов;
— анализ результатов контроля;
— корректировка программ и технологий обучения по итогам контрольных мероприятий.
УМСО создается как комиссия при Ученом совете университета, определяет политику в области качества, утверждает стандарты и нормативную документацию в области УМР, определяет приоритеты научно-методического и организационного обеспечения учебного процесса, имеет законодательную функцию и разрабатывает стратегию развития и направления деятельности университета в области реализации образовательного процесса.
Основные типы принимаемых решений УМСО по результатам анализа, представленного УМК институтов:
— утверждение структуры ООП вуза, структуры и содержание компетентностной модели выпускника по модели подготовки, компетент-ностных учебных планов;
— утверждение форм, методов и технологий контрольных мероприятий, структуры оценочных средств;
— формирование предложений по реализации практико-ориентированного обучения в университете;
— разработка и утверждение критериев, индикаторов, пороговых значений и т. п. системы оценки качества подготовки.
Следует заметить, что наличие того или иного коллегиального органа управления в вузе еще не говорит о наличии самого управления, т. к. зачастую такие органы недостаточно вовлечены в стратегическое, долгосрочное планирование, организацию и контроль качества учебного процесса, не имеют достаточных полномочий или выполняют не свойственные совету функции, например, берут на себя функции оперативного управления (планирования и контроля).
УМСО и УМК ВГУЭС фактически являются управляющим контуром в модели внутри-вузовской системы контроля качества учебного процесса (см. рис. 1). Работа этих коллегиальных органов управления основана на постоянном взаимодействии и заключается в непосредственном участии в определении политики в области управления образовательной деятельнос-
тью университета, определении приоритетов и стратегических целей и задач на краткосрочный и долгосрочный периоды на основе анализа текущей ситуации, установлении стандартов качества учебно-методической работы преподавателей и образовательных результатов студентов, экспертизе представляемых учебно-методических материалов и оценочных средств. Положения о коллегиальных органах управления — УМСО, УМК — утверждены Ученым советом университета и закреплены приказом ректора.
Перспективы развития системы контроля
Планируемое развитие системы контроля, с нашей точки зрения, должно идти сразу в нескольких направлениях:
— учет влияния на студента воспитательной работы (ФГОС ВПО предусмотрено развитие навыков командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерских качеств);
— создание системы оценки образовательных результатов, предусматривающей, согласно ФГОС по направлениям магистратуры, помимо индивидуальных оценок групповые и взаимооценки (не исключено распространение подобных механизмов оценки на ООП бакалавриата);
— использование средств контроля и самоконтроля информационных обучающих сред в рамках концепции E-learшng.
ФГОС ВПО ставит задачи не только образовательные, но и воспитательные. Поэтому при контроле и оценке результатов освоения студентом ООП встает проблема оценки его социально-личностного развития, которая пока не нашла отражения в действующей системе контроля. Так, в работе И. Н. Емельяновой поднимается вопрос о том, является ли основным в воспитании студента формирование определенных качеств личности? Автор отвечает на него, что, во-первых, сложно выделить те качества, которые следует отнести к наиболее желаемым в структуре личности студента, и, во-вторых, проблемой остается выбор единиц измерения соответствующих качеств. При этом дело осложняется еще и тем, что наряду с внешней (видимой) деятельностью каждая личность осуществляет скрытый внутренний процесс (внутреннюю деятельность) по самостроительству, который сложно поддается диагностике. В статье делается вывод о принципиальном значении для овладения необходимыми компетенциями не столько
самих качеств личности, сколько отношений, которые выстраивает личность со средой [2, с. 48]. И с этим нельзя не согласиться, т. к. воспитанность — показатель, проявляющий себя как отражение личностных качеств при взаимодействии со средой. На важность проведения мониторинга социальной компетентности студентов с целью совершенствования воспитательной среды вуза указывает также Е. Ю. Васильева [1, с. 25].
От себя мы хотели бы добавить, что существуют и другие проблемы, связанные с оценкой воздействия воспитательной работы вуза на формирование компетенций студентов. Социально-личностное развитие как результат учебно-воспитательной работы вуза находит отражение в формулировках общекультурных компетенций (табл. 2). И, следовательно, посредством построения компетентностной модели выпускника может быть соотнесено с различными дисциплинами, практиками, научной работой студента согласно учебному плану. Универсального метода контроля, системы критериев, пороговых значений, адекватных инструментов диагностики и технологий измерения сформированности личностных компетенций пока не предложено. Каждому вузу предстоит решать вопросы организации контроля и оценки самостоятельно.
Мы согласны с выводом Н. Ф. Ефремовой о том, что «требование измеримости в отношении компетенций как предмета контроля результатов обучения составляет на сегодняшний день наивысшую трудность, как в теоретическом, так и в практических планах...» [3]. Поэтому нам еще предстоит найти место для подобных измерений в существующей системе контроля, определиться с процедурами и формами контрольных ме-
роприятий, системой оценки, ориентированных на учебный процесс в вузе.
Разделы ФГОС, посвященные оценке качества освоения ООП, гласят, что при проектировании оценочных средств, в том числе, вузу необходимо предусматривать в системе контроля оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения. Это положение тесно связано с другим требованием ФГОС об обязательном использовании активных методов обучения. Перечисленные ниже средства контроля становятся в таком случае продолжением образовательных технологий и предусматривать групповые и взаимооценки:
— рецензирование студентами работ друг друга;
— оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ;
— экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей.
Организацию таких видов контроля предстоит еще описать.
Тенденция к более широкому использованию информационных технологий в учебном процессе диктует необходимость учета в современной системе контроля возможностей обучающих средств в рамках концепции E-learшng, которая позволяет студенту и преподавателю полностью использовать преимущества академических свободы и мобильности.
Формирование системы контроля образовательных результатов ВГУЭС осуществлялась в процессе широких обсуждений на кафедрах и в институтах, на сессиях стратегического планирования.
Таблица 2
Примеры формулировок общекультурных компетенций из ФГОС ВПО по направлениям бакалавриата
Общекулътурные компетенции ФГОС ВПО
...готов к ответственному и целеустремленному решению поставленных задач во взаимодействии с обществом, коллективом, партнерами;
...способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;
...способен к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию ;
...способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
...готов к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, с терпимостью относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям, способен к межкультурным коммуникациям в туристской индустрии;
...способен занимать активную гражданскую позицию;
...имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону
В течение последних лет по данной тематике проводились регулярные методические семинары и программы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, научно-исследовательская работа. Так, в 2005-2008 гг. по заданию Министерства образования и науки велись работы по научным проектам:
— «Создание Шетпе^репозиториев образовательных и научных ресурсов на базе Дальневосточного образовательного округа» (Департамент гос. политики в образовании МОН РФ, 2005);
— «Разработка системы управления качеством подготовки выпускников вузов к профессиональной деятельности на основе компетент-ностного подхода» (АВЦП РНП ВШ 2006-2008);
— «Разработка научных принципов и форм текущего и итогового контроля за формированием профессиональных компетенций студентов, усвоением ими отдельных дисциплин и модулей образовательно-профессиональной программы» (АВЦП РНП ВШ 2006-2008).
По итогам проектов были опубликованы ряд статей и две коллективные монографии «Компетенции в профессиональном образовании как предмет оценивания и контроля» и «1^егпе^ репозиторий образовательных ресурсов».
В данный момент ВГУЭС в рамках пятилетнего проекта «Разработка системы контроля за формированием компетенций студентов ООП ВПО на базе ФГОС» программы стратегического развития университета идет создание модели системы контроля ВГУЭС с учетом требований ФГОС, профессиональных стандартов, рынка труда. Ожидаемые результаты проекта:
— модель системы оценки и методика оценки качества подготовки с учетом требований ФГОС, профессиональных стандартов, рынка труда;
— совершенствование системы контроля за счет введения процедур и инструментов мониторинга профессиональных, общекультурных и результатов самостоятельной работы студентов;
— повышение соответствия компетенций выпускников требованиям ФГОС, профессиональных стандартов и рынка труда.
Выводы
Комплексный характер предлагаемой нами модели системы контроля предполагает достаточно высокую трудоемкость ее реализации. Отсюда следует, что ее практическое воплощение возможно только на серьезной технологической основе и при условии детальной разработки организационных механизмов. В рамках
данного подхода планируется модернизация ИС СИТО, которая предполагает автоматическое формирование теста, позволяющего оценить отдельные знания, умения и владения согласно КМВ по направлению, в отличие от традиционного способа формирования аттестационного теста по дисциплине.
Информационные технологии не просто помогают реализации комплексной системы контроля результатов обучения, но и существенным образом влияют на саму эту систему, качественно изменяя ее. По сути дела, информационные технологии позволяют перейти от контроля (процесс, использующий статистическую выборку, основанный на систематически проводимой выборочной проверке отклонений от соответствий) к мониторингу (форма организации исследований, обеспечивающая непрерывное поступление информации о том или ином объекте с целью оценки прошлого, настоящего и прогнозного будущего состояния объекта).
Поэтому модернизация имеющихся информационных систем и встраивание в корпоративную информационную среду инструментов E-learning, а также инструментария компьютерной диагностики личностного развития позволят придать системе контроля ВГУЭС завершенный характер и выйти на новый уровень оценивания образовательных результатов.
1. Васильева Е. Ю. Системный мониторинг качества образовательной среды вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2008. № 3(55). С. 24-34.
2. Емельянова И. Н. Воспитательная деятельность вуза: мифы и реальность // Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 5(69). С. 45-50.
3. Ефремова Н. Ф. «Формирование и оценивание компетенций в образовании» : монография. Ростов н/Д : Аркол. 2010. 386 с.
4. Кононова О. В., Ерыгина Л. В. Структура и институциональные формы управления процессом учебно-методической работы инновационного предпринимательского вуза // Вестн. СибГАУ. 2007. № 4 (17). С. 176-181.
5. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования : метод. реком. для руководителей и актива учеб.-метод. объединений вузов / под науч. ред. Н. А. Селезневой). 2-е изд., перераб. и доп. М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов ; Коорди-нац. совет УМО и НМС высш. шк., 2010. 90 с.
6. Садон Е. В., Кононова О. В., Олешкевич Н. А. Контроль за формированием профессиональных компетенций. Психолого-организационные формы // Вестн. СибГАУ. 2006. № 6. С. 9-26.