Научная статья на тему 'Реформа местного самоуправления в Московской области: правовое регулирование, информационно-коммуникационное сопровождение'

Реформа местного самоуправления в Московской области: правовое регулирование, информационно-коммуникационное сопровождение Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1491
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUNICIPAL EDUCATION / МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / THE MOSCOW REGION / ПРЕОБРАЗОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ / THE TRANSFORMATION OF MUNICIPALITIES / ГРАНИЦЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ / MUNICIPAL BOUNDARIES / ЗАКОН / LAW / НАСЕЛЕНИЕ / POPULATION / ИНФОРМАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / INFORMATION AND COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михальченкова Ирина Сергевна

В данной статье рассматриваются правовые вопросы территориальной организации местного самоуправления в Московской области. Автором сделан вывод о том, что территориальная организация местного самоуправления в Российской Федерации в целом, и в Московской области, в частности, недостаточно устойчива и поэтому до сих пор продолжаются поиски оптимальной ее структуры при использовании механизма информационно-коммуникационного сопровождения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформа местного самоуправления в Московской области: правовое регулирование, информационно-коммуникационное сопровождение»

РЕФОРМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Для цитирования: Михальченкова И.С. Реформа местного самоуправления в Московской области: правовое регулирование, информационно-коммуникационное сопровождение. // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 3. №1, 2018. С. 41-51.

Автор: МИХАЛЬЧЕНКОВА И.С.

МИХАЛЬЧЕНКОВА Ирина Сергеевна - магистрант кафедры общественных связей и медиаполитики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. Адрес: 119571, г. Москва, проспект Вернадского, д. 84. E-mail: irusyam@mail.ru.

Аннотация. В данной статье рассматриваются правовые вопросы территориальной организации местного самоуправления в Московской. Автором сделан вывод о том, что территориальная организация местного самоуправления в Российской Федерации в целом, и в Московской области, в частности, недостаточно устойчива и поэтому до сих пор продолжаются поиски оптимальной ее структуры при использовании механизма информационно-коммуникационного сопровождения.

Ключевые слова: муниципальное образование, Московская область, преобразование муниципальных образований, границы муниципальных образований, закон, население, информация, коммуникации.

Конституционное закрепление местного самоуправления в качестве основы конституционного строя Российской Федерации гарантирует его функционирование на всей территории государства, в том числе и на территории Московской области.

Статьей 131 Конституции Российской Федерации определено, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций10. Наряду с городскими, сельскими поселениями, в части возможности участия их в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами, статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации11 впервые было закреплено понятие муниципального образования, содержание которого раскрывалось в Федеральном законе от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской

10 Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

11 Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

Федерации». Так, согласно статье 1 указанного Федерального закона № 154-ФЗ, муниципальное образование - это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Однако, данный законодательный акт утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ с аналогичным названием - «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-Ф3).

Согласно статье 2 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальными образованиями являются городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, городские округа с внутригородским делением, внутригородские районы, внутригородские территории городов федерального значения, в границах которых осуществляется местное самоуправление. Анализ ее положений показывает, что данное определение не раскрывает сущность понятия муниципального образования, а закрепляет виды или типы муниципальных образований [Выдрин: 95; Костюков: 91]. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 20 тысяч муниципальных образований [Забелина: 49-57], в том числе в Московской области 227 муниципальных образований по состоянию на начало 2018 года. Вместе с тем, независимо от вида муниципального образования Московской области, каждое из них характеризуется следующими признаками:

- наличие территории местного самоуправления. Статус и границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами Московской области в соответствии с требованиями, предусмотренными федеральным законом. Никакие территории не могут быть исключены из сферы местного самоуправления, императивно закреплено в Уставе Московской области.

- наличие населения, проживающего на территории муниципального образования. В соответствии со статьей 67 Устава Московской области население, проживающее на территории муниципального образования, объединенное общими интересами в решении вопросов местного значения, образует местное сообщество. Численность жителей муниципальных образований существенным образом влияет на статус муниципального образования и формы осуществления населением своего права на местное самоуправление. Понятие населенной территории не следует путать с понятием селитебной территории - территории, занятой строениями, предназначенными для жилья. Смешению этих понятий способствует довольно часто употребляемый термин «заселенная территория», который в одних случаях используется как синоним населенной, а в других - селитебной территории [Гильченко, Замотаев...: 75-76].

- наличие выборных и иных органов местного самоуправления. В муниципальных образованиях Московской области насчитывается более трех тысяч депутатов Советов депутатов, более двухсот глав муниципальных образований. Законом Московской области Московской области от 31.03.2005 № 98/2005-03 «О наименованиях органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области» определены наименования

органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов,

" 12

городских и сельских поселений12.

- вопросы местного значения. Они установлены Федеральным законом № 131-ФЗ для каждого вида муниципального образования. На основании законов субъектов РФ возможно перераспределение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления по их решению. Так, например, в Московской области принят областной закон от 26.12.2017 № 241/2017-03 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области».

- наличие муниципальной собственности - имущества, которое находится или может находиться в собственности муниципального образования. Прежде всего, это имущество является целевым и используется в целях удовлетворения потребностей населения муниципального образования, для решения вопросов местного значения и иных вопросов, отнесенных к таковым, и которые должны решаться органами местного самоуправления.

- имеется местный бюджет. В соответствии со статьей 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации13 бюджет муниципального образования - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.

- наличие устава муниципального образования. Устав муниципального образования, являясь муниципальным правовым актом, своего рода «конституцией муниципального образования» принимается в особом порядке и подлежит обязательной государственной регистрации. Особый порядок принятия обусловлен необходимостью обсуждения проекта данного муниципального нормативного правового акта на публичных слушаниях с участием муниципальных депутатов, жителей муниципального образования, представителей общественных организаций, других юридических лиц независимо от формы их собственности.

- наличие символики муниципального образования. Муниципальная символика включает в себя флаг и герб муниципального образования, отражающие исторические и иные традиции развития данной территории14.

12 Закон Московской области от 31.03.2005 № 98/2005-О3 (в ред. от 01.11.2017) «О наименованиях органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области»

13 Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

14 Закон Московской области от 26.09.2006 № 154/2006ЮЗ (в ред. от 08.05.2015) «О символике в Московской области и муниципальных образованиях Московской области»

Федеральный закон № 131-ФЗ закрепляет единые требования к территориям местного самоуправления, в том числе и для установления и изменения границ различных видов муниципальных образований, а также особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях [Алебастрова, Исаев.]. Среди них выделяются закрытые административно-территориальные образования - ЗАТО, приграничные территории, наукограды, инновационный центр "Сколково" и другие территории [Соловьев: 57]. Так, на территории Московской области зарегистрированы 53 городских округа, 15 муниципальных районов и более 150 городских и сельских поселений. Из них, например, ЗАТО являются городские округа Молодежный, Власиха, Звездный Городок. На территории Московской области восемь муниципальных образований, которым присвоен статус наукограда Российской Федерации (всего по Российской Федерации - 13 наукоградов): городские округа Дубна, Реутов, Жуковский, Фрязино, Королев, Протвино, Пущино, Черноголовка15.

Начиная с 2013 года, в России вновь ведется активный поиск новых форм организации местного самоуправления, обновляется законодательство. Уже тогда, в 2003 году, при принятии федерального закона №131-ФЗ, о котором говорилось выше, эксперты высказывали сомнения в его эффективности, так как экономическая основа местного самоуправления была неустойчивой. И полномочия, возложенные на органы местного самоуправления, зачастую не обеспечивались материально. Второй проблемой сразу же виделось расширение бюрократического аппарата.

Весной 2012 года экспертами был подготовлен итоговый доклад для Всероссийского совета местного самоуправления. Отмечалось, что «ни в 1995, ни в 2005 годах при осуществлении муниципального деления субъекты Российской Федерации не ставили перед собой столь глобальной задачи, как создание оптимальной системы муниципальных образований. Это делалось в весьма сжатые сроки и на основе сложившейся еще в советское время системы административно-территориального деления. Какого-либо научно-обоснованного проектирования муниципального деления, с привлечением соответствующих специалистов, не осуществлялось. В результате оказались неучтенными не только перспективные тенденции, такие как растущая неравномерность населения и усиливающаяся урбанизация, но и многие текущие факторы, включая ресурсную обеспеченность территорий и способность их к самостоятельному существованию. В итоге, действительно, было создано множество недееспособных муниципальных образований.

В определенной мере это спровоцировал и федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ, который положил в основу муниципально-территориального деления географические (пешеходная, транспортная доступность, текущие и перспективные границы населенных пунктов), а не

15 Постановление Правительства Московской области от 25.10.2016 № 788/39 (ред. от 26.09.2017) «Об утверждении государственной программы Московской области «Предпринимательство Подмосковья» на 20172021 годы»

экономические (наличие финансов и имущества, достаточного для оказания муниципальных услуг) или организационные (работоспособность системы управления, прежде всего - дееспособность органов местного самоуправления) факторы».16 Двухуровневая система местного самоуправления стала тормозом в его дальнейшем развитии. Из 178 сельских поселений в Московской области 100 являются дотационными.

Рассматривая муниципальное управление в формате «район +поселения», можно сделать вывод о том, что большинство поселений так и не смогли стать инструментом развития: всю работу по жизнеобеспечению территорий, в основном, выполняли районные и региональные администрации [Гацко: 6].

Начавшиеся в стране и в Московской области преобразования ставят своей целью вернуть местному самоуправлению его высокую значимость и его историческое место. Здесь, как никогда, большое значение имеет качество информационно-коммуникационного сопровождения административной реформы.

Наиболее эффективной формой местного самоуправления в противовес муниципальному району считается городской округ: она позволяет мобилизовать кадровые и административные ресурсы, сократить сроки выработки управленческих решений и обеспечить оперативность реагирования органов власти на обращение жителей.

Преобразование муниципальных районов в городские округа началось в Московской области в 2014 году, войдя в активную фазу в 2015-2016 годах.

Согласно 131-му федеральному закону процедура преобразования муниципального района в городской округ состоит из нескольких этапов:

- формирование инициативы о преобразовании (её «авторами» могут быть жители, глава или Совет депутатов муниципального образования);

- Советы депутатов всех поселений рассматривают и решают вопрос о согласии на объединение территорий, назначают дату публичных слушаний;

- организация во всех поселениях публичных слушаний (результаты носят рекомендательный характер);

- районный Совет депутатов принимает решение о выходе с законодательной инициативой в Московскую областную думу о преобразовании территорий поселений муниципального района.

Итогом данной инициативы является принятие соответствующего закона Московской области об объединении городских и сельских поселений в одно и наделение его статусом городского округа.

К примеру, Законом Московской области от 06.04.2017 № 36/2017-ОЗ «О преобразовании городского округа Коломна, городского поселения Пески Коломенского муниципального района, сельского поселения Акатьевское Коломенского муниципального района, сельского поселения Биорковское

16 Итоговый документ IV Съезда Общероссийской общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления» [Электронный ресурс]. URL: http://www.vsmsinfo.ru/sobytiya-vstrechi-i-konferentsii/88-iv-s-ezd-vserossijskogo-soveta-mestnog-o-samoupravleniya (дата обращения 20.01.2018)

Коломенского муниципального района, сельского поселения Заруденское Коломенского муниципального района, сельского поселения Непецинское Коломенского муниципального района, сельского поселения Пестриковское Коломенского муниципального района, сельского поселения Проводниковское Коломенского муниципального района, сельского поселения Радужное Коломенского муниципального района и сельского поселения Хорошовское Коломенского муниципального района, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования» был образован Коломенский городской округ.

На основании Закона Московской области от 06.12.2017 № 211/2017-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Орехово-Зуевского муниципального района» были объединены территории городского поселения Дрезна, городского поселения Куровское, городского поселения Ликино-Дулево, сельского поселения Белавинское, сельского поселения Горское, сельского поселения Давыдовское, сельского поселения Дороховское, сельского поселения Ильинское, сельского поселения Новинское, сельского поселения Соболевское без изменения границ Орехово-Зуевского муниципального района. Городское поселение, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории Орехово-Зуевского муниципального района, Ликино-Дулево и было наделено статусом городского округа.

Законом Московской области от 06.07.2017 № 109/2017-ОЗ «Об объединении сельского поселения Верейское, сельского поселения Демиховское и сельского поселения Малодубенское Орехово-Зуевского муниципального района с городским округом Орехово-Зуево и внесении изменений в Закон Московской области «О статусе и границе городского округа Орехово-Зуево» и Закон Московской области «О статусе и границах Орехово-Зуевского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований» в соответствии с частью 3.1 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ были объединены сельское поселение Верейское, сельское поселение Демиховское и сельское поселение Малодубенское Орехово-Зуевского муниципального района с городским округом Орехово-Зуево с 1 января 2018 года.

Также в Московской области имеется практика преобразования нескольких городских округов. Например, Законом Московской области от 21.05.2014 № 53/2014-ОЗ «О преобразовании городского округа Королев и городского округа Юбилейный, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования» был образован городской округ Королев.

Одновременно с законами Московской области по изменению границ муниципальных образований принимаются и законы Московской области об отнесении административного центра вновь образованного городского округа к

городу областного подчинения17. Учитывая, что административно-территориальное устройство Московской области не тождественно территориальной организации местного самоуправления, изменение статуса муниципального района влечет изменения и соответствующего административно-территориального законодательства.

Важной вехой муниципального развития Российской Федерации является законоположение, предусмотренное Федеральным законом от 03.04.2017 № 62-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», касающееся изменения содержания понятия «городской округ». С инициативой данного изменения выступила Московская область, поскольку именно здесь начала формироваться правоприменительная практика, обусловленная выражением мнения муниципальных депутатов городского поселения Верея и городского поселения Апрелевка по вопросу объединения городских и сельских поселений с целью преобразования Наро-Фоминского муниципального района в Наро-Фоминский городской округ с центром в городе Наро-Фоминске при условии, что города Апрелевка и Верея сохранят свой статус городов, утратив статус муниципальных образований. Ведь в условиях нормы Федерального закона № 131-ФЗ до принятия изменений в апреле 2017 года реализация такой инициативы противоречила бы федеральному законодательству.18 Примером тому является образование городского округа Балашиха, когда при объединении городских округов Балашиха и Железнодорожный, последний утрачивал и статус городского округа, и статус города. В настоящее время Железнодорожный является микрорайоном города Балашиха19. Аналогичная ситуация сложилась и в случае объединения городских округов Подольск и Климовск, когда с утратой статуса муниципального образования, Климовск утратил и статус города20. Поэтому, для того, чтобы населенный пункт в результате изменения вида муниципального образования, сохранял свой градостроительный статус, была предложена законодательная инициатива в части уточнения, что городской округ - это не один город или поселок, а один или несколько объединенных

17 См, например, Закон Московской области от 22.12.2017 № 225/2017-ОЗ «Об отнесении города Ликино-Дулево Орехово-Зуевского района Московской области к категории города областного подчинения Московской области, упразднении Орехово-Зуевского района Московской области и внесении изменений в Закон Московской области «Об административно-территориальном устройстве Московской области» // http://www.mosreg.ru, 26.12.2017.

18 В ред. Федерального закона №9 1Э1-ФЗ до принятия Федерального закона № 62-ФЗ городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

19 Закон Московской области № 208/2014-ОЗ «О преобразовании городского округа Балашиха и городского округа Железнодорожный, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования.

20 Закон Московской области от 22.05.2015 № 81/2015-ОЗ (в ред. от 18.07.2017) «О преобразовании городского округа Подольск, городского округа Климовск, городского поселения Львовский Подольского муниципального района, сельского поселения Дубровицкое Подольского муниципального района, сельского поселения Лаговское Подольского муниципального района и сельского поселения Стрелковское Подольского муниципального района, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования»

общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Надо ли говорить, что каждый из этапов процедуры преобразования требует продуманного информационно-коммуникационного обеспечения для установления конструктивной обратной связи.

Для этого органам власти необходимо иметь желание донести до общества в доступной ему форме приоритеты и объективные обстоятельства при принятии управленческих и политических решений; они должны обладать умением распознавать реакцию общества; иметь способность корректировать цели и работу с учётом содержания обратной связи и возможных соответствующих изменений. В этом контексте рассмотрим ход преобразований в Наро-Фоминском муниципальном районе.

Путь от формирования инициативы о преобразовании до решения Совета депутатов района о выходе с законодательной инициативой в Московскую областную думу о преобразовании территорий поселений муниципального района занял всего три месяца. 16 октября 2016 года Совет депутатов г.п. Наро-Фоминск выступает с этой инициативой, 17 января 2017 года Совет депутатов Наро-Фоминского муниципального района принимает решение о выходе с законодательной инициативой в Мособлдуму.

Примечательно, что принятие «инициативного» решения депутатами г.п. Наро-Фоминск прошло без предварительной информационной подготовки. Хотя в Московской области уже был наработан опыт преобразований муниципальных районов в городские округа с устоявшимися ожидаемыми результатами эффективности, даже он не был обобщён в «наглядных пособиях». Не говоря о том, что в первую очередь требовались цифры по территории Наро-Фоминского района.

Крайне важным вопросом в Наро-Фоминском районе было сохранение статуса городов Верея и Апрелевка. В городском округе они становились просто микрорайонами, чего не могла допустить общественность. Это можно было предвидеть, чтобы снять излишнее напряжение среди жителей. Но заранее этот вопрос не был проработан, решался уже после серьёзного возмущения жителей.

Программы отношений со СМИ в период преобразования верстались в спешном порядке. Спецвыпуски общественно-политической газеты «Основа», материалы в других местных газетах, передачи на Наро-Фоминском телеканале носили общий характер «всё будет лучше», порождая дополнительно массу конкретных вопросов, как и агитационные ролики, демонстрируемые в начале публичных слушаний.

Можно предположить, что депутаты г.п.Наро-Фоминск видели выход в отношение своего поселения (и особенно самого города), которое в ходе

прежних преобразований перешло практически под управление районной администрации, чья деятельность казалась депутатам неэффективной. Им хватило информации общего характера. Также спокойно приняли инициативу и жители поселения, выразив поддержку на публичных слушаниях.

Относительно спокойно присоединились к инициативе в сельских поселениях Волченковское, Ташировское, Атепцевское.

В городских поселениях Верея, Апрелевка, Селятино, Калининец, сельском поселении Веселёвское предполагаемое преобразование вызвало активное сопротивление. На многолюдных публичных слушаниях жители требовали расширенной информации: конкретные цифры и факты относительно предполагаемых улучшений на их территории. А их или не было, или в лучшем случае выяснялись по ходу слушаний. Выступления лидеров общественного мнения в поддержку «наро-фоминской инициативы» не могли переломить ситуацию. В Селятине, поселении с самым значительным профицитом бюджета, шли митинги против преобразования.

Эффективность информационно-коммуникационного механизма проявилась лишь в отношение депутатов: их консультировали представители Главного управления по территориальной политике Московской области, их приглашали на совещания в правительство. Получив исчерпывающую информацию, депутаты всех поселений на своих заседаниях проголосовали за преобразование района. Следом состоялось решение Совета депутатов Наро-Фоминского района о выходе с соответствующей законодательной инициативой в Московскую областную думу. 24 мая 2017 года был принят Закон Московской области № 77/2017-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Наро-Фоминского муниципального района».

Можно сказать, что при проведении реформы на территории Наро-Фоминского муниципального района в ущерб информационно-коммуникационному процессу применялся административный ресурс.

В сентябре 2017 года прошли выборы в Совет депутатов Наро-Фоминского городского округа, в октябре на конкурсной основе депутаты избрали главу округа. К концу 2017 года завершились все организационные мероприятия по преобразованию Наро-Фоминского муниципального района в Наро-Фоминский городской округ.

Но остаётся открытым вопрос информационно-коммуникационного сопровождения: в местных средствах массовой информации нет аналитических и других материалов в подтверждение сделанного выбора. А эта функция («распространение знаний») является важнейшей функцией реформы, формирующей её имидж.

За период с 2015 года в Российской Федерации было принято 267 актов по вопросам территориальной организации местного самоуправления, в том числе 27 актов об изменении границ муниципальных образований21. В Московской области за истекший период принято более 20 областных законов,

21 Местное право. 2016. № 2. С. 17.

регламентирующих изменения территориальных основ муниципальной власти. Можно предположить, что связано это, в первую очередь с тем, что территориальная организация местного самоуправления в Российской Федерации в целом, и в Московской области, в частности, недостаточно устойчива и поэтому до сих пор продолжаются поиски оптимальной ее структуры.

Возможно, что реформа местного самоуправления вскоре выйдет на новый виток в поисках рационального и эффективного в его организации. Тем более, что анализ опыта субъектов Российской Федерации, в которых не первый год идёт процесс создания городских округов на основе муниципальных районов, показывает, что достигнуть сколько-нибудь значимого эффекта от преобразования удается лишь отдельным муниципальным образованиям. При этом обращается внимание на недостаточную законодательную урегулированность таких преобразований. 22

Источники

Выдрин И.В. (2012). Муниципальное право России. Москва. С. 95.

Костюков А.Н. (2012). Российская муниципально-правовая политика. Москва. С. 91.

Соловьев С.Г. (2013). Муниципальное право России. Москва. С. 57.

Забелина Е.П. (2016). Процессуальное обеспечение изменения границ муниципальных образований // Местное право. № 4. С. 49-57.

Гильченко Л.В., Замотаев А.А., Пашенцев В.В. (2000). Федеральные правовые акты о местном самоуправлении. Москва. С. 75-76.

Алебастрова И.А., Исаев И.А., Нарутто С.В., Шугрина Е.С. и др. (2013). Территория в публичном праве. Москва. 320 с.

Гацко М.Ф. (2015). «Реформирование местного самоуправления в Московской области»: учебное пособие. Ногинск. С. 6.

22 Экспертное заключение по особенностям создания городских округов на основе муниципальных районов [Электронный ресурс]. URL: http://131fz.ranepa.ru/uploads/files/2017/07/Expert status urban region-municipal raioapdf (дата обращения: 08.01.2018)

LOCAL SELF-GOVERNMENT REFORM IN MOSCOW REGION: LEGAL REGULATION, INFORMATION AND COMMUNICATION SUPPORT

For citation: Mikhalchenkova I.S. Local Self-government Reform in Moscow Region: Legal Regulation and Communicational Support. In: Communicology: The Online Scientific Journal. Vol. 3. No.1. 2018. P. 41-51.

Author: MIKHALCHENKOVA I.S.

MIKHALCHENKOVA Irina S., graduate student of Department of Public Relations and Media Policy, Institute of Public Administration and Civil Service of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Address: 119571, Moscow, Vernadsky av., 84. E-mail: irusyam@mail .ru.

Abstract. This article discusses the legal issues of territorial organization of local government in Moscow region. The author concludes that the territorial organization of local self-government in the Russian Federation in general and in Moscow region in particular, is not stable enough and therefore still continues the search for its optimal structure using the mechanism of information and communication support.

Keywords: municipal education, the Moscow region, the transformation of municipalities, municipal boundaries, law, population, information and communications.

References

Vydrin I.V. (2012). Municipal Law. Moscow. P. 95. (In Rus).

Kostyukov A.N. (2012). Russian Municipal Legal Policy. Moscow. P. 91. (In

Rus).

Solovyov S.G. (2013). Municipal Law. Moscow. P. 57. (In Rus). Zabelina E.P. (2016). Procedural Maintenance of Municipal Entities Border Change. In: Local law. No 4. P. 49-57. (In Rus).

Gilchenko L.V., Zamotayev A.A., Pashentsev V.V. (2000). Federal Legal Acts on Local Self-government. Moscow. P. 75-76. (In Rus).

Alabastrova I.A., Isaev I.A., Narutto S.V., Shugrina E.S. and others (2013). Territory in Public Law. Moscow. 320 P. (In Rus).

Gatsko M.F. (2015). Local self-government Reform in the Moscow Region: Textbook. Noginsk. P. 6. (In Rus).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.