Научная статья на тему 'Реформа финансовой системы Японии'

Реформа финансовой системы Японии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1064
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хузиятов Т. Д.

Japan is going to change its inert financial system and make it flexible, competitive and thus more attractive for users. It will have its own Big Bang and will be freed from heavy regulations and segmentation. Reforms In general will take four years, and the new financial market must be free, open and global. But deregulation carries problems and risksand several fundamental laws must be changed to make reforms effective. If it works, the Japanese economy will emerge much more competitive than ever. However, reforms will have lots of hurdles and thus may be unfinished.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORMS OF JAPAN'S FINANCIAL SYSTEM

Japan is going to change its inert financial system and make it flexible, competitive and thus more attractive for users. It will have its own Big Bang and will be freed from heavy regulations and segmentation. Reforms In general will take four years, and the new financial market must be free, open and global. But deregulation carries problems and risksand several fundamental laws must be changed to make reforms effective. If it works, the Japanese economy will emerge much more competitive than ever. However, reforms will have lots of hurdles and thus may be unfinished.

Текст научной работы на тему «Реформа финансовой системы Японии»

Т. Д. ХУЗИЯТОВ,

кандидат экономических наук, ДВГУ

РЕФОРМА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ЯПОНИИ

Премьер-министр Японии Рютаро Хасимото выступил с инициативой проведения ряда серьезных реформ, затрагивающих самые разные сферы общественной жизни страны — экономику, образование, административное управление и др. В ряду планируемых реформ важнейшее место, безусловно, принадлежит реконструкции финансовой системы. Размах финансовой реформы таков, что в средствах массовой информации она уже получила название японского варианта Big Bang (по аналогии с финансовой реформой в Великобритании, проведенной несколько лет назад). Следует подчеркнуть, что если реформа в Японии будет осуществлена, то по масштабам она значительно превзойдет то, что было сделано британскими реформаторами. Цель ее — возрождение финансового рынка и восстановление конкурентоспособности японских финансовых институтов, утерянной в связи с возникновением проблемы безнадежных долгов в результате краха «дутой экономики». Одновременно значительное ослабление административного регулирования деятельности банков, страховых и инвестиционных компаний должно привести к обострению конкуренции между ними и созданию более благоприятных условий для пользователей финансовых услуг.

Конкретное содержание и порядок осуществления реформы еще не утверждены окончательно, однако такие авторитетные органы, как Совет по операциям с ценными бумагами, Совет по страхованию и Общество по изучению финансовой системы обратились к министру финансов со следующими предложениями. Реформа финансовой системы должна основываться на «трех китах»: свобода (свободный рынок, работающий на рыночных принципах), справедливость (прозрачный, заслуживающий доверия рынок), глобальность (глобальный рынок, идущий в ногу со временем).

Общая картина финансовой реформы включает в себя:

1) либерализацию установления комиссионных по операциям с ценными бумагами (либерализовать с апреля 1998 г. установление комиссионных по трастовым операциям с акциями, если объем сделки превышает 50 млн. иен, а до конца 1999 г. полностью либерализо-

вать комиссионные; для сравнения отметим, что в настоящее время свободно устанавливаются лишь комиссионные по сделкам с акциями на сумму, превышающую 1 млрд. иен);

2) отмену системы лицензий для компаний по операциям с цен ными бумагами (отменить лицензионную систему в 1998 финансо вом году и перейти к регистрационной системе; для операций по размещению выпуска акций и некоторых других ввести систему ут верждения);

3) снятие ограничений на операции дочерних компаний, дей ствующих в отличных от родительской компании сферах (отменить в течение последнего квартала 1999 финансового года ограничения на операции дочерних траст-компаний и дочерних компаний по опера циям с ценными бумагами, в соответствии с которыми банковским дочерним компаниям по операциям с ценными бумагами не разре шается посредничество в сделках с акциями; до 2001 г. распростра нить это положение на страховые компании и другие финансовые институты);

4) снятие запрета на финансовые холдинговые компании (снять в 1998 финансовом году запрет на финансовые холдинги, создавае мые банками, страховыми компаниями и компаниями по операциям

с ценными бумагами через образование дочерних компании в иных отраслях путем владения их акциями);

5) отмену запретов на рэп-счета и сводные счета сделок с цен ными бумагами (отменить в 1997 финансовом году запреты на рэп-счета, с которых инвесторы, доверяя свои финансовые средства в совместное управление компании по операциям с ценными бумага ми и инвестиционной консалтинговой компании, оплачивают комис сионные в соответствии с остатком на счете, а также на сводные счета сделок с ценными бумагами, которые представляют собой сче та купли-продажи акций с функциями расчетного счета, например, для оплаты коммунальных платежей);

6) усиление ответственности (учитывая ущерб, нанесенный до верию инвесторов и вкладчиков делом об оплате «сокайя» (1) компа нией «Номура» и банком «Дайити кангё», следует усилить ответствен ность финансовых институтов за нечистоплотность);

7) изменение системы налогообложения операций с ценными бумагами (обсудить возможность отмены налога на операции с цен ными бумагами и налога на фондовую биржу, которые повышают издержки сделок и могут стать одной из причин размывания токийс кого фондового рынка); а также полную отмену запрета на сделки типа фьючерс, своп, опцион, осуществляемые неконтролируемыми трейлерами финансовых институтов (1998 фин. год), и отмену запре та на выпуск банками облигаций (1999 фин. год) и др. (2).

Как изменится финансовый рынок в результате осуществления реформы? Ясно, что появятся возможности осуществления новых

операций, но одновременно исчезнут некоторые обеспеченные государственным регулированием права. Если в 1999 г. будет

осуществлена полная либерализация порядка установления комиссионных, то для малых и средних компании по операциям с ценными бумагами могут наступить тяжелые времена. Дело в том, что их доходы на 60— 70% зависят именно от комиссионных, а их уровень из-за либерализации наверняка снизится. В частности, уже в феврале

1997 г. средняя по размерам компания «Мацуи сёкэн» снизила

комиссионные по внебиржевым сделкам с акциями вдвое. Сходным

образом поступили многие мелкие компании и компании с участием иностранного капитала. Столь значительное снижение комиссионных получило в Японии название «Мацуи-но хоумран» (по аналогии с результативными ударами популярного бейсболиста Мацуи) (3).

Неясно, в какой мере могут стать источниками дохода рэп-счета (таково мнение многих руководителей малых фирм). Конечно, в новых условиях придется искать свою нишу на рынке, делая акцент на каком-либо специфическом продукте, например на операциях с акциями азиатских компаний или внебиржевых операциях и др. Как образно выразился президент небольшой компании по операциям с ценными бумагами, «было доброе время, когда мы просто неслись в общем потоке по скоростной дороге, а теперь нужно участвовать в гонках по пустыне, без дорог; положение очень трудное»(4). Такие пессимистические настроения усиливаются и в связи с тем, что после краха «дутой экономики» финансовый рынок до сих пор находится в вялом состоянии, от чего в большей мере страдают малые фирмы. По некоторым прогнозам, в ближайшие годы число членов Ассоциации компаний по операциям с ценными бумагами, которых в настоящее время около 230, сократится на одну треть (5).

В то же время вряд ли произойдет такое усиление монополизации, которое будет серьезным препятствием свободной конкуренции. Скорее всего, предприниматели, пользуясь правом выбора, будут и/жать свою специфическую нишу, а не стремиться оказывать весь комплекс финансовых услуг.

Слабо затронута реформой сфера государственных финансов. Смягчение государственного регулирования не означает, безусловно, ликвидации ограничений и контроля. Каким будет контроль, если, с одной стороны, нужно избавиться от администрирования, а с другой — обеспечить справедливость и прозрачность финансовых операций? Пока на этот вопрос ответа нет.

Финансовая реформа предусматривает повышение самостоятельности Японского банка и ослабление опеки со стороны министерства финансов. Безусловно, в рамках парламентской демократии о полной независимости центрального банка не может быть и речи, однако важно, чтобы руководящий орган Японского банка

Политсовет — отражал мнение не только бюрократии. Во многом это зависит от состава Политсовета.

Для того чтобы реформа состоялась, необходимы серьезные изменения в законодательстве. По сути дела, нужно полностью менять закон о ценных бумагах (вряд ли это реально в настоящее время, и речь, скорее, пойдет о частичных изменениях). Более того, в идеальном варианте реформа финансовой системы должна начаться с изменений в основных законах (например, закон о финансовых услугах), а затем уже имеет смысл переходить к изменениям в относительно «малых» законах, какими являются законы о банках и операциях с ценными бумагами. В нынешних условиях такой порядок практически неосуществим, поэтому реформа, скорее всего, будет носить противоречивый характер, а ее осуществление будет сталкиваться со многими внутренними препятствиями.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. «Сокайя» — держатели небольших пакетов акций, оказывающие давление на руководство компании угрозами повести собрание в нежелательном для руковод ства направлении, или же, наоборот, по сговору с руководством компания обеспечи вает необходимый «порядок» на собрании; как правило, связаны с преступными груп пировками. В последнее время известны связи «сокайя» и руководства «Номура сёкэн» и ряда других компаний и банков..

2. «Сэкай сюхо», 1997, 15 июля. С. 56—57.

3. «Бунгэй сюндзю», 1997, ноябрь. С. 178.

4. «Сэкай сюхо», 1997, 15 июля. С. 57.

5. Статья уже была в печати, когда пришло сообщение о банкротстве «Ямаити сёкэн», четвертой по величине компании по операциям с ценными бумагами.

Tagir D. Khuziyatov

REFORMS OF JAPAN'S FINANCIAL SYSTEM

Japan is going to change its inert financial system and make it flexible, competitive and thus more attractive for users. It will have its own Big Bang and will be freed from heavy regulations and segmentation. Reforms In general will take four years, and the new financial market must be free, open and global. But deregulation carries problems and risksand several fundamental laws must be changed to make reforms effective. If it works, the Japanese economy will emerge much more competitive than ever. However, reforms will have lots of hurdles and thus may be unfinished.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.