Научная статья на тему 'Реформа бюджетных расходов как фактор экономического роста'

Реформа бюджетных расходов как фактор экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бюджетные расходы / бюджетная политика / инновационное развитие / экономический рост. / budget expenditures / budget policy / innovative development / economic growth.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н. А. Рябоконь, А. А. Бурдова

В статье авторы рассматривают реформирование бюджетных расходов, ключевые статьи расходов федерального бюджета, их влияние на основные макроэкономические показатели, а также определение объема расходов федерального бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORM OF BUDGET EXPENDITURES AS A FACTOR OF ECONOMIC GROWTH

In the article the authors of the study consider the reform of budget expenditures, key items of Federal budget expenditures, their impact on these macroeconomic indicators, as well as the determination of the volume of Federal budget expenditures.

Текст научной работы на тему «Реформа бюджетных расходов как фактор экономического роста»

РЕФОРМА БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Н.А. Рябоконь, канд. экон. наук, доцент А.А. Бурдова, студент

Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университет в г. Шахты (Россия, г. Шахты)

DO110.24411/2411 -0450-2018-10091

Аннотация. В статье авторы рассматривают реформирование бюджетных расходов, ключевые статьи расходов федерального бюджета, их влияние на основные макроэкономические показатели, а также определение объема расходов федерального бюджета.

Ключевые слова: бюджетные расходы, бюджетная политика, инновационное развитие, экономический рост.

В современных условиях обеспечение сбалансированности бюджет любого государства зависит от оптимального соотношения бюджетных доходов и расходов при осуществлении экономической политики. Бюджетная политика играет крайне важную роль в процессе обеспечение высокого и устойчивого экономического роста, который зависит существующего уровня инфляции, курса национальной валюты, общей финансовой устойчивости. Значительное влияние на данные макроэкономических показателей оказывает уровень бюджетных расходов - на национальную экономику, социальные программы, улучшение инвестиционного климата. Поэтому именно политика формирования бюджетных расходов, основанная на развитии инфраструктуры общенационального и межрегионального значения и стимулировании развития высокотехнологичных отраслей должна содействовать прогрессивным структурным сдвигам в экономике.

Каждое из направлений расходования бюджетных средств оценивается с точки зрения влияния их структуры на экономическое развитие. Для поддержания совокупного потребительского спроса и инвестиционной активности малого и среднего бизнеса политика государственных расходов должна быть нацелена в первую очередь на: улучшение условий жизни населения и обеспечение занятости, повышение качества государственных услуг, социальную модернизацию, региональное развитие. Важно учитывать не только общие объемы, но и структуру расходов федерального бюджета. В период с 2013 по 2017 год наблюдалась тенденция роста расходной части бюджета. В разрезе функциональных направлений бюджетных ассигнований за 2017 год основные статьи расходов включали развитие социальной сферы, поддержание национальной обороны и безопасности, общегосударственные вопросы (табл. 1):

Таблица 1. Расходы федерального бюджета 2013-2017 годы, млрд. руб. [По данным Минфина РФ]

Показатель/Год 2013 2014 2015 2016 2017 2017 в % к 2013

Всего 13342,9 14830,6 15486,4 16098,7 16181,2 121,3

Социальная политика 3833,1 3452,4 4185,1 4450,0 5080,1 132,5

Национальная оборона 2193,6 3062,9 3119,6 3145,1 2840,1 129,5

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2061,6 2479,1 1997,9 2024,1 1968,2 95,5

Национальная экономика 1849,3 2086,2 2273,8 2565,7 2292,1 123,9

Общегосударственные вопросы 850,7 934,7 1109,6 1146,0 1169,3 137,5

Прочие расходы 2644,6 2815,3 2800,4 2767,8 2831,4 107,1

Новым инструментом государственной поддержки организаций, участвующих в программе импортозамещения, стал созданный в 2014 году Фонд развития промышленности. В течение 2014-2016 годов в Фонд поступило 604 проекта. В настоящее время для оказания поддержки одобрено 70 проектов. Это позволит привлечь более 54,8 млрд. рублей внебюджетных инвестиций в реальный сектор экономики. Для функционирования Фонда в федеральном бюджете предусмотрены бюджетные ассигнования на 2017 год в размере 1,4 млрд. рублей, на 2018-2019 годы -по 0,7 млрд. рублей ежегодно.

Продолжится стимулирование развития российских производителей в сфере автомобилестроения, в том числе за счет предоставления им субсидий. С учетом прогнозируемого роста производства автомобилей на развитие автомобилестроения в федеральном бюджете предусмотрены бюджетные ассигнования на 2017 год в размере 84,9 млрд рублей, на 2018 год -90,8 млрд рублей, на 2019 год - 90,9 млрд рублей.

Динамику экономического роста и уровень конкурентоспособности государства зависит также от достижений науки и технологии на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг. В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года предусмотрено увеличение расходов государственного бюджета для поддержания фундаментальной науки, и наукоемких высокотехнологичных отраслей промышленности. Так, для стимулирования инноваци-

онного развития экономики предусмотрены бюджетные ассигнования на 2017 год в размере 48,6 млрд. рублей, на 2018 год -54,7 млрд. рублей, на 2019 год - 58,1 млрд. рублей.

В рамках реформы бюджетных расходов в среднесрочном периоде на 20182019 гг. в рамках бюджетных правил сформированы бюджетные расходы. С 2020 года в России начнет функционировать новая редакция бюджетных правил, а 2017-2019 гг. объявлены переходным периодом для внесения поправок и совершенствования концепции новых бюджетных правил. Таким образом, происходит постепенный этап перехода на новую концепцию бюджетных правил, чтобы избежать внезапного снижения расходов до предусмотренного уровня.

В соответствии с предложениями Минфина России с 2020 года определение объема расходов федерального бюджета планируется формировать как сумму трех компонентов:

1) базового объема нефтегазовых доходов, рассчитанного при базовой цене на нефть на постоянном уровне в 40 долл./барр. марки Urals и базовом обменном курсе рубля;

2) объема ненефтегазовых доходов, рассчитанных в соответствии с базовым вариантом среднесрочного прогноза Минэкономразвития России;

3) расходов по обслуживанию долга.

Предельный объем использования

средств Резервного фонда на очередной бюджетный год не может превышать 1% ВВП, в случае, когда прогнозный объем

средств Резервного фонда на 1 января первого года планового периода снижается на 5% ВВП, предельный объем бюджетных расходов корректируется.

Эффективное управление денежными финансами является неотъемлемой частью реформы бюджетных расходов государства. При распределении бюджетных ассигнований основное внимание должно быть направлено на поддержку приоритетных направлений экономики в целях ее стратегического развития. Ключевую роль в этом процессе играет поддержание «бюджетной дисциплины». Именно своевременное проведение бюджетных процедур и совершенствование инструментария управления расходами федерального бюджета

условиях внешнеэкономической конъюнктуры. В предстоящем периоде продолжится оптимизация расходов на государственные закупки путем создания каталога товаров (работ, услуг), создания системы сбора и анализа референтных цен, развития взаимодействия с электронными торговыми площадками. С помощью реализации проектов инициативного бюджетирования продолжится работа по созданию условий для участия общественности в процессе принятия решений о распределении общественных финансов. В целом, реформирование системы бюджетных расходов должно быть основано на прогнозе динамики экономического роста с учетом внешних и внутренних рисков.

может иметь стабилизирующий эффект в

Библиографический список

1. Черкесова Э.Ю., Миронова Д.Д. Формирование политики импортозамещения в Российской Федерации: институциональные условия и детерминанты эффективности / Экономика и предпринимательство. - 2018. -№1 (90). - С. 88-93.

2. Рябоконь Н. А. Совершенствование бухгалтерского дела в условиях реформирования российского учета / Краснова, Е. С. // Рыночная трансформация экономики России: проблемы, перспективы, пути развития : сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. (г. Казань, 18 октября 2017 г.) / отв. ред. А.А. Сукиасян. - 2017. - С. 101-103.

3. Комягин Д. Л. Бюджетное право / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». -М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017 — (Учебники Высшей школы экономики). - С. 86-93.

4. Электронный ресурс - Официальный сайт Министерства финансов

Российской Федерации [https://www.minfin.ru/ru/].

5. Электронный ресурс - Журнал "Бухгалтерский учет" [http://www.buhgalt.ru/].

REFORM OF BUDGET EXPENDITURES AS A FACTOR OF ECONOMIC GROWTH

N.A. Ryabokon, candidate of economic sciences, associate professor A.A. Burdova, student

Institute of service and entrepreneurship (branch) of DSTU in Shakhty (Russia, Shahti)

Abstract. In the article the authors of the study consider the reform of budget expenditures, key items of Federal budget expenditures, their impact on these macroeconomic indicators, as well as the determination of the volume of Federal budget expenditures.

Keywords: budget expenditures, budget policy, innovative development, economic growth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.