дактическими кейсами знания, умения и навыки. Также комплект методических кейсов представлен ситуациями на применение различных методов и организационных форм обучения (индивидуальных, фронтальных, парных, групповых) и серией задач, предполагающих использование информационных технологий при обучении информатике. Основное внимание обучаемых на втором этапе обращено на работу с информационно-координирующим и практическим блоками кейсов.
3 этап. Рефлексивно-проектировочный
На третьем этапе формирования дидактико-методической компетентности происходит адаптация оценочного компонента дидактико-методической компетентности за счет понимания обучаемыми логики разработки учебно-педагогических задач и ситуаций в зависимости от содержания и потребностей образовательного процесса.
Данный этап предполагает глубокие знания предметной области, свободное владение методами обучения и организационными формами, способность обучаемых прогнозировать и оценивать результат своей учебно-педагогической деятельности.
Комплекты учебно-дидактических и методических кейсов дают возможность работы с модифицированными ситуациями, а также комбинированным применением методов и организационных форм обучения. Представляются
Библиографический список
проблемные задачи на рецензирование, прогностику результата деятельности, оценку и анализ оперативности решения.
Предполагается возвращение к базовым ситуациям учебно-профильных и учебно-дидактических кейсов, которые изучались на первом и втором этапах формирования дидактико-методической компетентности для решения поставленных проблем с применением новых приобретенных знаний, умений и навыков, что позволяет сформировать рефлексию профессиональной деятельности обучаемых и сделать прогностику возможных типичных ошибок и трудностей в процессе формирования дидактико-методических компетенций. Основная работа на третьем этапе проводится на информационно-координирующем и контролирующем блоках кейсов.
Таким образом, рассмотрены возможности использования кейс-метода для формирования дидактико-методической компетентности при подготовке будущих учителей информатики в вузе. Разработана классификация кейсов, проецируемая на этапы формирования дидактико-методической компетентности. Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена вкладом в теорию и методику обучения информатике (уровень профессионального образования) за счет выявления методических основ использования кейс метода как средства формирования дидактико-методической компетентности будущих учителей информатики.
1. Руденко Т.Б. Формирование дидактико-методической компетентности будущего учителя начальных классов в современных условиях. Available at: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=15975573
2. Грызлова Н.В. Неопределенные задачи как средство формирования у будущих учителей математики дидактико-методической компетентности. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16039249
3. Деркач А.М. Кейс-метод в обучении органической химии при подготовке технологов пищевой промышленности в системе среднего профессионального образования. Available at: https://lib.herzen.spb.ru/text/derkach_am_akd.pdf
4. Никитина М.А. Кейс как средство обучения и контроля в условиях компетентностного образования в высшей школе. Available at: http://library.altspu.ru/mc/nikitina_m.pdf
5. Смирнова М.О., Смирнов А.П., Фаворская Е.А. Формирование дидактико-методических компетенций будущих учителей информатики средствами кейс-метода при изучении циклов с параметрами. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 4: 163 - 165.
References
1. Rudenko T.B. Formirovanie didaktiko-metodicheskojkompetentnostibuduschego uchitelya nachal'nyh klassov v sovremennyh usloviyah. Available at: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=15975573
2. Gryzlova N.V. Neopredelennye zadachi kak sredstvo formirovaniya u buduschih uchitelej matematiki didaktiko-metodicheskoj kompetentnosti. Available at: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=16039249
3. Derkach A.M. Kejs-metod v obuchenii organicheskoj himii pri podgotovke tehnologov pischevoj promyshlennosti v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya. Available at: https://lib.herzen.spb.ru/text/derkach_am_akd.pdf
4. Nikitina M.A. Kejs kak sredstvo obucheniya i kontrolya v usloviyah kompetentnostnogo obrazovaniya v vysshej shkole. Available at: http://library.altspu.ru/mc/nikitina_m.pdf
5. Smirnova M.O., Smirnov A.P., Favorskaya E.A. Formirovanie didaktiko-metodicheskih kompetencij buduschih uchitelej informatiki sredstvami kejs-metoda pri izuchenii ciklov s parametrami. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 4: 163 - 165.
Статья поступила в редакцию 02.08.21
УДК 37.015.31
Khamzina D.V., postgraduate, Bashkir State Pedagogical University n.a. M. Akumulla (Ufa, Russia), E-mail: vega_17@mail.ru
REFLECTION IN INTERPERSONAL COMMUNICATION OF STUDENTS - USERS OF SOCIAL NETWORKS. The article analyzes manifestation of reflection among students - active and inactive users of social networks. The relevance of the study of this problem is due to the fact that at present, interest in Internet communication, as a new form of interpersonal interaction, is growing to a large extent. Despite the fact that today Internet communication is being researched quite intensively, this problem has been little studied. There is no holistic understanding of features of communication in social networks; various views and concepts that exist today do not contribute to the formation of a unified theory of Internet communication in modern conditions. Taking into account the events associated with the coronavirus pandemic, the relevance of Internet communication increases significantly. We are witnesses and participants in the predominance of distance forms in learning and interpersonal contacts, which makes the problem we are investigating to an even greater extent topical and meets the challenges of today's reality. In this regard, the purpose of the study is to identify the psychological characteristics of the mechanisms of communication in social networks, in particular, reflection, which manifests itself in spirituality, a rich inner world, a sense of the value of one's own personality, personal development, and self-acceptance. The work reveals that reflection is a mechanism of communication that is significant for student age, which contributes to personal self-determination, assertion in the professional and social spheres. The analysis of how the duration of stay in social networks affects the psychological content of reflection. Empirically it is proved that there are significant differences in the manifestation of reflection among students, depending on how much time they spend on social networks.
Key words: communication, interpersonal communication, social networks, Internet communication, reflection.
Д.В. Хамзина, аспирант, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акумуллы, г. Уфа, E-mail: vega_17@mail.ru
РЕФЛЕКСИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ СТУДЕНТОВ -ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
В статье анализируется проявление рефлексии у студентов - активных и неактивных пользователей социальных сетей. Актуальность исследования данной проблемы связана с тем, что в настоящее время в значительной степени возрастает интерес к интернет-коммуникации как новой форме межличностного взаимодействия. Несмотря на то, что сегодня интернет-коммуникация исследуется достаточно интенсивно, проблема эта изучена мало. Отсутствует целостное представление об особенностях коммуникации в социальных сетях; различные взгляды и концепции, имеющиеся на сегодняшний день, не способствуют становлению единой теории интернет-коммуникации в современных условиях. Если учитывать события, связанные с пандемией коронавиру-са, то актуальность интернет-коммуникации возрастает в разы. Мы являемся свидетелями и участниками преобладания в обучении и межличностных контактах дистанционных форм, что в еще большей степени делает исследуемую нами проблему злободневной и отвечающей вызовам сегодняшней реальности. В этой связи целью нашего исследования является выявление психологических особенностей механизмов общения в социальных сетях, в частности рефлексии, которая проявляется в духовности, богатом внутреннем мире, ощущении ценности собственной личности, личностном развитии, принятии себя.
В работе выявлено, что рефлексия - значимый для студенческого возраста механизм общения, который способствует личностному самоопределению, утверждению в профессиональной и социальной сферах. Проводится анализ того, как длительность пребывания в социальных сетях влияет на психологическое содержание рефлексии. Эмпирическими средствами доказывается, что существуют значимые различия в проявлении рефлексии у студентов в зависимости от того, сколько времени они проводят в социальных сетях.
Ключевые слова: общение, межличностное общение, социальные сети, пользователи социальных сетей, рефлексия.
Общение является важным аспектом не только в развитии отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения усваивается общечеловеческий опыт, накапливаются знания, формируются сознание и идеалы, духовность и нравственность. Общение необходимо для связи людей, для взаимопонимания, оно является инструментом построения человеческих отношений.
Авторы «Энциклопедического психологического словаря» под редакцией Б.П Мещерякова, В.П. Зинченко полагают, что «общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: обмен информацией, обмен действиями и восприятие и понимание партнера» [1].
Межличностное общение как психологическая категория является широким понятием. Оно включает в себя самые разные грани личности, проявляющиеся в образе «Я», то есть в представлении о себе в процессе осмысления предшествующего опыта и мнений других людей. Свои особенности межличностное общение имеет в студенческом возрасте и определяется как активная деятельность, которая направлена на взаимодействие людей, раскрытие личности, формирование идентичности, становление рефлексии, самопознания и самовыражения. В том числе на межличностное общение и его механизмы оказывает значимое влияние возраст. В зависимости от возрастных особенностей механизмы общения дополняются собственным содержанием. Механизм рефлексии актуален и значим для студенческого возраста. На наш взгляд, этот механизм связан со способностью личностно самоопределяться, строить жизненные планы, утверждаться в социальной и профессиональной сферах. Личность, которая способна к глубокой рефлексии, самоценна, открыта новому опыту, она обладает четким представлением о человеке и его природе.
Историко-научное исследование термина «рефлексия» показало, что оно зародилось на рубеже позднего Средневековья и раннего Возрождения. С 1920-х гг. в результате распространения когнитивизма внимание к проблемам рефлексии в англоязычных странах было утрачено. Интерес к изучению механизма рефлексии возникает вновь только в последней трети ХХ века. Следует отметить, что в английских переводах произведений Пиаже употребляются именно «рефлексия» и «рефлексивный», но этот термин не используется ни в одном из основных современных направлений психологии рефлексии.
Многие исследователи отмечают, что для того, чтобы произошло рефлексивное действие, нужна ситуация коммуникации, а важным условием, которое необходимо для появления рефлексии в деятельности, является различение взглядов, которое позволяет видеть в одном и том же сообщении различный смысл.
Кроме этого, по мнению И.С. Ладенко, рефлексивные процессы управляемы, а основой самоорганизации процессов в организационных системах является рефлексивное мышление [2]. Важными компонентами любого общения являются рефлексия и эмпатия (Б.Ф. Ломов). О.К. Тихомиров связывает мышление человека и развитие рефлексии: «Мышление - необходимый компонент рефлексии личности и само становится объектом этой рефлексии». Такого же мнения придерживается в своих исследованиях и А.М. Матюшкин, он выделяет интегративную функцию рефлексии по отношению к различным областям практики и психологическим предметам [3].
В современных условиях социальные сети - не только удобный инструмент общения, но и необходимая составляющая жизнедеятельности человека [4]. В значительной мере интернет-среда, в которой происходит общение, заменяет живое человеческое взаимодействие. Такое общение оказывает влияние на рефлексию как важный фактор формирования самосознания человека.
Известно, что основная функция рефлексии состоит в осмыслении важных для человека явлений в разных сферах его жизнедеятельности, что невозможно без коммуникации, в том числе и межличностного общения. Согласно точке зрения Г.П. Щедровицкого, рефлексия представляет собой процесс общения между двумя индивидами, в котором один из индивидов передаёт сообщение, а другой принимает его [5]. Процесс коммуникации, межличностного взаимодействия предполагает «рефлексивную подстройку» (В.Я. Дубровский), которая влияет на принятие решений, способствует процессу самоорганизации и анализу происходящего [6].
Рефлексия является важным компонентом любого общения, в том числе общения в интернет-среде и происходящего в реальности. Рефлексия - размышление за другого человека, способность понять его (Е.В. Смирнова и А.П. Сопиков) [7].
Проблема влияния интернет-среды и социальных сетей на межличностное общение широко представлена в современных научных источниках [8]. Считаем, что социальные сети оказывают влияние на рефлексию как важный механизм общения. Мы предположили, что в проявлении рефлексии у студентов могут быть значимые различия в зависимости от времени, проведённого в социальных сетях. С этой целью мы разработали анкету, по результатам которой выявили подгруппы испытуемых.
В эмпирическом исследовании участвовало 137 человек в возрасте от 17-ти до 23-х лет По итогам анкетирования сформированы две выборки: неактивных и активных пользователей (76 и 61 человек соответственно). Анкета для студентов представлена на рис. 1.
Вопрос анкеты Критерий Комментарий
Пользуетесь ли вы соц. сетями? 1) Да 2) Нет Те, кто отвечали на этот вопрос «нет» были исключены от эмпирической базы.
Какими соц. сетями Вы пользуетесь чаще всего? 1) ВКонтакте 2) Одноклассники 3) Фейсбук 4) Другое Респонденты пользовались несколькими социальными сетями
Сколько времени в сутки Вы проводите в соц. сетях? 1) Менее 1 часа 2) 1 - 2 часа 3) 3 и более часа Активными пользователями социальных сетей считаем тех, кто проводит в социальных сетях 3 и более часов.
Сколько раз в сутки Вы заходите в соц. сети? 1) 1 - 2 раза 2) 2 - 5 раз 3) Более 5 раз По результатам анкеты мы отметили, что иногда пользователи заходят редко, но проводят в социальных сетях большое количество времени
Что занимает большую часть времени при нахождении в соц. сетях? 1) Общение 2) Просмотр видео, музыки 3) Просмотр новостей и страниц друзей 4) Различные приложения Мы привлекали тех респондентов, которые большую часть времени, проведенную в социальных сетях, уделяли интернет-общению.
С чем связана Ваша регистрация в соц. сетях? 1) Нужно для учебы/ работы 2) Для общения с друзьями 3) Легкий доступ к медиафайлам 4) Для просмотра новостей Первоначально считали, что этот критерий показывает цель нахождения в социальных сетях, но при обработке анкет нами было отмечено, что изначальная цель регистрации могла трансформироваться.
Имеет ли для Вас значение количество друзей в социальных сетях? 1) Да имеет, чем больше тем лучше 2) Да имеет, чем меньше тем лучше 3) Нет, не имеет В ходе анализа анкет мы выяснили, что количество друзей в социальных сетях для большинства респондентов не имеет значения.
Какой вид активности Вы предпочитаете в социальных сетях? 1) Активно общаюсь со всеми, участвую в обсуждении, комментирую фотографии. 2) Общаюсь преимущественно в личных сообщениях, иногда комментирую фотографии. 3) Общаюсь только в личных сообщениях, с определенным кругом собеседников. 4) Захожу в соц. сети исключительно по деловым вопросам. В выборку были включены все респонденты, за исключением тех, кто заходил в социальные сети исключительно по деловым вопросам.
Анкета для студентов (на выявление особенностей пользования социальными сетями)
Механизм рефлексии исследовался с помощью «Методики диагностики уровня развития рефлексивности» (А.В. Карпов) [9].
Также нами использовался опросник «Самоактуализационный тест» (Ю.Е. Алёшина, Л.Я Гозман). В частности, мы обратили внимание на «Шкалу представления о природе человека», которая показывает способность человека к преодолению жизненных трудностей, открытое и позитивное отношение к людям.
Кроме этого, при анализе проявления механизма рефлексии у студентов -пользователей социальных сетей нами применялась «Методика исследования самоотношения» (С.Р Пантилеев, В.В. Столин).
Таблица 1
Результаты исследования рефлексии у студентов - активных и неактивных пользователей социальных сетей (по методике А.В. Карпова)
Из табл. можно увидеть, что в обеих подгруппах преобладает средний уровень развития рефлексивности (42,11% и 56,46%). Студентов - неактивных пользователей социальных сетей со средним уровнем рефлексивности больше, чем активных. Можно говорить о том, что обе выборки характеризуются преобладанием среднего уровня рефлексии, однако студентов — неактивных пользователей социальных сетей со средним уровнем рефлексивности больше.
Также рассмотрим полученные данные по методике САТ.
Можно отметить, что различий по шкале «представления о человеке» (6,0 и 5,9) практически нет Это говорит о том, что неактивные и активные студенты -пользователи социальных сетей интересны самим себе, позитивно относятся к людям, а также способны преодолевать жизненные трудности.
Далее рассмотрим шкалы идентификации по методике В.В. Столина.
пользователи социальных сетей в большей степени ощущают ценность собственной личности, обладают более богатым внутренним миром.
Наибольшие различия мы можем увидеть по шкале «саморуководство» (7,0 и 5,5). По полученным данным, студенты - активные пользователи социальных сетей в большей степени способны к саморуководству, чем неактивные. Это может означать то, что студенты - активные пользователи социальных сетей сами являются источниками активности для себя в различных сферах, у них есть внутренний стержень, организующий их личность. Они в большей степени способны управлять собственной жизнью, справляться с эмоциями, успешны в общении.
Значимость различий в проявлении рефлексии студентов - активных и неактивных пользователей социальных сетей мы проверили с помощью и-крите-рия Манна-Уитни. Также мы рассматривали взаимосвязи между показателями с помощью вычисления коэффициента корреляции Пирсона. Обработка данных проводилась с помощью Программы Statistiсa 6.0 (см. табл. 4).
По полученным результатам мы можем говорить о том, что различия по высокому уровню рефлексивности значимы. У неактивных пользователей социальных сетей она оказалась значительно выше, чем у активных пользователей. Можно предположить, что неактивные пользователи социальных сетей в большей степени нормативны и стабильны в рефлексивности, чем активные пользователи, у которых рефлексивность проявляется в случае, когда того потребует какая-либо ситуация, например, кризисная или проблемная.
Согласно данным таблицы по шкале «саморуководство» неактивные студенты в 1,9 раза меньше (при р < 0,05) проявляют саморуководство по сравнению с активными студентами. Это может говорить о том, что студенты - активные пользователи социальных сетей в большей степени ориентированы на результаты своей деятельности и достижение целей и меньше зависят от внешних обстоятельств. Можно заметить в этом некоторое противоречие, однако можно предположить, что активные студенты не просто стремятся к успеху и достижению целей. По всей вероятности, они стремятся к более высоким результатам, в том числе для того, чтобы показать их окружающим, в том числе и через социальные сети.
В табл. 5 приведены значения коэффициентов эмпирической корреляции Пирсона между показателями самоотношения и механизмов общения у студентов - активных и неактивных пользователей социальных сетей. Можно отметить появление статистически значимого коэффициента корреляции умеренной силы связи (0,30 < г < 0,50) (Сидоренко Е.В., 2002). Выявлены положительные корреляции между самоотношением и механизмом рефлексии: показателем самопринятия и представлением о природе человеке (г = 0,42; р < 0,05). Это может свидетельствовать о том, что у студентов - активных пользователей социальных сетей отношение к себе в части самопринятия и собственной самоценности зависит от их представлений о природе человека. Согласно прикладным исследованиям Ю.Е. Алёшиной, природа человека определяется исходя из личностных особенностей: альтруизм, способность к преодолению трудностей, доверие и интерес к себе, подразумевающий рефлексию [10]. Другими словами, наличие у респондентов высоких баллов по шкале представлений о природе человека говорит о том, что он привержен традиционным нравственным ценностям общества. Можно предположить, что активные пользователи социальных сетей в интернет-коммуникациях получают доказательства своей самоценности, что помогает им принимать себя без противоречий и внутренних конфликтов.
По итогам математической обработки наша гипотеза о том, что существуют значимые различия в проявлении механизма рефлексии у студентов - активных и неактивных пользователей социальных сетей, подтвердилась. Те качественные характеристики проявления рефлексии, которые были описаны ранее, статистически проверены.
Таблица 4
Таблица 3
Шкалы рефлексии по методике В.В. Столина (средние значения)
Ср. знач. Откр. Самор. Самоцен. Самопривяз. Внутр. конфл. Самообв.
Активные 6,5 7,0 7,6 4,8 6,3 5,0
Неактивные 6,3 5,5 7,3 5,1 5,8 4,6
Наибольшие показатели среди активных и неактивных студентов — пользователей социальных сетей выявлены по шкале «самоценность» (7,6 и 7,3). Небольшие различия могут свидетельствовать о том, что студенты - активные
% соотношение Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Активные 21,05% 42,11% 36,84%
Неактивные 18,03% 52,46% 29,51%
Таблица 2
Шкалы рефлексии по методике САТ (средние значения)
Ср. Значения Представления о человеке
Активные 6,0
Неактивные 5,9
Результаты статистической обработки по механизму рефлексии («рефлексивность»)
Манна-Уитни U-критерий (таблица) По перем. гр. п. Отмеченные критерии значимы на уровне p < ,05000
Сум. Ранг Сум. ранг U Z р-уров. Z р-уров. N набл. N набл. 2-х стор
Саморук 4336,700 2546,400 1790,300 4,360690 0,000011 3,3070 0,000026 76 61 0,000024
Таблица 5
Связь показателей самоотношения с характеристиками механизмов общения у активных (А) и неактивных (Н)
пользователей социальных сетей
Переменные Откр (А) С/рук (А) Отр С/отн (А) С/ценн (А) С/принят МИС (А) С/привяз (А) Вн конфл (А) С/обвин (А)
Предст о Ч (А) 0,21 0,27 0,04 0,41 0,42 0,16 -0,11 -0,18
Рефл (А) 0,12 0,03 0,13 -0,09 0,02 -0,09 0,09 0,05
Предст о Ч (П) 0,01 0,14 0,05 0,13 0,02 0,16 0,15 0,11
Рефл (П) 0,11 0,08 -0,09 -0,01 -0,15 0,01 -0,22 -0,27
Механизм рефлексии актуален и значим для студенческого возраста. На наш взгляд, этот механизм связан со способностью на основе рефлексии лич-ностно самоопределяться, строить жизненные планы, утверждаться в социальной и профессиональной сферах, адаптироваться к сложным жизненным ситуациям. Личность, которая способна к глубокой рефлексии, самоценна, открыта новому опыту, она обладает четким представлением о человеке и его природе.
Мы поставили целью исследования - выявить различия в проявлении рефлексии у студентов (в зависимости от активности в социальных сетях). Опираясь на теоретические исследования, мы выявили особенности проявления рефлексии в студенческом возрасте. Выяснили, что в этот период происходит самоопре-
Библиографический список
деление (как личностное, так и профессиональное). Рефлексия характеризуется умением строить жизненные планы. Личность, которая способна к глубокой рефлексии, самоценна, открыта новому опыту, она обладает четким представлением о человеке и его природе.
Согласно результатам эмпирического исследования, гипотеза подтверждена. Действительно, у студентов - неактивных пользователей социальных сетей проявление рефлексивности выше, чем у активных. Можно говорить о том, что рефлексия характерна и для активных, и для неактивных пользователей социальных сетей. Особенности проявления рефлексии могут зависеть от количества времени, проведенного в социальных сетях.
1. Войскунский А.Е. Социальные сети: между массовой коммуникацией и межличностным общением. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2014; № 2: 90 - 104.
2. Ладенко И.С. О роли рефлексии в самоорганизации интеллектуальных систем. Рефлексия в науке и обучении. Новосибирск. ИФП СО РАН, 1989: 7 - 15.
3. Сизикова Т.Э. Формирование мотива в рефлексивных процессах. Диссертация ... кандидата психологических наук. Новосибирск: НГПУ 1996.
4. Щербина Н.Н. Психологические особенности общения современной молодёжи в социальных сетях. Наука и технологии в современном обществе. 2019; № 1: 71 - 75.
5. Щедровицкий ГП. Коммуникация, деятельность, рефлексия. Исследования рече-мысли и рефлексии. Алма-Ата, 1979: 138 - 154.
6. Дубровский Д.И., Черносвитов Е.В. К анализу структуры субъективной реальности (ценностно-смысловой аспект). Вопросы философии. 1979; № 3: 57 - 69.
7. Гаранина Ж.Г, Баляев С.И., Ионова М.С. Роль самоотношения в личностно-провессиональном саморазвитии студентов высшей школы. Образование и наука. 2019; № 1: 82 - 96.
8. Карпова Д.Н. Интернет-коммуникации: новые вызовы для молодежи. Социология. 2013; № 5: 208 - 212.
9. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. Москва: Институт психологии РАН, 2004: 133 - 134.
10. Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. Москва: Социальное здоровье России, 1994.
References
1. Vojskunskij A.E. Social'nye seti: mezhdu massovoj kommunikaciej i mezhlichnostnym obscheniem. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psihologiya. 2014; № 2: 90 - 104.
2. Ladenko I.S. O roli refleksii v samoorganizacii intellektual'nyh sistem. Refleksiya v nauke iobuchenii. Novosibirsk. IFP SO RAN, 1989: 7 - 15.
3. Sizikova T.'E. Formirovanie motiva vrefleksivnyh processah. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Novosibirsk: NGPU. 1996.
4. Scherbina N.N. Psihologicheskie osobennosti obscheniya sovremennoj molodezhi v social'nyh setyah. Nauka i tehnologii v sovremennom obschestve. 2019; № 1: 71 - 75.
5. Schedrovickij G.P. Kommunikaciya, deyatel'nost', refleksiya. Issledovaniya reche-mysli i refleksii. Alma-Ata, 1979: 138 - 154.
6. Dubrovskij D.I., Chernosvitov E.V. K analizu struktury sub'ektivnoj real'nosti (cennostno-smyslovoj aspekt). Voprosy filosofii. 1979; № 3: 57 - 69.
7. Garanina Zh.G., Balyaev S.I., Ionova M.S. Rol' samootnosheniya v lichnostno-provessional'nom samorazvitii studentov vysshej shkoly. Obrazovanie i nauka. 2019; № 1: 82 - 96.
8. Karpova D.N. Internet-kommunikacii: novye vyzovy dlya molodezhi. Sociologiya. 2013; № 5: 208 - 212.
9. Karpov A.V. Psihologiya refleksivnyh mehanizmov deyatel'nosti. Moskva: Institut psihologii RAN, 2004: 133 - 134.
10. Aleshina Yu.E. Semejnoe i individual'noe psihologicheskoe konsul'tirovanie. Moskva: Social'noe zdorov'e Rossii, 1994.
Статья поступила в редакцию 02.08.21
УДК 371.011: 792.5
Churashov A.G., ORCID № 0000-0003-2660-9669, Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Choreography, South Ural State Humanities
and Educational University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: churashovag@cspu.ru
CHOREOGRAPHY AS A FORM OF ACTIVE LEARNINGI AM AN ART PEDAGOGYAND IN THESTRUCTURE OF TRANSFORMATIVE EDUCATION. The
article considers possibilities of using choreography as a factor of an active form of teaching art pedagogy in the structure of transformative education. The analysis of the use of multifunctional technologies for organizing the educational and creative process in art pedagogy is carried out. The prospects of personal transformation and development in three dimensions (psychological, value and behavioral) are considered using the integration of choreography with other types of art. The study of sources on the theory and practice of transformative education and the use of choreography as a technology and method of an active form of education in art pedagogy allow to draw the following conclusions: 1. When using various types of arts, in particular, dance, the process of "perspective transformation" of the individual occurs in such aspects as: psychological, value and behavioral. 2. The creative process, used as the main activity of subjects in art pedagogy, allows to create qualitatively new results, spiritual values, and show unique personality traits.
A thorough analysis of sources on the use of modern approaches to the application of multifunctional pedagogical technologies in art pedagogy is carried out. The significance, functions and results of the influence of active forms of education in dance art pedagogy on the effectiveness and efficiency of transformative education are considered. It is emphasized that in the modern humanistic paradigm of education, transformative teaching by means of choreography in integration with various types of arts and using active forms of education can be a determining factor in the formation and development of the creative potential of children and adults in demand in modern conditions.
Main provisions: transformative education is considered as the main principle of art pedagogy and the most important driver of changes in the modern educational community; the author offers a justification for the use of choreography as one of the key factors of active forms of learning in integration with various types of art in order to form and develop a creative personality; the results of the use of artistic and creative activity of the individual as a necessary condition for transformative learning in art pedagogy are analyzed.
Taking into account the systematization of the multifunctional possibilities of art pedagogy, transformative education can be identified as a promising direction in the modern educational space. Choreography can be effectively used as a form of active teaching of art pedagogy in the structure of transformative education. The greatest effect in the development of a creative personality can be achieved with the use of active forms of learning, which are an organic part of the educational and educational processes in the pedagogy of art.
Key words: art pedagogy, active forms of education, pedagogical technologies, transformative education, multifunctional art, creativity, choreography.
А.Г. Чурашов, канд. пед. наук, доц., зав. каф. хореографии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, E-mail: churashovag@cspu.ru
ХОРЕОГРАФИЯ КАК ФОРМА АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ АРТ-ПЕДАГОГИКИ В СТРУКТУРЕ ПРЕОБРАЗУЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются возможности использования хореографии как фактора активной формы обучения арт-педагогики в структуре преобразующего образования. Проводится анализ использования полифункциональных технологий организации учебного и творческого процесса в арт-педагогике. Рассматриваются перспективы трансформации и развития личности в трех измерениях (психологическом, ценностном и поведенческом) с использованием