Научная статья на тему 'РЕФЛЕКСИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО В СВЕТЕ УЧЕНИЯ О ДУШЕ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА'

РЕФЛЕКСИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО В СВЕТЕ УЧЕНИЯ О ДУШЕ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИКА / ПСИХИЧЕСКОЕ / НРАВСТВЕННАЯ И ХРИСТИАНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / СИЛЫ ДУШИ / ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Карташова Елена Николаевна

Предмет изучения современной научной психологии - психика как свойство высокоорганизованной материи, то есть мозга. Рамки данного подхода сужают возможности восприятия проблемы психического. Но известен ряд ученых, сохранивших «душу в науке о душе». Это психологи в области нравственной и христианской психологии. Источник данного направления - святоотеческое наследие Православной Церкви. Особо следует отметить труды святителя Феофана Затворника, который рассматривал проблему психического через принцип иерархии сил или уровней души. Приоритет здесь отдается удовлетворению духовных потребностей человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕФЛЕКСИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО В СВЕТЕ УЧЕНИЯ О ДУШЕ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА»

карташова е.н., старший преподаватель кафедры церковно-практических дисциплин Саратовской православной духовной семинарии

рЕфДЕкси я проблемы психич Еского в свете уч Ения о душе св ятителя феофана Затворника

Аннотация: Предмет изучения современной научной психологии — психика как свойство высокоорганизованной материи, то есть мозга. Рамки данного подхода сужают возможности восприятия проблемы психического. Но известен ряд ученых, сохранивших «душу в науке о душе». Это психологи в области нравственной и христианской психологии. Источник данного направления — святоотеческое наследие Православной Церкви. Особо следует отметить труды святителя Феофана Затворника, который рассматривал проблему психического через принцип иерархии сил или уровней души. Приоритет здесь отдается удовлетворению духовных потребностей человека.

Ключевые слова: психика; психическое; нравственная и христианская психология; силы души; духовные потребности.

kartashova e. n., senior lecturer

Reflection on the problem of the psyche in the light of the doctrine of the soul of saint Theophan the Recluse

Abstract: The subject of study in modern scientific psychology is psyche as a property of highly organized matter, i.e. of the brain. The limits of this approach narrow the possibilities of perception of the problem of the psyche. However, we know a number of scientists who have preserved «the soul in the science of the soul». These are psychologists in the field of moral and Christian psychology. The source of this direction is the patristic heritage of the Orthodox Church. Particularly noteworthy are the works of Saint Theophan the Recluse, who considered the problem of the psychic through the principle of hierarchy of forces or levels of the soul. Priority is given to satisfying the spiritual needs of a person.

Keywords: psyche; psychic; the moral and Christian psychology; forces of the soul; spiritual needs.

Предметом изучения современной научной психологии является психика с ее проявлениями: процессами, состояниями и свойствами. Исходя из утвердившейся в отечественной науке материалистической парадигмы, психика — свойство или функция высокоорганизованной материи (то есть мозга) [8, С. 130], заключающееся в отражении внешнего мира и собственных внутренних состояний организма и обеспечивающее адаптивное взаимодействие живого существа с миром благодаря регуляции поведения на основе результатов отражательной психической деятельности [3, С. 35].

Таким образом, определяются три вектора функциональных связей психики с миром: по отношению к внешнему миру — психика как его отражение; по отношению к мозгу — как его функция; по отношению к поведению — как его регулятор (так у С. Рубинштейна, онтологические связи [См. 7]).

Рамки данного подхода неправомочно сужают возможности восприятия проблемы психического как одной из множества граней ценностной категории Человек1.

Изначально psychikos — «душевный» от греческого psyche — «душа» или дух, воспринималось в античной цивилизации как незримое, возвышенное, вечное, божественное в человеке (Сократ, Платон, Аристотель [См. 6], [2, С. 24-29]), что в основе созвучно христианской мировоззренческой системе восприятия. Но о связующем с Творцом божественном начале свободно высказывались мыслители не каждой исторической эпохи. Так, в частности, в истории российской науки известный период официального атеизма способствовал закреплению приоритета материалистического подхода в понимании и интерпретации психики и ее функций.

На этом фоне были и есть ученые, сохранившие «душу в науке о душе» и не ограничившие таким образом проблему психического лишь физиологическим аспектом восприятия и познания. Так, проблемы души, духовно-нравственного измерения человека освещает в своих работах Б. С. Братусь как основатель нового направления в постсоветской российской науке — христианской психологии [См. 1; 4]. Известны в области нравственной и христианской психологии имена та-

1 Так, в своей поздней работе «Человек и мир» величайший ученый отечественной науки С.Л. Рубинштейн глубоко переосмыслил проблему ценности человека и его взаимосвязей с миром.

ких исследователей, как Ф. Е. Василюк, С. Л. Воробьев, Ю. М. Зенько, Н. В. Инина, прот. Б. Ничипоров, В. И. Слободчиков, свящ. А. Лоргус, М. В. Легостаева, В. К. Невярович, мон. Нина (Крыгина), Д. В. Новиков, Ю.И Тимофеева, Т. А. Флоренская, Е. А. Ходырева, Л. Ф. Шеховцова, К. В. Яцкевич и многие другие.

Опорой и источником для развития данного направления в области научной психологии по праву можно считать святоотеческое наследие Православной Церкви.

Глубоким знанием тайн человеческой души и духа наполнены творения святых отцов. Особо в этом ряду следует отметить труды всесторонне, блестяще образованного епископа Русской Православной Церкви святителя Феофана (Говорова), Затворника Вышен-ского. По словам архиепископа Пимена (Хмелевско-го), проведшего сравнительный анализ учений о душе святителя Феофана и святителя Игнатия (Брянчани-нова): «выдержки из психологических рассуждений епископа Феофана открывают собою целый научно-психологический мир, но и не только научный. Это — мир благодатный, мир глубокого проникновения в человеческую душу с полным пониманием ее внутренней жизни. Если бы существовала наука «Христианская психология», то указанный материал составил бы прекрасную основу для такого учебника» [5, С. 231].

В свете учения святителя Феофана, проблема психического усматривается через иерархически выстроенную систему сил или уровней души. Так, в книге «Воплощенное домостроительство, опыт христианской психологии» приведен духовно-психологический принцип о преломлении трех сил души (а именно ума, чувства и воли) через призму трех состояний человеческого естества: телесного, душевного и духовного. Согласно данному принципу:

Ум в телесном состоянии — эго рассудок, ум в душевном состоянии — нравственный разум, ум в духовном состоянии — духовный ум.

Чувство в телесном состоянии — эго-эмоции, чувство в душевном состоянии — нравственные чувства, чувство в духовном состоянии — духовные переживания.

Воля в телесном состоянии — эго-желания, воля в душевном состоянии — нравственная воля, воля в духовном состоянии — духовное намерение.

Таким образом, для телесного состояния человека свойственны: эго-рассудок, эго-эмоции, эго-желания; для душевного состояния — нравственный разум, нравственные чувства, нравственная воля; и для духовного состояния, соответственно: духовный ум, духовные переживания, духовное намерение [См. 10].

Приоритет здесь отдается удовлетворению духовных потребностей человека, — только в этом случае, согласно святителю Феофану, все прочие потребности будут «в полном согласии, душа и тело также удовлетворены». При нарушении указанного порядка гармония и целостность человеческой личности становится невозможной: «Спускается в потребностях своих человек на этажи душевные и телесные, забывая о духовном — разброд шатание в душе, неурядицы, суета и смятение» [См. 9].

Вопрос о психике человека как широкомасштабной ценностной категории бытия не может рассматриваться в плоскости одного, идеологически детерминированного подхода. Существует богатый опыт осмысления проблемы психического, душевно-духовного в человеке, основанный на многовековой системе знания в области психологии, наглядно представленный в творениях древних мыслителей, античных философов, а так-

же святых Православной Церкви. Одним из ярчайших примеров тонкого понимания законов человеческой души является в Русской Православной Церкви святитель Феофан Затворник, оставивший для современной эпохи множество ценных трудов из области духовного и психологического знания.

Литература:

1. Братусь Б. С. Христианская психология как научное направление: к истории вопроса//Националь-ный психологический журнал. — 2015. — № 3 (19). — С. 4-14.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций/Ю. Б. Гиппенрейтер. — Москва: АСТ, 2015. — 352 с. — (Бестселлеры психологии).

3. Добросельский П. В. Общие аспекты православной психологии. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Грифон, 2011. — 336 с. — (Очерки православной антропологии).

4. Начала христианской психологии. Учебное пособие для вузов/Б. С. Братусь, В. Л. Воейков, С. Л. Воробьев и др. — М.: Наука, 1995. — 236 с.

5. Пимен (Хмелевский), архиепископ Саратовский и Вольский. Дневники. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: 1957-1964. — Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2011. — 574 с.

6. Платон. Диалоги. — М.: Мысль, 1986. — 607 с.

7. Рубинштейн С. Л. Глава 1. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира/Рубинштейн С. Л.//Бытие и сознание. — «Питер», 2017. — (Мастера психологии). — 358 с. [Электронный ресурс]: сайт. URL: https://www.klex.ru/2s8 (дата обращения: 12.05.2020). Загл. с экрана.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 2020. — 960 с.

9. Святитель Феофан Затворник. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии [Электронный ресурс]: сайт.ИЯЬ: https://azbyka. ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/voploshennoe-domostroitelstvo-opyt-hristianskoj-psihologii/(дата обращения: 12.05.2020). Загл. с экрана.

10. Яцкевич К. В. О трех силах души/К. В. Яц-кевич. Методологические основы нравственно-ориентированной христианской психологии. 2014. [Электронный ресурс]: сайт. URL: https://www.b17. ru/article/o_trioh_silah_dushi/(дата обращения: 12.05.2020). Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.