Научная статья на тему 'Рефлексия, от философии к педагогике'

Рефлексия, от философии к педагогике Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
450
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Метаева В. А.

Научная новизна исследования заключается в обобщении предпосылок для возникновения теории развития профессиональной рефлексии в последипломном образовании. Философско-исторический и методологический аспекты исследования рефлексии, представленные в статье, являются внутренними предпосылками теории и одновременно составляют ее ядро. Изучение генезиса рефлексии дает возможность обосновать ее как дефиницию последипломного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflection: from Philosophy to Pedagogics

Scientific novelty of the investigation concludes in generalization of prerequisites for appearance of the theory of development of professional reflection in post-graduate education. Philosophical, historical and methodological aspects of reflection's research presenting in the article are the inner prerequisites of the theory and simultaneously arrange it's body. The analysis of the reflection genesis allows to prove it as a definition of post-graduate education.

Текст научной работы на тему «Рефлексия, от философии к педагогике»

Реализация разноплановых мер, направленных на урегулирование и разрешение эскалированных политических конфликтов, не ведет к немедленной отдаче, так как степень его напряжения и остроты может быть очень высокой. Предлагаемые действия могут быть эффективными в случае их комплексной реализации. Их выполнение требует от сотрудников СМИ соответствующей квалификации, конструктивного, деликатного, толерантного подхода к освещению политических конфликтов, особенно этно-иа-циональных, межконфессиональных, и настроя на содействие трудному диалогу сторон.

Примечания

1. Под «эскалацией» конфликта автором понимается процесс углубления противоречий, имеющихся в отношениях сторон, интенсификация взаимодействия деструктивных моделей поведения, применяемых ими для нанесения максимального ущерба интересам друг друга.

2. Под «политическим конфликтом« автором понимается публичное конкурентное взаимодействие двух или более сторон, достигшее определенной остроты и напряженности, обусловленное осознанием сторонами углубления разделяющих их противоречий, связанное с соперничеством в информационной сфере и направленное на приобретение нового статуса, властных полномочий, ресурсов для реализации различных интересов и на распространение представлений о социальном мире.

3. Васильева H.H. Концептуальный анализ социального конфликта в современной американской социологии (19501990 годы): Автореф. дис.... к. социол. н. М., 1996. С. 20.

4. Дмитриев A.B. Социальный конфликт. Общее и особенное. - М„ 2002. - 317 с.

5. Рубин Дж., ПруиттД., Ким С. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение/Дж. Рубин.-СПб., 2001. С. 221-222.

6. Лебедева М М. Политическое урегулирование конфликта/ М.М.Лебедева. - М„ 1999. - 193 с.

7. Мельников М.А. Средства массовой информации как фактор урегулирования социально-политических конфликтов. Дисс.... к. полит, н. М., 1992. С. 146.

8. Никовская Л.И. Конфликтное измерение политической трансформации в России. Дисс. д-ра социол. п. М.. 2004. С. 261,

Э.Турьялаи С. Мэр Краснодара меняет профессию // Коммерсантъ. 2004 № 172.

10. Попок В. Депутаты не согласились с мэром и защитили интересы избирателей // Российская Федерация сегодня. 2005. №21.

11. Журман О., Арсюхин Е., Зыкова Т. Владивосток снова бурлит вправо // Российская газета. 2005. № 226.

12. Дмитриев A.B.. Латыиов В.В., Хлопьев А.Т. Неформальная политическая коммуникация/A.B. Дмитриев. В.В. Латыпов, А.Т. Хлопьев,- М., 1997. С. 9.

13. Козпр Л. Функции социального конфликта/Л. Козер. -М„ 2000. С. 183.

14. См., напр.: Федосова Е В Конфликтогенные факторы межэтнического взаимодействия в трансформирующемся обществе: социологический анализ: Автореф. дис.... к. социол. н. Владикавказ. 2004. С. 23.

15. Рубин Дж. и др. Указ. соч. С, 238,

16. Хайрулин М. Есть такая профессия - Родину зачищать// Новая газета. 2005. № 19.

ЕВДОКИМОВ Владимир Анатольевич, кандидат политических наук, заведующий кафедрой информационных технологий в СМИ и РЯ, проректор.

Дата поступления статьи в редакцию: 20.05.2006 г. © Евдокимов В.А.

УДК *«•»» В. А. МЕТАЕВА

Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург

РЕФЛЕКСИЯ: ОТ ФИЛОСОФИИ К ПЕДАГОГИКЕ_

Научная новизна исследования заключается в обобщении предпосылок для возникновения теории развития профессиональной рефлексии в последипломном образовании. Философско-исторический и методологический аспекты исследования рефлексии, представленные в статье, являются внутренними предпосылками теории и одновременно составляют ее ядро. Изучение генезиса рефлексии дает возможность обосновать ее как дефиницию последипломного образования.

Современное образование столкнулось с вызовом XXI века, в котором декларируется необходимость формирования нового типа мышления, нового сознания, нового понимания человеком своего места обществе и мире. Но оказалось ли образование готовым ответить на вызов? Формирует ли оно сегодня такой тип мышления, в котором превалировали бы ценностные ориентиры и сознание ответственности за принятые решения? Эта проблема актуализирует создание новых образовательных моделей в личностной пара-

дигме образования, разработку механизмов деятельности и мышления, на основании которых образование могло бы достойно ответить на вызов века. Одной из дефиниций современного образования становится понятие рефлексии, которое может стать основой новой парадигмы образования.

В русский язык слово «рефлексия» пришло из латинского, и в разных словарях русского языка оно связывается с группой семантически близких слов: размышление, анализ, отражение, самопознание. На-

пример, в словаре С.И.Ожегова дано следующее значение: «Рефлексия (и., ж., книжн.) Размышление о своем психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания» [7,С.554]. В словаре иностранных слов понятие трактуется так: «Рефлексия (лат. геПехю-отражение) - размышление, полное сомнений, противоречий, анализ собственного психического состояния» (9,С.443).

Философское понятие рефлексии раскрывается в двух значениях в энциклопедическом словаре: «Рефлексия (от позднелатинского геЯехю-обращение назад). 1. Размышление, самонаблюдение, самопознание. 2. (Флс.) Форма теоретической деятельности человека, направленной на осмысление своих собственных действий и законов (12,С.914).

Возникновение понятия рефлексии связано с эпохой Возрождения — временем, когда возросла ценность человека как личности, когда индивидуальное стало не менее значительным, чем общественное, когда возможность самоопределения стала одной из свобод человека. С культурой Нового времени, стержнем и основой развития которой было стремление утвердить достоинство, ценность особого мнения и образа жизни благодаря философии антропоцентризма, провозгласившей человека, творящего мир вокруг по своей воле, в центре мироздания, связано развитие рефлексии. Уже тогда рефлексия соотносилась с категорией мышления. Известно определение рефлексии святого Фомы Аквинского как «мысли, догоняющей мысль».

Французское и английское Просвещение, еще более укрепившие материалистические позиции в понимании природы и сознания человека, в литературе и философии развернули проблематику самосознания. Так, например, Дж. Аокк считал самосознание источником особого знания, когда наблюдение направляется на внутреннее действие сознания. Для Дж. Локка рефлексия - это внимание к тому, что происходит в нас, поскольку, как писал он, «наши идеи приобретаются от ощущения и рефлексии». Д. Юм продолжил размышления Дж. Локка о рефлексии, утверждая, что идеи — это рефлексия над впечатлениями, получаемыми извне.

Мощный прорыв в философии самосознания сделала классическая немецкая философия, давшая фактически другую парадигму мышления, выразившуюся в новом способе освоения жизни человеком как духовным, разумным существом. Данная парадигма потребовала новой методологии культуры и мышления. Теоретическое обоснование человеческого интеллекта — теория мышления была создана И. Кантом, И. Фихте, Г. Гегелем.

Творчество И. Канта признается исследователями как переворот в анализе рефлексии. Особенность подхода И. Канта состояла в мысли, что освоение мира происходит в ситуации коллективной деятельности индивидов, действующих в особых субъективных формах, организующих его психическую работу, а рефлексивные процессы носят активно-деятелъност-ный характер. И. Кант заложил основы рефлексивного мышления, моделирующего или творящего понятия и образы, предвосхитив современные исследования синергетики — науки о самоорганизующихся системах.

И. Фихте, ученик И. Канта, развил его философию, подвергнув ее принципиальной критике по многим основаниям. Один из выдающихся философов советского времени Э.В. Ильенков, наиболее адекватно истолковавший немецкую классическую философию, отмечал, что философия И. Фихте факти-

чески выражает монистические устремления эпохи к созданию единой теории, единой системы всех основных понятий о жизни. И.Фихте пришел к выводу, что механизм выведения знания — это самосознание, или рефлексия. Эта мысль позже позволила определить роль рефлексии в образовании и способ получения рефлексивного знания в научно-познавательной и практической деятельности.

Обоснование немецкими философами связи рефлексии с творчеством позднее было положено в изучение природы творчества, способов культурных выходов из рефлексии, в описание инсайта. Оно, безусловно, является посылом при проектировании и использовании рефлексивных методик, направленных на развитие креативного мышления, творчества.

Рассуждения о такой форме рефлексии, как личностная, находим в работах Г.Гегеля. Его размышления об образовании приводят к пониманию роли рефлексии в развитии духовности человека. Именно Г. Гегель впервые попытался осмыслить рефлексию не только как категорию мышления, но и как эмоционально-ценностную категорию. Позднее идеи Гегеля нашли отражение в работах Д. Дьюи, который трактовал рефлексию как оценку оснований собственных убеждений. Ещё более углубленное определение рефлексии как ценностной категории дал Л. Мегцоу: «Рефлексия — родовое понятие для той интеллектуальной и эмоциональной деятельности, в которой индивидуум осмысливает свой опыт с целью прийти к новому пониманию и ценностным отношениям» [15.С.5].

С рефлексией тесно связаны проблемы символа, знака, речи, текста и его трактования. Особенно значимыми для нашего понимания являются работы Г.Х. Гадамера, М.К. Мамардашвили, М.М. Бахтина. Творчество М.М. Бахтина, например, включает в себя множество актуальных и по сей день идей в области семиотики, литературоведения, эстетики, философии и психологии, связанных с проблемой рефлексии, прямо или косвенно затрагивающих и раскрывающих ее.

Проблемы рефлексии как механизма понимания, диалога развиваются в ряде исследований философов советского периода. В них отмечается, что понимание связано с различными ситуациями человеческого сознания, в которых рефлексия играет определенную роль. М.К. Мамардашвили отмечает, что рефлексия — это «повышение ранга самомышления», реализация субъектного мышления.

Современные философские исследования рассматривают механизмы творчества через призму личностных особенностей, интуиции и рефлексии. Фи-лософско-методологический подход дает общую картину рефлексии, однако не в полной мере отвечает на вопрос, что же происходит в сознании человека при осуществлении процедуры рефлексии. В зарубежных исследованиях это связано с работами А.Бузема-на, трактовавшего рефлексию как перенесение переживания с внешнего мира на самого себя и предложившего выделить исследования рефлексии в особую область и назвать ее психологией рефлексии. В современной отечественной психологии рефлексия как психологическое явление наиболее полно описано в работах И.Н.Семенова и С.Ю. Степанова. Авторы выделяют несколько этапов развития рефлексивной психологии: онтологический, гносеологический, методологический, аксиологический.

Аксиологический этап развития рефлексии означал переход отфилософско-интеллектуальногоклич-ностно- психологическому пониманию рефлексии.

Этот этап был описан в работах С.А.Рубинштейна и последующих работах зарубежных и отечественных психологов, что дало возможность перейти «от психологизации философского понятия рефлексии к рассмотрению рефлексии в качестве объяснительного принципа психологического функционирования». Наибольший вклад в это внесли П.П.Блонский, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн. Позднее рефлексия стала рассматриваться как предмет теоретико-экспериментального изучения (Н.Г.Алексеев, В.В.Давыдов, А.3.3ак, A.A. Тюков, И.Н.Семенов).

В ряде зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследований отмечается, что рефлексия включает в себя построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок, а также переживание, припоминание и решение проблем и охватывает обращение к убеждениям в целях интерпретации, анализа, осуществления действий, обсуждения или оценки. A.A. Тюков, например, относит рефлексию ксфере сознания, а основание рефлексии, по его мнению, составляют деятельность и поступок как проявление и деятельностного, и личностного. Так рефлексия относится к трем категориям ядра психологии: сознанию, личности, деятельности. Место рефлексии A.A. Тюков определяет следующим образом: «Влияя на развитие и состояние субъективности человека, рефлексия находится в трех образующих пространствах: мышление, память, восприятие. Основанием для её возникновения является деятельность, категориальным ядром — сознание. Так рефлексия влияет опосредованно на поступок как личностную категорию». На наш взгляд, представления о рефлексии как о категории сознания, деятельности и личности дают основания для выделения интеллектуальной рефлексии, личностной рефлексии и рефлексии деятельности не только по содержанию рефлексируемых ситуаций, но и по процедуре самой рефлексии. По содержанию интеллектуальная рефлексия — это рефлексия рефлексии, личностная — рефлексия собственного «Я», рефлексия деятельности — это рефлексия оснований деятельности. Для профессионала рефлексия чаще всего начинается с рефлексии деятельности, в которую, по нашему представлению, постепенно втягиваются интеллектуальная и личностная рефлексии, так как все три категории: сознание, личность, деятельность составляют неделимое целое, присущее человеку, и определяют его поступок,

Известные работы О.С.Анисимова, В.В.Давыдова, В.И.Загвязинского, В.В. Краевского, Н.В.Кузьминой, В.В.Сластенина, П.Г.Щедровицкого и др. дают представление о рефлексии как педагогической дефиниции, описывают рефлексию как профессиональную способность, содержат исследования по развитию рефлексии в деятельности педагогов. С позиций этих исследований представляется актуальной проблема обоснования рефлексии как метода деятельности, с одной стороны, и обоснование ее как дидактического метода, с другой, для методологического обеспечения профессиональной деятельности.

Методологическое понимание рефлексии дает возможность зафиксировать повторяющиеся рефлексивные процедуры и впоследствии типизировать их для обоснования метода. Процедура рефлексии включает в себя три основных этапа: анализ деятельности, критика предшествующей деятельности на основе анализа и поиск нового образца, новой нормы деятельности.

Рефлексия — сложное интегративное качество, обусловленное индивидуальными психо-физиологи-ческими и личностными особенностями, способно-

стями и знаниями человека. Рефлексия — развиваемая способность, и наиболее эффективно это развитие происходит в условиях специально организованной деятельности. Условиями развития являются создание инновационной среды, наличие одного проблемного поля, актуализация опыта деятельности, свободная и активная межличностная коммуникация, опора на процедурные элементы рефлексии, дискуссионность.

Таким образом, представленные исследования позволяют сделать выводы, открывающие возможности исследования рефлексии как дефиниции образования:

— генезис рефлексии от философии — к методологии, от методологии — к аксиологии позволяет проследить путь ее развития от философско-интеллекту-ального к личностно-психологическому аспекту;

— философско-методологическое и психологическое толкование рефлексии неразрывно связано с процессом образования как в парадигмальном, так и технологическом смыслах;

— в основе рефлексии лежит опыт мышления, деятельности, переживания, поэтому она является условием достижения человеком вершин в своем личностном и профессиональном развитии.

Библиографический список

1. Анисимов О.С. Принципы «выращивания» и культура педагогической деятельности//Методологическая культура педагогической деятельности и мышления - М: Экономика, 1991.С.68-71.

2. Бахтин М.М. Искусство и ответственность//Эстетика словесного творчества, М.: Педагогика, 1986. С.204.

3. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наух//В 3-х томах, М.: Мысль, 1975, Т.З. С. 31.

4. Кант И. Критика чистого разума//М.: Мысль, 1994. С. 442-513.

5. Локк Д. Опыт о человеческом разумении//Сочинения в 3томах, М., 1985, Т.2.560 с.

6. Мамардашвили М.К. Сознание как философская пробле-ма.//Вопросы философии, 1990, N10. С.73-79.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. -М : Рус. яз., 1987. С. 554.

8. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психология рефлексии: проблемы исследования//Вопросы психологии, 1985. № 3.

9. Словарь иностранных слов. -М., Рус. яз., 1989. С. 443.

10. Степанов С.Ю, Ccmchod И.Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач//Вопросы психологии, 1982. № 1.

11. Тюков А.А. Квалифицированный анализ поведения человека (на примере юношеского возраста)// Психологический журнал, Т. 14, №3. С. 133.

12. Философский энциклопедический словарь. -М, 1983. С. 579.

13. Фихте И. Из переписки Фихте с Шеллингом//Вопросы философии, 1996, №3. С. 93-116.

14. Шеллинг Ф. Философия искусства//Сочинения в 3-х томах, А., 1977.

15. Mezirov 1. Delal Fostering critical reflection in adulthood: Aguide to transformative and emancipatory learning. San Francisco-Oxford, 1991. P. 5.

МЕТАЕВА Валентина Александровна, канд. пед. наук, доцент, докторант кафедры акмеологии общего и профессионального образования.

Дата поступления статьи в редакцию: 20.06.2006 г. © Метаева В.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.