Научная статья на тему 'Рефлексия: формирование нового типа мышления человека'

Рефлексия: формирование нового типа мышления человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1698
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рефлексия: формирование нового типа мышления человека»

В. А. Метаева, кандидат педагогических наук, доцент РГППУ, г. Екатеринбург

РЕФЛЕКСИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ТИПА МЫШЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Современное образование столкнулось с вызовом XXI века, в котором декларируется необходимость формирования нового типа мышления, нового сознания, нового понимания человеком своего места в обществе и мире. Эта проблема актуализирует создание новых образовательных моделей в личностной парадигме образования, разработку механизмов деятельности и мышления, на основании которых образование могло бы достойно ответить на вызов века. Одной из дефиниций современного образования становится понятие рефлексии, которое может стать основой новой парадигмы образования.

В русский язык слово «рефлексия» пришло из латинского, в разных словарях русского языка оно связывается с группой семантически близких слов: размышление, анализ, отражение, самопознание. Например, в словаре С.И.Ожегова дано следующее значение: «Рефлексия... — размышление о своем психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания» [7]. В словаре иностранных слов понятие трактуется так: «Рефлексия (лат. геАехю — отражение) — размышление, полное сомнений, противоречий, анализ собственного состояния» [9].

Философское понимание рефлексии раскрывается в двух значениях в энциклопедическом словаре: «Рефлексия (от позднелатинского геАехю — обращение назад). 1. Размышление, самонаблюдение, самопознание. 2. Форма теоретической деятельности человека, направленной на осмысление своих собственных действий и законов» [12].

Возникновение понятия рефлексии связано с эпохой Возрождения — временем, когда возросла ценность человека как личности, когда индивидуальное стало не менее значительным, чем общественное, когда возможность самоопределения стала одной из свобод человека. С культурой Нового времени, стержнем и основой развития которой было стремление утвердить достоинство, ценность особого мнения и образа жизни благодаря философии антропоцентризма, провозгласившей человека, творящего мир вокруг по своей воле, в центре мироздания, связа-

но развитие рефлексии. Уже тогда рефлексия соотносилась с категорией мышления. Известно определение рефлексии святого Фомы Аквинского как «мысли, догоняющей мысль».

Французское и английское Просвещение, еще более укрепившее материалистические позиции в понимании природы и сознания человека, в литературе и философии развернули проблематику самосознания. Так, например, Дж. Локк считал самосознание источником особого знания, когда наблюдение направляется на внутреннее действие сознания. Для Дж. Локка рефлексия — это внимание к тому, что происходит в нас, поскольку, как писал он, «наши идеи приобретаются от ощущения и рефлексии» [5]. Д.Юм продолжил размышления Дж. Локка о рефлексии, утверждая, что идеи — это рефлексия над впечатлениями, получаемыми извне.

Мощный прорыв в философии самосознания сделала классическая немецкая философия, давшая фактически другую парадигму мышления, выразившуюся в новом способе освоения жизни человеком как духовным, разумным существом. Данная парадигма потребовала новой методологии культуры и мышления. Теоретическое обоснование человеческого интеллекта — теория мышления — было создано И.Кантом, И.Фихте, Г.Гегелем [4, 3, 13].

Творчество И.Канта признается исследователями как переворот в анализе рефлексии. Особенность подхода И.Канта состояла в мысли, что освоение мира происходит в ситуации коллективной деятельности индивидов, действующих в особых субъективных формах, организующих его психическую работу, а рефлексивные процессы носят активно-деятельностный характер. И.Кант заложил основы рефлексивного мышления, моделирующего или творящего понятия и образы, предвосхитив современные исследования синергетики — науки о самоорганизующихся системах.

И.Фихте, ученик И.Канта, развил его философию, подвергнув ее принципиальной критике по многим основаниям. Один из выдающихся философов советского времени Э.В.Ильенков, наиболее адекватно истолковавший немецкую классическую философию, отмечал, что фило-

софия И.Фихте фактически выражает монистические устремления эпохи к созданию единой теории, единой системы всех основных понятий о жизни. И.Фихте пришел к выводу, что механизм выведения знания — это самосознание, или рефлексия. Эта мысль позже позволила определить роль рефлексии в образовании и способ получения рефлексивного знания в научно-познавательной и практической деятельности.

Обоснование немецкими философами связи рефлексии с творчеством позднее было использовано в изучении природы творчества, способов культурных выходов из рефлексии, в описании инсайта. Оно, безусловно, является посылом при проектировании и использовании рефлексивных методик, направленных на развитие креативного мышления, творчества.

Рассуждения о такой форме рефлексии, как личностная, находим в работах Г.Гегеля. Его размышления об образовании приводят к пониманию роли рефлексии в развитии духовности человека. Именно Г.Гегель впервые попытался осмыслить рефлексию не только как категорию мышления, но и как эмоционально-ценностную категорию. Позднее идеи Гегеля нашли отражение в работах Д.Дьюи, который трактовал рефлексию как оценку оснований собственных убеждений. Ещё более углубленное определение рефлексии как ценностной категории дал .КМег^оу: «Рефлексия — родовое понятие для той интеллектуальной и эмоциональной деятельности, в которой индивидуум осмысливает свой опыт с целью прийти к новому пониманию и ценностным отношениям». С рефлексией тесно связаны проблемы символа, знака, речи, текста и его трактования. Особенно значимыми для нашего понимания являются работы Г.Х.Гадамера, М.К.Мамардашвили, М.М.Бахтина. Творчество М.М.Бахтина, например, включает в себя множество актуальных и по сей день идей в области семиотики, литературоведения, эстетики, философии и психологии, связанных с проблемой рефлексии, прямо или косвенно затрагивающих и раскрывающих ее.

Проблемы рефлексии как механизма понимания, диалога развиваются в ряде исследований философов советского периода. В них отмечается, что понимание связано с различными ситуациями человеческого сознания, в которых рефлексия играет определенную роль. М.К.Мамардашвили отмечает, что рефлексия — это «повышение ранга самомышления», реализация субъектного мышления.

Современные философские исследования рассматривают механизмы творчества через призму личностных особенностей, интуиции и рефлексии. Философско-методологический подход

дает общую картину рефлексии, однако не в полной мере отвечает на вопрос, что же происходит в сознании человека при осуществлении процедуры рефлексии. В зарубежных исследованиях это связано с работами А.Буземана, трактовавшего рефлексию как перенесение переживания с внешнего мира на самого себя и предложившего выделить исследования рефлексии в особую область и назвать ее психологией рефлексии. В современной отечественной психологии рефлексия как психологическое явление наиболее полно описана в работах И.Н.Семенова и С.Ю.Степанова. Авторы выделяют несколько этапов развития рефлексивной психологии: онтологический, гносеологический, методологический, аксиологический.

Аксиологический этап развития рефлексии означал переход от философско-интеллектуаль-ного к личностно-психологическому пониманию рефлексии. Этот этап был описан в работах С.Л.Рубинштейна и последующих работах зарубежных и отечественных психологов, что дало возможность перейти «от психологизации философского понятия рефлексии к рассмотрению рефлексии в качестве объяснительного принципа психологического функционирования» [10]. Наибольший вклад в это внесли П.П.Блонский, Л.С.Вы-готский, С. Л .Рубинштейн. Позднее рефлексия стала рассматриваться как предмет теоретикоэкспериментального изучения (Н.Г. Алексеев,

В.В.Давыдов, А.З.Зак, А.А.Тюков, И.Н.Семенов).

В ряде зарубежных и отечественных пси-холого-педагогических исследований отмечается, что рефлексия включает в себя построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок, а также переживание, припоминание и решение проблем и охватывает обращение к убеждениям в целях интерпретации, анализа, осуществления действий, обсуждения или оценки. А.А.Тюков, например, относит рефлексию к сфере сознания, а основание рефлексии, по его мнению, составляют деятельность и поступок как проявление и деятельностного, и личностного. Так рефлексия относится к трем категориям ядра психологии: сознанию, личности, деятельности. Место рефлексии А.А.Тюков определяет следующим образом: «Влияя на развитие и состояние субъективности человека, рефлексия находится в трех образующих пространствах: мышление, память, восприятие. Основанием для её возникновения является деятельность, категориальным ядром — сознание. Так рефлексия влияет опосредованно на поступок как личностную категорию» [11]. На наш взгляд, представления о рефлексии как о категории сознания, деятельности и личности дают основания для выделения интеллектуальной рефлексии, личнос-

тной рефлексии и рефлексии деятельности не только по содержанию рефлексируемых ситуаций, но и по процедуре самой рефлексии. По содержанию интеллектуальная рефлексия — это рефлексия рефлексии, личностная — рефлексия собственного «Я», рефлексия деятельности — это рефлексия оснований деятельности. Для профессионала рефлексия чаще всего начинается с рефлексии деятельности, в которую, по нашему представлению, постепенно втягиваются интеллектуальная и личностная рефлексии, так как все три категории — сознание, личность, деятельность — составляют неделимое целое, присущее человеку, и определяют его поступок.

Известные работы О.С.Анисимова, В.В.Да-выдова, В.И.Загвязинского, В.В. Краевского,

Н.В.Кузьминой, В.В.Сластенина, П.Г.Щедровиц-кого и др. дают представление о рефлексии как педагогической дефиниции, описывают рефлексию как профессиональную способность, содержат исследования по развитию рефлексии в деятельности педагогов. С позиций этих исследований представляется актуальной проблема обоснования рефлексии как метода деятельности, с одной стороны, и обоснование ее как дидактического метода, с другой — для методологического обеспечения профессиональной деятельности.

Методологическое понимание рефлексии дает возможность зафиксировать повторяющиеся рефлексивные процедуры и впоследствии типизировать их для обоснования метода. Процедура рефлексии включает в себя три основных этапа: анализ деятельности, критика предшествующей деятельности на основе анализа и поиск нового образца, новой нормы деятельности [1].

Рефлексия — сложное интегративное качество, обусловленное индивидуальными психофизиологическими и личностными особенностями, способностями и знаниями человека. Рефлексия

— развиваемая способность, и наиболее эффективно это развитие происходит в условиях специально организованной деятельности. Условиями развития являются создание инновационной среды, наличие одного проблемного поля, актуализация опыта деятельности, свободная и активная межличностная коммуникация, опора на процедурные элементы рефлексии, дискуссионность.

Таким образом, представленные исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Генезис рефлексии от философии — к методологии, от методологии — к аксиологии позволяет проследить путь ее развития от фило-

софско-интеллектуального к личностно-психологическому аспекту.

2. Философско-методологическое и психологическое толкование рефлексии неразрывно связано с процессом образования как в парадиг-мальном, так и технологическом смыслах.

3. В основе рефлексии лежит опыт мышления, деятельности переживания, поэтому она является условием достижения человеком вершин в своем личностном и профессиональном развитии.

Литература

1. Анисимов О.С. Принципы «выращивания» и культура педагогической деятельности // Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. — М.: Экономика, 1991. —

С.68-71.

2. Бахтин М.М. Искусство и ответственность //Эстетика словесного творчества. — М.: Педагогика, 1986. — С.204.

3. Гегель Г. Энциклопедия философских наук в 3-х томах. Т.3. — М.: Мысль, 1975. — С.31.

4. Кант И. Критика чистого разума. — М.: Мысль, 1994. - С.442-513.

5. Локк Д. Опыт о человеческом разумении. Сочинения в 3-х томах. Т.2. — М., 1985. — 560 с.

6. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема //Вопросы философии. — 1990. — № 10. — С.73-79.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М.: Рус. яз., 1987. — С.554, 664.

8. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психология рефлексии: проблемы исследования //Вопросы психологии. — 1985. — № 3.

9. Словарь иностранных слов. — М.: Рус. яз., 1989. — С.443.

10. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач //Вопросы психологии. — 1982. — № 1.

11. Тюков А.А. Квалифицированный анализ поведения человека (на примере юношеского возраста) //Психологический журнал. — Т.14.

— № 3. — С.133.

12. Философский энциклопедический словарь. — М., 1983. — С.579.

13. Фихте И. Из переписки Фихте с Шеллингом //Вопросы философии. — 1996. — № 3.

— С.93-116.

14. Шеллинг Ф. Философия искусства. Сочинения в 3-х томах. — Л., 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.