Научная статья на тему 'РЕФЛЕКСИЯ КУЛЬТУРЫ В АУТСАЙДЕРСКОМ ИСКУССТВЕ (ТВОРЧЕСТВО КСЕНИИ БЕЛЯЕВОЙ)'

РЕФЛЕКСИЯ КУЛЬТУРЫ В АУТСАЙДЕРСКОМ ИСКУССТВЕ (ТВОРЧЕСТВО КСЕНИИ БЕЛЯЕВОЙ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
85
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСАЙДЕРСКОЕ ИСКУССТВО / СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / КУЛЬТУРА / ИСТОРИЯ ИСКУССТВА / МИФОЛОГИЯ / КОЛЛАЖ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / OUTSIDER ART / CONTEMPORARY ART / CULTURE / ART HISTORY / MYTHOLOGY / COLLAGE / IDENTITY / SELF-PRESENTATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Суворова Анна Александровна

Образность аутсайдерского искусства часто инспирирована различными культурными феноменами настоящего и прошлого. В обращении к смысловым и формальным кодам культуры художники-аутсайдеры обычно следуют нелинейным, авторским интерпретациям, используют неожиданные смысловые сопоставления1. Образы культуры в творчестве Ксении Беляевой направлены на осмысление картины мира, места человека в универсуме, своей индивидуальности и жизненного пути. Обращение к образам мировой культуры у Ксении Беляевой являются свободной интерпретацией мифологических и религиозных сюжетов и образов мирового искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION OF CULTURE IN MODERN RUSSIAN OUTSIDER ART (KSENIA BELIAEVA CREATION)

The imagery of outsider art is often inspired by various cultural phenomena of the present and past. Addressing to various semantic and formal culture’ codes, outsider artists usually follow nonlinear, author's interpretations and use unexpected semantic comparisons. The images of culture in the Ksenia Beliaeva’ works are aimed at comprehending the world, a person’s place in the universe, her personality and life way. Ksenia Beliaeva's appeal to the images of world culture is a free interpretation of mythological and religious plots and images of art.

Текст научной работы на тему «РЕФЛЕКСИЯ КУЛЬТУРЫ В АУТСАЙДЕРСКОМ ИСКУССТВЕ (ТВОРЧЕСТВО КСЕНИИ БЕЛЯЕВОЙ)»

СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ

RAR

УДК 7.077 ББК 85.14

10.34685/HI.2020.30.3.005

РЕФЛЕКСИЯ КУЛЬТУРЫ В АУТСАЙДЕРСКОМ ИСКУССТВЕ (ТВОРЧЕСТВО КСЕНИИ БЕЛЯЕВОЙ)

Суворова Анна Александровна,

кандидат искусствоведения, доцент, Доцент кафедры культурологии и социально-гуманитарных технологий, Пермский государственный национальный исследовательский университет,

e-mail: [email protected]

Аннотация

Образность аутсайдерского искусства часто инспирирована различными культурными феноменами настоящего и прошлого. В обращении к смысловым и формальным кодам культуры художники-аутсайдеры обычно следуют нелинейным, авторским интерпретациям, используют неожиданные смысловые сопоставления1. Образы культуры в творчестве Ксении Беляевой направлены на осмысление картины мира, места человека в универсуме, своей индивидуальности и жизненного пути. Обращение к образам мировой культуры у Ксении Беляевой являются свободной интерпретацией мифологических и религиозных сюжетов и образов мирового искусства.

Ключевые слова

Аутсайдерское искусство, современное искусство, культура, история искусства, мифология, коллаж, идентичность, самопрезентация.

35

1 См.: Суворова А.А. Религиозные мотивы в современном российском аутсайдерском искусстве: творче-

ство Владимира Зороастрова // Культурное наследие России. 2019. № 3.

Понятие «аутсайдерское искусство» возникло в начале 1970-х годов, благодаря куратору и искусствоведу Роджеру Кардиналу. Этот термин характеризует искусство художников-самоучек, темы и эстетика произведений которых выходят за пределы привычных и институционально признанных в современном им обществе языков искусства. По мысли Роджера Кардинала «"Аутсайдерское искусство" - это искусство неожиданной и часто сбивающей с толку самобытности, его выдающиеся образцы, как правило, воплощают в воображении личные миры, полностью удовлетворяя их создателя, но [эти миры] настолько далеки от нашего обычного опыта, что кажутся чуждыми и отталкивающими».2 Этот акцент на индивидуальности опыта и несхожести с существующими, современными творцу, художественными конвенциями Роджер Кардинал, отмечает в особой независимости творческого импульса, свободного от коммуникативных конвенций. Независимость от арт-конвенций приводит художника-аутсайдера к «стилю [творческого] выражения, который можно назвать аутичным в свободном от клинического значения смысле, т. е. аутсайдерское искусство часто имеет тенденцию быть скрытым,

тайным, изолированным или индифферентным

з

для потенциальной аудитории».

Но также важно отметить, что образность и формальные приемы и языки искусства художников-аутсайдеров не абсолютно изолированы от современного им социального, политического, культурного контекста. Образность аутсайдерского искусства часто обусловлена различными культурными феноменами настоящего и прошлого. В обращении к различным смысловым и формальным кодам культуры художники-аутсайдеры обычно следуют нелинейным, авторским интерпретациям, используют неожиданные сопоставления мотивов, сюжетов и архетипов. История аутсайдерского искусства знает много таких примеров: швейцарская ху-

2 Cardinal Roger. Outsider Art and the autistic creator // Phil. Trans. R. Soc. B (2009) 364, 1459-1466 http://citeseerx.ist. psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.842.9368&rep=rep 1&type=pdf C. 1460

3 Cardinal Roger. Outsider Art and the autistic creator // Phil. Trans. R. Soc. B (2009) 364, 1459-1466 http://citeseerx.ist. psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.842.9368&rep=rep 1&type=pdf C. 1461

дожница Алоиза Корбац рисует дам и кавалеров, отчасти рефлексируя виденный в юности мир высшего света; американский аутсайдер Генри Дарджер изображает вымышленный мир, с отсылкой к визуальным кодам и стилистике современных ему иллюстраций; советский художник-аутсайдер Александр Лобанов обращается к языку пропагандистских плакатов, образам коммунистических лидеров и советской символике. Но всякий раз художники-аутсайдеры создают странную, «немейнстримную» историю, не имеющую аналогий в творчестве профессиональных художников.

Многие художники-аутсайдеры приходят к творчеству в кризисные моменты своей жиз-ни.4 Творчество для художников-аутсайдеров часто выступает как возможность передать что-то глубоко личное, скрытое, невидимое или подавленное в реальном существующем мире. Переосмысляя свой путь, человек часто возвращается к первичным источникам идентичности, это обуславливает появление религиозных, этнических, национальных мотивов.5 В случае с творчеством художников-аутсайдеров мы можем выявлять осмысление этих идентичностей в их произведениях, транслируемое через сюжеты и символы. Но также эти универсальные, архетипические нарративы могут быть нелинейно соединены с образами предшествующего индивидуального опыта: жизни в семье, детских и отроческих впечатлений, обучения, полученного в юности.

Путь к творчеству у всех художников-аутсайдеров складывается по-разному: иногда это связано с глубокими травмами и лишениями, а порой - озарение и удивительный поворот личной истории.6

Творческая судьба Ксении Беляевой, художницы-аутсайдера и визионера, для контекста аут-сайдерского искусства является специфической, но не исключительной - к этому кругу художников часто относят творцов получивших профессиональное образование в «смежной» области

4 Wojcik, D. Outsider Art: Visionary Worlds and Trauma. Jackson (MI) : University Press of Mississippi, 2016.

5 Гуревич П.С. Проблема идентичности человека в философской антропологии. М., 2010.

6 Wojcik, D. Outsider Art: Visionary Worlds and Trauma. Jackson (MI) : University Press of Mississippi, 2016.

(например, американский художник-аутсайдер, архитектор по образованию Пол Лаффоли). Ксения Беляева получила образование на факультете теории и истории искусства, в 2000 году она закончила старейший художественный вуз в России - Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры, архитектуры им. И.Е.Репина в составе Академии художеств. Уже будучи студенткой искусствоведческого факультета Ксения Беляева стремилась к чему-то за пределами привычного, находящегося рядом. Но тогда Ксения Беляева не мыслила себя творцом: «Хотя творческие процессы другого рода просачивались во всем, я не предполагала, что когда-нибудь начну писать картины и стану художником. Это просто случилось».7 В 2000-е годы для Ксении Беляевой начинается время странствий и поиска себя; она покидает Россию и оставляет только что полученную профессию. Она пробует заниматься дизайном и погружается в это серьезно, проходя стажировки в различных компаниях и заканчивая курсы по дизайну; она работает дизайнером в Милане и Барселоне, изучает несколько иностранных языков, в числе которых испанский, итальянский и португальский.

Но в 2010-е годы в личной истории Ксении Беляевой происходит перелом: от прикладного искусства и работы в сфере дизайна, она приходит к независимому творчеству. Начало занятий рисованием у Ксении Беляевой отчасти связано с визионерскими озарениями и фантастическими снами, это является одном из распространенных черт в творческих биографиях художников-аутсайдеров и визионеров. Как она объясняет этот ранний этап искусства для нее был «[...] не столько эстетически ценным процессом, сколько актом медитации и ухода в себя».8 Значимость эзотерического, визионерского опыта как первоначала творческого процесса Ксения Беляева подчеркивает, описывая период 2011 - 2012 годов, именно тогда, после поездки в Южную Америку, в Гватемалу она приступает к созданию картин: «Там что-то открылось. Вдохновило мировоззрение древних и современных майя.».9

7 Авторизованное интервью А.А.Суворовой с К.В.Беляевой. 2020, 21 февраля // Личный архив А.А. Суворовой.

8 Там же.

9 Там же.

В середине 2010-х годов она переживает значительную творческую эволюцию: она пробует самые разные материалы и приемы, начиная с небольших, в альбомный листок, картинок акрилом, потом пишет на холстах большего размера, работает в различных техниках гравюры, соединяет живопись на холсте и вышивку. Синтетичность приемов у художницы обусловлена наитием, а не практикой, полученной в учебных аудиториях.

В 2019 - 2020 годы Ксения Беляева начинает новый этап своего творчества, эстетика и темы ее искусства обновляются. Творческие поиски в новом для нее направлении обусловлены погружением в экспериментальный театр и изучением древней мифологии и сказаний. В самоосознании, открытии новой себя, у Ксении Беляевой соединились театральная перформантивность и древние мистерии и ритуалы инициации. Это повлияло на изменение тематики ее произведений. Трансформируется также и техника - от холстов и вышивки художница обращается к коллажу, приемы которого позволяют Ксении Беляевой более полно и стремительно выразить свои мысли и внутренние состояния, а также соединить разные визуальные стили и языки искусства. Процесс творчества, работы над коллажами, для нее полон интуиций и озарений. По словам художницы, каждая работа подобна живому существу. Начало создания коллажей задается «блужданием» среди журнальных вырезок и «.вдруг одна или несколько фигур начинают "оживать" и просятся в коллаж», и весь процесс в целом органичен и непредсказуем.10

Главными тематическими приоритетами в творчестве Ксении Беляевой становятся тема экологии, и эзотерические компилятивные идеи: тема материальной, энергетической и духовной связи человека с миром природы, феномены и душевные циклы, спираль жизни, смерти и возрождения, переходы из одного состояния в другое. В этом природном бытии важной частью является человек - он также переживает стадии развития - эмоционального и духовного, обнародуя это в мире реальности через ритуалы и церемонии, а также проявляя в сфере бессознательного. Отношение с собственной природой как частью универсума становится для Ксении

10 Там же.

г , ' .J ц ' Щ i |

ф - . -*jjß

А /¡JP ■ - ' , / £ \ ' * ■ .

WfTTTÜW, 7Щ

•¡¡ivv? - ■*■- 1 ;/*. : з* Ц ¡5У|

тором и трансформируются в индивидуальных интерпретациях. В этих толкованиях также проявляется специфика видения художника-аутсайдера, автор соединяет в одном поле казалось бы разрозненные феномены.

Илл. 1. Ксения Беляева. Между мирами. 2019.

Бумага, коллаж, акрил. 40,5 х 29,6 см. Частная коллекция

Беляевой некоторым ядром ее творчества последних лет. Конструирование некоторой отдельной, претендующей на глобальность системы бытия, воплощенная в сотнях произведений, является характерной чертой творчества художников-аутсайдеров. Универсальные системы бытия, функционирующие по своим законам, со своими героями и знаковыми событиями, характерны для художников-аутсайдеров (наиболее симптоматично творчество Пола Лаффоли, Адольфа Вёльфли, Генри Дарджера и др.).

Мотивы и сюжеты произведений Ксении Беляевой, какими бы глобальными и «надмирны-ми» они ни казались, рефлексируют ее собственные чувства и размышления. Космос - эгрегор непостижимого и сверхъестественного на протяжении тысячелетий мировой культуры становится одним из важных мотивов ее творчества. Для художницы пространство Космоса - вовне и внутри; внутренний и внешний Космос безграничен, движения планет и галактик создают его бесконечность, а вспышки и «черные дыры» есть залог непостижимости бытия человека и мира. По мысли Ксении Беляевой, человек - часть глобального универсума, и внешнее и внутреннее взаимно влияют друг на друга как капля - на океан и океан - на каплю.11 В этой синкретично-сти мира заметно также влияние некоторых философских систем, которые «присваиваются» ав-

Авторизованное интервью А.А.Суворовой с К.В.Беляевой.

2020, 21 февраля // Личный архив А.А. Суворовой.

Илл. 2. Ксения Беляева. Бренность (мимолетность). 2019. Бумага, коллаж, акрил. 21 х 29,6 см. Частная коллекция

Другой важной темой произведений последних лет для Ксении Беляевой, профессионального искусствоведа, становятся история искусства и артефакты прошлого. В видении художницы это - история мыслей, чувств, идей, идеалов, верований, фантазий, мифов, утопий, реалий и манипуляций человечества и человечеством. Глубина и зеркальность искусства позволяют попытаться постичь непознаваемое в мире видимом и невидимом. Главным фактором выбора отдельных объектов искусства, возникающих в ее коллажах («Глаз Эроса», «Чувства между затмениями», «Ритуал плодородия», «Королева идёт!» (Илл. 3.) , «Покойся с миром, прошлое», «Чувства между затмениями») становится возможность выразить изменение и неизменность

человеческого, проявляющиеся через формы и смыслы искусства.

В искусстве и культуре главными для Ксении Беляевой становятся феномены, связанные с женским началом: художественные образы и символы прошлого избираются в оптике силы феминного. В коллажах этого круга женщина непостижима, а ее силы укоренены в древних мифологиях. По мысли Ксении Беляевой, женская природа, чувствительна к влиянию луны, к движению планет и звезд, ко времени затмений, к звериному началу. В этом контексте мерцает логика эзотерических представлений, художественной культуры и мифологии древних цивилизаций, женщина поэтически описывается Ксенией Беляевой как «. загадочное дикое существо, лунная волчица, способная проникать в глубины природы мироздания и собственной души, способная погружаться в темноту без страха и наблюдать рождение подземных цветущих побегов».12

В своем визионерском творчестве Ксения Беляева соединяет интуитивное, непредумышленное, пережитое в сновидениях и ощущениях, и феномены мировой культуры и искусства, которые взаимообогащаясь и сплетаясь создают новую образность коллажей и смысловых авторских кодов. Логика создания и творческий процесс у Ксении Беляевой феноменологически близки другим художникам-аутсайдерам, но имеют некоторую индивидуальную специфику. Художница ассоциирует себя с героинями своих произведений, помещая их в разные обстоятельства и наделяя различными, часто ирреальными, способностями и качествами; главные героини коллажей всегда прекрасны, хотя их красота и внутренние интенции нетривиальны. В этой нелинейности соединений образов культуры и свободе интерпретаций проявляется специфичность аутсай-дерского мышления. Творчество также решает и некоторые психотерапевтические задачи: через творческий жест, Ксения ментально усиливает свое «Я». В исследованиях аутсайдерского искусства, в частности в анализе проблемы феминно-сти и самопрезентации, отмечается, что данная характеристика является присущей творчеству художников-аутсайдеров и обусловлена спецификой презентации женщины в обществе.

12 Авторизованное интервью А.А.Суворовой с К.В.Беляевой. 2020. 21 февраля // Личный архив А.А. Суворовой.

Илл 3. Ксения Беляева. Королева идет! 2020.

Бумага, коллаж, акрил. 40,5 х 29,6 см. Частная коллекция

Список литературы и источников

1. Авторизованное интервью А.А.Суворовой с К.В.Беляевой. 2020, 21 февраля // Личный архив А.А. Суворовой.

2. Гуревич П.С. Проблема идентичности человека в философской антропологии // Вопр. соц. теории: Научн. альманах'2010. Т. IV: Человек в поисках идентичности. М., 2010. С. 63-87 Электронный ресурс. [Режим доступа] http://iph.ras.ru/ uplfile/root/biblio/vst/2010/04.pdf (Дата обращения 14.10.2018)

3. Рыжов Ю.В. Ignoto Deo: Новая религиозность в культуре и искусстве. М.: Смысл, 2006. Электронный ресурс. [Режим доступа] http:// www.krotov.info/lib_sec/17_r/ryzh/ov_00.htm (Дата обращения 30.09.2018)

4. Crimp D. Archives of Femininity // Outliers and American Vanguard Art / Ed. Lynne Cooke. - Chicago : University of Chicago Press, 2018. 448 p. C. 107-115

5. Girardot Norman J. Visual Culture and Religion: Outsider Art / Encyclopedia of Religion. 2005 [Электронный ресурс]. Режим доступа https://www.encyclopedia.com/environment/ encyclopedias-almanacs-transcripts-and-maps/ visual-culture-and-religion-outsider-art (Дата обращения 24.09.2018)

6. Peiry, L. Art Brut: The Origins of Outsider Art. Paris: Flammarion, 2006.

7. Rhodes, C. Outsider Art: Spontaneous Alternatives. London: Thames & Hudson, 2010.

8. Wojcik, D. Outsider Art: Visionary Worlds and Trauma / D. Wojcik. - Jackson (MI) : University Press of Mississippi, 2016. 304 p.

REFLECTION OF CULTURE IN MODERN RUSSIAN OUTSIDER ART (KSENIA BELIAEVA CREATION)

Suvorova Anna Alexandrovna,

PhD in Art History, Associate professor Associate professor of Department of Culture Studies and Social and Humanitarian

Technology Perm State University, e-mail: [email protected]

Abstract

The imagery of outsider art is often inspired by various cultural phenomena of the present and past. Addressing to various semantic and formal culture' codes, outsider artists usually follow nonlinear, author's interpretations and use unexpected semantic comparisons. The images of culture in the Ksenia Beliaeva' works are aimed at comprehending the world, a person's place in the universe, her personality and life way. Ksenia Beliaeva's appeal to the images of world culture is a free interpretation of mythological and religious plots and images of art.

Keywords

Outsider art, contemporary art, culture, art history, mythology, collage, identity, self-presentation..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.