Научная статья на тему 'Религиозный дискурс в американском аутсайдерском искусстве'

Религиозный дискурс в американском аутсайдерском искусстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
61
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Культурный код
Область наук
Ключевые слова
АУТСАЙДЕРСКОЕ ИСКУССТВО / АМЕРИКАНСКОЕ ИСКУССТВО / РЕЛИГИОЗНАЯ ТЕМА / ЭЛАЙДЖА ПИРС / УИЛЬЯМ ТОМАС ТОМПСОН / ЭДГАР ТОЛСОН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Суворова Анна Александровна

В статье анализируются предпосылки и причины обращения американских художников-аутсайдеров к религиозным сюжетам. Тема религии в творчестве аутсайдеров возникает как терапия или компенсация. Религиозные образы позволяют примириться с несправедливостью мира и обрести спасение от физических страданий, переосмыслить свой жизненный путь. Вариации использования религиозного «гипертекста» у художников-аутсайдеров развиваются от дословного следования библейскому тексту до свободной интерпретации религиозных символов и персонажей, встраивании их в авторский нарратив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS DISCOURSE IN AMERICAN OUTSIDER ART

The article investigates the background and reasons for the appeal of American outsider artists to religious subjects. The theme of religion in the work of outsiders occurs as therapy or compensation. Religious images allow to reconcile with the injustice of the world and to find salvation from physical suffering, to rethink their life path. Variations in the use of religious «hypertext» by outsider artists develop from literally following the biblical text to the free interpretation of religious symbols and characters, embedding them in the author's narrative

Текст научной работы на тему «Религиозный дискурс в американском аутсайдерском искусстве»

УДК 7.036

А. А. Суворова

РЕЛИГИОЗНЫЙ ДИСКУРС В АМЕРИКАНСКОМ АУТСАЙДЕРСКОМ ИСКУССТВЕ

В кризисные моменты жизни, переосмысляя свой путь, человек часто возвращается к первичным источникам идентичности - национальной, религиозной, этнической, территориальной. Религиозная проблематика является одной из наиболее распространенных в творчестве художников-аутсайдеров. Это во многом обусловлено ключевыми функциями религии в системе культуры: компенсаторной (религия восполняет ограниченность и зависимость людей и дает надежду на спасение, преодоление трудностей сегодняшнего бытия), коммуникативно-интегративной (благодаря религии происходит общение и объединение людей), мировоззренчески-регулятивной (религия дает определенное объяснение мира, его норм и ценностей).

В поле исследований, посвященных психике человека, за последние годы также появляются статьи, исследующие глубинные связи между психическими заболеваниями и обращением к религии [Рагдашей, Ьошах, 2013]. Исследователи-психиатры отмечают неоднозначность обращения к религии у пациентов с психическими расстройствами: она может приносить как пользу, так и вред здоровью и психическому благополучию. Ранний период научного осмысления этой проблемы - религиозного контекста в личных историях людей с психиатрическим опытом - был связан с негативным отношением к религии. Так, З. Фрейд в своем эссе «Будущее одной иллюзии» говорит об инфантилизме, присущем такому человеку, качестве, от которого необходимо избавиться [Фрейд, 1988]. При этом религия стереотипно интерпретировалась как защитная или регрессивная реакция пациентов, инструмент ухода от проблем.

Но сегодня обращение пациентов психиатрических больниц к религии начинает интерпретироваться и положительно. Опираясь на эмпирические данные, исследователи ставят под сомнение «упрощенные представления о религии как о пассивном способе реагирования или источнике отрицания заболевания» [Рагдашеп1, Ьошах, 2013]. Религия помогает обретать различные адаптивные способности, снизить уровень тревожности. Но как утверждают психиатрические

© Суворова А. А., 2019.

исследования, религия может стать потенциальным ресурсом для излечения / формирования психического благополучия в случае, если она не является первичным источником психиатрического расстройства [Pargament, Lomax, 2013].

В анализируемом материале - картинах и скульптурах на религиозную тему - творчество и религия, обладающие терапевтическим потенциалом, объединяются. Творчество для художников-аутсайдеров часто выступает как возможность передать что-то глубоко личное, скрытое, невидимое или подавленное в реальном существующем мире. Кризисные состояния, часто работающие как «спусковой механизм» обращения к творчеству, развиваются одновременно с поворотом к «первичной» религиозной идентичности. Таким примером может служить описанное в начале 1920-х годов творчество Адольфа Вёльфли - одного из наиболее известных художников-аутсайдеров, создающего свои тексты и рисунки с использованием символов и сюжетов религии [Morgenthaler, 1992].

В американской культуре религия (в отличие, например, от России) на протяжении всего ХХ века являлась значимой частью духовной жизни американцев и частью их повседневности. Для американских художников-аутсайдеров обращение к религии в искусстве часто связано с насыщенным детским опытом посещения богослужений, религиозных практик в семье и т. д., который ретроспективно ими оценивался как положительный. Важно отметить, что вариации использования религиозного «гипертекста» разнятся у художников-аутсайдеров от почти дословного следования библейскому тексту до свободных интерпретаций символов и персонажей, встраивания их в собственный авторский нарратив.

Один из известных американских художников - представителей аутсай-дерского искусства Элайджа Пирс (1892-1984) родился на американском Юге, в семье бывшего раба. В начале свой жизни Элайджа был парикмахером в Балдуи-не, а затем рабочим в долине реки Миссисипи. После смерти своей жены Элайджа Пирс становится баптистским проповедником. В 1923 году Пирс снова женился и поселился со своей второй женой в Колумбусе штата Огайо, где открыл парикмахерскую, которая включала отдельную студию для его занятий скульптурой [Outliers and American Vanguard Art, 2018, с. 358].

Скульптуры Пирса были посвящены преимущественно библейским сюжетам - тем, которые он использовал в своих проповедях. Многофигурный рельеф «Распятие» был создан Пирсом в середине 1930-х годов (ил. 1). В композиции рельефа собраны отдельные моменты истории Христа, а также введены дополнительные микросюжеты. Развитие сюжетов в рельефе идет снизу вверх. Ветхозаветные пророки расположены в самом нижнем ярусе: они как бы маршируют по краю рамы. Над ними дьявол, окруженный римскими солдатами, он держит копье и вилы. В верхней трети композиции распятый Христос смотрит

вниз на хаос, а венчает рельеф маленькая антропоморфизованная луна со стекающей кровавой слезой.

Эдгар Толсон (1904-1984) родился и всю жизнь прожил в сельской местности. В течение своей жизни он занимался крестьянским трудом, а также освоил резьбу по дереву, строя амбары и другие нужные в хозяйстве объекты. «Для души» Толсон вырезал деревянные миски, ложки и игрушечные повозки - резьба из дерева была популярным времяпрепровождением на американском Юге. После перенесенного в 1957 году удара, Толстон начинает активно заниматься резьбой по дереву, создавая как утилитарные объекты для своих друзей, так и фигурки животных и людей [Outliers and American Vanguard Art, 2018, с. 367-368].

Поделки Эдгара Толсона отличаются очень высокой степенью детализации: во всех фигурках можно рассмотреть такие детали, как брови, пальцы рук и ног, подошвы обуви. Резьба Толсона получила широкую известность благодаря Кооперативу ремесленников-любителей (the Grassroots Craftsmen cooperative), который был создан в 1966 году. Эти поделки продавались в музейных магазинах Смитсоновского института и в Гильдии художников искусств и ремесленников Кентукки.

Важно отметить, что в случае с Толсоном мы обнаруживаем влияние окружения художника на сюжеты его творчества. Поделки Толстона стали предметами коллекционирования. Джон Туска, профессор керамики, рекомендовал Толсо-ну заняться созданием более сложных сюжетов и композиций [Outliers and American Vanguard Art, 2018, с. 368]. Так Толсон начинает создавать групповые скульптуры с Адамом и Евой в Эдемском саду. Для скульптора профессора Майкла Холла и его жены Джули художник вырезал свою самую амбициозную работу: серию «Грехопадение», состоящую из восьми частей и рассказывающую истории Адама и Евы и их сыновей Каина и Авеля (илл. 2-3).

По форме, композиции и технике эта серия Толсона отсылает к местной традиции резьбы по дереву. Высокий уровень нарративности сюжета во многом обусловлен тем, что отец Толсона был проповедником, и «Грехопадение», конечно, было частым сюжетом проповедей, пересказывавшимся во всех деталях.

Другой представитель американского Юга - Альберт Вагнер (1924-2006) родился в Бассетте, штат Арканзас, и с десятилетнего возраста работал на хлопковых полях в качестве носильщика. В 1941 году, в возрасте 17 лет, он переехал со своей семьей в Кливленд, штат Огайо, где работал мойщиком посуды, прежде чем основать свою собственную компанию по перевозке мебели. Годы спустя, накануне пятидесятилетия, очищая свой подвал в рамках подготовки к празднованию, Вагнер заметил брызги краски на куске дерева и внезапно перед его глазами прошли множество воспоминаний о детстве, которые впоследствии

послужили источником вдохновением для его картин [Visionary Art Museum in Baltimore].

В последующие годы, уже после своего пятидесятилетия, Вагнер создал сотни картин и скульптур, чтобы передать историю своей жизни и свои мысли. Переехав в восточную часть Кливленда, Альберт Вагнер украшает свой дом найденными вещами и наполняет интерьер дома огромными скульптурами. Работая в своей домашней студии, он создает более 3000 картин и скульптур.

Сюжеты и образы картин Альберта Вагнера вращаются вокруг тем Ветхого Завета, а также вокруг истории его жизни и семьи, интерпретированной в свете христианских воззрений. Одно из масштабных произведений Альберта Вагнера «Исход из Египта» (1975) представляет собой авторскую интерпретацию важнейшего момента Ветхого Завета (илл. 4). Вагнер изображает в виде крошечных мазков толпу людей, ведомых Моисеем по дну расступившегося Красного моря [Visionary Art Museum in Baltimore].

Но помимо авторских интерпретаций религиозных сюжетов и образов в американском аутсайдерском искусстве встречаются случаи содержательно почти дословного пересказа текста Ветхого Завета. Уильям Томас Томпсон родился в 1935 году на молочной ферме в Южной Каролине и присоединился к пятидесят-нической баптистской церкви в возрасте 13 лет. После средней школы, в 1950-х годах Уильям служил в армии США. В 1957 году он открыл в Гринвиле маленький магазинчик, а вскоре после этого создал бизнес по продаже искусственных цветов. По мере его роста он импортировал товары из Европы и Азии, открыл офис в Гонконге и стал миллионером. В середине 1970-х годов его бизнес приходит в упадок, и он объявляет себя банкротом. Примерно в это же время Томпсона в связи с серьезным заболеванием парализует: он не может ходить и частично теряет подвижность рук. В 1989 году, по возвращении из Гонконга, Томпсон все еще отчаянно пытается спасти свое дело. Он живет на гавайском острове Оаху, пытаясь излечиться и выйти из паралитического состояния. Во время присутствия на воскресной утренней церковной службе Томпсон внезапно испытал то, что он называет «помазанием Господа»: апокалиптическое видение мира в огне [Visionary Art Museum in Baltimore]. После этого видения Томпсон бросился покупать краски и кисти. Возвращаясь домой из своей поездки, в инвалидном кресле, он держал в руках свою первую завершенную картину. В последующие месяцы он начал заполнять свой дом апокалипсическими полотнами. Главными источником его вдохновения остается книга Откровения Иоанна Богослова, и в своем творчестве Томпсон занимается ее символической репрезентацией.

Один из самых масштабных циклов Томпсона - «Семь дней творения» был подареним Музею визионерского искусства в Балтиморе (США) (илл. 5-7).

Каждый из холстов изображает один из библейских Семи дней творения. Холсты поражают масштабом и эпичностью: каждый, пастозно написанный акрилом, холст имеет размер 360х480 см. Все полотна включают в себя тексты, тщательно переписанные из Библии, а также изображения земного шара, изменяющегося по воле Господа, или тварей земных. Общая стилистика холстов Томпсона отличается экспрессионистическим размахом, яркостью и сочностью цвета и тона.

В описываемых случаях обращения американских художников аутсайдер-ского искусства к религиозным сюжетам и мотивам можно наблюдать наличие определенного личного бэкграунда: таким бэкграундом может быть религиозная семья или другое окружение, а иногда и приход в церковь в качестве проповедника (Элайджа Пирс). Во многих случаях религиозная тема в творчестве аутсайдеров возникает как некоторый терапевтический, компенсаторный инструмент, помогающий примириться с несправедливостью мира и обрести спасение от физических страданий (Уильям Томас Томпсон) или в период «третьего возраста» -время переосмысления своего жизненного пути. Творчество для американских художников-аутсайдеров становится возможностью высказать глубоко личное, скрытое или подавленное в реально существующем мире. Важно отметить, что вариации использования религиозного «гипертекста» разнятся у художников-аутсайдеров от почти дословного следования библейскому тексту (Эдгар Толсон) до свободных интерпретаций символов и персонажей, встраивании их в авторский нарратив (Элайджа Пирс).

Библиография

Фрейд, З. Будущее одной иллюзии / З. Фрейд, пер. В. В. Бибихин // Вопросы философии. - 1988. - № 8. - С. 132-160

Dewhurst C. Kurt, MacDowell Betty, MacDowell Marsha. Religious folk art in America: reflections of faith [Текст] / Kurt Dewhurst C., Betty MacDowell, Marsha MacDowell. - New York: Museum of American Folk Art, 1983. - 163 р.

Girardot Norman J. Visual Culture and Religion: Outsider Art / Encyclopedia of Religion. 2005 [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://www.encyclopedia.com/environment/encyclopedias-almanacs-transcripts-and-maps/visual-culture-and-religion-outsider-art (24.09.2018).

MacGregor, John M. The discovery of the art of the insane / John M. MacGregor. - Princeton: Princeton University Press, 1989. - 390 p.

Morgenthaler Walter. Madness and art: the life and work of Adolf W^fli [Текст] / Walter Morgenthaler. - Lincoln: University of Nebraska Press. 1992. - 156 p.

Outliers and American Vanguard Art [Текст] / Ed. Cooke Lynne. [Exhibition Catalog]. University of Chicago Press, 2018. - 412 p.

2-3. Эдгар Толсон. Серия «Грехопадение». 1970. Резьба, сборка. Дерево, краска, графит, маркер. Художественный музей Милуоки (Коллекция американского народного искусства Михаэля и Джулии Холл).

Pargament Kenneth I., Lomax James W. Understanding and addressing religion among people with mental illness / Kenneth I. Pargament, Lomax James W. // World Psychiatry. - 2013. - Feb; 12(1). - P. 26-32. [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3619169/ (02.09.2018).

Prinzhorn, Hans. Artistry of the mentally ill [Текст] / Hans Prinzhorn. - New York: Springer-Verlag, 1972. - 274 p.

Rhodes C. Outsider Art: Spontaneous Alternatives [Текст] / C. Rhodes. -London: Thames & Hudson, 2010. - 224 p.

Visionary Art Museum in Baltimore [Электронный ресурс]. -Режим доступа http://www.avam.org/our-visionaries/rev-albert-wagner.shtml (14.09.2018).

William Thomas Thompson [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://www.arthompson.com (29.09.2018).

Wojcik, D. Outsider Art: Visionary Worlds and Trauma [Текст] / D. Wojcik. -Jackson: University Press of Mississippi, 2016. - 304 p.

Иллюстрации

1. Элайджа Пирс. Распятие. Середина 1930-х. Резьба, краска, глиттер. Музей искусств Колумбуса (США)

2-3. Эдгар Толсон. Серия «Грехопадение». 1970. Резьба, сборка. Дерево, краска, графит, маркер. Художественный музей Милуоки (Коллекция американского народного искусства Михаэля и Джулии Холл).

4. Альберт Вагнер. Исход из Египта. 1975. Холст, акрил. Музей визионерского искусства в Балтиморе (США) (AVAM).

5-7. Уильям Томас Томсон. Семь дней творения. До 2006. Холст, акрил. Музей визионерского искусства в Балтиморе (США) (AVAM).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.