УДК 7.036
А. А. Суворова
РЕЛИГИОЗНЫЙ ДИСКУРС В АМЕРИКАНСКОМ АУТСАЙДЕРСКОМ ИСКУССТВЕ
В кризисные моменты жизни, переосмысляя свой путь, человек часто возвращается к первичным источникам идентичности - национальной, религиозной, этнической, территориальной. Религиозная проблематика является одной из наиболее распространенных в творчестве художников-аутсайдеров. Это во многом обусловлено ключевыми функциями религии в системе культуры: компенсаторной (религия восполняет ограниченность и зависимость людей и дает надежду на спасение, преодоление трудностей сегодняшнего бытия), коммуникативно-интегративной (благодаря религии происходит общение и объединение людей), мировоззренчески-регулятивной (религия дает определенное объяснение мира, его норм и ценностей).
В поле исследований, посвященных психике человека, за последние годы также появляются статьи, исследующие глубинные связи между психическими заболеваниями и обращением к религии [Рагдашей, Ьошах, 2013]. Исследователи-психиатры отмечают неоднозначность обращения к религии у пациентов с психическими расстройствами: она может приносить как пользу, так и вред здоровью и психическому благополучию. Ранний период научного осмысления этой проблемы - религиозного контекста в личных историях людей с психиатрическим опытом - был связан с негативным отношением к религии. Так, З. Фрейд в своем эссе «Будущее одной иллюзии» говорит об инфантилизме, присущем такому человеку, качестве, от которого необходимо избавиться [Фрейд, 1988]. При этом религия стереотипно интерпретировалась как защитная или регрессивная реакция пациентов, инструмент ухода от проблем.
Но сегодня обращение пациентов психиатрических больниц к религии начинает интерпретироваться и положительно. Опираясь на эмпирические данные, исследователи ставят под сомнение «упрощенные представления о религии как о пассивном способе реагирования или источнике отрицания заболевания» [Рагдашеп1, Ьошах, 2013]. Религия помогает обретать различные адаптивные способности, снизить уровень тревожности. Но как утверждают психиатрические
© Суворова А. А., 2019.
исследования, религия может стать потенциальным ресурсом для излечения / формирования психического благополучия в случае, если она не является первичным источником психиатрического расстройства [Pargament, Lomax, 2013].
В анализируемом материале - картинах и скульптурах на религиозную тему - творчество и религия, обладающие терапевтическим потенциалом, объединяются. Творчество для художников-аутсайдеров часто выступает как возможность передать что-то глубоко личное, скрытое, невидимое или подавленное в реальном существующем мире. Кризисные состояния, часто работающие как «спусковой механизм» обращения к творчеству, развиваются одновременно с поворотом к «первичной» религиозной идентичности. Таким примером может служить описанное в начале 1920-х годов творчество Адольфа Вёльфли - одного из наиболее известных художников-аутсайдеров, создающего свои тексты и рисунки с использованием символов и сюжетов религии [Morgenthaler, 1992].
В американской культуре религия (в отличие, например, от России) на протяжении всего ХХ века являлась значимой частью духовной жизни американцев и частью их повседневности. Для американских художников-аутсайдеров обращение к религии в искусстве часто связано с насыщенным детским опытом посещения богослужений, религиозных практик в семье и т. д., который ретроспективно ими оценивался как положительный. Важно отметить, что вариации использования религиозного «гипертекста» разнятся у художников-аутсайдеров от почти дословного следования библейскому тексту до свободных интерпретаций символов и персонажей, встраивания их в собственный авторский нарратив.
Один из известных американских художников - представителей аутсай-дерского искусства Элайджа Пирс (1892-1984) родился на американском Юге, в семье бывшего раба. В начале свой жизни Элайджа был парикмахером в Балдуи-не, а затем рабочим в долине реки Миссисипи. После смерти своей жены Элайджа Пирс становится баптистским проповедником. В 1923 году Пирс снова женился и поселился со своей второй женой в Колумбусе штата Огайо, где открыл парикмахерскую, которая включала отдельную студию для его занятий скульптурой [Outliers and American Vanguard Art, 2018, с. 358].
Скульптуры Пирса были посвящены преимущественно библейским сюжетам - тем, которые он использовал в своих проповедях. Многофигурный рельеф «Распятие» был создан Пирсом в середине 1930-х годов (ил. 1). В композиции рельефа собраны отдельные моменты истории Христа, а также введены дополнительные микросюжеты. Развитие сюжетов в рельефе идет снизу вверх. Ветхозаветные пророки расположены в самом нижнем ярусе: они как бы маршируют по краю рамы. Над ними дьявол, окруженный римскими солдатами, он держит копье и вилы. В верхней трети композиции распятый Христос смотрит
вниз на хаос, а венчает рельеф маленькая антропоморфизованная луна со стекающей кровавой слезой.
Эдгар Толсон (1904-1984) родился и всю жизнь прожил в сельской местности. В течение своей жизни он занимался крестьянским трудом, а также освоил резьбу по дереву, строя амбары и другие нужные в хозяйстве объекты. «Для души» Толсон вырезал деревянные миски, ложки и игрушечные повозки - резьба из дерева была популярным времяпрепровождением на американском Юге. После перенесенного в 1957 году удара, Толстон начинает активно заниматься резьбой по дереву, создавая как утилитарные объекты для своих друзей, так и фигурки животных и людей [Outliers and American Vanguard Art, 2018, с. 367-368].
Поделки Эдгара Толсона отличаются очень высокой степенью детализации: во всех фигурках можно рассмотреть такие детали, как брови, пальцы рук и ног, подошвы обуви. Резьба Толсона получила широкую известность благодаря Кооперативу ремесленников-любителей (the Grassroots Craftsmen cooperative), который был создан в 1966 году. Эти поделки продавались в музейных магазинах Смитсоновского института и в Гильдии художников искусств и ремесленников Кентукки.
Важно отметить, что в случае с Толсоном мы обнаруживаем влияние окружения художника на сюжеты его творчества. Поделки Толстона стали предметами коллекционирования. Джон Туска, профессор керамики, рекомендовал Толсо-ну заняться созданием более сложных сюжетов и композиций [Outliers and American Vanguard Art, 2018, с. 368]. Так Толсон начинает создавать групповые скульптуры с Адамом и Евой в Эдемском саду. Для скульптора профессора Майкла Холла и его жены Джули художник вырезал свою самую амбициозную работу: серию «Грехопадение», состоящую из восьми частей и рассказывающую истории Адама и Евы и их сыновей Каина и Авеля (илл. 2-3).
По форме, композиции и технике эта серия Толсона отсылает к местной традиции резьбы по дереву. Высокий уровень нарративности сюжета во многом обусловлен тем, что отец Толсона был проповедником, и «Грехопадение», конечно, было частым сюжетом проповедей, пересказывавшимся во всех деталях.
Другой представитель американского Юга - Альберт Вагнер (1924-2006) родился в Бассетте, штат Арканзас, и с десятилетнего возраста работал на хлопковых полях в качестве носильщика. В 1941 году, в возрасте 17 лет, он переехал со своей семьей в Кливленд, штат Огайо, где работал мойщиком посуды, прежде чем основать свою собственную компанию по перевозке мебели. Годы спустя, накануне пятидесятилетия, очищая свой подвал в рамках подготовки к празднованию, Вагнер заметил брызги краски на куске дерева и внезапно перед его глазами прошли множество воспоминаний о детстве, которые впоследствии
послужили источником вдохновением для его картин [Visionary Art Museum in Baltimore].
В последующие годы, уже после своего пятидесятилетия, Вагнер создал сотни картин и скульптур, чтобы передать историю своей жизни и свои мысли. Переехав в восточную часть Кливленда, Альберт Вагнер украшает свой дом найденными вещами и наполняет интерьер дома огромными скульптурами. Работая в своей домашней студии, он создает более 3000 картин и скульптур.
Сюжеты и образы картин Альберта Вагнера вращаются вокруг тем Ветхого Завета, а также вокруг истории его жизни и семьи, интерпретированной в свете христианских воззрений. Одно из масштабных произведений Альберта Вагнера «Исход из Египта» (1975) представляет собой авторскую интерпретацию важнейшего момента Ветхого Завета (илл. 4). Вагнер изображает в виде крошечных мазков толпу людей, ведомых Моисеем по дну расступившегося Красного моря [Visionary Art Museum in Baltimore].
Но помимо авторских интерпретаций религиозных сюжетов и образов в американском аутсайдерском искусстве встречаются случаи содержательно почти дословного пересказа текста Ветхого Завета. Уильям Томас Томпсон родился в 1935 году на молочной ферме в Южной Каролине и присоединился к пятидесят-нической баптистской церкви в возрасте 13 лет. После средней школы, в 1950-х годах Уильям служил в армии США. В 1957 году он открыл в Гринвиле маленький магазинчик, а вскоре после этого создал бизнес по продаже искусственных цветов. По мере его роста он импортировал товары из Европы и Азии, открыл офис в Гонконге и стал миллионером. В середине 1970-х годов его бизнес приходит в упадок, и он объявляет себя банкротом. Примерно в это же время Томпсона в связи с серьезным заболеванием парализует: он не может ходить и частично теряет подвижность рук. В 1989 году, по возвращении из Гонконга, Томпсон все еще отчаянно пытается спасти свое дело. Он живет на гавайском острове Оаху, пытаясь излечиться и выйти из паралитического состояния. Во время присутствия на воскресной утренней церковной службе Томпсон внезапно испытал то, что он называет «помазанием Господа»: апокалиптическое видение мира в огне [Visionary Art Museum in Baltimore]. После этого видения Томпсон бросился покупать краски и кисти. Возвращаясь домой из своей поездки, в инвалидном кресле, он держал в руках свою первую завершенную картину. В последующие месяцы он начал заполнять свой дом апокалипсическими полотнами. Главными источником его вдохновения остается книга Откровения Иоанна Богослова, и в своем творчестве Томпсон занимается ее символической репрезентацией.
Один из самых масштабных циклов Томпсона - «Семь дней творения» был подареним Музею визионерского искусства в Балтиморе (США) (илл. 5-7).
Каждый из холстов изображает один из библейских Семи дней творения. Холсты поражают масштабом и эпичностью: каждый, пастозно написанный акрилом, холст имеет размер 360х480 см. Все полотна включают в себя тексты, тщательно переписанные из Библии, а также изображения земного шара, изменяющегося по воле Господа, или тварей земных. Общая стилистика холстов Томпсона отличается экспрессионистическим размахом, яркостью и сочностью цвета и тона.
В описываемых случаях обращения американских художников аутсайдер-ского искусства к религиозным сюжетам и мотивам можно наблюдать наличие определенного личного бэкграунда: таким бэкграундом может быть религиозная семья или другое окружение, а иногда и приход в церковь в качестве проповедника (Элайджа Пирс). Во многих случаях религиозная тема в творчестве аутсайдеров возникает как некоторый терапевтический, компенсаторный инструмент, помогающий примириться с несправедливостью мира и обрести спасение от физических страданий (Уильям Томас Томпсон) или в период «третьего возраста» -время переосмысления своего жизненного пути. Творчество для американских художников-аутсайдеров становится возможностью высказать глубоко личное, скрытое или подавленное в реально существующем мире. Важно отметить, что вариации использования религиозного «гипертекста» разнятся у художников-аутсайдеров от почти дословного следования библейскому тексту (Эдгар Толсон) до свободных интерпретаций символов и персонажей, встраивании их в авторский нарратив (Элайджа Пирс).
Библиография
Фрейд, З. Будущее одной иллюзии / З. Фрейд, пер. В. В. Бибихин // Вопросы философии. - 1988. - № 8. - С. 132-160
Dewhurst C. Kurt, MacDowell Betty, MacDowell Marsha. Religious folk art in America: reflections of faith [Текст] / Kurt Dewhurst C., Betty MacDowell, Marsha MacDowell. - New York: Museum of American Folk Art, 1983. - 163 р.
Girardot Norman J. Visual Culture and Religion: Outsider Art / Encyclopedia of Religion. 2005 [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://www.encyclopedia.com/environment/encyclopedias-almanacs-transcripts-and-maps/visual-culture-and-religion-outsider-art (24.09.2018).
MacGregor, John M. The discovery of the art of the insane / John M. MacGregor. - Princeton: Princeton University Press, 1989. - 390 p.
Morgenthaler Walter. Madness and art: the life and work of Adolf W^fli [Текст] / Walter Morgenthaler. - Lincoln: University of Nebraska Press. 1992. - 156 p.
Outliers and American Vanguard Art [Текст] / Ed. Cooke Lynne. [Exhibition Catalog]. University of Chicago Press, 2018. - 412 p.
2-3. Эдгар Толсон. Серия «Грехопадение». 1970. Резьба, сборка. Дерево, краска, графит, маркер. Художественный музей Милуоки (Коллекция американского народного искусства Михаэля и Джулии Холл).
Pargament Kenneth I., Lomax James W. Understanding and addressing religion among people with mental illness / Kenneth I. Pargament, Lomax James W. // World Psychiatry. - 2013. - Feb; 12(1). - P. 26-32. [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3619169/ (02.09.2018).
Prinzhorn, Hans. Artistry of the mentally ill [Текст] / Hans Prinzhorn. - New York: Springer-Verlag, 1972. - 274 p.
Rhodes C. Outsider Art: Spontaneous Alternatives [Текст] / C. Rhodes. -London: Thames & Hudson, 2010. - 224 p.
Visionary Art Museum in Baltimore [Электронный ресурс]. -Режим доступа http://www.avam.org/our-visionaries/rev-albert-wagner.shtml (14.09.2018).
William Thomas Thompson [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://www.arthompson.com (29.09.2018).
Wojcik, D. Outsider Art: Visionary Worlds and Trauma [Текст] / D. Wojcik. -Jackson: University Press of Mississippi, 2016. - 304 p.
Иллюстрации
1. Элайджа Пирс. Распятие. Середина 1930-х. Резьба, краска, глиттер. Музей искусств Колумбуса (США)
2-3. Эдгар Толсон. Серия «Грехопадение». 1970. Резьба, сборка. Дерево, краска, графит, маркер. Художественный музей Милуоки (Коллекция американского народного искусства Михаэля и Джулии Холл).
4. Альберт Вагнер. Исход из Египта. 1975. Холст, акрил. Музей визионерского искусства в Балтиморе (США) (AVAM).
5-7. Уильям Томас Томсон. Семь дней творения. До 2006. Холст, акрил. Музей визионерского искусства в Балтиморе (США) (AVAM).