Кузнецова О.В. ©
Кандидат педагогических наук, докторант кафедры педагогики, Пятигорский государственный лингвистический университет
РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮРИДИЧЕСКИХ КАДРОВ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX НАЧАЛА XX
ВЕКА
Аннотация
В статье ретроспективно рассматривается формирование и развитие системы юридического образования в России. Автор дает источниковедческий анализ и историографический обзор литературы, затрагивающей проблемы, связанные с исследованием педагогических особенностей юридического образования в России второй половины XIXначала XXвека.
Summary
This article retrospectively considered the formation and development of legal education in Russia. The author gives a source study analysis and historiographical review of literature touches on the problems related to the study ofpedagogical features of legal education in Russia in the second half of the XIX beginning of XX-th century.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, юридическое образование. Keywords: Vocational training, legal education.
В становлении системы профессиональной подготовки юридических кадров России особое значение имеет период 1860-1910-х гг. Это время коренных перемен в государстве: отмена крепостного права, Судебная реформа и другие государственные преобразования второй половины XIX в. не только увеличили потребность российского государства и общества в квалифицированных правоведах, но и существенно повлияли на все стороны деятельности высшего юридического образования.
Выдающаяся роль юриспруденции, как науки, так и учебной дисциплины в структуре отечественной высшей школы, а также значимость профессорско-преподавательского состава и студенчества юридических факультетов в университетской среде в пореформенную эпоху явились одним из важнейших факторов, определивших облик российского юридического образования в начале XX столетии.
Сформировавшиеся в этот период научно-теоретические основы и организационные модели юридического образования являются основой и советской образовательной системой. Отличительной чертой подготовки юристов в России во второй половине XIX - начале ХХ в. является постоянное развитие тематической структуры и организации учебного процесса, связанная, во-первых, с изменением нормативной базы высшего образования; во-вторых, с научно-общественной полемикой о содержании, методах и формах преподавания юридических дисциплин.
Хотя структура юридического образования дореволюционной России активно формировалась в течение всего XIX в., особенно активным этот процесс стал с 1860-х гг. К этому времени юридические факультеты уже действовали в Московском, С.-Петербургском, Казанском, Дерптском (позднее - с 1893 г. - Юрьевском и Тартуском), Харьковском, Киевском и Гельсингфорском университетах.
Юридическая специализация пользовалась среди студенческой молодежи особой популярностью. Так, по данным на 7 октября 1863 г. в Харьковском университете числилось действительных студентов на историко-филологическом факультете 29
© Кузнецова О.В., 2012 г.
человек, на физико-математическом —113, медицинском - 130, а на юридическом - 270. Вольнослушателей было четверо на историко-филологическом факультете, 24 человека на физико-математическом, 16 на медицинском и 69 на юридическом.[1, 21]
На возросшие потребности в высокообразованных специалистах, в первую очередь юристах, для работы в судебных и иных учреждениях правительство откликнулось учреждением ряда новых университетов: Новороссийского на базе преобразованного в 1865 г. Ришельевского лицея в Одессе, Варшавского -на основе бывшей Варшавской главной школы (1869 г.), Томского (учрежден в 1878 г., открыт в 1888 г.) - в составе одного (медицинского) факультета. Юридический факультет в этом университете появился лишь в 1898 г. В 1909 г. открылся Саратовский университет и тоже сначала с одним только медицинским факультетом. Первая мировая война вынудила эвакуировать Варшавский университет в Ростов-на-Дону. Так возник Ростовский университет. После Февральской революции 1917 г. Временное правительство учредило университет в Перми. Таким образом, к октябрю 1917 г. в России имелось 12 университетов, в 11 из них действовали юридические факультеты.[2, 81-89]
Юридические науки помимо университетов преподавались в ряде других учебных заведений Российской империи, в частности, в Царскосельском (Александровском) лицее. С 1840 по 1875 гг. действовал, Нежинский юридический лицей. В 1868 г. Демидовский лицей, учрежденный в 1803 г. на средства промышленника П.Г. Демидова, как Ярославское училище высших наук, преобразуется в Демидовский юридический лицей, выпускники которого по уставу 1874 г. приравнивались к окончившим университет. В этом же 1868 г. в Москве учреждается лицей в память цесаревича Николая (позднее получивший название «Катковский»).В 1835 г. было учреждено Императорское училище правоведения, находившееся в ведомстве министерства юстиции и поставлявшее кадры для высших органов власти и управления. В 1867 г. была основана военно-юридическая академия, получившая в 1889 г. название Александровской и готовившая военных юристов. Все эти учреждения руководствовались собственными уставами и положениями и собственными программами. Постановка обучения в училище правоведения, Демидовском юридическом лицее и военно-юридической академии приближалась к университетской.[3, С.145-153]
Следует отметить, что специализированные юридические учебные заведения отличались корпоративной замкнутостью и консервативно-охранительной атмосферой. Например, в Александровский лицей и училище правоведения принимались только дети потомственных дворян, а выпускники последнего были обязаны в течение шести лет прослужить в системе органов юстиции.
По сравнению с училищем правоведения и системой лицеев, юридические факультеты российских университетов имели более демократические принципы деятельности. Принципы обучения здесь были намного более свободными, официальная идеология не навязывалась в такой степени, как это происходило в лицеях, на юридические факультеты шире принимались представители непривилегированных сословий.
Демидовский и Катковский лицеи были ближе к университетам, поскольку первый до 1851 г. находился в подчинении Московскому университету, а второй представлял собой тип учебного заведения, объединявшего гимназический и университетский курс (также на базе Московского университета). Его воспитанники после окончания восьми гимназических классов в течение трех лет посещали лекции в университете как вольнослушатели, в том числе на юридическом факультете, и держали государственные экзамены наравне со студентами, продолжая жить в лицее в соответствии со строгим внутренним распорядком и под наблюдением особых воспитателей. Катковский лицей в
1906 г. был преобразован в независимое от Московского университета закрытое учебное заведение с 4-х годичным юридическим университетским курсом.
Регулирование системы подготовки юридических кадров в дореволюционной России осуществлялось в рамках общего административного руководства образовательными учреждениями,[4,35] через аппарат министерства народного просвещения и учебных округов, а также ведомств, имевших собственные учебные заведения юридического профиля. Ими контролировалось соответствие деятельности учебных заведений действующему законодательству, а также структура и содержание учебных программ, решались вопросы финансирования и материально-технического обеспечения учебного процесса, определялась численность преподавательского состава, казеннокоштных студентов и пр.
Наличие в различные периоды некоторой степени автономии в деятельности университетов и иных, организованных по университетским образцам высших учебных заведений, обусловило развитие во второй половине XIX-начале XX веков механизмов внутреннего самоуправления юридического образования в России. Следует отметить, что основными вехами в развитии высшей школы России в конце XIX - начале XX вв. стали университетские уставы 1863 и 1884 гг.
В университетском уставе 1863 г., наиболее демократичном из университетских уставов в дореволюционной России, проявились общие либеральные тенденции, характерные для эпохи реформ Александра П.[5] По Уставу 1863 г. управление университетами организовывалось на принципах автономии университетов, как корпораций профессоров, а учебное устройство - на принципах централизации.
Профессуре была предоставлена значительная автономия, в частности -университетский совет получил право на избрание ректора, деканов, профессоров, на деление факультетов, на реорганизацию кафедр и т.п. В то же время решения университетского совета по данным вопросам должны были утверждаться министром просвещения. Университетский совет также получил право самостоятельно распределять предметы по факультетам и утверждать постановления о порядке их преподавания, утверждать соискателей в ученых степенях, рассматривать смету и т.п. Был определен порядок получения ученых степеней и званий и замещения преподавательских должностей. Университетский Устав позволял создавать новые факультеты и кафедры, существенно увеличить штат профессоров и преподавателей.
С 1863 г. университетам разрешалось иметь 5 факультетов, в том числе, и юридический. Учебный план юридического факультета был расширен за счет включения в него новых дисциплин, некоторые из которых в прежнее время считались «крамольными» и были запрещены к преподаванию.
Благодаря принятому Уставу 1863 г. профессора-юристы либерального толка (Б.Н. Чичерин, М.М. Ковалевский, Н.И. Крылов и др.) получили возможность заметно повысить научно-теоретический уровень преподавания. Опираясь на западноевропейские образцы, они стали пропагандировать, хотя и в сдержанной форме, идеи народного представительства, конституционализма, местного самоуправления, публичных свобод граждан и т.п.[6, 85-106]
Профессора более консервативного либо реакционного направления (И.Д. Беляев, В.Н. Лешков и др.) выдвигали свое прочтение философских и политических категорий права, это создавало атмосферу идейно-научной полемики.[7, 75]
Консервативный курс правительства Александра III 1880-х гг. отразился на всех сферах общественно-политической и государственной жизни. Очередным нововведением правительственной политики в области университетского, а вместе с тем и юридического образования, явился Университетский Устав 1884г., принятый под давлением М.Н.
Каткова и «катковцев», считавших, что университетская автономия несовместима с общими государственными установлениями.
В университетском уставе 1884 года по существу упразднялись все либеральные начинания устава 1863 года: была ликвидирована выборность университетских органов и профессуры, подчинены жесткому контролю со стороны министра просвещения и попечителя учебного округа все стороны академической и общественной жизни университета. Ректор университета и совет профессоров были поставлены в полное подчинение попечителю учебного округа. [8, 83.]
Уставом 1884 года было изменено положение о производстве в ученые степени. Отменялись существовавшие ранее степени действительного студента (для всех, окончивших университет) и кандидата (для окончивших университет с дипломом I степени) и оставлены две ученые степени: магистра - для сдавших по окончании университета специальные магистерские экзамены и защитивших магистерскую диссертацию, и доктора - для защитивших после магистерской докторскую диссертацию.
Правительство также предприняло ряд шагов, которые должны были косвенно ограничить прием в университеты, представителей неимущих слоев населения, которые обычно, по мнению властей, были наиболее революционно настроены, - была увеличена плата за обучение, отменены отсрочки при ее взносах и установлено, что количество освобожденных от платы за обучение не должно превышать 15% от общего числа студентов. 18 июня 1887 года был утвержден циркуляр министра народного просвещения (т.н. «циркуляр о кухаркиных детях»), согласно которому дети кучеров, лакеев, прачек и мелких лавочников и т.п. людей «не должны быть отрываемы от их среды путем доступа к среднему и высшему образованию», поскольку у них «приобретается ненависть к имущественному неравенству, неизбежному по самой природе вещей».[9,85]
Устав 1884 г. заложил основы предметной системы преподавания, частично затронул и структуру факультетов. Были упразднены кафедры истории важнейших иностранных законодательств, древних и новых, а также истории славянских законодательств, поскольку ознакомление студентов с конституциями европейских государств, признавалось «неуместным». В то же время, на юридическом факультете Петербургского университета была создана кафедра торгового права и торгового судопроизводства.
Учебный план юридического факультета по уставу 1884 г. предусматривал следующие дисциплины: энциклопедию права и историю философии права, римское право, гражданское право и судопроизводство, уголовное право и судопроизводство, государственное право, историю русского права, международное право, полицейское право, финансовое право, торговое право и судопроизводство, церковное право, политическую экономию, статистику. Кроме того студентам-юристам рекомендовалось слушать лекции на других факультетах, в частности, по логике, древней римской истории, русской истории, судебной медицине, изучать по крайней мере один иностранный язык. Наибольшее число часов отводилось на изучение римского права как наиболее совершенного выражения «жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чистая частная собственность».
Неслучайно подготовка юристов в дореволюционных российских университетах, как и в университетах Западной Европы, базировалась на основных положениях римского права. В дореволюционных университетах в течение первого года студенты изучали историю римского права, а в последующие два с половиной года - систему римского права.
Большое внимание уделялось также богословию. Согласно § 24 правил о зачете полугодий, православные студенты, не сдавшие экзамен по богословию, не получали
выпускного свидетельства. Кроме богословия на юридическом факультете обязательным предметом было церковное право.
В инструкциях и правилах, изданных Министерством народного просвещения в разъяснение Устава 1884 г., содержались выпады против «разных доктрин и теорий, претендующих на всеобщее значение и именующих себя философскими». Утверждалось, что действительным условием всех наук должна быть «общая всем людям логика здравого смысла, решения которой столь же обязательны, как и очевидность факта». Что касается юридической науки, то о ней говорилось: «подобно тому, как серьезный естествоиспытатель не теряет своего времени на бесплодные умствования о происхождении материи, так в юридической науке не приходится отыскивать начало своего начала, и притом перед слушателями, которые стеклись для приобретения знания». [10, 46-47]
Под влиянием революционных событий царское правительство 27 августа 1905 г. издало «Именной высочайший указ о временных правилах», которым отменялись наиболее реакционные статьи устава 1884 г. Были расширены права совета; должности ректора и деканов стали выборными; по новым правилам приема расширялся контингент поступающих в университет не только за счет окончивших классические гимназии, но и за счет выпускников реальных и коммерческих училищ.
XX в. ознаменовался новыми реформами в университетском образовании. В 1906 г. была введена предметная система, разрешалось свободное посещение учебных занятий при обязательном выполнении утвержденного факультетом учебного плана, сдаче соответствующих зачетов и экзаменов. Состав и программа испытаний юристов устанавливалась юридическим факультетом.
После успешного завершения обучения студент получал выпускное свидетельство с указанием сданных семестровых экзаменов. Для получения диплома необходимо было сдать государственные экзамены в особой испытательной комиссии по профилю факультета и представить сочинение по специальности.
Так, на юридическом факультете Петербургского университета в 1912 - 1913 учебном году было запланировано 9 государственных экзаменов (догма римского права, гражданское право, гражданское законодательство, уголовное право, уголовное судопроизводство, торговое право, международное право, полицейское право, финансовое право).
В конце XIX - начале XX вв. в России начала формироваться неправительственная высшая школа. В качестве примера можно упомянуть Московский городской университет им. А.Л. Шанявского, открывшийся в 1908 г. в качестве вольного университета. В его составе имелось «академическое отделение» с циклом лекций по общественно-философским и юридическим наукам. В нем читались и циклы лекций по местному самоуправлению. Среди преподавателей этого университета надо назвать С.А. Муромцева и М.Н. Терцета.[11,60-61]
Юридический факультет имелся в Психоневрологическом институте (открыт в 1907 г.), аналогичное отделение - в Нижегородском народном университете (с 1917 г.). Высоким был уровень юридического образования в Новороссийском (в Одессе) высшем международном институте (открыт в 1914 г.). Его выпускники допускались к экзаменам на юридических факультетах самых престижных университетов.
В 1915 г. в Москве открылся частный юридический институт, спустя год в нем обучалось 320 человек, окончивших перед этим полный курс гимназии. Женщины принимались с условием: сдать дополнительные экзамены за курс классической гимназии. Обучение осуществлялось по программе юридического факультета университета. Здесь преподавали И.Х. Озеров, A.M. Калистратов, С.А. Котляревский.
С 1906 г. действовало Московское общество народных университетов, организовавшее чтение лекций «по юридическому отделу» с участием профессоров В.М. Хвостова, JI.A. Комаровского, приват-доцента М.Н. Гернета и др. Программа юридического просвещения, задуманная Обществом, реализовывалась вплоть до 1917 г. После Февральской революции им активно пропагандировались идеи правового государства и народного представительства.[12,89]
В 1917 г. подготовку юристов в России осуществляли следующие общественные и частные учебные заведения: Ростовдонские высшие женские курсы, Киевские высшие женские курсы, Московские высшие женские юридические и историко-филологические курсы В.А.Полторацкой, Петроградские высшие женские курсы (Бестужевские), Петроградские высшие женские историко-литературные и юридические курсы Н.П. Раева, Московский частный юридический институт, Петроградский частный университет при Психоневрологическом институте, Московский городской университет им. А.Л. Шанявского.
Кроме того, российские студенты могли обучаться за границей в негосударственных учебных заведениях, ориентированных на русскую аудиторию. Например, Русской группой Международного союза для развития наук, искусств и образования (ее почетным членом являлся Л.Н. Толстой) была в 1901 г. в Париже учреждена Русская высшая школа общественных наук, попечительный совет которой составила профессура Сорбонны, Нового Брюссельского университета и других крупных европейских образовательных и научных структур. Школа действовала в рамках французского законодательства, в рамках которого лекторы пользовались «полной свободой преподавания под своей личной ответственностью». Среди основных курсов, объявленных Школой, значились «История политических теорий и учреждений» (читавшаяся М.М. Ковалевским, М.И. Свешниковым и В.Ю. Скал оном) и «История учреждений и учений гражданского права» (Ю.С. Гамбаров).
Однако вклад «вольных» университетов в подготовку юристов был невелик. По оценкам с 1898 по 1916 гг. выпуск юристов из общественных и частных высших учебных заведений всех типов составил 1 тыс. человек (для сравнения государственные вузы дали за тот же период 34,5 тыс. юристов). Кроме того, частные учебные заведения не давали окончившим их лицам права на государственную службу.
Частные вузы и курсы сыграли важную роль в развитии женского юридического образования в дореволюционной России. Еще в 1901 г. ученый совет Казанского университета поддержал предложения некоторых профессоров, в том числе криминолога
A.A. Пионтковского, о разрешении женщинам слушать лекции в университете. Спустя 5 лет, в 1906 г. в С.-Петербурге открылся юридический факультет на высших женских курсах, именовавшихся «бестужевскими». Там читали лекции видные профессора - Л.И. Петражицкий, И.Я. Фойницкий, A.A. Жижиленко, Ф.В. Тарановский.[13,24] Такие курсы, обычно в составе четырех университетских факультетов, открылись также в Киеве, Одессе, Варшаве и Юрьеве.
Позднее в С.-Петербурге появились частные юридические курсы Е.И. Песковой, Н.П. Раева и А.Я. Острогорского при Тенишевском коммерческом училище; И.М. Гревса и М.А. Дьяконова при женской гимназии М.Н. Стоюниной; Гарднера, посвященные памяти Франклина. В Москве с 1907 г. работали высшие женские юридические курсы
B.А. Полторацкой. 19 декабря 1911 г. женщинам с высшим образованием, в том числе юридическим, было разрешено держать экзамен на диплом правительственных высших учебных заведений, приобретать ученые степени магистра и доктора.
Однако получение женщинами высшего юридического образования в дореволюционные годы носило единичный характер и практически не вовлекало их в корпус профессиональных юридических кадров.
На основе проведенного анализа можно заключить, что в начале XX в. в системе российского юридического образования начинается постепенное отступление от консервативно-охранительных принципов и развиваются либерально-демократические процессы. В то же время, данная тенденция характеризовала внутреннюю атмосферу университетов (и юридических факультетов), но находила лишь фрагментарное отражение в российском законодательстве.
Весной 1910 г. о реформе образования заговорили в III Думе. Однако внесенный министром народного просвещения А.Н. Шварцем законопроект был отозван вновь назначенным министром Л.Л. Кассо. В итоге Устав 1884 г. продолжал действовать вплоть до февральской революции 1917 г., а затем и при Временном правительстве.
Стремление российской самодержавной власти держать юридические учебные заведения под особым административным и идеологическим контролем вполне объяснимо: именно здесь воспитывались основные кадры будущих судей, прокуроров, губернаторов, дипломатов и других высших государственных чиновников.[14,67] Социальный состав этих чиновников отражал интересы правящего элитарного слоя. Например, в 1913 г. среди судебных и прокурорских работников царской России 40,4% составляли дворяне, 28,8% - дети офицеров и чиновников, 14,5% - выходцы из духовенства, 5% - дети богатых крестьян, 4,8% - дети купцов и 2,6% - дети так называемых почетных потомственных граждан.
Подобный состав юридических управленческих кадров, с одной стороны, обеспечивался специально ориентированной системой социальной фильтрации, призванной обеспечить замкнутость корпорации чиновников-юристов, а также принципами организации обучения и воспитания в лицеях, предназначенными формировать в будущих государственных чиновниках идеологический взгляд на общество и государство в рамках официальной парадигмы.
В условиях контрреформ конца XIX - начала XX вв. министерство народного просвещения обращало особое внимание на подбор кадров в системе юридического образования: на университетские правовые кафедры назначались в подавляющем большинстве случаев лишь представители наиболее консервативной части чиновничества, сторонники официальной идеологии.
Карьера в системе юридического образования России в XIX - начале XXвв. имела хорошие перспективы: руководители лицеев и деканы юридических факультетов имели значительные шансы быть назначенными на министерские посты.
Выпускники университетов и юридических лицеев автоматически оказывались включенными в сословную систему. Окончившие с дипломом первой степени приобретали чин X класса (коллежский секретарь), второй степени - XII класса (губернский секретарь). Значительное число выпускников шло на службу в государственный аппарат по ведомству Министерства юстиции (судьи, прокуроры, следователи, нотариусы) и в юрисконсультские части казенных и коммерческих учреждений. Многие избирали «свободную профессию» адвоката, получивших в последней трети XIX в. особую общественную значимость.
Во второй половине XIX - начале XX вв. заметно возросло число министров и других высших государственных чиновников с юридическим образованием. Это, безусловно, связано с активизацией деятельности высшей школы, увеличением числа вузов, осознанием необходимости высшего образования. К 1917 г. доля юристов в выпуске высшей школы достигла 0,3, это сказаться на увеличении количества юристов среди руководителей, в том числе и высшего уровня.
Доступ в университеты выходцам из малоимущих классов, безусловно, затруднялся высокой платой за обучение. Начиная с 1863 г. уплата за обучение составляла 50 руб. в год. Абитуриенты обязаны были уплатить за первое полугодие еще до
вступительного экзамена взнос в размере 25 рублей, а затем платить отдельно за право слушания лекций, за вступительные и курсовые экзамены, за участие в лабораторных работах и т.д. Без денег прошения не принимались. Невзнос платы влек за собой исключение из университета.
Реально выходцы из беднейших категорий населения не имели возможности поступить на юридические факультеты, тем более -продолжить карьеру в рамках научно-педагогической деятельности. Данная ситуация была обусловлена и тем обстоятельством, что оставленные при юридических факультетах для подготовки к профессорскому званию должны были затрачивать на это значительные денежные средства, которыми представители беднейших социальных категорий просто не располагали.
Земская и судебная реформы 1860-х гг. дали мощный толчок к изменению структуры российского общества. Процесс формирования новой бюрократии, проникнутой идеями буржуазно-либеральной законности, был напрямую связан с изменением и законодательных норм и правопонимания в обществе.[15, 280] Юридическое образование открывало дорогу и для личной карьеры, и для «служения» в духе народнической идеологии.
Деятельность талантливых юристов-адвокатов (А.Ф. Кони, Г.В. Плевако, А. А. Маклакова) повысила общественный престиж профессии адвоката, выступавшего не столько корыстным защитником интересов своего клиента, сколько поборником справедливости. В этой связи решающее значение приобретало практическое правоведение, преподававшееся на высоком уровне первоклассными специалистами. Поэтому с точки зрения качества образования не ощущалось особой разницы между либеральной эпохой 1860-1870-х гг. и последующей реакцией. Личные цели студенческого большинства совпадали с формальной постановкой преподавания юридических дисциплин.
В конце XIX в. «самым популярным факультетом, куда шло большинство гимназистов, был юридический, и объясняется это, по-видимому, тем, что законоведение и изучение форм общественной жизни оставались вне сферы мертвящего гимназического преподавания и именно в силу этого притягивали», - пишет биограф В.А. Маклакова - Г. Адамович.[16,21]
Получить передовые представления о «сущности права» имели возможность и воспитанники Императорского училища правоведения, которые, по свидетельству поэта A.M. Жемчужникова, «познали здесь смысл великого назначения юриста в обществе. Они тянулись к литературе и искусству, сами начинали писать, что поощрялось наставниками. Не случайно среди окончивших училище было не только много великолепных юристов, но и выдающихся деятелей литературы и искусства».[17,280]
Таким образом, навязывание консервативной идеологии юридическому образованию и бюрократизация управления им в 1880-1890-е гг. не повлияли на популярность профессии юриста у российской молодежи.
В конце XIX века количество студентов-юристов превысило семь тысяч
Если в 1880 г. свыше 20% всех студентов университетов обучались на юридических факультетах, то в 1885 г. этот процент возрос до 30,2; в 1894 г. - до 36,9; в 1899 г. - до 43,1. В некоторых университетах этот процент был существенно выше. Так, на 1 января 1900 г. в Петербургском университете на юридическом факультете состояло 2099 человек или 57,8 % от общего числа студентов.
Из общего числа всех слушателей Казанского университета в 1907-1908 академическом году (3500 чел.) на юридический факультет поступило 1380 чел., включая вольнослушателей. В Юрьевском университете вследствие тесноты помещения (актовый зал пришлось превратить в аудиторию) по предписанию Министерства народного просвещения на 1907-1908 академический год был установлен комплект вновь
поступающих на юридический факультет в количестве 400 чел.[18, 84] Общее число студентов университетов России в 1910-е гг. достигло 41 тысячи человек, из них около 40% готовились стать юристами. В плане приема в университеты на 1916-1917 гг. доля юристов составляла 35,6% (в том числе - в Московский университет - 9,1%, в Петроградский - 8,2%). При этом доля юристов в Петроградском университете в 1916 г. достигала 59%.[19,78-100]
Историк российской дореволюционной системы высшего образования А.Е. Иванов в одной из своих работ приводит сведения о том, что с начала 1860- х гг. до конца XIX столетия каждый второй студент университета в России обучался на юридическом факультете. С 1898 по 1916 гг. в стране было подготовлено свыше 35 тысяч юристов. [20,243]
В 1907-1910-е гг. в университетской жизни наступает новая полоса реакции: на юридических факультетах резко усиливается влияние консервативной профессуры, прогрессивно настроенные преподаватели и студенты подвергаются гонениям. Во многих случаях последовали увольнения с работы, отстранение от преподавательской деятельности, исключения из университетов неблагонадежных студентов.
Бурная общественная жизнь российской высшей школы в сочетании с другими, уже упоминавшимися выше, негативными моментами отрицательно сказывалась на организации и качестве учебного процесса. В результате наряду с блестящими успехами отечественной юридической мысли и практической юриспруденции, наблюдается падение общего уровня подготовки юристов. Оппозиционно настроенные молодые правоведы, кроме того, не желали компрометировать себя поступлением на государственную службу, а конкуренция в адвокатуре «переполненной помощниками присяжных поверенных без постоянных доходов, без практики и надежд на ее получение»[21,89-99] была слишком велика. В результате, в среде недавних выпускников юридических факультетов формировались устойчивые антиправительственные настроения.
Система подготовки юридических кадров в предреволюционной России фактически вышла из-под контроля правительства, так же как и многие другие сферы внутренней жизни страны. Вместо кадров государственных чиновников, стоящих на страже действующего законодательства, она выпускала множество революционно настроенных молодых людей. Следует подчеркнуть, что данное явление сформировалось в рамках общих социально-политических и культурных процессов данного периода, однако в силу профессиональной специфики оппозиционность корпуса юристов особенно ярко свидетельствует о несоответствии результатов деятельности российской юридической школы конца XIX - начала XX вв. тем задачам, которые ставились перед ней государственной властью.
На основе выше изложенного можно заключить, что российская юридическая школа к 1917 г. сложилась в высокоорганизованную систему, в целом, отвечающую существовавшим в тот период мировым стандартам. Консервативное давление на систему российского юридического образования оказало существенное влияние на процессы ее развития, но это влияние не имело решающего значения: самодержавная власть не смогла превратить юридическое образование в стопроцентный компонент своей организации.
Литература
1. ОПИ ГИМ. Ф.14. Д.4479. Л.21.
2. Скрипилев Е.А. О юридическом образовании в дореволюционной России (XVIII - начало XX вв.) // Государство и право. -2000.- № 9. -С.81-89 и др.
3. Змеев В. Демидовский лицей // Высшее образование в России. -1999.- № 4.- С. 145-153; Кузьмин-Караваев В.Д. Военно-юридическая академия. СПб., 1891.
4. Иванов А.Е. Высшая школа в России в конце XIX - начале XX вв. М., 1994. С.35.
5. Шимановский М.В. Мои профессора и мое студенчество. Петербургский университет 18631867. Одесса, 1892; Московский университет в воспоминаниях современников (1755-1917). М., 1989.
6. Кони А.Ф. Собр. соч. М., 1969. Т.7. С.85-106; Кизеветтер A.A. Исторические записки. М., 1915.
7. ПСЗ. Собрание 3. СПб., 1887. Т.4. № 2404. С.75
8. Скрипилев Е.А. Указ. соч. С.83.
9. Скрипилев Е.А. Указ. соч. С.85.
10. ОПИ ГИМ. Ф.424. Д.44. Л.46-47об.; Ф.454. Оп.1. Д.35. Л.21-21об.
11. ОПИ ГИМ. Ф.108. Д.4. Л.60-61.
12. Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М., 1978. С.89
13. Очерки по истории юридических научных учреждений в СССР. М., 1976. С.24.
14. Гоголевский A.B. Очерки истории русского либерализма XIX - начала XX вв. СПб., 1996. С.67.
15. Маклаков В.А. Из воспоминаний. Нью-Йорк, 1954. С.224.
16. Адамович Г. Василий Алексеевич Маклаков. Политик, юрист, человек. Париж, 1959.С.21.
17. Российские прокуроры. XIX век. М., 1997. С.280.
18. Скрипилев Е.А. Указ. соч. С.84.
19. Высшее образование в России: очерк истории до 1917 года / Под ред. В. Г.Кинилева. М., 1995. С.78-100.
20. Иванов А.Е. Высшая школа в России в конце XIX - начале XX вв. М., 1994. С.243.
21. Буков В.А. От российского суда присяжных к пролетарскому правосудию: у истоков тоталитаризма. М., 1997. С.98-99.