Научная статья на тему 'Рефлексивные процессы в системе внутреннего мира человека'

Рефлексивные процессы в системе внутреннего мира человека Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
438
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ВНУТРЕННИЙ МИР / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ГОМЕОСТАЗ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ГЕТЕРОСТАЗ / АСИСТЕМНОСТЬ / REFLEXIVE PROCESSES / INNER WORLD / PSYCHOLOGICAL HOMEOSTASIS / PSYCHOLOGICAL HETEROSTASIS / INCONSISTENCY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Карпов Анатолий Викторович, Климонтова Татьяна Анатольевна

В статье представлены теоретические подходы, раскрывающие роль и значение рефлексивных процессов в системе внутреннего мира человека. Определены отправные точки исследования, его методологические основания. Показана сущность рефлексивных процессов в рамках структурно-полипроцессуальной парадигмы. Представлен взгляд на систему внутреннего мира человека. Охарактеризованы процессы его самоорганизации в логике метасистемного подхода, выделена дифференциация систем внутреннего мира, по их склонности к гомеостазическому или гетеростазическому бытию. Конкретизированы аспекты, с позиций которых возможно рассмотрение рефлексивных процессов на уровне системы внутреннего мира: содержательные, качественные и динамические. Констатируется, что взаимодействие рефлексивных процессов и системы внутреннего мира подчиняется принципу межсистемной гетерохронии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Карпов Анатолий Викторович, Климонтова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLEXIVE PROCESSES IN THE SYSTEM OF MAN''S INNER WORLD

The article presents theoretical approaches that reveal the role and importance of reflexive processes in the human inner world system. The starting points of research and its methodological grounds are defined. The nature of reflexive processes in the framework of the structural and polyprocessual paradigm is shown. A view on the system of man's inner world is presented. The processes of self-organization in the logic of the metasystem approach are characterized, the differentiation of the internal world systems is highlighted according to their inclination to homeostasis or heterostasis. Aspects are specified which allow one to consider reflexive processes at the level of the system of the internal world: content, quality and dynamics. It is stated that the interaction of reflexive processes and the internal world is subject to the principle of interconnection heterochrony.

Текст научной работы на тему «Рефлексивные процессы в системе внутреннего мира человека»

_40_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2016. Т. 26, вып. 3 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

УДК 1.159.9

A.В. Карпов, Т.А. Климонтова

РЕФЛЕКСИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИСТЕМЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА

В статье представлены теоретические подходы, раскрывающие роль и значение рефлексивных процессов в системе внутреннего мира человека. Определены отправные точки исследования, его методологические основания. Показана сущность рефлексивных процессов в рамках структурно-полипроцессуальной парадигмы. Представлен взгляд на систему внутреннего мира человека. Охарактеризованы процессы его самоорганизации в логике метасистемного подхода, выделена дифференциация систем внутреннего мира, по их склонности к гомеостази-ческому или гетеростазическому бытию. Конкретизированы аспекты, с позиций которых возможно рассмотрение рефлексивных процессов на уровне системы внутреннего мира: содержательные, качественные и динамические. Констатируется, что взаимодействие рефлексивных процессов и системы внутреннего мира подчиняется принципу межсистемной гетерохронии.

Ключевые слова: рефлексивные процессы, внутренний мир, психологический гомеостаз, психологический гете-ростаз, асистемность.

Введение

В ситуации методологического кризиса, характеризующего современное состояние психологии, на статус реальности как предмета науки, претендует внутренний мир человека (В .П. Зинченко [1],

B. Д. Шадриков [7]). Раскрытие сущности внутреннего мира человека, закономерностей его организации и функционирования является глобальной гносеологической проблемой для современной психологии.

Решение проблемы невозможно без раскрытия связи рефлексивных процессов и содержания внутреннего мира человека. В рамках структурно-полипроцессуальной парадигмы рефлексия понимается как принципиально гетерогенная по своему процессуальному содержанию и не может быть интерпретирована ни как унитарный процесс, ни как монометрическое свойство. Включая в себя целую систему операциональных средств, она представляет собой определенную структуру этих процессов [3]. В качестве исходного следует рассматривать следующее положение: «суть рефлексии состоит в том, что благодаря ей, достигается ощущение полноты и как бы исчерпанности репрезентации внутреннего мира - во всем многообразии его проявлений, в том числе процессуальных» [3. С. 172].

При исследовании внутреннего мира эта полипроцессуальная структура может быть понята и представлена в наиболее полном онтологическом виде. Будучи гетерогенной, рефлексия, между тем, выступает как целостность, как система. На уровне системы внутреннего мира можно увидеть сложнейшую мозаику процессов рефлексии, от когнитивного до регулятивного и метасистемного ее аспектов. С позиции обсуждаемого подхода представляется возможным не только дополнить характеристику процессов рефлексии, но и расширить представления о внутреннем мире человека и его структурно-уровневой организации.

Система внутреннего мира в логике метасистемного подхода

Система внутреннего мира человека уже исследовалась в логике метасистемного подхода [4]: выделены цель системы, критерий обособления, ее качественная определенность и структура. Это послужило основой для рассмотрения системы процессов рефлексии в отношении внутреннего мира.

Напомним, что качественную определенность внутреннего мира составляют следующие характеристики:

во-первых, идеальность - все объекты внутреннего мира существуют как идеальные формы, построенные на основе репрезентации, отражения внешних материальных объектов, а также связей и отношений между ними;

во-вторых, непосредственная представленность - человек визуализирует, описывает свой внутренний мир, причем этот мир представлен, презентирован человеку и переживается им как целостность [6];

в третьих, динамичность - внутренний мир находится в постоянной динамике, потоке непрерывных изменений, а состояние покоя в системе внутреннего мира относительно и может рассматриваться как состояние подвижного покоя [5].

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2016. Т. 26, вып. 3

Кроме того, была предпринята попытка охарактеризовать процессы самоорганизации внутреннего мира человека. Для этого были введены понятия «психологический гетеростаз» и «психологический гомеостаз».

«Психологический гетеростаз» представляет собой такое неустойчивое состояние системы внутреннего мира, при котором изменяется содержание различных элементов системы, а также связей между ними. Элементы системы находятся при этом в противоречии, что угрожает целостности. «Психологический гетеростаз» проявляется в наличии противоречий между когнитивными, аффективными компонентами внутреннего мира и поведением, а также - в рефлексии противоречий субъекта в системе внутреннего мира, «внутренней» дисгармонии.

«Психологический гомеостаз» представляет собой устойчивое состояние системы внутреннего мира, при котором отсутствуют выраженные противоречия между когнитивными, аффективными компонентами внутреннего мира и поведением, система находится в подвижном покое и характеризуется относительной стабильностью.

Для полноценного описания закономерностей самоорганизации внутреннего мира необходимо определить две субцели системы. Первая состоит в получении информации из внешнего мира; вторая предполагает упорядочение и интеграцию, как основу для дальнейшего развития системы. При этом первая цель реализуется с участием внешнесистемного процесса открытости, а вторая - с участием внутрисистемного процесса самоорганизации.

Структурные закономерности при реализации первой субцели - получении информации из внешнего мира - осуществляется у одаренных старшеклассников при переходе от психологического гомеостаза к психологическому гетеростазу и происходит посредством процесса открытости. В структуре этого перехода можно выделить следующие оставляющие: психологический гомеостаз -процесс открытости (включение когнитивного и личностного уровня) - психологический гетеростаз.

При реализации второй субцели - интеграции информации во внутреннем мире - структурные закономерности проявляются при переходе от психологического гетеростаза к гомеостазу и осуществляются посредством процесса открытости. В структуре этого перехода можно выделить следующие составляющие: психологический гетеростаз - процесс самоорганизации - психологический гомеостаз. При этом было показано, что для стабилизации системы внутреннего мира могут как использоваться внутренние ресурсы системы, так и продуцироваться новые психологические образования, с опорой на которые система преодолевает переходы от неустойчивости к устойчивому состоянию.

Можно сделать вывод о том, что самоорганизация в системе внутреннего мира существует по принципу внутрисистемной гетерохронии, предполагающей внутрисистемные перестройки, связанные с изменением иерархического взаимодействия между различными звеньями одной системы, что приводит к качественным преобразованиям системных элементов (компонентов).

Таким образом, частота функциональных взаимопереходов от психологического гетеростаза к гомеостазу порождает новое качество внутреннего мира метасистемного уровня - асистем-ность/системность.

Асистемность внутреннего мира как новое качество метасистменого уровня

Асистемность предполагает, что система внутреннего мира самостоятельно преодолевает собственные гомеостатические состояния, основанные на минимизации энергетических затрат, и получает возможность не только вносить в себя хаос, но и удерживать хаотичную, неустойчивую, энергетически затратную, гетеростазичную организацию. Метасистемность по отношению к рассматриваемой проблеме может быть понята как свойство, позволяющее системе не просто выходить за пределы самой себя, но и самостоятельно, используя внутренние ресурсы системы, определять закономерности своей организации. Очевидно, что свойство метасистемности выражено у сложных систем, достигших определенного уровня развития. Остается еще один вопрос, ответ на который крайне важен: что заставляет систему, находящуюся в гомеостазе, отклоняться от него?

Следует учитывать и то, что в систему постоянно вносятся элементы неупорядоченности, хаоса, которые на определенном этапе выступают в роли факторов их собственного развития. Объективно складывающиеся противоречия трансформируются системой в собственные внутренние противоречия. На основе этого система внутреннего мира получает источник для развития - возникновение противоречий. Именно эти противоречия, как элементы дисгармоничности, неупорядоченности, хаотичности - асистемности, становятся важнейшей категорией факторов собственного генезиса систе-

42

2016. Т. 26, вып. 3

А.В. Карпов, Т.А. Климонтова

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

мы внутреннего мира. Они характеризуются доминирующей и прогрессирующей тенденцией к нарастанию их организованности, к приданию черт всё большей системности, скоординированности, упорядоченности, целостности.

Наряду с этим происходит порциальное внесение системы противоположных черт - дезорганизации, неупорядоченности, хаотичности - асистемности. Эти черты, порождаемые самой системой, затем, однако, выступают как то, что должно быть преодолено в процессе генетического развития, то есть как внутренние факторы этого развития. Система тем самым не только «движется» от «неорганизованности» к «организации», но и сама порождает дополнительную дезорганизацию, асистем-ность как средство качественно новых и, по-видимому, более совершенных форм самой организации. Порождение, а затем преодоление этой асистемности - мощный внутренний стимул для его развертывания как такового. Вместе с тем это не просто асистемность, но асистемность продуктивная, генеративная, поскольку возникающая при этом дисгармония выступает стимулом и источником для развития системы внутреннего мира [2].

В связи с этим представляется возможным дифференцировать людей с гетеростазичной и го-меостазичной организациями внутренних миров. Гетеростазичная организация внутреннего мира, при которой система не только толерантна к состоянию психологического гетеростаза, неупорядоченности, но и сама стремится к порождению в себе асистемности, характеризуется терпимостью к противоречиям, высоким порогом перехода к психологическому гомеостазу, продолжительным временем нахождения в нем системы внутреннего мира.

Гомеостазическая организация, напротив, предполагает стремление системы к упорядоченному состоянию психологического гомеостаза, высокий порог перехода к гетеростазу, толерантность к го-меостазу и длительное время нахождения в нем.

Руководствуясь логикой данных рассуждений можно сделать ряд заключений о том, что гете-ростазически организованные системы являются в результате более структурированными и высоко организованными, интенсивно развивающимися по сравнению с системами внутреннего мира с го-меостазической организацией. Таким образом, мы снова обращаемся к ряду вопросов: Какое место занимают процессы рефлексии в этой организации? Оказывают ли они существенное влияние на стремление системы к асистемности и, в итоге, к обретению данного свойства как отличительного для этой системы, создающего ее качественную определенность и дающего основания дифференцировать ее по классу систем, имеющих специфические генетические закономерности становления?

Рефлексивные процессы и внутренний мир человека как взаимовключенные системы

Рефлексия, полипроцессуальная по своей природе, представляет собой систему взаимовключен-ную в иные системы психики, одной из которых является система внутреннего мира. Можно высказать предположение, что взаимодействие различных систем относится к межсистемной гетерохронии, связанной с неодновременным становлением этих систем и с изменениями их взаимодействия между собой, в ходе которого в различных условиях системы берут на себя ведущую, определяющую роль. Кроме того, данные системы способны выступать как ведущие психологические образования и выполнять функции управления и организации. Вероятно, перед нами стоит гносеологическая задача, которую еще предстоит решить, и это решение предполагает приближение к раскрытию закономерностей самоорганизации открытых самоорганизующихся психологических систем. На разных этапах функционирования данных систем в онтогенезе на уровне сознания с помощью процессов рефлексии нам могут быть представлены, репрезентированы с различной степенью полноты, но «усеченном виде» компоненты и элементы системы внутреннего мира. Остановимся на этом более подробно.

Рефлексивные процессы на уровне системы внутреннего мира

Рефлексивные процессы на уровне системы внутреннего мира можно рассматривать в разных аспектах. Например, в отношении содержания различных уровней системы внутреннего мира, от самоощущения и самовосприятия и т.д. до рефлексии Я концепции личности.

Наиболее интересным представляется переход к рефлексии внутреннего мира с позиции его качественных характеристик. Данные характеристики вторичны по отношению к содержанию, но необходимы для завершенной характеристики внутреннего мира как системы:

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2016. Т. 26, вып. 3

-рефлексия в отношении целостности - разделенности внутреннего мира как показателя ин-тегрированности;

-рефлексия комфорта - дискомфорта как переживания внутреннего удовлетворения; -рефлексия пустоты - наполненности как показателя насыщенности внутреннего мира; -гармоничности - дисгармоничности как внутренней согласованности.

Не менее важна попытка рассмотреть рефлексивные процессы в отношении динамических характеристик системы внутреннего мира, в частности:

-устойчивости - неустойчивости как показателя состояния внутреннего мира во времени («внутри всё очень устойчиво или хрупко и может быть легко разрушено»);

- изменения - неизменность как показатель преобразования, изменений внутреннего мира («я чувствую, что во внутреннем мире ничего не меняется / что-то меняется....»);

-рефлексия открытости - закрытости как показатель проницаемости информации во внутренний мир;

-рефлексия стремления к порядку - стремления к хаосу как показатель тенденции к доминированию во внутреннем мире системности / асистемности.

Заключение и перспективы исследования

Резюмируя вышесказанное, сформулируем некоторые выводы в отношении роли рефлексивных процессов во внутреннем мире человека:

во-первых, рефлексия обеспечивает репрезентацию на уровне сознания содержания и процессов внутреннего мира человека;

во-вторых, взаимодействие рефлексивных процессов и системы внутреннего мира подчиняется принципу межсистемной гетерохронии, в ходе которого системы в разные момента времени берут на себя определяющую роль.

Очевидно, что для более детального прояснения специфики взаимодействия рефлексивных процессов и системы внутреннего миранеобходимо проведение эмпирического исследования. Частными гипотезами могут выступать: положение о детерминации рефлексии внутреннего мира уровнем и направленностью рефлексии (для решения вопроса о ведущей роли уровня / направленности рефлексии); о связи уровня и направленности рефлексии с организацией внутреннего мира; о связи рефлексии характеристик внутреннего мира и его организации; детерминации рефлексивных процессов организацией внутреннего мира. Высказанные положения составляют основу дальнейшего исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зинченко В.П. Общество на пути к человеку психологическому // Вопросы психологии. 2009. №3. С. 3-11.

2. Карпов А.В. Психология сознания: метасистемный подход. М.: Изд. дом РАО, 2011. 678c.

3. Карпов А.В. Рефлексивная детерминация деятельности и личности. М.: РАО, 2012. 476с.

4. Карпов А.В., Климонтова Т. А. Внутренний мир интеллектуально одаренного человека: метасистемный подход: монография. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2012. 402с.

5. Пригожин И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1966. 432с.

6. Хломов Д.Н. Парадоксы гештальт-терапии. Воронеж, 2008. 143 с.

7. Шадриков В.Н. Мир внутренней жизни человека. М.: Университетская книга; Логос, 2006. 392 с.

Поступила в редакцию 18.07.16

A.V. Karpov, T.A. Klimontova

REFLEXIVE PROCESSES IN THE SYSTEM OF MAN'S INNER WORLD

The article presents theoretical approaches that reveal the role and importance of reflexive processes in the human inner world system. The starting points of research and its methodological grounds are defined. The nature of reflexive processes in the framework of the structural and polyprocessual paradigm is shown. A view on the system of man's inner world is presented. The processes of self-organization in the logic of the metasystem approach are characterized, the differentiation of the internal world systems is highlighted according to their inclination to homeostasis or heterostasis. Aspects are specified which allow one to consider reflexive processes at the level of the system of the internal world:

44_А.В. Карпов, Т.А. Климонтова_

2016. Т. 26, вып. 3 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

content, quality and dynamics. It is stated that the interaction of reflexive processes and the internal world is subject to the principle of interconnection heterochrony.

Keywords: reflexive processes, inner world, psychological homeostasis, psychological heterostasis, inconsistency.

Карпов Анатолий Викторович, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО

ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова» 150057, Россия, г. Ярославль, проезд Матросова, 9 E-mail: anvikar56@yandex.ru

Климонтова Татьяна Анатольевна, доктор психологических наук, доцент

НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управления»

664043, Россия, г. Иркутск, ул. Сергеева, 3/11, 406 E-mail: klim75@bk.ru

Karpov A.V.,

Doctor of Psychology, Professor, corresponding member of the RAO

Yaroslavl State University

Proezd Matrosova, 9, Yaroslavl, Russia, 150057

E-mail: anvikar56@yandex.ru

Klimontova T.A.,

Doctor of Psychology, Associate Professor

Siberian Academy of Law, Economics and Management Sergeeva st., 3/11, 406, Irkutsk, Russia, 664043 E-mail: klim75@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.