Научная статья на тему 'Рефлексивное эссе как средство развития профессиональной я-концепции будущего педагога'

Рефлексивное эссе как средство развития профессиональной я-концепции будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3373
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL SELF-CONCEPT / COGNITIVE COMPONENT OF SELF-CONCEPT / TEACHER / REFLECTIVE ESSAY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ Я-КОНЦЕПЦИИ / ПЕДАГОГ / РЕФЛЕКСИВНОЕ ЭССЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Купершлаг Ирина Геннадиевна

Показана содержательная трактовка понятия «профессиональная я-концепция педагога». Обоснована необходимость становления и развития профессиональной я-концепции педагога в процессе вузовской подготовки. Приведены результаты анализа, интерпретации и осмысления эмпирических данных, связанных с исследованием особенностей развития профессиональной я-концепции будущих педагогов. Материалы построены на основе использования метода анализа продуктов деятельности (рефлексивное эссе), полученных при выявлении представлений студентов первого курса педагогического факультета Томского государственного педагогического университета о содержании понятия «профессионал».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Купершлаг Ирина Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLEXIVE ESSAY AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL SELF-CONCEPT OF THE FUTURE TEACHERS

In the article the author shows the interpretation of the meaning of “teacher’s professional self-concept”. The necessity of formation and development of teacher’s professional self-concept during the course of high school preparation is established. The results of the analysis, interpretation and understanding of the empirical data relating to the study of the features of the future teachers’ professional self-concept are given. Article’s submissions are based on the use of the method of analysis of the products of activity (reflective essay) obtained by identifying first-year students’ concepts about “professional”. The research work was organized at the Pedagogical Department of Tomsk State Pedagogical University.

Текст научной работы на тему «Рефлексивное эссе как средство развития профессиональной я-концепции будущего педагога»

Вестник ТГПУ (ТБРиБиНеПп). 2016. 5 (170)

воспитание студенческой молодежи

УДК 378.6.147.88:015.325:84-4-057.175

И. Г. Купершлаг

РЕФЛЕКСИВНОЕ ЭССЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ

БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Показана содержательная трактовка понятия «профессиональная я-концепция педагога». Обоснована необходимость становления и развития профессиональной я-концепции педагога в процессе вузовской подготовки. Приведены результаты анализа, интерпретации и осмысления эмпирических данных, связанных с исследованием особенностей развития профессиональной я-концепции будущих педагогов. Материалы построены на основе использования метода анализа продуктов деятельности (рефлексивное эссе), полученных при выявлении представлений студентов первого курса педагогического факультета Томского государственного педагогического университета о содержании понятия «профессионал».

Ключевые слова: профессиональная я-концепция, когнитивный компонент я-концепции, педагог, рефлексивное эссе.

В условиях модернизации педагогического образования, задаваемого Концепцией поддержки и развития педагогического образования, и его ком-петентностного обновления перед системой высшего педагогического образования актуализируется задача обеспечения качества подготовки педагогов на уровне бакалавриата [1].

Первый профессиональный выбор, совершаемый выпускниками школы, не отличается высокой степенью осознанности. Мотивы выбора профессии также различны: увлеченность деятельностью, престижность, финансовая привлекательность, легкость трудоустройства и т. д. Уже на этапе вузовской подготовки студенты сталкиваются с рядом проблем, связанных с недостаточной степенью развитости их профессиональной я-концепции, включающей систему представлений молодого человека о своей будущей профессии и особенностях существования себя в ней. Это зачастую находит отражение в смене профиля подготовки (факультета, вуза), в изменении мотивации обучения, в изменении самооценки и т. п.

Педагогическая профессия относится к системе «человек - человек» и своей динамичностью, направленностью на диалог, творческой насыщенностью, высокой социальной значимостью предъявляет к педагогу требования постоянного совершенствования своих компетенций, соответствия динамичности социальных процессов, соотнесения своей деятельности с моральными, этическими и юридическими нормами [2]. Ценностно-смысловые, содержательные и деятельностные особенности профессии, а также проблемы входа в профессию и профессиональной подготовки, обозначенные Концепцией поддержки и развития педагогического образования, актуализируют задачу ста-

новления и развития профессиональной я-концеп-ции педагога в процессе его непрерывной профессионализации.

Профессиональная я-концепция обозначается Т. С. Джанерьян как система сопряженных с оценкой представлений человека о себе как о субъекте профессиональной деятельности и как личности, предназначенная для реализации тех или иных по содержанию смысловых отношений человека к профессии и через это для обеспечения его собственного функционирования и саморазвития (самореализации) в профессии [3]. Профессиональная я-концепция обозначается исследователями как фактор, оказывающий значительное влияние на профессиональное становление и развитие человека. Также отмечается, что уровень сформированно-сти профессиональной я-концепции влияет на успешность профессиональной социализации будущего педагога (овладение профессиональной деятельностью, вхождение в профессиональное сообщество).

Как отмечается исследователями, в рамках профессиональной я-концепции формируется образ профессии и конкретные профессиональные цели [4]. Это составляет содержание когнитивного компонента профессиональной я-концепции.

Исследование содержания когнитивного компонента профессиональной я-концепции позволит выявить имеющиеся у первокурсников представления, связанные с выбранной педагогической профессией. В ходе опытно-экспериментальной работы (ОЭР) по выявлению подходов к развитию профессиональной я-концепции будущего педагога в процессе вузовской подготовки авторами исследовался ее когнитивный компонент. Ключевым методом исследования в рамках этой ОЭР выступал ме-

тод анализа продуктов деятельности (рефлексивного эссе). Эссе представляет собой небольшое по объему и свободное по композиции прозаическое сочинение, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу [5]. Личностное (рефлексивное) эссе отражает осмысление той или иной стороны авторской личности.

В ОЭР с применением рефлексивного эссе участвовали студенты первого курса педагогического факультета Томского государственного педагогического университета направления «Психолого-педагогическое образование (бакалавриат)» в количестве 23 человек. Студентам было предложено написать рефлексивное эссе на тему «Профессионал: кто он такой? Каким я его себе представляю?». Тематика эссе позволяет сделать предположение об образе профессионала как ориентире в профессиональном развитии студента и проследить соотнесенность образа с собственной личностью [6]. Приведем данные, полученные при анализе эссе первокурсников.

Мнения всех студентов (100 %) совпали в том, что профессионал - это человек (личность), который выполняет свои профессиональные обязанности на высоком уровне. Непреходящей ценностью профессионализм обозначили 20 % респондентов. Важность теоретической (знаниевой) подготовки профессионала обозначили 52,17 % участников ОЭР. Эта позиция прослеживается в таких суждениях, как, например, «знает свое дело великолепно», «имеет теоретический базис». Выделили практическую подготовленность профессионала и ее связь с финансовой обеспеченностью 60,87 % студентов. Это отразилось в следующих ответах: «владеет необходимыми приемами и навыками», «имеет опыт», «владеет навыками и зарабатывает ими на жизнь». Отметили такое качество профессионала, как стремление к развитию, 52,17 % студентов («Желает развиваться», «Профессионал не должен останавливаться на достигнутом, он должен расти и расти, чтобы приносить пользу окружающим»).

На способность профессионала быть ответственным за себя и за других указали 17,4 % студентов. Это такие суждения, как «профессионал способен нести ответственность», «способен взять ответственность на себя не только за себя, но и за работу всего коллектива». Об уважении и понимании клиента со стороны профессионала также говорили 17,4 % студентов, иллюстрируя свою позицию следующим образом: «профессионала отличает уважительное отношение к окружающим», «он относится уважительно к своим клиентам». На наличие рефлексивности у профессионала указали 26,08 % студентов («глубокий анализ побед и поражений»). Такое качество, как настойчивость, отме-

тили 8,7 % («профессионал способен подняться после поражения»). Целеустремленность («умение мечтать и воплощать свои мечты в жизнь») выделили 13,04 % студентов. Об осознавании профессионалом границ своих профессиональных возможностей и полномочий говорили 8,7 % студентов («не действует вне рамок своей компетенции»). Качественные характеристики деятельности профессионала обозначили 8,7 % студентов («делает свое дело качественно», «работает над повышением качества своего труда»). Также студентами отмечалась способность профессионала к самоорганизации и саморазвитию, что нашло отражение в обозначении следующих характеристик: «грамотно расставляет приоритеты» (17,4 % студентов), «планирует время» (26,08 % студентов), «знает свои профессиональные возможности и постоянно их повышает» (17,4 % студентов).

О способности к позиционированию говорили 17,4 % студентов («имеет активную жизненную позицию»). Единичным образом (по 4,3 % студентов) отмечались такие личностные качества профессионала, как активность и коммуникабельность, самостоятельность, неординарность, образованность, доброта, честность, благородство. Наличие у профессионала смысла труда, мотивации, ценности профессии, устремлений, профессиональной гордости, остроты восприятия своей ответственности, способности гибко менять планы ради профессии, быть экспертом в своей деятельности также отмечали по 4,3 % студентов.

Обобщение данных анализа рефлексивных эссе студентов позволяет сделать вывод, что в целом образ профессионала у первокурсников сформирован и имеет различное содержательно-качественное наполнение: в некоторых эссе акцентируется функционально-деятельностная характеристика профессионала, в других на первый план выходят личностные характеристики профессионала, третьи акцентируют социальную позиционирован-ность профессионала.

Приведем наиболее яркий пример рефлексивного эссе с акцентированием личностных качеств профессионала: «Профессионал - это человек, который имеет чуткое сердце, добрую душу. Он должен иметь не только профессиональные навыки и качества, но и быть добрым, честным и благородным. Для меня профессионалом является личность, которая дает каждому раскрыться и почувствовать себя открытым, ведь только настоящий профессионал своего дела может своими силами предоставить человеку такую возможность. Профессионал не должен останавливаться на достигнутом, он должен расти и расти, чтобы приносить пользу окружающим. Он должен любить свою деятельность, ведь только так можно добиться успеха и

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2016. 5 (170)

поставленной цели... Настоящий профессионал -это тот, кто не потерял остроту восприятия своей ответственности, не превратился в успокоенного и самоуверенного человека, профессионал - это не только тот, кто знает свою работу отлично, а тот, кто добр, обходителен и вежлив по отношению к другим. Быть профессионалом - это талант».

Также анализ эссе позволил выявить следующие проблемные зоны, связанные с профессиональной социализацией и развитием первокурсников:

- образ профессионала, обозначаемый в эссе, носит идеализированный, обобщенный характер;

- не прослеживается взаимосвязь описываемого образа профессионала с выбранным профилем обучения;

- слабо прослеживается соотнесенность описываемого образа профессионала с собственной личностью.

Обозначенные проблемные зоны свидетельствуют об отсутствии представлений о содержательных аспектах будущей профессии и сознательной

включенности студента в процесс обучения как процесс профессионального развития. Только в двух работах (8,7 %) был поставлен вопрос «Как стать профессионалом?» и дан ответ: «Чтобы стать профессионалом, нужно развиваться, находить грамотный подход и любить свое дело, а главное -помнить, что профессионалами не рождаются, ими становятся», «Поэтому, чтобы стать профессионалом, перестаем искать волшебные способы, набираемся терпения и достигаем своих целей». Это свидетельствует, что у первокурсников слабо развито умение ставить перед собой цели профессионального развития.

Резюмируя вышеизложенное, можно заключить, что в процессе подготовки педагога в вузе необходимо целенаправленно и системно формировать профессиональную я-концепцию педагога, в частности, ее когнитивный компонент. При решении этой задачи весьма продуктивным представляется использование рефлексивно ориентированных методов.

Список литературы

1. Концепция поддержки развития педагогического образования (14.01.2014 г.). URL: М1р://минобрнауки.рф/документы/3871/файл/2676/ Концепция поддержки развития педагогического образования 11 12 13.doc (дата обращения: 25.01.2016).

2. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: МГУ, 1995. 224 с.

3. Джанерьян Т. С. Системный подход к изучению профессиональной я-концепции // Вестн. Оренбургского гос. ун-та. 2005. № 4. Прил. «Гуманитарные науки». С. 162-169.

4. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2004. 594 с.

5. Большая советская энциклопедия. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/Эссе (дата обращения: 15.11.2015).

6. Смышляева Л. Г., Яковлева А. Г. Реализация компетентностно ориентированных образовательных программ: особенности оценки результативности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 8 (86). С. 23-27.

Купершлаг И. Г., старший преподаватель, аспирант. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 16.02.2016

I. G. Kupershlag

REFLEXIVE ESSAY AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL SELF-CONCEPT

OF THE FUTURE TEACHERS

In the article the author shows the interpretation of the meaning of "teacher's professional self-concept". The necessity of formation and development of teacher's professional self-concept during the course of high school preparation is established. The results of the analysis, interpretation and understanding of the empirical data relating to the study of the features of the future teachers' professional self-concept are given. Article's submissions are based on the use of the method of analysis of the products of activity (reflective essay) obtained by identifying first-year students' concepts about "professional". The research work was organized at the Pedagogical Department of Tomsk State Pedagogical University.

Key words: professional self-concept, cognitive component of self-concept, teacher, reflective essay.

References

1. Kontseptsiyapodderzhkirazvitiyapedagogicheskogo obrazovaniya [The concept of support of pedagogical education development]. URL: http:// минобрнауки.рф/документы/3871/файл/2676/Концепция поддержки развития педагогического образования 11 12 13.doc (accessed 25 January 2016) (in Russian).

2. Klimov E. A. Obraz mira v raznotipnykh professiyakh [The image of the world in diverse professions]. Moscow, MGU Publ., 1995. 224 p. (in Russian).

3. Dzhaneryan S. T. Sistemnyy podkhod k izucheniyu professional'noy Ya-kontseptsii [Systematic approach to the study of professional self-concept]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta - Vestnik of Orenburg State University, 2005, no. 4. Application "Humanities", pp. 162-169 (in Russian).

4. Shneyder L. B. Professionai'nayaidentichnost': teoriya, eksperiment, trening: ucheb. posobiye [Professional identity: theory, experiment, training: teaching manual]. Moscow, Mosc. psikhol.-sots. in-t Publ., 2004. 594 p. (in Russian).

5. Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya [The Great Soviet Encyclopedia (GSE)]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bseracce (accessed 15 November 2015) (in Russian).

6. Smyshlyaeva L. G., Yakovleva A. G. Realizatsiya kompetentnostno orientirovannykh obrazovatel'nykh programm: osobennosti otsenki rezul'tativnosti [Realization of competent-orientated educational programs: peculiarities of estimation of the results]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2009, vol. 8 (86), pp. 23-27 (in Russian).

Kupershlag I. G.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.